Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 7 июля 1998 г. N 142
"Об утверждении нормативных актов, регламентирующих
деятельность общественных органов правоохранительного
характера в Республике Башкортостан"
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 апреля 2015 г. N 120 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Закона Республики Башкортостан "Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан" Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
- Положение о социально-профилактическом центре по месту жительства граждан;
- Положение о рабочих отрядах содействия милиции в Республике Башкортостан;
- Типовое положение о совете профилактики трудового коллектива.
2. Рекомендовать главам администраций районов и городов Республики Башкортостан разработать и осуществить дополнительные меры по активизации деятельности общественных органов правоохранительного характера.
3. Министерству внутренних дел Республики Башкортостан:
- совместно с Министерством юстиции Республики Башкортостан в течение месяца разработать программу обучения основам правовых знаний членов общественных органов правоохранительного характера;
- организовать на базе городских, районных отделов (управлений) внутренних дел обучение формам и методам охраны общественного порядка и профилактики правонарушений членов общественных органов правоохранительного характера.
4. Министерству печати и массовой информации Республики Башкортостан, Государственной телерадиовещательной компании "Башкортостан" постоянно освещать деятельность общественных органов правоохранительного характера в средствах массовой информации.
Премьер-министр
Республики Башкортостан |
Р.Бакиев |
Управляющий Делами
Кабинета Министров
Республики Башкортостан |
Н.Гафаров |
Положение
о социально-профилактических центрах по месту жительства
граждан
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 7 июля 1998 г. N 142)
1. Общие положения
1.1. Социально-профилактические центры создаются для содействия органам местной власти в обеспечении общественного порядка и профилактики правонарушений по месту жительства граждан в городских микрорайонах и крупных населенных пунктах сельской местности. Они объединяют усилия отрядов содействия милиции, народных дружин, общественных инспекций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, товарищеских судов, домовых (уличных) комитетов, участвующих в обеспечении правопорядка на закрепленной территории.
1.2. За каждым микрорайоном города, района в городе, сельским населенным пунктом решением главы администрации города (района, поселка, села) закрепляются предприятия, учреждения и организации, трудовые коллективы, которые участвуют в работе общественных органов, и создаются необходимые условия для эффективной деятельности социально-профилактических центров.
1.3. Учредителями социально-профилактического центра выступают члены трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, а также граждане и юридические лица - общественные объединения.
1.4. Решения о создании и прекращении деятельности социально-профилактического центра, утверждении его устава, формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на общем собрании учредителей.
1.5. Руководство социально-профилактическим центром осуществляет глава администрации города (района, поселка, села) через своих представителей (должностных лиц), регулярно заслушивая их отчеты о проводимой работе, информацию и сообщения руководителей предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности по вопросам организации помощи в укреплении общественного порядка и профилактике правонарушений.
1.6. Администрация города (района, поселка, села) совместно с территориальным органом внутренних дел оказывает методическую и практическую помощь социально-профилактическому центру в организации его работы.
1.7. Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, расположенные в микрорайоне (населенном пункте), оказывают содействие социально-профилактическим центрам в осуществлении их уставной деятельности.
2. Организационная структура социально-профилактического
центра микрорайона (населенного пункта)
2.1. Реализация задач социально-профилактического центра осуществляется через его совет, состоящий из представителей трудовых коллективов, учреждений культуры, образования, здравоохранения и общественных объединений. Работу совета социально-профилактического центра возглавляет представитель администрации города (района, поселка, села) в закрепленном микрорайоне.
2.2. Состав совета социально-профилактического центра микрорайона (населенного пункта) утверждается собранием учредителей по представлению администрации города (района, поселка, села) сроком на 3 года.
2.3. Заседания советы социально-профилактического центра проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. На заседаниях совета социально-профилактического центра ведется протокол.
2.4. Совет социально-профилактического центра не реже одного раза в год отчитывается о проводимой работе перед населением, а его члены - перед трудовыми коллективами, общественными объединениями и организациями, их рекомендовавшими.
2.5. Организация работы совета социально-профилактического центра осуществляется по перспективным (годовым) и текущим (квартальным) планам.
2.6. Для осуществления эффективной работы совета социально-профилактического центра в его составе создаются секции по основным направлениям его деятельности, а также исходя из местных особенностей и интересов населения.
3. Основные направления деятельности совета
социально-профилактического центра микрорайона (населенного пункта)
3.1. Основными направлениями деятельности совета социально-профилактического центра являются:
- изучение причин и условий, способствующих совершению правонарушений в закрепленном микрорайоне (населенном пункте);
- содействие органам внутренних дел в осуществлении мероприятий, связанных с выявлением лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, нарушающих правила общежития, не занимающихся воспитанием детей либо отрицательно влияющих на них своим поведением, осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
- организация работы и координация действий общественных органов правоохранительного характера, имеющихся в микрорайоне (населенном пункте), по поддержанию общественного порядка и проведению индивидуальной воспитательной работы с правонарушителями и подростками, склонными к совершению правонарушений, осуществление над ними шефства;
- информирование руководителей предприятий, учреждений, организаций, расположенных в микрорайоне (населенном пункте), о причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений;
- проведение собраний, сходов граждан по вопросам укрепления общественного порядка и профилактики правонарушений;
- пропаганда правовых знаний среди населения.
4. Полномочия совета социально-профилактического центра
микрорайона (населенного пункта)
4.1. Совет социально-профилактического центра при выполнении возложенных функций:
- представляет в соответствующие государственные органы, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности предложения по вопросам укрепления общественного порядка, усиления профилактической работы среди членов трудового коллектива;
- заслушивает информацию руководителей предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, расположенных в микрорайоне (населенном пункте), о проводимой ими работе по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- обсуждает поведение отдельных правонарушителей из числа жителей микрорайона (населенного пункта) по поступившим материалам;
- ходатайствует перед администрацией города (района, поселка, села) и по месту работы членов социально-профилактического центра и должностных лиц об их поощрении за добросовестное отношение к выполнению общественных обязанностей.
5. Материально-техническое обеспечение
социально-профилактических центров
5.1. Администрацией города (района, поселка) выделяется помещение для организации работы социально-профилактического центра и общественных органов правоохранительного характера.
5.2. Содержание и ремонт помещений социально-профилактического центра, обеспечение мебелью, канцелярскими товарами, телефонной связью, бланками удостоверений и нагрудными знаками члена общественного органа правоохранительного характера, техническое обслуживание осуществляются за счет средств городского (районного, поселкового, сельского) бюджета, средств учредителей на принципах долевого участия, а также внебюджетных источников и целевых взносов юридических и физических лиц.
Положение
о рабочих отрядах содействия милиции в Республике
Башкортостан
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 7 июля 1998 г. N 142)
1. Общие положения
1.1. Рабочие отряды содействия милиции создаются для защиты прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, предупреждения преступлений и правонарушений.
1.2. Решения о создании и прекращении деятельности рабочих отрядов содействия милиции, утверждении его устава, формировании руководящих органов принимаются на общем собрании учредителей. Учредителями рабочих отрядов содействия милиции могут быть граждане Республики Башкортостан, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения.
1.3. Штатная численность рабочего отряда содействия милиции определяется учредителями на общем собрании. Командир рабочего отряда содействия милиции назначается общим собранием учредителей по представлению администрации района (города).
1.4. Прием в рабочий отряд содействия милиции осуществляется на добровольных началах после подачи письменного заявления на имя командира отряда и изучения деловых, моральных и физических данных кандидата. В рабочий отряд содействия милиции принимаются лица не моложе 18 лет.
1.5. Оперативное руководство рабочим отрядом содействия милиции осуществляет территориальный орган внутренних дел. Руководители отдела внутренних дел регулярно проводят занятия с членами рабочего отряда содействия милиции по основным тактическим приемам обеспечения общественного порядка, проведения профилактической работы с правонарушителями, действиям в экстремальной обстановке.
1.6. Администрация города (района, поселка, села) обеспечивает рабочий отряд содействия милиции необходимыми средствами связи, бланками удостоверений и нагрудными знаками члена рабочего отряда содействия милиции и совместно с территориальным органом внутренних дел оказывает методическую и практическую помощь в организации работы рабочего отряда содействия милиции.
2. Задачи рабочих отрядов содействия милиции
2.1. основными задачами рабочих отрядов содействия милиции являются:
- обеспечение личной безопасности граждан;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- оказание помощи правоохранительным органам в раскрытии конкретных преступлений, борьбе с хулиганством, пьянством, наркоманией, хищениями собственности;
- взаимодействие с советами профилактики трудовых коллективов, социально-профилактическими центрами в микрорайонах и другими общественными формированиями в осуществлении индивидуальной воспитательной работы с правонарушителями.
3. Формы и методы работы рабочих отрядов содействия милиции
3.1. Формами и методами работы рабочих отрядов содействия милиции являются:
- патрулирование на улицах, в парках, скверах и других общественных местах, в том числе совместно с сотрудниками милиции;
- участие в профилактических рейдах, профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел;
- участие в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;
- шефство членов рабочих отрядов содействия милиции над несовершеннолетними правонарушителями.
4. Права членов рабочих отрядов содействия милиции
4.1. Для выполнения возложенных задач по охране общественного порядка и обеспечению личной безопасности граждан членам рабочих отрядов содействия милиции предоставлены следующие права:
- требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
- пресекать правонарушения;
- проверять у правонарушителей документы, удостоверяющие их личность;
- составлять акт о совершенном правонарушении;
- доставлять правонарушителей в милицию или в места расположения общественных органов;
- изымать у правонарушителей предметы, при помощи которых совершаются правонарушения;
- входить в общественные места для преследования скрывшегося правонарушителя, предотвращения и пресечения совершающегося там правонарушения;
- в неотложных случаях пользоваться средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности, общественным объединениям, гражданам;
- при исполнении обязанностей по охране общественного порядка пользоваться правом бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта (за исключением такси) при предъявлении удостоверения;
- в случаях, не терпящих отлагательства, использовать транспортные средства (кроме специальных автомобилей) для доставления в лечебные учреждения лиц, находящихся в беспомощном состоянии, а также лиц, пострадавших в результате несчастного случая или правонарушения и нуждающихся в связи с этим в безотлагательной медицинской помощи;
- при исполнении обязанностей по охране общественного порядка использовать специальные средства и газовое оружие в порядке, установленном законом;
- использовать средства радиосвязи, выданные органами внутренних дел на время проведения мероприятий по охране общественного порядка.
5. Обязанности членов рабочего отряда содействия милиции
5.1. Члены отряда содействия милиции обязаны:
- активно участвовать в охране общественного порядка и профилактике правонарушений;
- быть тактичными, вежливыми и внимательными при выполнении своих служебных обязанностей;
- при обращении граждан оказывать содействие в пресечении преступных посягательств на них;
- своевременно сообщать в органы внутренних дел о ставших известными фактах подготавливаемых или совершенных правонарушений.
6. Меры социальной защиты и льготы, предоставляемые членам рабочих отрядов содействия милиции
6.1. В случае поступления заявления от члена рабочего отряда содействия милиции о посягательстве на его или членов его семьи жизнь, здоровье и имущество в связи с выполнением ими законной деятельности орган внутренних дел обязан принять необходимые меры по обеспечению его безопасности, сохранности принадлежащего ему имущества.
6.2. В случае гибели члена рабочего отряда содействия милиции во время исполнения им обязанностей по охране общественного порядка семье пострадавшего и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие (500 минимальных размеров оплаты труда) и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.
6.3. При получении членом рабочего отряда содействия милиции травмы при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка, повлекшей стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается единовременное пособие (200 минимальных размеров оплаты труда), а при утрате трудоспособности - в установленном законом порядке назначается также пенсия по инвалидности.
7. Финансирование и материально-техническое обеспечение
7.1. Финансирование и материально-техническое обеспечение рабочего отряда содействия милиции может осуществляться за счет средств бюджетов органов местного государственного управления и местного самоуправления, средств соучредителей, внебюджетных источников, а также целевых взносов юридических и физических лиц, других не запрещенных законом поступлений.
8. Право обжалования противоправных действий члена рабочего отряда содействия милиции
8.1. Противоправные действия члена рабочего отряда содействия милиции могут быть обжалованы его руководящему органу, должностному лицу органов внутренних дел, прокурору, в орган местной власти, а также в суд.
9. Ответственность члена рабочего отряда содействия милиции
9.1. За совершение противоправных действий при исполнении возложенных на него обязанностей член рабочего отряда содействия милиции несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.
9.2. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам незаконными действиями члена рабочего отряда содействия милиции, подлежит возмещению им в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Типовое положение
о совете профилактики трудового коллектива
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 7 июля 1998 г. N 142)
1. В учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от форм собственности (далее - предприятие) для воспитания сознательной дисциплины труда, предупреждения правонарушений со стороны членов коллектива, содействия правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и профилактики правонарушений по решению трудового коллектива могут создаваться советы профилактики трудовых коллективов (далее - совет профилактики). Решения о создании совета профилактики, утверждении его устава, формировании руководящих органов принимаются на общем собрании предприятия.
2. С момента принятия указанных решений совет профилактики считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность: приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Законом Республики Башкортостан от 28 июля 1997 года "Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан".
3. Прекращение деятельности совета профилактики осуществляется по решению конференции (съезда) или общего собрания учредителей в соответствии с его уставом.
4. Совет профилактики работает под руководством администрации и профсоюзного комитета предприятия во взаимодействии с другими общественными организациями предприятия, а также правоохранительными и судебными органами. Возглавляет работу совета профилактики председатель (один из руководителей трудового коллектива). В состав совета входят представители профсоюзов, руководители секций совета, а также члены трудового коллектива.
5. Совет профилактики трудового коллектива ведет учет правонарушений, допущенных членами трудового коллектива, и осуществляет индивидуальную воспитательную работу с ними.
6. Совет профилактики не реже одного раза в год отчитывается о проводимой работе и ее результатах перед трудовым коллективом.
7. Для учета и анализа правонарушений в трудовом коллективе, организации эффективной индивидуальной воспитательной работы с правонарушителями в совете профилактики могут создаваться следующие секции:
- секция учета и анализа правонарушений;
- секция профилактики пьянства на производстве;
- секция профилактики хищений на производстве;
- секция индивидуальной воспитательной работы с правонарушителями;
- секция правовой пропаганды.
В зависимости от условий и местных особенностей могут создаваться и другие секции.
8. Секция учета и анализа правонарушений
8.1. Секция учета и анализа правонарушений во взаимодействии с отделом кадров предприятия ведет учет нарушений дисциплины и правонарушений, допущенных работниками данного трудового коллектива. Сведения об этом члены секции получают от руководителей цехов, производств, иных структурных подразделений, из правоохранительных, судебных органов и других источников.
8.2. Секция регулярно информирует о правонарушениях, допущенных членами трудового коллектива, администрацию, профсоюзный комитет, совет профилактики предприятия, вместе с которыми контролирует осуществление общественного воздействия на правонарушителей.
8.3. Секция представляет администрации, профсоюзному комитету предприятия конкретные предложения по вопросам укрепления производственной дисциплины и предупреждения правонарушений со стороны членов трудового коллектива.
9. Секция профилактики пьянства на производстве
9.1. Секция ведет учет и осуществляет воспитательную работу с лицами, допустившими факты появления в нетрезвом состоянии на рабочем месте либо распития спиртных напитков на территории предприятия.
9.2. Секция строит свою работу во взаимодействии со службой охраны предприятия, медицинскими вытрезвителями, участковыми инспекторами милиции, наркологическими кабинетами органов здравоохранения, общественными организациями предприятий.
9.3. Секция представляет администрации, профсоюзному комитету предприятия конкретные предложения по вопросам профилактики пьянства на производстве, организации на предприятии наркологических кабинетов для лечения работников, злоупотребляющих спиртными напитками, содействует лечению их в городских (районных) учреждениях здравоохранения.
10. Секция профилактики хищений собственности
10.1. Секция ведет учет и осуществляет воспитательную работу с лицами, задержанными при хищении материальных ценностей с предприятия.
10.2. Секция строит свою работу во взаимодействии со службой охраны предприятия, подразделениями вневедомственной охраны, участковыми инспекторами органов внутренних дел, общественными организациями предприятий.
10.3. Секция представляет администрации, профсоюзному комитету предприятия конкретные предложения по вопросам сохранности государственной собственности и выпускаемой продукции, технического укрепления мест ее хранения, усиления охраны.
11. Секция индивидуальной воспитательной работы с правонарушителями
11.1. Секция осуществляет индивидуальную воспитательную работу с членами трудового коллектива, склонными к совершению правонарушений. К этой категории должны быть отнесены в первую очередь работники предприятия, состоящие на учете в органах внутренних дел за различные правонарушения.
11.2. Секция проводит свою работу с указанными лицами во взаимодействии с территориальным органом внутренних дел, участковым инспектором милиции и общественными органами правоохранительного характера по месту жительства правонарушителя.
11.3. Для проведения индивидуальной воспитательной работы с правонарушителем решением совета профилактики за нем закрепляется один из работников предприятия.
12. Секция правовой пропаганды
12.1. Секция планирует и организует проведение лекций и диспутов с привлечением представителей правоохранительных органов, средств массовой информации, других заинтересованных ведомств.
В целях профилактики с членами трудового коллектива, склонными к правонарушениям, проводятся индивидуальные разъяснительные беседы.
В зависимости от возможностей предприятие использует другие формы и методы профилактической работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 июля 1998 г. N 142 "Об утверждении нормативных актов, регламентирующих деятельность общественных органов правоохранительного характера в Республике Башкортостан"
Текст постановления опубликован в газете "Известия Башкортостана" NN 27-28 (1905-1906) от 12 февраля 1999 г.; в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 17 (83), ноябрь-декабрь 1998 г., ст. 1157
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 апреля 2015 г. N 120 настоящее постановление признано утратившим силу