Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1998 г. N 156 "Об утверждении Программы создания экономических и правовых условий для развития конкуренции в Республике Башкортостан в 1998-2000 годах"

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Акбашеву З.Х

Премьер-министр

Р.С.Бакиев

 

Управляющий Делами

Н.З.Гафаров

 

Программа
создания экономических и правовых условий для развития
конкуренции в Республике Башкортостан в 1998-2000 годах
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 24 июля 1998 г. N 156)

 

1. Общие положения Программы

 

Программа создания экономических и правовых условий для развития конкуренции в Республике Башкортостан в 1998-2000 годах (далее по тексту - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан, Законом Республики Башкортостан от 14 января 1997 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Республики Башкортостан", Законом Республики Башкортостан от 14 марта 1996 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан", Законом Республики Башкортостан от 1 апреля 1993 года "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Башкортостан от 7 июля 1997 года, и постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 марта 1998 года N 57 "Об утверждении комплексной Программы по реализации в 1998 году основных направлений и положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан "Новые ориентиры нашей государственной политики (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)".

Настоящая Программа разработана исходя из принципа преемственности по отношению к Программе демонополизации и развития конкуренции в Республике Башкортостан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 августа 1994 года N 288, учитывает опыт ее реализации.

Принимая во внимание, что проблема развития конкуренции проблема государственная, а не узковедомственная, действенная и эффективная конкурентная политика может проводиться только всем государством, то есть всеми имеющимися в его распоряжении институтами власти. Программа предполагает объединение усилий различных государственных структур в решении задач развития конкуренции.

Программа базируется на анализе состояния товарных рынков, уточняет место и роль процессов демонополизации экономики и развития конкуренции в системе экономических реформ, устанавливает цели, задачи и приоритетные направления развития конкуренции на товарных рынках Республики Башкортостан, определяет мероприятия по развитию конкуренции на отдельных товарных рынках, включает ожидаемые результаты реализации Программы.

Программа разработана Государственным комитетом Республики Башкортостан по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, деловыми кругами республики.

 

1.1. Цели и задачи Программы

 

Целью настоящей Программы является создание и совершенствование правовых, экономических и других условий, направленных на ускорение формирования устойчивой конкурентной среды на товарных рынках Республики Башкортостан.

Достижение поставленной цели связано с решением экономических проблем переходного периода как на региональном, так и на федеральном уровне. Проблемы формирования конкурентной среды непосредственно связаны с реальной экономической ситуацией в стране в целом и конкретными условиями региона.

Проблема развития конкуренции взаимосвязана с другими явлениями в экономике, такими как инфляция, кризис неплатежей и т.д., но может быть выделена в качестве самостоятельной проблемы переходного периода.

Основной задачей Программы является снижение уровня концентрации монополизированных товарных рынков, формирование и поддержание добросовестной конкуренции.

Снижение уровня концентрации монополизированных товарных рынков - новая задача, устанавливаемая настоящей Программой, в отличие от прежней задачи политики демонополизации экономики, заключавшейся в уменьшении степени концентрации производства.

Изменение акцентов в политике демонополизации связано с:

- исчерпанием возможностей эффективной демонополизации путем разделения коммерческих организаций и их объединений, выделения из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений в процессе приватизации;

- развитием фондового рынка, процессов перераспределения собственности и, как следствие, необходимостью контроля за слияниями и их влиянием на структуру товарных рынков.

Решение указанной задачи предусматривает:

- анализ существующей социально-экономической ситуации в республике, сложившихся товарных рынков, поведения на них хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественной и государственной монополии;

- формирование необходимых организационно-правовых, экономических и иных предпосылок для создания эффективного рынка в республике;

- отработка системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной монополии;

- учет особенностей денежного этапа приватизации в процессе осуществления мер по демонополизации и развития конкуренции;

- формирование системы протекционистских и патерналистских мер по отношению к потенциально конкурентоспособным местным производителям на период вхождения в рынок;

- поддержка любых форм предпринимательства, не противоречащих действующим нормативным правовым актам и способствующих насыщению товарных рынков и развитию конкуренции.

Развитие конкуренции на товарных рынках Республики Башкортостан неразрывно связано с общегосударственной экономической политикой, финансовой стабилизацией, антиинфляционными и другими антикризисными мерами, а также с экспортно-импортной политикой.

1.2. Основные условия, необходимые для реализации
Программы

 

Основными условиями, необходимыми для реализации Программы, являются:

- комплексный подход к решению задач развития конкуренции;

- дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных, отраслевых (продуктовых), региональных особенностей;

- определение по каждому конкретному товарному рынку пределов и уровней демонополизации в зависимости от структуры рынка, его состояния, перспектив развития и других показателей;

- применение широкого спектра правовых, административных и экономических мер: от пресечения злоупотреблений, введения ограничений и регулирования до стимулирования, поддержки и временной защиты отдельных товаропроизводителей;

- координация действий органов государственного управления Республики Башкортостан, органов местного государственного управления в процессе реализации мероприятий по развитию конкуренции и рыночных отношений;

- мониторинг структуры товарных рынков при реализации Программы в целях уточнения правильности выбранных методов развития конкуренции, степени и сроков вмешательства государственных органов в процесс развития товарных рынков и конкуренции;

- преемственность решения проблем демонополизации и развития конкуренции;

- обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.

2. Приоритеты политики развития конкуренции

 

В качестве приоритетов политики развития конкуренции определены следующие:

 

2.1. Продуктовые приоритеты

 

При определении приоритетных групп продукции и соответствующих рынков использованы следующие характеристики:

- уровень концентрации производства;

- принадлежность товара к продукции жизнеобеспечения;

- значимость товара для производства и потребления;

- принадлежность отрасли к специализации республики;

- возможность использования для импортозамещения;

- степень проникновения импорта;

- конкурентоспособность (в том числе потенциальная) на отечественных и мировых рынках;

- уровень стабилизации производства.

