Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 24 июня 1997 г. N 129
"Об утверждении Правил обращения с отходами производства
и потребления на территории Республики Башкортостан"
2 июля 1998 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 марта 2002 г. N 90 настоящее постановление признано утратившим силу
Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1997 года прилагаемые Правила обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Башкортостан.
2. Главам администраций городов и районов, министерствам и ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям принять меры по обеспечению соблюдения Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Башкортостан.
3. Министерству по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан и Башкирскому республиканскому центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора обеспечить контроль за выполнением настоящего постановления.
Премьер-министр
Республики Башкортостан |
Р.С.Бакиев |
Управляющий Делами
Кабинета Министров
Республики Башкортостан |
Н.З.Гафаров |
Правила
обращения с отходами производства и потребления на территории
Республики Башкортостан
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 24 июня 1997 г. N 129)
2 июля 1998 г.
1. Общие положения
1.1. Правила обращения с отходами производства и потребления (далее - Правила) устанавливают единый порядок обращения с отходами производства и потребления на всей территории Республики Башкортостан.
1.2. Правила предназначены для создания в Республике Башкортостан системы безопасного обращения с отходами производства и потребления.
1.3. Действие настоящих Правил распространяется на все юридические и физические лица, включая иностранные, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляющие любые виды деятельности на территории Республики Башкортостан, связанные с образованием, транспортированием, использованием, обезвреживанием, уничтожением и размещением отходов производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов.
1.4. В Правилах используются следующие основные термины и определения.
Отходы - отходы производства и потребления, образующиеся в результате производственной, хозяйственной и иной деятельности населения.
Отходы производства - материалы, вещества, изделия, образовавшиеся в процессе производства и выполнения работ (услуг), не находящие применения на данном производстве предприятия либо утратившие полностью или частично свои исходные потребительские свойства.
К отходам производства также относятся вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, побочные и попутные продукты, отходы сельского хозяйства.
Отходы потребления - изделия, материалы, вещества, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства в результате физического и морального износа.
Твердые бытовые отходы - твердые отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.
Опасные отходы - отходы, содержащие в своем составе вещества, обладающие опасными свойствами (токсичность, инфекционность, взрывчатость, пожароопасность, высокая реакционная способность) и присутствующие в таком количестве и в таком виде, что представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей либо состояния окружающей среды, в том числе при вступлении в контакт с другими веществами.
Неиспользуемые отходы - отходы, для которых в настоящее время отсутствуют объективные условия использования.
Обращение с отходами - все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, хранением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, захоронением отходов.
Размещение отходов - любая операция по хранению (складированию) или захоронению отходов.
Хранение (складирование) отходов - содержание отходов в специально оборудованных накопителях до их извлечения с целью захоронения или специальной переработки.
Захоронение отходов - изоляция отходов, исключающая возможность их дальнейшего использования, направленная на предотвращение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду.
Использование отходов - применение отходов для производства продукции, выполнения работ (услуг) или получения энергии.
Обезвреживание отходов - обработка отходов, приводящая к уменьшению опасного действия содержащихся в них вредных компонентов.
Временное накопление отходов на промплощадке - хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле, отправки на переработку на другое предприятие или на объект размещения отходов.
Объекты размещения отходов - полигоны, санкционированные свалки, шламонакопители, отвалы, хвостохранилища и другие специально оборудованные места и сооружения, предназначенные для хранения и захоронения отходов.
Несанкционированные места для размещения отходов - не предназначенные для размещения отходов территории (участки), на которых произведено их складирование или захоронение.
Лимит размещения отходов - предельно допустимое количество отходов к размещению в установленный период времени на объектах, предназначенных для их складирования или захоронения, с учетом экологического равновесия природных сред.
Сверхлимитное количество размещения отходов - количество размещаемых отходов, которое превышает установленный лимит.
Разрешение на размещение отходов - документ, устанавливающий объем (массу) размещения отходов на конкретных объектах, сроки их хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.
Проект нормативов образования и лимитов размещения отходов - документ, содержащий полную информацию об образовании отходов на предприятии и его деятельности, направленной на сокращение объемов образования отходов, их обезвреживание и переработку, на основе которого предприятию устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты их размещения.
Сертификат (паспорт) отхода - документ, удостоверяющий количественную и качественную характеристику отхода.
Трансграничная перевозка отходов -
внешняя: любое перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (или через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства;
внутренняя: любое перемещение отходов по территории Российской Федерации из одной республики, края, области, автономного образования в другие.
Лицензия - официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока при определенных условиях.
Опасные грузы - любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей, создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести ущерб окружающей природной среде.
2. Экологические требования при проектировании, строительстве
и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов
2.1. При подготовке предплановых, предпроектных и проектных материалов на строительство, реконструкцию или техперевооружение предприятий, сооружений и иных объектов необходимо в обязательном порядке включать в их состав:
- качественную и количественную характеристику отходов производства и потребления;
- краткое описание и обоснование технических решений по сбору отходов с мест их образования, транспортированию на территории предприятия и за его пределами, промежуточному складированию, обработке с целью регенерации и переработки, предварительному обеззараживанию или обезвреживанию перед вывозом с предприятия;
- данные о проектируемом (или действующем) полигоне захоронения отходов, а также других объектах размещения отходов;
- краткое описание мероприятий по переработке отходов для получения полезной продукции;
- перечень и класс опасности отходов.
2.2. В проекте (технико-экономическом обосновании) должны быть предусмотрены технические решения по защите окружающей природной среды от негативного воздействия отходов производства и потребления, включая контроль за состоянием среды и мероприятия по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций.
В результате осуществления принятых решений должны быть обеспечены установленные природоохранные и санитарно-гигиенические нормативы, обеспечивающие предупреждение загрязнения природной среды отходами или содержащимися в них веществами, а также снижающие до минимума их воздействие на флору и фауну.
2.3. Решение о проектировании объектов размещения токсичных отходов, включая полигоны захоронения, должно приниматься на основе технико-экономических обоснований или других предпроектных материалов, подтверждающих необходимость, возможность и экологическую целесообразность их строительства.
2.4. Проектирование строительства к реконструкции предприятий, сооружений, включая специализированные предприятия и установки по переработке отходов, а также объектов размещения опасных отходов должно соответствовать требованиям настоящих Правил.
3. Экологические требования, предъявляемые при эксплуатации
действующих производств
3.1. Предприятия, при производственной деятельности которых образуются отходы, обязаны:
- принимать необходимые меры по сокращению образования объемов (массы) отходов, сохранению природных ресурсов, а также соблюдению действующих экологических, санитарно-эпидемиологических и технологических норм и правил при обращении с отходами производства и потребления;
- отражать в технологических регламентах и нормативно-технической документации процессы образования, сбора, первичной обработки, использования, обезвреживания и размещения отходов;
- осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по видам, классам опасности и другим признакам с целью обеспечения их переработки, безопасного размещения и рационального использования в качестве вторичного сырья;
- соблюдать требования условий безопасности при обезвреживании, использовании, транспортировании и размещении отходов;
- разрабатывать и внедрять эффективные методы обезвреживания и использования отходов;
- вести постоянный учет (инвентаризацию) образования, поступления, наличия, обезвреживания, использования и размещения всех отходов собственного производства, а также отходов, поступающих от других организаций, предприятий, учреждений;
- установить класс опасности всех образующихся отходов, а также требовать от предприятий-поставщиков сертификат отхода, поступающего на переработку;
- осуществлять производственный контроль за обращением с отходами в соответствии с настоящими Правилами.
3.2. Эксплуатация предприятий, а также специализированных установок и производств по обезвреживанию и переработке отходов должна производиться с учетом требований экологической безопасности, санитарных норм и правил.
4. Экологические требования при размещении отходов
Размещение отходов необходимо рассматривать как вынужденную природоохранную меру.
4.1. Временное накопление отходов на промплощадке предприятия допускается в следующих случаях:
- при использовании их в последующем технологическом цикле с целью полной утилизации;
- при временном отсутствии возможности их складирования или захоронения на специализированном объекте размещения отходов;
- при формировании транспортной партии отходов с целью отправки ее на переработку или на специализированные объекты размещения отходов.
Количество и качество транспортной партии отходов согласовывается с органами Министерства по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан (далее - МЧС и экобезопасности РБ) и учреждениями Республиканского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Башкортостан (далее - Госсанэпиднадзор РБ).
4.2. Места временного накопления отходов на территории предприятия, объемы их складирования, границы (площадь) участков и должностные лица, ответственные за соблюдение природоохранных и санитарных требований, определяются приказом руководителя предприятия.
Мероприятия по защите окружающей природной среды и здоровья производственного персонала от воздействия временно складируемых отходов, порядок проведения аналитического контроля разрабатываются и своевременно осуществляются администрацией предприятия.
4.3. Предельное количество временного накопления отходов, условия, сроки и способы их хранения на промышленной площадке предприятия согласовываются органами МЧС и экобезопасности РБ и учреждениями Госсанэпиднадзора РБ.
4.4. Опасные отходы необходимо размещать на полигонах по их обезвреживанию и захоронению или специально предназначенных для этих целей объектах. Исключение составляют некоторые виды токсичных отходов, допускаемые в соответствии с действующими нормативными документами для совместного складирования с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) на полигонах (свалках) ТБО.
4.5. Выбор места для строительства объектов размещения отходов и предприятий по их обезвреживанию осуществляется в соответствии с Земельным и Экологическим кодексами Республики Башкортостан.
Решение о выборе участка и отвод под строительство принимается органами исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченными государственными органами Республики Башкортостан в области охраны окружающей природной среды на основании материалов, позволяющих сделать вывод о возможности строительства объектов по размещению отходов.
4.6. Выбор участка и проектирование объектов для размещения опасных отходов допускаются на территориях, где возможно осуществление инженерных решений, исключающих загрязнение населенных пунктов, зон отдыха, зон санитарной охраны курортов, подземных вод, сельскохозяйственных и иных угодий.
4.7. Реконструкция и строительство объектов размещения отходов должны осуществляться по проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
4.8. Размещение отходов на объектах, предназначенных для их складирования и захоронения, а также в местах временного хранения на промплощадках предприятий допускается на основании разрешений, выдаваемых органами МЧС и экобезопасности РБ по согласованию с учреждениями Госсанэпиднадзора РБ, а также с организациями, на территории или на землях которых планируется размещение отходов.
4.9. Подземное захоронение отходов, а также их размещение в открытых горных выработках допускаются на основании лицензий, выдаваемых органом управления государственным фондом недр на данный вид недропользования.
4.10. Запрещается размещение отходов в местах, не отведенных и не оборудованных для этих целей.
4.11. На каждую партию отходов, направляемых на объект размещения, предприятиям необходимо оформить акт по форме (приложение N 1).
4.12. Владельцы объектов размещения отходов обязаны вести постоянный учет принимаемых отходов в специальном журнале по форме (приложение N 2).
В случае поступления отходов в количестве, превышающем указанное в разрешении, владелец объекта размещения отходов обязан проинформировать об этом органы МЧС и экобезопасности РБ.
5. Порядок установления лимитов размещения отходов
производства и потребления
5.1. Субъектами лимитирования отходов являются юридические и физические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются неиспользуемые отходы.
5.2. Перечень субъектов лимитирования определяется МЧС и экобезопасности РБ, исходя из масштабов производственной деятельности хозяйствующих субъектов, объемов образования их отходов, экологической ситуации в регионе, степени заполнения объектов размещения отходов.
5.3. Лимиты размещения отходов в окружающей природной среде устанавливаются отдельно по каждому виду отходов для конкретного объекта их размещения. Для нетоксичных отходов допускается установление лимитов их размещения по группам отходов.
5.4. Обеспечение разработки, согласование и утверждение в органах МЧС и экобезопасности РБ лимитов размещения отходов входят в обязанности предприятия.
Учреждениями Госсанэпиднадзора РБ согласование лимитов размещения отходов производится в части возможности размещения отходов на конкретных объектах.
5.5. Для утверждения лимитов размещения отходов предприятие должно представить в органы МЧС и экобезопасности РБ следующие материалы:
- заявку по форме (приложение N 3);
- проект нормативов образования и лимитов размещения отходов, выполненный в соответствии с Методическими рекомендациями по оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов для предприятия согласно приложению N 4, или обоснование расчетов лимитов размещения отходов, включая планы мероприятий по их достижению (снижению).
Перечень предприятий, для которых разработка проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов в соответствии с вышеуказанными Методическими рекомендациями является обязательной, определяется МЧС и экобезопасности РБ.
5.6. Планы мероприятий предприятий по достижению (снижению) лимитов размещения отходов должны быть направлены на снижение объемов образования и поступления в окружающую среду отходов производства и потребления, степени их опасности, а также повышение эффективности эксплуатации действующих объектов размещения отходов.
В ходе разработки мероприятий следует предусматривать внедрение прогрессивных экологически чистых технологий.
5.7. Увеличение лимитов размещения отходов на последующие годы для отдельного хозяйствующего субъекта (по отношению к ранее установленным для него аналогичным показателям) допустимо только в том случае, если ожидаемое и подтвержденное техническими расчетами увеличение объемов образования отходов у данного хозяйствующего субъекта будет вызвано расширением хозяйственной деятельности (увеличением объема производства).
5.8. Органы МЧС и экобезопасности РБ рассматривают представленные материалы в месячный срок и принимают решение об утверждении лимитов размещения отходов или направлении их на доработку. По особо крупным объектам (в отдельных случаях) срок рассмотрения материалов может быть продлен до двух месяцев.
5.9. Проекты лимитов размещения отходов, представленные в органы МЧС и экобезопасности РБ после доработки, рассматриваются в те же сроки. В случае их последующего отклонения они должны быть направлены на государственную экологическую экспертизу.
5.10. Лимиты размещения отходов производства и потребления устанавливаются предприятию не более чем на 5 лет.
5.11. Органы МЧС и экобезопасности РБ имеют право пересматривать и уменьшать установленные лимиты размещения отходов до истечения срока их действия в случаях ухудшения экологической обстановки в регионе, при нарушении требований безопасной эксплуатации объектов размещения отходов и хранения отходов на промышленной площадке, ликвидации (вводе в эксплуатацию) объектов для размещения отходов.
6. Порядок выдачи разрешений на размещение отходов
производства и потребления
6.1. МЧС и экобезопасности РБ определяет и утверждает перечень предприятий, которые обязаны оформлять разрешения на размещение отходов производства и потребления.
Разрешение на размещение оформляется на все токсичные крупнотоннажные нетоксичные (ежегодный объем образования более 50 тыс. тонн) отходы производства и потребления.
Оформлению разрешения на размещение могут подлежать и другие нетоксичные отходы.
6.2. Выдача разрешений на размещение отходов осуществляется органами МЧС и экобезопасности РБ по согласованию с учреждениями Госсанэпиднадзора РБ.
6.3. Разрешения на размещение токсичных и крупнотоннажных нетоксичных отходов выдаются на срок не более одного года, других нетоксичных отходов - до трех лет и оформляются по типовой форме (приложение N 5).
6.4. Количество отходов, разрешенных к размещению устанавливается с учетом:
- лимитов размещения отходов;
- выполнения планов мероприятий по их достижению;
- состояния объектов размещения отходов;
- материальной, финансовой, организационной, технологической и иной возможности предприятия сократить объем образования отходов, внедрения безотходных и малоотходных технологических процессов производства;
- возможности предприятия обеспечить потребителя, для которого данный вид отходов является сырьевыми ресурсами;
- возможности предприятия по внедрению технологии использования и переработки отходов.
6.5. При оформлении разрешения на размещение отходов в органы МЧС и экобезопасности РБ представляются:
- заявка на размещение отходов (приложение N 6);
- лимиты размещения отходов;
- перечень и характеристика отходов, подлежащих размещению (приложение N 7);
- характеристика каждого объекта размещения отходов (приложение N 8);
- копия договора (приложение N 9) - в случае размещения отходов на объекте, не принадлежащем данному предприятию;
- заключение учреждений Госсанэпиднадзора РБ;
- справка - обоснование временного накопления отходов на промышленной площадке до момента их использования или направления на объект размещения отходов;
- план мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций при размещении отходов;
- при необходимости - заключения и рекомендации местной администрации, Башкирского округа Госгортехнадзора Российской Федерации, Государственного комитета Республики Башкортостан по геологии и использованию недр, Государственного комитета Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству, Бельского бассейнового водохозяйственного управления, Башкирской инспекции Уральского округа Госатомнадзора России.
6.6. Органы МЧС и экобезопасности РБ рассматривают представленные в полном объеме материалы в месячный срок. В отдельных случаях срок рассмотрения материалов может быть продлен до двух месяцев.
6.7. Руководство и ответственные лица предприятия несут административную ответственность за достоверность информации, содержащейся в материалах при обосновании размещения отходов, и за соответствие размещенного количества отходов согласно разрешению.
6.8. Аннулирование разрешения на размещение отходов осуществляется органами МЧС и экобезопасности РБ в случаях загрязнения окружающей природной среды свыше установленных нормативов, нарушения условий безопасной эксплуатации объекта размещения отходов.
7. Определение класса опасности токсичных промышленных
отходов
7.1. К токсичным промышленным отходам относятся отходы, содержащие в своем составе вредные вещества, которые при воздействии на организм человека могут вызвать заболевания или отклонения в состоянии его здоровья как при непосредственном контакте с ними, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений, а также загрязнение окружающей среды.
7.2. Степень токсичности отходов характеризуется классом их опасности.
7.3. Класс опасности представляет собой обобщенную характеристику конкретного вида токсичных отходов исходя из состава отхода и свойств содержащихся в нем компонентов.
Класс опасности устанавливается с целью определения безопасных способов и условий хранения, транспортирования, размещения, обезвреживания, использования отходов.
7.4. Токсичные промышленные отходы подразделяются на четыре класса опасности:
I класс - чрезвычайно опасные;
II класс - высокоопасные;
III класс - умеренно опасные;
IV класс - малоопасные.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 2 июля 1998 г. N 133 пункт 7.5 настоящих Правил изложен в новой редакции
7.5. При определении класса опасности отходов следует руководствоваться Временным классификатором токсичных промышленных отходов и методическими рекомендациями по определению класса опасности промышленных отходов, а также другими нормативными документами.
Отсутствие наименований отходов во Временном классификаторе токсичных промышленных отходов и других нормативных документах не дает основания для отнесения их к нетоксичным.
7.6. Предприятие обязано на каждый вид образующихся отходов устанавливать класс их опасности и несет ответственность за достоверность его определения.
Предприятие имеет право определять класс опасности образующихся в результате своей производственной деятельности отходов (в случае наличия аттестованной лаборатории).
7.7. Деятельность по определению класса опасности токсичных отходов на территории Республики Башкортостан для сторонних организаций осуществляется на лицензионной основе.
Основным требованием для получения лицензии является наличие у организации аналитической лаборатории, аккредитованной Госстандартом Российской Федерации.
7.8. Перечень токсичных ингредиентов, определяемых при установлении класса опасности отходов, должен соответствовать области аккредитации или аттестации лаборатории.
7.9. Выдача лицензий организациям и предприятиям на выполнение работ по определению класса опасности токсичных промышленных отходов на территории Республики Башкортостан осуществляется МЧС и экобезопасности РБ по согласованию с Госсанэпиднадзором РБ.
7.10. Устанавливаемый класс опасности отходов должен быть в обязательности порядке согласован с Госсанэпиднадзором РБ.
7.11. МЧС и экобезопасности РБ осуществляет государственный надзор за правильностью определения класса опасности отходов.
8. Требования к транспортированию опасных отходов
8.1. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
- соблюдение требований безопасности при перевозке опасных грузов на соответствующем виде транспорта;
- на специально оборудованном транспортом средстве, исключающем возможность потери отходов и возникновения аварийных ситуаций, а также имеющем специальное оформление согласно действующим инструкциям (нормативным документам) и лицензию на право осуществления перевозки опасных грузов;
- при наличии сертификата (паспорта) отходов;
- на каждый вид опасных отходов должна быть разработана инструкция по его безопасной перевозке и согласована с органами МЧС и экобезопасности РБ и учреждениями Госсанэпиднадзора РБ.
8.2. Работы, связанные с погрузкой и разгрузкой отходов, должны быть максимально механизированы в целях исключения потерь.
8.3. Транспортирование отходов и выполнение погрузочно-разгрузочных работ необходимо осуществлять с соблюдением требований, установленных государственными органами по надзору за безопасностью на соответствующем виде транспорта.
8.4. Транспортирование опасных отходов подлежит обязательному страхованию.
8.5. Предприятия разрабатывают схемы транспортирования опасных отходов за пределы своей территории и согласовывают их с органами ГАИ.
9. Требования к очистке территорий населенных пунктов,
предприятий от ТБО
Предприятия, образующие ТБО, обязаны производить их сбор, размещение и направлять на переработку в соответствии с требованиями, предусмотренными СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и другими нормативными документами.
10. Отходы как собственность
10.1. Отходы производства и потребления являются объектами права собственности.
10.2. Производители отходов, а также их потребители являются собственниками отходов и при этом несут ответственность за выполнение требований безопасного обращения с отходами, нанесение вреда окружающей среде и здоровью граждан.
10.3. Собственник отходов может передать на основании соответствующего договора другому юридическому или физическому лицу отходы в собственность, во владение, пользование и распоряжение при наличии у последнего лицензии на обращение с отходами.
10.4. Передача (или получение) отходов от одного предприятия другому для дальнейшего использования осуществляется при наличии соответствующего разрешения на размещение передаваемых (получаемых) отходов.
10.5. Владельцы, пользователи или собственники земельных участков, на которых размещены отходы, должны принимать своевременные меры по их обезвреживанию, переработке, захоронению, а также восстановлению нарушенных земельных участков.
11. Лицензирование деятельности, связанной с обращением
с отходами производства и потребления
11.1. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 28 августа 1995 г. N 311 лицензированию подлежат виды деятельности, включающие в себя весь цикл обращения с отходами за пределами предприятий и производств, на которых они получены.
11.2. Порядок лицензирования и перечень лицензируемых видов деятельности установлен постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 8 февраля 1996 года N 47 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в сфере охраны окружающей среды на территории Республики Башкортостан".
12. Экспорт и импорт отходов
12.1. Порядок осуществления экспорта, импорта и транзита отходов в пределах республики устанавливается Правительством Республики Башкортостан.
12.2. Импорт отходов в качестве сырья в Республику Башкортостан осуществляется при наличии у их получателя (потребителя) соответствующей лицензии, выдаваемой МЧС и экобезопасности РБ.
12.3. Импорт отходов в Республику Башкортостан с целью захоронения, обезвреживания и сжигания запрещается.
12.4. При осуществлении международных перевозок опасных отходов необходимо руководствоваться требованиями "Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", ратифицированной 25 ноября 1994 года, и Положения о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 766.
13. Отчетность и информационное обеспечение в области
обращения с отходами производства и потребления
13.1. Государственная статистическая отчетность, связанная с образованием, обезвреживанием, использованием, размещением отходов производства и потребления, включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, обследования и т.д.), формы и программы которых, а также инструкции по их заполнению утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике или, по согласованию с ним, Государственным комитетом Республики Башкортостан по статистике (далее - Госкомстатом РБ).
13.1.1. Состав и методология исчисления показателей, сроки, способы и адреса ее представления, которые указываются на бланках форм и в Инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов и не могут быть изменены без санкции утвердившего эти формы статистического органа. Порядок представления государственной статистической отчетности регламентируется Законом Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности", введенным в действие 13 мая 1992 года, Положением "О порядке представления государственной статистической отчетности в Российской Федерации", утвержденным постановлением Госкомстата Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 130.
13.1.2. На территории Республики Башкортостан действует государственная статистическая отчетность по форме 2 ТП - (токсичные отходы) Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления", введена постановлением Госкомстата Российской Федерации от 22 июня 1993 года N 108.
Статистическую отчетность по форме N 2 ТП (токсичные отходы) представляют юридические лица, их обособленные подразделения независимо от формы собственности (предприятия, организации и учреждения промышленности, сельского и ряда других отраслей народного хозяйства, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и торговли, на которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются, размещаются токсичные отходы производства и потребления. Учету подлежат все виды токсичных отходов производства и потребления, в том числе пришедшая в негодность продукция, содержащая вредные вещества. Предприятия сельского хозяйства, кроме того, представляют отчет о наличии, образовании и передаче на сторону (для хранения, складирования, обезвреживания) пришедших в негодность или запрещенных к применению пестицидов.
Перечень объектов, отчитывающихся по данной форме, определяется МЧС и экобезопасности РБ и согласовывается с Госкомстатом РБ.
Предприятия направляют отчеты в адрес Госкомстата РБ по согласованию с органами МЧС и экобезопасности РБ.
13.2. МЧС и экобезопасности РБ с целью выполнения функциональных обязанностей имеет право запрашивать и получать от предприятий необходимую информацию, касающуюся их деятельности в области обращения с отходами производства и потребления.
13.3. Руководители и ответственные должностные лица в соответствии с действующим законодательством несут административную ответственность за нарушение установленных сроков и предоставление недостоверной информации в МЧС и экобезопасности РБ и Госкомстат РБ.
14. Плата за размещение отходов производства и потребления
14.1. В соответствии со статьей 9 Экологического кодекса Республики Башкортостан порядок определения платы и ее предельных размеров за размещение отходов производства и потребления на территории Республики Башкортостан устанавливается Кабинетом Министров Республики Башкортостан. Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 февраля 1996 года N 45 "Об утверждении Порядка определения и взимания платы за загрязнение окружающей природной среды" утверждены дифференцированные ставки платы за размещение отходов.
14.2. Плата за размещение отходов взимается с предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, включая иностранные, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Республики Башкортостан.
Плата за размещение отходов, поступающих на специализированные предприятия с целью уничтожения, обезвреживания, переработки, взимается с них в случае невыполнения своих обязательств или несоблюдения требований безопасного хранения принимаемых отходов.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 2 июля 1998 г. N 133 пункт 14.2 настоящих Правил дополнен новым абзацем
Перечень специализированных предприятий определяется МЧС и экобезопасности РБ.
14.3. Плате за размещение подлежат объемы отходов, образованные или принятые от других предприятий, исключая использованные или переданные ими объемы, в отчетном году.
Плата за размещение полностью обезвреженных токсичных отходов взимается как за нетоксичные отходы.
14.4. Размер платы за размещение отходов определятся:
- в пределах установленного лимита размещения отходов;
- сверх установленного лимита размещения отходов, включая их складирование или захоронение, без оформленного в установленном порядке разрешения.
Размер платы за складирование и захоронение отходов без оформленного в установленном порядке разрешения определяется как за сверхлимитное размещение отходов.
14.5. Исходными данными для определения объемов (массы) размещаемых отходов могут служить:
- статистический отчет предприятия по форме 2 ТП - токсичные отходы;
- данные предприятий об образовании и использовании отходов производства и потребления;
- данные о расходе сырья, материалов, топлива;
- проектные нормативы образования отходов;
- материалы проверок, проведенных природоохранными органами, а также другие материалы.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 2 июля 1998 г. N 133 пункт 14.6 настоящих Правил изложен в новой редакции
14.6. При выполнении природоохранных мероприятий, направленных на безопасное размещение отходов, а также сокращение объемов их образования и накопления, размер платы снижается на сумму индексированных в установленном порядке капитальных вложений или с учетом льгот в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 2 июля 1998 г. N 133 настоящие Правила дополнены пунктом 14.7
14.7. За временное накопление отходов на территории предприятия, связанное с формированием транспортной партии для отправки их с целью использования или переработки, при наличии соответствующего разрешения, соблюдения условий, сроков и способов хранения плата за размещение отходов не взимается.
При нарушении установленных условий, сроков и способов хранения отходов плата взимается на общих основаниях.
15. Ответственность за несоблюдение требований при обращении
с отходами
Граждане, должностные лица и юридические лица, независимо организационно-правовой формы, допускающие нарушения требований обращения с отходами производства и потребления, несут ответственность в соответствии с природоохранным и гражданским законодательством Республики Башкортостан.
16. Возмещение ущерба, причиненного при нарушении
требований обращения с отходами
Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие ущерб в результате несоблюдения требований безопасного обращения с отходами производства и потребления, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с природоохранным и гражданским законодательством Республики Башкортостан.
Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности возмещения причиненного вреда.
Приложение N 1
к Правилам
Акт N ____
сдачи отходов, направляемых на объект
для размещения отходов
____________________________________________________________________
(наименование предприятия, сдающего отходы)
____________________________________________________________________
(наименование объекта для размещения отходов)
N п/п |
Наимено- вание отходов |
Масса отхо- дов, т |
Химический состав, класс опасности, характеристика (агрегатное состояние, влажность, летучесть) |
Тара, упаков- ка |
Способ обезврежи- вания, захороне- ния, складирова- ния отходов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
--- | -------- | ------ | ------------------------- | ------- | ----------------- |
Подпись
ответственного работника предприятия
------------------------- линия отреза -----------------------------
Контрольный талон приема отходов N _____
(выдается заказчику, заполняется представителем объекта)
Наименование объекта, принявшего отходы ____________________________
Наименование предприятия, сдавшего отходы __________________________
Лицо, ответственное за сдачу отходов _______________________________
Дата приема ___________________ N автомашины _______________________
Тара _______________________ количество (тонн) _____________________
Наименование отходов _______________________________________________
Лицо, принявшее отходы _____________________________________________
(должность, фамилия, подпись, дата)
М.П.
Приложение N 2
к Правилам
Журнал учета отходов, поступивших на объект
для размещения
N п/п |
Наименование пред- приятия (структур- ного подразделе- ния), организации - владельца отхода |
Наимено- вание отхода |
Класс опас- ности |
Масса отхода, т |
Дата по- ступле- ния от- хода на объект |
Способ обезвре- живания, захо- ронения, скла- дирования отхо- дов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Приложение N 3
к Правилам
Начальнику _________________
территориального управления
ООС МЧС и экобезопасности РБ
Заявка
на установление лимитов размещения отходов производства
и потребления
1. Наименование предприятия, его ведомственная принадлежность:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Адрес предприятия:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Наименование и месторасположение (адрес) объектов, на которых
предполагается размещение отходов, их ведомственная принадлежность:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Подпись руководителя предприятия _____________________
М.П.
Приложение N 4
к Правилам
Методические рекомендации
по разработке и оформлению проекта нормативов образования
и лимитов размещения отходов для предприятия
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов для предприятия (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью упорядочения деятельности предприятий, организаций, учреждений при обосновании и определении нормативов образования отходов и лимитов их размещения на специализированных объектах.
1.2. Разработка и оформление проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов для предприятия (далее - проект) должны производиться и соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
В проект должна быть включая переписка со специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды и другими организациями.
По усмотрению организации - разработчика в проект дополнительно могут быть включены другие приложения, характеризующие деятельность предприятия в области обращения с отходами.
2. Структура и рекомендации по оформлению и содержанию
проекта нормативов образования и лимитов размещения
отходов
2.1. Титульный лист.
Титульный лист является первой страницей проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов и оформляется в соответствии с образцом согласно приложению N 1 к Методическим рекомендациям.
2.2. Список исполнителей.
В списке указываются названия организаций, ответственные исполнители, принимавшие участие в разработке названного проекта, их должности, ученая степень и звание.
2.3. Содержание.
2.4. Общие сведения о предприятии.
В разделе указываются наименование предприятия, его юридический и почтовый адрес, коды по ОКПО, СООГУ и др.
Перечень структурных подразделений предприятия, основных и вспомогательных производств, участков.
Расположение и количество промплощадок предприятия, находящихся в непосредственной близости с ними жилых массивов, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей, городских полигонов промышленных и бытовых отходов, станций перегрузки отходов, накопителей и других объектов.
Наличие за пределами и на территории предприятия площадок временного хранения (складирования) отходов, а также мест временного хранения (складирования) и специализированных объектов размещения отходов согласно приложению N 2 к Методическим рекомендациям. На карте-схеме района расположения объектов размещения отходов должны быть указаны границы санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, территорий заповедников и других охраняемых территорий в радиусе не менее 2-х километров.
2.5. Сведения о предприятии как источнике образования отходов.
2.5.1. Характеристика технологических процессов.
Приводится краткая характеристика основных и вспомогательных производств с представлением технологических схем и указанием основного производственного оборудования, исходного сырья, выпускаемой продукции и образующихся на всех этапах технологического процесса отходов.
Информация представляется по каждому производственному цеху, участку и т.д.
2.5.2. Характеристика образующихся отходов.
Характеристика отходов, образующихся в каждом технологическом процессе производства, представляется в соответствии с приложением N 3 к Методическим рекомендациям. В таблице указываются наименования и классы опасности всех образующихся отходов, приводится их физико-химическая характеристика, указываются опасные свойства отходов, периодичность их образования, места и условия временного хранения.
Информация об очистных сооружениях и образующихся в процессе очистки сточных вод осадках представляется в соответствии с приложением N 4 к Методическим рекомендациям.
Указывать наименования отходов, осуществлять их кодирование и разделение на категории необходимо в соответствии с действующими нормативно-инструктивными документами, определяющими порядок классификации отходов.
В данном разделе необходимо указать, на основании каких документов, с привлечением каких организаций и какими способами установлены классы опасности отходов.
Представляется также следующая информация:
- описание условий сбора и транспортирования отходов из производственных помещений и места временного накопления, последующего хранения на территории предприятия;
- данные о существующем селективном сборе и раздельном хранении отходов.
2.5.3. Расчет нормативов образования отходов.
1. Расчет нормативов образования отходов необходимо производить на основании следующих документов:
- утвержденного технологического регламента;
- утвержденных нормативов расхода сырья;
- материально-сырьевого баланса;
- материалов натурных измерений;
- других документов, регламентирующих процессы образования отходов.
2. Порядок расчета нормативов образования отходов.
Расчеты нормативов образования отходов следует производить отдельно по каждому технологическому процессу (виду производства) в следующей последовательности:
- материально-сырьевой баланс приводится в соответствие с приложением N 5 к Методическим рекомендациям;
- расчет удельных величин образования отходов (расчет по выпуску готовой продукции или по перерабатываемому сырью);
- расчет нормативов образования отходов.
Результаты произведенных расчетов обобщаются в соответствии с приложением N 6 к Методическим рекомендациям.
Для удобства перевода количественных характеристик отходов в различные единицы измерения в таблицах указывается их плотность (переводные коэффициенты).
2.5.4. Сводные данные об отходах производства и потребления, образующихся на предприятии.
В разделе приводятся обобщенные в целом по предприятию результаты количественной и качественной характеристики отходов, образующихся в его структурных подразделениях, в соответствии с приложением N 7 к Методическим рекомендациям.
Информацию необходимо представлять с разделением отходов на отходы производства, отходы потребления и твердые бытовые отходы.
Сведения об отходах производства и отходах потребления формируются с информации о наиболее опасных отходах и далее по степени уменьшения их класса опасности.
Информацию об отходах, обладающих высокой реакционной способностью и несовместимостью, необходимо указать в отдельной таблице.
2.6. Деятельность предприятия по уничтожению, обезвреживанию, переработке и использованию отходов.
В данном разделе следует отразить деятельность предприятия по обезвреживанию, использованию и уничтожению образующихся отходов.
Приводится краткая характеристика имеющихся на предприятии производств (установок) по обезвреживанию, использованию и уничтожению образующихся отходов с представлением технологических схем процессов и указанием основного оборудования, наименований утилизируемых отходов и цели их использования.
В случае передачи отходов сторонним организациям для обезвреживания или использования необходимо указать их юридические адреса, телефоны. Необходимо указать, для каких целей принимаются сторонней организацией (предприятием) отходы.
Обобщенная информация представляется в соответствии с таблицами 1, 2, 3 приложения N 8 к Методическим рекомендациям.
2.7. Перечень, характеристика и объем (масса) отходов производства и потребления, подлежащих размещению.
Указывается перечень, характеристика и объем (масса) отходов, подлежащих размещению на специально предназначенных для этого объектах согласно приложению N 9 к Методическим рекомендациям. В обязательном порядке должного быть представлено заключение о невозможности переработки отходов в настоящее время.
Наличие специализированных объектов (собственных или арендуемых) для размещения отходов как на территории предприятия, так и за его пределами. Их основные характеристики в соответствии с приложением N 8 к Правилам.
2.8. Обоснование временного хранения отходов на территории промплощадок предприятия.
Необходимо представить:
- расчет предельного количества отходов, допустимого к размещению на территории предприятия;
- обоснование периодичности вывоза отходов;
- информацию о наличии отведенных площадок на территории предприятия для временного хранения отходов (площадь, оборудование, обустройство);
- информацию о наличии оборудованного транспорта для перевозки отходов, способах обработки и мест мойки транспорта;
- информацию о наличии лицензии на перевозку опасных отходов транспортным подразделением предприятия или сторонней организацией;
- информацию о наличии инструкций по хранению отходов;
- план действий в случае возникновения аварийных ситуаций;
- правила экологической безопасности при сборе, транспортировании и хранении отходов.
2.9. Оценка воздействия отходов на окружающую среду.
1. Обоснование сети и программы контроля качества окружающей среды на территории предприятия и в других местах размещения отходов. Информацию следует представить в соответствии с приложением N 10 к Методическим рекомендациям.
2. Определение уровня загрязнения атмосферного воздуха в местах размещения отходов.
3. Определение влияния объектов размещения отходов на подземные и поверхностные воды.
4. Оценка состояния почвенного покрова в районе расположения объектов размещения отходов.
2.10. Обоснование лимитов размещения отходов.
Лимиты размещения отходов определяются с учетом:
- обустройства объекта размещения отходов;
- предельных размеров выделяемой площади для складирования и захоронения отходов;
- вместимости, обустройства и сроков эксплуатации объектов размещения отходов;
- способов и условий размещения отходов;
- нормативных объемов образования отходов;
- загрузки производственных мощностей предприятия;
- объемов переработки и реализации отходов;
- другой информации, связанной с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей среды и условия жизни населения.
Сводная информация об установленных лимитах на размещение отходов представляется в соответствии с приложением N 11 к Методическим рекомендациям.
2.11. Мероприятия по достижению (снижению) лимитов размещения отходов.
Плановые мероприятия по достижению (снижению) лимитов размещения отходов должны быть направлены на уменьшение количества образования и размещения отходов, снижение степени их опасности и должны быть оформлены в соответствии с приложением к Методическим рекомендациям.
В разделе необходимо представить:
- предложения по организации селективного сбора и хранения отходов на территории предприятия;
- предложения по первичной обработке и организации переработки (использования) отходов предприятия;
- предложения по снижению степени опасности отходов;
- предложения по обустройству объектов размещения отходов;
- другие предложения, направленные на сокращение объемов производства отходов, увеличение объемов их переработки и безопасное размещение.
3. Заключение.
В заключении приводится перечень директивных и нормативных документов, на основании которых был разработан проект и произведены расчеты нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов на предприятии.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
Образец титульного листа
Ведомственная принадлежность предприятия
Проект
нормативов образования и лимитов размещения отходов
______________________________________
(наименование предприятия)
Исполнитель проекта
Подпись Ф.И.О.
Печать
Руководитель предприятия
Подпись Ф.И.О.
Печать
г. Уфа
Дата
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
Карта-схема предприятия
(ситуационный план)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. /--------------------------------------------------------\ .
. | /------------\ | .
. | | Пруд- | /------------\ | .
. | | отстойник | | Шлакоотвал | | .
. | \------------/ \------------/ | .
. | | .
. | /- | .
. | /--\ | .
. | /---------\ /- 3 | .
. | | Цех N 2 | | | .
. | \---------/ /------------\ | .
. | | \----/ | | .
. | | Цех N 3 | | .
. | /-----------\ \------------/ | .
. | \--| | Цех N 1 | | .
. | \-----------/ | .
. \--------------------------------------------------------/ .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Условные обозначения:
--------- - граница территории предприятия;
. . . . . - санитарно-защитная зона;
3 - площадка временного размещения отходов.
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
Характеристика отходов, образующихся в структурных
подразделениях предприятия
Участок, техпроцесс, вид работ, где образу- ются отходы |
Используе- мые сырье- вые мате- риалы |
Код отхо- дов |
Наимено- вание отходов |
Класс опасности отходов |
Физико-химическая ха- рактеристика отходов |
|
Агрегатное состояние |
Количествен- ный состав отходов |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Физико-химическая характеристика отходов |
Опасные свойства отходов |
Периодичность образования отходов |
Место, усло- вия времен- ного хранения |
||
Растворимость | Летучесть | Влажность | |||
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
Характеристика очистных сооружений и осадков
N | Техноло- гический процесс, приводя- щий к образо- ванию осадка |
Краткая харак- терис- тика очист- ных соору- жений |
Характеристика осадков | Состав оборудо- вания для обезвре- живания осадка |
Возмож- ность утили- зации осадка на пред- приятии |
Предпри- ятие, на которое сдается осадок |
|||
Хим. состав |
Класс опас- ности |
Влаж- ность в % |
Объем т/сут., т/год |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Приложение N 5
к Методическим рекомендациям
Материальный баланс технологического процесса
NN | Наименование сырья и мате- риалов, по- ступающих в производство |
Ед. изм. |
Количество сырья и материалов | |||
поступающих в производство |
выход в продукцию |
выход в брак |
безвозврат- ные потери |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Количество сырья и материалов | |||||
Выброс в атмосферу | Поступление в канализацию |
Поступление на вторичную переработку |
Образующиеся отходы | ||
без очистки |
после очистки |
Наименование отхода |
Количество | ||
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Приложение N 6
к Методическим рекомендациям
Таблица 1
Нормативы образования отходов производства
А. По выпуску готовой продукции
NN | Наимено- вание отхода |
Наимено- вание техпро- цесса, в котором образу- ется от- ход |
Наимено- вание выпуска- емой продук- ции |
Удельная величина образующе- гося отхо- да, т на единицу продукции |
Мощность процесса (количест- во выпуска- емой про- дукции), т/год |
Норматив образо- вания отхода, т/год |
Плотность отхода, кг/куб.м |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Таблица 2
Б. По перерабатываемому (используемому) сырью
NN | Наимено- вание отхода |
Наимено- вание основно- го вида перера- батывае- мого сырья |
Наимено- вание техпро- цесса перера- ботки сырья |
Удельная величина образующе- гося отхо- да, т на единицу перераба- тываемого сырья |
Мощность процесса (количес- тво пере- рабатыва- емого сырья), т/год |
Норматив образо- вания отхода, т/год |
Плотность отхода, кг/куб.м |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Приложение N 7
к Методическим рекомендациям
Сводная информация о количественной и качественной
характеристике отходов, образующихся на предприятии
N | Наиме- нова- ние отхода |
Качест- венный состав |
Класс опас- ности отхо- да |
Место образо- вания отхода (цех, участок и др.) |
Количество отходов, образующихся на предприятии |
При- меча- ние |
||
т/сут. | т/квартал | т/год | ||||||
куб.м/сут. | куб.м/квартал | куб.м/год | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I. Токсичные отходы производства по классам опасности:
1 класс опасности
Итого:
2 класс опасности
Итого:
3 класс опасности
Итого:
4 класс опасности
Итого:
II. Токсичные отходы потребления:
Аналогично I разделу.
III. Нетоксичные отходы:
Итого:
IV. ТБО
Итого по производству в целом:
Приложение N 8
к Методическим рекомендациям
Таблица 1
Информация о деятельности предприятия по использованию,
обезвреживанию образующихся отходов
NN | Наиме- нование отхода |
Класс опас- ности |
Наимено- вание техноло- гическо- го про- цесса, в кото- ром об- разуется отход. Место образо- вания (цех, участок) |
Кол-во образу- ющегося отхода, т/год |
Переработка отходов, т/год | |||||
на собст- венном предприятии |
передано сторонним предприятиям |
всего | % от общего коли- чества |
|||||||
кол- во |
в % от общего коли- чества |
кол- во |
в % от общего коли- чества |
|||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Таблица 2
Информация о переработке и использовании отходов
на собственном предприятии
Наиме- нова- ние отхода |
Класс опас- ности |
Переработка отходов т/год (куб.м/год) с целью: | |||||||
уничтожения | обезвреживания | получения продукции | |||||||
Кол- во |
Метод унич- тоже- ния |
Кол- во |
Краткая характе- ристика техноло- гии обез- вреживания |
Куда направ- ляется отход |
Кол- во |
Краткая характе- ристика техноло- гии |
Наимено- вание продук- ции |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Таблица 3
Информация об отходах, передаваемых для переработки
сторонним предприятиям
Наиме- нова- ние пере- давае- мого отхода |
Класс опас- ности |
Передано отходов т/год (куб.м/год) с целью: | Наимено- вание потреби- теля от- ходов, юриди- ческий адрес, телефон |
||||||
уничтожения | обезвреживания | получения продукции | |||||||
кол- во |
метод унич- тоже- ния |
кол- во |
краткая характе- ристика техноло- гии обез- врежива- ния |
кол- во |
краткая характе- ристика техноло- гии |
наиме- нование получа- емой продук- ции |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Приложение N 9
к Методическим рекомендациям
Расчет количества отходов, подлежащих размещению
N | Код отхо- да |
Наиме- нова- ние отхода |
Кол-во отходов, образую- щихся на предпри- ятии, т |
Кол-во отходов, исполь- зуемых на соб- ственном предпри- ятии, т |
Кол-во отходов, передава- емых дру- гим пред- приятиям для ис- пользова- ния, т |
Кол-во отходов, получае- мых от других предпри- ятий, т |
Кол-во отходов, подлежа- щих раз- мещению, т |
Кол-во отходов, допускае- мых для временного размещения на пром- площадке предприя- тия, т |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Приложение N 10
к Методическим рекомендациям
План-график контроля за состоянием окружающей среды
в местах размещения отходов
Наимено- вание объекта размеще- ния от- ходов |
Место размеще- ния объекта |
Площадь, га |
Контролируемые ингре- диенты по средам: |
Периодич- ность контроля |
Кем осущес- твляется контроль |
||
атмос- фера |
подземные и поверх- ностные воды |
почва | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Приложение N 11
к Методическим рекомендациям
Согласовано: Утверждено:
Руководитель учреждения Начальник территориального
Госсанэпиднадзора РБ управления ОСС МЧС и
______________________ экобезопасности РБ
"__"__________ 199_ г. _______________________
"__"___________ 199_ г.
Лимиты размещения отходов
установлены
________________ на 199_ - 199_ гг.
NN | Наимено- вание отходов |
Класс опас- ности отхо- дов |
Лимиты размещения отходов по годам (тонн) | |||||||||
_______________________ (Наименование объекта размещения отходов) |
________________________ (Наименование объекта размещения отходов) |
|||||||||||
г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
NN | Наимено- вание отходов |
Класс опас- ности отхо- дов |
Лимиты размещения отходов по годам (тонн) | ||||
__________________________________________ (Наименование объекта размещения отходов) |
|||||||
г. | г. | г. | г. | г. | |||
1 | 2 | 3 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
А. Токсичные отходы по классам опасности: __________________________
Итого по каждому классу опасности __________________________________
Итого по всем токсичным отходам ____________________________________
Б. Нетоксичные отходы:
Итого ______________________________________________________________
Подпись уполномоченного работника Подпись руководителя
территориального управления МЧС и предприятия
экобезопасности РБ "__"________ 199_ г.
"__"_________ 199_ г.
Внесено в книгу регистрации лимитов на размещение отходов
территориального управления МЧС и экобезопасности РБ за N _______
"__"__________ 199_ г.
* Количество столбцов - "Наименование объектов..." должно
соответствовать количеству объектов размещения отходов.
Приложение N 12
к Методическим рекомендациям
Плановые мероприятия
по достижению лимитов размещения отходов
(снижение количества образования отходов, степени
опасности, повышение безопасности и эффективности
эксплуатации объектов для размещения отходов)
____________________________________________________________________
(наименование предприятия)
N п/п |
Наименование отходов | Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ожидаемая эффективность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подпись руководителя предприятия ____________________
Приложение N 5
к Правилам
Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической
безопасности Республики Башкортостан
_______________________ территориальное управление ООС
Выдано _____________________________________________________________
____________________________________________________________________
(наименование предприятия, организации, учреждения,
ведомственная принадлежность, реквизиты)
для складирования, захоронения токсичных отходов на
____________________________________________________________________
(наименование объекта)
____________________________________________________________________
Согласование учреждений Госсанэпиднадзора РБ:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Срок действия разрешения:
с "__"________ 199_ г. до "__"_________ 199_ г.
Дата выдачи разрешения "__"_________ 199_ г.
Начальник территориального управления
ООС МЧС и экобезопасности РБ
Приложение N 5а
к Правилам
Перечень и количество промышленных отходов, разрешенных
к размещению
Объект разме- щения отходов и его место- нахождение |
Наимено- вание отхода |
Класс опас- ности |
Агрегат- ное сос- тояние |
Установлен- ный лимит размещения, т |
Количество, разрешенное к размеще- нию, т |
Условия размеще- ния |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Размещение отходов на территории предприятия:
А. На специально оборудованных объектах:
Б. Временное складирование на промплощадке:
II. Размещение отходов на специализированных объектах, принадлежащих предприятию, находящихся за пределами предприятия:
III. Размещение отходов на специализированных объектах, не
принадлежащих предприятию:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Примечание: по каждому объекту перечень размещаемых отходов приводится по классам опасности (начиная с наиболее токсичных отходов). Итоговые показатели размещения отходов подводятся по каждому объекту размещения отходов в разрезе классов опасности, а также в целом по предприятию.
Приложение N 6
к Правилам
Начальнику ________________________
территориального управления ООС МЧС
и экобезопасности РБ
Заявка
на получение разрешения для размещения отходов
1. Наименование предприятия, его ведомственная принадлежность:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Адрес предприятия:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Наименование и месторасположение (адрес) объектов, на которых
предполагается размещение отходов, их ведомственная принадлежность:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Подпись руководителя предприятия ________________________
М.П.
Приложение N 7
к Правилам
Перечень, характеристика и масса отходов производства
и потребления, подлежащих размещению на 1999__ год
NN | Код отхода |
Наимено- вание отхода |
Класс опас- ности |
Наименова- ние техно- логическо- го процес- са, в ре- зультате которого образуется отход |
Физико-химическая характеристика отходов |
|||
агрегат- ное сос- тояние |
содержание основных компонен- тов, в % |
раство- римость в воде, г/100 г воды |
лету- честь |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Норматив- ный объем образова- ния отхо- дов, т |
Движение отходов | Количество временного накопления отходов на территории предприя- тия, т, периодич- ность вы- воза |
Размещение отходов | ||||
Использо- вано от- ходов на собствен- ном пред- приятии, т.т |
Получе- но от других пред- прия- тий, т |
Передано другим предпри- ятиям для ис- пользо- вания, т |
Объект разме- щения |
Установ- ленный лимит размеще- ния, т |
Предпо- лагае- мый к разме- щению объем отхо- дов, т |
||
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
* - В случае, если природопользователь указывает предполагаемый к размещению объем отходов больше установленного лимита, то им дополнительно должно быть представлено обоснование причин неиспользования отходов.
Приложение N 8
к Правилам
Характеристика объекта для размещения отходов
Наименование объекта _______________________________________________
____________________________________________________________________
(полигон, свалка, шламохранилище, промплощадка и др.)
Назначение _________________________________________________________
Месторасположение (адрес), расстояние до населенного пункта,
санитарной, водоохранной зоны ___________________________________________
Ведомственная принадлежность _______________________________________
NN | Характеристика объекта | |
1 | 2 | 3 |
1. | Решение об отводе земли (N, дата) | |
2. | Построено по проекту (N, год, разработчик) | |
3. | Год ввода в эксплуатацию | |
4. | Расчетный срок эксплуатации | |
5. | Вместимость, тыс.куб.м (т) | |
6. | Занимаемая площадь, га | |
7. | Наличие санитарно-защитной зоны, м | |
8. | Защита поверхностных и грунтовых вод (N, дата заключения органов геологии) |
|
9. | Наличие систем защиты: - от воздействия атмосферных осадков, ветра; - сбора и очистки дождевых, талых и дренажных вод и др. |
|
10. | Наличие системы контроля за влиянием объекта на окружающую природную среду |
|
11. | Накоплено отходов по состоянию на ____ тыс.куб.м (т), в т.ч.: - отходов производства по классам опасности, тыс.куб.м (т) - отходов потребления, тыс.куб.м |
|
12. | Условия размещения отходов (вид тары, стеллаж, штабель, навалом и т.д.) |
|
13. | Перечень предприятий, вывозящих отходы на объект | |
14. | Соблюдение правил эксплуатации объекта |
Приложение N 9
к Правилам
Рекомендуемый типовой договор на размещение отходов
"__"________ 199_ г.
Объект для размещения отходов ______________________________________
____________________________________________________________________
(наименование, ведомственная принадлежность)
именуемый в дальнейшем "объект", в лице его руководителя ___________
с одной стороны, и предприятие, сдающее отходы, ____________________
____________________________________________________________________
(наименование, ведомственная принадлежность)
именуемое в дальнейшем "заказчик", в лице его руководителя _________
с другой стороны, заключили между собой договор о нижеследующем:
I. Предмет договора
1. Заказчик сдает, а объект принимает отходы (производственные, бытовые) в соответствии с актом приема-сдачи отходов (прил. 9).
2. Заказчик обязан:
- сдавать отходы в соответствии с установленными правилами транспортировки и упаковки для данного вида отходов;
- соблюдать правила, установленные на объекте.
3. Представители объекта осуществляет прием отходов с ___ часов до ____ часов, в установленные дни приема.
4. Представитель объекта в присутствии представителей заказчика обеспечивает своевременную разгрузку доставленных отходов с использованием механизмов объекта. Обезвреживание и размещение отходов осуществляется силами и средствами объекта.
5. Руководитель объекта имеет право в исключительных случаях, вызванных производственной необходимостью, переносить сроки приема отходов по согласованию с заказчиком.
6. После сдачи опасных промышленных отходов на объект представители объекта заполняют и выдают заказчику контрольный талон о приеме конкретных отходов по форме (приложение N 1).
7. На объекте при приеме отходов заполняется журнал регистрации их поступления.
8. В случае нарушения заказчиком правил транспортировки и сдачи отходов руководитель объекта имеет право прекратить или приостановить выполнение работ, предусмотренных настоящим договором, о чем обязан немедленно проинформировать органы по охране природы, санэпиднадзора и другие специально уполномоченные органы.
II. Условия расчета между заказчиком и объектом:
____________________________________________________________________
III. Порядок разрешения споров
Споры по настоящему договору решаются в установленном порядке.
Примечание. В случае аннулирования разрешения на размещение отходов, произошедшего по вине объекта, он возмещает заказчику ущерб в установленном порядке.
Срок действия настоящего договора __________________.
Настоящий договор составлен и подписан в двух экземплярах, из которых один хранится у заказчика, а другой - на объекте. Оба экземпляра идентичны и имеют силу подлинников.
Юридические адрес договаривающихся сторон:
Руководитель объекта Руководитель предприятия
М.П. подпись М.П. подпись
Копия договора представляется в соответствующие органы по охране природы при подаче заявок для получения разрешения на размещение отходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июня 1997 г. N 129 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Башкортостан"
Правила обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Башкортостан введены в действие с 1 июля 1997 г.
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 марта 2002 г. N 90 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 2 июля 1998 г. N 133