Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 23 декабря 2009 г. N 3-59-2009
(извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 12 января 2010 г.
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего, при секретаре, с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующими подпункта 1.3.2. пункта 1.3., пункта 3.1. в части слов "и органы местного самоуправления" Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы, безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы увольнения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 декабря 2008 года N 392 (с последующими изменениями и дополнениями), установил:
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующими подпункта 1.3.2. пункта 1.3., пункта 3.1. в части слов "и органы местного самоуправления" Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы, безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы увольнения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 декабря 2008 года N 392 (с последующими изменениями и дополнениями).
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемые нормативные закрепления не соответствуют федеральному законодательству, регламентирующему распределение государственных полномочий в сфере содействия занятости населения.
Так, подпунктом 1.3.2. пункта 1.3. Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы, безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы увольнения (далее - Правила предоставления средств из республиканского бюджета) предусмотрено, что органы местного самоуправления в рамках Республиканской целевой программы дополнительной поддержки занятости населения Чувашской Республики на 2009 год получают из республиканского бюджета Чувашской Республики денежные средства для последующего их перечисления бюджетным учреждениям муниципальных образований, а пунктом 3.1. Правил контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета Чувашской Республики, направляемых на дополнительную поддержку занятости населения, возложен также на органы местного самоуправления.
Между тем из положений Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектам Российской Федерации, могут быть переданы органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, если такое право предоставлено им федеральными законами.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики сообщили о непризнании органом исполнительной власти республики заявления прокурора.
По мнению представителей заинтересованного лица, заявление прокурора не учитывает того, что перечисление средств из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований в порядке межбюджетных трансфертов на организацию общественных работ, временного трудоустройства и стажировки не может рассматриваться как передача органам местного самоуправления государственных полномочий в области содействия занятости населения, поскольку средства республиканского бюджета, а также средства, поступившие в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета в форме субсидий, предоставляются бюджетным учреждениям муниципальных образований не в рамках реализации полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а в рамках осуществления дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, разработанных Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Верховный Суд Чувашской Республики не усматривает оснований для признания недействующими оспариваемых прокурором нормативных предписаний.
Частью 6 статьи 25 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Правительству Российской Федерации предоставлено право принимать решения о направлении в 2009 году средств федерального бюджета в размере до 450000000,0 тыс. рублей на реализацию мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики Российской Федерации, социальной политики, в том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральным законом "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 25 декабря 2008 года N 287-ФЗ в пункт 2 статьи 7 Закона внесены дополнения и изменения - Правительству Российской Федерации предоставлено право в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных названными Законами полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 31 декабря 2008 года N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" предусмотрело направление средств федерального бюджета, предусмотренных в 2009 году на реализацию мер по поддержке рынка труда, на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, а также утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
Для участия в софинансировании мероприятий по дополнительной поддержке занятости населения Чувашской Республики Кабинетом Министров Чувашской Республики постановлением от 31 декабря 2008 года N 418 принята Республиканская целевая программа дополнительной поддержки занятости населения Чувашской Республики на 2009 год (далее - Республиканская целевая программа), и утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 декабря 2008 года N 392 Правила предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения (с последующими изменениями, далее - Правила предоставления средств из республиканского бюджета) регламентируют именно порядок предоставления средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета в форме субсидий, на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
Подпунктом 1.3.2. пункта 1.3. Правил предоставления средств из республиканского бюджета предусмотрено, что расходы, связанные с организацией общественных работ, временного трудоустройства, стажировки, осуществляются в соответствии с Республиканской целевой программой бюджетными учреждениями муниципальных образований за счет средств, перечисленных бюджетам муниципальных образований в порядке межбюджетных трансфертов на частичное возмещение затрат на заработную плату (с учетом начислений на фонд оплаты труда).
Несостоятельны доводы в заявлении прокурора о том, что эти положения Правил предоставления средств из республиканского бюджета фактически свидетельствуют о передаче органом государственной власти Чувашской Республики органам местного самоуправления полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (с изменениями и дополнениями) разграничены полномочия федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения и полномочия Российской Федерации, переданные субъектам Российской Федерации с условием, что они так и остаются полномочиями Российской Федерации и лишь передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления (статьи 7, 7.1. Закона).
Согласно пункту 2 статьи 7.1 указанного Закона средства на осуществление переданных субъектам Российской Федерации для осуществления полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 133 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субвенций.
В рассматриваемом случае межбюджетные трансферты предоставляются в форме субсидий с целью софинансирования дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, а не в форме субвенций с целью реализации полномочий федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения, переданных субъектам Российской Федерации для осуществления.
Не выходит за пределы бюджетных полномочий субъекта Российской Федерации, определенных статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установление о перечислении межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований для осуществления их бюджетными учреждениями (включенными в Региональную целевую программу в качестве организаций, в которых будут реализовываться мероприятия Программы) расходов, связанных с организацией общественных работ, временного трудоустройства, стажировки, поскольку с учетом положений статей 77 и 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не допускающих предоставление субсидий бюджетным учреждениям, получение бюджетными учреждениями муниципальных образований денежных средств на соответствующие цели возможно только при условии предоставления межбюджетных трансфертов в форме субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Не имеется оснований признать недействующим в оспариваемой части пункт 3.1. Правил предоставления средств из республиканского бюджета, предусматривающий, что контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета Чувашской Республики, указанных в пункте 1.1. Правил, осуществляют соответствующие главные распорядители средств республиканского бюджета Чувашской Республики и органы местного самоуправления в соответствии с установленными полномочиями.
Согласно статье 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов.
Согласно статье 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Чувашской Республики решил:
Отказать в удовлетворении заявления заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующими подпункта 1.3.2. пункта 1.3., пункта 3.1. в части слов "и органы местного самоуправления" Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работа безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы увольнения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 декабря 2008 года N 392 (с последующими изменениями и дополнениями).
С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле могут ознакомиться в Верховном Суде Чувашской Республики после принятия решения судом в окончательной форме
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 23 декабря 2009 г. N 3-59-2009 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 12 января 2010 г.
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании