Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 20 августа 2010 г. N 3-33-2010
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2010 г. N 31-Г10-12 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 10 ноября 2010 г.
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего, при секретаре,
с участием прокурора, представителей заявителя ООО "МедиаТрэйд", представителя Государственного Совета Чувашской Республики,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению ООО "МедиаТрэйд" об оспаривании и признании недействующей статьи 24.2 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с последующими изменениями в редакции Законов Чувашской Республики от 10 октября 2005 г. N 32, от 05 октября 2007 г. N 57 и от 27 февраля 2010 г. N 9).
установил:
ООО "МедиаТрэйд" обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением об оспаривании и признании недействующими статей 24 и 24.2 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с последующими изменениями) по основанию их противоречия федеральному законодательству. Полагают, что органы государственной власти субъектов РФ не могут устанавливать административную ответственность за нарушения требований, установленных в сфере деятельности по организации и проведению азартных игр федеральным законодательством, поскольку установление такой ответственности является исключительной прерогативой федеральных органов власти. Оспариваемые статьи 24 и 24.2 Закона Чувашской Республики приняты представительным органом Чувашской Республики в превышение полномочий, предоставленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Заявитель указал, что оспариваемыми нормативными положениями нарушаются права и свободы юридического лица, гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством, поскольку в отношении ООО "МедиаТрэйд" возбуждено административное производство по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике". На территории Чувашской Республики, в помещении, расположенном по адресу: г. Новочебоксарск, функционирует обособленное подразделение ООО "МедиаТрэйд", зарегистрированное в налоговом органе. В указанном помещении расположен развлекательный клуб, по факту проверки 1 июня 2010 г. сотрудниками ИАЗ ОВД по г. Новочебоксарск в действия организации усмотрели признаки деятельности по организации и проведению азартных игр в клубе и по данному факту возбуждено административное производство по совершению административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.2 указанного Закона Чувашской Республики.
09 августа 2010 г. ООО "МедиаТрэйд" уточнил заявление об оспаривании нормативного правового акта. Просит суд признать недействующей статью 24.2 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с последующими изменениями в редакции Законов Чувашской Республики от 10 октября 2005 г. N 32, от 05 октября 2007 г. N 57 и от 27 февраля 2010 г. N 9) как принятой Государственным Советом Чувашской Республики в превышение полномочий, предоставленных федеральным законодательством. Действующей редакцией ст. 24.2 указанного Закона Чувашской Республики предусмотрена административная ответственность за нарушение требований закона о запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр. Предусмотрено, что нарушение установленного Законом Чувашской Республики "О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики" запрета на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч руб. Субъектом РФ в превышение полномочий установлена административная ответственность по вопросам федерального значения. Осуществление в отношении организации - заявителя административного производства по ст. 24.2 указанного Закона Чувашской Республики, нарушает права и законные интересы, также имеется непосредственная угроза законным интересам общества возможностью привлечения к ответственности по указанной статье и наложения на организацию административного штрафа.
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 20 августа 2010 года на основании пункта 1 части 1 ст. 134, ст.ст. 220, 251 ГПК РФ производство по заявлению ООО "МедиаТрэйд" в части оспаривания и признания недействующей статьи 24 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" прекращено.
В судебном заседании представители заявителя ООО "МедиаТрэйд" уточненное заявление об оспаривании статьи 24.2 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с последующими изменениями в редакции Законов Чувашской Республики от 10 октября 2005 г. N 32, от 05 октября 2007 г. N 57 и от 27 февраля 2010 г. N 9) поддержали по указанным в нем основаниям. Суду представитель пояснил, что нормы Закона Чувашской Республики от 29 марта 2007 г. N 1 "О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики" не оспаривает, однако настаивает на том, что ответственность за нарушение требований вышеуказанного регионального законодательства не может быть установлена нормами регионального административного законодательства. Устанавливать нормы ответственности за организацию и проведение азартных игр вправе только указанные в ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации" органы государственной власти, к каковым не относится Государственный Совет Чувашской Республики.
В судебном заседании представитель Государственного Совета Чувашской Республики полагала, что существование оспариваемого положения ст. 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" с учетом внесенных изменений от 27 февраля 2010 г. N 9 не затрагивает права, свободы или законные интересы заявителя, не препятствует осуществлению им заявленной предпринимательской деятельности, организация не привлечена к административной ответственности по оспариваемой ст. 24.2 Закона Чувашской Республики и производство по делу подлежит прекращению. При рассмотрении же заявления ООО "МедиаТрэйд" по существу, просят отказать в его удовлетворении по следующим основаниям. Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации" (п. 7 ст. 16) органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право принять до 1 июля 2007 г. решение о запрете начиная с 1 июля 2007 г. деятельности по организации и проведению игр, в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений на своей территории. На основании и во исполнение указанного правомочия Государственным Советом Чувашской Республики 20 марта 2007 г. принят, а Президентом Чувашской Республики подписан Закон Чувашской Республики "О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики", согласно которому с 1 июля 2007 г. запрещено осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов. Этим же Законом от 29 марта 2007 г. признан утратившим силу Закон Чувашской Республики "Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике". Обеспечительно-охранительный механизм соблюдения данного запрета, реализован ст. 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", действующей в редакциях Законов Чувашской Республики от 05 октября 2007 г. N 57 и от 27 февраля 2010 г. N 9 и предусматривающей ответственность за нарушение требований закона о запрещении деятельности организации и проведению азартных игр. Полагают, что устанавливая охранительный механизм соблюдения данного запрета в виде административной ответственности, который не предусмотрен нормами федерального законодательства, Государственный Совет Чувашской Республики не вышел за пределы своих полномочий, предоставленных федеральным законом.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Чувашской Республики дал заключение о том, что статья 24.2 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с последующими изменениями в редакции Законов Чувашской Республики от 10 октября 2005 г. N 32, от 05 октября 2007 г. N 57 и от 27 февраля 2010 г. N 9) предусматривает административную ответственность за нарушение правил регионального уровня, не противоречит требованиям федерального законодательства и принято Государственным Советом Чувашской Республики в пределах своих полномочий.
Суд, выслушав пояснения представителей заявителя ООО "МедиаТрэйд", представителя заинтересованного лица Государственного Совета Чувашской Республики, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, приходит к следующему.
Впервые ст. 24.2 в Закон Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" была введена Законом Чувашской Республики от 10 октября 2005 г. N 32 и предусматривала административную ответственность за нарушение установленных Законом Чувашской Республики "Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике" порядка согласования размещения объектов игорного бизнеса, требований к размещению объектов игорного бизнеса, а равно допущение пребывания несовершеннолетних в помещениях, занимаемых объектами игорного бизнеса. (Указанный Закон Чувашской Республики опубликован в официальных изданиях: газетах "Республика" от 12.10.2005 г. N 40, "Хыпар" от 14.10.2005 г., Ведомостях Государственного Совета Чувашской Республики, 2005, N 64).
Законом Чувашской Республики от 05 октября 2007 г. N 57 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" ст. 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" была изложена в новой редакции: "Нарушение требований закона о запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр". Указанной статьей предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного Законом Чувашской Республики "О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики" запрета на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов, а равно допущение пребывания несовершеннолетних в помещениях иных объектов игорного бизнеса в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей. (Закон Чувашской Республики от 05 октября 2007 г. N 57 опубликован в официальных изданиях: газетах "Республика" от 10.10.2007 г. N 42-45, "Хыпар" от 11.10.2007 г., Ведомостях Государственного Совета Чувашской Республики, 2007, N 74).
Законом Чувашской Республики от 27 февраля 2010 года N 9 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в статье 24.2 Закона Чувашской Республики слова "и залах игровых автоматов, а равно допущение пребывания несовершеннолетних в помещениях иных объектов игорного бизнеса" исключены. (Закон Чувашской Республики от 27 февраля 2010 года N 9 опубликован в официальных изданиях: газетах "Республика" от 03.03.2010 г. N 8-10, "Хыпар" от 04.03.2010 г., Ведомостях Государственного Совета Чувашской Республики, 2010, N 84).
Таким образом, действующая на момент судебного разбирательства редакция статья 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с изменениями в редакции Законов Чувашской Республики от 05 октября 2007 г. N 57 и от 27 февраля 2010 г. N 9) устанавливает административную ответственность за нарушение требований закона о запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр. Диспозиция и санкция статьи предусматривают наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц за нарушение установленного Законом Чувашской Республики "О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики" запрета на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах.
Соответственно указанная статья 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" носит отсылочный характер на Закон Чувашской Республики от 29 марта 2007 г. N 1 "О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики". Статьей 1 указанного Закона Чувашской Республики от 29 марта 2007 г. N 1 постановлено запретить с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" предусматривает привлечение юридических лиц к административной ответственности за несоблюдение запрета на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах. Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ букмекерские конторы и тотализаторы как игорные заведения создаются в целях осуществления азартных игр (не иной деятельности), то формально под указанный состав подпадает любое юридическое лицо, осуществляющее запрещенную деятельность по различным азартным играм (заключение пари и прочее) на территории Чувашской Республики. Как следует из материалов дела на территории Чувашской Республики, в помещении, расположенном по адресу: г. Новочебоксарск, функционирует обособленное подразделение ООО "МедиаТрэйд", зарегистрированное в налоговом органе. По факту проверки развлекательного клуба ООО "МедиаТрэйд", расположенного по указанному адресу, 1 июня 2010 г. ОВД по г. Новочебоксарск возбуждено административное производство по признакам организации и проведению азартных игр в клубе, по данному факту составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.2 указанного Закона Чувашской Республики. Осуществление производства об административном правонарушении, ответственность за совершение которой предусмотрена конкретным законом свидетельствует о том, что указанный закон, которым установлена ответственность, очевидно затрагивает права и законные интересы заявителя. При изложенных обстоятельствах выяснение каким видом игорной деятельности занимается заявитель, имеется ли в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.2 вышеуказанного Закона Чувашской Республики, не является предметом рассмотрения Верховным Судом Чувашской Республики. Доводы представителя Государственного Совета Чувашской Республики о том, что ввиду отсутствия постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 24.2 Закона Чувашской Республики права и законные интересы не затрагиваются оспариваемым нормативным положением и производство по делу подлежит прекращению, суд находит несостоятельными.
Системное толкование действующего законодательства РФ об административной ответственности и законодательства, регулирующего деятельность по проведению азартных игр, позволяет сделать вывод о том, что субъекты РФ не вправе самостоятельно принимать региональные законы, устанавливающие административную ответственность за несоблюдение запретов осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр по следующим основаниям.
Согласно ст. 1.1., 1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя законы субъектов Российской Федерации в системе правовых регуляторов юрисдикционных отношений и в этой связи предоставляя субъекту Российской Федерации нормотворческие полномочия по установлению административной ответственности, поставил их в прямую зависимость не только от Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в целом от федерального отраслевого законодательства, которым установлены критерии, условия и пределы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений.
Раскрывая содержание, соотношение и пределы регулятивных полномочий РФ и субъектов РФ в сфере административно-деликтных отношений, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывал, что законодатель субъекта РФ, устанавливая административную ответственность за те или иные деяния, не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июня 2010 г. N 841-О-П).
Основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе ограничения этой деятельности, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", имеющим комплексный характер и сочетающим нормы различных отраслей законодательного регулирования.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в том числе путем установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений; выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами власти в РФ в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.
Соответственно законодательный орган Чувашской Республики не наделен полномочиями по государственному регулированию деятельности по организации и проведению азартных игр.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ на территории Российской Федерации одним из ограничений игорной деятельности является запрет на осуществление такой деятельности вне игорных заведений, которые в свою очередь (за исключением букмекерских контор и тотализаторов), не могут располагаться вне предусмотренных законом игорных зон. Частью 9 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ закреплено, что деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 9 статьи 16 названного Федерального закона
При этом ч. 3 ст. 14 Федерального закона введено ограничение, что в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон, не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов и игровых столов.
Частью 7 статьи 16 данного Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять до 1 июля 2007 года только решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан и организаций на нарушение конституционных прав и свобод частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" неоднократно подчеркивал, что имея право ввести запрет на осуществление игорной деятельности вне игорных заведений, которые в свою очередь (за исключением букмекерских контор и тотализаторов), не могут располагаться вне предусмотренных законом игорных зон, федеральный законодатель предпочел установить краткосрочный переходный период (до 1 июля 2007 г.), в течение которого субъекты РФ получили возможность осуществить собственное правовое регулирование условий деятельности по организации и проведению на своей территории азартных игр вне игорных зон до введения ее общего запрета с 1 июля 2009 г. (определения от 6 марта 2008 года N 384-О-О, от 1 апреля 2008 года N 389-О-О и др.). Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал содержание частей 7 и 8 статьи 16 (заключительные положения) Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ, как определяющие переходный период в правовом регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр вне игорных зон до введения ее общего запрета с 1 июля 2009 г.
Принимая решение о досрочном введении указанного запрета в пределах своей территории, субъект Российской Федерации реализует прямое уполномочие федерального законодателя на определение порядка введения в действие ограничений в сфере игорной деятельности, которые получили свою содержательную регламентацию непосредственно в федеральном законе, а потому не может выходить за пределы этого уполномочия и, в частности, устанавливать такие обеспечительно-охранительные механизмы соблюдения данного запрета, которые не предусмотрены нормами федерального законодательства. (определение Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. N 841-О-П).
Таким образом, указанная позиция Конституционного Суда РФ подчеркивает недопустимость толкования части 7 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ в широком смысле, недопустимость самостоятельного установления субъектами РФ обеспечительно-охранительных механизмов соблюдения запрета деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В порядке реализации положений части 7 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ принят Государственным Советом Чувашской Республики Закон от 29 марта 2007 г. N 1 "О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики". Статьей 1 указанного Закона Чувашской Республики от 29 марта 2007 г. N 1 постановлено запретить с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов. (Закон Чувашской Республики от 29 марта 2007 г. N 1 на момент судебного разбирательства не отменен, недействующим не признавался, заявителем не оспаривается).
Однако Государственный Совет Чувашской Республики не только закрепил запрет деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики, но и установил административную ответственность за нарушение требований Закона о запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр принятым Законом Чувашской Республики от 05 октября 2007 г. N 57 новой редакцией статьи 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с изменениями от 27 февраля 2010 г. N 9).
Между тем, как отмечалось судом, норм предоставляющих право субъекту Российской федерации устанавливать административную ответственность за нарушение запрета деятельности по организации и проведению азартных игр Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ не предусматривает, из чего следует, что административная ответственность за нарушение этих правил не может быть установлена законом субъекта РФ. Закрепленное части 7 статьи 16 Федерального закона правомочия по принятию до 1 июля 2007 года решения о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта РФ деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений) не следует отождествлять с правомочием по установлению административной ответственности. Исходя из юрисдикционной природы административной ответственности, она выполняет функции не только правоохраны, но и правоограничения. Вместе с тем, в соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ законодательный орган Чувашской Республики не является полномочным в указанной сфере органом.
Доводы представителя заинтересованного о том, что действующая редакция ст. 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" с учетом изменений от 27 февраля 2010 г. N 9 устанавливает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушение установленного Законом Чувашской Республики "О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики" запрета на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и соответственно не посягает на отношения, урегулированные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ и принято в пределах правомочий субъекта РФ, суд находит несостоятельными.
