город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего И.Ш.Муксинова, судей Л.Ш.Гумеровой, В.Е.Сафонова, А.Г.Хабибулина,
с участием представителей Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан, направившей запрос в Конституционный Суд Республики Башкортостан, депутатов В.И.Лопухова, А.Л.Петрова, Э.Р.Хоревой, представителя Государственном Собрания Республики Башкортостан, как стороны, издавшей оспариваемый акт, А.В.Васенина, эксперта, кандидата юридических наук, доцента Т.С.Шакирова, а также приглашенных на заседание Прокурора Республики Башкортостан Ю.Н.Титова, Председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан В.Х.Шайхутдинова, заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан В.М.Давыдова, Министра юстиции Республики Башкортостан Ф.М.Сафина, заместителя заведующего отделом правовой работы и административных органов Кабинета Министров Республики Башкортостан Л.И.Рахматуллиной, представителя Президента Республики Башкортостан А.Х.Юламанова,
руководствуясь частью 1 статьи 134 Конституции Республики Башкортостан, пунктом вторым статьи 3, статьями 87, 88, 89 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
рассмотрел в открытом заседании запрос Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан о проверке конституционности статей 1 и 6 Закона Республики Башкортостан "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан" и статьи 11 Закона Республики Башкортостан "О Кабинете Министров Республики Башкортостан - Правительстве Республики Башкортостан".
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Е.Сафонова, объяснения представителей сторон, заключение эксперта, а также выступление приглашенных в заседание, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. В запросе Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан оспариваются статьи 1 и 6 Закона Республики Башкортостан "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан" и статья 11 Закона Республики Башкортостан "О Кабинете Министров Республики Башкортостан - Правительстве Республики Башкортостан", в которых закреплен ряд элементов статуса депутата Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан и депутата Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан (далее - Законодательная Палата и Палата Представителей).
Законодательная Палата, исходя из единого конституционного статуса депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан, не противопоставляет статус депутата Законодательной Палаты и депутата Палаты Представителей. Заявитель полагает, что статья 1 и 6 Закона Республики Башкортостан "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан" и статья 11 Закона Республики Башкортостан "О Кабинете Министров Республики Башкортостан - Правительстве Республики Башкортостан" не соответствуют Конституции Республики Башкортостан, так как противоречат принципу разделения властей, закрепленному в статье 6 Конституции Республики Башкортостан. Законодательная Палата просит Конституционный Суд Республики Башкортостан определить конституционность положений, которые допускают возможность лицам, занимающим должность Министра (Председателя Государственного Комитета) Республики Башкортостан - члена Кабинета Министров Республики Башкортостан, одновременно совмещать полномочия депутата Палаты Представителей.
2. Согласно статье 6 Конституции Республики Башкортостан государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения властей предполагает распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, самостоятельное выполнение ими установленных Конституцией Республики Башкортостан функций и не допускает сосредоточения полномочий разных ветвей власти в одном государственном органе. С учетом разделения властей построены высшие органы государственной власти Республики Башкортостан. Законодательную власть осуществляет Государственное Собрание Республики Башкортостан, исполнительную - Кабинет Министров Республики Башкортостан, судебную - Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды и иные суды Республики Башкортостан. В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из двух Палат - Палаты Представителей и Законодательной Палаты. Никто, кроме Государственного Собрания Республики Башкортостан не имеет права принимать кодексы и законы республики.
3. В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан законодательную власть осуществляют Законодательная Палата и Палата Представителей. Причем депутат Палаты Представителей, так же как и депутат Законодательной Палаты, имеет право внесения законопроектов и предложений об их разработке; запроса к любому органу или должностному лицу Республики Башкортостан; выступления на заседаниях Палат, комитетов, комиссий; выдвижения кандидатур на выборные должности в Палатах, комитетах, комиссиях; постановки вопросов о вызове любого должностного лица, гражданина в Палаты, комитеты, комиссии; участия в образовании и деятельности депутатских фракций и групп; на иные действия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Башкортостан.
Анализ содержания статей 83, 84, 85, 88 Конституции Республики Башкортостан позволяет сделать вывод, что депутат Палаты Представителей в полном объеме выполняет функции депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан, является носителем законодательной власти, закрепленной в статье 6 Конституции Республики Башкортостан.
Конституционные положения о статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан нашли свое закрепление в Законе Республики Башкортостан "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан", определяющем, что депутатом Палаты Представителей является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате Представителей.
Конституция Республики Башкортостан не содержит нормы, запрещающей члену Кабинета Министров Республики Башкортостан быть депутатом Палаты Представителей. Часть 3 статьи 101 Конституции Республики Башкортостан устанавливает, что члены Кабинета Министров Республики Башкортостан не могут быть депутатами Законодательной Палаты и представительных органов местной власти Республики Башкортостан, занимать какую-либо иную государственную должность, входить в состав руководящих органов коммерческих предприятий, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. В статье 11 Закона Республики Башкортостан "О Кабинете Министров Республики Башкортостан - Правительстве Республики Башкортостан" эта конституционная норма нашла свое закрепление.
Следовательно, оспариваемые Законодательной Палатой статьи указанных выше законов не противоречат Конституции Республики Башкортостан.
4. Конституционный Суд Республики Башкортостан в соответствии с частью второй статьи 74 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", давая оценку оспариваемым актам, обязан исходить не только из его буквального смысла, но и сложившейся правоприменительной практики.
Как показывает рассматриваемое дело, правоприменители дали расширительное толкование конституционных норм о статусе депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, а также указанных выше статей Закона Республики Башкортостан "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан" и Закона Республики Башкортостан "О Кабинете Министров Республики Башкортостан - Правительстве Республики Башкортостан". На практике это привело к тому, что отдельные Министры Республики Башкортостан были избраны депутатами Палаты Представителей. Между тем законодатель и правоприменительные органы должны исходить из того, что статья 6 Конституции Республики Башкортостан закрепляет один из принципов конституционного строя республики, которому должны соответствовать все другие положения Конституции Республики Башкортостан. Следовательно, сложившаяся при выборах Государственного Собрания республики в 1995 году практика совмещения должности Министра Республики Башкортостан - члена Кабинета Министров Республики Башкортостан с полномочиями депутата Палаты Представителей нарушает статью 6 Конституции Республики Башкортостан.
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 72, статьями 73, 74, 75 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Признать статьи 1 и 6 Закона Республики Башкортостан "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан" и статью 11 Закона Республики Башкортостан "О Кабинете Министров Республики Башкортостан - Правительстве Республики Башкортостан" соответствующими Конституции Республики Башкортостан.
2. Признать, что сложившаяся правоприменительная практика, позволяющая Министру (Председателю Государственного Комитета) Республики Башкортостан, входящим по должности в состав Кабинета Министров в соответствии с частью первой статьи 101 Конституции Республики Башкортостан, совмещать одновременно полномочия депутата Палаты Представителей, не соответствует принципу разделения властей, закрепленному в статье 6 Конституции Республики Башкортостан. Органам законодательной и исполнительной власти Республики Башкортостан следует при очередных выборах Государственного Собрания Республики Башкортостан принять меры к устранению установленного нарушения конституционного принципа разделения властей.
3. Согласно частям 1 и 2 статьи 79 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. На основании статьи 78 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Известия Башкортостана", "Башкортостан", "Кызыл Тан", "Советская Башкирия" и в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан".
Конституционный Суд Республики Башкортостан
N 7-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 5 октября 1998 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности статей 1 и 6 Закона Республики Башкортостан "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан" и статьи 11 Закона Республики Башкортостан "О Кабинете Министров Республики Башкортостан - Правительстве Республики Башкортостан"
Текст постановления опубликован в газетах "Известия Башкортостана", NN 198-199 (1822-1823) от 14 октября 1998 г. и "Советская Башкирия", N 192 (24170) от 15 октября 1998 г.