Руководствуясь Федеральным законом от 26.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", ст. 24 Устава Шумерлинского района и в целях формирования эффективного высокотехнологичного и конкурентноспособного# агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения Собрание депутатов Шумерлинского района Чувашской Республики решило:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "29.12.2006"
1. Утвердить районную программу "Производство зерна и картофеля в Шумерлинском районе на 2008-2012 годы".
2. Исполнителям, предусмотренным данной программой, обеспечить выполнение мероприятий.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету и экономике, торговле и общественному питанию, земельным и имущественным отношениям Собрания депутатов Шумерлинского района.
4. Настоящее решение опубликовать в издании "Вестник Шумерлинского района".
Глава Шумерлинского района |
В.А. Мурашкин |
Утверждена:
решением Собрания депутатов
Шумерлинского района
от 31 октября 2008 г. N 34/5
Районная целевая программа
"Производство зерна и картофеля в Шумерлинском районе на 2008-2012 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- районная целевая Программа "Производство зерна и картофеля в Шумерлинском районе на 2008-2012 годы"
|
Муниципальный заказчик Программы
|
- Администрация Шумерлинского района |
Основной разработчик Программы |
- Отдел сельского хозяйства, строительства и развития общественной инфраструктуры администрации Шумерлинского района (далее - отдел сельского хозяйства)
|
Цель Программы |
- формирование эффективного высокотехнологичного и конкурентоспособного агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения, производство экологически чистых продуктов питания
|
Задачи Программы |
- повышение эффективности ведения сельскохозяйственного производства; - проведение последовательной политики в рациональном использовании земель сельскохозяйственного назначения; - внедрение инновационных энерго- и ресурсосберегающих технологий; - кредитования под залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; - ориентация бюджетной политики в агропромышленном комплексе на достижение конечных результатов; - формирование благоприятного инвестиционного климата, привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс; - укрупнение сельскохозяйственных организаций, позволяющее осуществлять эффективное сельскохозяйственное производство.
|
Срок реализации Программы |
2008-2012 годы
|
Объемы и источники финансирования |
- объем финансирования Программы в 2008-2012 годах составляет 14360 тыс. рублей, в том числе: - планируется за счет средств федерального бюджета - 1819 тыс. рублей, из них: 2008 год - 353 тыс. рублей, 2009 год - 364 тыс. рублей, 2010 год - 389 тыс. рублей, 2011 год - 383 тыс. рублей, 2012 год - 330 тыс. рублей; - планируется за счет средств республиканского бюджета - 2966 тыс. рублей, из них: 2008 год - 541 тыс. рублей, 2009 год - 565 тыс. рублей, 2010 год - 591 тыс. рублей, 2011 год - 642 тыс. рублей, 2012 год - 627 тыс. рублей. - за счет средств консолидированного бюджета 666 тыс. рублей - за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предусматривается привлечь 8909 тыс. рублей
|
Перечень приоритетных мероприятий Программы |
- обеспечение интенсивного развития основных отраслей аграрной специализации, включая повышение плодородия почв, техническое оснащение и перевооружение сельскохозяйственных товаропроизводителей; - регулирование агропродовольственного рынка; - информационное, инновационно-консультационное обеспечение агропромышленного комплекса; - кадровое обеспечение агропромышленного комплекса
|
Исполнители Программы |
- Отдел сельского хозяйства, руководители сельскохозяйственных предприятий (по согласованию)
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- валовое производство зерновых и зернобобовых культур во всех категориях хозяйств к 2013 году - 10,0 тыс. тонн; - валовое производство картофеля во всех категориях хозяйств к 2011 году - 16,5 тыс. тонн. |
Социально-экономическое положение и основные направления развития Шумерлинского района
Район расположен в западной части Чувашской Республики, граничит с Нижегородской областью, Красночетайским, Аликовским, Вурнарским, и Порецким районами. Граница Шумерлинского района с Нижегородской областью проходит по р. Суре. Река Сура была ранее судоходной, но в 2001 году обмелела, грузовых и регулярных транспортных перевозок по реке не осуществляется.
Районный центр г. Шумерля находится в 110 км от столицы Чувашской Республики - г. Чебоксары. В районе 57 населенных пунктов, 11 сельских поселений.
В Шумерлинском районе пересекаются зоны таежных и широколиственных лесов, образовывая местами смешанные леса. К тому же по р. Суре к ним примыкает степная зона. Это и обусловило разнообразие природы в районе. Территория района составляет 104,7 тыс.га, из которых 68% земли лесфонда, 24% - сельскохозяйственные угодья.
На территории района имеются значительные запасы песка, глины, торфа. Гидрогеологические условия сложные. Обеспеченность территории подземными водами не одинаковая. Наиболее обеспечена территория в пределах долины р. Суры. Остальная территория района плохо обеспечена подземными водами. Шумерлинский район пересекает двух путная электрифицированная железнодорожная магистраль Москва - Казань - Екатеринбург.
Решение социально-экономических проблем района во многом зависит от кадрового потенциала, собственной инициативы, эффективного использования имеющихся ресурсов. Численность населения в Шумерлинском районе на 1 января 2008 г. составила 12,596 тыс. человек.
I. Постановка проблемы и необходимость разработки программных мероприятий
Во исполнение поручения Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова, данного 29 сентября 2008 года по достижению объемов производства зерна и картофеля по 1 млн. тонн в Чувашской Республике, основой для разработки районной целевой Программы "Производство зерна и картофеля в Шумерлинском районе на 2008-2012 годы" (далее - Программа), является Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства, и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития территорий сельских поселений, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.
II. Цели Программы и прогноз развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы
Целями Программы на 5-летний период являются:
устойчивое развитие территорий сельских поселений, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач:
улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства.
доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 12 процентов (научно обоснованная норма);
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях;
В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:
развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой;
ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также к разработке совместно с органами исполнительной власти, осуществляющими управление агропромышленным комплексом, зональных технологий сельскохозяйственного производства;
улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;
создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
В целях ускоренного развития земельно-ипотечного кредитования в Программе предусматриваются следующие мероприятия:
проведение территориального землеустройства, включающее внутрихозяйственное землеустройство;
использование земельных участков под размещение инновационных проектов;
формирование системы земельно-ипотечного кредитования под залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
упрощение процедуры формирования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработка нормативного акта по снижению платы за проведение землеустроительных работ при постановке на кадастровый учет земельных участков;
предоставление неиспользуемых земельных участков для развития сельскохозяйственного производства.
Результатом реализации мероприятий является рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, обеспечение инвестиционной привлекательности земельных участков и вовлечение их в экономический оборот, обеспечение сельхозтоваропроизводителей залоговыми обязательствами.
Повышение плодородия
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Основным направлением в области растениеводства является повышение плодородия почв путем обеспечения сохранения и прироста гумуса в почве, защиты ее от эрозии, улучшения мелиоративного состояния земель, а на этой основе - повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий.
Для решения вышеизложенных проблем в Программе намечены мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв как основного ресурса сельскохозяйственного производства путем окультуривания, снижения кислотности, защиты от эрозии.
Одним из факторов обеспечения воспроизводства плодородия почв является проведение культуртехнических и противоэрозионных работ в сочетании с агрохимическими, агролесомелиоративными и другими мероприятиями.
Результатом работ по повышению плодородия почв станет сохранение и увеличение содержания питательных веществ в почве, восстановление деградированных и эродированных земель, повышение урожайности сельскохозяйственных культур.
Комплекс мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, включающий в себя расчистку земель от древесной и травяной растительности, кочек, камней, пней и мха, позволит вовлечь в оборот неиспользуемые или заброшенные земли, улучшить конфигурацию полей, севооборотов, а также обеспечит глубокое рыхление, плантаж и первичное окультуривание земель. При относительно небольших затратах культуртехнические работы значительно повысят экономическую и экологическую эффективность плодородия почв и являются одним из основных условий вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий.
Для использования биоклиматического потенциала республики в сельскохозяйственном производстве осуществляется агроклиматическое районирование территории по показателям тепло- и влагообеспеченности растений, условий перезимовки озимых культур. С учетом этого в Программе предусматривается сохранение и улучшение плодородия почвы путем расширения доли посевов многолетних бобовых трав и введения их в севообороты, внедрения сидеральных паров и посевов промежуточных культур (биологизация земледелия).
Посев трав, особенно бобовых, позволит решить следующие задачи: повысить плодородие почвы; защитить ее от эрозии; очистить поля от сорняков; получить ценные высокобелковые корма для животноводства и повысить культуру земледелия.
