Решение Шемуршинского районного Собрания депутатов Чувашской Республики
от 10 декабря 2008 г. N 5
"Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Шемуршинского района Чувашской Республики"
Решением Шемуршинского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 8 июля 2011 г. N 07.1 настоящее решение признано утратившим силу
С целью упорядочения управления и распоряжения имуществом и объектами муниципальной собственности Шемуршинского района, обеспечения единого учета и своевременного оперативного отражения движения объектов муниципальной собственности Шемуршинское районное Собрание депутатов решило:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Шемуршинского района Чувашской Республики.
2. Настоящее решение и указанное Положение вступают в силу со дня их официального опубликования.
Глава Шемуршинского района |
В.П. Фадеев |
Утверждено
решением Шемуршинского районного
Собрания депутатов
от 10 декабря 2008 г. N 5
Положение
о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Шемуршинского района Чувашской Республики
Раздел I. Общие положения
Настоящее Положение устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью Шемуршинского района Чувашской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, иными законодательными актами Чувашской Республики, Уставом Шемуршинского района Чувашской Республики (далее - Уставом города), иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Шемуршинского района.
Статья 1. Муниципальная собственность Шемуршинского района Чувашской Республики
1. Муниципальной собственностью Шемуршинского района Чувашской Республики (далее - муниципальная собственность) являются имущество, земельные ресурсы и иные объекты, принадлежащие на праве собственности Шемуршинскому району Чувашской Республики как муниципальному образованию.
2. Объектами муниципальной собственности являются:
- имущество, переданное в муниципальную собственность в результате разграничения государственной собственности в Российской Федерации и Чувашской Республике, в том числе закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, доли (акции) Шемуршинского района в уставных (складочных) капиталах (фондах) юридических лиц;
- земельные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах границ Шемуршинского района за исключением находящихся в государственной (федеральной и республиканской) собственности, собственности граждан, юридических лиц;
- средства бюджета Шемуршинского района и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями (казна Шемуршинского района);
- объекты, находящиеся за пределами Шемуршинского района и являющиеся муниципальной собственностью по соглашениям, договорам или по другим основаниям в соответствии с действующим законодательством.
3. В отношении объектов муниципальной собственности органы местного самоуправления Шемуршинского района Чувашской Республики, уполномоченные распоряжаться ими, вправе осуществлять только те правомочия, которые указаны в настоящем Положении и иных нормативных и правовых актах Российской Федерации, Чувашской Республики и органов местного самоуправления Шемуршинского района Чувашской Республики.
4. Управление муниципальной собственностью осуществляет администрация Шемуршинского района Чувашской Республики (далее - администрация) в соответствии с настоящим Положением, а также с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Шемуршинского района Чувашской Республики, определяющими ее компетенцию.
Механизм реализации установленного настоящим Положением порядка управления долями (акциями) муниципальной собственности в уставных (складочных) капиталах (фондах) юридических лиц определяется администрацией Шемуршинского района.
Отдел экономики администрации Шемуршинского района Чувашской Республики является уполномоченным органом (далее - уполномоченный орган) на проведение единой политики в области имущественных и земельных отношений, осуществление приватизации, управление и распоряжение муниципальной собственностью в пределах переданных полномочий, возложенных задач и функций в соответствии с Уставом района и Положением об отделе экономики администрации Шемуршинского района Чувашской Республики.
5. Для осуществления единой политики уполномоченный орган координирует деятельность органов местного самоуправления в области управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными ресурсами до разграничения государственной собственности на землю, разрабатывает и издает в пределах своей компетенции распоряжения, приказы и предписания, регулирующие процессы приватизации, управления и распоряжения муниципальной собственностью.
6. Уполномоченный орган не вправе делегировать свои полномочия, определенные настоящим Положением, другим органам, а также юридическим лицам и гражданам.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Положением
1. Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие в процессе управления муниципальной собственностью.
Управление муниципальной собственностью включает в себя правоотношения по владению, пользованию и распоряжению объектами, относящимися к муниципальной собственности.
2. Установленный настоящим Положением порядок реализации прав собственника органами местного самоуправления Шемуршинского района Чувашской Республики в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью распространяется на следующие виды муниципального имущества, принадлежащего на праве собственности Шемуршинскому району (далее - муниципальное имущество):
а) движимое и недвижимое имущество, закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями (далее - предприятия и учреждения) и органами местного самоуправления;
б) движимое и недвижимое имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями;
в) доли (акции) муниципальной собственности в уставных (складочных) капиталах (фондах) юридических лиц;
г) иные виды имущества, определяемые в соответствии с действующим законодательством.
3. Порядок управления и распоряжения земельными и природными ресурсами, жилищным фондом, средствами бюджета Шемуршинского района, ценными бумагами (за исключением акций акционерных обществ, находящихся в муниципальной собственности) устанавливается самостоятельными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Шемуршинского района.
4. Права собственника в отношении муниципальной собственности реализуются в соответствии с гражданским законодательством.
Раздел II. Порядок управления муниципальной собственностью
Статья 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
1. Создание предприятий и учреждений на основе муниципальной собственности осуществляется по решению Главы Шемуршинского района Чувашской Республики (далее - Глава района) в соответствии с действующим законодательством.
2. При принятии решения о создании предприятия (учреждения) Глава района определяет предмет, цели и виды деятельности предприятий и учреждений, имущество для формирования уставного фонда предприятия (за исключением казенного), а также структурное подразделение администрации (отдел, управление), осуществляющее координацию и регулирование деятельности (далее - отраслевой отдел) данного предприятия либо учреждения.
Решение об учреждении хозяйственных обществ (в том числе межмуниципальных) и решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов может принять, в соответствии с Уставом района, Шемуршинское районное Собрание депутатов Чувашской Республики (далее - Собрание депутатов).
Решения об участии Шемуршинского района в хозяйственном обществе, автономной некоммерческой организации или фонде принимаются Собранием депутатов по инициативе Главы района или Собрания депутатов.
3. Муниципальное учреждение создается в целях осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Муниципальное учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета Шемуршинского района на основе сметы, имеет статус юридического лица.
4. Имущество предприятий и учреждений является муниципальной собственностью и закрепляется уполномоченным органом за предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за казенными предприятиями и учреждениями - на праве оперативного управления.
За пользование муниципальным имуществом предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, ежегодно перечисляют в бюджет Шемуршинского района часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в соответствии с порядком, утверждаемым постановлением Главы района.
5. Решения о реорганизации или ликвидации предприятий и учреждений принимаются Главой района на основе предложений отраслевого отдела, согласованного с уполномоченным органом.
Инициировать вопрос о ликвидации предприятия либо учреждения может Собрание депутатов.
6. Учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации предприятий выступает муниципальное образование Шемуршинский район.
Права акционера открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в собственности муниципального образования, от имени муниципального образования осуществляет уполномоченный орган.
7. Учредителем предприятий и учреждений является администрация Шемуршинского района. Согласование уставов предприятий и учреждений осуществляет уполномоченный орган и представляет их на утверждение Главе района.
8. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей предприятий и учреждений, а также заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с этими руководителями осуществляется Главой района на основе предложений соответствующего отраслевого отдела по согласованию с уполномоченным органом.
В случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, решения Главы района по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий подлежат согласованию с антимонопольным органом.
Разделительный баланс или передаточный акт, содержащий положение о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого предприятия и учреждения по согласованию с уполномоченным органом утверждается Главой района.
Назначение ликвидационной комиссии предприятия либо учреждения осуществляется в соответствии с действующим законодательством, на основании решения Главы района о ликвидации по предложению отраслевого отдела, согласованного с уполномоченным органом.
9. В случае ликвидации предприятия или учреждения имущество, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами, подлежит дальнейшему использованию на основании решения уполномоченного органа, принимаемого по согласованию с Главой района.
Процедурные действия, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятия и учреждения, регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, действующим законодательством, учредительными документами предприятия либо учреждения и осуществляются отраслевым отделом совместно с уполномоченным органом.
Ликвидация предприятия по причине его банкротства осуществляется в соответствии с действующим законодательством о несостоятельности.
Статья 4. Участие в уставных (складочных) капиталах юридических лиц, не являющихся муниципальными унитарными предприятиями
1. Решение об участии от имени муниципального образования во вновь создаваемых организациях, либо о покупке долей (акций) в капиталах организаций принимается решением Шемуршинского районного Собрания депутатов. При этом по каждому случаю участия должна быть определена и зафиксирована цель такого участия.
Приобретение долей (вкладов) юридических лиц осуществляется за счет муниципального имущества, либо из средств бюджета района, предназначенных для реализации муниципальных целевых программ.
2. В качестве учредителя (соучредителя) юридического лица, создаваемого не в процессе приватизации, может выступать администрация Шемуршинского района.
3. Муниципальное образование управляет принадлежащими ему долями (акциями), а также осуществляет свои права участника в юридических лицах:
- через своих представителей, назначаемых Главой района по представлению уполномоченного органа и по согласованию с отраслевыми отделами (управлениями) администрации;
- путем передачи их в доверительное управление на основании постановления Главы района в установленном порядке.
Передача долей (акций), находящихся в муниципальной собственности, в залог, доверительное управление осуществляется администраций района по постановлению Главы района по договору в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом гарантии по кредитам в форме залога долей (паев, акций) не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в бюджеты всех уровней. Передача долей (паев, акций) в доверительное управление осуществляется при наличии программы деятельности доверительного управляющего, которая вместе с заданием на доверительное управление является неотъемлемой частью договора доверительного управления.
4. Представитель муниципального образования в органах управления хозяйственных обществ может быть в любое время заменен постановлением Главы района по предложению уполномоченного органа и по согласованию с отраслевым отделом.
Статья 5. Сделки, связанные с использованием муниципального имущества
1. В отношении муниципального имущества могут совершаться любые сделки, не противоречащие действующему законодательству, в том числе: сделки безвозмездного пользования, залоговые сделки, сделки мены, купли-продажи, передачи в доверительное управление, иные сделки, с установлением, изменением и прекращением вещных прав.
Стороной, выступающей от имени собственника, при заключении договоров залога, безвозмездного пользования, мены, передачи в доверительное управление недвижимого имущества является администрация Шемуршинского района, по движимому имуществу и по сделкам приватизации муниципального имущества - начальник отдела экономики администрации Шемуршинского района.
В отношении муниципального унитарного предприятия согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а также на совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, - дает Глава района; в отношении иных сделок и на распоряжение движимым имуществом - уполномоченный орган.
Проекты нормативно-правовых и распорядительных актов в отношении финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений без участия (использования) муниципального имущества разрабатывают соответствующие отраслевые отделы (управления) администрации Шемуршинского района.
2. Арендаторами,# муниципального имущества могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Заявление потенциального арендатора о предоставлении муниципального имущества в аренду оформляется в виде письма, которое направляется на имя Главы района.
Передача муниципального имущества в аренду осуществляется уполномоченным органом на основании постановления или письменного поручения Главы района, либо на конкурсной основе. Арендодателями муниципального имущества (при условии его целевого использования) могут выступать управомоченные собственником имущества юридические лица, при этом заключение договоров аренды осуществляется по согласованию с Главой района.
Передача в аренду предприятия, как имущественного комплекса, осуществляется на основании постановления Главы района при наличии согласия на это трудового коллектива предприятия. Арендодателем предприятия является само предприятие.
Сдача в аренду объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности и закрепленных за предприятиями и учреждениями, осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным решением Собрания депутатов.
Договоры аренды не могут содержать условия перехода права собственности на арендуемое имущество либо выкупа имущества.
Субаренда недвижимого имущества допускается, если она предусмотрена нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Шемуршинского района Чувашской Республики, договором аренды, с согласия арендатора, балансодержателя и уполномоченного органа.
Основным документом, регламентирующим отношения арендодателя, балансодержателя и арендатора является договор аренды, форма которого разрабатывается уполномоченным органом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами.
3. Передача муниципального имущества в собственность Российской Федерации, Чувашской Республики либо других муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики. Решения о передаче муниципального имущества в федеральную и республиканскую собственность или собственность других муниципальных образований принимаются Собранием депутатов. Предложения о передаче имущества иной формы собственности в муниципальную собственность принимаются Главой района.
Передача в залог объектов муниципальной собственности осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
На залоговые сделки предприятий, за которыми муниципальное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, и акционерных обществ, доля участия муниципальной собственности в уставном капитале которых составляет 25 и более процентов, требуется согласие управомоченного органа.
Согласие уполномоченного органа требуется во всех случаях, независимо от объема прав унитарного предприятия в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения.
4. Списание муниципального имущества, закрепленного за предприятиями на праве хозяйственного ведения и закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, осуществляется на основании постановления Главы района с учетом мнения отраслевых отделов (управлений) администрации Шемуршинского района.
При этом списание объектов недвижимости производится на основании акта технического состояния объекта и в соответствии с распорядительным актом Главы района. Списание объектов движимого имущества производится на основании заключения комиссии по согласованию с уполномоченным органом.
5. Продажа муниципального имущества осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации и Программой приватизации муниципального имущества Шемуршинского района, разработанной уполномоченным органом с учетом предложений отраслевых отделов (управлений) администрации района и утвержденной Собранием депутатов.
При этом формируется постоянно действующая комиссия по приватизации муниципального имущества Шемуршинского района, состав которой утверждается постановлением Главы района. Комиссия действует в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Главы района.
При продаже отдельных объектов недвижимости с учетом предложений отраслевых отделов (управлений) администрации района в состав комиссии могут быть внесены изменения.
На каждый отдельный объект недвижимости уполномоченным органом разрабатывается порядок продажи муниципального имущества, который согласовывается и принимается комиссией по приватизации и утверждается постановлением Главы района.
При продаже муниципальной собственности у уполномоченного органа возникают следующие расходы на предпродажную подготовку объекта недвижимости, а именно: затраты на присвоение объекту недвижимости адреса, проведение технической инвентаризации (изготовление технического паспорта и копии), изготовление проекта границ территории объекта недвижимости, регистрацию права собственности на объект недвижимости (получение свидетельства о праве собственности), оценку объекта недвижимости, информационные сообщения о продаже объектов недвижимости через средства массовой информации и оплату услуг оказываемых аукционистом.
В случае, если подлежащее продаже муниципальное имущество, закреплено за предприятием либо учреждением, вышеуказанные расходы (кроме расходов на информационные сообщения о продаже объектов недвижимости через средства массовой информации и оплату услуг оказываемых аукционистом) несет само предприятие либо учреждение.
Продажа муниципального имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями, осуществляется с учетом мнения отраслевых отделов (управлений) администрации района, в том числе: недвижимого имущества - на основании решения Шемуршинского районного Собрания депутатов, движимого имущества - распорядительного акта администрации района.
При этом продажа муниципального движимого имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, возможна при условии, если данное имущество не используется при осуществлении хозяйственной деятельности и изъятие указанного имущества собственников (с целью закрепления указанного выше имущества за другими предприятиями и учреждениями) является нецелесообразным.
6. Передача муниципального имущества в доверительное управление осуществляется уполномоченным органом по постановлению Главы района по договору в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Статья 6. Доходы от использования муниципальной собственности
1. Доходы от использования муниципальной собственности направляются на возмещение затрат по предпродажной подготовке объектов (в соответствии с Положением о порядке финансирования из бюджета расходов на организацию продажи объектов приватизации муниципального имущества Шемуршинского района) и зачисляются в бюджет Шемуршинского района.
2. В составе доходов, зачисляемых в бюджет Шемуршинского района, учитываются:
- дивиденды по акциям, находящимся в муниципальной собственности:
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- доходы от перечисления части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах устанавливаемых решениями Собрания депутатов и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
- прочие доходы, поступающие от муниципальных предприятий;
- доходы от реализации имущества муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;
- поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- поступления от продажи акций, находящихся в муниципальной собственности;
- штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
- иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Чувашской Республики и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Шемуршинского района Чувашской Республики.
Раздел III. Учет объектов муниципальной собственности и контроль за их использованием
Статья 7. Учет объектов муниципальной собственности
1. Объекты недвижимости муниципальной собственности в установленном порядке подлежат регистрации в органах юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике). Уполномоченный орган владеет соответствующим пакетом документов на муниципальное имущество и обеспечивает сохранность документов, подтверждающих права собственности на предприятия и иные объекты.
Объекты недвижимости муниципальной собственности учитываются в реестре муниципального имущества Шемуршинского района (далее - реестр).
2. Под реестром понимается информационная система, представляющая собой совокупность баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них.
3. Ведение реестра осуществляет уполномоченный орган. Уставы муниципальных предприятий и учреждений, а также копии свидетельств о государственной регистрации права на муниципальное недвижимое имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления за предприятиями и учреждениями, также представляются уполномоченному органу.
4. Держатели объектов учета муниципальной собственности обязаны обеспечить своевременное представление информации для проведения учета в реестре в установленном порядке.
Статья 8. Контроль за использованием объектов муниципальной собственности
1. Собрание депутатов и администрация района осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения муниципальной собственностью.
2. Организацию контроля со стороны муниципальных органов исполнительной власти за эффективностью использования муниципального имущества осуществляет уполномоченный орган.
Сведения о нарушениях в отношении муниципального имущества, выявленных отраслевым отделом в подведомственных предприятиях (учреждениях) и хозяйственных обществах направляются в уполномоченный орган.
3. Организации и предприятия, учредителем, участником или собственником имущества которых является муниципальное образование, представляют в администрацию Шемуршинского района установленную бухгалтерскую отчетность в соответствии с действующим законодательством.
Раздел IV. Заключительные положения
Статья 9. Ответственность за нарушение настоящего порядка
1. К должностным лицам исполнительных органов, принявшим решения, противоречащие настоящему Положению и иным нормативным актам, в результате которых последовал ущерб для муниципальной собственности, применяются меры ответственности в соответствии с действующим законодательством.
2. Руководители муниципальных предприятий и учреждений несут ответственность за сохранность и эффективность использования муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение и оперативное управление предприятия либо учреждения по иным основаниям, в рамках действующего законодательства.
3. За нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в муниципальной собственности, и (или) использования указанного объекта без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и его содержания к лицам (юридическим и физическим), допустившим указанные нарушения, применяются меры ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Статья 10. Введение в действие настоящего Положения
1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения его Собранием депутатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Шемуршинского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 10 декабря 2008 г. N 5 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Шемуршинского района Чувашской Республики"
Настоящее решение и Положение, утвержденное настоящим решением, вступают в силу со дня их официального опубликования
Положение, утвержденное настоящим решением, вступает в силу с момента утверждения
Текст решения опубликован в газете "Вести Шемуршинского района" от 16 декабря 2008 г. N 32
Решением Шемуршинского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 8 июля 2011 г. N 07.1 настоящее решение признано утратившим силу