Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению главы
города Алатыря
от 29 марта 2010 г. N 305
Порядок
разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ г. Алатырь
I. Общие положения
1.1. Муниципальные целевые программы г. Алатырь (далее - муниципальные целевые программы или программы) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области экономического, экологического, социального и культурного развития города Алатыря.
Муниципальные целевые программы являются одними из важнейших средств реализации целей и приоритетов муниципальной политики и должны быть сосредоточены на реализации инвестиционных, и (или) структурных проектов, направленных на решение проблем, входящих в перечень вопросов местного значения городского округа и полномочий органов местного самоуправления.
1.2. Муниципальная целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
1.3. Разработка и реализация муниципальных целевых программ включают в себя следующие этапы:
отбор проблем для программной разработки;
принятие решения о разработке муниципальной целевой программы и ее формирование;
экспертиза и согласование проекта муниципальной целевой программы;
утверждение муниципальной целевой программы;
мониторинг и управление реализацией муниципальной целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.
II. Отбор проблем для программной разработки
2.1. Инициаторами постановки проблем для решения программными методами с использованием средств местного бюджета города Алатыря могут выступать органы местного самоуправления, а также организации и граждане.
2.2. Отбор проблем для их программной разработки и решения определяется следующими факторами:
значимость проблемы;
невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость муниципальной поддержки для ее решения;
принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для распространения прогрессивных достижений и повышения на этой основе уровня жизни населения города;
необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы;
соответствие системе целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования, отражаемых в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
При обосновании необходимости решения проблем программными методами должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития города Алатыря, направления финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния города Алатыря.
2.3. Разработчик программы (отдел, управление администрации города Алатыря) определяет:
а) наименование предлагаемой к разработке муниципальной целевой программы;
б) анализ состояния проблем (с представлением аналитического материала и соответствующих сравнительных показателей с действующими нормативами и их средними значениями по Чувашской Республике, причин их возникновения, обоснование необходимости их решения программными методами, информацию о предпринятых ранее мерах для решения проблемы;
в) возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы, предполагаемый перечень основных мероприятий, которые необходимо осуществить, возможные сроки их реализации;
г) предложения по целям и задачам муниципальной целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам;
д) предварительную оценку потребности в финансовых ресурсах, возможные источники их обеспечения (федеральный бюджет, республиканский бюджет Чувашской Республики, местный бюджет, внебюджетные источники);
е) предварительную оценку бюджетной и социальной эффективности, результативности предлагаемого варианта решения проблемы программным методом, его соответствие экологическим и иным требованиям.
2.4. Разработчик программы вносит проект постановления главы города Алатыря для обсуждения на Совете по инвестиционной политике в г. Алатырь и на совет администрации города Алатыря, где проводится экспертиза и оценка муниципальной программы, заказчик программы или координатор (координаторы).
2.5. Заключение отдела экономики, финансового отдела в части предельных объемов средств, направляемых на реализацию целевой программы из местного бюджета города Алатыря представляется на Совет администрации для обсуждения и принятия соответствующего постановления. Проект указанного постановления подготавливается и вносится муниципальным заказчиком муниципальной целевой программы.
2.6. Разработчик муниципальной целевой программы (отдел, управление администрации города Алатыря):
а) готовит проект решения Собрания депутатов города Алатыря о принятии (утверждении) муниципальной целевой программы;
б) координирует действия исполнителей муниципальной целевой программы;
в) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (локальные) правовые акты, необходимые для выполнения муниципальной целевой программы;
г) готовит ежегодно сведения о ходе реализации муниципальной целевой программы в рамках информации, представляемой ежегодно в докладах о результатах и основных направлениях деятельности муниципального образования;
д) разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий, а также осуществляет мониторинг и ведение ежеквартальной отчетности по реализации муниципальной целевой программы;
е) готовит ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации муниципальной целевой программы;
ж) производит оценку затрат, необходимых для осуществления предлагаемых изменений, оценивает значение предлагаемых изменений для ожидаемых результатов программной деятельности и обосновывает предлагаемые изменения;
з) осуществляет отбор, при необходимости, исполнителей программных мероприятий в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
и) организует при необходимости проведение специализированной экспертизы проекта муниципальной целевой программы и в соответствии с ее результатами, а также с результатами независимой экспертизы осуществляет его доработку;
к) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию муниципальной целевой программы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
л) организует размещение на специально созданном баннере информации о ходе и результатах реализации муниципальной целевой программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации муниципальной целевой программы и порядке участия в ней инвесторов.
III. Формирование муниципальной целевой программы
3.1. Разработчик муниципальной целевой программы кроме полномочий, указанных в пункте 2.6 настоящего Порядка, осуществляет координацию деятельности муниципальных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств местного бюджета города Алатыря и внебюджетных источников.
Несет ответственность за подготовку и реализацию муниципальной целевой программы в целом.
3.2. Муниципальная целевая программа состоит из следующих разделов:
характеристика проблемы, на решение которой направлена муниципальная программа;
основные цели и задачи муниципальной целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
перечень программных мероприятий;
обоснование ресурсного обеспечения муниципальной целевой программы, включая сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;
механизм реализации муниципальной целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия муниципальных заказчиков;
оценка социальной, бюджетной и экологической эффективности муниципальной целевой программы.
Муниципальная целевая программа также содержит паспорт программы по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
3.3. К содержанию разделов муниципальной целевой программы предъявляются следующие требования.
Первый раздел должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на муниципальном уровне, а также обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, в том числе описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
Второй раздел должен заключать в себе развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Требования, предъявляемые к целям программы:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции муниципальных заказчиков программы);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
привязка к временному графику (должны быть установлены сроки достижения целей и этапы реализации муниципальной целевой программы с определением соответствующих целей).
В данном разделе следует дать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации муниципальной целевой программы.
Третий раздел должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач муниципальной целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач муниципальной целевой программы.
Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
В отдельных случаях целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия дополнительных нормативных правовых актов самоуправления города Алатыря.
В четвертом разделе следует дать обоснование ресурсного обеспечения целевой программы, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования, включая сведения о распределении объемов и источников ее финансирования по годам. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств местного бюджета города Алатыря) средств федерального и республиканского бюджетов, внебюджетных средств для реализации программных мероприятий, а также описание механизмов привлечения этих средств.
Основные требования к пятому разделу изложены в разделе VII "Управление реализацией муниципальной целевой программы и контроль за ходом ее выполнения" настоящего Порядка.
Шестой раздел должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости - и после ее реализации.
Методика оценки эффективности муниципальной целевой программы разрабатывается муниципальными заказчиками с учетом специфики программы и должна быть приложена к тексту программы.
3.4. К проекту муниципальной целевой программы должны быть приложены предварительная бюджетная заявка на ассигнования из республиканского бюджета Чувашской Республики для финансирования программы на очередной финансовый год.
В целевой программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения муниципальных задач.
3.5. Согласованный с заинтересованными органами проект муниципальной целевой программы, пояснительной запиской, социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой, вносит в установленном порядке на Собрание депутатов города Алатыря.#
IV. Экспертиза и оценка муниципальной целевой программы
4.1. При экспертизе и оценке представленных заявок о программной разработке проблемы и проекта муниципальной целевой программы особое внимание обращается на:
приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;
соответствие прогнозам и приоритетным направлениям социально-экономического развития города Алатыря, сравнение с действующими на территории города Алатыря федеральными, республиканскими и ведомственными целевыми программами;
соответствие системе целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования, отражаемых в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
обоснованность программных мероприятий, сроки их реализации;
невозможность комплексного решения проблем в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
возможность направления средств местного бюджета, внебюджетных средств для реализации программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
эффективность механизма осуществления программы;
социальную и бюджетную эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы.
4.2. Совет по инвестиционной политике в городе Алатыре с участием отдела экономики и финансового отдела готовит заключения по проектам муниципальных целевых программ и предварительным бюджетным заявкам.
С учетом замечаний и предложений Совета по инвестиционной политике разработчик целевой программы производит доработку проекта программы.
Доработанный проект муниципальной целевой программы повторно направляется для рассмотрения в Совет по инвестиционной политике в городе Алатыре.
4.3. В случае положительной оценки на основании соответствующего заключения разработчик представляет проект муниципальной целевой программы с приложением документов, указанных в пункте 3.5 настоящего Порядка, на рассмотрение Собрания депутатов города Алатыря.
4.4. Проекты муниципальных целевых программ при необходимости проходят специализированную независимую экспертизу, которая осуществляется независимыми экспертами, отобранными на конкурсной основе.
V. Утверждение муниципальных целевых программ
5.1. Муниципальные целевые программы (подпрограммы) принимаются (утверждаются) решением Собрания депутатов города Алатыря.
5.2. После утверждения муниципальной целевой программы (подпрограммы) муниципальный заказчик (разработчик) с учетом объемов финансирования за счет средств местного бюджета города Алатыря на очередной финансовый год заключает с исполнителями программы (подпрограммы) в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" муниципальные контракты на выполнение мероприятий, предусмотренных целевой программой (подпрограммой).
VI. Финансирование муниципальных целевых программ
6.1. Муниципальные целевые программы реализуются за счет средств местного бюджета города Алатыря, средств федерального и республиканского бюджетов при наличии соответствующих расходных обязательств Российской Федерации и Чувашской Республики, а также внебюджетных источников, предусмотренных на реализацию мероприятий данных программ.
6.2. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования муниципальных целевых программ, относятся:
взносы участников реализации программ, включая организации государственного и негосударственного секторов экономики (по согласованию);
целевые отчисления от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении программ;
кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий);
другие источники, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Источниками финансирования муниципальных целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты коммерческих банков, в том числе предоставляемые под муниципальные гарантии. Оформление и предоставление муниципальных гарантий на выдачу кредита коммерческими банками осуществляется на основании утвержденного Порядка предоставления на конкурсной основе муниципальных гарантий города Алатыря.
6.4. Муниципальные заказчики целевых программ с учетом хода их реализации в текущем году, проведения с исполнителями предварительной проработки вопроса о размещении заказов для муниципальных нужд города Алатыря уточняют объем необходимых для финансирования программ в очередном финансовом году средств и представляют ежегодно до 1 апреля проекты соответствующих бюджетных заявок с обоснованиями потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования в финансовый отдел администрации.
6.5. Отдел экономики на основании решения Совета по инвестиционной политике вносит предложения в финансовый отдел администрации для принятия соответствующего приложения по финансированию инвестиционных затрат по перечню муниципальных программ в проект решения по утверждению бюджета города на очередной финансовый год.
При распределении части бюджета и принимаемых обязательств по реализации муниципальных целевых программ используются следующие принципы:
распределение основной части бюджета принимаемых обязательств только между новыми или действующими целевыми программами в зависимости от формализованной оценки их обоснованности и результативности, а также соответствия приоритетам муниципальной политики;
учет при распределении ассигнований бюджета принимаемых обязательств средней оценки муниципальных целевых программ, реализуемых соответствующим субъектом бюджетного планирования;
учет обоснованности и прозрачности оценки финансовых затрат на реализацию возложенных на соответствующие субъекты бюджетного планирования функций, в том числе связанных с управлением муниципальными целевыми программами.
При этом рассматривается возможность сокращения финансирования или досрочного прекращения реализации целевых программ в случае несоответствия заранее установленным промежуточным критериям и индикаторам результативности.
6.6. Финансовый отдел при подготовке проекта местного бюджета города Алатыря на очередной финансовый год доводит до муниципальных заказчиков предельные объемы средств, планируемых к использованию на реализацию муниципальных целевых программ (подпрограмм).
При подготовке перечня муниципальных целевых программ, принимаемых к финансированию из местного бюджета города Алатыря на очередной финансовый год, на основе проектов бюджетных заявок, представленных муниципальными заказчиками, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств республиканского бюджета Чувашской Республики, определяется муниципальная поддержка целевых программ по объемам капитальных вложений, прочим текущим расходам.
6.7. По утвержденным муниципальным целевым программам муниципальным заказчикам доводятся объемы финансирования из местного бюджета города Алатыря в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сводной бюджетной росписью города Алатыря на очередной финансовый год.
6.8. При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по реализации муниципальной целевой программы по сравнению с предусмотренными утвержденной программой муниципальный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для реализации мероприятий целевой программы в установленные сроки.
В случаях, когда муниципальный заказчик в отчетном году не принял меры по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий целевой программы за счет средств внебюджетных источников, несоответствия результатов выполнения программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренных утвержденной целевой программой, отдел экономики с участием финансового отдела подготавливает и направляет муниципальному заказчику предложения:
о корректировке целей и срока реализации целевой программы, перечня программных мероприятий;
о сокращении финансирования целевой программы за счет средств местного бюджета города Алатыря на очередной финансовый год;
о досрочном прекращении реализации целевой программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений);
о принятии в установленном порядке мер к муниципальному заказчику целевой программы.
Муниципальный заказчик вносит на Собрание депутатов города Алатыря проект соответствующего решения о корректировке целевой программы.
VII. Управление реализацией муниципальной целевой программы и контроль за ходом ее выполнения
7.1. Формы и методы организации управления реализацией целевой программы определяются муниципальным заказчиком.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации программы муниципальный заказчик целевой программы ежегодно согласовывает с отделом экономики и финансовым отделом администрации уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе ее выполнения.
7.2. Руководитель отдела (управления) администрации, определенный муниципальным заказчиком целевой программы, несет ответственность за текущее управление реализацией программы и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы.
7.3. Муниципальный заказчик целевой программы может на договорной основе передавать соответствующим организациям выполнение следующих функций:
а) организация и (или) проведение конкурсов (торгов) по отбору исполнителей программных мероприятий;
б) сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
в) мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
г) организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
д) внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией целевой программы и контроля за ходом реализации программных мероприятий, обеспечение специализированного сайта по целевой программе.
7.4. Реализация целевой программы осуществляется на основе муниципальных контрактов (договоров), заключаемых муниципальным заказчиком программы со всеми исполнителями программных мероприятий в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Муниципальные заказчики целевой программы сообщают в отдел экономики и финансовый отдел администрации о заключенных в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" контрактах со всеми участниками реализации программ по их финансированию из местного бюджета и внебюджетных источников.
7.5. Муниципальный заказчик муниципальной целевой программы с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.
7.6. Отдел экономики с участием финансового отдела администрации, муниципальных заказчиков целевых программ, при необходимости организует проверки хода реализации целевых программ. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования, конечные и промежуточные результаты программы.
По результатам проверок подготавливаются предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или об их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации программ.
7.7. Муниципальные заказчики, направляют:
ежеквартально в отдел экономики статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации целевых программ, необходимую для выполнения возложенных на отдел функций;
ежегодно до 1 марта в отдел экономики доклады о ходе работ по муниципальным целевым программам и эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, предусмотренных в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Доклады должны содержать:
сведения о результатах реализации целевых программ за отчетный год;
данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств местного бюджета города Алатыря и внебюджетных источников;
сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию целевых программ;
сведения о соответствии фактических показателей реализации целевых программ показателям, установленным при рассмотрении программ Собранием депутатов;
информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;
оценку эффективности результатов реализации целевых программ.
Отдел экономики совместно с финансовым отделом, муниципальными заказчиками программ до 1 апреля каждого года подготавливает и представляет в администрацию города доклад о ходе реализации целевых программ за отчетный год.
7.8. По целевой программе, срок реализации которой завершается в отчетном году, муниципальный заказчик, подготавливает и до 1 марта текущего года представляет в отдел экономики и финансовый отдел администрации города доклад о выполнении целевой программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Доклад должен содержать информацию о результатах реализации целевой программы и подпрограмм за истекший год и за весь период реализации программы, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей. В случае непредставления отчетности в надлежащей форме и надлежащие сроки отделом экономики направляются главе города предложения:
о принятии в установленном порядке мер к муниципальному заказчику целевой программы;
об изменении форм и методов управления реализацией муниципальной целевой программы;
о досрочном прекращении реализации целевой программы.
7.9. Разработчик муниципальной целевой программы (отдел, управление администрации) организует размещение в сети Интернет текста утвержденной целевой программы, а также информации о ходе реализации программы, об оценке достижения целевых индикаторов и показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.