Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 27 октября 1998 г. N 237
"О сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан"
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 июля 2007 г. N 208 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Закона Республики Башкортостан "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера" и с целью дальнейшего развития и совершенствования Башкирской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан организовать деятельность сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан.
2. Утвердить прилагаемое Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан.
3. Определить Управление государственного аналитического контроля Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан головным учреждением сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан.
4. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан предусмотреть финансирование работ в сети наблюдения и лабораторного контроля, выполняемых по заданиям, за счет целевых средств, направляемых на осуществление программ по экологической безопасности республики, а также республиканского экологического фонда.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Башкортостан Шакирова М.А.
Премьер-министр |
Р.С.Бакиев |
Управляющий Делами |
Н.З.Гафаров |
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики
Башкортостан
(утв.постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 27 октября 1998 г. N 237)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан (СНЛК РБ).
1.2. СНЛК РБ является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Башкирской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, формируется на основе учреждений, организаций, лабораторий, функционирующих на территории РБ и решающих задачи в интересах республики (приложения 1, 2, 3, 4). Выполнение поставленных СНЛК РБ задач является обязательным для всех министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК РБ.
1.3. Общее руководство СНЛК РБ возлагается на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан (МЧС РБ).
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан организует и координирует деятельность СНЛК РБ; руководит ее работой при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, контролирует состояние готовности лабораторий, входящих в состав СНЛК РБ, к действиям в условиях мирного и военного времени; организует обучение, подготовку (переподготовку) специалистов; обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.
1.4. Организационно-методическим органом по обеспечению функционирования СНЛК РБ является Управление государственного аналитического контроля Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан (УГАК МЧС РБ). УГАК МЧС РБ является головным учреждением СНЛК РБ.
1.5. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК РБ осуществляют соответствующие министерства, государственные комитеты, ведомства.
1.6. В военное время СНЛК РБ функционирует в составе подсистемы ЕСВОП (Единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения).
2. Структура СНЛК РБ
2.1. Основу СНЛК РБ составляют базовые лаборатории, которые отвечают требованиям для функционирования в режиме повышенной готовности (срок приведения в готовность 6-8 часов) и в режиме чрезвычайных ситуаций. При эвакуации эти лаборатории рассредоточиваются в загородной зоне в соответствии с планом перевода учреждений с условий мирного на условия военного времени.
2.2. СНЛК РБ имеет три уровня: республиканский, местный и объектовый.
Республиканский уровень формируется на основе базовых учреждений и организаций (приложение 1), функционирующих на территории Республики Башкортостан, решающих задачи в интересах республики. Координацию деятельности СНЛК РБ на республиканском уровне осуществляют комиссия Кабинета Министров Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Местный уровень формируется на основе ведомственных лабораторий и организаций (приложение 2), решающих задачи в интересах одного или нескольких городов и районов республики. Координацию СНЛК РБ на местном уровне осуществляют межрайонные центры СНЛК РБ на базе территориальных управлений МЧС РБ и управлений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям категорированных городов, а также соответствующие комитеты (комиссии) по чрезвычайным ситуациям органов местного государственного управления.
Объектовый уровень СНЛК РБ состоит в основном из бассейновых, базовых, складских, производственных лабораторий и постов наблюдения министерств и ведомств, производственных объединений, хозяйственных обществ и ассоциаций Республики Башкортостан. Координацию деятельности СНЛК РБ на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям района, города.
В состав основных лабораторий объектового уровня входят лаборатории согласно приложению 3.
2.3. Академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения, специализированные подразделения министерств (приложение 4) привлекаются к работе в интересах СНЛК РБ по решению Комиссии Кабинета Министров Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям.
3. Основные задачи
3.1. Основными задачами СНЛК РБ являются:
- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (РХБ) обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;
- своевременное выявление и оценка радиационной, химической и бактериологической РХБ-обстановки методом наблюдения* и лабораторного контроля**;
- участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
- обобщение и передача данных о РХБ-обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер защите населения и территорий.
4. Порядок функционирования и передачи информации
учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля
Республики Башкортостан
4.1. Функционирование СНЛК РБ осуществляется в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
Учреждения СНЛК РБ создают и освежают запасы материальных средств, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС) и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных задач СНЛК РБ, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК РБ в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в головное учреждение СНЛК РБ.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по всем имеющимся каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК РБ вышестоящей организацией по согласованию с головным учреждением СНЛК РБ и закрепляются соответствующей инструкцией.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о массовых вспышках особо опасных инфекций (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК РБ в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РБ и головное учреждение СНЛК РБ.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется по установленным формам и по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК РБ вышестоящей организацией по согласованию с головным учреждением и закрепляются соответствующей инструкцией.
5. Задачи головного, базовых учреждений, ведомственных и объектовых
лабораторий
5.1. Основными задачами УГАК МЧС РБ как головного учреждения являются:
- обеспечение взаимодействия учреждений, министерств и ведомств, входящих в СНЛК РБ, по вопросам его создания и функционирования в условиям мирного и военного времени;
- организационно-методическое руководство и контроль за состоянием готовности сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан в мирное и военное время;
- разработка предложений по повышению эффективности действий СНЛК РБ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- сбор и обобщение информации о радиоактивном, химическом и биологическом загрязнении объектов окружающей среды на территории Республики Башкортостан в мирное и военное время;
- организация и проведение совместно с силами СНЛК РБ оперативного радиационного, химического, биологического и эпизоотического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций;
- организация проведения контрольных и арбитражных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических и токсикологических анализов проб объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья и др.;
- организация периодического контроля окружающей среды мобильными лабораториями в районах проживания населения, вблизи объектов по хранению и уничтожению химического оружия и в зонах защитных мероприятий в системе общей программы комплексного экологического и санитарно-гигиенического мониторинга;
- участие в аккредитации учреждений СНЛК РБ по вопросам проведения контрольных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических и токсикологических анализов проб окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья и др.;
- участие в оценке способов и методов определения загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
- участие в международных семинарах, программах, симпозиумах, а также мероприятиях по интеркалибровке.
5.2. Основными задачами базовых учреждений и ведомственных лабораторий являются:
5.2.1. УГАК и аналитических подразделений МЧС РБ:
- контроль источников загрязнения окружающей среды;
- поиск источников загрязнения окружающей среды химически опасными веществами;
- определение влияния источников загрязнения на окружающую среду;
- идентификация неизвестных токсикантов.
5.2.2. Башкирского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и его филиалов - определение загрязнения атмосферного воздуха, воды открытых водоемов химически опасными веществами.
5.2.3. Гидрометеорологических станций и постов Башкирского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
- установление наличия химически опасных веществ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов;
- осуществление отбора проб воздуха, воды открытых водоемов и доставка их в соответствующие лаборатории.
5.2.4. Управления по геологии и использованию недр при Кабинете Министров Республики Башкортостан - определение загрязнения местности химически опасными веществами.
5.2.5. Бельского бассейнового водного управления (ББВУ), аналитической службы центра мониторинга ББВУ:
- установление наличия химически опасных веществ в воде открытых водоемов;
- установление границ зон химического загрязнения открытых водоемов в районах чрезвычайных ситуаций.
5.2.6. Башкирского республиканского и головных (г.г. Уфа, Стерлитамак, Белорецк) центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора:
- организация проведения мероприятий по обеспечению лабораторного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, радиоактивными и химически опасными веществами, а также оказания методической помощи учреждениям санитарно-эпидемиологического надзора в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- организация санитарно-эпидемиологической разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, разработка комплекса санитарных и противоэпидемических мероприятий и контроль за их выполнением;
- организация противоэпидемических мероприятий в очагах особо опасных и экзотических инфекций;
- контроль за ликвидацией очагов инфекций;
- участие в выявлении в зонах чрезвычайных ситуаций биологической, радиационной, химической обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;
- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными, известными химически опасными веществами, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб; определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья химически опасными веществами;
- осуществление идентификации штаммов микроорганизмов и токсинов, выделенных из различных проб в результате проведения специфической индикации;
- доставка (при получении сомнительных результатов) в соответствующий центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалов, взятых от больных и трупов людей.
5.2.7. Районных и городских центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора:
- проведение специфической индикации возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
- определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья химически опасными веществами;
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
- исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, на зараженность известными возбудителями;
- установление наличия (по косвенным признакам) в объектах окружающей среды, продовольствия, питьевой воде, пищевом сырье возбудителей инфекционных заболеваний, радиоактивных и химически опасных веществ, отбор проб, доставка их в Башкирский республиканский и головные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.
5.2.8. Башкирской научно-производственной ветеринарной лаборатории и ветеринарных лабораторий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан:
- проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
- установление вида биологических, бактериологических средств в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных животных, трупов, птиц, а также в пробах кормового сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
- проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
- осуществление идентификации выделенных возбудителей болезней;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, кормового сырья на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб, загрязненных радиоактивными веществами;
- определение пораженности сельскохозяйственных животных и птиц, загрязнения продуктов животноводства, растениеводства, кормового сырья и воды химически опасными веществами, о также осуществление их индикации;
- проведение лабораторных исследований животных и птиц, пораженных радиоактивными и химически опасными веществами;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также кормового сырья, загрязненных радиоактивными, известными химически опасными веществами, биологическими средствами с выдачей заключения о возможности их использования по назначению.
5.2.9. Районных ветеринарных лабораторий Республики Башкортостан:
- проведение ветеринарной разведки в очагах биологического, бактериологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических, бактериологических средств в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и кормового сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на загрязнение радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами с выдачей заключений о возможности использования их по назначению;
- проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей инфекционных болезней;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- установление факта загрязнения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, кормового сырья и воды радиоактивными, химически опасными веществами и осуществление их индикации;
- отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, кормов, воды, а также материала от больных животных и птиц, трупов животных и птиц, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, биологическими средствами и в сомнительных случаях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
5.2.10. Пунктов прогноза и сигнализации появления и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений, пограничных пунктов по карантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, проведение фитопатологической разведки на объектах растениеводства, установление факта появления и распространения возбудителей болезней растений.
5.2.11. Государственного проектно-изыскательского центра агрохимической службы "Башкирский" (г. Уфа) государственной станции агрохимической службы "Ишимбайская":
- выявление в зонах чрезвычайных ситуаций радиационной и химической обстановки;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;
- установление наличия в объектах окружающей среды химически опасных веществ в районе расположения учреждения и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их индикации;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, пестицидов, воды;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб;
- определение на объектах сельскохозяйственного производства загрязнения почвы, растений, кормов, минеральных и органический удобрений, воды химически опасными веществами, пестицидами, фитотоксикантами и осуществление их окончательной идентификации.
5.2.12. Башкирской республиканской станции защиты растений:
- выявление в зонах чрезвычайных ситуаций химической и фитопатологической обстановки;
- установление наличия в объектах окружающей среды возбудителей болезней, вредителей растений на объектах растениеводства и территории сельскохозяйственных угодий, проведение индикации;
- установление вида биологических средств, боевых рецептур в военное время и возбудителей различных болезней растений в пробах сельскохозяйственных культур и насаждений;
- определение зараженности пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства, насаждений, воды, территории сельскохозяйственных угодий.
5.2.13. Химико-радиометрической лаборатории МЧС РБ:
- контроль источников загрязнения окружающей среды;
- поиск источников загрязнения окружающей среды химически опасными веществами;
- определение влияния источников загрязнения на окружающую среду;
- идентификация неизвестных токсикантов;
- выявление в зонах ЧС во всех природных средах химического загрязнения методом наблюдения и лабораторного контроля;
- обеспечение оперативной связи при чрезвычайных ситуациях;
- проведение оперативного радиационного и химического контроля в зонах ЧС;
- проведение радиационной, химической разведки в зонах загрязнения;
- проведение работ по метрологическому обеспечению средств измерений, разрешенных областью аккредитации, по штатному предназначению ХРЛ (химико-радиационная лаборатория);
- выполнение работ по заявкам органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов, входящих в состав Республики Башкортостан, по паспортизации и оценке опасности объектов, использующих химически опасные, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций и заблаговременной оценки их возможных последствий;
- проведение контроля качества и определение пригодности средств индивидуальной защиты длительного хранения;
- осуществление контроля обстановки при выполнении специализированными подразделениями задач по вызову источников ионизирующих излучений;
- организация и осуществление периодических испытаний средств радиационной, химической и биологической защиты гражданской обороны;
- проверка, ремонт и консервация дозиметрических приборов мобилизационного резерва Правительства Российской Федерации, проверка и ремонт дозиметрических приборов штабов, курсов гражданской обороны, пункта управления республики, а также гидрометеостанций сети наблюдения и лабораторного контроля:
- количественное определение отравляющих веществ вероятного противника, радиоактивных веществ и сильнодействующих ядовитых веществ, а также определение полноты дегазации (дезактивации);
- проверка защитных сооружений на герметичность, контроль состояния средств фильтровентиляции и регенерации воздуха в них;
- выявление местных дегазирующих и дезактивирующих веществ, контроль их качества, разработка предложений по их накоплению и использованию;
- проведение опытного хранения средств радиационной химической и биологической защиты;
- организация выявления и оценки радиационной обстановки в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий и в очагах поражения;
- определение режимов радиационной, химической и биологической защиты, контроль за вводом их в действие, организация дозиметрического контроля за зараженностью отравляющими, биологическими и сильнодействующими ядовитыми веществами;
- организация обеспечения формирований, рабочих и служащих народного хозяйства и населения средствами индивидуальной защиты и поддержания этих средств в постоянной готовности к применению;
- контроль за мобилизационной готовностью подразделений химической защиты, формируемых штабами частей гражданской обороны, состоянием их техники и имущества;
- организация и контроль за проведением специальной обработки людей, вооружения, техники и материальных средств, дегазации и дезактивации участков местности, дорог и сооружений;
- осуществление мероприятий по радиационной, химической и биологической защите населения, проживающего в опасных зонах вблизи от атомных станций, химически и биологически опасных объектов.
5.3. Основными задачами объектовых лабораторий являются:
- выявление РХБ-обстановки на территории расположения лаборатории, в границах объекта или санитарно-защитной зоны;
- установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) химически опасных веществ и проведение их индикации;
- установление на контролируемой территории факта загрязнения радиоактивными и химически опасными веществами воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной индикации химически опасных веществ;
- установление наличия радиоактивных и химически опасных веществ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);
- установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);
- определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, пищевого сырья, воды химически опасными веществами, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);
- отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК РБ для проведения экспертизы и исследований по определению загрязнения их радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами.
5.4. Основными задачами академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений, специализированных подразделений министерств являются:
- развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий (подразделений) профильных токсикологических, гидрометеорологических, химических, радиологических, эпизоотических и фитопатологических центров с возложением на них задач по индикации биологических средств, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии, фитопатологии и химико-аналитическим исследованиям в пределах их компетенции;
- участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической обстановки, складывающейся в районах чрезвычайных ситуаций;
- проведение научно-исследовательских экспериментов по определению способов выявления и нормализации РХБ-обстановки.
6. Материально-техническое обеспечение, подготовка
кадров, специалистов сети наблюдения и лабораторного
контроля
6.1. Базовые лаборатории СНЛК РБ должны иметь следующий комплект документации:
- ведомственное Положение (инструкцию) о работе учреждения СНЛК РБ;
- штатное расписание и табель оснащения;
- план перевода учреждений с мирное на военное положение;
- план подготовки и развития учреждения СНЛК РБ на текущий год и на перспективу;
- схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
- инструкцию о функциональных обязанностях специалистов учреждения;
- перечень особо опасных инфекций и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
- перечень химически опасных веществ, нарабатываемых на химических предприятиям и хранящихся на территории объекта и региона;
- перечень потенциально опасных, объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
- инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического наблюдения (разведки) и порядок оповещения о загрязнении объектов окружающей среды;
- инструкцию о порядке передачи информации о загрязнении объектов окружающей среды со схемой связи;
- методики отбора проб и проведения исследований на загрязнение радиационными, химически опасными веществами и биологическими средствами, определенных перечнем особо опасных инфекций и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
- перечень нормативов допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно допустимых концентраций химически опасных веществ в воздухе, питьевой и речной воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
- карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической обстановки;
- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
- журнал радиационного, химического и биологического наблюдения;
- инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, загрязненными радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
- переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан.
6.2. Оснащение учреждений СНЛК РБ табелями, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, Республики Башкортостан, а также за счет местных бюджетов.
Приборы радиационной, химической и биологической разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан в соответствии с табелями оснащения в военное время. Штаты и табеля оснащения учреждений СНЛК РБ разрабатываются министерствами и ведомствами Республики Башкортостан и согласовываются с МЧС РБ.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайная ситуация мирного времени) хранятся непосредственно в учреждениях СНЛК РБ, используются только по прямому назначению и заменяются на новые в установленном порядке.
Лабораторный контроль объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводятся по методикам, утвержденным Министерством здравоохранения России, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.
Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводятся по методикам, утвержденным Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России.
Лабораторный контроль (кроме биологических средств) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и Росгидрометом.
Методики, используемые при контроле, должны быть аттестованы в соответствии с ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений".
Все базовые лаборатории СНЛК РБ должны быть аккредитованы в "Системе аккредитации Российской Федерации". Область аккредитации должна охватывать и задачи, возлагаемые на учреждения СНЛК РБ настоящим Положением.
6.3. Готовность учреждений СНЛК РБ к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, Республики Башкортостан путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК РБ.
Подготовка и переподготовка специалистов организуются и проводятся министерствами и ведомствами Российской Федерации, Республики Башкортостан по планам и программам, согласованным с МЧС РБ. В целях совершенствования деятельности учреждений СНЛК РБ Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ежегодно планируются и проводятся учения, тренировки и контрольные проверки.
6.4. Сведения о работе и состоянии готовности учреждения и лаборатории СНЛК РБ представляют в головное учреждение - УГАК МЧС РБ, которое, в свою очередь, формирует годовой отчет о деятельности СНЛК РБ и представляет его руководству МЧС РБ в установленном порядке.
7. Финансирование сети наблюдения и лабораторного контроля
7.1. Финансирование СНЛК РБ в режиме повседневной деятельности осуществляется за счет плановых средств: федеральных и республиканских органов исполнительной власти, органов местного государственного управления, предприятий, учреждений и организаций. Финансирование работ по заданиям производится за счет средств, предусмотренных на выполнение республиканских целевых программ по экологической безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (при ежегодном планировании в установленном порядке); экологического фонда Республики Башкортостан, а также средств, получаемых в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
7.2. Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан имеет право финансировать СНЛК РБ за счет средств, предусмотренных на выполнение программ по экобезопасности Республики Башкортостан, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, после проведения экспертизы Экспертным советом при Кабинета Министров Республики Башкортостан, а также республиканского экологического фонда.
7.3. Основанием для финансирования СНЛК РБ являются планы текущего и перспективного развития учреждений СНЛК РБ, разрабатываемые министерствами и ведомствами, организациями и учреждениями Российской Федерации и Республики Башкортостан, согласованные с МЧС РБ.
7.4. Финансирование мероприятий, связанных с участием учреждений СНЛК РБ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, страховых и резервных финансовых фондов, создаваемых министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти на местах.
7.5. Ущерб и убытки, понесенные учреждениями СНЛК РБ не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.
* Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение радиоактивного, химического и биологического загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой волы с помощью технических средств.
** Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента, определение его концентрации (плотности загрязнения для биологических сред - после проведения специфической индикации).
Приложение 1
Базовые учреждения сети наблюдения и лабораторного
контроля Республики Башкортостан
Управление государственного аналитического контроля МЧС РБ (УГАК МЧС РБ) - головное учреждение.
Башкирский республиканский центр госсанэпиднадзора.
Башкирское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Химико-радиометрическая лаборатория МЧС РБ.
Башкирский республиканский экологический центр (БРЭЦ) МЧС РБ.
Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан.
Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека.
Научно-производственное объединение "Иммунопрепарат".
Государственное республиканское производственное объединение "Башкоммунводоканал".
Бельское бассейновое водное управление.
Башкирская научно-производственная ветеринарная лаборатория.
Государственный проектно-изыскательский центр агрохимической службы "Башкирский" (г. Уфа).
Государственная станция агрохимической службы "Ишимбайская".
Управление по геологии и использованию недр при Кабинете Министров Республики Башкортостан.
Башкирская республиканская станция защиты растений.
Приложение 2
Ведомственные лаборатории СНЛК
Центры санэпиднадзора г.г. Уфы, Стерлитамака, Белорецка.
Муниципальные предприятия "Межрайводоканал" в городах и районах Республики Башкортостан.
Филиалы Башкирского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в городах и районах Республики Башкортостан.
АНК "Башнефть".
Ветеринарные лаборатории Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан.
Аналитическая служба центра мониторинга Бельского бассейнового водного управления.
Белорецкое территориальное управление по охране окружающей среды МЧС РБ.
Стерлитамакское территориальное управление по охране окружающей среды МЧС РБ.
Нефтекамское территориальное управление по охране окружающей среды МЧС РБ.
Туймазинское территориальное управление по охране окружающей среды МЧС РБ.
Приложение 3
Основные лаборатории объектового уровня СНЛК РБ
АО "Уфаоргсинтез".
АП "Уфанефтехим".
УГУП "Химпром".
АО "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод".
АО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод".
АО "Сода", г. Стерлитамак.
АО "Каустик", г. Стерлитамак.
АО "Каучук", г. Стерлитамак.
АО "Салаватнефтеоргсинтез".
Биологические очистные сооружения, г. Мелеуз.
Биологические очистные сооружения, г. Стерлитамак.
Биологические очистные сооружения "Межрайкоммунводоканал", г. Ишимбай.
ОАО "Уфимский мясоконсервный комбинат".
ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение".
ОАО "Уфимский электроламповый завод - Свет".
АО "Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций".
Предприятия мясо-молочной перерабатывающей промышленности.
АО "Белорецкий металлургический комбинат".
ЗАО "Учалинский горно-обогатительный комбинат".
АООТ "Кровля", г. Учалы.
АО "Башкирский медно-серный комбинат", г. Сибай.
АО "Автонормаль", г. Белебей.
АООТ "Минудобрения", г. Мелеуз.
Шкаповский газоперерабатывающий завод, п. Приютово.
Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях, в населенных пунктах и других объектах.
Приложение 4
Основные академические и отраслевые
научно-исследовательские учреждения, специализированные
подразделения министерств
Бюро судебной медицинской экспертизы Минздрава РБ.
Башкирская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
Институт цитологии и генетики Академии наук Республики Башкортостан (АН РБ).
Институт химии АН РБ.
Институт геологии АН РБ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 октября 1998 г. N 237 "О сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 июля 2007 г. N 208 настоящее постановление признано утратившим силу