Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 18 декабря 1998 г. N 289
"О программе "Леса Башкортостана" на 1997-2000 годы"
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 июня 2017 г. N 290 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях усиления охраны, защиты и воспроизводства лесов, рационального использования лесных ресурсов и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года N 1240 "О федеральной целевой программе "Леса России" Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу "Леса Башкортостана" на 1997-2000 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, государственными заказчиками по соответствующим направлениям Программы - Министерство обороны Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан.
3. Министерству финансов Республики Башкортостан и Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан осуществить финансирование лесовосстановительных мероприятий Программы за счет средств бюджета Республики Башкортостан в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели.
Лесоохранные затраты, включая содержание лесохозяйственного аппарата, финансируются из федерального бюджета в суммах, принятых Федеральной службой лесного хозяйства России.
Первый зам. Премьер-министра |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
Н.З.Гафаров |
Программа
"Леса Башкортостана"
на 1997-2000 годы
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 18 декабря 1998 г. N 289)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа "Леса Башкортостана" на 1997-2000 годы. |
Решение о раз- работке Про- граммы |
Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1240 "О федеральной целевой программе "Леса России" на 1997-2000 годы, постановление Кабинета Министров РБ от 12 января 1998 г. N 3 "Об утверждении концепции со- циально-экономического развития Республики Башкорто- стан до 2005 года". |
Государственные заказчики Про- граммы |
Федеральная служба лесного хозяйства России, Министерство лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ. |
Основные разра- ботчики Про- граммы |
Федеральная служба лесного хозяйства России, Министерство лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ. |
Цели и задачи Программы |
Осуществление комплекса лесоводственных, организацион- но-технических и экономических мер, направленных на сохранение и воспроизводство лесов, повышение их сре- дозащитной и средоформирующей роли, обеспечение по- требностей народного хозяйства в древесной и недревес- ной лесной продукции, обеспечение выполнения междуна- родных обязательств России по защите окружающей среды и сохранению биологического разнообразия лесных эко- систем. |
Основные пока- затели Програм- мы |
- лесоустройство - 1811,6 тыс.га; - лесовосстановление - 96,0 тыс.га; - рубки ухода за лесом в молодняках хозяйственно цен- ных пород - 1023 тыс.га; - рубки ухода за лесом и санитарные рубки в насаждени- ях старших возрастных групп - 2830 тыс.куб.м; - лесопатологический мониторинг - 2401 тыс.га; - проведение мер борьбы в очагах насекомых вредителей леса и болезней леса - 303 тыс.га; - строительство лесохозяйственных дорог - 240 км. |
Сроки реализа- ции Программы |
1997-2000 годы. |
Исполнители Программы |
Федеральная служба лесного хозяйства России, Министерство лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ, Министерство обороны РФ, государственные органы управления лесами на местах. |
Объемы и источ- ники финансиро- вания |
Общий объем финансирования - 602277,0 млн.руб. (в це- нах 1997 г.), в том числе за счет средств федерального бюджета - 134660 млн.руб., бюджета Республики Башкор- тостан и собственных источников - 467611 млн.руб. |
Ожидаемые ко- нечные резуль- таты Программы |
Увеличение площади покрытых лесом земель лесного фонда на 25 тыс.га, в том числе хозяйственно ценных насажде- ний - 24 тыс.га; дополнительное депонирование углерода в воздушный бассейн планеты - 1,1 млн. тонн; выполне- ние лесоустроительных работ в намеченных объемах и ор- ганизация лесного мониторинга обеспечат все уровни уп- равления лесами и лесопользователей оперативной инфор- мацией о лесных ресурсах. |
Контроль за ре- ализацией Про- граммы |
Контроль за ходом работ по выполнению Программы осуще- ствляется Федеральной службой лесного хозяйства Рос- сии, Министерством лесного хозяйства, природных ресур- сов и охраны окружающей среды РБ, Министерством эконо- мики и антимонопольной политики РБ, Министерством фи- нансов РБ. |
1. Цели и задачи Программы
Мероприятия Программы направлены на обеспечение рационального и неистощительного использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.
Основная цель Программы - через систему лесоводственных, организационно-технических и экономических мер уменьшить площадь не покрытых лесом земель, улучшить состояние дубовых лесов, сохранить относительно высокую продуктивность лесов и их роль в экологическом оздоровлении страны, а также выполнять принятые Россией международные соглашения и обязательства в сфере рационального использования, сохранения и воспроизводства лесов.
Учитывая потребность в достоверной и оперативной информации о лесном фонде, а также в информационной системе слежения за изменениями в нем, в Программе рассматриваются вопросы развития и совершенствования лесоустройства и мониторинга лесов. Разработаны меры по материальной и финансовой поддержке службы защиты лесов от вредителей и болезней.
Мероприятия, намечаемые Программой, будут способствовать выполнению международных обязательств России, вытекающих из решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992 год), Конвенций ООН об изменениях климата, о биологическом разнообразии.
Принимая во внимание нестабильный характер экономики страны в настоящее время, срок реализации Программы рассчитан на 1997-2000 годы.
Положения Программы соответствуют требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Республики Башкортостан, другим законодательным и нормативным актам по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов.
При разработке Программы использованы материалы последнего учета лесного фонда (по состоянию на 1 января 1997 года), результаты анализа современного состояния и динамики лесного фонда и развития лесного хозяйства за предшествующий период, предварительные данные по реализации Государственной программы лесовосстановления на 1993-1995 годы, материалы научных исследований и проектных разработок.
2. Современное состояние лесного фонда, лесопользования
и воспроизводства лесов
Общая площадь лесов Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 1997 года составляет 6,3 млн.га, из них 5,7 млн.га, или 90%, составляют леса, находящиеся в ведении Министерства лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан. Почти треть лесов, или 29,2%, отнесены к первой группе лесов. В лесах республики выделены особо охраняемые природные территории (государственные природные заказники, памятники природы, заповедники, природные парки и др.) на площади 706,2 тыс.га. В лесах всех групп исключены из расчета размера главного пользования лесом 1,2 млн.га, в том числе 414,0 тыс.га лесов заповедников и национальных парков.
Леса второй группы занимают 24,5%, леса третьей группы - 46,3%. Из 5,7 млн.га лесов 4,5 млн.га, или 79%, являются горными лесами. Задачи и функции горных лесов близки к задачам и функциям лесов первой группы, так как они выполняют, прежде всего, водоохранную, противоэрозионную и почвозащитную роль.
Существующее разделение лесного фонда на группы и категории защитности указывает и на значительную интенсивность ведения лесного хозяйства, и на высокую защитно-эстетическую роль лесов.
Покрытые лесом земли занимают 5,0 млн.га или 88% общей площади лесов, находящихся в ведении Министерства лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан. По запасу и занимаемой площади хвойные леса (сосна, ель, пихта) занимают 22,6%, твердолиственные (дуб, клен, вяз) - 10,7%, мягколиственные (береза, липа, осина) - 66,7%.
Не покрытые лесом земли составляют 71,5 тыс.га площади лесных земель.
На нелесные земли, представленные в первую очередь сенокосами, пастбищами, дорогами, просеками и прочими коммуникациями, проходящими через лесной фонд, приходится 12%.
Последний учет лесного фонда выявил позитивные изменения в динамике развития лесного фонда республики. На 61 тыс.га увеличились покрытые лесом площади, в том числе 43,4 тыс.га с преобладанием хвойных пород. Одновременно на 49 тыс.га уменьшилась площадь не покрытых лесом земель и составила 71,3 тыс.га.
Из общей площади не покрытых лесом земель 49,6 тыс.га (69,5%) занимают вырубки, 17,1 тыс.га (24,0%) - пустыри и прогалины, 4,6 тыс.га (6,4%) - погибшие насаждения, преимущественно твердолиственных пород (дуб, клен, ильм, вяз). На долю редин приходится 6,0 тыс.га (0,1% площади лесных земель).
Расчетная лесосека по главному пользованию лесом на 1997-2000 годы определена в объеме 10,04 млн.куб.м, из них доступно для освоения 9,96 млн.куб.м. Анализ расчетной лесосеки показывает, что по сравнению с 1993 годом она уменьшилась на 1,99 млн.куб.м, или на 16,5%, по хвойному хозяйству - на 1,07 млн.куб.м (26,1%).
Фактическая заготовка древесины по главному пользованию составила в 1993 году 4084 тыс.куб.м, в 1994 году - 3181 тыс.куб.м, в 1995 году - 3274 тыс.куб.м, в 1996 году - 3018 тыс.куб.м.
Площади сплошных рубок леса и проводимых лесовосстановительных мероприятий сбалансированы, но в 1992-1997 годах из-за резкого сокращения (в 3-4 раза) лесозаготовительных работ объемы лесовосстановления по площади на 8-9 тыс.га превысили объемы рубок главного пользования. Из-за слабой материальной базы лесохозяйственного производства не намечается существенного роста создания лесных культур на основе промышленных методов.
3. Система программных мероприятий
Лесоустройство
Переход к рыночным отношениям в экономике, внедрение в практику аренды участков лесного фонда и других новых форм и процедур организации пользования лесным фондом требуют развития и совершенствования лесоустройства, повышения уровня лесоустроительного проектирования, поиска и внедрения новых технологий лесоустроительных работ.
В организации и проведении работ по устройству, инвентаризации и обследованиям лесов, их научном, материально-техническом обеспечении имеется ряд недостатков и нерешенных проблем, которые препятствуют полному и эффективному выполнению задач, возложенных на лесоустроительную службу.
По состоянию на 1 января 1997 года изученность лесного фонда характеризуется данными, приведенными в таблице 1.
Таблица 1
Изученность лесного фонда
площадь (тыс.га)
Наименование показателей |
Общая площадь |
Проведено лесоуст- ройство |
в т.ч. по давности | Материалы лесоустрой- ства |
||
1-10 | 11-15 | 16-20 | ||||
Всего по РБ | 6301,4 | 6285,7 | 5031,1 | 1133,3 | 121,3 | 15,7 |
В % по давности в т.ч.: |
100 | 79,9 | 18,0 | 1,9 | 0,2 | |
Министерство лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ |
5701,0 | 5701,0 | 4840,0 | 861,0 | - | - |
в % по давности | 100 | 84,9 | 15,1 | - | - |
На всю площадь лесного фонда, находящегося в ведение Министерства лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, имеются проекты организации и развития лесного хозяйства.
Из общей площади лесного фонда (6301,4 тыс.га) на площадь 6164,4 тыс.га (98%) имеются материалы лесоустройства, полученные с использованием наземных методов таксации леса. Причем на 121,3 тыс.га материалы лесоустройства имеют давность изготовления до 20 и более лет. На остальную площадь лесного фонда (15,7 тыс.га), находящуюся в ведении сельхозформирований (колхозы, совхозы, подсобные хозяйства), а также других министерств и ведомств материалов лесоустройства нет. В связи с ежегодными значительными изменениями в лесном фонде эти материалы не могут быть использованы как обязательные нормативно-технические документы для ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования. Накопление устаревших материалов лесоустройства характерно для межхозяйственных лесхозов объединения "Башкирсксельхозлес", Алкинского военного лесничества Минобороны РФ.
С 1992 года положение с обеспечением государственных органов лесного хозяйства и лесопользователей материалами лесоустройства стало резко ухудшаться. Если с 1983 по 1991 годы ежегодные объемы лесоустроительных работ по Министерству лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан и объединению "Башкирсксельхозлес" составляли в среднем около 500 тыс.га, то в 1993 году они снизились до 300 тыс.га. Значительно уменьшились ежегодные объемы лесоустроительных работ в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, лесах государственных природными заповедников и лесах, расположенных на землях обороны. На участках лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, с 1992 года лесоустройство не проводится. При таких объемах работ площадь лесного фонда, на которую имеются устаревшие материалы лесоустройства, будет ежегодно возрастать, что отрицательно скажется на эффективности ведения лесного хозяйства и лесопользования в этих лесах.
Исходя из состояния изученности лесного фонда, несовершенства и давности применявшихся технологий инвентаризации и лесоустройства, а также учитывая потребности лесного хозяйства в достоверной информации о лесном фонде, необходимо:
провести очередное лесоустройство на объектах всех ведомств с данностью разработки проектов лесоустройства более 10 лет на площади 1280,3 тыс.га, в том числе в лесхозах Министерства лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан - 861,2 тыс.га, в лесах, ранее находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций, - 350,0 тыс.га, в лесах, расположенных на землях обороны, - 5,6 тыс.га.
Общая стоимость этих работ определена в сумме 8500 тыс.руб.
Для реализации этих мероприятий необходимо осуществить:
- оснащение лесоустройств современным и персональными компьютерами;
- создание региональных и локальных банков данных;
- разработку методики внесения текущих изменений, исходя из интенсивности ведения лесного хозяйства;
- усовершенствование фотостатметода;
- перевод камерального производства на новое поколение копировально-множительной техники;
- создание автоматизированных технологий составления лесных карт в горных условиях;
- организацию оперативной связи на всех уровнях пользования информацией;
- внедрение полевым портативных компьютеров и навигационных приборов.
Капитальные вложения, необходимые для осуществления производственного строительства, составляют 1578 тыс. рублей, на приобретение оборудования - 778 тыс. рублей. Финансирование капитальных вложений предусматривается осуществить за счет средств федерального бюджета и собственных средств государственных лесоустроительных организаций.
Для проведения научно-исследовательских и опытно-производственных работ потребуется 650 тыс. рублей.
На основе анализа состояния лесного фонда лесоустройство обеспечит информационную основу для реализации республиканской целевой программы "Леса Башкортостана" на 1997-2000 годы.
Мониторинг лесов
В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации и ст. 64 Лесного кодекса Республики Башкортостан намечается развитие мониторинга лесов в целях организации системы наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики развития лесного фонда для осуществления государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и усиления их экологических функций. Правовой основой развития мониторинга лесов являются постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга" и постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 марта 1994 г. N 100 "О создании системы экологического мониторинга Республики Башкортостан", в которых признано необходимым разработать и внедрить систему мониторинга лесов, как составную часть Единой государственной системы экологического мониторинга.
Основными целями программы работ по развитию мониторинга лесов в Республике Башкортостан на период до 2000 года являются:
- разработка единых организационно-методических подходов;
- разработка и создание действующей сети обработки и обмена информацией на уровне лесхоз - Министерство лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан - Федеральная служба лесного хозяйства Российской Федерации;
- отработка методов и средств для всех уровней ведения мониторинга лесов на всей территории Республики Башкортостан.
Условием полноценного функционирования системы мониторинга лесов является создание необходимого технического и программного обеспечения.
В состав работ по развитию мониторинга лесов входит проведение рекогносцировочных обследований, создание и отработка методического обеспечения, проектирование и начало закладки сети пунктов наблюдений, закупка, установка и отладка технических средств.
В 1998 году должен быть составлен план поэтапного внедрения мониторинга лесов, который в соответствии с имеющимися ресурсами, потребностями органов лесного хозяйства и охраны природы установит порядок организации мониторинга на территории лесного фонда Республики Башкортостан на период до 2000 года и далее.
Реализация предлагаемой программы работ позволит:
- создать комплекс программно-методического обеспечения ведения лесного мониторинга на всех уровнях управления лесным хозяйством;
- провести опытно-производственную проверку и создать систему мониторинга лесов на региональном и локальном уровнях;
- внедрить мониторинг лесов на участках лесного фонда с наиболее ценными и подверженными негативным воздействиям насаждениями.
Для обеспечения выполнения работ по организации мониторинга лесов потребуется 2900 тыс. рублей на операционные расходы и 500 тыс. рублей капитальных вложений.
Лесовосстановление и лесоразведение
Основным принципом в воспроизводстве лесов остается обязательное лесовосстановление вырубок и регулируемое, с применением различных способов содействия, естественное возобновление лесов на не покрытых лесом землях.
По данным учета лесного фонда, по состоянию на 1 января 1993 г. не покрытые лесом земли в лесном фонде Башкортостана составили 121,0 тыс.га, они преимущественно сосредоточены в труднодоступных и малонаселенных горных районах. К 1 января 1997 года площади этих земель сократились на 49 тыс.га и составили 71,3 тыс.га. Остаток неосвоенного лесокультурного фонда по состоянию на 1 января 1993 года составлял 41,2 тыс.га и был представлен вырубками мягколиственных пород площадью 29,4 тыс.га, рединами - 2,6 тыс.га, гарями и погибшими насаждениями - 2,1 тыс.га, прогалинами и пустырями - 1,1 тыс.га. За 1993-1996 гг. произошло значительное уменьшение неосвоенного лесокультурного фонда, и он составил 14,6 тыс.га (приложение N 2).
Основными объектами работ по лесовосстановлению будут сплошные вырубки, ежегодный объем которых ожидается в пределах 13,0-13,2 тыс.га. С учетом необходимости восстановления лесов на гарях, вырубках прошлых лет, на площадях погибших лесных культур и ускорения процесса воспроизводства лесов лесовосстановление в целом по Республике Башкортостан на 1997-2000 годы проектируется в объеме 96,0 тыс.га, в том числе посадка и посев леса - 56,0 тыс.га (58,3% общего объема лесовосстановления).
Объемы лесовосстановительных мероприятий приведены в приложении N 2.
От технической оснащенности лесокультурного производства зависит возможность использования крупномерного посадочного материала (саженцев) при создании культур ели, пихты, что повышает их качество и сохранность. Предусматривается довести к 2000 году удельный вес лесных культур темнохвойных пород, создаваемых крупномерным посадочным материалом, до 7 процентов их общего объема. Еще более перспективным направлением является создание лесных культур улучшенным на основании селекционного отбора посадочным материалом.
Объемы внедрения прогрессивных технологий в лесовосстановлении приведены в приложении N 3.
В защите от засух, суховеев, водной и ветровой эрозии нуждается около 1,4 млн.га сельхозугодий, в том числе - более 0,8 млн.га пашни. Необходимо иметь 151 тыс.га защитных лесных насаждений, а создано 109 тыс.га, или 72,2 процента научно обоснованной потребности в них.
Республиканской комплексной программой сохранения и повышения плодородия почв предусматривается заложить 1,6 тыс.га полезащитных лесных полос, 3,2 тыс.га противоэрозионных лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других неудобных местах, провести рубки ухода и реконструкцию защитных насаждений на площади 52 га.
Формирование законченных агролесомелиоративных систем должно осуществляться в первою очередь на территориях, где они дадут наибольший защитный эффект. Это, прежде всего, степные районы Зауралья, лесостепи и степи юго-западной части Предуралья.
Распределение работ по годам приведено в приложении N 4. Указанные работы по защитному лесоразведению и уходу за насаждениями будут выполняться силами лесхозов Министерства лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан по договорам с сельскими хозяйствами за счет средств, выделяемых Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан.
Перевод лесного семеноводства для защитного лесоразведения на селекционно-генетическую основу поможет решить коренной вопрос повышения жизнеспособности и долговечности этих насаждений. Селекционно-семеноводческая работа для защитного лесоразведения должна входить составной частью в общую селекционно-семеноводческую деятельность лесного хозяйства.