Отношения по осуществлению деятельности и проведения азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, включая ограничения осуществления такой деятельности (требование лицензии, выдаваемой в соответствии с определенным Правительством РФ порядком; запрет проведения азартных игр с использованием игровых автоматов и игровых столов в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон (часть 3 ст. 14 Федерального закона); запреты осуществления деятельности таких игорных заведений, не отвечающих требованиям Федерального закона) получили комплексное правовое регулирование в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ. Закон Чувашской Республики от 29 марта 2007 г. N 1, устанавливая запрет на территории Чувашской Республики осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов фактически расширяет имеющиеся в федеральном законодательстве ограничения и запреты осуществления азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (вне игровых зон).
Соответственно указанное в ст. 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с изменениями в редакции Законов Чувашской Республики от 05 октября 2007 г. N 57 и от 27 февраля 2010 г. N 9) правонарушение имеет комплексный объект посягательства: несоблюдение общего запрета деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в Чувашии и несоблюдения отдельных предусмотренных Федеральным законом N 244-ФЗ запретов по осуществлению и организации и проведении азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон (которые действуют на всей территории России, включая Чувашскую Республику).
За осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без специального разрешения, с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением, в частности с нарушением запрета использования игровых столов и игровых автоматов предусмотрена административная ответственность на всей территории РФ в соответствии с нормами КоАП РФ. При действии же ст. 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе в форме сочетания пари и игровых автоматов подпадало бы под действие как федерального, так и регионального законодательства.
Соответственно ст. 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" по своему содержанию создает обеспечительно-охранительные механизмы в сфере общественных отношений федерального значения при наличии по данному вопросу Федерального закона.
Вышеизложенное свидетельствует, что ст. 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с изменениями в редакции Законов Чувашской Республики от 05 октября 2007 года N 57 и от 27 февраля 2010 года N 9) принята законодательным органом Чувашской Республики в превышение полномочий, предоставленных Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию судом недействующей.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Заявитель просит признать ст. 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" начиная с 1 июля 2009 г. Вместе с тем ст. 24.2 указанного Закона действует в редакции Законов Чувашской Республики от 05 октября 2007 года N 57 и от 27 февраля 2010 года N 9. С учетом того, что нормативный правовой акт (ст. 24.2 Закона Чувашской Республики) до вынесения решения суда применялся, на основании него возбуждались административные производства и рассматривались административные дела, суд полагает необходимым признать недействующей статью 24.2 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с изменениями в редакции Законов Чувашской Республики от 05 октября 2007 года N 57 и от 27 февраля 2010 года N 9) со следующего дня после принятия настоящего судебного решения. Это обусловлено тем, что в отношении заявителя ООО "МедиаТрэйд" имеется возбужденное 1 июня 2010 г. административное производство по осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр с назначенным административным расследованием, 15 июня 2010 г. составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.2 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике". При изложенных обстоятельствах Верховный Суд Чувашской Республики с учетом общих норм о действии административно-деликтного законодательства во времени (статья 1.7 КоАП РФ) полагает целесообразным признание оспариваемой статьи Закона Чувашской Республики недействующей со следующего дня после принятия настоящего судебного решения.
Руководствуясь ст. 198-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Чувашской Республики решил:
Признать недействующей статью 24.2 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с изменениями в редакции Законов Чувашской Республики от 05 октября 2007 года N 57 и от 27 февраля 2010 года N 9) со следующего дня после принятия настоящего судебного решения.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатных изданиях, в которых нормативный правовой акт был официально опубликован, в ближайших планируемых изданиях после получения средствами массовой информации текста сообщения о принятом решении.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 20 августа 2010 г. N 3-33-2010 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 10 ноября 2010 г.
Сообщение о настоящем решении опубликовано в газете "Республика" от 15 декабря 2010 г. N 52 (847), в Ведомостях Государственного Совета Чувашской Республики, 2011 г., N 88
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в сети Internet (http://www.vs.chv.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании