Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Закон Республики Башкортостан от 13 июля 1993 года "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан" (Ведомости Верховного Совета и правительства Республики Башкортостан, 1993, N 10, ст. 273) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Закон Республики Башкортостан
Об административно-территориальном устройстве
Республики Башкортостан
Настоящий Закон определяет принципы административно-территориального устройства Республики Башкортостан, порядок образования, упразднения и объединения административно-территориальных единиц, критерии отнесения поселений республики к городским и сельским населенным пунктам, обеспечивает необходимое правовое регулирование в целях организации местного государственного управления и местного самоуправления, развития производственной и социальной инфраструктуры, создания благоприятной среды и условий для проживания, удовлетворения материально-бытовых и национально-культурных потребностей населения Республики Башкортостан.
Глава I
Общие положения
Статья 1. Конституционные основы административно-территориального устройства Республики Башкортостан
В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан, Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" решение всех вопросов административно-территориального устройства республики подлежит ведению Республики Башкортостан.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
Административно-территориальное устройство - территориальная организация Республики Башкортостан, представляющая собой систему имеющихся в республике административно-территориальных единиц. В соответствии с административно-территориальным устройством Республики Башкортостан строятся системы местного государственного управления и местного самоуправления.
Административно-территориальная единица - часть территории республики в установленных границах с одним или несколькими населенными пунктами, признанная в определенном законодательством Республики Башкортостан порядке самостоятельной единицей административно-территориального устройства республики.
Населенный пункт (поселение) - часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным местом проживания людей.
Городской населенный пункт (городское поселение) - населенный пункт, отнесенный в установленном законодательством Республики Башкортостан порядке к категории городов или поселков городского типа.
Сельский населенный пункт (сельское поселение) - населенный пункт (село, деревня, аул, сельский поселок и др.), не отнесенный к городским поселениям.
Сельсовет - административно-территориальная единица, которая своими границами охватывает один или несколько сельских населенных пунктов вместе с прилегающими к ним землями.
Район - административно-территориальная единица, объединяющая в своих границах несколько, а также городские поселения, кроме городов республиканского значения.
Городской район - часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания жителей города, приближения местного государственного управления к населению.
Центр административно-территориальной единицы - городской или сельский населенный пункт, определенный как место постоянного нахождения органов местного государственного управления и местного самоуправления в установленном законодательством Республики Башкортостан порядке.
Территория административного управления - часть территории республики, района, города республиканского значения, выделенная соответствующими органами государственного управления в целях осуществления по этим территориям отдельных управленческих функций.
Статья 3. Территория Республики Башкортостан
1. Территория Республики Башкортостан целостна, едина, неделима, неотчуждаема. Территория и границы Республики Башкортостан не могут быть изменены без ее согласия.
Официальным документом, закрепляющим границы Республики Башкортостан, является описание границы Республики Башкортостан, содержащее картографические материалы и закрепленное в установленном законом порядке.
2. Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан фиксируется в схеме территории Республики Башкортостан. Изменения в административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан отражаются в описании границ и схеме территории Республики Башкортостан.
Статья 4. Принципы административно-территориального устройства
Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан основывается на следующих принципах:
а) соответствия исторически сложившейся системе расселения в республике и устойчивым тенденциям ее развития;
б) создания экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов местного государственного управления, органов местного самоуправления, участия населения в их работе;
в) демократического решения вопросов административно-территориального устройства
г) обеспечения местному населению здоровой и безопасной среды обитания;
д) учета природно-географических условий;
е) содействия рациональному использованию природных ресурсов и всего экономического потенциала территории, развитию ее социальной инфраструктуры, системы коммуникаций;
ж) развития национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности населения, проживающего на данной территории.
Статья 5. Законодательство Республики Башкортостан об административно-территориальном устройстве
Законодательство Республики Башкортостан об административно-территориальном устройстве республики состоит из настоящего Закона и изданных в соответствии с ним иных актов законодательства Республики Башкортостан.
Глава II
Административно-территориальные единицы
Республики Башкортостан
Статья 6. Виды административно-территориальных единиц
1. В соответствии с особенностями социально-экономического и естественно-исторического развития Республики Башкортостан ее территория подразделяется на следующие административно-территориальные единицы: районы, города республиканского, районного значения, районы в городе, поселки городского типа, сельсоветы.
2. Территория Республики Башкортостан непосредственно подразделяется на районы и города республиканского значения.
3. Территория районов Республики Башкортостан непосредственно подразделяется на города районного значения, поселки городского типа, сельсоветы.
4. Города республиканского значения Республики Башкортостан могут иметь в своем составе городские районы, поселки городского типа и сельсоветы.
Статья 7. Перечень районов и городов республиканского значения Республики Башкортостан
В Республике Башкортостан образованы районы: Абзелиловский, Альшеевский, Архангельский, Аскинский, Аургазинский, Баймакский, Бакалинский, Балтачевский, Белебеевский, Белокатайский, Белорецкий, Бижбулякский, Бирский, Благоварский, Благовещенский, Буздякский, Бураевский, Бурзянский, Гафурийский, Давлекановский, Дуванский, Дюртюлинский, Ермекеевский, Зианчуринский, Зилаирский, Иглинский, Илишевский, Ишимбайский, Калтасинский, Караидельский, Кармаскалинский, Кигинский, Краснокамский, Кугарчинский, Кушнаренковский, Куюргазинский, Мелеузовский, Мечетлинский, Мишкинский, Миякинский, Нуримановский, Салаватский, Стерлибашевский, Стерлитамакский, Татышлинский, Туймазинский, Уфимский, Учалинский, Федоровский, Хайбуллинский, Чекмагушевский, Чишминский, Шаранский, Янаульский.
В Республике Башкортостан отнесены к категории городов республиканского значения: Уфа, Агидель, Баймак, Белебей, Белорецк, Бирск, Благовещенск, Давлеканово, Дюртюли, Ишимбай, Кумертау, Межгорье, Мелеуз, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Сибай, Стерлитамак, Туймазы, Учалы, Янаул.
Статья 8. Общие критерии образования и преобразования административно-территориальных единиц
1. При образовании сельсоветов учитываются наличие относительно крупного сельского населенного пункта или группы соседствующих небольших поселений, тяготеющих к одному из них как административному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортная доступность такого поселения, возможность организации в границах данной территории необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению.
Образование новых сельсоветов производится при наличии населения на их территории, как правило, не менее 200 человек.
2. При образовании районов учитываются сложившееся на данной территории сочетание сельскохозяйственного и иного производства, обслуживающего нужды сельского хозяйства и населения, тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средств связи между поселениями, численность населения и общий экономический потенциал территории, достаточный для функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселкового значения.
Образование новых районов производится при наличии населения на их территориях, как правило, не менее 20 тысяч человек.
3. При отнесении поселений к категории поселков городского типа учитываются наличие производственного и социально-культурного объекта, при котором формировался данный населенный пункт, либо его использование в качестве места сезонного отдыха, а также численность и характер занятости населения.
4. При отнесении поселения к категории городов республиканского и районного значения учитываются численность и характер занятости населения, хозяйственное, социально-культурное и историческое развитие прилегающих территорий.
5. При образовании городских районов учитываются численность населения города, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством, социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Образование новых городских районов производится при наличии населения на их территории, как правило, не менее 100 тысяч человек.
Статья 9. Общие начала образования, упразднения и объединения административно-территориальных единиц
1. Принятие решений об образовании, упразднении и объединении административно-территориальных единиц относится к ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан: районных и городских (городов республиканского значения) Советов в соответствии с разграничением полномочий, установленных настоящим Законом.
2. Право внесения вопросов об образовании, упразднении и объединении административно-территориальных единиц на разрешение Государственного Собрания Республики Башкортостан принадлежит Президенту Республики Башкортостан, Кабинету Министров Республики Башкортостан, заинтересованным Советам и главам администраций районов и городов республиканского значения.
3. Принятие Государственным Собранием Республики Башкортостан, районными и городскими Советами решений по вопросам административно-территориального устройства допускается при соблюдении установленной законодательством Республики Башкортостан процедуры, в том числе выявления мнения населения, органов местного самоуправления, проведения необходимых экспертиз.
4. При рассмотрении предложения об образовании, упразднении и объединении административно-территориальной единицы, в первую очередь, должна быть выявлена возможность разрешения экономических, социальных и организационно-управленческих проблем, служащих обоснованию внесенного предложения, при сохранении имеющихся административно-территориальных единиц.
Глава III
Населенные пункты Республики Башкортостан
Статья 10. Определение населенного пункта
1. Населенным пунктом Республики Башкортостан является официально получившая такой статус территория с постоянными жителями.
2. Населенный пункт может входить в состав административно-территориальной единицы, быть отдельной административно-территориальной единицей или иметь в своем составе отдельные административно-территориальные единицы.
3. Группы домов, законно используемые гражданами для проживания и хозяйственной деятельности, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и другие поселения, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, метеостанции и т.д.), а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношении.
Статья 11. Городские и сельские населенные пункты
1. Населенные пункты, находящиеся на территории Республики Башкортостан, делятся на городские и сельские.
2. К городским населенным пунктам Республики Башкортостан относятся города республиканского и районного значения, поселки городского типа. Поселки городского типа подразделяются на рабочие, курортные и дачные поселки.
3. Все остальные населенные пункты в Республике Башкортостан относятся к сельским населенным пунктам.
Статья 12. Отнесение населенных пунктов к категории городов республиканского и районного значения, а также к категории поселков городского типа
1. Отнесение населенных пунктов к категории городов республиканского и районного значения производится в установленном порядке Государственным Собранием Республики Башкортостан.
2. К категории городов республиканского значения в Республике Башкортостан могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющими разветвленную инфраструктуру, развитую промышленность, с численностью населения свыше 20 тысяч человек. В отдельных случаях к категории городов республиканского значения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 20 тысяч человек, имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.
3. К категории городов районного значения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся промышленными и социально-культурными центрами, а также административными центрами районов, с численностью населения не менее 5 тысяч человек.
4. К категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, а также населенные пункты, на территории которых расположены научно-исследовательские учреждения. В отдельных случаях к категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 2 тысяч человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения.
5. К категории курортных поселков могут быть отнесены населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 30 процентов постоянного населения.
6. К категории дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них.
Статья 13. Отнесение населенных пунктов к сельским населенным пунктам
Населенные пункты, не отнесенные к категории городов республиканского и районного значения, а также к поселкам городского типа, являются сельскими населенными пунктами и подлежат регистрации и учету в порядке, установленном настоящим Законом.
Глава IV
Образование, упразднение и объединение
административно-территориальных единиц
и населенных пунктов
Статья 14. Полномочия Государственного Собрания Республики Башкортостан по образованию, упразднению и объединению административно-территориальных единиц и населенных пунктов
1. К ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан относятся:
а) образование районов путем их объединения или разделения территории существующих районов, выделения в состав образуемых районов частей территории двух или более определенных административно-территориальных единиц;
б) упразднение районов с передачей всей их территории в состав других административно-территориальных единиц;
в) установление административного центра районов;
г) образование, упразднение и объединение городских районов;
д) отнесение населенных пунктов к категории городов республиканского и районного значения, изменение статуса городов;
е) отнесение населенных пунктов к категории поселков городского типа (рабочих, курортных и дачных поселков), их упразднение и объединение;
ж) образование новых сельсоветов, поссоветов путем слияния существующих, разделения их территории, выделение в состав новых сельсоветов части территории двух или более сопредельных административно-территориальных единиц, упразднение и объединение сельсоветов;
з) изменение городской черты, установление и изменение границ районов, городов, передача городов районного значения, поселков городского типа из одного района в другой или в административное подчинение городского, районного в городе Совета.
2. Государственное Собрание Республики Башкортостан по вопросам, установленным настоящей статьей, принимает законы.
Статья 15. Полномочия районных и городских (городов республиканского значения) Советов по образованию, упразднению и объединению административно-территориальных единиц и населенных пунктов
1. К ведению районных Советов относятся:
установление и изменение границ сельсоветов, поселков городского типа района;
передача отдельных населенных пунктов из одного сельсовета в другой в пределах одного района;
придание поселениям статуса населенных пунктов, не являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами, ликвидация такого их статуса в результате слияния данного поселения с другим и утраты ими признаков населенного пункта.
2. К ведению городского (города республиканского значения) Совета относятся:
установление и изменение границ городских районов;
выделение сельсоветов в пределах городской черты.
3. Решение Совета и прилагаемые к нему документы по вопросам, установленным частями первой и второй настоящей статьи, в десятидневный срок направляются в Государственное Собрание Республики Башкортостан.
Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления в области административно-территориального устройства
На органы местного самоуправления может быть возложено в установленном порядке выполнение отдельных полномочий по решению вопросов административно-территориального устройства, закрепленных статьей 15 настоящего Закона.
Статья 17. Сохранение существующих границ землепользования при преобразовании административно-территориальных единиц
При преобразовании административно-территориальных единиц должны сохраняться установленные в порядке, предусмотренном законодательством, границы землепользования независимо от форм собственности на землю.
Статья 18. Документы, прилагаемые к представлениям о принятии решений по вопросам образования, упразднения и объединения административно-территориальных единиц и населенных пунктов
1. Представления об образовании, упразднении и объединении административно-территориальных единиц и населенных пунктов, не имеющих статуса самостоятельной административно-территориальной единицы, должны иметь в качестве приложений следующие документы:
а) развернутое обоснование необходимости предлагаемого преобразования, исходя из установленных принципов и критериев изменений административно-территориального устройства, перспектив развития системы расселения, экономического и социального развития территории, улучшения среды обитания населения, рационального использования природных ресурсов, укрепления материально-финансовой базы и совершенствования организации местного самоуправления;
б) схематическую карту предлагаемого преобразования;
в) смету расходов, необходимых для проведения предлагаемого преобразования, с указанием источников их покрытия;
г) справку о результатах выявления мнения населения о предлагаемом преобразовании;
д) заключения местных Советов, территория которых затрагивается предлагаемым преобразованием.
2. Подготовка и представление перечисленных документов, указанных в пунктах "а"-"д", осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Республики Башкортостан.
Глава V
Наименование и переименование
административно-территориальных единиц
и населенных пунктов
Статья 19. Порядок наименования и переименования административно-территориальных единиц и населенных пунктов
1. Наименование и переименование административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Башкортостан осуществляются в порядке, установленном для образования, упразднения и объединения административно-территориальных единиц и населенных пунктов.
2. Наименование и переименование административно-территориальных единиц и населенных пунктов производятся с учетом мнения местного населения, географических, исторических, национальных, бытовых и других местных условий, а также заключений Комиссии по административно-территориальному устройству Республики Башкортостан и Республиканской терминологической комиссии.
3. При наименовании и переименовании административно-территориальных единиц и населенных пунктов не допускается присвоение уже имеющихся в районе наименований.
Статья 20. Порядок наименования и переименования улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов
Наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов (кроме городов) производятся соответствующими Советами, а в городах - по согласованию с Комиссией по административно-территориальному устройству Республики Башкортостан.
Статья 21. Присвоение имен государственных и общественных деятелей, административно-территориальным единицам, населенным пунктам
1. Присвоение имен государственных и общественных деятелей административно-территориальным единицам, населенным пунктам, их улицам, площадям может производиться только посмертно в целях увековечения памяти особо выдающихся государственных и общественно-политических деятелей Республики Башкортостан, защитников Родины, героев труда, деятелей науки и культуры по ходатайствам государственных и общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
2. Присвоение имен государственных, общественных деятелей административно-территориальным единицам и населенным пунктам Республики Башкортостан, равно как и предприятиям, учреждениям, организациям, функционирующим на территории республики, производится в порядке, установленном законом Республики Башкортостан.
Статья 22. Порядок наименования и переименования иных объектов объектов Республики Башкортостан
Порядок наименования и переименования предприятий, учреждений, организаций, функционирующих на территории республики, а также физико-географических объектов Республики Башкортостан устанавливается законом Республики Башкортостан.
Глава VI
Регистрация и учет административно-территориальных
единиц и населенных пунктов
Статья 23. Регистрация и учет административно-территориальных единиц и населенных пунктов
Регистрации и учету подлежат все административно-территориальные единицы и населенные пункты Республики Башкортостан.
Статья 24. Официальное закрепление перечня административно-территориальных единиц и населенных пунктов
Перечень районов и городов республиканского значения Республики Башкортостан закрепляется в настоящем Законе. Перечень всех административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Башкортостан подлежит закреплению в официальном справочнике "Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан", регулярно издаваемом Государственным Собранием Республики Башкортостан.
Статья 25. Органы, осуществляющие регистрацию и учет административно-территориальных единиц и населенных пунктов
1. Регистрация и учет административно-территориальных единиц и населенных пунктов, а также регистрация и учет вновь возникших населенных пунктов; объединенных населенных пунктов, изменение их подчиненности, исключение из учетных данных населенных пунктов производятся в установленном порядке соответствующими районными и городскими (городов республиканского значения) Советами.
2. В масштабе Республики Башкортостан регистрация и учет административно-территориальных единиц и населенных пунктов производятся по представлению районных и городских (городов республиканского значения) Советов Государственным Собранием Республики Башкортостан.
Статья 26. Объединение населенных пунктов
1. В тех случаях, когда населенные пункты фактически слились между собой, они могут быть объединены в один населенный пункт.
2. Присвоение объединенным населенным пунктам нового наименования производится в порядке, предусмотренном настоящим Законом для наименования и переименования населенных пунктов.
Статья 27. Исключение населенных пунктов из учетных данных
Населенные пункты, из которых выехали или переселились жители, подлежат исключению из учетных данных. Из учетных данных также исключаются населенные пункты, которые вошли в состав городов, поселков городского типа (рабочих, курортных, дачных поселков) или объединены с другими населенными пунктами.
Статья 28. Методика учета населенных пунктов
Учет населенных пунктов в республике производится по специальной картотеке и ведется по единой методике в масштабе всей республики.
Статья 29. Картографическое обеспечение административно-территориального устройства
Составной частью организации административно-территориального устройства Республики Башкортостан является его картографическое обеспечение. Оно предназначено для подготовки документов по определению положения и направления границ административно-территориальных единиц и населенных пунктов.
Статья 30. О порядке рассмотрения и решения вопросов административно-территориального устройства
Конкретный порядок рассмотрения вопросов административно-территориального устройства, перечень необходимых документов для их решения в органах законодательной и исполнительной власти республики, а также в органах местной власти определяются Государственным Собранием Республики Башкортостан в утверждаемом им Положении о порядке рассмотрения и решения вопросов административно-территориального устройства Республики Башкортостан.
Глава VII
Заключительные положения
Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 32. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Предложить Президенту Республики Башкортостан и Кабинету Министров Республики Башкортостан привести их правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Республики Башкортостан от 14 марта 1996 г. N 23-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.