Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики
от 27 ноября 2008 г. N 1180
"О целевой программе "Развитие муниципальной системы образования города Чебоксары на 2009-2012 годы"
22 декабря 2011 г.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 апреля 2017 г. N 736 настоящее решение признано утратившим силу
В целях обеспечения комплекса системных и институциональных изменений в системе образования города и создания условий для дальнейшего развития образования города Чебоксары Чебоксарское городское Собрание депутатов решило:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу "Развитие муниципальной системы образования города Чебоксары на 2009-2012 годы" (далее - Программа).
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22 декабря 2011 г. N 423 в пункт 2 настоящего решения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
2. Финансирование расходов по реализации Программы производить за счет средств, предусмотренных в бюджете города Чебоксары по отрасли "Образование" и в адресной инвестиционной программе.
3. Руководителям образовательных учреждений обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
4. Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2009 года.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Чебоксарского городского Собрания депутатов по социальному развитию и экологии (И.В. Клементьева).
Глава города Чебоксары |
Н.И. Емельянов |
Утверждена
решением Чебоксарского городского
Собрания депутатов
от 27 ноября 2008 г. N 1180
Целевая программа
"Развитие муниципальной системы образования города Чебоксары на 2009-2012 годы"
22 декабря 2011 г.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22 декабря 2011 г. N 423 в паспорт настоящей целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
Паспорт
целевой программы "Развитие муниципальной системы образования города Чебоксары на 2009-2012 годы"
Наименование Программы |
- |
целевая программа "Развитие системы образования города Чебоксары на 2009-2012 годы" (далее - Программа)
|
Заказчик Программы |
- |
администрация города Чебоксары
|
Основные разработчики Программы |
- |
управление образования администрации города Чебоксары; Центр мониторинга и развития образования при управлении образования администрации города Чебоксары
|
Исполнители Программы |
- |
управление образования администрации города Чебоксары; Центр мониторинга и развития образования при управлении образования администрации города Чебоксары; образовательные учреждения города Чебоксары; Центр развития дошкольного образования; психолого-медико-педагогическая комиссия
|
Цели и задачи Программы |
- |
создание условий для становления системы образования в городе Чебоксары в качестве устойчивого механизма социально-экономического и культурного развития города, а также эффективного ресурса повышения благосостояния граждан; обеспечить комплекс системных и институциональных изменений в системе образования города Чебоксары. Задачи Программы: создание системы объективных измерений результатов образования; реализация и отработка механизма внедрения системы оплаты труда, ориентированной на результат; достижение оптимального соотношения ресурсного обеспечения и результатов образовательной деятельности; модернизация сети образовательных учреждений для обеспечения доступности качественного образования; совершенствование системы государственно-общественного управления в сфере образования
|
| ||
Важнейшие целевые показатели Программы |
- |
формирование новых механизмов бюджетного финансирования сферы образования; увеличение удельного веса детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования; увеличение доли средних общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного образования; увеличение доли учащихся и победителей предметных олимпиад различного уровня; увеличение доли учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся по программам дополнительного образования
|
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
период действия Программы: 2009-2012 годы. Выделяются следующие основные этапы реализации Программы. 1 этап (2009-2010 годы) - разработка моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробация. 2 этап (2010-20011# годы) - закупка оборудования, инвестиции (модернизация материальной инфраструктуры образования, другие высокозатратные работы), а также осуществление методического, кадрового, информационного обеспечения мероприятий Программы. 3 этап (2012 год) - внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах
|
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
Общая финансовая потребность на реализацию Программы составляет 1196506,9 тыс. рублей. Суммы ежегодного финансирования составляют: 2009 год - 32348,0 тыс. рублей, 2010 год - 34051,0 тыс. рублей, 2011 год - 200716,7 тыс. рублей, 2012 год - 929391,2 тыс. рублей. Источники финансирования: средства федерального бюджета Российской Федерации, республиканского бюджета Чувашской Республики, бюджета города Чебоксары, внебюджетные средства
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
совершенствование механизмов бюджетного финансирования сферы образования; увеличение удельного веса детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования; увеличение доли средних (полных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного образования; увеличение доли учащихся, принявших участие в предметных олимпиадах; развитие уровня лингвистической образованности учащихся; развитие муниципальной службы медико-психолого-педагогического сопровождения детей; увеличение доли учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся по программам дополнительного образования; формирование у подрастающего поколения моделей перспективного социального поведения, умений осознанного проектирования собственной социальной роли и статуса; восстановление функции образования как условия социального благополучия человека
|
Организация контроля за реализацией Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляет постоянная комиссия Чебоксарского городского Собрания депутатов по социальному развитию и экологии. Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе их реализации в управление образования администрации города Чебоксары ежегодно к 10 февраля до 2013 года, а управление образования администрации города Чебоксары представляет сводный отчет в постоянную комиссию Чебоксарского городского Собрания депутатов по социальному развитию и экологии ежегодно к 10 марта до 2013 года. Текущее управление и координация исполнения Программы осуществляется управлением образования администрации города Чебоксары (основным разработчиком Программы) и администрацией города Чебоксары
|
Оценка эффективности Программы |
- |
соответственно поставленным целям Программы на период ее реализации ожидаемые результаты реализации Программы разделены на три вида: результаты непосредственно в самой отрасли образования, основные социально-политические и социо-культурные# изменения, а также основные изменения в экономике города, которым будет способствовать реализация Программы. Все мероприятия Программы нацелены на достижение задач, позволяющих достичь позитивных изменений. Оценка эффективности будет проводиться через систему индикаторов и целевых показателей. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Объект целевой программы "Развитие муниципальной системы образования города Чебоксары на 2009-2012 годы" (далее - Программа) - система образования города Чебоксары.
Программа определяет комплекс целей, задач и приоритетов муниципальной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по созданию условий для модернизации системы образования и становления ее как средства развития человеческого потенциала города Чебоксары, повышения качества жизни населения.
Программа разработана в соответствии с основными направлениями Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года и Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы.
Главное конкурентное преимущество любого муниципалитета связано с развитием человеческого потенциала, в частности - с повышением уровня образования населения. Именно в сфере образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста города Чебоксары в средне- и долгосрочной перспективе.
Сегодня недостаточно развиты механизмы, обеспечивающие связь развития человеческого потенциала с ростом благосостояния граждан. Образование, которое не сказывается на успешности граждан и эффективности экономики, не может считаться качественным. На решение этих задач направлена федеральная образовательная политика.
Реализация муниципальной программы развития образования города Чебоксары "Столичное образование на 2005-2007 годы", утвержденной решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 26 января 2005 года N 1511, позволила:
провести эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования и подготовиться к переходу на новые образовательные стандарты;
осуществить подготовку и реализацию эксперимента по введению единого государственного экзамена и заложить основы внешней объективной оценки качества образования;
создать условия для оптимизации сети образовательных учреждений, поставки в школы компьютерной техники, оснащения ресурсных и базовых школ лабораториями химии, физики, оснащение кабинетов биологии, географии, иностранного языка, технологии и пр.;
внести изменения в систему управления образованием, придать ей общественный характер путем создания городского попечительского совета образования, управляющих и попечительских советов в образовательные учреждения города;
продолжить работы по информатизации образования путем использования новых информационных технологий на всех ступенях обучения, расширения доступа в сеть Интернет, подготовки педагогического персонала.
В целом реализация муниципальной программы позволила приступить к созданию условий модернизации муниципального образования: накоплен кадровый инновационный потенциал, создана определенная материальная база, ведутся научные разработки, приобретен опыт распределения финансовых средств на конкурсной основе, управление образованием приобретает государственно-общественный характер.
В настоящее время система общего и профессионального образования города находится под влиянием демографической нестабильности. В 2007-2008 годах наблюдается увеличение приема в 1-е классы. В дошкольном образовании наблюдается следующий процесс: в связи с ростом рождаемости начиная с 2001 года увеличивается потребность в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ).
Если характеризовать муниципальную систему дошкольного образования, то можно констатировать следующее.
Статистика констатирует увеличение численности детей, посещающих дошкольные учреждения города. В учреждениях всех типов и видов воспитывается 21143 ребенка, что на тысячу больше, чем в предыдущем году. Процент охвата детей в возрасте от одного года до 7 лет услугами дошкольного образования составляет 79,9%. Несмотря на то, что процент детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, с 2003 по 2008 годы увеличился на 7,7%, что свидетельствует о положительной динамике в этом вопросе, ситуация удовлетворения спроса населения на услуги дошкольного образования остается острой. В целях решения данной проблемы Чебоксарским городским Собранием депутатов утверждена муниципальная программа развития дошкольного образования города Чебоксары на 2006-2008 годы, которая предусматривает систему мероприятий по развитию сети дошкольных учреждений и новых форм дошкольного образования. В рамках данной программы завершается строительство пристроя к действующему ДОУ N 52, проводится реконструкция зданий ДОУ N 172 и N 130. В действующих детских садах проведена инвентаризация помещений, используемых не по назначению, которая позволит дополнительно открыть с 1 сентября 13 групп на 210 мест. Ориентируясь на потребности населения и современные тенденции развития образования, администрация города Чебоксары рассматривает две заявки на строительство частных детских садов.
Осуществляя дифференцированный подход к семьям воспитанников, в детских садах активно внедряются новые формы дошкольного образования. С каждым годом увеличивается количество интегрированных групп, индивидуально-дифференцированного развития детей, кратковременного пребывания детей, выходного дня, с комфортными условиями пребывания, групп "развития" интеллектуального, художественно-эстетического, оздоровительного направления. В 2007-2008 году Чувашская Республика включилась в федеральный эксперимент по апробированию моделей предшкольного образования детей. ДОУ NN 9, 174, 177, 181 города Чебоксары стали республиканской экспериментальной площадкой по реализации проекта "Уверенный старт".
Воспитательно-образовательный процесс в детских садах строится на основе комплексных программ, утвержденных и рекомендованных Министерствами образования Российской Федерации и Чувашской Республики, всего реализуется 9 комплексных программ, направленных на общее развитие ребенка, 27 парциальных программ, направленных на физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, личностное развитие ребенка. Наряду с основным образованием в дошкольных учреждениях города оказывается широкий спектр дополнительных образовательных и оздоровительных услуг. Всего дополнительным образованием охвачено 38,6% ребенка, посещающих ДОУ.
В целях выполнения поручения главы города Чебоксары и реализации задач по развитию материально-технической базы ДОУ города в 2007 году разработана и реализуется муниципальная программа по благоустройству территорий детских садов. Мероприятия, намеченные в рамках данной программы, помогут укрепить и модернизировать имеющуюся материально-техническую базу в детских садах путем установления современных теневых навесов, малых игровых форм, реконструкции прогулочных площадок.
Меры, принимаемые администрацией города, позволяют сегодня говорить не только о сохранении сети дошкольных учреждений, но и характеризовать городскую систему дошкольного образования как стабильно функционирующую, развивающуюся.
В области совершенствования качества и эффективности общего среднего образования необходимо выделить следующие приоритеты.
К числу важнейших задач современного школьного образования относятся обновление содержания общего образования с учетом современных потребностей страны и общемировых тенденций, его существенная разгрузка и приведение в соответствие с возрастными особенностями, склонностями и интересами детей; формирование у учащихся способности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач; повышение личностного смысла, индивидуализация и дифференциация образования. Поэтому остро стоит вопрос о повышении качества образования как направляющей силы осуществления преобразований.
Профильное обучение позволяет более целенаправленно использовать имеющийся ресурс, обеспечить разноуровневое и разноспособное учение и, опираясь на склонности и способности обучающихся, удовлетворять их образовательные потребности, дать им возможность выбрать свою траекторию образования и более глубоко изучить учебный материал по избранному направлению. Вследствие чего профильное обучение призвано стать определяющим звеном повышения качества образования. Существующая сеть образовательных учреждений города Чебоксары охватывает предпрофильной подготовкой 83,9% учащихся 9 классов (2005-2006 учебный год - 24,5%) и 62,2% старшеклассников профильным обучением (2005-2006 учебный год - 13,1%). Однако, в некоторых школах предпрофильная подготовка девятиклассников не осуществляется на должном уровне. Анализ выбора профиля показал, что школьники отдают предпочтение гуманитарному профилю. Медленно увеличивается количество желающих учиться в технических и социально-экономических классах, не удается поднять престиж у подростков агротехнических и военно-спортивных профилей. Сложившаяся ситуация может измениться, если будет широкое сотрудничество родителей, работодателей, представителей ветеранских, молодежных и иных организаций в предпрофильном определении детей.
Образование, стремясь стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, должно активно использовать разные формы и модели объединения и рационального использования ресурсов образовательных учреждений. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений дает возможность развитию способов обеспечения доступного и качественного образования для учащихся. В настоящее время в муниципальной системе образования сложилась определенная практика сетевого взаимодействия образовательных учреждений, которая представлена организационными формами: сетевые образовательные программы, сетевые экспериментальные программы, сетевые проекты, сетевые структуры. Наиболее востребованными и способствующими созданию условий для качественного образования являются ресурсные центры, которые обладают достаточным материальным и кадровым потенциалом. Сегодня в городе работают 4 ресурсных центра на базе лицея N 2, лицея N 3, средней общеобразовательной школы N 40 и Центра дополнительного образования. В рамках реализации различных проектов и программ в трех ресурсных центрах проведено комплектование учебных кабинетов физики, химии, биологии, географии, русского языка, ИЗО, математики, английского языка, слесарных мастерских и пр. на сумму более 4,7 млн.руб. Ресурсные центры предлагают потребителям различные образовательные услуги: обучение по различным профилям, элективные курсы, спецкурсы, в том числе образование для взрослых.
Государственная политика по формированию интеллектуального потенциала нации требует постоянного внимания и всесторонней поддержки наиболее талантливых и одаренных детей. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одним из приоритетных направлений деятельности управления образования администрации города Чебоксары. В городе за последние годы сложилась определенная система работы с одаренными детьми, а также созданы определенные условия для личностно-ориентированного образования. В целях выявления, развития и поддержки одаренных детей в городе ежегодно проводятся: предметные олимпиады, научно-практическая конференция школьников, конкурсы компьютерного творчества, фестивали, конкурсы рисунков, сочинений и т.д. В 2006-2007 учебном году проведено 27 олимпиад по общеобразовательным предметам и интеллектуальная игра младших школьников. В предметных олимпиадах приняло участие 6695 учащихся 5-11 классов, в интеллектуальной игре - 270 учащихся 3-4 классов; по итогам олимпиад присуждено 686 призовых мест. Учащиеся школ города Чебоксары достойно выступили на республиканских олимпиадах, завоевав 156 призовых мест (в 2006 году - 113). Победители республиканских олимпиад представляли Чувашскую Республику на окружном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников: победителями и призерами окружного этапа стали 4 ученика, заключительного этапа Всероссийской олимпиады - 16 учащихся школ города Чебоксары (в 2006 году - 10), а в 2008 году уже 28 учащихся.
За последние годы в городе и республике создана система стимулирования одаренных детей:
учащимся, проявляющим особый талант, одаренность в учебной деятельности, в области искусств, литературного, художественного, музыкального творчества ежегодно назначается именная стипендия Президента Чувашской Республики: начиная с 2000-2001 учебного года именной стипендии удостоены 36 учащихся школ города Чебоксары;
с сентября 2004 года ежегодно учреждается 100 именных стипендий главы города Чебоксары учащимся, достигшим значительных результатов в учебной деятельности и дополнительном образовании;
с января 2003 года Президентом Чувашской Республики представителям молодежи и студентов в возрасте от 14 до 30 лет ежегодно назначается специальная стипендия за особую творческую устремленность: в 2003-2006 годах специальную стипендию получали 70 человек, в 2007 году - 27 учащихся старших классов и молодых педагогов;
с сентября 2004 года выпускникам общеобразовательных учреждений - победителям республиканских олимпиад, поступившим в том же году в высшие учебные заведения, ежегодно назначается именная стипендия Фонда поддержки социальных и культурных программ Чувашии: именной стипендии Фонда "Чувашия" на сегодня удостоены 33 выпускника школ города;
в рамках приоритетного национального проекта в области "Образование" в целях государственной поддержки талантливой молодежи учреждена Премия Президента Российской Федерации. По итогам олимпиад 2006 года премию в размере 60 тыс. рублей получили 2 ученика из лицея N 44 и средней школы N 35 - победители Всероссийской олимпиады, премию 30 тыс. рублей - 7 учащихся - призеры Всероссийской олимпиады; по итогам олимпиад 2007 года премию 60 тыс. рублей получил 1 ученик (победитель Всероссийской олимпиада# по экономике, призер олимпиады по физике), 30 тыс. рублей получат 14 учащихся.
Образование, которое соответствует требованиям 21 века, - это залог успешного развития села, города, республики, государства. Но без внедрения инноваций о достойном качестве школьного образования не может быть и речи.
На сегодняшнем этапе социально-экономического развития России и Чувашии система образования в целом и нашего города в частности не может существовать в том виде, какой она была даже 10 лет назад. Шагая в ногу со временем, муниципальная система образования претерпевает значительные изменения, многие образовательные учреждения перестали работать лишь в режиме функционирования, все большее внимание уделяется инновационному развитию учреждений образования; использование современных технологий в школах города Чебоксары стало одной из важнейших составляющих национального проекта "Образование". В конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в 2007 году участвовало 23 школы города Чебоксары, из них 9 стали победителями и получили государственную поддержку из Федерального бюджета в размере 1 млн. рублей. Средства государственной поддержки направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию материально-технической учебной базы, повышение квалификации и переподготовку педагогов общеобразовательных учреждений. 42 учителя города Чебоксары стали победителями конкурсного отбора на денежное вознаграждение за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. Победителями конкурса инновационных образовательных учреждений и лучших педагогов на получение гранта Президента Чувашской Республики в 2007 году стали 3 дошкольных образовательных учреждения, 1 средняя общеобразовательная школа, Чебоксарский городской Дворец детского и юношеского творчества и 10 педагогов образовательных учреждений города Чебоксары. По итогам трех лет реализации приоритетного национального проекта "Образование" 134 педагога и 29 образовательных учреждений удостоены грантов.
Инновация - это путь к обновлению. Многие образовательные учреждения города являются экспериментальными площадками республиканского уровня:
по апробации моделей школьных попечительских, управляющих советов на базе муниципальных образовательных учреждений (3 образовательных учреждения);
по апробации моделей школ ступеней обучения (5 образовательных учреждений);
по апробации проекта сетевого взаимодействия центра дополнительного образования - ресурсного центра предпрофильной подготовки с общеобразовательными учреждениями (1 образовательное учреждение);
по апробации модели взаимодействия школы и реабилитационного отделения детской городской больницы как условия создания здоровьесберегающей образовательной среды (1 образовательное учреждение);
муниципального уровня:
по апробации новых форм работы в воспитании детей и подростков;
по созданию и апробации новых структур и технологий обучения;
по разработке и апробации новых технологий в работе с одаренными детьми.
В целях выявления позитивной динамики развития образовательных учреждений города Чебоксары с 2003 года администрацией города Чебоксары ежегодно проводится городской конкурс "Лучшая школа года столицы", по результатам которого три школы признаются победителями и 10 школ - призерами в различных номинациях.
Одним из основных направлений реализации приоритетного национального проекта "Образование" является активное внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, без которого невозможны инновационный путь развития, повышение качества образования. На сегодня по городу оснащенность компьютерной техникой составляет 23,8 учащихся на 1 компьютер, в 2002 году - 1 компьютер на 73 ученика. Все общеобразовательные учреждения укомплектованы компьютерными классами. Но необходимо отметить, что техника, поставленная в 2000 году и ранее, морально и физически устарела и требует замены. В рамках реализации национального проекта "Образование" 6 школ города Чебоксары получили самое современное интерактивное оборудование, включая интерактивную доску, автоматизированное рабочее место преподавателя, программное обеспечение и цифровые образовательные ресурсы, что позволяют организовать учебный процесс более эффективно и существенно повысить мотивацию учащихся.
Для воспитания поликультурной личности при реализации программы "Развитие образования г. Чебоксары на 2009-2012 годы" необходимо особое внимание уделять необходимости достижения высокого уровня лингвистической образованности учащихся, владения выпускниками школ несколькими иностранными языками.
В рамках республиканской целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2006-2010 годы" в 30 общеобразовательных учреждениях города поставлены комплекты программного обеспечения по автоматизации управления деятельностью образовательного учреждения. С августа 2006 года на сервере Инфолинк созданы унифицированные электронные почтовые ящики школ.
Более 90% образовательных учреждений города имеют свои сайты, которые являются пространством и средством сетевого взаимодействия. Создан и поддерживается сайт управления образования администрации города Чебоксары. К сегодняшнему дню доступ к широкополосному Интернету в рамках национального проекта "Образование" получили все городские школы, теперь упор делается на создание единого муниципального информационно-образовательного пространства.
Освоение нового содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях информатизации школы - сложный и длительный процесс, который связан с существенными преобразованиями деятельности образовательного учреждения. Эту работу невозможно вести без постоянной методической поддержки педагогов. На сегодня 65% учителей города обладают базовой ИКТ-компетентностью (в 2002 году - 28,7%), 28% учителей активно применяют ИКТ в образовательном процессе (в 2002 году - 8,9%). Повышению квалификации педагогов в области применения ИКТ должны способствовать межшкольные методические центры (далее - ММЦ), созданные на базе трех школ города Чебоксары (лицей N 2, лицей N 3, школ# N 40) в рамках реализации федерального проекта "Внедрение модели системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации общего образования". ММЦ призваны обеспечить организацию и осуществление регулярной учебно-методической поддержки учителей всех школ города, их повышение квалификации по использованию новых образовательных технологий на основе применения ИКТ, организацию доступа для педагогов и учащихся к образовательным ресурсам в сети Интернет и т.д.
Наряду с тем, что во многих областях отрасли развитие достигает достаточно больших темпов, существует так же# и ряд проблем в муниципальной системе образования. Ежегодно, по данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков (2002 год), доля детей, имеющих нормальное физическое развитие, в нашем регионе меньше, чем в России, выше процент детей, нуждающихся в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий. Уменьшается число детей имеющих 1 группу здоровья, увеличивается число школьников, имеющих функциональные отклонения, хроническими заболеваниями страдает каждый пятый ребенок или 19,8% детей (по России - 16,2%, то есть каждый шестой ребенок).
На здоровье ученика влияют условия образовательного процесса. По статистическим данным около 30% муниципальных образовательных учреждений не отвечают современным требованиям. Есть образовательные учреждения расположенные аварийных зданиях, требующие капитального ремонта.# Низка оснащенность учреждений образования медицинским оборудованием, приборами освещения, оборудованием для столовых.
Одним из важнейших требований к образовательному учреждению является обеспечение безопасности ребенка, что в широком смысле включает в себя не только устранение угроз жизни и здоровью, но и психологический комфорт, отсутствие унижения человеческого достоинства и наличие возможностей восстановления справедливости в случае нарушения прав.
Необходимо формирование в образовательном учреждении определенного уклада школьной жизни, устраивающего всех участников образовательного процесса и признанного ими. Актуальной проблемой является выполнение образовательным учреждением функции социализации, предполагающей моделирование всех форм общественных отношений. Это необходимо как для подготовки молодого человека к успешной деятельности в будущем, так и для решения задач воспитания гражданина и патриота. Особое внимание следует уделить системе медико-психологического сопровождения школьников через увеличение числа работающих с учениками психологов и социальных работников.
Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий является важнейшим приоритетом. Информатизация образования понимается как обновление содержания, методов и организационных форм обучения, достижение новых учебных результатов, модернизация всех сторон жизни общеобразовательной и профессиональной школы.
Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Перед системой образования стоит задача перехода на новые образовательные стандарты, позволяющие получить современный образовательный результат - компетентность выпускника. В то же время необходимо перейти на внешнюю объективную оценку результатов образовательного процесса в образовании.
Современная российская система образования характеризуется отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не достаточно развиты формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе и в процессах общественной оценки качества образования.
В системе образования наблюдается, с одной стороны, избыток педагогических кадров в расчете числа учащихся на одного учителя, с другой - недостаток педагогов по отдельным предметам, недостаток квалифицированных кадров. Отмечается старение педагогических работников.
Недостаточная гибкость, инерционность, слабая реакция системы образования на внешние сигналы вызваны дефицитом преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Из-за низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии учителя и преподавателя является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. Поэтому первостепенной задачей является создание муниципальной системы оплаты педагогического труда, носящей стимулирующий характер. В рамках Комплексного проекта модернизации системы образования Чувашская Республика с 2007 года реализует принцип новой системы оплаты труда, что позволит решить ряд проблем, связанных с финансированием системы образования и поднять престиж учительской профессии.
Иногда проводимая политика модернизации образования сталкивается с негативным отношением к нововведениям со стороны родителей учеников, с незнанием или непониманием представителями гражданского общества ключевых процессов, происходящих в этой сфере. Включение общественных сил (попечительских советов, депутатов, представителей средств массовой информации, общественных организаций и других) в обсуждение механизмов и этапов модернизации образования позволит перевести негативные высказывания населения в русло конструктивного диалога. Такой диалог необходим в современных условиях, так как модернизация образования напрямую затрагивает жизненные нормы и ценности различных категорий граждан. На основе такого диалога разрабатывается данная Программа.
Таким образом, анализ существующей муниципальной системы образования позволяет направить мероприятия программы развития на:
Непрерывность и общедоступность, развивающий характер системы образования. Она должна обеспечить путь к жизненному успеху и качеству жизни граждан, стать фактором социально-экономического развития города Чебоксары.
Безопасность и сохранность здоровья учащихся, организацию непрерывного медико-психолого-педагогического сопровождения каждого школьника. Система образования должна обеспечить сохранение, укрепление и развитие здоровья детей, соответствовать особенностям развития учащихся, обеспечить страхование рисков детства, содействовать социальному самоопределению и профессиональной ориентации, противодействовать повышению уровня преступности.
Тесное партнерство семьи и школы. Необходимо выстроить правовую основу партнерских отношений и взаимной ответственности родителей и системы образования в развитии, защите и воспитании детей, в подготовке их к общественной и семейной жизни, в ресурсном обеспечении системы образования. На основе общественного договора необходимо определить и оформить вклад в систему образования государства, муниципалитета, местного сообщества, семьи.
Равноправие программ базового и дополнительного образования. Необходимо обеспечить равноправие, признание и конвертируемость базовых и дополнительных образовательных программ и сертификатов как основы и условия сознательного выбора образовательного маршрута, профессии и жизненного пути.
Гражданский характер образования. Система образования должна стать основой и субъектом гражданского общества. Взаимодействие школы и гражданских институтов в развитии образования, воспитании граждан, моделировании основных общественных отношений должно стать основным механизмом образовательной политики.
Конкурентоспособность выпускников и образовательных учреждений. Граждане города Чебоксары заинтересованы в том, чтобы система образования обеспечивала выпускникам школ и организаций профессионального образования конкурентные преимущества на рынке труда и знаний перед выпускниками других регионов. Для этого необходима адаптация системы образования к динамике рынка труда и технологий, ориентация на заказ работодателей, приведение ее в соответствие с региональной стратегией социально-экономического развития. Конкурентоспособность выпускников формируется через конкуренцию образовательных организаций, основой ресурсного обеспечения должно стать качество образования и подготовки выпускников.
Усиление влияния родителей на систему образования. Необходимо расширение полномочий родителей и общественных организаций в определении социального заказа, стандартов условий и содержания образования. Крайне важно обеспечить гражданский контроль над стандартами условий образования, в том числе над уровнем подготовки и переподготовки работников образования.
Государственный заказ системе образования, который заключается в обеспечении условий социально-экономического развития города Чебоксары: повышении инвестиционной привлекательности, снижении уровня безработицы и повышении занятости населения, формировании конкурентной образовательной среды и вместе с тем - выполнении социальных обязательств государства перед гражданами.
В реализации государственного заказа Программа опирается на такие принципы государственной политики в области образования, как: гуманистический характер и гражданственность образования; единство культурно-образовательного пространства; доступность гарантированных Конституцией образовательных программ, прозрачность конкурсных процедур в профессиональном образовании; светскость и демократичность системы образования.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования позволит создать предпосылки для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования в условиях существующих бюджетных ограничений.
Реализация мероприятий Программы направлена на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении государственных органов управления образованием и муниципальных органов управления образованием, что позволит проводить единую образовательную политику, решить проблему диспропорций в развитии муниципальной системы образования и сформировать единое образовательное и информационное пространство. Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на функционирование системы образования.
Наличие Программы является необходимым условием федерального софинансирования проектов Министерством образования и науки Российской Федерации.
В случае отсутствия Программы в городе не будут созданы условия для развития рыночных механизмов в сфере образования, увеличится разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, не будет реализован принцип равных возможностей и доступа граждан к качественному образованию. Будет нарастать социальная напряженность, обусловленная сохранением неравной доступности образования и значительной дифференциацией в качестве образования для различных групп населения. Неполное удовлетворение потребностей экономики в квалифицированных кадрах может привести к существенному росту структурной безработицы(1) к 2015 году.
II. Основные цели и задачи Программы
Стратегическая цель Программы состоит в создании условий для становления муниципальной системы образования в качестве устойчивого механизма социально-экономического и культурного развития города, а также в качестве эффективного ресурса повышения благосостояния граждан.
Цель данной Программы на период ее реализации состоит в том, чтобы обеспечить комплекс системных и институциональных изменений в системе образования города Чебоксары.
Стратегическая цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Создание системы объективных измерений результатов образования.
2. Оптимизация механизмов внедрения системы оплаты труда, ориентированной на результат.
3. Достижение оптимального соотношения ресурсного обеспечения и результатов образовательной деятельности.
4. Модернизация сети образовательных учреждений для обеспечения доступности качественного образования.
5. Совершенствование системы государственно-общественного управления в сфере образования.
III. Система программных мероприятий
Программа включает в себя комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменение в структуре, технологиях и содержании образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Мероприятия Программы объединены по следующим направления# (блокам) Программы.
1. Создание системы управления качеством образования.
2. Развитие сети образовательных учреждений города Чебоксары как условие обеспечения доступности качественного образования.
3. Повышение эффективности расходов на образование.
4. Совершенствование системы общественного участия в управлении образованием.
5. Информационное обеспечение и сопровождение программных мероприятий.
Реализациям программных мероприятий будет осуществляться на основе комплексного подхода, суть которого состоит в том, что выставляемые на творческие конкурсы (конкурсы - грантов) инновационные проекты будут включать в себя как научно-методическое сопровождение, апробацию и распространение полученных результатов, так и нормативно-правовое, кадровое и материально-техническое обеспечение, внедрение информационно-коммуникационных технологий.#
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22 декабря 2011 г. N 423 в раздел IV настоящей целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общая финансовая потребность на реализацию Программы составляет 1196506,9 тыс. рублей.
Потребность в финансировании Программы с учетом различных источников по годам составляет:
Год |
Всего |
Источники финансирования (тыс.руб.) |
|||
федеральный бюджет |
республиканский бюджет |
бюджет города Чебоксары |
внебюджетные средства |
||
2009 |
32348,0 |
0 |
1000,0 |
31138,0 |
210,0 |
2010 |
34051,0 |
0 |
1000,0 |
32841,0 |
210,0 |
2011 |
200716,7 |
4091,6 |
1000,0 |
195405,1 |
220,0 |
2012 |
929391,2 |
0 |
34000,0 |
895171,2 |
220,0 |
Итого: |
1196506,9 |
4091,6 |
37000,0 |
1154555,3 |
860,0 |
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год отдельной строкой. С учетом реальных возможностей местного бюджета города Чебоксары объем средств, направляемых на реализацию Программы, может корректироваться.
Проектирование, строительство и реконструкция образовательных учреждений производиться# при условии включения объектов в адресную инвестиционную программу города Чебоксары.
V. Механизм и сроки реализации Программы
Период действия Программы: 2009-2012 годы.
Выделяются следующие основные этапы реализации Программы.
1 этап (2009-2010 годы) - разработка моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробация, а также начало масштабных преобразований и экспериментов.
2 этап (2010-2011 годы) - закупка оборудования, инвестиции (модернизация материальной инфраструктуры образования), а также осуществление методического, кадрового, информационного обеспечения мероприятий Программы.
3 этап (2012 год) - внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
Программа реализуются# с учетом приоритетного развития системы образования Чувашской Республики.
Исполнители Программы осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий.
Мероприятия по сопровождению реализации Программы: методическое, организационно-техническое и экспертное сопровождение реализации Программы (экспертиза проектов и экспертиза результатов выполнения проектов), а также контроль выполнения Программы, - осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы.
Получателями товаров (работ, услуг) в рамках реализации мероприятий Программы (инновационных проектов) могут выступать учреждения и организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации, муниципальных образований города, осуществляющие инновационные проекты по результатам творческих конкурсов (конкурсов - грантов).
Отбор получателей товаров (работ, услуг) как наиболее перспективных образовательных учреждений и организаций, готовых осуществлять инновационные проекты, производится на основании творческих конкурсов.
Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Программы осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Передача материально-технических ресурсов, приобретенных за счет средств Программы, осуществляется государственным заказчиком по акту приема-передачи между государственным заказчиком, поставщиком (исполнителем) и получателем товаров (работ, услуг) согласно приложению N 1 к Программе.
VI. Схема организации управления Программой
Управление Программой и оценка эффективности ее реализации осуществляется как органами управления образованием, так и гражданскими институтами образовательной политики.
Заказчик Программы:
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
готовит ежегодно отчет о ходе реализации Программы;
готовит ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств бюджета и средств внебюджетных источников.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Соответственно поставленным целям Программы на период ее реализации ожидаемые результаты реализации Программы разделены на три вида: результаты непосредственно в самой отрасли образования, основные социально-политические и социо-культурные# изменения, а также основные изменения в экономике города, которым будет способствовать реализация Программы.
Основные результаты реализации Программы непосредственно в самой образовательной отрасли - создание "точек роста", в которых будут разработаны механизмы достижения следующих целевых показателей развития системы образования:
1. Совершенствование механизмов бюджетного финансирования сферы образования.
2. Увеличение удельного веса детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования.
3. Увеличение доли средних (полных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного образования.
4. Увеличение доли учащихся, принявших участие в предметных олимпиадах.
5. Развитие уровня лингвистической образованности учащихся.
6. Развитие муниципальной службы медико-психолого-педагогического сопровождения детей.
7. Увеличение доли учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся по программам дополнительного образования.
8. Увеличение удельного веса педагогов образовательных учреждений, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории.
Основные изменения, которым будет способствовать реализация Программы:
формирование практики социализации и воспитания, восстанавливающей традиционные ценности, обеспечивающей постепенное возрождение в течение 10 лет духовности, гуманизма, цивилизованных социальных, семейных и межличностных отношений;
построение и распространение в течение 5-7 лет на весь социум города основ социального мира, социального партнерства, общественного согласия;
формирование у подрастающего поколения моделей перспективного социального поведения, умений осознанного проектирования собственной социальной роли и статуса; восстановление функции образования как условия социального благополучия человека;
трансформация образовательной сферы в важнейший ресурс дружественных, партнерских отношений города Чебоксары с другими субъектами Российской Федерации, странами ближнего зарубежья, международным сообществом;
становление системы образования в качестве ведущей силы в развитии общекультурного потенциала города, благодаря увеличению количества и качественному совершенствованию работников умственного труда; снижению проявлений детской, подростковой и молодежной асоциальности, преступности; формированию единого информационного пространства города и его вхождению в информационные пространства Российской Федерации и общемировое;
переход образования на личностно-мотивационную парадигму обеспечит в качестве главного экономического результата подготовку компетентных работников современного типа, обладающих способностями к профессиональной подготовке и переподготовке в течение всей жизни;
преобразование рынка труда образовательными средствами может стать одним из условий роста инвестиционной привлекательности города через три года после начала реализации Программы, а к 2012 году - притока в город на конкурентной основе долгосрочных инвестиций, необходимых для устойчивого развития экономики (приложение N 2).
VIII. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет постоянная комиссия Чебоксарского городского Собрания депутатов по социальному развитию и экологии.
Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе их реализации в управление образования администрации города Чебоксары ежегодно к 10 февраля до 2013 года, а управление образования администрации города Чебоксары представляет сводный отчет в постоянную комиссию Чебоксарского городского Собрания депутатов по социальному развитию и экологии ежегодно к 10 марта до 2013 года.
Текущее управление и координация исполнения программы осуществляется управлением образования администрации города Чебоксары (основным разработчиком программы) и администрацией города Чебоксары. Оценка эффективности будет проводиться через систему индикаторов и целевых показателей.
-----------------------------
(1) Структурная безработица - безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости осваивания новых профессий и высвобождению работников, не владеющих этими профессиями
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22 декабря 2011 г. N 423 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
Приложение N 1
к целевой программе "Развитие
муниципальной системы образования
города Чебоксары на 2009-2012 годы"
Мероприятия и объемы
финансирования целевой программы "Развитие муниципальной системы образования города Чебоксары на 2009-2012 годы"
22 декабря 2011 г.
N п./п. |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель* |
Срок исполнения |
Источник финансирования |
Объемы финансирования, тыс.руб. |
||||
Всего |
В том числе |
||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
I. Нормативно-правовое и методическое обеспечение |
||||||||
1. |
Разработка нормативно-правовых документов для образовательных учреждений по обеспечению повышения самостоятельности и автономности образовательных учреждений |
УО ЦМиРО |
2010 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Разработка и издание методических рекомендаций по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, развития дополнительного образования и воспитательной работы, профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в работе с семьей |
УО, ЦМиРО |
2009 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
3. |
Разработка пакета документов, регламентирующих деятельность приносящую доход в сфере образования |
УО |
2009 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
4. |
Проведение социально-психологических и маркетинговых исследований по выявлению индивидуальных запросов родителей и учащихся на образовательные услуги, оценки удовлетворенности качеством образовательных услуг и психологической безопасностью образовательной среды |
ЦМиРО ППМС |
2009; 2011 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
5. |
Подготовка и издание информационно-аналитических сборников по итогам социально-психологических и маркетинговых исследований |
ЦМиРО ППМС |
2009; 2011 |
бюджет г. Чебоксары |
20,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
6. |
Разработка регламента оказания психолого-педагогических услуг в муниципальной системе образования |
ППМС |
2009 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
7. |
Разработка организационно-деятельностной модели взаимодействия городских ППМС-центров с образовательными учреждениями муниципальной системы образования |
ППМС |
2009-# |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
8. |
Проведение семинаров с руководителями и работниками образовательных учреждений по вопросам организации платных дополнительных образовательных услуг |
УО ЦМиРО |
2009 |
бюджет г. Чебоксары |
12,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
9. |
Проведение научно-методических конференций, семинаров по вопросам оптимизации муниципальной системы образования |
УО ЦМиРО |
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары |
12,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
II. Обеспечение общедоступного и качественного дошкольного образования | |||||||||
10. |
Оценка потребности в развитии сети дошкольных образовательных учреждений |
УО |
2009- 2012 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
11. |
Мониторинг и учет численности детей с ограниченными возможностями здоровья, потребности в создании условий для получения ими дошкольных образовательных услуг |
ЦРДО ПМПК |
2009- 2012 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
12. |
Создание открытой системы информирования граждан о дошкольных образовательных услугах, обеспечивающих полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации. Формирование и размещение заказа на услуги дошкольного образования для детей с 1,5 до 3 лет, с 3 до 6,5 лет в организации любой формы собственности |
УО |
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары |
40,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
13. |
Развитие инфраструктуры сети дошкольных образовательных учреждений |
управление архитектуры и градостроительства, управление образования |
|
|
1062785,9 |
|
|
166255,7 |
896530,2 |
13.1. |
Строительство современных зданий детских садов: |
|
|
835422,4 |
|
|
156011,9 |
679410,5 |
|
|
детский сад на 215 мест, мкр. "Волжский-3" |
2011-2012 |
бюджет города Чебоксары |
98748,4 |
|
|
89253,2 |
9495,2 |
|
|
детский сад на 240 мест, пр. Тракторостроителей |
2011-2012 |
бюджет города Чебоксары |
118712,5 |
|
|
13200,0 |
105512,5 |
|
|
детский сад на 235 мест, ул. Гладкова |
2011-2012 |
бюджет города Чебоксары |
114443,3 |
|
|
51558,7 |
62884,6 |
|
|
детский сад на 150 мест, мкр. "Волжский-2" Северо-Западного района |
2011-2012 |
бюджет города Чебоксары |
91187,5 |
|
|
1000 |
90187,5 |
|
|
детский сад на 240 мест, поз. 9 в мкр. N 8 Юго-Западного района |
2011-2012 |
бюджет города Чебоксары |
145330,7 |
|
|
1000 |
144330,7 |
|
|
детский сад на 150 мест, поз. 14 в мкр. Байконур |
2012 |
бюджет города Чебоксары |
90000,0 |
|
|
|
90000,0 |
|
|
детский сад "Чебоксары" на 215 мест, поз. 26 в 6 мкр. центральной части города Чебоксары |
2012 |
бюджет города Чебоксары |
129000,0 |
|
|
|
129000,0 |
|
|
детский сад на 80 мест, встроенный в жилой дом, поз. 11 в мкр. "Университетский-2" Северо-Западного района |
2012 |
бюджет города Чебоксары |
48000,0 |
|
|
|
48000,0 |
|
13.2. |
Реконструкция зданий детских садов, ранее используемых не по назначению: |
управление архитектуры и градостроительства, управление образования |
|
|
223271,9 |
|
|
6152,2 |
217119,7 |
|
детский сад N 16 на 75 мест, ул. Фруктовая, д. 31а |
2011-2012 |
бюджет города Чебоксары |
31004,3 |
|
|
3884,6 |
27119,7 |
|
|
детский сад N 184 на 220 мест, б-р Юности, д. 21а |
2011-2012 |
бюджет города Чебоксары |
90680,0 |
|
|
680,0 |
90000,0 |
|
|
детский сад на 205 мест, Эгерский б-р, д. 35, корпус 1 |
2011-2012 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
33000,0 |
|
|
|
33000,0 |
|
бюджет города Чебоксары |
68587,6 |
|
|
1587,6 |
67000 |
||||
13.3. |
создание дополнительных мест при дошкольных образовательных учреждениях |
управление образования |
2009-2012 |
федеральный бюджет |
4091,6 |
|
|
4091,6 |
|
14. |
Расширение видового многообразия ДОУ |
УО ДОУ |
2009. 2012 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
15. |
Создание автономных дошкольных образовательных учреждений |
ГКИ УО |
2010 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
16. |
Привлечение физических и юридических лиц к организации различных форм предоставления дошкольных образовательных услуг (создания частных ДОУ, групп семейного типа, кратковременного пребывания, филиалов ДОУ на дому и т.п. |
УО |
2009- 2012 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
17. |
Развитие и совершенствование предоставления услуг дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детям, имеющим сложные нарушения умственного и физического развития |
УО Управ. здр-я и соц.разв. |
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары |
18000,0 |
4500,0 |
4500,0 |
4500,0 |
4500,0 |
18. |
Обеспечение условий для получения лицензии и государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования |
УО ДОУ |
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары по отрасли "Образование" |
620,0 |
200,0 |
200,0 |
220,0 |
- |
19. |
Стимулирование инновационный деятельности, поддержка лучших ДОУ и лучших педагогов (гранты и денежные поощрения, городские конкурсы) - Профессиональный конкурс "Воспитатель года" - Городской конкурс "Лучший детский сад года" - Конкурс на лучший сайт дошкольного образовательного учреждения - участие в конкурсах МОиМП ЧР |
УО ДОУ
|
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары |
2257,0 |
562,0 |
565,0 |
565,0 |
565,0 |
20. |
Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий: - подключение ДОУ к телефонной сети "Диалинк" - обеспечение ДОУ электронными адресами |
УО |
2009- 2012 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
21. |
Обеспечение всеобщей доступности участников образовательного процесса к образовательным информационным ресурсам сети Интернет |
УО |
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары |
5952,0 |
1488,0 |
1488,0 |
1488,0 |
1488,0 |
22. |
Введение в штатное расписание дошкольных образовательных учреждений общего типа, обеспечивающих воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов и др. |
УО |
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары |
9450,0 |
2300,0 |
2300,0 |
2400,0 |
2450,0 |
23. |
Повышение квалификации работников методических служб города |
УО |
2009- 2012 |
финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
24. |
Разработка и апробация примерного перспективного меню для организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях |
УО Управ. здр-я и соц.разв. |
2009 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
III. Обеспечение эффективности и качества общего образования | |||||||||
25. |
Проведение независимой (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ и 9-х классов - в новой форме |
УО, ЦМиРО |
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары |
1270,0 |
300,0 |
300,0 |
320,0 |
350,0 |
26. |
Мониторинг качества и доступности образования в общеобразовательных учреждениях города |
УО, ЦМиРО |
2009- 2012 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
27. |
Проведение комплекса мероприятий по отбору и поддержке талантливой молодежи. Создание городского банка данных талантливой молодежи |
УО, ЦМиРО |
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары |
40,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
28. |
Развитие в городе системы социального партнёрства между МОУ, учреждениями профессионального образования, работодателями и другими заинтересованными ведомствами |
УО ЦМиРО |
2009- 2012 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
29. |
Развитие сетевых форм взаимодействия ОУ с целью расширения спектра представляемых образовательных услуг |
УО |
2009- 2012 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
30. |
Развитие форм и методов профориентационной работы среди выпускников школ и незанятой молодёжи, в том числе через средства массовой информации |
УО, СМИ, ОУ, ЦМиРО |
2009- 2012 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
31. |
Введение в практику работы ОУ новых моделей организации профильного обучения. Создание на старшей ступени общего образования условий для реализации индивидуальных образовательных программ |
|
2009- 2011
|
Внебюджетные источники |
260,0 |
60,0 |
60,0 |
70,0 |
70,0 |
32. |
Создание условий для достижения высокого уровня лингвистической образованности и компетентности личности, владения выпускниками школ несколькими иностранными языками на основе функциональной грамотности |
УО ЦМиРО |
2009- 2012 |
Внебюджетные источники |
480,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
33. |
Создание условий для функционирования эффективной сети различных форм получения общего среднего образования. Развитие системы дистанционного обучения, экстерната, семейного образования, самообразования |
|
2010- 2012 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
34. |
Развитие и оптимизация сети общеобразовательных учреждений. Расширение сети школ-ступеней обучения |
|
2009- 2011 |
бюджет г. Чебоксары |
3200,0 |
- |
1600,0 |
1600,0 |
- |
35. |
Проведение ежегодных конкурсов: - лучшая школа года столицы; - учитель года столицы |
УО |
Ежегодно |
бюджет г. Чебоксары |
8000,0 |
2000,0 |
2000,0 |
2000,0 |
2000,0 |
IV. Развитие муниципальной системы дополнительного образования и обеспечение непрерывного медико-психолого-педагогического сопровождения детей | |||||||||
36. |
Внедрение инновационных индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения каждого школьника |
ППМС |
2009- 2012 |
финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
37. |
Расширение сети логопедических пунктов при ОУ, проведение анализа деятельности логопедической службы города и определение направлений ее совершенствования |
УО ПМПК |
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары |
2430,0 |
610,0 |
610,0 |
610,0 |
600,0 |
38. |
Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание системы интегрированного школьного образования, включая в качестве её элементов индивидуальное, надомное, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья |
УО ПМПК |
2009 |
бюджет г. Чебоксары |
8800,0 |
2200,0 |
2200,0 |
2200,0 |
2200,0 |
39. |
Реализация муниципального проекта "Безопасная школа для детей и взрослых" |
ППМС |
2012 |
Внебюджетные источники |
120,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
40. |
Разработка и внедрение проектов и вариативных программ, направленных на организацию отдыха, оздоровления и занятости учащихся, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации. Формирование системы гражданско-патриотического воспитания детей. Реализация проекта "Детская общественная экспертиза уклада школьной жизни" |
УО |
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары |
12,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
41. |
Организация и проведение профильных смен для активистов детских общественных организаций и объединений |
УО |
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары |
10790,0 |
2350 |
2590 |
2850 |
3000,0 |
V. Материально-техническое обеспечение муниципальной системы образования | |||||||||
42. |
Проведение капитального ремонта образовательных учреждений, введенных в эксплуатацию до 1960 года |
УО МОУ |
2009- 2010 |
бюджет г. Чебоксары |
20000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
43. |
Оснащение образовательных учреждений: - мебелью - торгово-технологическим оборудованием - спортивным оборудованием и инвентарем |
УО МОУ |
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары |
33600,0 |
8400,0 |
8400,0 |
8400,0 |
8400,0 |
44. |
Оснащение учреждений дополнительного образования учебным оборудованием и техническими средствами обучения |
УО МОУ |
2009 |
бюджет г. Чебоксары |
1000,0 |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
45. |
Оснащение общеобразовательных учреждений учебным оборудованием с целью создания условий для обучения по новому базисному учебному плану |
УО |
2009 2012 |
Республиканский бюджет |
4000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
46. |
Создание муниципального центра издательской деятельности, для повышения информированности участников образовательного процесса |
ЦМиРО |
2009 |
бюджет г. Чебоксары |
300,0 |
180,0 |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
47. |
Компьютеризация дошкольных образовательных учреждений, внедрение информационных технологий в дошкольном образовании |
УО |
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары |
2480,0 |
620,0 |
620,0 |
620,0 |
620,0 |
VI. Кадровое обеспечение | |||||||||
48. |
Проведение мониторинга состояния обеспеченности образовательных учреждений педагогическими кадрами и потребности в них |
УО |
2009- 2012 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
49. |
Формирование ежегодного целевого заказа на подготовку в соответствующих государственных ВУЗах и ССУЗах города педагогических кадров |
УО |
2009- 2012 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
50. |
Организация и проведение серии семинаров и стажировок по приоритетным направлениям развития системы образования города |
УО ЦМиРО |
2009- 2012 |
бюджет г. Чебоксары |
200,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
51.
|
Подготовка тьюторов для экспериментальных площадок муниципального проекта "Безопасная школа для детей и взрослых" |
ППМС |
2009- 2012 |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
52. |
Проведение ежегодных семинаров-практикумов для начинающих педагогов-психоло- гов, социальных педагогов, учителей-дефектологов |
ППМС |
Ежегодно |
Финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
VII. Информационное обеспечение | |||||||||
53. |
Создание и развитие единого образовательного портала г. Чебоксары |
УО ЦМиРО |
Ежегодно |
|
|
|
|
|
|
54. |
Освещение деятельности отрасли образования города в средствах массовой информации (электронный сборник, буклеты, теле- и радиопередачи, выставки) |
УО ЦМиРО |
Ежегодно |
бюджет г. Чебоксары |
336,0 |
84,0 |
84,0 |
84,0 |
84,0 |
55. |
Выпуск ежегодного сборника "Столичное образование" |
ЦМиРО |
Ежегодно |
бюджет г. Чебоксары |
40,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
56. |
Информационное сопровождение реализации целевой программы развития образования г. Чебоксары на 2009-2012 годы |
ЦМиРО |
2009- 2012 |
финансирования не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого, в том числе: |
|
|
|
1196506,9 |
32348,0 |
34051,0 |
200716,7 |
929391,2 |
федеральный бюджет: |
4091,6 |
0 |
0 |
4091,6 |
0 |
||||
республиканский бюджет: |
37000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
34000,00 |
||||
бюджет города Чебоксары: |
1154555,3 |
31138 |
32841 |
195405,1 |
895171,2 |
||||
внебюджетные средства: |
860,0 |
210,0 |
210,0 |
220,0 |
220,0 |
- УО - управление образования администрации города Чебоксары
- ЦМиРО - центр мониторинга и развития образования управления образования
- ППМС - центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей
- ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия
- МОУ - муниципальное образовательное учреждение
- УО - учреждения образования
- ЦРДО - центр развития дошкольного образования
- СМИ - средства массовой информации
- ГКИ - городской комитет по управлению имуществом
Приложение 2
к целевой программе "Развитие
муниципальной системы образования
города Чебоксары на 2009-2012 годы"
Индикаторы
оценки эффективности реализации целевой программы "Развитие муниципальной системы образования города Чебоксары на 2009-2012 годы"
Приоритетные направления программы |
Наименование индикатора |
Единица Измере-ния |
До реализации программы (2008 год) |
Годы |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||
Обеспечение общедоступного и качественного дошкольного образования |
1. Удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 лет |
% |
80,1 |
81,6 |
81,9 |
83,4 |
85 |
2. Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования |
% |
15,2 |
24,6 |
26,3 |
27,9 |
29 |
|
3. Число автономных дошкольных образовательных учреждений |
ед. |
- |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
4. Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющих на формирование заказа на образовательные услуги, сертификацию качества услуг, решение кадровых, экономических и других вопросов |
% |
25 |
35 |
40 |
65 |
70 |
|
Обеспечение эффективности и качества общего образования |
1. Удельный вес инновационных моделей общеобразовательных учреждений |
% |
20 |
30 |
40 |
50 |
50 |
2. Удельный вес общеобразовательных учреждений, реализующих программы сетевого взаимодействия |
% |
5 |
10 |
10 |
20 |
20 |
|
3. Число общеобразовательных учреждений, участвующих в программах дистанционного интерактивного обучения |
% |
2 |
10 |
10 |
20 |
20 |
|
4. Доля общеобразовательных учреждений, работающих по учебно-методическим материалам профильного обучения |
% |
83,9 |
85 |
87 |
90 |
90 |
|
5. Удельный вес учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам (в том числе - экстернат) от общей численности учащихся 10-11 классов |
% |
5 |
10 |
15 |
18 |
20 |
|
6. Удельный вес учащихся, изучающих иностранные языки по программам углубленного изучения, от общей численности учащихся |
% |
15 |
20 |
25 |
25 |
30 |
|
7. Расширение сети школ-ступеней обучения |
ед. |
8 |
9 |
12 |
13 |
15 |
|
8. Результаты международных обследований качества образования (PISA) |
Место в международном рейтинге |
22-23 |
20 |
18-17 |
16-13 |
12-8 |
|
9. Удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении (фонды развития, координационные советы, управляющие, попечительские советы) с образованием юридического лица, от общего числа общеобразовательных учреждений города |
% |
20 |
25 |
40 |
50 |
60 |
|
10. Доля пунктов проведения ЕГЭ, в которых во время экзамена находились общественные наблюдатели |
% |
90 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Развитие муниципальной системы дополнительного образования и обеспечение непрерывного сопровождения детей |
1. Удельный вес детей, в возрасте 5-18 лет, охваченных программами дополнительного образования |
% |
70 |
72 |
75 |
75 |
78 |
2. Удельный вес детей школьного возраста, охваченных непрерывным медико-психолого-педагогическим сопровождением с учетом их индивидуальных потребностей |
% |
15 |
35 |
40 |
50 |
70 |
|
3. Динамика численности учащихся учреждений и классов, реализующих программы для детей со специальными потребностями |
% |
5 |
10 |
12 |
18 |
20 |
|
Создание условий развития системы образования |
1. Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, размещенных в зданиях, соответствующих государственным стандартам, от общего количества учреждений |
% |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
2. Удельный вес общеобразовательных учреждений, размещенных в зданиях, соответствующих государственным стандартам, от общего количества учреждений |
% |
60 |
70 |
85 |
90 |
100 |
|
3. Процент обеспеченности учащихся общеобразовательных учреждений комплектом учебников в соответствии с Федеральным перечнем в библиотеках общеобразовательных учреждений |
% |
80 |
90 |
90 |
100 |
100 |
|
4. Удельный вес образовательных учреждений всех уровней, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющих на формирование заказа на образовательные услуги, сертификацию качества услуг, решение кадровых, экономических и других вопросов |
% |
40 |
45 |
55 |
75 |
80 |
|
5. Удельный вес педагогов образовательных учреждений, прошедших обучение по программам использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий и демонстрирующих ИКТ-компетентность |
% |
50 |
60 |
70 |
90 |
100 |
|
6. Удельный вес образовательных учреждений всех уровней, участвующих в мониторинговых исследованиях от общей численности ОУ г. Чебоксары |
% |
50 |
65 |
70 |
80 |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27 ноября 2008 г. N 1180 "О целевой программе "Развитие муниципальной системы образования города Чебоксары на 2009-2012 годы"
Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2009 г.
Текст решения опубликован в Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары от 15 декабря 2008 г. N 8
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 апреля 2017 г. N 736 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22 декабря 2011 г. N 423
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения