В связи с окончанием срока действия муниципальной целевой Программы улучшения условий и охраны труда в городе Чебоксары на 2007-2009 годы, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 26 июня 2007 г. N 651, в соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации и в целях реализации государственной политики в области охраны труда постановляю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Улучшение условий, охраны труда и здоровья работающих на территории муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2010-2012 годы" (далее - Программа).
2. Структурным подразделениям исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления, руководителям организаций всех организационно-правовых форм обеспечить выполнение мероприятий Программы.
3. Рекомендовать Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике, Управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике, Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, Управлению социальной защиты населения города Чебоксары Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики оказать содействие и принять участие в реализации мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по экономическому развитию и финансам Данилова П.В.
Глава города Чебоксары |
Н.И. Емельянов |
Утверждена
постановлением администрации
города Чебоксары
от 13 ноября 2009 г. N 256
Муниципальная целевая программа
"Улучшение условий, охраны труда и здоровья работающих на территории муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2010-2012 годы"
Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Улучшение условий, охраны труда и здоровья работающих на территории муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2010-2012 годы" (далее - программа) |
Основания для разработки программы |
Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года; Указ Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. N 65 "О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы"; постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 июня 2009 г. N 193 "О государственном докладе "О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2008 году" и от 29 ноября 2007 г. N 317 "О Республиканской целевой программе улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008-2010 г.г.". |
Муниципальный заказчик программы |
Администрация города Чебоксары Чувашской Республики |
Муниципальный заказчик - координатор Программы |
Администрация города Чебоксары Чувашской Республики |
Основные разработчики программы |
Администрация города Чебоксары Чувашской Республики: отдел промышленности, предпринимательства, внешних связей и инвестиционной политики администрации города Чебоксары |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели |
Цели программы: - улучшение условий и охраны труда в организациях, учреждениях и на предприятиях города Чебоксары; - снижение производственного травматизма, профилактика общей и профессиональной заболеваемости; - сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Задачи программы: - обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления, государственных органов надзора и контроля и организаций в решении вопросов улучшения условий и охраны труда; - совершенствование муниципальной нормативно-правовой, а также методической базы в области охраны труда; - совершенствование организации в части непрерывного обучения, переподготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда; - повышение заинтересованности и ответственности работодателей за состояние условий и охраны труда, обеспечение гигиены труда и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; выявление достоверных характеристик условий труда в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм; - внедрение и развитие экономических методов в управлении охраной труда; - совершенствование информационного обеспечения организаций по вопросам охраны труда, пропаганда передового опыта в области охраны труда. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2010-2012 гг. |
Перечень основных мероприятий Программы |
Мероприятия программы разработаны в соответствии с задачами программы и объединяют работы по следующим направлениям: - совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны труда; - организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих; - санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия; - учебно-информационное обеспечение по охране труда и здоровья работающих, пропаганда. |
Исполнители мероприятий программы |
Координационный совет по улучшению условий и охраны труда в г. Чебоксары отдел промышленности, предпринимательства, внешних связей и инвестиционной политики администрации; правовое управление администрации города Чебоксары; отдел экономики, прогнозирования, социально-экономического развития и муниципального заказа администрации города Чебоксары; финансовое управление администрации города Чебоксары; администрация Калининского района; администрация Ленинского района; администрация Московского района; отдел по управлению активами предприятий и акционерных обществ администрации города Чебоксары; управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации города Чебоксары; отдел транспорта и связи администрации города Чебоксары; управление финансово-производственного обеспечения администрации города Чебоксары; управление по работе с общественными организациями, СМИ и молодежной политике администрации города Чебоксары; управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары; отдел организации торговли и потребительского рынка администрации города Чебоксары отдел бытового обслуживания администрации города Чебоксары; управление образования администрации города Чебоксары; управление культуры администрации города Чебоксары; управление физкультуры, спорта и туризма администрации города Чебоксары; городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары; управление здравоохранения и социальной политики администрации города Чебоксары; Заволжское территориальное управление администрации города Чебоксары; Управление по делам ГО и ЧС г. Чебоксары; Государственная учреждение "Центр занятости населения города Чебоксары" (по согласованию); Управление социальной защиты населения города Чебоксары Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (по согласованию); Государственная инспекция труда в Чувашской Республике (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике (по согласованию); Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике (по согласованию); Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике (по согласованию); Федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике" (по согласованию); Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике" (по согласованию); Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф" (по согласованию); Торгово-промышленная палата Чувашской Республики (по согласованию); Ассоциация поставщиков и производителей средств индивидуальной защиты (СИЗ) Чувашской Республики (по согласованию); специализированные учебные центры по охране труда (по согласованию); организации и предприятия в городе Чебоксары (по согласованию). |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования программы - 18261,5 тыс. рублей, - из них за счет средств местного бюджета - 690,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2010 году - 160,0 тыс.руб. в 2011 году - 265,0 тыс.руб. в 2012 году - 265,0 тыс.руб. - внебюджетные средства - 17571,5 рублей, в том числе по годам: в 2010 году - 5382,0 тыс.руб. в 2011 году - 5866,0 тыс.руб. в 2012 году - 6323,5 тыс.руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- снижение производственного травматизма на 5%; - снижение профессиональных заболеваний на 5%; - сокращение количества работников, осуществляющих трудовую деятельность в неблагоприятных условиях труда на 7%; - улучшение координации и методического руководства работой служб охраны труда предприятий и организаций района; - повышение уровня знаний по охране труда руководителей, специалистов и рабочих предприятий и организаций; - укрепление трудовой, производственной и технологической дисциплины. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за ходом реализации программы и освоением выделяемых средств осуществляет администрация города Чебоксары. |
1. Общие положения
Настоящая Программа разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлением администрации города Чебоксары от 08.04.2009 N 76 "Об утверждении муниципального доклада о состоянии условий и охраны труда в г. Чебоксары в 2008 году".
В соответствии с п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет собственных доходов местных бюджетов.
К таким вопросам, не отнесенным напрямую к компетенции органов местного самоуправления города Чебоксары, можно отнести улучшение условий и охраны труда в организациях, учреждениях и на предприятиях города Чебоксары.
Цели и задачи настоящей Программы направлены на создание здоровых и безопасных условий труда на предприятиях муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, сокращение производственного травматизма, обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления, государственных органов контроля и надзора и организаций в решении вопросов охраны труда.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
2.1. Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имеет широкий спектр направлений в социально-трудовой сфере и требует усиления государственного внимания к решению проблем улучшения условий труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Обеспечение безопасных и здоровых условий труда в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм является первостепенной задачей работодателя, т.к. любая производственная деятельность сопряжена с риском травматизма работников, развитием профессиональных заболеваний и существенными экономическими потерями. Организация труда, при которой игнорируются требования безопасности и гигиены труда, подрывает экономическую эффективность предприятий и не может являться основой для устойчивой стратегии развития. Грамотный руководитель в условиях современных рыночных отношений признает значимость заботы о создании достойных условий труда своим работникам. Человек - основной капитал организации, ее главное богатство.
2.2. Анализ состояния условий и охраны труда на предприятиях и организациях города Чебоксары показал, что ситуация с уровнем травматизма на производстве, а также обеспечением санитарно-гигиенических условий на многих предприятиях остается сложной и является серьезной социально-экономической проблемой.
За 2008 год на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории города Чебоксары, от производственного травматизма пострадало 313 человек, (из них в Калининском районе - 132 человека, в Московском районе - 116 человек, в Ленинском районе - 65 человек). За аналогичный период 2007 года - 192 работника.
За 2008 год произошло 75 тяжелых несчастных случаев и 22 несчастных случая со смертельным исходом. За аналогичный период 2007 года произошло 58 тяжелых и 22 несчастных случая со смертельным исходом.
Анализ производственного травматизма показывает, что в городе, по сравнению с 2007 годом произошел рост несчастных случаев на производстве на 21,3%. (Диаграмма)
Удельный вес несчастных случаев в 2008 году приходился на организации обрабатывающего производства и строительства. В обрабатывающем производстве наиболее высокий уровень травматизма, который за анализируемый период составил 109 случаев (36,8% от общего числа пострадавших), в строительстве произошло 74 несчастных случая (25,0%).
Уровень производственного травматизма по видам экономической деятельности:
- обрабатывающее производство - 109 случаев;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 12;
- строительство - 74;
- транспорт и связь - 19;
- финансовая деятельность - 1;
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 9;
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 14;
- образование - 4;
- здравоохранение - 5;
- торговля - 7;
- прочие - 3.
В структуре несчастных случаев на производстве по видам преобладают воздействие движущихся, разлетающихся вращающихся предметов, деталей - 67 случаев (21,4% от общего числа пострадавших), падение пострадавшего с высоты - 39 случаев (12,5%) и падение, обрушение предметов, материалов - 16 (5,11%). Отмечены такие случаи, как попадание инородного тела. За год 14 работников (4,5% от общего числа) пострадали из-за попадания осколка в глаз.
Сведения о видах (типах) несчастных случаев в городе Чебоксары за 2008 год:
- транспортные происшествия - 19 случаев;
- падение пострадавшего с высоты - 39;
- падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. - 16;
- воздействие движущих, разлетающихся вращающихся предметов деталей, машин и т.д. - 67;
- попадание инородного тела - 14;
- воздействие электрического тока - 5;
- воздействие дыма, огня и пламени - 2;
- воздействие вредных веществ - 6;
- утопление и погружение в воду - 2;
- повреждения в результате противоправных действий других лиц - 8.
Структура производственного травматизма со смертельным исходом на территории города Чебоксары по видам экономической деятельности предприятий характеризуется таким образом: строительство - 12 случаев, торговля - 1 случай, обрабатывающее производство - 3 случая, жилищно-коммунальное хозяйство - 3 случая и прочие - 3 случая.
Производственный травматизм представляет серьезную опасность для здоровья людей, вызывает человеческие и материальные потери. Этому способствует ряд причин:
- несоблюдение работодателями, ответственными должностными лицами законодательных и нормативных требований по охране труда;
- недостаточное внимание и пренебрежение проблемами охраны труда в сфере малого предпринимательства;
- нахождение работников в состоянии алкогольного опьянения;
- нарушение трудовой и производственной дисциплины;
- конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования
- снижение требовательности к контролю за соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда.
Из анализа причин несчастных случаев на производстве видно, что основная часть несчастных случаев связана с прямыми нарушениями организационного характера требований охраны труда.
Улучшение состояния производственного травматизма требует осуществления комплекса организационных, правовых, социально-экономических, технических мероприятий, побуждающих работодателей соблюдать законодательство и нормативные требования по охране труда.
Все вышеуказанное это только официальные данные органов контроля и надзора за состоянием условий и охраны труда на предприятиях, а сколько несчастных случаев на производстве в организациях города Чебоксары скрываются - выявить крайне трудно.
2.3. В последние годы наметилась позитивная тенденция по улучшению условий труда работающих на территории города Чебоксары, однако существует и ряд проблем, требующих разрешения:
2.3.1. Необходимость совершенствования законодательной базы по охране труда на региональном и муниципальном уровнях.
В целях реализации совершенствования системы государственного управления охраной труда в городе Чебоксары целесообразно разработать и принять региональный закон об охране труда, создающий правовую основу деятельности государственных органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления.
Передача отдельных государственных полномочий в области охраны труда на уровень органов местного самоуправления города Чебоксары позволит создать эффективную систему управления охраной труда, основанную на взаимодействии местных органов власти, государственных органов контроля и надзора, профсоюзных организаций, а также руководителей предприятий района.
2.3.2. Отсутствие реальных полномочий Координационного совета по улучшению условий и охраны труда, которые позволили бы с помощью эффективных методов и рычагов воздействия влиять на конкретного работодателя: обязывать его организовывать производство работ на должном уровне, содержать в удовлетворительном состоянии рабочие места, эксплуатировать исправные машины и оборудование, приобретать средства индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормативами, и, таким образом, планомерно улучшать условия труда своих работников.
Решения Координационного совета в отношении работодателей носят лишь рекомендательный (номинальный) характер, что позволяет руководителям предприятий пренебрежительно относиться как к вынесенным решениям Координационного совета, так и к своим прямым обязанностям по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
2.3.3. Недостаточные темпы и объемы аттестации рабочих мест по условиям труда.
К числу важных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний принадлежит обязательное обучение всех работников безопасным приемам и методам работы, обращению с машинами и механизмами, знание санитарно-гигиенических и противопожарных правил и т.п.
Практика показывает, что значительная доля несчастных случаев на производстве происходит по причине незнания правил и норм по охране труда руководителями производства и работниками. За счет устранения этой причины, по мнению специалистов, можно было бы сократить производственный травматизм не менее чем на 30%.
В 2008 году в городе Чебоксары подготовкой работников, эксплуатирующих опасные производственные объекты, занималось 14 учебных заведений. Все учебные заведения прошли аккредитацию в установленном порядке.
Руководители всех учебных заведений прошли подготовку и аттестацию в центральных аттестационных комиссиях Ростехнадзора (Госгортехнадзора России) по направлениям подготовки. В установленном порядке проведено обучение и аттестация преподавателей по подготовке работников, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.
За 2008 год через учебные комбинаты города Чебоксары прошли подготовку и аттестацию более 500 руководителей и специалистов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.
В период месячника по охране труда проводились мероприятия по улучшению условий и охраны труда, которые включают в себя и организацию обучения руководителей и специалистов. В районах города проводились инструктажи по охране труда, в том числе вводные, первичные и внеплановые.
Организация активного обучения охране труда способствует решению главной задачи в области охраны труда в городе - снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В целях улучшения условий и охраны труда и профилактики травматизма в городе в 2008 году организовывались и проводились совещания со специалистами по охране труда предприятий и организаций. На семинарах рассмотрены актуальные вопросы в области охраны труда: состояние социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обучение и проверка знаний требований охраны труда работников; выполнение условий коллективных договоров предприятиями; охрана труда женщин и несовершеннолетних; работа профсоюзных организаций и уполномоченных лиц по охране труда, состояние профессиональной заболеваемости и мерах по ее снижению. В течение года проводился анализ состояния условий и охраны труда на отдельных предприятиях и в целом в районах города Чебоксары, проводилось ознакомление с новой законодательной и нормативной базой, пропагандировался передовой опыт в области охраны труда.
Комплексные мероприятия Программы в том числе направлены на мотивацию руководителей организаций города к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, которая позволит извлечь предприятиям дополнительную экономическую выгоду:
- налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), могут включить затраты на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в расходы на обеспечение нормальных условий труда (основание - подп. 7 п. 1 ст. 264, подп. 26 п. 1 ст. 346 Налогового кодекса РФ);
- получение льгот - снижение ставки взносов по страхованию от несчастных случаев (скидки к страховым тарифам на величину до 40% от исходной ставки);
- возврат Фондом социального страхования Российской Федерации до 20% начисленных за предыдущий предшествующий год сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
2.3.4. Недостаточное финансирование мероприятий по охране труда организациями и предприятиями города Чебоксары, особенно в организациях малого бизнеса.
На мероприятия по охране труда в 2008 году израсходовано около 548,8 млн.руб. Наибольшие вложения в охрану труда произошли на следующих предприятиях: ОАО "ЧАЗ", ОАО "Промтрактор", ФГУП "ЧПО им.В.И. Чапаева", ОАО "НПК "Элара", ООО "Промтрактор - Промлит", ГУЗ "Республиканская клиническая больница", ООО "Коммунальные технологии", ЗАО "Чебоксарский электроаппаратный завод".
Анализ показывает, что в городе в последние годы наметилась положительная динамика улучшения финансового обеспечения охраны труда в организациях. Данный факт свидетельствует о наличии тенденции соблюдения работодателями законодательного требования по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Вместе с тем это финансирование остается недостаточным на предприятиях малого бизнеса.
Вызывает опасения то, что работодатели - субъекты малого предпринимательства не осознают необходимости и экономической выгоды осуществления мероприятий по охране труда. Для них охрана труда и техника безопасности - лишь дополнительная статья затрат на производство.
2.3.5. Недостаточная информационная политика в области охраны труда, трудовых прав и обязанностей работников.
В региональных и особенно местных средствах массовой информации нечасто встречаются разъяснения по поводу защиты трудовых прав работающих, что оказывает негативное влияние на формирование высокой трудовой, производственной и технологической дисциплин в организациях.
Следует обратить внимание и на трудовые отношения, складывающиеся между работодателями и работниками. При осуществлении проверок органы исполнительной власти Чувашской Республики часто сталкивается с фактами нарушений трудового законодательства в области охраны труда: с работниками не заключается трудовой договор, либо в нем не отражаются существенные условия, трудящиеся не обеспечиваются в полной мере средствами индивидуальной защиты, не проводится инструктажи по технике безопасности и ведению работ, повсеместно практикуется работа сверх установленного режимом рабочего времени.
2.3.6. Отсутствует реальная государственная политика по обеспечению экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда работников.
Ежегодно законодательно устанавливается право Фонда социального страхования принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по страхованию, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансирование превентивных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Однако становится понятно, что данная льгота выгодна прежде всего крупным организациям и предприятиям, отчисления которых в Фонд социального страхования Российской Федерации существенны. Малым же организациям приобретение скидок к тарифам ощутимой выгоды не несет.
Увеличение численности организаций, а также лиц, вовлеченных в трудовые отношения с работодателями, темпы роста экономического производства и сопряженные с производственной деятельностью риски получения работниками травм требуют принятия муниципальной целевой программы "Улучшение условий, охраны труда и здоровья работающих на территории муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2010-2012 годы".
Правовым основанием для принятия данной Программы является Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ), Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Основные цели и задачи Программы
3.1. Основными целями Программы являются:
- улучшение условий и охраны труда в организациях, учреждениях и на предприятиях города Чебоксары;
- снижение производственного травматизма, профилактика общей и профессиональной заболеваемости;
- сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Достижение поставленных целей предполагается реализовывать на принципах межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления города Чебоксары, государственных органов надзора и контроля за состоянием и условиями охраны труда в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм, профсоюзных объединений, а также руководителей предприятий города Чебоксары.
3.2. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей:
- обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления, государственных органов надзора и контроля и организаций в решении вопросов улучшения условий и охраны труда;
- совершенствование муниципальной нормативно-правовой, а также методической базы в области охраны труда;
- совершенствование организации в части непрерывного обучения, переподготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;
- повышение заинтересованности и ответственности работодателей за состояние условий и охраны труда, обеспечение гигиены труда и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- выявление достоверных характеристик условий труда в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм;
- внедрение и развитие экономических методов в управлении охраной труда;
- совершенствование информационного обеспечения организаций по вопросам охраны труда, пропаганда передового опыта в области охраны труда и др.
4. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы 2010-2012 годы.
5. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий сформирована на основе анализа состояния и условий охраны труда, проведенного отделом промышленности, предпринимательства, внешних связей и инвестиционной политики администрации города Чебоксары, с учетом предложений Координационного совета по улучшению условий и охраны труда города Чебоксары.
Реализация программных мероприятий осуществляется на условиях финансирования из средств местного бюджета в рамках муниципальной целевой программы "Улучшение условий, охраны труда и здоровья работающих на территории муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2010-2012 годы".
6. Ресурсное обеспечение Программы
Объемы и источники финансирования Программы определяются Перечнем мероприятий Программы. Предполагаемая сумма финансирования мероприятий Программы составляет 18261,5 тыс. рублей, из них - средства бюджета города Чебоксары 690,0 тыс. рублей, в том числе 160,0 тыс.руб. в 2010 году, 265,0 тыс.руб. в 2011 году, 265,0 тыс.руб. в 2012 году; внебюджетные средства - 17571,5 тыс. рублей, в том числе 5382,0 тыс.руб. в 2010 году, 5866,0 тыс.руб. в 2011 году, 6323,5 тыс.руб. в 2012 году.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет:
выделенных средств из бюджета города Чебоксары;
средств организаций, направляемых на мероприятия по охране труда на основании положений Трудового кодекса Российской Федерации, коллективных договоров, соглашений и программ организаций;
средств Фонда социального страхования Российской Федерации, выделенных на обучение вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы их финансирования могут корректироваться в соответствии с возможностями бюджета города Чебоксары.
7. Организация управления (механизм реализации) Программой
Механизм реализации Программы - это система программных мероприятий скоординированных по срокам, объему финансирования и ответственным исполнителям, обеспечивающих достижение намеченных результатов.
Заказчиком Программы является администрация города Чебоксары, в задачи которого входит организация выполнения мероприятий Программы и координация взаимодействия исполнителей.
Структурные подразделения администрации города Чебоксары, работодатели, профсоюзные комитеты организаций и др. указанные в приложении 1 Программы как исполнители, являются ответственными за выполнение мероприятий.
В зависимости от изменения задач на разных стадиях исполнения отдельных мероприятий Программы могут быть изменены на другие, более полно отвечающие задачам конкретного периода.
8. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы и освоением выделяемых средств осуществляет администрация города Чебоксары.
Отдел промышленности, предпринимательства, внешних связей и инвестиционной политики ежегодно предоставляет отчеты о ходе выполнения Программы главе администрации города Чебоксары.
При необходимости вносятся предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
9. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы позволит уменьшить количество работающих в неблагоприятных условиях труда, в том числе женщин, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, сократится производственный травматизм на предприятиях, повысится уровень знаний по охране труда руководителей, специалистов, рабочих организаций и предприятий города Чебоксары. Осуществление запланированного комплекса взаимосвязанных мер правового, социально-экономического, медико-биологического, технического, организационного и учебного характера, направленных на выполнение законодательства в области охраны труда, позволит повысить уровень безопасности труда и социальной защищенности работников.
Эффективность реализации Программы зависит от уровня финансирования мероприятий Программы и их выполнения.
Результатами Программы к 2012 году должны стать:
- снижение производственного травматизма на 5%;
- снижение профессиональных заболеваний на 5%;
- сокращение количества работников, осуществляющих трудовую деятельность в неблагоприятных условиях труда на 7%;
- улучшение координации и методического руководства работой служб охраны труда предприятий и организаций района;
- повышение уровня знаний по охране труда руководителей, специалистов и рабочих предприятий и организаций;
- укрепление трудовой, производственной и технологической дисциплины.
Ожидаемый экономический эффект от улучшения условий и охраны труда для организаций города Чебоксары выразится в:
- успешном экономическом развитии предприятий, стимулировании извлечения дополнительной экономической выгоды, в т.ч. в связи с увеличением производительности труда;
- сохранении жизни и здоровья работников;
- использовании на предприятии новшеств, которые одновременно повышают качество продукции и услуг, сокращают отходы и улучшают условия труда работников;
- сокращении потерь в связи с несчастными случаями на производстве и выявлением профессиональных заболеваний: сокращение компенсаций нетрудоспособности (замена пострадавших и сверхурочные, потеря продукции, реорганизация работы), исключение потерь рабочего времени других сотрудников (ремонт и уборка, помощь пострадавшему, первая помощь, простои, расследование несчастного случая), избежание потерь собственности (поломки машин и оборудования, потеря продукции), сокращение потерь продукции (снижение цены, штрафы, потери сделок и клиентов) и других косвенных потерь (расходы на юристов, штрафы);
- снижении страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве;
- формирование благоприятного общественного мнения об организациях города Чебоксары.
Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы
Показатель |
Базовое значение (2008 год) |
Единица измерения |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Количество пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих |
2,0 |
человек |
2,0 |
1,9 |
1,9 |
Количество впервые выявленных профессиональных больных в расчете на 10000 работающих |
0,87 |
человек |
0,8 |
0,75 |
0,7 |
Удельный вес рабочих мест, из исследованных лабораторно, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, в общем количестве |
7,58 |
% |
7,48 |
7,45 |
7,4 |
Приложение N 1
к муниципальной целевой программе
"Улучшение условий, охраны труда
и здоровья работающих на территории
муниципального образования города
Чебоксары - столицы Чувашской
Республики на 2010-2012 годы"
Перечень мероприятий
муниципальной целевой программы "Улучшение условий, охраны труда и здоровья работающих на территории муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2010-2012 годы"
N п/п |
Мероприятия |
Исполнители |
Сумма (тыс.руб.) |
Бюджет города Чебоксары |
Внебюджетные источники |
Срок исполнения |
||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. Совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области | ||||||||||
1.1 |
Подготовка и утверждение ежегодного Муниципального доклада о состоянии условий и охраны труда в г. Чебоксары |
Администрация города Чебоксары (отдел промышленности, предпринимательства, внешних связей и инвестиционной политики), Координационный совет по улучшению условий и охраны труда в г. Чебоксары |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
1.2 |
Разработка проекта муниципальной целевой программы улучшения условий и охраны труда работающих на территории муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2013-2015 годы |
Администрация города Чебоксары (отдел промышленности, предпринимательства, внешних связей и инвестиционной политики), Координационный совет по улучшению условий и охраны труда в г. Чебоксары |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2012 г. |
1.3 |
Разработка "Положения о смотре-конкурсе "Лучший специалист по охране труда" в организациях и предприятиях города Чебоксары" |
Администрация города Чебоксары (отдел промышленности, предпринимательства, внешних связей и инвестиционной политики), Координационный совет по улучшению условий и охраны труда в г. Чебоксары |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010 г |
1.4 |
Информирование предприятий и организаций всех форм собственности о действующих и вводимых нормативно-правовых актах Российской Федерации и Чувашской Республики по условиям и охране труда на информационных ресурсах администрации города Чебоксары |
Администрация города Чебоксары (отдел промышленности, предпринимательства, внешних связей и инвестиционной политики), Координационный совет по улучшению условий и охраны труда в г. Чебоксары |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
1.5 |
Утверждение постановления администрации города Чебоксары "О мониторинге условий охраны труда на предприятиях и организациях города Чебоксары" |
Администрация города Чебоксары (отдел промышленности, предпринимательства, внешних связей и инвестиционной политики) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
Итого |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
||
2. Организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих | ||||||||||
2.1 |
Реализация мероприятий по охране труда в организациях, финансируемых из бюджета города Чебоксары (образования, здравоохранения, культуры) |
Администрация города Чебоксары, управление образования, управление здравоохранения и социальной политики, управление культуры, УСЗН г. Чебоксары Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.2 |
Проведение заседаний Координационного совета по улучшению условий и охраны труда в г. Чебоксары |
Администрация города Чебоксары |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг (не реже 1-2 раз в полугодие) |
2.3 |
Мониторинг условий и охраны труда |
УСЗН г. Чебоксары Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.4 |
Оказание консультационной, методической помощи, обеспечение эффективной деятельности служб и комиссий по охране труда организаций и предприятий всех форм собственности |
УСЗН г. Чебоксары Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.5 |
Организация и проведение обучающих семинаров, тренингов, круглых столов и совещаний по вопросам охраны труда при участии представителей органов надзора и контроля за состоянием и условиями труда работников в организациях и на предприятиях города Чебоксары, с участием субъектов малого бизнеса |
Администрация города Чебоксары, УСЗН г. Чебоксары Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию) |
30,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.6 |
Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях по охране труда компенсаций, предусмотренных действующим законодательством для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, а также дополнительных обязательств и мероприятий по безопасности труда |
Работодатели, УСЗН г. Чебоксары Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.7 |
Обеспечение общественного контроля со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов |
Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф" (по согласованию), профсоюзные комитеты, уполномоченные по охране труда |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.8 |
Организация и проведение обучения по охране труда руководителей и специалистов, в том числе отдельных категорий застрахованных |
Работодатели, УСЗН г. Чебоксары Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию), специализированные учебные центры по охране труда (по согласованию) |
4800,0 |
- |
- |
- |
1500,0 |
1600,0 |
1700,0 |
2010-2012 гг. |
2.9 |
Обеспечение комнатами личной гигиены женщин, комнатами отдыха, психологической разгрузки и других санитарно-бытовых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Предприятия и организации |
3129,0 |
- |
- |
- |
1032,0 |
1041,0 |
1056,0 |
2010-2012 гг. |
2.10 |
Проведение непрерывного обучения безопасному ведению работ, инструктажей и стажировок на рабочем месте |
Работодатели |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.11 |
Заслушивание руководителей организаций, допустивших в текущем году несчастные случаи на производстве, осуществление мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, организация контроля и надзора |
Координационный совет по улучшению условий и охраны труда в г. Чебоксары |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.12 |
Проведение ежегодных смотров-конкурсов по охране труда среди предприятий и организаций города Чебоксары |
Администрация города Чебоксары, УСЗН г. Чебоксары Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию) |
30,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.13 |
Участие в республиканском смотре-конкурсе по охране труда среди организаций в Чувашской Республике |
УСЗН г. Чебоксары Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.14 |
Участие в республиканском смотре-конкурсе по охране труда среди муниципальных районов, городских округов |
Администрация города Чебоксары |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.15 |
Проведение смотра-конкурса "Лучший специалист по охране труда" в организациях и предприятиях города Чебоксары" |
Администрация города Чебоксары, УСЗН г. Чебоксары Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию) |
150,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.16 |
Организация работы "горячей линии" по приему сообщений о нарушении трудовых прав работников организаций и предприятий города Чебоксары |
Администрация города Чебоксары, Государственная инспекция труда в Чувашской Республике (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.17 |
Оказание методической помощи организациям в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда |
УСЗН по г. Чебоксары Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.18 |
Проведение аттестации рабочих мест на предприятиях и организациях города Чебоксары |
Работодатели |
3550,0 |
- |
- |
- |
1000,0 |
1200,0 |
1350,0 |
2010-2012 гг. |
2.19 |
Организация и проведение районных и городского месячников по охране труда |
Администрация города Чебоксары, УСЗН г. Чебоксары Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию), работодатели |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.20 |
Организация и проведение Дней охраны труда в организациях |
Предприятия и организации |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
2.21 |
Организация и проведение "Дня безопасности" в г. Чебоксары |
Администрация города Чебоксары, УСЗН г. Чебоксары Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию) |
420,0 |
90,0 |
165,0 |
165,0 |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
Итого |
12109,0 |
160,0 |
235,0 |
235,0 |
3532,0 |
3841,0 |
4106,0 |
|
||
3. Санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия | ||||||||||
3.1 |
Мониторинг профессиональной заболеваемости в разрезе видов экономической деятельности и уровня первичного выхода на инвалидность |
Администрация города Чебоксары (управление здравоохранения и социальной политики), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
3.2 |
Организация спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни |
Администрация города Чебоксары (управление физкультуры, спорта и туризма), предприятия и организации |
300,0 |
- |
- |
- |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2010-2012 гг. |
3.3 |
Проведение в организациях физкультурных пауз со специальным комплексом упражнений для восстановления работоспособности |
Предприятия и организации |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
3.4 |
Организация и проведение периодических медицинских осмотров |
Работодатели |
5792,5 |
|
|
|
1750,0 |
1925,0 |
2117,5 |
2010-2012 гг. |
Итоги |
6092,5 |
- |
- |
- |
1850,0 |
2025,0 |
2217,5 |
|
||
4. Учебно-информационное обеспечение по охране труда и здоровья работающих, пропаганда | ||||||||||
4.1 |
Подготовка и представление информации в администрацию города Чебоксары о состоянии и условиях охраны труда в районах города Чебоксары |
Администрации районов города Чебоксары, УСЗН г. Чебоксары Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
4.2 |
Систематическое освещение вопросов охраны труда в средствах массовой информации (публикация тематических статей в местной газете, запись радио-эфиров), распространение передового опыта в этой области |
Администрация города Чебоксары (отдел промышленности, предпринимательства, внешних связей и инвестиционной политики, управление по работе с общественными организациями. СМИ и молодежной политики) |
60,0 |
- |
30,0 |
30,0 |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
4.3 |
Размещение информации в web-разделе "Охрана труда" на официальном интернет-сайте администрации города Чебоксары |
Администрация города Чебоксары (отдел промышленности, предпринимательства, внешних связей и инвестиционной политики, управление по работе с общественными организациями. СМИ и молодежной политики) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010-2012 гг. |
Итого |
60,0 |
- |
30,0 |
30,0 |
- |
- |
- |
|
||
| ||||||||||
Итого объем финансирования Программы: 18261,5 тыс. рублей, из них - средства бюджета города Чебоксары 690,0 тыс. рублей, в том числе 160,0 тыс.руб. в 2010 году, 265,0 тыс.руб. в 2011 году, 265,0 тыс.руб. в 2012 году; внебюджетные средства - 17571,5 тыс. рублей, в том числе 5382,0 тыс.руб. в 2010 году, 5866,0 тыс.руб. в 2011 году, 6323,5 тыс.руб. в 2012 году. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 ноября 2009 г. N 256 "О муниципальной целевой программе "Улучшение условий, охраны труда и здоровья работающих на территории муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2010-2012 годы"
Текст постановления размещен на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru)