Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики
от 29 мая 2009 г. N 2-1871/09
(извлечение)
Определением Верховного суда Чувашской Республики от 8 июля 2009 г. N 33-1691-09 кассационная жалоба на настоящее решение оставлена без удовлетворения
Настоящее решение вступило в законную силу 8 июля 2009 г.
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи, при секретаре судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора, представителей администрации г. Чебоксары гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Чебоксары о признании недействительным постановления администрации г. Чебоксары от 24 апреля 2009 г. N 98 "О временном ограничении движения автотранспортных средств по ул. Московская набережная города Чебоксары",
установил:
Прокурор Ленинского района г. Чебоксары обратился в Ленинский районный суд г. Чебоксары с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта. Заявление мотивировано тем, что 24 апреля 2009 года Администрацией г. Чебоксары принято постановление N 98 "О временном ограничении движения автотранспортных средств по ул. Московская набережная города Чебоксары", согласно которому с 25 апреля по 1 октября 2009 года введено временное ограничение движения автотранспортных средств по ул. Московская набережная г. Чебоксары (от владения N 1 ул. К. Иванова (Свято-троицкий православный мужской монастырь) до Заовражных очистных сооружений), организован контрольно-пропускной пункт для пропуска автотранспорта и установлена стоимость проезда автотранспортных средств.
Данное постановление размещено на Портале органов власти Чувашской Республики.
Постановление противоречит ст. 14 ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения", ст. 30 ФЗ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", Закону ЧР N 72 от 15.11.2007 г., п. 4 Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР N 129 от 05.03.1969.
В судебном заседании прокурор заявленное требование поддержала в полном объеме по изложенным доводам.
Представители Администрации города Чебоксары в судебном заседании против удовлетворения заявления возражали по мотивам его необоснованности. Считают, что оспариваемое постановление принято в соответствии со ст. 16 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Указывают на то, что в заявлении прокурора ссылка идет на дорогу общего пользования. Однако данная автодорога по указанной в постановлении улице является служебной дорогой. Согласно договору о пользовании МУП "Управление ЖКХ и б" предусмотрено право хозяйственного ведения и данная дорога также входит в состав берегоукрепляющих сооружений. Имеется акт от 1976 г., согласно которому произведено асфальтирование дороги, согласно документам окончательно сооружение дороги окончено в 1987 г. Плата установлена для того, чтобы не было разрушения береговой линии, для содержания дороги, ее укрепления. Дорога заканчивается тупиком и очистными сооружениями. Проезд к дороге есть по ул. К. Иванова, затем можно спуститься на эту улицу пешеходам. В 2006-2007 г. такие постановления принимались администрацией города на летний период, они оспаривались в судебном порядке и были признаны недействительными. Однако в настоящее время надо исходить из того, что согласно архивным документам эта дорога является подъездной служебной дорогой. Также по окончанию дороги на берегу р. Волга расположены спасательная станция, оздоровительный комплекс, стоянка для лодок, т.е. предприятия, оказывающие услуги населению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту номер названного Федерального закона следует читать как "N 131-ФЗ"
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с п. 1 ст. 4, п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
По делу установлено, что постановлением Администрации г. Чебоксары от 24.04.2009 N 98 "О временном ограничении движения автотранспортных средств по ул. Московская набережная города Чебоксары" в целях предотвращения возникновения угрозы безопасности населения введено на период с 25 апреля по 1 октября 2009 года ограничение движения автотранспортных средств по ул. Московская набережная города Чебоксары. ОАО "Инженерная защита" поручено организовать контрольно-пропускной пункт для пропуска автотранспорта на ул. Московская набережная с круглосуточным дежурством контролеров совместно с работниками дорожно-патрульной службы управления УГИБДД МВД ЧР. Также постановлением установлена стоимость одного проезда автотранспортного средства по указанной улице в размере: 70 рублей - для легкового автомобиля, 90 рублей - для грузового. 28 апреля 2009 года сообщение о данном постановлении было опубликовано в газете "Чебоксарские новости" с указанием об установлении КПП и платы за проезд. Также представлены доказательства о размещении и опубликовании в Вестнике органов местного самоуправление N 4, представленного в суд на обозрение. На странице 90 Вестника имеется текст постановления. Администрация г. Чебоксары также не отрицает, что постановление размещено на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru).
Согласно решению ЧГСД от 21 декабря 2007 г. N 868 установлено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары считается первая публикация их полного текста в Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары или газете " Чебоксарские новости".
Из представленного Вестника N 4 2009 г. следует, что он выпущен в свет 5 мая 2009 г., где имеется полный текст оспариваемого нормативного правового акта.
Таким образом, постановление обнародовано в указанном Вестнике, а в газете только размещено сообщение о постановлении, в соответствии с действующим федеральным законодательством постановление вступило в законную силу со дня опубликования 5 мая 2009 г.
Согласно п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона, прокурор, в частности имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых также и органами местного самоуправления и их должностными лицами. Согласно п. 9 постановления существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке органом местного самоуправления или должностным лицом, наличия в них правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.
В данном случае в суде установлено, что оспариваемый акт имеет признаки нормативного правового акта, он устанавливает правила въезда с ограничением въезда на указанную улицу, считан на неоднократное применение, хотя и с ограничением до 1 октября 2009 г., за проезд устанавливается плата для неопределенного круга лиц, опубликован и вступил в силу для исполнения. Таким образом, данный акт затрагивает права неопределенного круга лиц.
Суд приходит к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт допускает издаваемое им при правоприменении толкование и акт содержит правила поведения объектов регулируемых отношений.
Согласно п. 17 Постановления ВС РФ N 48 от 29.11.2007 г. если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе и содержания оспариваемого акта.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в РФ урегулированы принятым ФЗ N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ст. 62 Закона со дня вступления в силу этого Федерального закона и до приведение в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии со ст. 5 Закона регламентируется классификация автомобильных дорог:
1) Автомобильные дороги федерального значения;
2) Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) Автомобильные дороги местного значения;
4) Частные автомобильные дороги.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
Согласно п. 3 ч.1 этой статьи к автомобильным дорогам общего пользования относятся дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Перечень дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
В данном случае каких-либо доказательств об отнесении указанного в оспариваемом акте к автодорогам необщего пользования администрацией г. Чебоксары в суд не представлено. Законом понятие "служебная дорога" не введено.
Ст. 30 ФЗ N 257-ФЗ закреплено, что основаниями временного ограничения движения автотранспортных средств является: 1) при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; 2) в период возникновения неблагоприятных климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях безопасности дорожного движения; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Часть 2 ст. 30 ФЗ N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. определяет, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, то есть законодательным актом. Такой уровень правового регулирования соответствует норме ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Право использования дорог общего пользования соответствует закрепленному в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ праву каждого, кто законно находится на территории России, свободно передвигаться.
Иных оснований для временного ограничения движения транспортных средств на дорогах и органов, компетентных принимать данные ограничения, действующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно ст. 3 Закона ЧР "Об основаниях временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования" от 15.11.2007 г. (ред. от 23.09.2008) решения о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, являющихся собственностью Чувашской Республики принимаются Кабинетом Министров Чувашской 'Республики.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации г. Чебоксары от 24.04.2009 N 98 о временном ограничении движения транспортных средств по Московской набережной города Чебоксары (от владения N 1 ул. К. Иванова (Свято-Троицкий православный мужской монастырь) до Заовражных очистных сооружений) нельзя признать обоснованным и законным.
Администрацией г. Чебоксары в суд представлено сообщение МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" от 26.05.2009 г. N 01/19-969 о том, что автодорога набережной правого берега Волги входит в состав объекта "Берегоукрепительные сооружения правого берега реки Волга в г. Чебоксары". Тем не менее в указанной справки никак не обозначена ул. Московская набережная г. Чебоксары.
Кроме того из пояснений представителя Администрации г. Чебоксары что улица "Московская набережная" начинается в месте расположения залива р. Волга в центральной части набережной города Чебоксары, улица далее проходит мимо центрального городского пляжа. На этой улице расположены водная станция, Центральная спасательная станция. При этом, поясняет представитель администрации, заезд на улицу в том числе и на набережную в районе Центрального городского пляжа с другой стороны улиц, а также с улиц, которые расположены в верхней от набережной части города невозможен. Смысл вынесения постановления в том, чтобы в районе центрального пляжа было безопасно передвигаться пешеходам.
Однако данная трактовка вынесения постановления также несостоятельна, поскольку по смыслу таких пояснений за определенную плату проезд на данную территорию улицы и набережной р. Волга не уменьшает безопасность других лиц и интенсивность движения автомашин не определяется платностью проезда.
Кроме того в оспариваемом акте не обозначено никак, что данная автодорога является "служебной" или частью берегоукрепительных сооружений.
В обоснование своих возражений в суд представлены выдержки из документов. Например пояснительные записки к техническому паспорту по реконструкции набережной реки Волга и берегоукрепительным сооружениям от 1973 г., от 1976 г. Также имеется Акт приемки в эксплуатацию от 1987 г. (без даты) берегоукрепительных и противооползневых сооружений правого берега р. Волга г. Чебоксары.
Представители делают ссылку на указание о том, что по верху контрбанкета (элемента противооползневой защиты) запроектирована проезжая дорога двустороннего движения шириной 7,5 м. и зеленая полоса - 2,5 м. При этом также делается ссылка на указание о служебной автодороге, которая находится на прибрежной зоне залива.
Однако в данных документах никак не обозначена улица Московская набережная г. Чебоксары.
Из представленных документов также не следует, что обозначенная в распоряжении часть улицы Московская набережная от владения N 1 по ул. К. Иванова (Свято-троицкий мужской монастырь) до Заовражных водоочистных сооружений) является какой либо частью берегоукрепляющих сооружений. Не приведены никакие доводы о том, что понятие "служебная дорога" обозначена в действующем федеральном законодательстве.
Кроме того представленные в суд вышеуказанные документы не были основанием для вынесения оспариваемого постановления, о чем подтвердили в суде представители администрации города. В постановлении прямо указано об ул. Московская набережная и не указано о служебной дороге или берегоукрепляющих сооружениях.
Суд в данном случае не оценивает нормативный правовой акт исходя из целесообразности его вынесения.
Доводы представителей администрации г. Чебоксары о законности оспариваемого постановления, основанные на произвольном толковании ст. 16 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Чувашской Республики от 15 ноября 2007 г. N 72, статьи 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", противоречат изложенной выше правовой позиции прокурора.
Согласно пп. ж п. 18 постановления Пленума ВС РФ N 48 если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
В такой ситуации суд считает необходимым признать оспариваемое постановление Администрации г. Чебоксары недействующим со дня его опубликования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Признать постановление Администрации г. Чебоксары от 24 апреля 2009 года N 98 "О временном ограничении движения автотранспортных средств по ул. Московская набережная города Чебоксары" недействующим с 5 мая 2009 г.
Обязать администрацию г. Чебоксары опубликовать в газете "Чебоксарские новости", в Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары сообщение о решении Ленинского районного суда г. Чебоксары от 29 мая 2009 г. о признании недействующим с 5 мая 2009 г. постановления администрации г. Чебоксары от 24.04.2009 г. N 98 "О временном ограничении движения автотранспортных средств по ул. Московская набережная города Чебоксары".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 мая 2009 г. N 2-1871/09 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 8 июля 2009 г.
Сообщение о настоящем решении опубликовано в газете "Чебоксарские новости" от 14 июля 2009 г. N 78 (4325)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании