Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 15 августа 2008 г. N 3-34-2008
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. N 31-Г08-8 настоящее решение отменено
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего, при секретаре, с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующими отдельных положений Закона Чувашской Республики от 5 октября 2007 года N 55 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов",
установил:
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующими статьи 11 Закона Чувашской Республики от 5 октября 2007 года N 55 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов", приложений NN 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 к Закону, абзаца 5 статьи 13 в части слова "предоставление" и абзаца 1 статьи 22 указанного Закона.
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемые нормативные закрепления не соответствуют федеральному бюджетному законодательству.
Так, статья 11 названного Закона, а также приложения NN 14-21 к Закону, предусматривающие размеры средств в консолидированных бюджетах муниципальных районов и бюджетах городских округов, направляемых на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, фактически нарушают принцип самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленный статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По мнению прокурора, в абзаце 5 статьи 13 Закона законодатель неправильно отнес к компетенции Кабинета Министров Чувашской Республики установление порядка предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из республиканского бюджета Чувашской Республики, тогда как в соответствии со статьей 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление порядка предоставления бюджетных кредитов должно производиться при принятии закона о бюджете на очередной финансовый год.
Оспаривая абзац 1 статьи 22 Закона, прокурор исходит из того, что установление порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг законодатель отнес к компетенции Кабинета Министров Чувашской Республики, тогда как согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления субсидий должен определяться прежде всего законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и лишь затем принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Государственного Совета Чувашской Республики Панюшкина А.П. сообщила о непризнании законодателем заявления прокурора.
Так, статья 11 Закона и приложения NN 14-21 к нему приняты в целях предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, что соответствует нормам статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", Закона Чувашской Республики "О регулировании, бюджетных правоотношений в Чувашской Республике".
Что касается оспариваемых норм по вопросу установления порядка предоставления бюджетных кредитов из республиканского бюджета, по мнению законодателя, федеральное бюджетное законодательство не содержит норм об установлении порядка предоставления бюджетных кредитов законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Государственный Совет Чувашской Республики также исходит из того, что статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрел; возможность установления высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителя товаров, работ и услуг.
Верховный Суд Чувашской Республики находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно преамбуле Бюджетного кодекса Российской Федерации Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулирующие бюджетные правоотношения федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить Бюджетному кодексу.
5 октября 2007 года принят Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Статьей 11 указанного Закона определено, что при оценке показателей расходной части бюджетов Чувашской Республики на 2008 год и на 2009-2010 годы в консолидированных бюджетах муниципальных районов и бюджетах городских округов учтены средства на цели и в размерах, указанных в приложениях NN 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 к Закону.
Из смыслового содержания изложенной нормы следует, что законодательный орган республики превысил свои бюджетные полномочия, установленные статьями 8 и 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в нарушение предписаний статей 9, 15, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации фактически предусмотрев при утверждении бюджета республики размеры средств на исполнение расходных обязательств муниципальных образований.
В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Согласно статье 9 Кодекса утверждение и исполнение бюджета, установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования.
Установленный статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов означает в том числе право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Что касается доводов представителя заинтересованного лица о том, что статьей 11 Закона и приложениями NN 14-21 к Закону утверждены объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, которые в силу статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть предусмотрены в бюджете субъекта Российской Федерации, такие утверждения не могут быт быть приняты во внимание, поскольку согласно установлениям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление дотаций не предусматривает установление направлений и (или) условий их использования.
Заявление прокурора является обоснованным и в части оспаривания абзаца 5 статьи 13 Закона в части слова "предоставление".
Так, согласно статье 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами о бюджете.
Этой нормой также установлено, что цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов устанавливаются при утверждении бюджета.
В соответствии со статьей 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, установление порядка предоставления бюджетных кредитов должно производиться при принятии закона о бюджете и соответственно, должно быть облечено в форму нормативного акта представительного органа власти.
Полномочия же высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по рассматриваемому вопросу определены пунктом 2 статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации - высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации основания, условия предоставления, использования и возврата указанных кредитов.
Как видно из текста абзаца 5 статьи 13 Закона Чувашской Республики от 5 октября 2007 года N 55, в нарушение принципа верховенства бюджетного законодательства Российской Федерации и вышеназванных норм представительный орган республики полномочия по установлению порядка предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам закрепить за Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Также не учтен принцип верховенства федерального бюджетного законодательства законодательным органом республики при решении вопроса об установления порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг.
Так, абзацем 1 статьи 22 Закона Чувашской Республики от 5 октября 2007 года N 55 закреплено, что порядок предоставления субсидий указанным лицам устанавливается нормативными правовыми актами Кабинета Министров Чувашской Республики.
Между тем в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации указанные субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, представительный орган республики необоснованно исключил себя из круга лиц, определяющих порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета.
Текст статьи 22 Закона не позволяет признать, что в самой статье Закона уже определен порядок предоставления субсидий указанным лицам.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Признавая оспариваемые нормативные предписания недействующими со дня вступления решения в законную силу, суд исходит из того, что эти нормы уже применялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Чувашской Республики решил:
Признать недействующими статью 11 Закона Чувашской Республики от 5 октября 2007 года N 55 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов", приложения NN 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 к указанному Закону.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения абзац 5 статьи 13 Закона Чувашской Республики от 5 октября 2007 года N 55 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в части слова "предоставление".
Признать недействующим абзац 1 статьи 22 Закона Чувашской Республики от 5 октября 2007 года N 55 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатных изданиях, в которых нормативный правовой акт был официально опубликован, в ближайших планируемых изданиях после получения средствами массовой информации текста сообщения о принятом решении.
С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Верховном Суде Чувашской Республики после принятия решения судом в окончательной форме.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 15 августа 2008 г. N 3-34-2008 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. N 31-Г08-8 настоящее решение отменено