Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики
от 4 сентября 2008 г. N 2-2611/2008
(извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 20 сентября 2008 г.
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи, при секретаре судебного заседания, с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Чебоксары, с участием представителя администрации г. Чебоксары,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Чебоксары о признании недействующим пункта 1 постановления администрации г. Чебоксары от 19 июня 2008 года N 173,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Чебоксары обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления администрации г. Чебоксары от 19 июня 2008 года N 173.
Заявленные требования мотивированы тем, что пунктом 1 постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 июня 2008 года N 173 внесены изменения в Порядок назначения и деятельности представителей муниципального образования города Чебоксары в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в муниципальной собственности, а также согласования действий указанных представителей, утвержденный постановлением главы администрации г. Чебоксары от 3 мая 2001 года N 44 (далее - Порядок), а именно Порядок дополнен пунктом 2.6 следующего содержания: "2.6. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, муниципальным служащим, являющимся представителями в акционерных обществах, по решению общего собрания акционеров в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров".
Данный текст постановления от 19 июня 2008 года N 173 был опубликован в газете "Чебоксарские новости" от 1 июля 2008 года N 73 (4170).
Как указано в заявлении, названный нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем подлежит отмене.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 названного Федерального закона предусмотрено, что муниципальному служащему в связи с прохождением муниципальной службы запрещается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Названным Федеральным законом также предусмотрено, что муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение (пункт 1 части 1 статьи 12); исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией (пункт 2 части 1 статьи 12).
В силу положений части 1 статьи 10 названного Федерального закона муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Соответственно, вопреки установленному названным Федеральным законом прямому запрету на получение муниципальным служащим вознаграждения от юридических лиц, пунктом 2.6 Порядка назначения и деятельности представителей муниципального образования города Чебоксары в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в муниципальной собственности, а также согласования действий указанных представителей, утвержденного постановлением главы администрации г. Чебоксары от 3 мая 2001 года N 44 (в редакции постановления от 19 июня 2008 года N 173), предусмотрена возможность получения такого вознаграждения, а равно компенсации расходов, связанных с исполнением обязанностей представителя, в связи с должностным положением и в связи с исполнением должностных обязанностей.
Как указано в заявлении, муниципальный служащий при выполнении функций представительства в органе управления акционерного общества не теряет своего статуса и не перестает исполнять свои должностные обязанности.
Ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства и на положения статьи 251 ГПК РФ, прокурор Ленинского района г. Чебоксары просит суд признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия, то есть с 19 июня 2008 года, пункт 1 постановления администрации г. Чебоксары от 19 июня 2008 года N 173 в части дополнения Порядка назначения и деятельности представителей муниципального образования города Чебоксары в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в муниципальной собственности, а также согласования действий указанных представителей, утвержденного постановлением главы администрации г. Чебоксары от 3 мая 2001 года N 44.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Чебоксары заявление поддержал по доводам, изложенным в заявлении, вновь привел их суду и просил заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель администрации г. Чебоксары заявленные требования не признал и суду пояснил, что оспариваемый пункт постановления не противоречит действующему законодательству, так как муниципальный служащий, назначенный в качестве представителя муниципального образования г. Чебоксары в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в муниципальной собственности, получает вознаграждение не за исполнение своих должностных обязанностей, а за исполнение обязанностей в качестве члена Совета директоров. По мнению представителя администрации г. Чебоксары, запрет может касаться только тех муниципальных служащих, в чьи должностные обязанности входит участие в качестве представителя в органах управления акционерных обществ. Следовательно, на муниципальных служащих, в чьи должностные обязанности не входит участие в качестве представителя в органах управления акционерных обществ, запрет не распространяется, поскольку для таких муниципальных служащих участие в органах управления акционерных обществ является иной деятельностью, которая выполняется помимо осуществления ими своих должностных обязанностей.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 июня 2008 года N 173 "О внесении изменений в постановление главы администрации города Чебоксары от 03.05.2001 N 44", которое дополнило пунктом 2.6 Порядок назначения и деятельности представителей муниципального образования города Чебоксары в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в муниципальной собственности, а также согласования действий указанных представителей, утвержденный постановлением главы администрации г. Чебоксары от 3 мая 2001 года N 44, опубликовано в газете "Чебоксарские новости" от 1 июля 2008 года N 74 (4170).
Как уже указывалось выше, названным постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 июня 2008 года N 173 Порядок назначения и деятельности представителей муниципального образования города Чебоксары в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в муниципальной собственности, а также согласования действий указанных представителей (утвержден постановлением главы администрации г. Чебоксары от 3 мая 2001 года N 44) дополнен пунктом 2.6 следующего содержания: "2.6. Если иное не установлено законодательством Российской федерации, муниципальным служащим, являющимся представителями в акционерных обществах, по решению общего собрания акционеров в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров".
Проверяя доводы заявителя, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ представителями интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ могут быть лица, замещающие соответственно государственные и муниципальные должности, а также иные лица.
Правовой статус муниципальных служащих определен Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Основные права муниципального служащего закреплены в статье 11 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", при этом в части 2 данной статьи указано, что муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Исходя из смысла и содержания изложенной правовой нормы, муниципальный служащий имеет право заниматься иной оплачиваемой деятельностью только вне служебного времени. При этом занятие иной оплачиваемой работой не должно повлечь за собой конфликта интересов, то есть такой личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Таким образом, действующим законодательством установлен прямой запрет на получение муниципальным служащим вознаграждения от юридических лиц.
Между тем, оспариваемым постановлением администрации г. Чебоксары предусмотрена возможность получения муниципальным служащим такого вознаграждения, а равно компенсации расходов, связанных с исполнением обязанностей представителя муниципального образования города Чебоксары в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в муниципальной собственности. При этом, по мнению суда, данная возможность получения муниципальным служащим вознаграждения установлена оспариваемым постановлением именно в связи с должностным положением и в период исполнения должностных обязанностей муниципального служащего, поскольку из содержания постановления следует, что представителями в акционерных обществах, акции которых находятся в муниципальной собственности, являются муниципальные служащие.
Однако, муниципальный служащий, являющийся представителем муниципального образования города Чебоксары в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в муниципальной собственности, не утрачивает своего статуса муниципального служащего, так как продолжает находиться на муниципальной службе. .
В связи с этим довод представителя администрации г. Чебоксары о том, что запрет на занятие иной оплачиваемой деятельностью может касаться только тех муниципальных служащих, в чьи должностные обязанности входит участие в качестве представителя в органах управления акционерных обществ, соответственно, такой запрет не должен распространяться на муниципальных служащих, в чьи должностные обязанности не входит участие в качестве представителя в органах управления акционерных обществ, поскольку для таких муниципальных служащих участие в органах управления акционерных обществ является иной деятельностью, которая выполняется помимо осуществления ими своих должностных обязанностей, суд признает несостоятельным и не имеющим правового значения для разрешения заявленного спора.
Как уже указывалось выше, правовой статус для всех муниципальных служащих является единым и не может зависеть от наличия либо отсутствия конкретных должностных обязанностей, установленных в должностной инструкции.
Действительно, в соответствии с пунктом 2 статьи 64 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.
Однако, по мнению суда, данное положение распространяется на тех членов совета директоров, которые назначены таковыми и не являются применительно к рассматриваемому спору муниципальными служащими.
Более того, суд принимает во внимание, что действующим федеральным законодательством не предусмотрено получение вознаграждения муниципальными служащими, являющимися представителями муниципального образования в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в муниципальной собственности.
Оценив изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что пункт 1 постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 июня 2008 года N 173 в части дополнения пунктом 2.6 Порядка назначения и деятельности представителей муниципального образования города Чебоксары в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в муниципальной собственности, а также согласования действий указанных представителей, утвержденного постановлением главы администрации г. Чебоксары от 3 мая 2001 года N 44, противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах заявление прокурора Ленинского района г. Чебоксары является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующим со дня принятия с 19 июня 2008 года пункт 1 постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 июня 2008 года N 173 в части дополнения Порядка назначения и деятельности представителей муниципального образования города Чебоксары в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в муниципальной собственности, а также согласования действий указанных представителей, утвержденного постановлением главы администрации г. Чебоксары от 3 мая 2001 года N 44.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары со дня вынесения мотивированного решения, начиная с 10 сентября 2008 года.
Председательствующий судья |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 сентября 2008 г. N 2-2611/2008 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 20 сентября 2008 г.
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании