Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 10 сентября 1998 г. N 189
"Об утверждении Положения об аттестации педагогических
и руководящих работников системы дошкольного, общего,
начального профессионального и среднего педагогического
образования Республики Башкортостан"
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 января 2002 г. N 19 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об образовании" Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об аттестации педагогических и руководящих работников системы дошкольного, общего, начального профессионального и среднего педагогического образования Республики Башкортостан.
2. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 октября 1996 года N 286 "Об утверждении Положения об аттестации педагогических и руководящих работников системы образования Республики Башкортостан".
Премьер-министр |
Р.С.Бакиев |
Управляющий Делами |
Н.З.Гафаров |
Положение
об аттестации педагогических и руководящих работников
системы дошкольного, общего, начального профессионального
и среднего педагогического образования Республики
Башкортостан
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 10 сентября 1998 г. N 189)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 28 Закона Республики Башкортостан "Об образовании" и регламентирует порядок проведения аттестации педагогических и руководящих работников системы дошкольного, общего, начального профессионального и среднего педагогического образования (далее - образовательные учреждения) Республики Башкортостан.
2. Аттестация - это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического и управленческого профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.
Целью аттестации являются стимулирование роста уровня квалификации и профессионализма работников образовательных учреждений, повышение продуктивности, качества педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защиты работников образовательных учреждений в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.
Задачами аттестации являются: управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности, установление соответствия между качеством и оплатой труда педагогического и руководящего работника образовательных учреждений (далее - педагогические и руководящие работники) на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (далее - Единая тарифная сетка).
3. Основными принципами аттестации являются добровольность, открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное, корректное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.
4. Квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда, позволяющий работнику решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются на срок не более пяти лет.
5. Аттестацию проходят педагогические работники, имеющие стаж работы в данном образовательном учреждении не менее одного года, изъявившие желание получить квалификационную категорию, подтвердить или повысить имеющуюся квалификационную категорию.
Аттестация руководителей образовательных учреждений является обязательной (пункт 3 статьи 37 Закона Республики Башкортостан и пункт 3 статьи 35 Закона Российской Федерации "Об образовании").
6. Руководители, заместители руководителей образовательных учреждений аттестуются соответствующими комиссиями как руководители и как педагогические работники согласно Требованиям квалификационных характеристик.
7. Педагогическим работникам образовательных учреждений, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории, разряды оплаты труда устанавливаются на основе Единой тарифной сетки в зависимости от образования и стажа педагогической работы.
8. Нормативной основой для проведения аттестации являются:
- данное Положение;
- Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы;
- действующее законодательство;
- квалификационные характеристики, содержащие критерии соответствующих квалификационных категорий, и другие нормативные акты, регламентирующие уровень оплаты труда педагогических работников.
9. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации, правовой и социальной защиты педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Республики Башкортостан осуществляют Министерство народного образования Республики Башкортостан, органы управления образованием района (города) и профсоюзы.
II. Аттестационная комиссия, ее состав
10. Задачей аттестационных комиссий всех уровней является проведение аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.
Аттестационные комиссии, руководствуясь настоящим Положением, определяют формы и процедуры проведения аттестации, выносят решения по итогам аттестации.
11. Для проведения аттестации создаются:
- Главная аттестационная комиссия;
- районные (городские) аттестационные комиссии;
- аттестационные комиссии образовательных учреждений.
12. Главная аттестационная комиссия создается Министерством народного образования Республики Башкортостан. Персональный состав и сроки ее полномочий определяются коллегией Министерства народного образования и утверждаются приказом министра.
13. Районная (городская) аттестационная комиссия создается при соответствующем органе управления образованием района (города). Персональный состав и сроки полномочий районной (городской) аттестационной комиссии определяются советом районного (городского) органа управления образованием и утверждаются приказом руководителя.
14. Аттестационная комиссия образовательного учреждения создается его советом (педагогическим советом) и утверждается приказом руководителя.
15. Аттестационные комиссии создаются во всех образовательных учреждениях. Исключение составляют малокомплектные школы, для которых аттестационные комиссии создаются при органе управления образованием по подчиненности образовательного учреждения или на базе одного из образовательных учреждений.
16. В состав аттестационной комиссии входят:
- председатель аттестационной комиссии - руководитель или заместитель руководителя органа управления образованием, образовательного учреждения;
- заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.
В состав комиссии могут включаться работники научных учреждений, представители профсоюзов.
Все изменения в состав аттестационной комиссии вносятся соответствующим коллегиальным органом управления образованием и образовательного учреждения и утверждаются руководителем соответствующего учреждения.
17. За работниками образовательных учреждений, включенными в состав аттестационных комиссий и экспертных групп, на период их непосредственной деятельности в составе комиссий сохраняется заработная плата, установленная при тарификации.
Финансирование затрат, связанных с проведением аттестации работников образовательных учреждений, производится соответствующими органами управления образованием и образовательными учреждениями.
18. Аттестационные комиссии всех уровней при установлении квалификационной категории аттестуемых учитывают рекомендации педагогического совета, методических объединений, результаты курсовой подготовки и переподготовки по линии Министерства народного образования Республики Башкортостан, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
III. Порядок проведения аттестации
19. Заявление подается на имя председателя аттестационной комиссии с указанием квалификационной категории, на которую работник претендует. Срок подачи заявлений и период прохождения аттестации определяются соответствующей аттестационной комиссией.
20. Аттестация проводится в два этапа.
Первый этап - обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников.
Обобщение итогов деятельности педагогических работников осуществляется в форме собеседования, творческого отчета, защиты научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и других формах. При этом учитываются знание преподаваемых предметов, методик преподавания и воспитательной работы, теории педагогики и психологии, уровень практических навыков и умений, а также оценивается творческая деятельность педагогического работника.
При аттестации руководящих работников учитываются знание основ теории управленческой деятельности, тенденций развития содержания образования, новых педагогических технологий, уровень управленческих навыков и умений, знание нормативных правовых актов, регулирующих работу образовательных учреждений.
Второй этап - оценка результативности (эффективности) профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников.
Оценка результативности деятельности педагогических и руководящих работников осуществляется путем использования различных форм психолого-педагогической диагностики с учетом экспертных оценок.
21. Для проведения экспертной оценки уровня квалификации педагогических и руководящих работников и продуктивности их труда приказом руководителей органов управления образованием и образовательного учреждения создаются экспертные группы.
22. Аттестация работников образовательных учреждений на вторую квалификационную категорию проводится по месту их основной работы аттестационной комиссией образовательного учреждения, на первую и высшую категории - аттестационной комиссией органа управления образованием района, города и(или) Главной аттестационной комиссией Министерства народного образования Республики Башкортостан (далее - Главная аттестационная комиссия).
Преподаватели педагогических училищ (колледжей) аттестуются на первую и высшую категории аттестационной комиссией педагогического училища (колледжа) с участием представителей Главной аттестационной комиссии.
23. В районной и городской аттестационных комиссиях аттестацию проходят:
- руководители, заместители руководителей образовательных учреждений, подведомственных органам управления образованием;
- педагогические работники образовательных учреждений, изъявившие желание пройти аттестацию на присвоение высшей категории;
- социальные педагоги, музыкальные работники, другие специалисты в случае, если в аттестационной комиссии образовательного учреждения нет работников данной специальности.
24. В Главной аттестационной комиссии на высшую категорию проходят аттестацию заведующие районными, городскими методическими, научно-методическими, информационно-методическими центрами, кабинетами, а также на первую, вторую и высшую категории - педагогические работники образовательных учреждений в случае, если в районных аттестационных комиссиях невозможно организовать экспертную группу из-за отсутствия соответствующих специалистов.
25. Тренеры - преподаватели детских и юношеских спортивных школ проходят аттестацию в порядке, установленном для педагогических работников.
26. Специалисты высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений, иных образовательных учреждений и организаций, а также учреждений культуры, здравоохранения и т.д., выполняющие педагогическую работу на условиях совместительства в различных образовательных учреждениях, проходят аттестацию в соответствии с настоящим Положением.
27. По результатам обсуждения аттестационная комиссия открытым голосованием выносит в отношении каждого аттестуемого педагогического и руководящего работника одно из решений:
а) соответствует требованиям заявленной квалификационной категории;
б) не соответствует требованиям заявленной квалификационной категории.
28. Решение считается действительным, если в голосовании участвовали не менее 2/3 членов утвержденного состава комиссии и оно было принято большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим заявленной им квалификационной категории.
Аттестационная комиссия вправе ставить вопрос перед вышестоящей аттестационной комиссией о присвоении аттестуемому более высокой квалификационной категории.
В случае признания педагогического работника не соответствующим заявленной квалификационной категории повторная аттестация по заявлению педагогического работника может проводиться не ранее чем через год.
29. Решение о соответствии педагогических и руководящих работников заявленной квалификационной категории выносят:
высшей категории - Главная аттестационная комиссия;
первой категории - районная (городская) аттестационная комиссия;
второй категории - аттестационная комиссия образовательного учреждения.
Главная аттестационная комиссия:
- рассматривает аттестационные материалы на педагогических и руководящих работников, представленные районной (городской) комиссией и аттестационными комиссиями педучилищ (педколледжей), и выносит решение о соответствии педагогических работников высшей квалификационной категории, выдает удостоверение о присвоении им высшей квалификационной категории;
- выносит решение о соответствии высшей и первой квалификационной категориям педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в непосредственном ведении Министерства народного образования, а также педагогических работников, прошедших аттестацию в Главной аттестационной комиссии на основании пункта 24 данного Положения.
30. Результаты аттестации оформляются протоколом и вносятся в аттестационный лист. Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации хранится в личном деле педагогического работника.
Протокол и аттестационный лист подписываются председателем, ответственным секретарем и тремя членами аттестационной комиссии.
31. Допускается проведение досрочной аттестации, но не ранее чем через три года после предыдущей.
32. За педагогическими и руководящими работниками, пожелавшими проходить аттестацию досрочно на более высокую квалификационную категорию и не получившими положительного решения аттестационной комиссии, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.
33. Работнику, не подтвердившему в ходе аттестации имеющейся у него квалификационной категории, решением соответствующей аттестационной комиссии квалификационная категория понижается или снимается.
34. Образовательные учреждения других министерств, госкомитетов и ведомств, имеющих в своем ведении образовательные учреждения и организации, расположенные на территории Республики Башкортостан, проводят аттестацию педагогических и руководящих работников согласно Башкортостан, проводят аттестацию педагогических и руководящих работников согласно настоящему Положению.
В случае отсутствия местных отраслевых органов управления, соответствующих специалистов аттестация педагогических и руководящих работников ведомственных образовательных учреждений проводится в районных (городских) аттестационных комиссиях по заявкам органа управления данным образовательным учреждением.
35. У педагогических и руководящих работников, которым до пенсии по старости (по возрасту) осталось менее трех лет, присвоенная им квалификационная категория или имеющийся разряд сохраняется до наступления пенсионного возраста, что не исключает возможности прохождения по их желанию аттестации.
Педагогические работники, продолжающие работать по достижении пенсионного возраста, по истечении срока действия квалификационной категории аттестуются на общих основаниях.
36. Высшая квалификационная категория следующим педагогическим и руководящим работникам может присваиваться решением аттестационных комиссий района (города) без прохождения аттестации:
а) награжденным орденами СССР, РСФСР, Российской Федерации, Республики Башкортостан, Почетной грамотой Верховного Совета БАССР, БССР, Республики Башкортостан за достижения в педагогической деятельности;
б) имеющим почетные звания СССР, РСФСР, Российской Федерации, БАССР, БССР, Республики Башкортостан: "Народный учитель", "Заслуженный учитель", "Заслуженный преподаватель", "Заслуженный работник народного образования", "Заслуженный работник профтехобразования", "Заслуженный тренер-преподаватель" и другие почетные звания СССР, РСФСР, Российской Федерации, БАССР, БССР, Республики Башкортостан, соответствующие профилю выполняемой работы, ученую степень доктора наук, кандидата наук (также по профилю выполняемой работы);
в) имеющим звания "Мастер спорта международного класса", "Мастер спорта" СССР, Российской Федерации, "Гроссмейстер по шахматам (шашкам)", при условии работы по профилю.
37. Первая квалификационная категория присваивается педагогическим и руководящим работникам, награжденным значками "Отличник просвещения СССР", "Отличник просвещения РСФСР", "Отличник народного просвещения Российской Федерации", "Отличник народного образования Республики Башкортостан", "Отличник профтехобразования", имеющим звание "Кандидат в мастера спорта" СССР, Российской Федерации, Почетными знаками "Лучший тренер Республики Башкортостан", "Лучший работник физической культуры Республики Башкортостан".
38. При переходе на новое место работы, в том числе в связи с переездом из другого региона в пределах Российской Федерации, за педагогическими и руководящими работниками сохраняется присвоенная по прежнему месту работы квалификационная категория до истечения срока ее действия и устанавливается соответствующий ей уровень оплаты труда, применяемый в Республике Башкортостан, на срок, определенный данным Положением.
39. У педагогических и руководящих работников, прекративших педагогическую деятельность в связи с ликвидацией образовательного учреждения независимо от типа образовательного учреждения, сокращением численности или штата или уходом на пенсию работника, в случае возобновления ими педагогической деятельности имеющаяся квалификационная категория сохраняется до окончания срока ее действия или (в случае истечения срока действия) продлевается не более чем на один год.
40. В случае истечения срока действия квалификационной категории педагогических и руководящих работников в период длительной нетрудоспособности, отпуска по уходу за ребенком, длительной командировки на работу по специальности за пределы Республики Башкортостан, работы в образовательных учреждениях другого ведомства не более одного года, отпуска до одного года в соответствии с пунктом 5 статьи 56 Закона Республики Башкортостан "Об образовании" при выходе на работу срок действия имеющейся квалификационной категории продлевается в индивидуальном порядке не более чем на один год.
IV. Выполнение решения аттестационной комиссии
41. Решения аттестационных комиссий должны быть своевременно доведены до сведения аттестуемых:
- решение аттестационной комиссии образовательного учреждения - в течение недели со дня его принятия;
- решение районной (городской) аттестационной комиссии - в течение пятнадцати дней со дня его принятия;
- решение Главной аттестационной комиссии - в течение одного месяца со дня его принятия.
42. Руководитель органа управления образованием, образовательного учреждения на основании решения соответствующей аттестационной комиссии в течение месяца издает приказ о присвоении работникам квалификационных категорий и установлении уровней оплаты труда по соответствующим им разрядам.
Оплата труда работника в соответствии с присвоенной квалификационной категорией осуществляется с момента вынесения аттестационной комиссией соответствующего решения.
43. Педагогическим работникам, которым по результатам аттестации присвоены квалификационные категории, выдаются удостоверения.
44. Педагогическим и руководящим работникам, которым по результатам аттестации присвоены квалификационные категории, делается соответствующая запись в трудовой книжке.
45. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.
V. Аттестационная документация
46. Председатель аттестационной комиссии образовательного учреждения представляет в установленный районной (городской) аттестационной комиссией срок следующие документы:
- оперативные материалы по подготовке и проведению аттестации (приказы, состав аттестационной комиссии образовательного учреждения, сроки (график) проведения аттестации и т.д.);
- список аттестуемых с обязательным указанием сведений о прохождении курсов повышения квалификации;
- аттестационные листы (в двух экземплярах) работников, представляемых к присвоению первой категории;
- протоколы заседаний аттестационной комиссии образовательного учреждения (копии).
47. Председатель районной (городской) аттестационной комиссии представляет в Главную аттестационную комиссию следующие документы:
- личное заявление аттестуемого;
- выписку из протокола заседания районной (городской) аттестационной комиссии;
- аттестационные листы (в двух экземплярах) работников, представляемых к присвоению высшей категории;
- заключение экспертной группы по оценке продуктивности профессиональной деятельности аттестуемых на высшую категорию;
- краткую деловую характеристику аттестуемого на высшую категорию с места работы;
- письмо-ходатайство (рекомендация) в Главную аттестационную комиссию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 сентября 1998 г. N 189 "Об утверждении Положения об аттестации педагогических и руководящих работников системы дошкольного, общего, начального профессионального и среднего педагогического образования Республики Башкортостан"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 1 (85), январь 1999 г., ст. 88
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 января 2002 г. N 19 настоящее постановление признано утратившим силу