Учитывая, что многолетние бобовые травы способствуют стабилизации плодородия почв и оставляют после запашки на 1 га с корневыми и пожнивными остатками до 10 т органического вещества, в котором содержится более 120 кг азота (что равноценно 350 кг аммиачной селитры), в Программе предусматривается увеличение посевных площадей многолетних бобовых трав, что позволит достичь создания бездефицитного баланса гумуса.
Сидеральные пары являются обязательным атрибутом в структуре посевных площадей при биологизации земледелия. Возделывание сидеральных культур - экономически выгодный прием пополнения запасов гумуса, особенно на дальних полях с низким плодородием почв.
Таким образом, в качестве основных факторов интенсификации технологических процессов будут задействованы:
биологизация земледелия, позволяющая увеличить урожайность сельскохозяйственных культур за счет биологических ресурсов;
нормативный метод использования минеральных удобрений и средств защиты растений на основе порога вредоносности сорных растений, болезней и вредителей;
сидеральные культуры в паровом и пожнивном поле как зеленое органическое удобрение.
Для сельскохозяйственных организаций, не имеющих достаточных средств, предусматривается переход на травопольную систему. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
защита земель от затопления и подтопления, водной эрозии и воздействия других негативных техногенных факторов;
сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства, охрана сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии;
внесение минеральных удобрений;
организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв.
Введение в севооборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения
В своем Послании Госсовету Чувашской Республики "Будущее строим сегодня!" Президент Республики Н.В. Федоров отметил, что потенциалом Чувашии являются земли сельскохозяйственного назначения, и проблема вовлечения в севооборот заброшенных хозяйствами сельскохозяйственных земель требует безотлагательного решения.
На 1 января 2008 года площадь незадействованных в обороте земель сельскохозяйственного назначения в Шумерлинском районе составляла - 5724,5 га. Наибольшие площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения находятся в Русскоалгашинском сельском поселении - 2236 га и в Туванском сельском поселении - 1659 га.
Вовлечение в оборот неиспользуемых земель, кроме прироста продукции растениеводства, позволит ежегодно пополнять бюджеты местных поселений в виде земельного налога и арендной платы.
Для стимулирования введения в севооборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения предусматривается компенсация части затрат на проведение культуртехнических работ из бюджета Шумерлинского района, а также планируется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Производство зерна
Необходимым стратегическим направлением развития растениеводства на период до 2012 года остается развитие зернового производства на основе интенсивных ресурсосберегающих технологий.
Целью настоящей Программы является увеличение доли производства продовольственного зерна и улучшение его качественных характеристик. Применение новых ресурсосберегающих машин, отвечающих требованиям современной технологии, в частности комбинированных агрегатов, позволяющих за один проход делать весь комплекс предпосевной обработки почвы и посев, новых высокоэффективных средств защиты растений и видов удобрений и ряд других мероприятий позволят снизить себестоимость производства продукции, увеличить урожайность, качество зерна. Поскольку на обработку почвы приходится 30-50 процентов общих издержек, особая роль будет отводиться ресурсосберегающим технологиям (минимальная или нулевая обработка почвы), обеспечивающим сокращение числа почвообрабатывающих операций. Будут скомплектованы почвообрабатывающие и посевные агрегаты, обеспечивающие энерго- и ресурсосбережение, сокращение сроков проведения работ, снижение затрат труда и материальных ресурсов. Предусматривается также переход к прямому севу (нулевая обработка почвы).
Необходимость внедрения в растениеводство энерго- и ресурсосберегающих технологий определяется экономической целесообразностью. Стратегия внедрения энерго-, ресурсо-, влаго- и почвосберегающих технологий производства сельскохозяйственных культур предполагает два основных этапа.
Первый этап (2008-2010 годы): внедрение минимальной обработки. Эта технология базируется на безотвальной обработке с сохранением растительных остатков на поверхности почвы, что обеспечивает улучшение питательного и вводного режима, агрофизических свойств, защиту ее от водной, ветровой эрозии и других факторов деградации. Минимизация обработки уменьшит агротехническую нагрузку на почву. Применение данной технологии сократит прямые затраты, увеличит урожайность и повысит конкурентоспособность продукции на внутреннем и мировом рынках.
На втором этапе (2009-2010 годы) предусматривается отработка энергосберегающих технологий, а именно: исследование системы удобрений, защиты растений, схем использования растительных остатков для создания мульчированного слоя почвы; определение структур посевных площадей и очередности культур в севообороте с учетом потребностей хозяйств и конъюнктуры рынка. Этот этап требует от специалистов знаний технологии применения высокопроизводительной техники с точным дозированием норм внесения удобрений и высева семян.
Учитывая, что район находится в зоне рискованного земледелия, предусматривается возделывание тритикале, обладающей повышенной зимостойкостью и позволяющей получать урожайность более 40 ц с 1 га.
Организация семеноводства и внедрение в производство новых высокоурожайных сортов высеваемых культур значительно повысит эффективность производства зерна.
Производство картофеля
Картофель является одним из основных продуктов питания и сырьем для пищевой промышленности района. В целях организации интенсивного производства картофеля, снижения затрат на 1 га посевов, повышения урожайности и, в конечном счете, роста доходов сельхозтоваропроизводителей в Программе предусматривается проведение следующих мероприятий:
применение высококачественного семенного материала;
комплексная механизация технологических процессов при возделывании картофеля, его уборке и хранении;
внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе гребневой технологии возделывания картофеля.
Техническое оснащение и перевооружение сельскохозяйственных товаропроизводителей
В условиях постоянного роста цен на энергоносители, горюче-смазочные материалы и при высоких темпах выбытия из эксплуатации сельскохозяйственных машин ключевым вопросом развития сельскохозяйственного производства, повышения его устойчивости, экономической эффективности является переход на современные ресурсосберегающие технологии. Актуальность этой проблемы заключается в том, что технический потенциал АПК активно продолжает снижаться, отрицательно влияя на своевременное выполнение комплекса сельскохозяйственных работ.
Формирование машинно-тракторного парка в районе осуществляется на фоне негативных тенденций в обеспечении сельских товаропроизводителей техникой, которые характеризуются значительным (в 2-3 раза) превышением доли списываемой сельскохозяйственной техники над его обновлением.
В этих условиях обновление машинно-тракторного парка будет строиться на новой технической и технологической основе.
При внедрении ресурсосберегающих технологий основу тракторного парка будут составлять энергонасыщенные тракторы, более чем наполовину сократится потребность в тракторах, а также в почвообрабатывающих машинах (плугах, боронах, катках и культиваторах).
Парк машин, используемый в настоящее время в сельхозорганизациях, имеет усредненную мощность тракторов 70-80 л.с. За счет оптимизации парка тракторов машинами мощностью 130-280 л.с. Снижение количества машин в результате списания будет компенсироваться существенным увеличением мощностей сельскохозяйственных тракторов.
На приобретение инновационной техники и оборудования для внедрения ресурсосберегающей технологии к 2010 году предусматривается освоить средства по всем источникам финансирования. Также планируется финансовые ресурсы направить на закупку системы машин для производства отдельных видов сельскохозяйственных культур на основе ресурсосберегающих технологий с законченным циклом. В условиях недостатка финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей обновление машинно-тракторного парка планируется производить за счет кредитных и собственных средств.
В связи с продолжающейся тенденцией выбытия из эксплуатации сельскохозяйственной техники мелкие и средние хозяйства, имеющие физически и морально изношенную технику, не в состоянии обеспечивать полную в соответствии с технологией обработку земельных угодий.
Для введения в оборот неиспользуемых земель дополнительно потребуется приобрести высокоэнергонасыщенные тракторы, ресурсосберегающие посевные комплексы и орудия для поверхностной обработки почвы.
III. Растениеводство
По итогам 2007 года с площади 3470 га в хозяйствах Шумерлинского района в весе после доработки получено 5005 тонн зерна, урожайность составила 14,4 ц/га.
Картофеля в 2007 году собрано в хозяйствах 2230 тонн, при урожайности 123,2 ц/га
Таблица
Производство основных видов продукции растениеводства Шумерлинского района в 2004-2013 г.
тонн
N п/п |
Наименование показателей |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1 |
Зерновые и зернобобовые в том числе: |
5050
|
5400 |
7400 |
5100 |
6600 |
7600 |
8000 |
8500 |
9000 |
10000 |
в сельскохозяйственных организациях |
5010 |
5400 |
7100 |
5000 |
6500 |
7400 |
7900 |
8400 |
8900 |
9900 |
|
2 |
Картофель в том числе: |
12280 |
15100 |
19500 |
14800 |
14000 |
14500 |
15000 |
15500 |
16000 |
16500 |
в сельскохозяйственных организациях |
2410 |
3100 |
2500 |
2230 |
1833 |
2500 |
3000 |
3500 |
4000 |
4500 |
По условиям теплообеспеченности, увлажнения, перезимовки сельскохозяйственных культур Шумерлинский район относится к более теплому и влажному подрайону Присурского лесного массива, охватывающему правобережье Суры.
Сумма положительных температур воздуха составляет 2500-2600 градусов. Сумма осадков за год составляет 625-705 мм. Снежный покров образуется 20-22 ноября и во второй декаде марта достигает 40 см. Средняя дата последних весенних заморозков в воздухе 7-10 мая.
Благодаря существующим природным условиям обеспечены теплом, требующимся для созревания, такие культуры как озимая пшеница, рожь, яровая пшеница, ячмень, овес, горох, гречиха, среднеспелые сорта картофеля, многолетние травы на семена.
Будут расширяться площади под кормовыми культурами, особенно под многолетними травами.
Таблица
Динамика посевных площадей сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных предприятиях
N п/п |
Наименование показателей |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1. |
Всего посевных площадей |
9410 |
9772 |
8810 |
9222 |
9798 |
10300 |
12000 |
12200 |
12400 |
12400 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
- зерновые культуры |
3310 |
3587 |
3703 |
3470 |
3634 |
4000 |
4500 |
5000 |
5500 |
6000 |
1.2. |
- картофель |
265 |
275 |
207 |
181 |
166 |
200 |
230 |
250 |
270 |
300 |
1.3. |
- кормовые культуры |
5823 |
5896 |
4892 |
4580 |
4988 |
5426 |
5880 |
5900 |
6000 |
6000 |
|
в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- многолетние травы |
4737 |
4738 |
3961 |
4357 |
4726 |
4750 |
5200 |
5200 |
5200 |
5200 |
Постепенно будут увеличиваться площади под картофелем до 300 га. При посадке будут использоваться сорта голландской, немецкой и российской селекции.
В 2008-2013 году предусматривается ежегодное протравливание семян зерновых и зернобобовых культур по 1000 тонн. Для этого будут использованы препараты: Дивиденд Стар, Максим, с нормой расхода на 1 тонну 1,5 кг.
Химпрополка ежегодно будет проводиться на площади 4000 га. Для чего будут применяться самые современные препараты, типа: Логран, Банвел. Фунгициды и инсектициды: Фундазол, Альто супер, Актара, Комфидор и другие.
Решение задач по повышению продуктивности и устойчивости земледелия требует коренной перестройки в работе с землей, активного поиска и широкого внедрения новых организационных и технологических форм расширенного воспроизводства плодородия почв.
Основным направлением в области растениеводства является повышение плодородия почв путем обеспечения сохранения и прироста гумуса в почве, защита ее от эрозии, улучшения мелиоративного состояния земель, а на этой основе - повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий. Для решения вышеизложенных проблем в Программе намечены мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв как основного ресурса сельскохозяйственного производства путем окультуривания, снижения кислотности, защиты от эрозии. Результатом работ по повышению плодородия почв станет сохранение и увеличение содержания питательных веществ в почве, восстановление деградированных и эродированных земель, повышение урожайности сельскохозяйственных культур.
За последние годы наблюдается тенденция снижения гумуса в почве. Ввиду сокращения поголовья скота уменьшилось и накопление навоза. Сократилось внесение всех видов органических удобрений.
Одним из мероприятий, направленных на поддержание бездефицитного баланса гумуса, реальным для района, является расширение посевов донника, клевера, как кормовой культуры, так и сидерального пара, применение нормативного метода использования минеральных удобрений и средств защиты растений на основе порога вредоносности сорных растений, болезней и вредителя. За последние годы резко сократилось внесение минеральных удобрений, баланс питательных веществ в почве отрицательный, следовательно, урожайность обеспечивается за счет природного плодородия почвы. В целях повышения плодородия почвы необходимо ежегодно увеличивать площади многолетних трав.
Для сельскохозяйственных организаций, не имеющих достаточных средств, предусматривается переход на травопольную систему.
Приобретение сельскохозяйственной техники сельскохозяйственными предприятиями района
Наименование |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Количество сельскохозяйственной техники, един. |
16 |
20 |
45 |
28 |
35 |
35 |
35 |
Сумма млн.руб. |
15,7 |
21,45 |
23,0 |
25,0 |
27,0 |
29,0 |
31,0 |
IV. Регулирование агропродовольственного рынка
Обеспечение полноценного питания населения - важнейшая социальная задача государства, связанная с производством, переработкой, распределением и продажей продовольственных ресурсов. Решение продовольственной проблемы зависит от того, насколько эффективно будет переориентировано управление на конечные результаты и осуществлена межотраслевая координация этого процесса.
Основными задачами являются совершенствование ценообразования в аграрном секторе и развитие инфраструктуры аграрного и продовольственного рынков.
В рамках совершенствования ценообразования настоящей Программой предусматривается постепенный переход к осуществлению закупок сельскохозяйственной продукции по гарантированным ценам. Это установит прямую зависимость объемов оказываемой муниципальной поддержки от конечного результата, обеспечит прозрачность схемы муниципальной поддержки, предотвращение иждивенческого отношения сельхозорганизаций к выделяемым им средствам и равные условия для всех товаропроизводителей.
На первом этапе предусматривается определить необходимый размер субсидий, позволяющий сельхозтоваропроизводителям обеспечить покрытие затрат, связанных с удорожанием ресурсов при производстве продукции.
Гарантированные же цены должны обеспечить сельхозтоваропроизводителям покрытие затрат по технически обоснованным нормам, установленным на основании технологии, отражающей современный уровень технического обеспечения, организации производства и труда.
Закупки основных видов сельскохозяйственной продукции по гарантированным ценам будут осуществляться в соответствии с утверждаемыми квотами. Квота закупок определяется решением Кабинета Министров Чувашской Республики исходя из ожидаемого объема производства продовольственного зерна и мяса товаропроизводителями республики и потребности местных перерабатывающих предприятий.
С целью регулирования агропродовольственного рынка, ликвидации избытка или дефицита продукции на рынке и, как следствие, резких колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, предусматривается осуществлять закупочные и товарные интервенции в порядке, определяемом Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Предусматривается развитие оптовых сельскохозяйственных рынков и торговых мест с соответствующей материально-технической базой, предназначенных для торговли сельхозтоваропроизводителями республики произведенной ими продукцией.
В целях совершенствования механизма муниципальных закупок продовольствия, обеспечивающих более долгосрочные ценовые и объемные ориентиры для производства сельскохозяйственной продукции, в настоящей Программе предусмотрено дальнейшее расширение муниципальным заказчиком социальной сферы закупок сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, среди организаций АПК Чувашской Республики.
В целях создания благоприятного инвестиционного имиджа АПК Чувашской Республики и продвижения сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки планируется активное привлечение сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности в участии в выставках и ярмарках, организуемых в республике и за ее пределами.
Вопросы регулирования агропродовольственного рынка будут решаться на базе единых информационно-торговых систем на основных продуктовых рынках с участием государства. Для этих целей также будет привлекаться общереспубликанская информационно-консультационная служба для обслуживания сельхозтоваропроизводителей.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Одним из важнейших направлений регулирования экономики АПК является инвестиционная политика. Эффективное осуществление этой политики во многом определяет производственную деятельность аграрного сектора, воспроизводство его основных средств, концентрацию производства и его технологический уклад.
Главной особенностью современной инвестиционной политики в аграрном секторе экономики должно быть создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников по финансированию капитальных вложений за счет привлечения частных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования законодательной базы и предоставления муниципальных гарантий под эффективные инвестиционные проекты.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Шумерлинского района, внебюджетных источников, а также планируется из федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики.
VI. Ресурсное обеспечение Программы и основные индикаторы ее реализации
Общий объем финансирования Программы в 2008-2012 годах составит 14360 тыс. рублей, в том числе:
в 2008 году - 3263 тыс. рублей;
в 2009 году - 2653 тыс. рублей;
в 2010 году - 2816 тыс. рублей;
в 2011 году - 2848 тыс. рублей;
в 2012 году - 2780 тыс. рублей.
Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы приведены в приложении N 1.
Ресурсное обеспечение программы приведено в приложении N 2.
Основные целевые индикаторы реализации мероприятий Программы приведены в приложении N 3.
Приложение N 1
к программе Производство зерна и
картофеля на 2008-2012 годы
в Шумерлинском районе
Динамика и прогноз развития отрасли растениеводства в Шумерлинском районе на 2008-2012 годы
|
Показатели |
Единица измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1. |
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
процентов |
102,8 |
102,9 |
103 |
103 |
103 |
2. |
Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях: |
|
|
|
|
|
|
|
тракторы |
-"- |
5 |
6 |
8 |
9 |
10 |
|
комбайны зерноуборочные |
-"- |
7 |
8 |
10 |
11 |
13 |
|
комбайны кормоуборочные |
-"- |
11 |
12 |
12 |
12 |
11 |
3. |
Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) |
л.с. |
135 |
139 |
140 |
141 |
142 |
Приложение N 2
к программе Производство зерна и
картофеля на 2008-2012 годы
в Шумерлинском районе
Ресурсное обеспечение программы
Производство зерна и картофеля (2008-2012 годы) в Шумерлинском районе
(по направлениям)
(тыс. рублей)
|
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1. |
Поддержание почвенного плодородия - всего |
1380 |
1395 |
1420 |
1430 |
1440 |
|
прочие расходы - всего из них: |
397 |
410 |
430 |
440 |
450 |
|
субсидии сельхозтоваропроизводителям на приобретение минеральных удобрений |
147 |
160 |
180 |
190 |
200 |
|
противопаводковые мероприятия |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе материалов агрохимического и экологотоксилогического обследования |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
2. |
Развитие отраслей растениеводства - всего |
687 |
708 |
726 |
718 |
640 |
|
субсидии на уплату процентов по привлеченным кредитам |
275 |
275 |
275 |
253 |
159 |
|
компенсация части затрат на приобретение средств химизации |
210 |
230 |
245 |
250 |
255 |
|
субсидирование части затрат на приобретение элитных семян |
202 |
203 |
206 |
215 |
226 |
3. |
Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства - всего |
530 |
550 |
670 |
700 |
700 |
4. |
Субсидии на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на вовлечение в севооборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения |
666,0 |
- |
- |
- |
- |
|
Итого по Программе |
3263 |
2653 |
2816 |
2848 |
2780 |
Приложение N 3
к программе Производство зерна и
картофеля на 2008-2012 годы
в Шумерлинском районе
Основные целевые индикаторы
реализации мероприятий Программы "Производство зерна и картофеля (2008-2012 годы) в Шумерлинском районе"
|
|
Единица измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Валовый сбор зерна во всех категориях хозяйств |
тонн |
6600 |
7600 |
8000 |
8500 |
9000 |
10000 |
|
в том числе в сельхоз.предпр. |
|
6500 |
7400 |
7900 |
8400 |
8900 |
9900 |
2. |
Валовый сбор картофеля во всех категориях хозяйств |
тонн |
14000 |
14500 |
15000 |
15500 |
6000 |
16500 |
|
в том числе в сельхоз.предпр. |
|
1833 |
2500 |
3000 |
3500 |
4000 |
4500 |
3. |
Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий |
га |
300 |
310 |
315 |
320 |
320 |
|
4. |
защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления |
га |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
|
5 |
защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии |
га |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
|
6 |
Внесение минеральных удобрений действующего вещества |
тонн |
150 |
160 |
170 |
180 |
200 |
|
7 |
Введение в севооборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения |
га |
2550 |
3174,5 |
- |
- |
- |
|
8. |
Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов |
процентов |
7 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
9. |
Приобретение сельскохозяйственной техники сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей: |
|
|
|
|
|
|
|
|
тракторы |
штук |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
комбайны зерноуборочные |
-"- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
комбайны кормоуборочные |
-"- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
комбайны картофелеуборочные |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
10 |
Объемы привлеченных кредитов |
млн.руб. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
11 |
Удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади |
процентов |
25 |
29 |
32 |
35 |
40 |
|
12 |
Реализация зерна хозяйствами всех категорий |
тонн |
3000 |
3100 |
3200 |
3250 |
3300 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Шумерлинского района Чувашской Республики от 31 октября 2008 г. N 34/5 "О районной целевой программе "Производство зерна и картофеля в Шумерлинском районе на 2008-2012 годы"
Текст решения официально опубликован не был