Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 14 июля 2010 г. N 3-28-2010
(извлечение)
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего, при секретаре,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению потребительского общества "Чувашский потребительский союз" о признании недействующим приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 января 2008 года N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" в части утверждения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе кадастрового квартала 21:01:030506 населенных пунктов Чувашской Республики, предусмотренного в отношении земельного участка с кадастровым номером 21: 01: 030506:0065,
установил:
Потребительское общество "Чувашский потребительский союз" (потребительское общество "Чувашпотребсоюз") обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующим приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 января 2008 года N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" в части утверждения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе кадастрового квартала 21:01:030506 населенных пунктов Чувашской Республики, предусмотренного в отношении земельного участка с кадастровым номером 21: 01: 030506:0065.
В обоснование заявления потребительское общество "Чувашпотребсоюз" указало, что кадастровая оценка указанного земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявителю, проведена с нарушением действующего федерального законодательства, что привело к необоснованному увеличению ставки налога на землю, что нарушает права заявителя в экономической деятельности.
Так, согласно утвержденным органом исполнительной власти республики результатам государственной кадастровой оценки земель среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка значительно увеличилось и составило 7237,81 за 1 кв.м., что многократно выше рыночной стоимости земельного участка.
Между тем, по мнению заявителя, кадастровая стоимость земельных участков, исходя из содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, должна определяться на основании анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель, и при условии соблюдения требований названных Правил кадастровая стоимость его земельного участка не была бы завышенной.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики сообщила о непризнании органом исполнительной власти республики заявления потребительского общества "Чувашпотребсоюз".
По мнению представителя заинтересованного лица, оспариваемые нормативные установления приняты Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах полномочий данного государственного органа субъекта Российской Федерации, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществлена уполномоченной организацией - Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Чувашской Республике, кадастровая оценка принадлежащего заявителю земельного участка проведена с учетом классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования организацией, имеющей право на заключение договора об оценке кадастровой стоимости, достоверность расчетов подтверждена результатами государственной экспертизы, проведенной Роснедвижимостью.
Прокурор прокуратуры Чувашской Республики полагал оставить без удовлетворения заявление потребительского общества "Чувашпотребсоюз".
Верховный Суд Чувашской Республики не усматривает оснований для признания недействующими оспариваемых заявителем нормативных предписаний.
В соответствии с пунктами "в" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным, и формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, а приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", определяющий последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и ее территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 9.6-9.12 Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов.
Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью в ходе проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
о соответствии отчета Методическим указаниям;
о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Таким образом, из приведенных положений законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Из представленных в суд документов следует, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики проводились ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" (ФГУП "ФКЦ "Земля"), имевшим лицензию на осуществление оценочной деятельности N 004579 от 17 июля 2002 года. Исполнитель работ был определен на основании открытого конкурса, и работа по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики была выполнена на основании государственного контракта от 17 июля 2007 года N 6.
По результатам проведенных работ ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен отчет, который актом проверки Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в период с 19 декабря по 24 декабря 2007 года был признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, и результаты кадастровой оценки вместе с актом проверки от 24 декабря 2007 года были направлены в Управление Роснедвижимости по Чувашской Республике, которое представило их на утверждение в орган исполнительной власти Чувашской Республики.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кабинет Министров Чувашской Республики утвердил постановлением от 23 января 2008 года N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики", и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Чувашской Республики изложены в приложении N 1 к постановлению.
Таким образом, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Чувашской Республики проведена и оспариваемое заявителем постановление принято с соблюдением требований действующего федерального законодательства, в установленном им порядке и в рамках полномочий уполномоченных на то органов государственной власти.
Факт соблюдения приведенной последовательности названных административных процедур, предшествующих утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики установлен также вступившим в законную силу решением Верховного Суда Чувашской Республики от 22 сентября 2009 года, вынесенным в порядке судопроизводства, предусмотренного главой 24 ГПК Российской Федерации.
Что касается утверждений заявителя о недостоверности и недостаточности источников информации, использованных ФГУП "ФКЦ "Земля" при проведении работ, и применения недостаточного числа факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 21:01:030506:0065, эти доводы признаются необоснованными по следующим основаниям.
Как следует из копии свидетельства о государственной регистрации права от 11 сентября 2006 года, собственником земельного участка с площадью 8814 кв. м. с кадастровым номером 21:01:030506:0065, находящимся по адресу: г. Чебоксары Чувашской Республики, является потребительское общество "Чувашский потребительский союз".
Из объяснений представителя заявителя следует, что в настоящее время указанный земельный участок передан в аренду хозяйствующему субъекту для организации ярмарки "Южная".
Как следует из отчета ФГУП "ФКЦ "Земля", при расчете кадастровой стоимости указанного земельного участка были применены следующие значения факторов стоимости:
"расстояние от населенного пункта до центра субъекта" - 0 км.
"расстояние от объекта до культурного центра" - 239,62 м.
Фактор стоимости "расстояние до центра субъекта" - 0 км означает, что указанный земельный участок располагается в черте населенного пункта г. Чебоксары, столицы субъекта Российской Федерации - Чувашской Республики.
Фактор стоимости "расстояние от объекта до культурного центра" обозначает расстояние от оцениваемого объекта до какого-либо культурного центра (дома культуры, кинотеатра, школы, музея и пр.).
При определении кадастровой стоимости земельного участка заявителя было принято в расчет расстояние от объекта оценки до кинотеатра "Луч", расположенного по адресу: г. Чебоксары.
Оспаривая обоснованность применения второго фактора стоимости при расчете стоимости его земельного участка, потребительское общество приложило к заявлению ксерокопию справки администрации г. Чебоксары от 30 ноября 2009 года о том, что здание кинотеатра "Луч" продано новому владельцу и как кинотеатр не функционирует.
При проверке этого довода заявителя судом установлено, что кинотеатр "Луч" является собственностью Чувашской Республики, и что на основании договора аренды от 16 апреля 2007 года двухэтажное кирпичное здание кинотеатра было передано индивидуальному предпринимателю в аренду с условием использования по назначению, указанному в договоре, т.е. под кинозал, кафе, салон красоты.
Эти обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от 19 октября 2006 года, справкой Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики от 27 ноября 2009 года, копиями договоров аренды здания кинотеатра и земельного участка, на котором оно расположено, от 16 апреля 2007 года и от 25марта 2008 года соответственно, актом приема-передачи объекта аренды от 1 апреля 2007 года.
Таким образом, у суда не имеется оснований признать доказанным довод заявителя о том, что при кадастровой оценке земли с применением упомянутого фактора стоимости были применены недостоверные сведения.
Нельзя признать обоснованным также довод заявителя о неправильном выборе исполнителем работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель критериев оценки земель населенных пунктов, поскольку определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов произведено в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Контроль за ходом проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществлялся компетентным органом государственной власти - Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальным управлением по Чувашской Республике.
Представленный ФГУП "ФКЦ "Земля" отчет по результатам выполненных работ был предметом проверки Роснедвижимости по всем показателям, в том числе и по критериям полноты и достоверности рыночной информации о стоимости земельных участков и состава факторов, влияющих на кадастровую оценку.
Каких-либо нарушений методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при проведении ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по кадастровой оценке Роснедвижимостью установлено не было, в связи с чем было принято решение о соответствии отчета ФГУП "ФКЦ "Земля" Методическим указаниям.
В соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний оценка земельных участков указанного в пункте 1.2.5 Методических указаний вида разрешенного использования производится на основе построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Для построения такой модели была собрана рыночная информация, представленная в Приложении 7 отчета исполнителя работ.
Факторы стоимости были отобраны согласно пункту 3.2.6.1. Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152, состав в факторов стоимости в соответствии с пунктом 3.2.1. Технических рекомендаций был утвержден на заседании Межведомственной комиссии по организации работ, связанных с проведением государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики (протокол заседания N 1 от 5 июля 2007 года) и не имеется никаких оснований считать, что выбор состава факторов стоимости был произвольным и необоснованным, а состав факторов - недостаточным.
То обстоятельство, что кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную оценщиком по заказу потребительского общества, само по себе о недостоверности результатов проведенной в отношении земель поселений Чувашской Республики кадастровой оценки свидетельствовать не может, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка. Законодательством не установлены допустимые максимальные или минимальные размеры кадастровой стоимости в соотношении с рыночной стоимостью.
Поскольку кадастровая стоимость применяется в целях налогообложения, а несоответствия федеральному законодательству кадастровой оценки земли не установлено, нельзя согласиться с утверждениями заявителя о нарушении оспариваемыми нормами его прав в области налогообложения.
Согласно статье 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики решил:
Отказать в удовлетворении заявления потребительского общества "Чувашский потребительский союз" о признании недействующим приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 января 2008 года N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" в части утверждения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе кадастрового квартала 21: 01: 030506 населенных пунктов Чувашской Республики, предусмотренного в отношении земельного участка с кадастровым номером 21: 01: 030506: 0065.
С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Верховном Суде Чувашской Республики после принятия решения судом в окончательной форме.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий |
|
Судья |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 14 июля 2010 г. N 3-28-2010 (извлечение)
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в сети Internet (http://www.vs.chv.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании