Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к республиканской целевой программе
"Культура Чувашии: 2010-2020 годы"
Подпрограмма
"Культурное наследие в Чувашской Республике"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы
|
- |
подпрограмма "Культурное наследие в Чувашской Республике" (далее - подпрограмма)
|
Основание для разработки подпрограммы
|
-
|
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Закон Чувашской Республики "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Чувашской Республике"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. N 274 "О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования"
|
Государственный заказчик подпрограммы
|
-
|
Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики
|
Разработчик подпрограммы
|
-
|
Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики
|
Цели подпрограммы
|
-
|
формирование государственного учета объектов культурного наследия; сохранение и эффективное использование объектов культурного наследия; популяризация объектов культурного наследия
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
изучение современного состояния объектов культурного наследия; обеспечение сохранности объектов культурного наследия, улучшение их физического состояния и приспособление для современного использования, а также организация научно-исследовательских работ; реализация специализированных информационно-просветительских проектов по пропаганде объектов культурного наследия
|
Важнейшие целевые индикаторы подпрограммы
|
-
|
увеличение количества обследованных в процессе мониторинга объектов культурного наследия; увеличение количества оформленных паспортов объектов культурного наследия; увеличение количества выявленных объектов культурного наследия; увеличение количества установленных зон охраны объектов культурного наследия; увеличение количества установленных на объекты культурного наследия информационных надписей и обозначений; увеличение количества проведенных проектно-изыскательских, противоаварийных, консервационных, восстановительных и ремонтно-реставрационных работ; увеличение количества проведенных на объектах археологического наследия исследовательских, охранно-спасательных работ; издание Свода объектов культурного наследия, расположенных на территории Чувашской Республики; издание научной, научно-популярной литературы, альбомов, справочников, брошюр; создание электронной базы данных объектов культурного наследия, информационное ее сопровождение; проведение тематических семинаров, совещаний, круглых столов
|
Срок реализации подпрограммы
|
-
|
2010-2020 годы
|
Объемы и источники финансирования подпрограммы
|
-
|
общий объем финансирования подпрограммы составляет 456227,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 74862,0 тыс. рублей; республиканского бюджета Чувашской Республики - 344420,8 тыс. рублей; местных бюджетов - 18745,0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 18200,0 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы
|
-
|
формирование государственного учета объектов культурного наследия; увеличение количества оформленных паспортов объектов культурного наследия с 90 единиц в 2010 году до 290 единиц в 2020 году; увеличение количества установленных на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений с 14 единиц в 2011 году до 164 единиц в 2020 году; увеличение количества разработанных проектов зон охраны объектов культурного наследия до 20 единиц в 2020 году; осуществление проектно-изыскательских, противоаварийных, консервационных, восстановительных, ремонтно-реставрационных работ на 101 объекте культурного наследия; осуществление исследовательских, охранно-спасательных работ на 20 объектах археологического наследия; обеспечение населения необходимой информацией по вопросам сохранения, охраны, использования и популяризации объектов культурного наследия
|
Система организации контроля за выполнением подпрограммы |
-
|
контроль за выполнением подпрограммы осуществляется Министерством культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики. Исполнители основных мероприятий ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют государственному заказчику информацию о ходе реализации подпрограммы. Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. По окончании срока реализации подпрограммы Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. После согласования с Министерством экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Культурное наследие в Чувашской Республике представляет собой невозместимые духовные, культурные и материальные ценности, созданные в прошлом. Оно питает современную науку, образование, культуру и является одним из главных оснований для национального самоуважения и признания мировым сообществом.
Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Любые потери объектов культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.
В настоящее время на территории Чувашской Республики насчитывается 769 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее - объекты культурного наследия), в том числе 674 - принятых на государственную охрану и 95 - вновь выявленных.
На территории Чувашской Республики находятся 46 объектов культурного наследия федерального и 628 - регионального значения.
Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 19 февраля 1990 г. N 12, коллегии Госстроя РСФСР от 28 февраля 1990 г. N 3 и президиума Центрального совета ВООПИК от 16 февраля 1990 г. N 12 (162) 5 исторических поселений включены в список исторических населенных мест России. Это города Чебоксары, Алатырь, Цивильск, Ядрин, Мариинский Посад.
В рамках обеспечения сохранности объектов культурного наследия проводятся мероприятия, направленные на выявление, изучение и сохранение объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры и градостроительства, монументального искусства.
Ремонтно-реставрационные работы в 2005-2009 годах проведены на 25 объектах культурного наследия, в том числе на 9 памятниках федерального и 16 - регионального значения. Объем средств, освоенных за указанный период по ремонтно-реставрационным работам, составил 137,6 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики - 24,0 млн. рублей. Однако выделенные средства не позволили предотвратить ухудшение физического состояния объектов культурного наследия, находящихся на территории Чувашской Республики.
Современное состояние дел в области охраны объектов культурного наследия вызывает серьезную обеспокоенность. Состояние более половины (56%) находящихся на государственной охране памятников истории и культуры характеризуется как неудовлетворительное, они нуждаются в проведении противоаварийных, консервационных, ремонтно-реставрационных работ. 14 памятников архитектуры и градостроительства находятся в аварийном состоянии, среди них церковь Иоанна Крестителя (с. Большой Сундырь, Ядринский район), Никольская церковь (с. Чиганары, Ядринский район), комплекс зданий Алатырской духовной пустыни (собор Святого Духа, часовня, церковь Иоанна Воина), Никольская церковь (с. Никольское, Ядринский район), церковь Рождества Богородицы (г. Алатырь), дом при Никольской церкви (г. Алатырь), дом, в котором жили чувашские писатели Ухсай Я.Г. и Ухсай М.Д. (д. Карачево, Козловский район), деревянный одноэтажный дом, в котором жил композитор А.Н. Тогаев (г. Мариинский Посад), дом жилой с подвалами (с. Ялушево, Алатырский район), Покровская церковь (с. Ахматово, Алатырский район), Алексеевская церковь (г. Ядрин).
Большую тревогу вызывает состояние объектов культурного наследия - деревянных строений, в том числе связанных с деятельностью выдающихся просветителей чувашского народа И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева. В настоящее время полностью утрачены школы, открытые И.Я. Яковлевым в с. Яльчики и с. Лащ-Таяба Яльчикского района, с. Янтиково Янтиковского района. В критическом состоянии находятся школы, связанные с именем И.Н. Ульянова, в с. Первомайское и с. Сугуты Батыревского района. Не принимаются меры по возрождению ценного образца периода классицизма - дома барона Жомени в Козловском районе. Более 20 деревянных зданий-памятников г. Алатыря нуждаются в незамедлительной реставрации, в том числе декорированный уникальной объемной резьбой дом N 66 по ул. Ленина.
В г. Ядрине на грани разрушения находятся памятники регионального значения - деревянное двухэтажное здание женской прогимназии, связанное с именем известного купца-мецената, депутата Государственной Думы З. Таланцева, и здание бывшего уездного училища. В неотложных работах по реставрации нуждается дом, в котором родился и жил выдающийся ученый-тюрколог, основоположник современного чувашского языкознания Н.И. Ашмарин. Аналогичная ситуация в Мариинско-Посадском, Цивильском и Порецком районах. Безвозвратно утрачены по причине пожара деревянные строения XVIII-XIX веков: дом с лабазами в г. Мариинском Посаде, дом Крыловых и гостиница "Сибирь" в г. Алатыре.
Одним из важнейших направлений подпрограммы является формирование государственного учета объектов культурного наследия. Необходимо провести мониторинг состояния объектов культурного наследия с целью получения полной информации о количестве, состоянии, характере использования, собственниках и пользователях объектов культурного наследия. Данные мониторинга и систематизированное оформление его результатов на цифровых носителях позволят создать электронную базу для осуществления государственной охраны объектов культурного наследия. За время реализации подпрограммы планируется оформить 200 паспортов объектов культурного наследия с учетом требований Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Особо остро стоит проблема сохранения объектов культурного наследия, расположенных на территориях исторических поселений (городов). В связи с интенсивным хозяйственным освоением их территорий теряются исторический облик и своеобразие гг. Чебоксары, Алатыря, Цивильска, Ядрина, Мариинского Посада. Центральные части указанных городов, обладая высоким культурным и градостроительным потенциалом, являются привлекательными для многочисленных инвесторов, участвующих в реализации строительных проектов.
В то же время градостроительная деятельность, на протяжении последних лет осуществляемая при отсутствии утвержденных границ зон охраны и без точно определенных границ территорий памятников, привела к значительной утрате культурных ценностей. В результате дисгармонирующая застройка возникает в непосредственной близости от объектов культурного наследия.
Российская и мировая практика свидетельствует о том, что в настоящее время установление зон охраны объектов культурного наследия, требований к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон является одним из основных инструментов обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической градостроительной и (или) природной среде.
На сегодняшний день в гг. Чебоксары, Мариинском Посаде имеются утвержденные проекты зон охраны, которые по многим позициям не соответствуют требованиям, предъявляемым к такому роду документов. С момента их разработки (70-80-е годы прошлого века) произошли кардинальные изменения в законодательстве, регулирующем отношения в сфере охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия, изменилась также и градостроительная ситуация в Чувашской Республике.
Необходимо продолжить работы по разработке проектов зон охраны исторических поселений (городов) Чувашской Республики. Их разработка позволит решить вопросы сохранения объектов культурного наследия комплексно и с большей эффективностью.
Недостаточное внимание уделяется исследованию памятников археологии, которые связаны с древнейшей историей народов Российской Федерации. Из 1500 известных объектов археологического наследия, расположенных в республике, только 177 включены в Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Чувашской Республики, 65 значатся как вновь выявленные.
Изучение объектов археологического наследия позволит решать вопросы не только сохранения богатейшего научного материала, но и их музеефикации, пополнения коллекций государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
II. Основные цели и задачи подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются формирование государственного учета объектов культурного наследия, сохранение и эффективное использование объектов культурного наследия, популяризация объектов культурного наследия.
В соответствии с приоритетами в области политики по сохранению, использованию и государственной охране объектов культурного наследия Министерством культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики в реализации подпрограммы определяются следующие ключевые цели и задачи:
Цель 1. Формирование государственного учета объектов культурного наследия
Задача. Изучение современного состояния объектов культурного наследия (табл. 1).
Таблица 1
Индикаторы |
По годам реализации |
||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Количество обследованных в процессе проведения мониторинга объектов культурного наследия, единиц |
20 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
Количество оформленных паспортов объектов культурного наследия, единиц |
- |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Количество выявленных объектов культурного наследия, единиц |
- |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Цель 2. Сохранение и эффективное использование объектов культурного наследия
Задача. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия, улучшение их физического состояния и приспособление для современного использования, а также организация научно-исследовательских работ (табл. 2).
Таблица 2
Индикаторы |
По годам реализации |
||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Количество установленных зон охраны объектов культурного наследия, единиц |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Количество установленных на объекты культурного наследия информационных надписей и обозначений, единиц |
- |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Количество проведенных проектно-изыскательских, противоаварийных, консервационных, восстановительных и ремонтно-реставрационных работ, единиц |
5 |
14 |
14 |
8 |
7 |
11 |
8 |
13 |
12 |
12 |
10 |
Количество проведенных на объектах археологического наследия исследовательских, охранно-спасательных работ, единиц |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Цель 3. Популяризация объектов культурного наследия
Задача. Реализация специализированных информационно-просветительских проектов по пропаганде объектов культурного наследия (табл. 3).
Таблица 3
Индикаторы |
По годам реализации |
||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Издание Свода объектов культурного наследия, расположенных на территории Чувашской Республики, единиц |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Издание научной, научно-популярной литературы, альбомов, справочников, брошюр, единиц |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Создание электронной базы данных объектов культурного наследия, информационное ее сопровождение, единиц |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Проведение тематических семинаров, совещаний, круглых столов, единиц |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
III. Перечень мероприятий подпрограммы
Достижение вышеуказанных целей и решение задач государственной политики в области сохранения объектов культурного наследия определяет необходимость реализации системы мероприятий по направлениям работы, отраженным в приложении к настоящей подпрограмме.
В рамках настоящей подпрограммы проводятся следующие мероприятия:
мониторинг состояния объектов культурного наследия;
оформление паспортов объектов культурного наследия;
проведение историко-культурной экспертизы;
разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия;
установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия;
проведение проектно-изыскательских, противоаварийных, консервационных, восстановительных, ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия;
проведение исследовательских, охранно-спасательных работ на объектах археологического наследия;
издание Свода объектов культурного наследия, расположенных на территории Чувашской Республики;
издание научной, научно-популярной литературы, альбомов, справочников, брошюр;
проведение тематических семинаров, совещаний, круглых столов;
создание электронной базы данных объектов культурного наследия, информационное ее сопровождение.
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 456227,8 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 74862,0 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 344420,8 тыс. рублей, местных бюджетов - 18745,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 18200,0 тыс. рублей (табл. 4).
Таблица 4
Финансирование подпрограммы
(тыс. рублей)
Годы |
Всего объем финансирования |
В том числе за счет средств |
|||
федерального бюджета |
республиканского бюджета Чувашской Республики |
местных бюджетов |
внебюджетных источников |
||
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Итого |
15632,4 29370,4 50000,0 38950,0 40400,0 38250,0 39125,0 49900,0 41750,0 55500,0 57350,0 456227,8 |
14862,0 10300,0 8300,0 300,0 300,0 300,0 300,0 9300,0 300,0 15300,0 15300,0 74862,0 |
770,4 15770,4 37680,0 35300,0 37500,0 35130,0 35620,0 35770,0 36180,0 37200,0 37500,0 344420,8 |
- 1800,0 2020,0 250,0 600,0 1820,0 1705,0 2830,0 4970,0 1500,0 1250,0 18745,0 |
- 1500,0 2000,0 3100,0 2000,0 1000,0 1500,0 2000,0 300,0 1500,0 3300,0 18200,0 |
Предусматривается программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования республиканского бюджета Чувашской Республики. Запланированные в подпрограмме объемы средств за счет федерального бюджета будут определены с учетом ежегодных конкурсов заявок на участие в реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.
Объем бюджетных инвестиций на осуществление мероприятий подпрограммы может ежегодно уточняться исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.