Намечается создать лесосеменные плантации - 12 га; архивы клонов и маточных участков - 12 га; испытательные культуры на площади - 6 га, выделить 80 плюсовых деревьев.
Для обеспечения переработки и хранения семян необходимо строительство 4 шишкосушилок производительностью 15 кг хвойных семян в сутки, 4 складов длительного хранения семян хвойных и лиственных пород, а также их оснащение необходимым оборудованием и механизмами.
Имеющаяся площадь питомников (1067 га) обеспечивает потребность в посадочном материале для выполнения намеченных объемов лесокультурных работ, уровень питомнической базы полностью отвечает современным требованиям по решению задач повышения качества и продуктивности создаваемых искусственным путем насаждений.
Площадь орошаемых питомников недостаточна и составляет 19 процентов общей площади питомников. Низкими темпами строятся новые орошаемые питомники в южных степных районах Зауралья, в горно-лесных лесхозах Уфимского плато, где имеется дефицит посадочного материала.
Ежегодная потребность в посадочном материале составит 109 млн.шт., в том числе на лесовосстановление - 104 млн.шт. и на защитное лесоразведение - 5,0 млн.шт.
Программой предусматривается:
- довести к 2000 году выращивание посадочного материала семян, заготовленных на постоянной лесосеменной базе, до __ млн.шт., в том числе с улучшенными наследственными свойства - до 1,6 млн.шт.;
- построить новые постоянные питомники с орошением, отвечающие современным требованиям, площадью 40 га;
- провести реконструкцию существующих питомников на площади 60 га;
- осуществить строительство оросительной сети в существующих питомниках на площади 120 га;
- построить 0,5 га теплиц.
Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки
В период с 1997 по 2000 год ежегодный объем рубок ухода за молодняками предусматривается в размере около 25,4 тыс.га.
По данным лесоустройства, потенциал промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, выборочно-санитарные рубки, рубки реконструкции и иные рубки, связанные с рубкой малоценных древостоев, а также вырубка древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции) в лесах Республики Башкортостан по лесоводственным требованиям составляет 2439,0 тыс.куб.м, а расчетный размер по экономическим и транспортным возможностям лесного хозяйства определен в 997,2 тыс.куб.м, или 41,0%.
В 1996 году при проведении рубок ухода было заготовлено 788,0 тыс.куб.м ликвидной древесины, что составляет 35,2% к расчетному объему по лесоводственным требованиям и 58,7% к расчетному объему по экономическим возможностям.
На 1997-2000 годы средний ежегодный объем промежуточного пользования проектируется в размере 808,0 тыс.куб.м.
Прогноз динамики рубок ухода и санитарных рубок на 1997-2000 годы приводится в приложении N 2.
Защита лесов от вредителей и болезней
Леса республики входят в зону периодических вспышек массового размножения дендрофильных насекомых, инфекционных заболеваний древесных пород. В условиях усиления антропогенной нагрузки на леса, заметного потепления климата проблема поддержания на должном уровне санитарного состояния лесов республики приобретает государственное значение. Сложность решения этой проблемы заключается в большом разнообразии лесорастительных условий Республики Башкортостан, разнообразии видового состава вредителей и болезней леса.
Периодические вспышки массового размножения сибирского, непарного, кольчатого шелкопрядов и монашенки, рыжего соснового пилильщика, сосновой пяденицы, прогрессирующее нарастание очагов корневой губки, появление ряда новых болезней леса, которые раньше не имели хозяйственного значения (тиростромоз липы, бактериальная водянка березы и др.), вызывает необходимость укрепить службу лесозащиты и ее связь с учеными.
Прогнозируемые размеры ослабления и усыхания лесов и площади очагов вредителей и болезней составляют 3% покрытых лесом земель Республики Башкортостан (таблица 2).
Таблица 2
Прогноз площадей с неудовлетворительным санитарным
и лесопатологическим состоянием
тыс.га
Наименование показателей | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Наименование показателей | 3,3 | 3,5 | 4,0 | 4,5 |
Площадь очагов болезней | 116,1 | 125,0 | 140,0 | 150,0 |
Площадь очагов вредителей | 0,090 | 0,08 | 0,08 | 0,08 |
Суммарное усыхание | 29,0 | 26,0 | 25,0 | 25,0 |
Площадь ослабленных лесов | ||||
Всего лесов неудовлетворительного сос- тояния |
148,490 | 154,58 | 169,08 | 179,58 |
На современном этапе уровень лесозащиты в республике достаточно высок, главным образом за счет обеспечения нормального функционирования специализированной службы лесозащитного-аэрозольного отряда.
В то же время стремительное увеличение лесопатологической информации, увеличение видового состава вредителей и болезней леса, площади очагов их распространения, периодическое усыхание ряда древесных пород (дуб, елово-пихтовые, сосновые насаждения), внедрение рыночных отношений требуют коренного совершенствования службы лесозащиты. Необходимо действующую станцию по борьбе с вредителями и болезнями леса реорганизовать в Республиканский центр лесозащиты, оснастить ее современной базой вычислительной техники, лабораторным оборудованием, транспортом и возложить на нее кроме существующих функции лесопатологического контроля и единого центра по сбору и хранению информации о лесопатологическом состоянии лесов, очагов и вспышках массового размножения вредителей и болезней леса.
Для повышения эффективности лесозащитных работ в ближайшие годы необходимо реализовать мероприятия по разработке и внедрению технологии защиты лесов от вредителей и болезней на основе применения современных методов (таблица 2а).
Таблица 2а
Научно-техническое обеспечение лесозащитных работ
Министерства лесного хозяйства, природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики Башкортостан
на 1998-2000 годы
NN | Наименование тем | Исполнители | Объем финанси- рования тыс. рублей |
||
1998 | 1999 | 2000 | |||
1. | Разработка и внедрение технологии при- менения синтетических феро-монов для мониторинга популяции вредных насеко- мых |
Всероссийский научно-иссле- довательский институт лес- ного хозяйст- ва и механи- зации, Уфимский на- учный центр Российской академии на- ук, Министерство лесного хо- зяйства, при- родных ресур- сов и охраны окружающей среды РБ |
70 | 70 | 70 |
2. | Разработка и совершенствование техно- логий и наземного применения химичес- ких и биологических средств защиты ле- са с использованием генератора регули- руемой дисперсности |
80 | 80 | 80 | |
3. | Доработка и внедрение экологически бе- зопасных препаратов для физико-механи- ческого метода борьбы с вредителями леса в насаждениях, где применение ин- сектицидов запрещено по санитарно-ги- гиеническим нормам |
100 | 100 | 100 | |
Итого: | 250 | 250 | 250 |
Необходимые объемы работ по основным направлениям текущей лесозащитной деятельности, затраты, численность лесозащиты, ассигнования на строительство лесозащитных объектов, потребность в технике и оборудовании для лесозащитных работ, средства на их приобретение приведены в приложениях NN 5, 6, таблице N 2б.
Потребность в биопрепаратах составит на 1998-2000 годы ___ литров, а в химических средствах 3000 килограммов.
Таблица 2б
Численность службы лесозащиты
NN | Наименование | Кол-во чел./фонд зарплаты в тыс.руб. |
|||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | ||
1. | Межрайонные инженеры - лесопатологи | 10 | 10 90 |
10 90 |
10 90 |
2. | Специалисты станций защиты леса | 6 | 8 96 |
8 96 |
10 120 |
3. | Работники службы защиты леса лесосеменных станций |
1 7 |
1 9 |
1 9 |
1 9 |
4. | Работники защиты леса в органах управления лесным хозяйством |
1 10 |
1 14 |
1 14 |
1 14 |
5. | Лесопатологи в лесоустроительных экспедици- ях |
- | 1 9 |
1 9 |
1 9 |
Особо охраняемые природные территории Министерства
лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей
среды Республики Башкортостан
В соответствии с Законом РБ "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан" (ст. 6, 11, 12, 16) государственные природные заповедники и национальные парки являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительными учреждениями и не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и финансируются за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
В современных экономических условиях система государственных природных заповедников и национальных парков оказалась в крайне тяжелом положении, и перспективы ее существования вызывают серьезные опасения. Обеспокоенность вызывает возрастающее в этих условиях число нарушений природоохранного режима, в том числе связанных с незаконным лесопользованием, браконьерским охотничьим и рыбным промыслом.
Недостаток средств не позволяет оснастить работников службы по охране государственных природных заповедников и национальных парков эффективными средствами связи, приборами дистанционного наблюдения, качественным табельным оружием, форменным обмундированием, полевым и специальным снаряжением.
Обеспечить сохранность территорий заповедников и национальных парков, а также успешно решать стоящие перед ними задачи возможно только при полноценном государственном финансировании.
В целях обеспечения устойчивого функционирования системы особо охраняемых природных территорий Указами Президентов Российской федерации (от 10 октября 1995 г. N 1032) и Республики Башкортостан (от 21 августа 1995 г. N УП-538) приняты решения о государственной поддержке природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года. В соответствии с разработанными программами государственной поддержки заповедников и национальных парков на развитие системы особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан на период до 2000 года необходимо предусмотреть целевое финансирование в размерах, предусмотренных указанными Программами.
Дорожное строительство
Ведение интенсивного лесного хозяйства, организация рационального лесопользования невозможны без развития сети путей транспорта в лесном фонде.
В настоящее время в Республике Башкортостан сеть транспорта недостаточна и составляет 0,69 км на 100 га лесного фонда.
Недостаточная густота дорожной сети, преобладание (80%) дорог в плохом техническом состоянии не позволяют обеспечить проведение работ по лесовосстановлению и уходу за молодыми лесами.
Объем строительства дорог за последние годы значительно сократился.
В 1997-2000 годах необходимо построить 120 км дорог лесохозяйственного назначения.
Затраты на строительство лесохозяйственных дорог в 1997-2000 годах должны составить 9300 млн. рублей ежегодно.
4. Организация государственной лесной охраны
В целях обеспечения действенного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов настоящей Программой предусматривается:
- численность государственной лесной охраны республики довести до 4060 человек;
- обеспечить работников гослесохраны служебным огнестрельным оружием (1050 единиц) и форменным обмундированием (8464 комплектов);
- приобрести и направить в лесхозы 43 автомобиля, 280 мотоциклов типа "Урал", 9 лодок с моторами;
- построить в лесхозах республики более 40 контор и кордонов;
- для обеспечения регулярной оперативной связи приобрести и направить в хозяйства 72 радиостанции УКВ- и КВ-диапазона.
5. Научно-техническое обеспечение
Реализация Программы базируется на оперативном внедрении в лесном хозяйстве результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых отраслевыми научно-исследовательскими и проектными учреждениями. В разработке проблем лесоводства, лесоведения и агролесомелиорации принимает участие лаборатория лесоведения Уфимского научного центра Российской академии наук. Тематика НИР и ОКР на 1998-2000 годы охватывает актуальные проблемы лесного хозяйства, сгруппированные по следующим крупным научным направлениям:
- научные основы многоресурсного лесоуправления и формирования модели устойчивого развития лесного комплекса лесных отраслей в условиях рыночной экономики;
- оптимизация развития, размещения и организации многоцелевого лесного хозяйства и высокопродуктивного неистощительного лесопользования;
- разработка экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности насаждений, в том числе в районах техногенного загрязнения и реликтовых экосистем;
- совершенствование экологически безопасных технологий для лесовосстановления на промышленной и селекционно-генетической основе;
- совершенствование систем контроля и прогнозирования развития и распространения очагов вредных насекомых и болезней леса, разработка эффективных способов лесозащиты с применением экологически безопасных средств;
- разработка специальных энергетических средств для лесного хозяйства, удовлетворяющих лесоводственно-экологическим и экономическим требованиям;
- разработка эффективных технологий и методов ведения лесного хозяйства на основе комплексного применения экологически безопасных химических средств;
- разработка системы социального развития отрасли, профилактики и охраны труда в лесном хозяйстве;
- разработка основ научного и информационного обеспечения отрасли.
Одна из важных проблем лесного хозяйства - выполнение международных обязательств России, вытекающих из решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992 год). Эти обязательства затрагивают вопросы охраны и устойчивого развития лесов, сохранения разнообразия лесных экосистем, вопросы регулирования климата в связи с добавлением углекислого газа в атмосфере, в т.ч. и в Республике Башкортостан.
В лесном хозяйстве республики использование вычислительной техники для государственного учета лесного фонда, решение многочисленных лесоустроительных и лесохозяйственных задач в настоящее время составляет около 6% от необходимого уровня.
Разработанный проект программы информатизации лесного хозяйства до 2005 года (включая лесхозы) предусматривает общие затраты в объеме 2,0 млн. рублей, в том числе капитальные вложения в объеме 1,5 млн. рублей. При включении в программу информатизации лесного хозяйства лесничеств затраты достигнут 6,0 млн. рублей. Затраты на информатизацию отрасли на 1997-2000 годы должны составить 1,0 млн. рублей, в том числе капитальные вложения на приобретение компьютерной техники - 0,8 млн. рублей.
В условиях рыночной экономики предполагается совершенствовать принципы управления лесным хозяйством.
Состояние отраслевой науки не соответствует роли и месту лесного хозяйства в экономике Республики Башкортостан. Недостаточное финансовое обеспечение проводимых исследований не позволяет своевременно и качественно решать задачи по научному обеспечению отрасли. Устарело физически и морально оборудование, необходимы капиталовложения для технического оснащения новых научных направлений.
Разобщенность исследовательских учреждений, учебными заведений, занимающихся разработкой лесной проблематики, отсутствие надлежащей координации, слабая связь с производственными структурами затрудняют оперативный обмен информацией и не дают возможности с достаточной эффективностью использовать результаты научных разработок в практике лесного хозяйства, в охране окружающей среды.
Объединяющим началом по концентрации и координации научно-исследовательских, проектно-изыскательских работ по проблемам леса должно стать Министерство лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, образовав в своем составе специальные структурные подразделения.
Вышеуказанное даст возможность преодолеть ведомственную разобщенность, более эффективно использовать научный потенциал, обобщить необходимую информацию по фундаментальным и прикладным исследованиям в области структурно-функциональной организации лесных экосистем, их ресурсного и возобновительного потенциала, средостабилизирующих функций, разработать систему рационального лесопользования, принципов использования лесных насаждений для улучшения окружающей среды, обеспечить рациональное ведение лесного хозяйства с учетом природной специфики Республики Башкортостан.
6. Ресурсное обеспечение
Потребность в финансировании расходов на выполнение
программных мероприятий
Общая минимально необходимая потребность в операционных расходах на выполнение программных мероприятий на период 1997-2000 годов в ценах 1997 года составляет 584368 млн. рублей, в том числе по Министерству лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан - 534288 млн. рублей (таблицы 3, 4).
Учитывая сложную финансовую ситуацию в стране, в перечень объектов строительства в период 1997-2000 годов включено минимально необходимое количество производственных и административных зданий и сооружений.
Общее количество объектов строительства, приобретаемых технических средств и сумма расходов, предусматриваемых в Программе на 1997-2000 годы, составляют примерно одну десятую часть от заявленных на этот период органами лесного хозяйства.
Таблица 3
Общая потребность в расходах
(тыс.руб.)
1997 год* | 1998 год** | 1999 год | 2000 год | |
Затраты на операционные рас- ходы - всего, из них: |
114514 | 130414 | 169390 | 170050 |
Министерство лесного хозяйст- ва, природных ресурсов и ох- раны окружающей среды РБ |
105563 ------ 94483 |
|||
Министерство сельского хозяй- ства и продовольствия РБ |
11080 | 13000 | 13000 | 13000 |
Капитальные вложения - всего, из них: |
4739 | 2350 | 3200 | 6500 |
Министерство лесного хозяйст- ва, природных ресурсов и ох- раны окружающей среды РБ |
4739 | 2350 | 3200 | 6500 |
НИОКР - всего, из них: |
360 | 380 | 400 | |
Министерство лесного хозяйст- ва, природных ресурсов и ох- раны окружающей среды РБ |
360 | 380 | 400 | |
Всего расходов: из них: |
119253 ------ 110302 |
133124 | 172950 | 176950 |
Министерство лесного хозяйст- ва, природных ресурсов и ох- раны окружающей среды РБ |
108173 ------ 99222 |
120124 |
159950 |
163950 |
Министерство сельского хозяй- ства и продовольствия РБ |
11080 | 13000 | 13000 | 13000 |
* - По объемам финансирования, предусмотренным на 1997 год, и фактически профинансировано.
** - С учетом компенсационных выплат в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 20 июня 1997 г. N 128 "О компенсационных выплатах работникам организаций бюджетной сферы":
1997 год - 13,4 тыс. рублей;
1998 год - 26,8 тыс. рублей;
1999 год - 26,8 тыс. рублей;
2000 год - 26,8 тыс. рублей.
Таблица 4
Минимально необходимая потребность в операционных
расходах по Министерству лесного хозяйства, природных
ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Башкортостан по видам лесохозяйственной деятельности
на 1997-2000 годы
тыс. рублей
Мероприятия | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год |
Лесоустройство и лесной монито- ринг |
946 | 824 | 2222 | 2300 |
Рубки ухода и другие лесохозяй- ственные работы (кроме строите- льства лесохозяйственных дорог) |
16748 | 18874 | 33733 | 33900 |
Лесовосстановление | 24401 | 27390 | 36504 | 36700 |
Наземная охрана лесов | 5418 | 6101 | 7221 | 7260 |
Лесозащитные работы | 794 | 915 | 2899 | 2900 |
Гидромелиоративные работы и строительство лесохозяйственных дорог |
197 | 250 | 3814 | 3820 |
Проектно-изыскательские работы | 2 | 450 | 667 | 670 |
Итого производственных затрат | 48506 | 54804 | 87060 | 87550 |
Содержание органов и организа- ций лесного хозяйства |
54928 | 62610 | 69330 | 69500 |
Прочие расходы | ||||
Всего расходов: | 103434 | 117414 | 156390 | 157050 |
В целом по Министерству лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан в 1996 году общие затраты по источникам финансирования сформировались следующим образом: за счет доли налогов, причитающихся к перечислению в бюджет Российской Федерации, 79780 тыс. рублей (79,4%); собственные средства лесхозов - 20720 тыс. рублей (20,6%) (таблица 5).
В 1997 году бюджетное финансирование было резко сокращено. Без учета компенсационных выплат профинансировано 45720 тыс. рублей, или со снижением на 34060 тыс. рублей (43%).
Общая сумма платежей в виде арендной платы и лесных податей в 1996 году составила 5868 тыс. рублей, или менее 2 рублей в расчете на 1 куб.м древесины, отпускаемой на корню.
В общих затратах на операционные расходы производственные затраты составляют 61,2%, затраты на содержание организаций лесного хозяйства, включая лесхозы, составляют ___.
Одной из проблем лесного хозяйства является недостаточность и износ производственной базы лесхозов. Так, например, наличие кордонов составляет 6% потребности, служебных помещений для лесхозов - 73%, для лесничеств - 63,4%, остальные расположены в ветхих приспособленных помещениях.
Практически около 85% лесничеств не имеют необходимых производственных зданий и сооружений. Кроме того, износ основных фондов в среднем превышает 45-55%, а их активной части - свыше 60%.
Таблица 5
Потребность в расходах по источникам финансирования
тыс. рублей
1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год | 1997- 2000 гг. |
|
Общая потребность в расходах - всего, из них: |
119253 | 133124 | 172950 | 176950 | 602277 |
- федеральный бюджет | - | 67330 | 67330 | 134660 | |
- ассигнования из бюд- жета РБ |
83631 | 97124 | 64420 | 67420 | 313595 |
- собственные средства | 35622 | 36000 | 41200 | 41200 | 154022 |
в т.ч. Министерство лесного хозяйства, при- родных ресурсов и охра- ны окружающей среды РБ |
108173 | 120124 | 159950 | 163950 | 552197 |
федеральный бюджет | - | - | 67330 | 67330 | 134660 |
из них: | |||||
- бюджет РБ | 73751 | 85324 | 52620 | 56620 | 268315 |
- федеральный бюджет | - | - | - | - | - |
- собственные средства | 25500 | 27900 | 28400 | 28900 | 110700 |
Министерство сельского хозяйства и продоволь- ствия РБ - всего |
11080 | 13000 | 13000 | 13000 | 50080 |
федеральный бюджет | - | - | - | - | - |
бюджет РБ | 9880 | 11800 | 11800 | 11800 | 45280 |
собственные средства | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 4800 |
Механизм финансового обеспечения и анализ доходности
лесного хозяйства
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Республики Башкортостан, а также Федеральной целевой программой "Леса России" на 1997-2000 годы учтен новый порядок распределения и использования средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, и финансирования лесного хозяйства. Расходы на содержание территориальных органов управления лесами, национальных парков, осуществление мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, осушению лесных площадей, устройству оросительных сетей, их содержанию и ремонту, семеноводство, ведение мониторинга лесов, ведение государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда, лесоустройство, научно-исследовательские и проектные работы в области лесного хозяйства, подготовку кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, развитие социальной сферы лесного хозяйства предусмотрено финансировать из федерального бюджета. Подобные затраты на ведение лесного хозяйства в лесах, переданных в пользование сельскохозяйственным организациям, и лесах, расположенных на землях обороны, также финансируются из средств федерального бюджета.
Расходы на воспроизводство лесов предусмотрено финансировать из средств бюджета Республики Башкортостан.
Федеральной службой лесного хозяйства России разработаны нормативы затрат на мероприятия по лесовосстановлению и уходу за лесами по регионам и лесорастительным зонам, на основе которых в Республике Башкортостан будут определяться необходимые расходы на воспроизводство лесов.
В соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Российской Федерации предполагается следующее распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом.
В федеральный бюджет поступает 40% лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 60%.
Часть лесных податей и арендной платы за древесину, отпускаемую на корню, за исключением лесных податей и арендной платы по минимальным ставкам лесных податей, поступает лесхозу Министерства лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, приравнивается к бюджетным средствам и используется для нужд лесного хозяйства.
Плата за древесину, отпускаемую на корню, в настоящее время чрезвычайно низка, ее удельный вес в цене заготовленной древесины в круглом виде не превышает 1-2%, в то время как в зарубежных странах он достигает 30 и даже 50%.
Причины низкого уровня платежей за пользование лесным фондом следующие:
- спад производства в лесной промышленности и других отраслях, вызвавший резкое сокращение (в 2-3 раза) объема заготовок древесины;
- пониженный спрос на древесину и продукцию ее переработки из-за низкой покупательной способности предприятий и населения;
- большая доля в лесосечном фонде мелкотоварной и лиственной древесины, не имеющей достаточного сбыта;
- большие транспортные расходы по доставке лесоматериалов в районы потребления;
- недостаточная подготовленность специалистов на местах для работы в условиях рынка;
- незаинтересованность органов государственного управления лесным хозяйством в сборе лесных податей, по закону им не принадлежащих.
В соответствии с Федеральной целевой программой развития лесопромышленного комплекса Российской федерации (1996-2005 годы) отпуск древесины на корню должен возрасти по сравнению с 1997 годом на 30%. Минимальные ставки лесных податей предполагается увеличить в 2,4 раза, а превышение конкретных (фактических) ставок над минимальными - на 100% (таблица 6).
Таблица 6
Прогноз отпуска древесины на корню и ставок лесных податей
Показатели | Ед.изм. | 1998 г. | 2000 г. |
Отпуск древесины на корню | тыс.куб.м | 2700 | 4000 |
Средняя минимальная ставка податей на дре- весину на корню |
руб./куб.м | 6,6 | 15,85 |
Средняя ставка лесных податей на древесину на корню по Министерству лесного хозяйст- ва, природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ |
- " - | 6,6 | 25,00 |
Превышение конкретных ставок над минималь- ными |
% | - | 57,7 |
Отчисления в федеральный бюджет и бюджеты районов Республики Башкортостан за 1997-2000 годы возрастут.
Почти в 2,7 раза увеличатся поступления в лесхозы от разницы платежей за пользование древесиной по минимальным и конкретным (фактическим) ставкам лесных податей (таблица 7).
Таблица 7
Поступление платежей за пользование древесиной
тыс. рублей
Показатели | 1998 год | 2000 год |
Объемы платежей за древесину, отпускаемую на корню по минимальным ставкам в т.ч. поступает: |
36464 | 100000 |
- в федеральный бюджет | 7385 | 25360 |
- в бюджеты РБ | 11079 | 38040 |
Поступает лесхозам от разницы стоимости древесины, отпускаемой на корню по конкретным и минимальным ставкам |
18000 | 36600 |
К 2000 году лесной доход за пользование древесиной может достигнуть 61% потребности финансирования на лесное хозяйство (таблица 8).
Таблица 8
Поступление финансовых средств и доходов лесного хозяйства
тыс. рублей
Показатели | 1998 г. | 2000 г. |
Потребность в затратах на реализацию Программы - все- го |
120124 | 163950 |
Поступления от платежей за пользование древесиной - всего, в т.ч. |
18464 | 100000 |
- в федеральный бюджет | - | 19020 |
- в бюджеты РБ | 18464 | 28530 |
- лесхозам для нужд лесного хозяйства | - | 52450 |
В долгосрочной перспективе, по мере общего экономического роста в стране, можно ожидать многократного увеличения доходности лесного хозяйства за счет повышения минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и увеличения отпуска древесины по рубкам главного пользования. Лесное хозяйство будет не только способным окупать собственные затраты, но также давать значительные средства в доходную часть бюджетов Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Трудовые ресурсы
Потребность в работниках государственной лесной охраны, исходя из материалов лесоустройства на 1 января 1997 г., составляет: лесников - 2698, мастеров леса - 511 и лесничих - 231. В настоящее время фактическая численность лесников и лесничих соответствует материалам лесоустройства (таблица 9).
На выполнении требуемых объемов работ в лесном хозяйстве должно быть занято 6208 рабочих, фактическая численность рабочих, занятых в лесном хозяйстве, в 1,3 раза ниже по причине недостаточного финансирования отрасли, при этом часть технологических операций, предусмотренных технологическими картами, не выполняется, что приводит к снижению качества работ.
Программой предусматривается к 2000 году довести численность рабочих в лесном хозяйстве с 3990 до 6208 человек, значительно увеличить количество руководителей и специалистов лесного хозяйства. Увеличение численности рабочих и специалистов, занятых в лесном хозяйстве, поможет не только улучшить ведение лесного хозяйства, но и снизит остроту социальных проблем, связанных с безработицей.
Таблица 9
Численность работников лесного хозяйства
чел.
Показатели | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Среднесписочная численность работ- ников - всего, в том числе: |
10301 | 10401 | 11095 | 12428 |
- рабочие | 4400 | 4900 | 5000 | 6208 |
- лесники | 2698 | 2698 | 2780 | 2840 |
- руководители и специалисты | 2461 | 2461 | 2550 | 2600 |
из них: | ||||
- мастера | 511 | 511 | 530 | 540 |
- лесничие | 231 | 231 | 235 | 240 |
Выполнение Программы обеспечивается действующей в лесном хозяйстве системой подготовки кадров.
Затраты средств на подготовку кадров в 1997-2000 годах составят около 1 млн. рублей, в том числе на профессиональную ориентацию в школьных лесничествах - 100 тыс. рублей; на подготовку и повышение квалификации рабочим - 250 тыс. рублей; подготовку и повышение квалификации специалистов в вузах и техникумах - 250 тыс. рублей.
7. Организация управления и контроля за ходом реализации
Программы
Выполнение республиканской целевой программы "Леса Башкортостана" на 1997-2000 годы возлагается на Министерство лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, органы Министерства обороны Российской Федерации, администрации районов Республики Башкортостан, лесхозы и другие государственные органы управления лесами.
Намеченные Программой показатели реализуют соответствующие структурные подразделения Министерства хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан - органы государственного управления лесным хозяйством.
Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется федеральными органами управления лесным хозяйством, Министерством лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан и органами исполнительной власти Республики Башкортостан.
В соответствии с Лесными кодексами Российской Федерации и Республики Башкортостан в лесном хозяйстве разрабатываются и вводятся в действие отраслевые и региональные нормативно-технические документы, регламентирующие использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов.
В целях реализации Программы предусматривается дополнить нормативно-правовую базу лесного хозяйства, предусмотрев, в частности, систему штрафов и поощрений в целях строгого выполнения лесопользователями обязанностей по проведению лесовосстановления на вырубках способами и методами, указанными в разрешительных документах, соблюдения ими требований по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов, применению при лесозаготовках экологически безопасной техники и технологий.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с порядком разработки и реализации республиканских целевых программ.
Для управления реализацией Программы в Министерстве лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан формируется комиссия в составе представителя Кабинета Министров Республики Башкортостан, ответственных работников Министерства лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды, органов охраны природы и общественных органов. Возглавляет комиссию один из заместителей министра лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан.
Министерство лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан ежегодно организует проверку хода реализации Программы и направляет в органы статистики, Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, Федеральную службу лесного хозяйства России статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы; ежегодно, до 25 января, в Федеральную службу лесного хозяйства, в Министерство экономики и антимонопольной политики, Министерство финансов Республики Башкортостан - доклад о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств.
8. Оценка ожидаемой лесоводственно-экономической
и экологической эффективности от реализации программных
мероприятий
Меры, предусмотренные Программой, направлены на сохранение лесов, увеличение покрытых лесом земель, усиление роли лесов в обеспечении общества и человека лесной продукцией, товарами и услугами, повышение способности лесов выполнять экономическую, социальную, духовную, культурную, экологическую и средообразующую роль.
При разработке Программы использованы достижения передовой отечественной и зарубежной науки и практики в целях ускоренного достижения реального эффекта по рациональному использованию земель лесного фонда, качественному улучшению лесов.
Реализация объемов и мероприятий, предусмотренных Программой на 1997-2000 годы, обеспечит:
- перевод в категорию хозяйственно ценных 95,0 тыс.га насаждений в результате проведенных работ по лесовосстановлению и рубок ухода за лесом, что превысит площадь сплошнолесосечных рубок за этот период;
- перевод в категорию покрытых лесом земель 90 тыс.га территории лесного фонда за счет создания лесных культур на площади 48 тыс.га, содействия естественному возобновлению 40 тыс.га, естественного возобновления 8 тыс.га.
- дополнительное депонирование углерода в объеме ___ тонн за счет дополнительного прироста древесины в результате проведения мероприятий по лесовосстановлению.
Возможная сумма поступления средств в бюджеты от налога на добавленную стоимость при реализации древесины в круглом виде в современных ценах составит 145 млн. рублей, что с учетом лесных ставок за древесину, отпускаемую на корню, превышает об затраты на реализацию Программы.
Многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе их длительного периода роста (50-100 лет и более), используются во многих отраслях народного хозяйства и в процессе жизнедеятельности общества. Эти факторы затрудняют определение полной экономической эффективности использования средств, вкладываемых в лесное хозяйство. Природоохранные, климатические, водорегулирующие и социальные функции лесов в настоящее время не учитываются в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов.
Основная прибыль от использования древесных ресурсов леса поступает от лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий, что также пополняет бюджет всех уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 18 декабря 1998 г. N 289 "О программе "Леса Башкортостана" на 1997-2000 годы"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 8 (92), май-июнь 1999 г., ст. 563
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 июня 2017 г. N 290 настоящее постановление признано утратившим силу