Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 6 августа 1998 г. N 164
"Об утверждении Временного положения о порядке строительства новых,
использования, реконструкции существующих зданий, сооружений и коммуникаций
на подтопляемых и временно затопляемых территориях, в зонах возможного
катастрофического затопления, в водоохранных зонах и прибрежных защитных
полосах водоемов и водотоков в населенных пунктах Республики Башкортостан"
5 августа 2002 г.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 сентября 2007 г. N 268 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях защиты населения, обеспечения надежности эксплуатации зданий, сооружений и коммуникаций на подтопляемых и временно затопляемых территориях, в зонах возможного катастрофического затопления, в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водоемов и водотоков Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Временное положение о порядке строительства новых, использования, реконструкции существующих зданий, сооружений и коммуникаций на подтопляемых и временно затопляемых территориях, в зонах возможного катастрофического затопления, в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водоемов и водотоков в населенных пунктах Республики Башкортостан.
2. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам, администрациям городов и районов Республики Башкортостан обеспечить выполнение требований Временного положения.
Премьер-министр |
Р.С.Бакиев |
Управляющий Делами |
Н.З.Гафаров |
Временное положение
о порядке строительства новых, использования, реконструкции
существующих зданий, сооружений и коммуникаций на подтопляемых
и временно затопляемых территориях, в зонах возможного
катастрофического затопления, в водоохранных зонах и прибрежных
защитных полосах водоемов и водотоков в населенных пунктах
Республики Башкортостан
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 6 августа 1998 г. N 164)
5 августа 2002 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Градостроительными кодексами Республики Башкортостан и Российской Федерации, Водными кодексами Республики Башкортостан и Российской Федерации, действующими нормами и правилами:
СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений";
СНиП 2.06.15-85 "Инженерная защита территорий от затопления и подтопления";
СНиП II-89-80 "Генеральные планы промышленных предприятий";
СНиП II-97-76 "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий";
СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны";
СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, образования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений";
ТСН 301-50-95 (РБ) "Строительное освоение намывных территорий Республики Башкортостан. Нормы проектирования и производства работ. Основные положения";
Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1404);
Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации (Госстрой Российской Федерации, 1994 г.).
1.2. Соблюдение специального режима хозяйственной деятельности на подтопляемых, временно затопляемых территориях, в зонах возможного катастрофического затопления, в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водоемов и водотоков в населенных пунктах Республики Башкортостан является составной частью комплекса мероприятий:
- по защите населения, обеспечению сохранности предприятий, зданий, сооружений и коммуникаций;
- по улучшению экологического состояния водоемов и водотоков и благоустройству их прибрежных территорий.
1.3. Установление границ подтопляемых, временно затопляемых территорий, зон возможного катастрофического затопления, водоохранных зон, прибрежных защитных полос не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
1.4. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, водопользователи, земли которых находятся на подтопляемых, временно затопляемых территориях, в зонах возможного катастрофического затопления, в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, обязаны соблюдать установленный режим использования этих территорий, зон и полос, поддерживать сооружения инженерной защиты, водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, водоохранные знаки в надлежащем состоянии и предусматривать сбор и очистку ливневых сточных вод.
2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении
2.1. Подтопляемая территория - территория, подвергающаяся подтоплению (постоянному, сезонному, эпизодическому) - повышению уровня подземных вод - в результате строительства водохранилищ, других водных объектов, воздействия иной хозяйственной деятельности или естественных природных причин.
Подтопление территорий отрицательно влияет на надежность конструкций зданий и сооружений, функционирования инженерных коммуникаций, сооружений и оборудования, увеличивает коррозию подземных частей металлических конструкций, трубопроводных систем, ухудшает санитарно-гигиеническое состояние территории, условия хранения продовольственных и непродовольственных товаров в подвальных и подземных складах.
2.2. Временно затопляемая территория - территория, подвергающаяся временному затоплению - образованию свободной поверхности воды в результате повышения уровня водотока, водоема или подземных вод.
2.3. Зона возможного катастрофического затопления - часть территории зоны возможного затопления, образовавшаяся в результате разрушений плотин или дамб водохранилищ и характеризующаяся следующими критическими параметрами: четырехчасовым добеганием прорывной волны высотой на гребне 1,5 метра и более и скоростью движения 2,5 метра в секунду и более. Затопление в пределах зоны возможного катастрофического затопления может повлечь за собой гибель людей, разрушение зданий, сооружений и коммуникаций.
2.4. Водоохранная зона - территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
2.5. Прибрежная защитная полоса - территория, устанавливаемая в пределах водоохранных зон, на которой вводятся дополнительные ограничения природопользования.
3. Порядок установления и утверждения границ и режима
использования подтопляемых, временно затопляемых
территорий, зон возможного катастрофического затопления,
водоохранных зон и прибрежных защитных полос водоемов
и водотоков, мероприятий по инженерной защите территорий
от подтопления и затопления
3.1. Размеры и границы подтопляемых, временно затопляемых территорий, водоохранных зон и прибрежных защитных полос в конкретных городах и других поселениях, а также режим их использования устанавливаются градостроительной документацией, разрабатываемой специализированными проектными организациями, - генеральным планом города, другого поселения, территории сельского совета, функциональной территории поселения, проектом детальной планировки.
Мероприятия по инженерной защите территорий от подтопления и затопления устанавливаются соответствующими разделами градостроительной документации согласно действующим строительным нормам и правилам.
Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.
Границы подтопляемых и затопляемых территорий могут уточняться проектами инженерной защиты территорий, границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос - проектами водоохранных зон.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 5 августа 2002 г. N 231 в пункт 3.2 настоящего Положения внесены изменения
3.2. Градостроительная документация республиканского уровня с установленными размерами подтопляемых, границами затопляемых территорий, водоохранных зон и прибрежных защитных полос, генеральные планы городов, других поселений утверждаются Кабинетом Министров Республики Башкортостан по представлению Министерства строительства, архитектуры и дорожного комплекса Республики Башкортостан, согласованному с Министерством по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан, Государственным комитетом Республики Башкортостан по геологии и использованию недр, органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными организациями.
Генеральные планы функциональной территории поселения, проекты детальной планировки, проекты инженерной защиты отдельных территорий утверждаются администрациями городов и районов Республики Башкортостан после согласования с Министерством строительства, архитектуры и дорожного комплекса Республики Башкортостан, органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными организациями.
3.3. Размеры и границы зон возможного катастрофического затопления, режим хозяйственной деятельности в границах территорий устанавливаются расчетами волны прорыва, разрабатываются в составе проектов водохранилищ, утверждаются в порядке, установленном СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений", и представляются в администрации городов и районов Республики Башкортостан, Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан, Башкирский республиканский центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
4. Мероприятия по инженерной защите территорий от подтопления,
временного затопления, возможного катастрофического затопления
4.1. Инженерная защита территорий от подтопления, временного затопления, возможного катастрофического затопления - комплекс инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение гибели населения, разрушений объектов экономики в результате подтопления и затопления.
Защита территорий населенных пунктов, промышленных, транспортных, энергетических и коммунально-бытовых объектов и сооружений должна обеспечивать:
- выполнение комплекса мероприятий, направленных на предотвращение подтопления и затопления территорий в зависимости от требований их функционального использования;
- надежное функционирование и развитие жилых, общественных, промышленных, коммуникационных, транспортных объектов, зон отдыха и других территориальных систем и отдельных сооружений народного хозяйства.
4.2. Инженерная защита предусматривается в виде обвалования, искусственного повышения уровня поверхности территорий, руслорегулирующих сооружений и сооружений по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажных систем и отдельных дренажей и других защитных сооружений.
В состав проекта инженерной защиты включается перечень организационных и инженерно-технических мероприятий, предусматривающих обеспечение пропуска весенних половодий и местных паводков.
4.3. Инженерная защита на застраиваемых территориях должна предусматривать образование единой комплексной территориальной системы или локальных объектных защитных сооружений, обеспечивающих защиту территорий от наводнений на реках, затопления и подтопления при создании водохранилищ, от повышения уровня грунтовых вод, вызываемого строительством и эксплуатацией зданий, сооружений и внешних сетей.
4.4. Финансирование природоохранных мероприятий и мероприятий по инженерной защите территорий, ликвидации вредного влияния подтоплений, последствий временных затоплений, возможных катастрофических затоплений производится за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов, средств физических и юридических лиц и иных источников в соответствии с действующим порядком.
5. Размещение новых предприятий, зданий и сооружений
5.1. Градостроительное освоение территорий городов и других поселений Республики Башкортостан, подверженных подтоплению и временному затоплению, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления, в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах должно проводиться в соответствии с положениями утвержденной градостроительной документации после проведения инженерной защиты территорий, с учетом гидрологических характеристик рек, инженерно-геологических условий, особенностей использования предприятий, зданий и сооружений, характера застройки.
5.2. В зонах возможного катастрофического затопления существующих, строящихся и намечаемых к строительству крупных водохранилищ, как правило, не допускается размещение новых городских и сельских поселений, а также промышленных предприятий, имеющих важное хозяйственное значение, складов республиканского значения, базисных складов и зональных баз материально-технического снабжения министерств и ведомств, складов материалов и оборудования для проведения восстановительных работ. Такое размещение и строительство допускается лишь при технико-экономическом обосновании и проведении мероприятий инженерной защиты.
В существующих городах и других поселениях запрещается размещение новых жилых районов в зонах возможного катастрофического затопления.
5.3. В пределах водоохранных зон запрещается размещение:
- складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;
- автомобильных заправочных станций, автомоек, мастерских по ремонту автомобилей и других машин и механизмов;
- зданий и сооружений дачных поселений и коллективных садов при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;
- стоянок транспортных средств.
Размещение в водоохранных зонах других предприятий, зданий и сооружений допускается только при необходимости примыкания площадки предприятия к водоемам и водотокам.
В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным ограничениям запрещаются:
- складирование отвалов размываемых грунтов;
- устройство купочных ванн скота;
- установка сезонных стационарных палаточных городков;
- размещение зданий и сооружений дачных поселений и коллективных садов, районов индивидуальной застройки;
- движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей, специального назначения.
5.4. При размещении предприятий, зданий и сооружений на прибрежных участках водоемов и водотоков планировочные отметки площадок предприятий, зданий и сооружений должны приниматься не менее чем на 0,5 метра выше расчетного наивысшего уровня вод с учетом подпора и уклона водотока, а также нагона от расчетной высоты волны.
За расчетный горизонт принимается наивысший уровень воды с вероятностью его превышения для предприятий, имеющих народнохозяйственное# и оборонное значение, один раз в 100 лет (обеспеченностью 1%), для остальных предприятий - один раз в 50 лет (обеспеченностью 2%), а для предприятий со сроком эксплуатации до 10 лет - один раз в 10 лет (обеспеченностью 10%).
Размещение предприятий, зданий и сооружений с более частым превышением уровня воды допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании и при условии возведения необходимых сооружений по их защите от затопления.
Требования настоящего пункта не распространяются на предприятия, их отдельные здания и сооружения, а также на объекты, для которых по условиям эксплуатации допускается кратковременное их затопление.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 5 августа 2002 г. N 231 в пункт 5.5 настоящего Положения внесены изменения
Указом Президента Республики Башкортостан от 7 мая 2003 г. N УП-236 Министерство строительства, архитектуры и дорожного комплекса Республики Башкортостан переименовано
5.5. Контроль за размещением предприятий, зданий, сооружений и коммуникаций на подтопляемых, временно затопляемых территориях, в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляют администрации городов и районов Республики Башкортостан, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Министерство строительства, архитектуры и дорожного комплекса Республики Башкортостан.
Контроль за размещением предприятий, зданий, сооружений и коммуникаций в зонах возможного катастрофического затопления осуществляют администрации городов и районов Республики Башкортостан, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан.
6. Разрешительная документация на проектирование, строительство
новых, реконструкцию существующих предприятий, зданий,
сооружений и коммуникаций и на водопользование
6.1. Проектирование, строительство, реконструкция предприятий, зданий, сооружений и коммуникаций в пределах подтопляемых, временно затопляемых территорий, в зонах возможного катастрофического затопления, в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах на территории городов и других поселений осуществляется заказчиком (застройщиком) на основании архитектурно-планировочного паспорта и разрешения на строительство, выдаваемых органами государственной и местной власти.