Согласно принятым качественным и количественным критериям составлен перечень монополизированных товарных рынков и хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на этих рынках.

 

Хозяйствующие субъекты Товарные рынки
Химическая и нефтехимическая промышленность
АО "Уфанефтехим" Масла дизельные
Масла индустриальные (веретенные)
АО "Уфимский нефтеперерабаты-
вающий завод"
Сера
АО "Салаватнефтеоргсинтез" Карбамид
АО "Сода" Сода кальцинированная
Сода пищевая
СМС
Цемент, в т.ч. сухого производства
Шифер
Гипс
Известняковая мука
АО "Каустик" Сода каустическая
Глицерин технический
АО "Каучук" Каучуки синтетические
ГПП "Химпром" Аминная соль 2, 4-дихлорфенокси-уксусной
кислоты, 50-60-процентный
водорастворимый концентрат
АО "Уфаоргсинтез" Фенол
Этиловый спирт технический
Полиэтилен
АО "Уфимский завод эластомер-
ных материалов, изделий и
конструкций"
Ремни прорезиненные клиновые
АО "Стеклонит" Стеклопластики
АО "Минудобрения" Удобрения фосфатные
Микробиологическая промышленность
АО "Башбиохимкомбинат" Белок кормовой микробиологический
Машиностроение и металлообработка
АО "Свет" Лампы общего назначения
АО "Уфимкабель" Кабели радиочастотные
Кабели шланговые
Провода шланговые
Кабели связи телефонные
Кабели силовые гибкие
Белорецкий завод "Металлист" Гвозди проволочные
Промышленность строительных материалов
АО "Кровля" Мягкая кровля
АО "Башстройдеталь" Окна с тройным остеклением типа ОРУ
АО "Мелеузовский ДОК" То же
АО "Уфимский комбинат строи-
тельных материалов"
Ячеистые бетоны
АО "Термостепс" - Салаватский
завод теплоизоляционных изде-
лий
Плиты минераловатные
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
АО "Завод цементно-стружечных
плит"
Цементно-стружечные плиты
ОАО ЛХК "Башлеспром" Фанера клееная
АО "Уфимская спичечная фабри-
ка"
Спички
Легкая промышленность
ГП "Стерлитамакский кожевен-
но-обувной комбинат"
Хромовые кожтовары
Жесткие кожтовары
ЗАО "Нефтекамское производст-
венное объединение искусст-
венных кож"
Искусственные мягкие кожи
АО "Дубитель" Экстракты дубильные синтетические
Услуги
АО "Башкирнефтепродукт" Обеспечение всеми видами нефтепродуктов
Специализированное государст-
венное производственное пред-
приятие "Башфармация"
Фасовка медикаментов
Реализация медикаментов
ЗАО "Башкирское специализиро-
ванное ремонтно-строительное
управление противопожарных
работ"
Первичная, а также после ремонта, про-
верка и обслуживание дымовых и вентиля-
ционных каналов
Центр стандартизации, метро-
логии и сертификации РБ
Выдача сертификатов соответствия
АО "Южураллифт" Техническое обслуживание и ремонт пасса-
жирских лифтов
АО "Агидель-Лада" Ремонт и техническое обслуживание легко-
вых автомобилей
Авиакомпания "БАЛ" Пассажирские авиаперевозки
ГУП "Башавтотранс" Пассажирские перевозки автомобильным
транспортом
ЗАО "Башбакалея" Фасовка соли пищевой
Башпотребсоюз Товарооборот в сельской местности
Башкирское Республиканское
предприятие по обеспечению
агрозооветтоварами
Снабжение товарами зооветеринарии
Башкирское производственное
объединение по агрохимическо-
му обслуживанию
"Башплодородие"
Снабжение средствами защиты растений
Башкирское государственное
лесотопливное предприятие
"Башлестоп"
Обеспечение твердым топливом населения и
учреждений социальной сферы
Пищевая промышленность
Уфимский завод пиво-безалко-
гольных напитков "Башкирский"
Дрожжи хлебопекарные
АО "Карламанский молочно-кон-
сервный комбинат"
Консервы молочные
АО "Сибайский молочно-кон-
сервный комбинат"
Сухие молочные смеси для детей раннего
возраста
Топливно-энергетический комплекс
АО "Башкирэнерго" Электроснабжение
Уфимское предприятие тепловых
сетей
Теплоснабжение
Республиканское предприятие
"Башкоммунэнерго"
Электроснабжение
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических сетей г. Беле-
бея
Электроснабжение
Муниципальное предприятие
тепловых сетей г. Белебея
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
"Электросеть" г. Белорецка
Электроснабжение
Муниципальное предприятие
"Теплосеть" г. Белорецка
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических сетей г. Бирска
Электроснабжение
Муниципальное предприятие
тепловых сетей г. Бирска
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических и тепловых се-
тей г. Благовещенска
Электроснабжение
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических и тепловых се-
тей г. Давлеканово
Электроснабжение
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических и тепловых се-
тей п. Иглино
Электроснабжение
Теплоснабжение
Дюртюлинское межрайонное
предприятие электрических и
тепловых сетей
Электроснабжение
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических сетей г. Ишим-
бая
Электроснабжение
Муниципальное предприятие
тепловых сетей г. Ишимбая
Теплоснабжение
Муниципальное унитарное пред-
приятие электрических и теп-
ловых сетей г. Кумертау
Электроснабжение
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических сетей г. Мелеу-
за
Электроснабжение
Муниципальное предприятие
тепловых сетей г. Мелеуза
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических сетей г. Нефте-
камска
Электроснабжение
Муниципальное унитарное пред-
приятие тепловых сетей г.
Нефтекамска
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических сетей г. Ок-
тябрьского
Электроснабжение
Муниципальное предприятие
тепловых сетей г. Октябрьско-
го
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических и тепловых се-
тей п. Раевский
Электроснабжение
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических сетей г. Сала-
вата
Электроснабжение
Муниципальное предприятие
тепловых сетей г. Салавата
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических сетей г. Сибая
Электроснабжение
Муниципальное предприятие
тепловых сетей г. Сибая
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических сетей г. Стер-
литамака
Электроснабжение
Муниципальное предприятие
тепловых сетей г. Стерлитама-
ка
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических сетей г. Туйма-
зы
Электроснабжение
Муниципальное предприятие
тепловых сетей г. Туймазы
Теплоснабжение
Муниципальное предприятие
электрических сетей г. Учалы
Электроснабжение
Муниципальное предприятие
электрических и тепловых се-
тей п. Чишмы
Электроснабжение
Теплоснабжение
Предприятие "Баштрансгаз" Газоснабжение
АО "Газ-сервис" Газоснабжение
Башкирское отделение Куйбы-
шевской железной дороги
Электроснабжение
Теплоснабжение
Водоснабжение
Водоотведение
ОАО "Урало-Сибирские магист-
ральные нефтепроводы им.
Д.А.Черняева"
Электроснабжение
Теплоснабжение
Водоснабжение
Водоотведение
АНК "Башнефть" Электроснабжение
Теплоснабжение
Водоснабжение
Водоотведение
Услуги водопроводно-канализационного хозяйства
Республиканское производст-
венное объединение "Башком-
мунводоканал"
Водоснабжение
Водоотведение
Муниципальное предприятие
"Межрайкоммунводоканал" г.
Стерлитамака
Водоснабжение
Водоотведение
Дочернее предприятие "Межрай-
коммунводоканал" г. Салавата
Водоснабжение
Водоотведение
Муниципальное предприятие
"Межрайкоммунводоканал" г.
Ишимбая
Водоснабжение
Водоотведение
Муниципальное предприятие
"Межрайкоммунводоканал" г.
Кумертау
Водоснабжение
Водоотведение
Предприятие "Межрайкоммунво-
доканал" г. Октябрьского
Водоснабжение
Водоотведение
Муниципальное предприятие
"Коммунводоканал" г. Туймазы
Водоснабжение
Водоотведение
Муниципальное предприятие во-
допроводно-канализационных
сетей и сооружений г. Баймака
Водоснабжение
Водоотведение
Муниципальное предприятие
"Водоканал" г. Белорецка
Водоснабжение
Водоотведение
Муниципальное унитарное пред-
приятие "Водоканал" г. Сибая
Водоснабжение
Водоотведение
Предприятие "Учалымежрайком-
мунводоканал"
Водоснабжение
Водоотведение
Муниципальное коммунальное
предприятие "Водоканал" г.
Бирска
Водоснабжение
Водоотведение
Муниципальное предприятие
водоканалхозяйства г. Мелеуза
Водоснабжение
Водоотведение
Муниципальное предприятие
"Коммунводоканал" г. Давлека-
ново
Водоснабжение
Водоотведение
Муниципальное предприятие по
эксплуатации водопроводных и
канализационных сетей
"Альшеевсккоммунводоканал"
Водоотведение
Дочернее предприятие Чишминс-
кий участок водоканалхозяйст-
ва
Водоснабжение
Водоотведение
Муниципальное предприятие по
эксплуатации водопроводных
сетей и сооружений Благоварс-
кого района
Водоснабжение
Муниципальное предприятие
"Иглиноводоканал"
Водоснабжение
Муниципальное предприятие по
эксплуатации водопроводно-
канализационного хозяйства
"Уфаводоканал"
Водоснабжение
Водоотведение
Муниципальное предприятие
"Нефтекамскводоканал"
Водоснабжение
Водоотведение
Услуги общедоступной электрической и почтовой связи
АО фирма "Башинформсвязь" Услуги общедоступной электрической связи
Управление федеральной почто-
вой связи Республики Башкор-
тостан
Услуги почтовой связи
Железнодорожные перевозки
Башкирское отделение Куйбы-
шевской железной дороги
Железнодорожные перевозки

 

По мере проведения исследования и анализа наиболее актуальных, значимых товарных рынков разработанный перечень может быть уточнен Государственным комитетом Республики Башкортостан по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 4 мая 1997 года N 90 "О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов".

В ходе реализации мероприятий по демонополизации монополизированных товарных рынков предполагается осуществить целенаправленное изменение структуры монополизированных товарных рынков и создать базу для эффективной добросовестной конкуренции.

Методы увеличения числа поставщиков на монополизированных товарных рынках должны выбираться в зависимости от типа товара, товарных и географических границ рынка и возможности их расширения, инвестиционной активности на рассматриваемом рынке, возможности создания новых производств и ввоза, в том числе импорта продукции.

Мероприятия по снижению уровня концентрации монополизированных рынков должны проводиться в сочетании с отраслевыми приоритетами.

2.2. Отраслевые приоритеты

 

В качестве отраслевых определены следующие приоритеты:

- осуществление первоочередных мероприятий по демонополизации социально значимых хозяйственных комплексов: водный транспорт, нефтепродуктообеспечение, воздушный транспорт, услуги по агрохимическому обслуживанию, услуги по обеспечению лекарственными средствами, услуги жилищно-коммунального хозяйства;

- разработка предложений по координации действий нескольких органов исполнительной власти по основным межотраслевым рынкам.

2.3. Приоритеты по снижению барьеров входа на рынок
(выхода с рынка)

 

Мероприятия по снижению барьеров входа на рынок (выхода с рынка) новых хозяйствующих субъектов должны включать анализ условий функционирования внутренних рынков, в том числе нормативной базы рынка на ее соответствие антимонопольному законодательству с целью создания организационно-экономических условий для эффективной конкуренции на этих рынках.

2.4. Приоритеты по расширению географических границ
рынков

 

Степень концентрации на монополизированных рынках может быть снижена за счет расширения географических границ рынков путем повышения конкурентоспособности продукции, развития соответствующей инфраструктуры, снижения тарифов на перевозки грузов, способствующих продвижению товаров к потребителям.

2.5. Приоритеты правоприменительной практики при усилении
интеграционных процессов

 

Развитие фондового рынка определяют важность и приоритетность решения задач предупреждения создания, слияния и присоединения объединений коммерческих организаций, слияния и присоединения коммерческих организаций, несовместимых с конкуренцией (статьи 18, 19 Закона Республики Башкортостан от 14 января 1997 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Республики Башкортостан").

Государственное воздействие на интеграционные процессы на рынках осуществляется в рамках антимонопольного законодательства. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

- для эффективной конкуренции экономический размер нового хозяйствующего субъекта рынка должен быть сопоставим с экономическим размером конкурентов на этом рынке;

- процессы создания, слияния, присоединения хозяйствующих субъектов не должны сокращать сферу конкурентных отношений на товарных рынках как по конечной продукции, так по сырью, материалам, комплектующим изделиям, используемым для ее производства (за исключением случаев, связанных с обеспечением государственной экономической и национальной безопасности);

- любые формы объединения хозяйствующих субъектов, осуществляемые в целях координации внешнеэкономической деятельности, не должны сокращать сферу конкурентных отношений на внутренних рынках.

2.6. Приоритеты конкурентной политики в условиях усиления
государственного регулирования деятельности естественных
монополий

 

На ближайший период важнейшим направлением работ по упорядочению государственного регулирования деятельности естественных монополий на региональном уровне является создание правовой нормативной базы и механизма государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий в сфере электро-, тепло-, газоснабжения и услуг водоканализационного хозяйства.

2.7. Приоритеты конкурентной политики в условиях
проведения государственной политики протекционизма и
патернализма

 

В качестве приоритетов конкурентной политики в условиях проведения государственной политики протекционизма и патернализма на ближайший период определены следующие группы продукции:

- производимой хозяйствующими субъектами, имеющими на рынке определенного товара долю более 35 процентов, потенциально конкурентоспособными на этом рынке, не злоупотребляющими доминирующим положением, в том числе путем установления монопольно высоких цен и цен выше мирового уровня на внутреннем рынке;

- производимой (поставляемой) субъектами одного рынка, независимо от их доли на этом рынке, при угрозе его монополизации (достижении доли свыше 35 процентов) новым субъектом рынка.

3. Основные мероприятия по созданию экономических и
правовых условий для развития конкуренции в Республике
Башкортостан в 1998-2000 годах

 

NN Содержание мероприятия Срок
испол-
нения
Ответственный
исполнитель
1. Совершенствование нормативной правовой базы, форм и методов
антимонопольного контроля и регулирования в целях предупреждения
и пресечения злоупотреблений рыночной властью, соглашений и
согласованных действий, имеющих результатом ограничение конкуренции
и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан,
недобросовестной конкуренции
1.1. Разработка проекта закона Республики
Башкортостан "О внесении изменений и
дополнений в Закон Республики Башкорто-
стан "О конкуренции и ограничении моно-
нополистической деятельности на товар-
ных рынках Республики Башкортостан",
предусматривающих:
- введение понятия аффилированные лица;
- классификацию видов льгот, предостав-
ление которых подлежит согласованию с
ГКАП РБ;
- регламентацию порядка и процедуры со-
гласования с ГКАП РБ проектов норма-
тивных правовых актов, в том числе,
законодательных, республиканского и
местного уровня, влияющих на развитие
конкуренции на товарных рынках;
- участие республиканских органов ис-
полнительной власти и органов местной
власти в мероприятиях по предупрежде-
нию возникновения на товарных рынках
монопольно высоких цен и монопольно
низких цен;
- открытость принятия решений республи-
канскими органами исполнительной
власти и органами местной власти,
влияющих на развитие конкуренции на
товарных рынках (лицензирование,
квотирование, предоставление льгот и
преференций, запреты на осуществление
хозяйственной деятельности, ограниче-
ние ввоза, вывоза товаров (работ, ус-
луг), налогообложение, сборы и т.д.);
- обязательное включение программ раз-
вития конкуренции на соответствующих
товарных рынках в планы социально-
экономического развития районов, го-
родов и республики, в целом;
- определение компетенции органов ис-
полнительной власти в части реализа-
ции государственной конкурентной по-
литики и регулирования естественных
монополий
1998-
2000
гг.
ГКАП
Минюст
Минэкономики
Минфин
1.2. Анализ и обобщение правоприменительной
практики в целях формирования библиоте-
ки прецедентов
Посто-
янно
ГКАП
Минюст
Федерация това-
ропроизводителей
РБ
Союз предприни-
мателей РБ
1.3. Разработка методических рекомендаций по
организации системы мониторинга и пре-
дупреждения монопольно высоких цен и
монопольно низких цен
1998-
2000
гг.
ГКАП
1.4. Разработка методических рекомендаций по
снижению и устранению организационных и
экономических барьеров входа на товар-
ные рынки
1998-
2000
гг.
ГКАП
Минэкономики
Минюст
1.5. Разработка методических рекомендаций по
применению ст.ст. 6, 7, 8, 9, 20 Закона
Республики Башкортостан "О конкуренции
и ограничении монополистической дея-
тельности на товарных рынках Республики
Башкортостан"
1998-
1999
гг.
ГКАП
1.6. Разработка методических рекомендаций по
применению ст. 11 Закона Республики
Башкортостан "О конкуренции и ограниче-
нии монополистической деятельности на
товарных рынках Республики Башкорто-
стан"
1998-
1999
гг.
ГКАП
1.7. Разработка предложений по совершенство-
ванию нормативной базы антимонопольного
регулирования в сфере интеллектуальной
собственности на основе норм ГАТТ/ВТО
1998-
2000
гг.
ГКАП
Минэкономики
Минюст
АНОАП (Автоном-
ная некоммерчес-
кая организация
по авторскому
праву РБ)
2. Мероприятия по формированию нормативной правовой базы
государственного контроля и регулирования деятельности
естественных монополий
2.1. Разработка проекта закона Республики
Башкортостан "О локальных естественных
монополиях"
1998-
2000
гг.
Отделы Управле-
ния Делами Каби-
нета Министров
РБ:
ТЭК;
строительства,
транспорта и
коммунального
хозяйства Мин-
экономики
Минфин
Министерство
строительства и
жилищной полити-
ки
ГКАП
2.2. Разработка проекта нормативного право-
вого акта, предусматривающего, в част-
ности, компетенцию органов по регулиро-
ванию деятельности субъектов естествен-
ных монополий; запрет на перекрестное
покрытие затрат на производство за счет
доходов от реализации товаров (работ,
услуг) субъектов естественных монополий
1998-
2000
гг.
Минэкономики
ГКАП
Минфин
Минюст
2.3. Разработка нормативного методического
обеспечения государственного регулиро-
вания на региональном уровне деятель-
ности субъектов естественных монополий
в сферах электро-, тепло-, газоснабже-
ния, услуг водопроводно-канализационно-
го хозяйства
1998-
2000
гг.
Отделы Управле-
ния Делами Каби-
нета Министров
РБ:
ТЭК;
строительства,
транспорта и
коммунального
хозяйства Мин-
экономики
Минфин
Министерство
строительства и
жилищной полити-
ки
ГКАП
3. Мероприятия по формированию рыночной инфраструктуры
3.1. Организация регулярно действующей выс-
тавки товаров и услуг организаций Рес-
публики Башкортостан
По
мере
необ-
ходи-
мости
Отделы Управле-
ния Кабинета Ми-
нистров РБ:
торговли, легкой
промышленности,
платных услуг и
предприниматель-
ства
ТПП
3.2. Создание системы оптовой и мелкооптовой
торговли в Республике Башкортостан
1998-
2000
гг.
МВСТ
Местные админи-
страции
3.3. Разработка предложений по созданию ипо-
течного банка Республики Башкортостан
1999-
2000
гг.
Минфин
Госкомсобствен-
ность
Национальный
банк
Минсельхозпрод
Госкомзем
3.4. Разработка механизма контроля за форми-
рованием и использованием инвестицион-
ных ресурсов по всем хозяйствующим
субъектам вне зависимости от их органи-
зационно-правовой формы и формы собст-
венности (обращая особое внимание на
амортизацию - важнейший инвестиционный
ресурс)
1998-
2000
гг.
Минфин
Госкомсобствен-
ность
Минэкономики
Инвестиционный
совет при Прези-
денте РБ
Национальный
банк
3.5. Организация коммерческих конкурсов на
продажу, аренду, лизинг предприятий,
производственных объектов, земельных
участков
Посто-
янно
Госкомсобствен-
ность
Минфин
Минэкономики
Госкомиссия по
вопросам недви-
жимости и зе-
мельных отноше-
ний при Кабинете
Министров РБ
3.6. Создание эффективной системы обеспече-
ния статистической информацией для уп-
равления процессами рыночной экономики
1998-
1999
гг.
Минэкономики
Госкомстат
3.7. Создание сети маркетинговых, консалтин-
говых и риэлтерских услуг
Посто-
янно
Госкомсобствен-
ность
Минэкономики
Минфин
ГКАП
Местные админи-
страции
Госкомиссия по
вопросам недви-
жимости и зе-
мельных отноше-
ний при Кабинете
Министров РБ
3.8. Анализ зарубежного и отечественного
опыта и разработка механизма развития
рынка интеллектуальной продукции
Посто-
янно
МВСТ
Минэкономики
АНОАП (Автоном-
ная некоммерчес-
кая организация
по авторскому
праву РБ)
Минюст
3.9. Создание и ведение информационных баз
данных по:
- профессиональным участникам рынка
ценных бумаг;
- по эмитентам ценных бумаг;
- по инвестиционным проектам
Посто-
янно
Комиссия по рын-
ку ценных бумаг
3.10. Организация семинаров по рынку ценных
бумаг с привлечением профессиональных
участников рынка ценных бумаг
Посто-
янно
Комиссия по рын-
ку ценных бумаг
Минфин
4. Мероприятия по демонополизации товарных рынков Республики
Башкортостан
4.1. Исследование и выявление монополизиро-
ванных товарных рынков на местном, ре-
гиональном, межрегиональном уровнях.
Формирование перечня монополизированных
товарных рынков
Посто-
янно
ГКАП
Минэкономики
Минфин
Местные админи-
страции
4.2. Анализ возможностей создания конкурент-
ной среды на монополизированных межре-
гиональных, региональных и местных то-
варных рынках
Посто-
янно
Минэкономики
ГКАП
Минфин
Местные админи-
страции
4.3. Разработка мер по демонополизации от-
дельных монополизированных, межрегио-
нальных, региональных и местных товар-
ных рынков в целях:
- реструктуризации хозяйственных ком-
плексов, включающих сферы естествен-
ной монополии, обеспечивающей выделе-
ние субъектов естественной монополии
и создание эффективной системы их го-
сударственного контроля и регулирова-
ния, а также развитие рынков и конку-
ренции в остальной части хозяйствен-
ных комплексов;
- снижения уровня ведомственного моно-
полизма путем внедрения конкурсов,
аукционов и других состязательных
процедур при распределении ограничен-
ных государственных ресурсов или прав
пользования ими;
- стимулирования развития товарных рын-
ков и конкуренции
Посто-
янно
Минэкономики
ГКАП
Минфин
Минсоцзащиты
Местные админи-
страции
4.4. Разработка мероприятий по формированию
конкурентной среды на монополизирован-
ных товарных рынках Республики Башкор-
тостан:
- нефтепродуктов и нефтепродуктообеспе-
чения;
- машиностроительного комплекса;
- водного транспорта;
- воздушного транспорта;
- пассажирских перевозок автомобильным
транспортом;
- услуг жилищно-коммунального хозяйст-
ва;
- строительного комплекса;
- услуг по обеспечению населения лекар-
ственными средствами;
- услуг по агрохимическому обслуживанию
сельского хозяйства
1998-
2000
гг.
Отделы Управле-
ния Делами Каби-
нета Министров:
ТЭК;
машиностроения;
строительства,
транспорта и
коммунального
хозяйства
Госкомсобствен-
ность
Минфин
Минэкономики
Минздрав
Минсоцзащиты
Министерство
строительства и
жилищной полити-
ки
ГКАП
4.5. Разработка проектов постановлений Каби-
нета Министров Республики Башкортостан
о мерах по формированию конкурентной
среды на монополизированных товарных
рынках Республики Башкортостан:
- нефтепродуктов и нефтепродуктообеспе-
чения;
- машиностроительного комплекса;
- водного транспорта;
- воздушного транспорта;
- пассажирских перевозок автомобильным
транспортом;
- услуг жилищно-коммунального хозяйст-
ва;
- строительного комплекса;
- услуг по обеспечению населения лекар-
ственными средствами;
- услуг по агрохимическому обслуживанию
сельского хозяйства
1998-
2000
гг.
Отделы Управле-
ния Делами Каби-
нета Министров:
ТЭК;
машиностроения;
строительства,
транспорта и
коммунального
хозяйства
Госкомсобствен-
ность
Минфин
Минэкономики
Минздрав
Минсоцзащиты
Министерство
строительства и
жилищной полити-
ки
ГКАП
4.6. Разработка проекта указа Президента
Республики Башкортостан "О задачах и
роли органов исполнительной и местной
власти в демонополизации экономики и
развитии конкуренции на товарных рынках
1998-
1999
гг.
ГКАП
Минэкономики
4.7. Анализ состояния инфраструктуры товар-
ных рынков, в первую очередь товаропро-
водящей сети (по основным товарным
группам), и разработка на его основе
программ развития:
- альтернативных потребительской коопе-
рации видов торговли на селе;
- фирменной торговли и сервисной сети
товаропроизводителей;
- муниципальной торговли товарами пов-
седневного спроса
1998-
1999
гг.
МВСТ
ГКАП
Минэкономики
4.8. Осуществление мер по постепенному пере-
ходу к механизму "оценки и подтвержде-
ния соответствия" как более широкой
форме доказательства того, что продук-
ция соответствует заданным требованиям,
развитие добровольной сертификации для
широкого использования ее в малом биз-
несе и для поддержки вывоза продукции
(товаров)
1998-
2000
гг.
ЦСМ
ГКАП
МВСТ
4.9. Разработка Перечня социально значимой
продукции, продукции, имеющей сущест-
венное значение для экономической безо-
пасности Республики Башкортостан и Рос-
сии; анализ ее конкурентоспособности
1998-
2000
гг.
Минэкономики
МВСТ
Минсоцзащиты
Министерство
строительства и
жилищной полити-
ки
ГКАП
4.10. Разработка и реализация программ разви-
тия конкуренции на товарных рынках про-
дуктов, входящих в "минимальную потре-
бительскую корзину", оставшихся монопо-
лизированными или имеющих высокие барь-
еры входа на рынок
1998-
2000
гг.
ГКАП
МВСТ
Минэкономики
4.11. Осуществление контроля структуры товар-
ных рынков, на которых проводились ме-
роприятия по деконцентрации, в целях
обеспечения необратимого перехода к
конкурентному состоянию
Посто-
янно
ГКАП
4.12. Разработка методических рекомендаций по
формированию конкурентной среды на то-
варных рынках Республики Башкортостан
1998-
1999
гг.
ГКАП
5. Мероприятия по развитию рынка ценных бумаг
5.1. Осуществление контроля за соблюдением
эмитентами ценных бумаг правил ведения
реестров акционеров
Посто-
янно
Комиссия по рын-
ку ценных бумаг
ГКАП
Минфин
5.2. Создание и ведение информационной базы
данных об эмитентах и профессиональных
участниках рынка ценных бумаг
Посто-
янно
Комиссия по рын-
ку ценных бумаг
Минфин
5.3. Разработка и внедрение расчетно-депози-
тарной системы Республики Башкортостан
Посто-
янно
Комиссия по рын-
ку ценных бумаг
Минфин
5.4. Осуществление контроля за соблюдением
прав акционеров и инвесторов
Посто-
янно
Комиссия по рын-
ку ценных бумаг
ГКАП
6. Мероприятия по снижению барьеров входа на рынок новых
хозяйствующих субъектов
6.1. В процессе анализа и оценки состояния
конкурентной среды на локальных, регио-
нальных, межрегиональных, отраслевых,
межотраслевых товарных рынках выявлять
наличие административных и экономичес-
ких барьеров входа на рынок новых хо-
зяйствующих субъектов
Посто-
янно
ГКАП
Минэкономики
Местные админи-
страции
6.2. На основе анализа состояния и перспек-
тив развития товарных рынков определять
адекватные меры по устранению или недо-
пущению возникновения барьеров входа на
рынок
Посто-
янно
ГКАП
Минэкономики
Местные админи-
страции
6.3. Проведение анализа и разработка перечня
нормативных актов исполнительной и
местной власти Республики Башкортостан,
создающих или сохраняющих организацион-
ные и экономические барьеры для входа
на товарные рынки республики или выхода
с них и неравные организационные, эко-
номические и финансовые условия для
деятельности хозяйствующих субъектов на
этих рынках, в том числе по вопросам:
- регистрации хозяйствующих субъектов;
- лицензирования деятельности;
- ограничения ввоза и вывоза продукции;
- порядка распределения ресурсов для
производства товарной продукции, ее
транспортировки, хранения и реализа-
ции
Посто-
янно
ГКАП
Минэкономики
Минюст
МВСТ
Местные админи-
страции
6.4. Приведение в соответствие с антимоно-
польным законодательством нормативных
актов органов исполнительной и местной
власти Республики Башкортостан
Посто-
янно
Местные админи-
страции
министерства,
государственные
комитеты и ве-
домства
6.5. Разработка проекта нормативного право-
вого акта об упорядочении лицензирова-
ния отдельных видов деятельности, пре-
дусматривающего сокращение незаконной
практики лицензирования
1998-
1999
гг.
Минэкономики
Минфин
Минюст
ГКАП
6.6. Разработка перечня продукции, развитие
конкурентоспособного производства кото-
рой стимулируется предоставлением нало-
говых льгот на срок до 3 лет от начала
реализации
1998-
2000
гг.
Минэкономики
МВСТ
Минфин
ГКАП
6.7. Разработка методических рекомендаций по
контролю и антимонопольному регулирова-
нию сферы государственных закупок сель-
скохозяйственной продукции (сырья и
продовольствия)
1998-
1999
гг.
ГКАП
Минсельхозпрод
Минэкономики
7. Мероприятия по предупреждению, ограничению и пресечению
монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на
товарных рынках Республики Башкортостан
7.1. Анализ и оценка состояния конкурентной
среды на товарных рынках республики в
соответствии с методическими рекоменда-
циями ГАК России, структурирование рын-
ков по типам
Посто-
янно
ГКАП
7.2. Формирование и ведение реестра хозяйст-
вующих субъектов, имеющих долю на рынке
определенного товара (работ, услуг) бо-
лее 35 процентов
Посто-
янно
ГКАП
7.3. Осуществление антимонопольного контроля
за деятельностью хозяйствующих субъек-
тов, имеющих долю на рынке определенно-
го товара более 35 процентов
Посто-
янно
ГКАП
7.4. Выявление и пресечение актов и действий
органов исполнительной власти и местных
администраций, направленных на ограни-
чение конкуренции
Посто-
янно
ГКАП
7.5. Выявление и пресечение соглашений (со-
гласованных действий) органов власти
управления и антиконкурентных соглаше-
ний ограничивающих конкуренцию
Посто-
янно
ГКАП
7.6. Выявление и пресечение (согласованных
действий) между хозяйствующими субъек-
тами
Посто-
янно
ГКАП
7.7. Осуществление антимонопольного контроля
за созданием, слиянием, реорганизацией
хозяйствующих субъектов
Посто-
янно
ГКАП
7.8. Осуществление антимонопольного контроля
за операциями на рынке ценных бумаг
Посто-
янно
ГКАП
7.9. Осуществление антимонопольного контроля
за созданием финансово-промышленных
групп и другими интеграционными процес-
сами
Посто-
янно
ГКАП
7.10. Совершенствование нормативной базы и
организации работ по лицензированию
1998-
2000
гг.
Госкомиссия по
лицензированию
отдельных видов
деятельности при
Кабинете Минист-
ров РБ
ГКАП
8. Мероприятия по проведению обоснованной политики
республиканского протекционизма и патернализма
8.1. Разработка рекомендаций по отнесению
хозяйствующих субъектов к числу конку-
рентоспособных на конкретных товарных
рынках для принятия обоснованных про-
текционистских и патерналистских мер
1998-
1999
гг.
Минэкономики
МВСТ
ГКАП
Минюст
9.1. Разработка программ поддержки малого
предпринимательства на 1998, 1999 и
2000 годы
1998-
2000
гг.
Межведомственный
совет по под-
держке предпри-
нимательства при
Кабинете Минист-
ров РБ
9.2. Обеспечение выполнения программ поддер-
жки малого предпринимательства на 1998,
1999 и 2000 годы
1998-
2000
гг.
Межведомственный
совет по под-
держке предпри-
нимательства при
Кабинете Минист-
ров РБ
10. Мероприятия по защите прав потребителей
10.1. Разработка программы защиты прав потре-
бителей Республики Башкортостан на
1998-2000 годы
1998
г.
Межведомственная
комиссия по за-
щите прав потре-
бителей при Ка-
бинете Министров
РБ
10.2. Обеспечение выполнения программы защиты
прав потребителей Республики Башкорто-
стан на 1998-2000 годы
1998-
2000
гг.
ГКАП
Органы госуправ-
ления по защите
прав потребите-
лей
10.3. Совершенствование организации работ по
сертификации и контролю за качеством и
безопасностью товаров (работ, услуг)
1998-
2000
гг.
БЦСМ
Органы госуправ-
ления по защите
прав потребите-
лей
11. Мероприятия по информационному обеспечению реализации
государственной конкурентной политики
11.1. Включение в программы Государственной
телерадиокомпании "Башкортостан" осве-
щения проблем конкурентной политики в
Республике Башкортостан, периодических
выступлений ответственных работников по
проблемам конкурентной политики в Рес-
публике Башкортостан
Посто-
янно
Минпечати
ГТРК "Башкорто-
стан"
ГКАП
11.2. Проведение пресс-конференций для журна-
листов по актуальным вопросам конкурен-
тной политики и практики ее осуществле-
ния в Республике Башкортостан
Посто-
янно
Минпечати
Агентство "Баш-
кортостан"
ГКАП
11.3. Освещение на страницах газет практики
работы ГКАП РБ, местных администраций,
хозяйствующих субъектов по соблюдению
антимонопольного законодательства и вы-
полнению программы создания экономичес-
ких и правовых условий для развития
конкуренции в Республике Башкортостан в
1998-2000 годах
Посто-
янно
Минпечати
ГКАП
Редакции газет:
"Известия Баш-
кортостана"
"Советская Баш-
кирия"
"Башкортостан"
11.4. Разработка учебных программ.
Осуществление с сентября 1998 года пре-
подавания в высших учебных заведениях и
учреждениях повышения квалификации Рес-
публики Башкортостан основ государст-
венной антимонопольной политики, конку-
рентного права и законодательства о за-
щите прав потребителей
1998-
2000
гг.
Госкомитет по
науке, высшему и
среднему профес-
сиональному об-
разованию
ГКАП
11.5. Подготовка для государственных служащих
ГКАП РБ пособия по конкурентному праву
1998-
1999
гг.
ГКАП
11.6. Разработка концепции непрерывного по-
требительского образования в Республике
Башкортостан
1998-
1999
гг.
Минобразования
Госкомитет по
науке, высшему и
среднему профес-
сиональному об-
разованию
ГКАП
11.7. Формирование докладов о развитии конку-
ренции, состоянии рынков отдельных то-
варов, защите прав потребителей
Еже-
годно
ГКАП
11.8. Публикация в средствах массовой инфор-
мации сведений о фактах пресечения на-
рушений антимонопольного законодатель-
ства, списков руководителей хозяйствую-
щих субъектов-нарушителей, результатов
примененных санкций
Посто-
янно
Минпечати
ГКАП

 

4. Ресурсное обеспечение Программы

 

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета и бюджетов городов и районов в рамках финансирования государственных органов и специального финансирования, уровень которого ежегодно определяется при формировании республиканского бюджета.

Кроме того, источниками финансирования реализации Программы могут быть:

- часть средств от приватизации государственного и муниципального имущества (5 процентов);

- собственные или заемные средства хозяйствующих субъектов;

- средства акционеров, привлекаемые при создании новых или приватизации существующих предприятий;

- внебюджетные фонды;

- иные источники.

5. Прогнозные оценки реализации Программы

 

Программа нацелена на необратимый переход к конкурентным отношениям на важнейших рынках Республики Башкортостан и включает мероприятия, создающие необходимые для этого условия, а также определяет стратегию деятельности по развитию и поддержанию добросовестной конкуренции на перспективу.

Учитывая значимость проблемы развития конкуренции для экономики, реализация мероприятий будет иметь позитивное влияние на процессы стабилизации и дальнейшего развития экономики республики. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что воздействие макроэкономических факторов может перекрыть прямой эффект мер по развитию конкуренции на конкретных товарных рынках. Тем не менее ожидается, что в результате снижения барьеров для движения товаров и услуг, а также увеличения числа поставщиков на монополизированных товарных рынках улучшит состояние конкурентной среды, увеличит объемы выпуска продукции, пользующейся спросом, возрастет эффективность производства и качество изделий.

Конкуренция на внутреннем рынке служит наиболее сильным стимулом для повышения конкурентоспособности и выхода хозяйствующих субъектов на внешний рынок. Мероприятия, направленные на развитие конкурентных отношений в Республике Башкортостан и Российской Федерации в целом, в первую очередь, установление строгих требований к качеству, безопасности и экологичности продукции, развитие системы сервиса, особенно послепродажного обслуживания потребителей, будут, наряду с другими мерами, содействовать расширению экспорта продукции и закреплению отечественных производителей на мировых рынках.

В результате выполнения работ по реализации Программы ожидается:

- снижение уровня концентрации монополизированных товарных рынков до значений, не препятствующих существованию конкурентных отношений;

- увеличение насыщенности товарных рынков;

- рост числа хозяйствующих субъектов на товарных рынках;

- обеспечение экономической независимости хозяйствующих субъектов;

- сохранение достаточного экономического стимула для хозяйствующих субъектов на важнейших товарных рынках;

- развитие конкурентных отношений на монополизированных рынках;

- стабилизация и начало снижения цен на важнейшие виды товаров и услуг, сдерживание цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1998 г. N 156 "Об утверждении Программы создания экономических и правовых условий для развития конкуренции в Республике Башкортостан в 1998-2000 годах"


Текст постановления официально опубликован не был