Архитектурно-планировочный паспорт и разрешение на строительство выдаются после согласования размещения или реконструкции объектов с Бельским бассейновым водохозяйственным управлением, Государственным комитетом Республики Башкортостан по геологии и использованию недр, территориальными органами Министерства по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан и Башкирского республиканского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
6.2. Выдача архитектурно-планировочного паспорта и разрешения на строительство не требуется в случае проведения ремонтных и строительных работ, если они не влекут за собой изменений целевого назначения, архитектурного облика сложившейся застройки и отдельных сооружений, их высоты и размера, плотности застройки, не затрагивают конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, а также в случае возведения временных зданий и сооружений на строительных площадках, необходимых для организации строительных работ.
6.3. Архитектурно-планировочный паспорт - документ, подтверждающий право производить проектирование объектов.
В состав архитектурно-планировочного паспорта входят следующие документы:
- акт выбора и обследования земельного участка;
- постановление органа местного государственного управления об утверждении акта выбора и обследования земельного участка;
- постановление органа местного государственного управления о разрешении на проектирование;
- технические условия на подключение объекта к инженерным коммуникациям;
- архитектурно-планировочное задание на проектирование;
- ситуационный план участка с размещением проектируемого объекта.
Архитектурно-планировочное задание - документ, выдаваемый республиканским или местным органом архитектуры и градостроительства, содержащий комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования, строительства, реконструкции, предусмотренные законодательством Республики Башкортостан.
6.4. Разрешение на строительство (реконструкцию) - документ, подтверждающий право производить строительство или реконструкцию объектов.
Обязательным условием выдачи разрешения на строительство или реконструкцию является наличие проектной документации, в том числе индивидуального проекта привязки - расчета оснований (фундаментов) зданий и сооружений, выполненного специализированной проектной организацией.
6.5. Республиканские органы исполнительной власти и органы местного государственного управления в архитектурно-планировочном паспорте и разрешении на строительство оговаривают особые условия и требования, предъявляемые при проектировании, строительстве и реконструкции объектов на подтопляемых, временно затопляемых территориях, в зонах возможного катастрофического затопления, в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водоемов.
6.6. В выдаче архитектурно-планировочного паспорта может быть отказано:
- если намерения заказчика (застройщика) противоречат действующим нормативным правовым актам, положениям утвержденной градостроительной документации о режиме хозяйственной деятельности в границах временно затопляемых территорий, водоохранных зон и прибрежных защитных полос водоемов и водотоков;
- в случае отсутствия инженерной защиты подтопляемых и затопляемых территорий, если участок застройки расположен вне границ существующих районов индивидуальной жилой застройки;
- если физический износ существующих объектов составляет более 70% и их расположение в зонах подтопления, временного затопления, возможного катастрофического затопления, водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах не обосновано условиями эксплуатации и противоречит требованиям раздела 5 настоящего Положения.
7. Использование существующих предприятий, зданий, сооружений
и коммуникаций
7.1. Существующие предприятия, здания, сооружения и коммуникации на подтопляемых, временно затопляемых территориях, в зонах возможного катастрофического затопления, в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах используются по назначению (с проведением мероприятий по инженерной защите территорий и водоохранных мероприятий) или подлежат сносу, если не удовлетворяют требованиям, перечисленным в пункте 5.3 настоящего Положения.
7.2. Собственники земель и землепользователи, водопользователи, имеющие в пределах прибрежных защитных полос объекты и сооружения водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборные, портовые, гидротехнические, иные объекты и сооружения обязаны иметь лицензии на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.
7.3. Органы местного государственного управления составляют реестры зданий, сооружений и коммуникаций, расположенных в зонах временного затопления, возможного катастрофического затопления, водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, организуют разработку и реализацию проектов инженерной защиты территорий, программ по выносу объектов, проведению мероприятий инженерной защиты, водоохранных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 августа 1998 г. N 164 "Об утверждении Временного положения о порядке строительства новых, использования, реконструкции существующих зданий, сооружений и коммуникаций на подтопляемых и временно затопляемых территориях, в зонах возможного катастрофического затопления, в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водоемов и водотоков в населенных пунктах Республики Башкортостан"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 сентября 2007 г. N 268 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 5 августа 2002 г. N 231