Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 31 марта 1999 г. N 94
"О Программе повышения инвестиционной привлекательности
Республики Башкортостан"
2 августа 2002 г., 17 апреля, 16 мая 2003 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 17 апреля 2003 г. N 97 в текст настоящего постановления внесены изменения
В целях активизации экономического процесса в республике и создания условий для привлечения инвестиций в развитие отраслей экономики и социальной сферы Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан.
2. Координацию работы по выполнению Программы и обеспечение контроля за ее реализацией возложить на Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Программа
повышения инвестиционной привлекательности
Республики Башкортостан
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 31 марта 1999 г. N 94)
2 августа 2002 г., 17 апреля, 16 мая 2003 г.
Введение
Целью инвестиционной политики Республики Башкортостан является обеспечение экономического роста, наращивание темпов структурной перестройки экономики для повышения ее эффективности и уровня жизни населения.
На первом этапе (до 2000 г.) необходимо преодолеть инвестиционный спад на основе оживления инвестиционной активности всех субъектов экономики. Ключевыми приоритетами в экономике республики являются повышение инвестиционной привлекательности республики, активная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов по производству конкурентоспособной продукции, совершенствование механизма привлечения и использования средств коммерческих банков и других кредитных организаций, предприятий и населения, иностранных инвесторов.
В период до 2005 года задачей инвестиционной политики является достижение устойчивых темпов роста совокупных инвестиций и формирование условий для технологического обновления основного капитала и воспроизводства конкурентоспособной продукции.
Программа повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан является составной частью Программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан на 1999 год, на 2000-2005 годы и на период до 2010 года, конкретизирует и развивает ее основные положения, касающиеся создания условий для привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу республики. Программа направлена на решение следующих основных задач:
создание и совершенствование нормативно-правовой основы для привлечения инвестиций в экономику республики;
создание условий и правовых гарантий для привлечения иностранных инвестиций, обеспечения прав и защиты имущественной, финансовой, интеллектуальной и иной собственности иностранных инвесторов;
концентрация средств в стратегических, бюджетообразующих, высокотехнологичных, наукоемких отраслях для обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции.
Программа содержит конкретные взаимоувязанные практические меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан и создание конкретных механизмов по поиску инвестиционных ресурсов и реализации проектов (схема 1).
Схема 1
/-------------------------------------\
| Государственная программа повышения |
| инвестиционной привлекательности РБ |
\-------------------------------------/
/----------------------------------------------------------------------\
|Инвестиционный| Уполномоченные| Центры проектного|Гарантийно-залоговые|
|совет при Пре-| банки РБ | финансирования РБ| и страховые фонды |
|зиденте РБ | | | РБ, инвестиционно- |
| | | |финансовые корпора- |
| | | | ции |
\----------------------------------------------------------------------/
/-------------------------------\
| Формирование привлекательного |
| инвестиционного имиджа РБ |
\-------------------------------/
/-----------------------------------------------------------\
| Совершенство- | Разработка | Разработка | Создание базы |
| вание законо- | инвестици- | справочника | данных инвес- |
| дательной ба- | онного пас- | предприятий | тиционных |
| зы | порта РБ | РБ | проектов РБ |
\-----------------------------------------------------------/
/--------------------------------------------------\
| Проведение | Выпуск | Российские и |
| выставки- | информационно- | международные |
| презентации | аналитического | деловые центры |
| инвестиционных | журнала | |
| проектов РБ | | |
\--------------------------------------------------/
/--------------------------------\
| ИНВЕСТОРЫ |
|--------------------------------|
| Банки | Страховые | Пенсионные |
| | компании | фонды |
|--------------------------------|
| Инвестиционные | Частные |
| фонды | инвесторы |
\--------------------------------/
1. Предпосылки роста инвестиций
Главным рычагом модернизации производства, снижения его издержек, возобновления экономического роста и, как результат, повышения уровня жизни населения является увеличение объема инвестиций. Они должны быть направлены на выпуск конкурентоспособной отечественной продукции и увеличение объемов ее реализации на внутреннем и внешнем рынках, а также на преодоление отставания в социальной сфере. Предпосылкой для увеличения инвестиций является рост накоплений.
Накопление национального капитала должно осуществляться при взаимодействии государственного и частного секторов народного хозяйства. Централизованные инвестиции должны использоваться для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, обеспечения необходимого развития социальной и производственной инфраструктуры.
Среди внебюджетных источников финансирования инвестиций можно выделить две категории:
- источники прямого финансирования;
- источники косвенного финансирования.
В качестве внебюджетных источников прямого финансирования выступают потенциальные ресурсы самих хозяйствующих субъектов:
чистая прибыль (нераспределенная прибыль прошлых лет и чистый доход по операциям текущего года), амортизационные отчисления и фонды накопления (в денежной форме) хозяйствующих субъектов.
Однако в связи с ограниченностью собственных средств предприятий возникает необходимость привлечения средств иных источников финансирования капитальных вложений.
В качестве таких источников финансирования инвестиций выступают:
денежные накопления населения в кредитных учреждениях на срок свыше одного года. На 1 октября 1998 года данный источник составлял сумму 114,1 млн. рублей;
денежная форма собственного капитала кредитных учреждений (нераспределенный чистый доход прошлых лет, чистый доход от операций за текущий год и фонды накопления). На 1 октября 1998 года данный источник оценивался суммой 356,7 млн. рублей;
часть краткосрочных вкладов населения (вклады до востребования и вклады сроком до одного года) в кредитных учреждениях (на 1 октября 1998 года - 2510,2 млн.руб.);
часть денежных средств хозяйствующих субъектов (не кредитные учреждения), находящихся на депозитных счетах сроком до одного года и на текущих счетах, направление которых на долгосрочное вложение не способно оказать негативного влияния на платежеспособность кредитного учреждения (в условиях относительной стабильности банковской системы может достигать 25% от суммы привлеченных на срок до одного года средств). На 1 октября 1998 года указанные вклады составляли 6689 млн. руб. (средства населения - 2510,2 млн. рублей, средства хозяйствующих субъектов - 4178,8 млн. рублей); при отвлечении на долгосрочные вложения 15% этих вкладов и счетов данный источник будет составлять 1003,4 млн. рублей.
долгосрочные (сроком размещения свыше одного года) депозиты хозяйствующих субъектов, на 1 октября 1998 года - 439,1 млн. рублей.
Таким образом, суммарный годовой размер негосударственных внебюджетных источников финансирования инвестиций при сложившейся структуре накопления (соотношении долгосрочных и текущих денежных вкладов) составил 1913 млн. рублей.
В случае достижения финансовой стабилизации в ходе реализации Правительством Российской Федерации и Центральным Банком Российской Федерации первоочередных мер по стабилизации социально-экономического положения в стране (среди которых - снижение уровня налогообложения реального сектора экономики), проведения эффективной инвестиционной политики в самой республике и создания таким образом экономических условий, при которых потенциальных кредиторов не будут сдерживать риск возможных потерь в результате обесценения денег и малая эффективность инвестиций, финансовый потенциал инвестиций в Республике Башкортостан может значительно возрасти. Это может быть достигнуто благодаря:
изменению структуры накопления в сторону увеличения доли долгосрочных сбережений, за счет чего станет возможным изменение соотношения краткосрочных и долгосрочных кредитов, предоставляемых экономике банковскими учреждениями в пользу последних.
На конец 1998 года сумма направленных кредитов на срок до одного года кредитными организациями в отрасли реальной экономики Республики Башкортостан составила 5100,8 млн. рублей, из них 3937,1 млн. рублей на кредитование промышленности, 374 млн. рублей - строительства, 61,3 млн. рублей - сельского хозяйства. Сумма инвестиций коммерческих организаций на срок более одного года на конец 1998 года составила 2097,2 млн. рублей, из них в промышленности - 1788,1 млн. рублей, в строительстве - 77,3 млн. рублей, в сельском хозяйстве - 46,3 млн. рублей; прекращению оттока значительных финансовых ресурсов из республики на высокодоходные операции с ценными бумагами Министерства финансов Российской Федерации.
На конец 1998 года сумма вложений кредитных организаций в государственные ценные бумаги составила 1110,8 млн. рублей. Из них вложения в долговые обязательства Российской Федерации составляют 1096,9 млн. рублей, в долговые обязательства субъектов Российской Федерации и органов местной власти - 13,9 млн. рублей.
В сложившейся обстановке на рынке государственных ценных бумаг, в связи с прекращением торгов ГКО и ОФЗ, в 1999 году можно ожидать увеличения вложения денежных средств коммерческих организаций в долговые обязательства субъектов Российской Федерации. Это позволит дополнительно привлечь свободные денежные ресурсы коммерческих организаций для финансирования инвестиционных проектов.
В целях активизации инвестиционной деятельности в республике необходимо введение следующих механизмов, направленных на привлечение денежных средств в реальный сектор экономики Республики Башкортостан:
финансовый лизинг. Лизинговые операции способны повысить доступность объектов инвестирования хозяйствующим субъектам. Эффективная работа данного механизма связана с отменой НДС по данным банковским операциям;
ипотечное кредитование. Данный вид банковских операций связан с автоматизацией учета имущества и сделок с ним. Для этой цели необходимо ускорить реализацию нормативных документов и программы по формированию в Республике Башкортостан единой системы учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
трастовые операции. Необходимо разработать и принять закон о доверительном управлении имуществом;
в Положении о кредитовании в Республике Башкортостан, утвержденном Указом Президента Республики Башкортостан от 6 февраля 1995 года N УП-82, необходимо расширить залоговые формы для кредитов, выдаваемых Национальным банком Республики Башкортостан коммерческим организациям на регулирование ликвидности. Данная мера позволит отвлечь денежные средства кредитных организаций от вложений в ценные бумаги и направить высвобожденные средства на инвестирование в экономику республики; выпуск государственных ценных бумаг, обеспеченных материальными и товарными ресурсами, в т.ч. республиканских целевых займов. Использование этого механизма позволит привлечь свободные денежные средства на реализацию конкретных инвестиционных проектов под залог материальных и товарных ресурсов предприятий республики;
создание системы рейтинговой оценки предприятий республики, строящейся на финансово-экономических показателях, позволит упростить процедуру получения кредитов.
Главным источником инвестиций становятся собственные средства предприятий, которые должны составлять 70-80% общего объема капитальных вложений, что соответствует уровню развитых стран.
Для обеспечения перелома в экономической ситуации и проведения активной политики по активизации экономики необходимо повысить долю государственных инвестиций, из которых на развитие социальной сферы необходимо направить 60-70%, а в производственную сферу - 30-40%.
Существенное значение приобретают такие источники финансирования, как вторичная эмиссия ценных бумаг и кредиты коммерческих банков.
Дополнительные возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных проектов создаются с образованием финансово-промышленных групп, что существенно расширяет внутренние инвестиционные возможности в целом и при проведении единой технической, структурной, маркетинговой и финансовой политики, эффективном управлении ресурсами позволяет концентрировать их на наиболее важных направлениях.
Для повышения инвестиционной активности финансово-промышленных групп государство может в различных формах участвовать в реализации проектов. Объемы поддержки должны быть соизмеримы с величиной капитала финансово-промышленной группы, а при наличии солидарной ответственности участников группы - с размером этой ответственности.
Дополнительным источником финансирования капитальных вложений являются средства населения, направляемые на индивидуальное жилищное строительство, доля которых в общем объеме инвестиций ежегодно имеет тенденцию к увеличению.
Важным источником финансирования капитальных вложений является привлечение иностранных инвестиций, что должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:
освоение невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса, продвижение отечественных товаров и производственных технологий на внешний рынок;
содействие в расширении диверсификации экспортного потенциала и развитие импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;
освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
содействие развитию производственной инфраструктуры.
2. Создание благоприятного инвестиционного климата
Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в экономике благоприятного инвестиционного климата.
Решающую роль в этом приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита, направляемого на инвестиционные цели.
В создании благоприятного инвестиционного климата существенную роль играет целевая ориентация предприятий на использование по назначению амортизационных отчислений.
Государство имеет право контролировать начисление амортизации в качестве не облагаемой налогом части валового дохода и ее использование, в случае неправильного начисления и использования предприятиями амортизационных отчислений отказывать им в государственных кредитах и ссудах. Усилению роли амортизационных отчислений способствует применение механизма ускоренной амортизации.
Действующим законодательством в области налоговой политики предоставляется ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций, направляющих средства на финансирование капитального строительства. В ближайшее время необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися на рынке инвестиционных капиталов.
Решение проблемы привлечения инвестиций в экономику во многом зависит от становления российского и республиканского рынков ценных бумаг, развитие которых будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов и стабилизации производства.
На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий. Одним из направлений привлечения иностранного капитала в экономику республики будет продажа иностранному инвестору определенной доли акций приватизированных предприятий.
В обеспечении благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти республики по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.
Органы государственной власти республики формируют благоприятный инвестиционный климат посредством участия в разработке системы нормативных правовых актов, программы повышения инвестиционной привлекательности республики, участвуют в создании инфраструктуры обеспечения инвестиционной деятельности, предусматривающей соответствующую систему налогообложения и систему финансовых мер, формируют механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан.
Инвестиционное сотрудничество со странами ближнего зарубежья обеспечивает стабилизацию и дальнейшее развитие экономики каждой из этих стран. Инвестиционное сотрудничество не может осуществляться успешно без согласованной экономической политики, учитывающей специализацию и кооперацию производств по выпуску тех видов продукции, которые необходимы этим странам.
Привлечение капиталов государств-участников СНГ должно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного лизинга, создания совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности.
Одной из форм участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций является создание совместных предприятий. В этой связи необходимо совершенствовать способы определения доли республиканских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве республиканской части в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями. Следует продолжать работу по привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов и по заключению инвестиционных соглашений.
Важным фактором притока инвестиций в республиканскую экономику является стимулирование возврата капитала предприятий, находящегося в зарубежных банках, и формирование условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из республики.
3. Факторы инвестиционной привлекательности
Основные понятия
Инвестиционная привлекательность включает объективные возможности региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).
Инвестиционный потенциал характеризуется совокупностью объективных предпосылок для инвестиций, зависящей как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического состояния. Потенциал региона - в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и др.
Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль или регион. Риск суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться в течение короткого времени. Поэтому по сути риск - характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.
Инвестиционный потенциал региона складывается из:
ресурсно-сырьевого потенциала, который характеризуется средневзвешенной обеспеченностью балансовыми запасами основных видов природных ресурсов: минерально-сырьевых, земельных, водных, лесосырьевых, рекреационных (суммарный запас природных ресурсов, запас углеводородного сырья по категориям А+В+С1); трудового потенциала, характеризующегося такими показателями, как численность трудоспособного населения, численность экономически активного населения, уровень безработицы, естественный прирост на 1000 жителей, средняя продолжительность жизни населения, уровень миграции, удельный вес специалистов с высшим, средним и незаконченным средним образованием на 10 тыс. человек, среднее число лет обучения;
производственного потенциала, характеризующегося уровнем и структурой валового регионального продукта, долей убыточных предприятий, производством промышленной продукции на душу населения, долей затрат на воспроизводство основных фондов;
инновационного потенциала, характеризующегося количеством академических научных учреждений, количеством высших учебных учреждений, количеством профессорско-преподавательского состава, количеством студентов на 10 тыс. населения, количеством разработанных и внедренных инновационных проектов, количеством обучающихся в аспирантурах и докторантурах;
институционального потенциала, характеризующегося количеством кредитных организаций, совокупным уставным капиталом кредитных организаций, долей государственных, частных и смешанных предприятий;
финансового потенциала, характеризующегося прибыльностью предприятий, объемом налоговой базы, доходами бюджета;
потребительского потенциала, характеризующегося денежными доходами в среднем на душу населения, соотношением доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения, среднемесячной заработной платой работников в экономике, соотношением среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, долей платных услуг в денежных расходах населения.
Уровень инвестиционной привлекательности:
1А - максимальный потенциал - минимальный риск
2А - средний потенциал - минимальный риск
1В - высокий потенциал - умеренный риск
2В - средний потенциал - умеренный риск
3В1 - пониженный потенциал - умеренный риск
3В2 - низкий потенциал - умеренный риск
1С - высокий потенциал - высокий риск
2С - средний потенциал - высокий риск
3С1 - пониженный потенциал - высокий риск
3С2 - низкий потенциал - высокий риск
Анализ инвестиционной привлекательности Республики
Башкортостан
Республика Башкортостан относится к регионам со средним инвестиционным потенциалом и умеренным риском. В эту же группу входят Нижегородская, Пермская, Самарская области и другие. Однако Республика Башкортостан относится к регионам, в которых риск за последний год вырос значительно. По темпу роста риска за 1998 год республика находится на 9 месте среди 89 субъектов Федерации. Рейтинг республики за 1998 год снизился на 30 пунктов. Основными составляющими роста риска в Республике Башкортостан являются:
законодательный риск (77-е место);
политический (64-е место);
экологический (60-е место);
финансовый (48-е место).
Риск - более динамичная характеристика инвестиционного климата, чем потенциал. Данные по изменению инвестиционного риска Республики Башкортостан за 1996-1998 гг. представлены в таблице.
Составляющие инвестиционного риска | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. |
Средневзвешенный показатель риска (Россия=1) |
19 | 8 | 38 (29)1 |
Законодательный | >30 2 | 77 | |
Политический | 24 | 64 | |
Экономический | 16 | 22 | |
Финансовый | - | 48 | |
Социальный | 34 | 30 | |
Криминальный | 15 | 7 | |
Экологический | 59 | 60 |
1 - без учета законодательного риска,
2 - публиковался рейтинг только первых 30 регионов.
Повышение инвестиционной привлекательности республики необходимо осуществлять по изложенным ниже направлениям.
4. Совершенствование законодательной и нормативной базы
Законодательство об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан целесообразно дополнить следующими нормами:
1. Ускоренная амортизация на предприятиях с иностранными инвестициями
Правительство Республики Башкортостан может предоставить предприятиям с иностранными инвестициями возможность ускоренной амортизации (применения повышенных нормативов амортизационных отчислений).
Порядок и условия ускоренной амортизации будут определяться нормативными правовыми актами Республики Башкортостан. В случае прекращения деятельности юридического лица с участием иностранных инвестиций до истечения указанного срока образовавшиеся в результате ускоренной амортизации суммы могут изыматься в соответствующий бюджет.
2. Стимулирование иностранных инвестиций
В отношении иностранных инвесторов могут применяться в установленном законом порядке следующие меры по стимулированию иностранных инвестиций:
налоговые льготы (в части платежей в республиканский бюджет), временное освобождение от уплаты налогов, налоговые изъятия, отсрочка в уплате налогов, другие меры, касающиеся взносов на социальное страхование и инвестиционных резервов;
льготные займы (кредиты), поручительство (гарантии) займа;
конверсия задолженности в акции (выгоды от дисконтирования долга, накапливаемые иностранными инвесторами);
помощь по созданию инфраструктуры, правительственные контракты на льготных условиях и другие.
3. Гарантии при прекращении инвестиционной деятельности
Иностранный инвестор в случае прекращения инвестиционной деятельности имеет право на возврат вложенных им инвестиционных средств и полученных в связи с ними доходов в денежной или товарной форме по рыночной стоимости на момент прекращения инвестиционной деятельности, за исключением сумм и иных материальных ценностей, которые были использованы, утрачены в результате действий самих иностранных инвесторов или действий, предпринятых с их участием в соответствии с действующим законодательством.
4. Контроль за деятельностью предприятий с иностранными инвестициями
Контроль за соблюдением предприятиями с иностранными инвестициями действующего законодательства осуществляют уполномоченные государственные органы в установленном законодательством порядке.
5. Ответственность предприятий с иностранными инвестициями
За неисполнение и ненадлежащее исполнение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, нарушение требований к качеству продукции, иных установленных правил осуществления предпринимательской деятельности предприятие с иностранными инвестициями несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
6. Сроки регистрации предприятий с иностранными инвестициями
Необходимо привести нормы республиканского законодательства в соответствие с федеральным законом.
7. Гарантии прав иностранных инвесторов в случаях изменения законодательства
В случае принятия законодательных актов, содержащих нормы, ухудшающие положение иностранных инвесторов и условия их коммерческой деятельности, соответствующие нормы этих актов (за исключением законодательных актов по налогообложению) применять в отношении всех иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Башкортостан, только по истечении 3 лет с момента вступления в силу.
8. Режим наибольшего благоприятствования
Режим наибольшего благоприятствования включает следующие меры, направленные на стимулирование инвестиционной активности в отношении приоритетных направлений экономического развития Республики Башкортостан:
предоставление инвесторам льгот по налогам в пределах сумм, зачисляемых в республиканский и местные бюджеты;
поддержка ходатайств и обращений инвесторов в федеральные органы власти Российской Федерации, органы, регулирующие ценообразование в сфере услуг естественных монополий, банки и другие кредитные учреждения о применении в отношении инвестора режима наибольшего благоприятствования;
установление для инвесторов Кабинетом Министров Республики Башкортостан дополнительных государственных гарантий.
Режим наибольшего благоприятствования устанавливается для инвесторов на основании договоров с Кабинетом Министров Республики Башкортостан об осуществлении инвестиционной деятельности по представлению заключения уполномоченного органа исполнительной власти о результатах экспертизы инвестиционного проекта с подтверждением предусмотренных проектом объема и срока окупаемости проекта.
Условия и порядок реализации режима наибольшего благоприятствования распространяются на всех инвесторов независимо от наличия предусмотренных по другим основаниям налоговых льгот. Действия таковых не могут быть прекращены в связи с установлением режима наибольшего благоприятствования.
В случае, если юридическое лицо, в отношении которого был установлен режим наибольшего благоприятствования, ликвидируется или перерегистрируется в другом субъекте Российской Федерации до истечения пяти лет с момента окончания действия налоговых льгот, суммы налогов, исчисленные без учета льгот (за вычетом ранее уплаченных), предоставленных на основании действующего законодательства и заключенного договора, подлежат уплате в полном размере с учетом пени в соответствии с законодательством Российской Федерации в республиканский и местные бюджеты в течение месяца с момента снятия юридического лица с учета в Государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан.
9. Льготное налогообложение
Для предприятий и организаций всех форм собственности, созданных с целью реализации инвестиционных проектов и реализующих эти проекты за счет заемных средств независимо от источника поступлений или собственных средств, могут быть предоставлены дополнительные налоговые льготы в пределах сумм, зачисляемых в республиканский бюджет.
Органы местной власти на территории Республики Башкортостан могут предоставлять инвесторам льготы по налогам в пределах сумм, зачисляемых в местные бюджеты.
В случаях осуществления инвестором последовательно нескольких инвестиционных проектов общая сумма инвестиций будет являться основанием для применения более низких налоговых ставок.
10. Налогообложение банков и финансовых организаций, предоставляющих инвесторам кредиты для осуществления инвестиционной деятельности
По отношению к банкам и финансовым организациям, предоставляющим инвесторам кредиты для осуществления инвестиционной деятельности, применяется режим льготного налогообложения, предусматривающий полное освобождение от налога на прибыль (в части, зачисляемой в республиканский бюджет), полученную в результате предоставления инвестиционных кредитов.
11. Дополнительные государственные гарантии прав инвесторов
Кабинет Министров Республики Башкортостан обеспечивает выбор на конкурсной основе уполномоченных компаний для предоставления инвесторам, в отношении которых установлен режим наибольшего благоприятствования и которые осуществляют инвестиции в соответствии с договорами, заключенными между инвесторами и Кабинетом Министров Республики Башкортостан, юридических консультационных услуг в сфере налогообложения, валютного контроля, внешнеэкономической деятельности и приватизации.
Кабинет Министров Республики Башкортостан не принимает решений, обязывающих инвесторов производить дополнительные финансовые вложения, не связанные с реализацией инвестиционного проекта.
Кабинет Министров Республики Башкортостан в рамках договоров об осуществлении инвестиционной деятельности, заключенных между ним и инвесторами, может принимать на себя обязательства (гарантии) по выполнению органами исполнительной власти Республики Башкортостан любых других условий в пределах их компетенции, а также обязательства (гарантии) по компенсации инвесторам ущерба, нанесенного невыполнением оговоренных договором условий.
5. Правовые, организационные условия инвестирования
В реализации Программы важное место занимает проведение организационных мероприятий:
создание и совершенствование нормативной базы инвестиционной деятельности;
стабильность законодательства в сфере финансового, валютного и налогового регулирования инвестиций;
заблаговременное информирование инвесторов о намечаемых изменениях правовых норм.
Нормативные правовые акты, подлежащие разработке в соответствии с планом мероприятий, рассматриваются в качестве инструмента создания в Республике Башкортостан благоприятного инвестиционного климата по таким направлениям, как целевое использование амортизационных отчислений, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг, ипотека, предотвращение утечки и стимулирование возврата отечественного капитала из-за рубежа, привлечение иностранных инвесторов, защита вкладов населения.
При разработке проектов нормативных правовых актов, указанных в мероприятиях по повышению инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан, необходимо предусматривать:
активизацию инвестиционного процесса как главного фактора стабильного развития экономики;
производственно-инвестиционное сотрудничество как важный элемент интеграции экономики Республики Башкортостан в мировую хозяйственную систему;
предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам но итогам конкурсов и аукционов;
обеспечение национальной безопасности при допуске иностранного капитала в экономику.
Сохраняет актуальность проблема страховой защиты имущественных интересов отечественных и иностранных инвесторов.
Для подготовки нормативных правовых актов по страхованию инвестиций необходимо учитывать:
перечень страховых случаев невозврата инвестору долевых средств в зависимости от причин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлении которых страховщик обязан возместить инвестору нанесенный его интересам ущерб;
размеры страхового взноса;
порядок заключения страховых договоров;
круг прав и обязанностей сторон в течение действия договора и при наступлении страхового случая.
В регулировании иностранных инвестиций главным является интеграция с международной системой правового обеспечения в области инвестиционной деятельности. Обязательным должно стать выполнение условий, предусмотренных в заключенных или намечаемых к подписанию международных договорах, в части, относящейся к привлечению иностранных инвестиций в республику.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 мая 2003 г. N 118 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Координация и управление
Важную роль в координации деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций по привлечению инвестиций и последующем финансировании эффективных инвестиционных проектов должен сыграть Инвестиционный совет при Президенте Республики Башкортостан и Конкурсная комиссия при Президенте Республики Башкортостан по проведению тендера на участие в размещении внешних облигационных займов Республики Башкортостан.
Министерство экономики и антимонопольной политики РБ разрабатывает направления технологической и инвестиционной политики, в том числе государственную инвестиционную программу с перечнем инвестиционных проектов, подлежащих финансированию, осуществляет прогнозирование социально-экономического развития РБ, проводит первоначальную экспертную оценку инвестиционных проектов, ведет базу данных по инвестиционным проектам.
Министерство экономики и антимонопольной политики РБ и Министерство внешнеэкономических связей и торговли РБ совместно координируют работу по привлечению отечественных и иностранных технологий в экономику. Министерство промышленности, внешних связей и торговли РБ совместно с заинтересованными ведомствами и предприятиями готовит необходимые документы для первоначальной экспертной оценки инвестиционных проектов, проводимой Инвестиционным советом при Президенте Республики Башкортостан.
Инвестиционный совет должен стать интегрирующим звеном для всех участников инвестиционного процесса - предприятий и организаций, министерств и ведомств, Национального банка и коммерческих банков, Конкурсной комиссии при Президенте РБ по проведению тендера на участие в размещении внешних облигационных займов РБ, страховых компаний и пенсионных фондов, Торгово-промышленной палаты, Республиканского совета по поддержке предпринимательства, Союза предпринимателей.
Кроме того работа по созданию привлекательных условий для инвестиций включает в себя:
развитие инфраструктуры (транспортных и информационных коммуникации, гостиничного хозяйства, сферы услуг и т.п.);
создание индустриальных и инновационных парков;
обучение и переквалификация рабочих;
поддержка малого предпринимательства;
мобилизация центральных и локальных источников финансирования;
привлечение иностранного капитала;
стимулирование экспорта;
улучшение конкурентной способности региона;
упрощение административных процессов;
решение социальных проблем и проблем здравоохранения;
локальный маркетинг, обеспечение местных льгот;
создание благоприятных юридических и организационных условий.
7. Паспорт Региона
Инвестиционная программа Республики Башкортостан отражается в комплекте презентационных материалов, предназначенных для работы с инвесторами. Эти документы будут подчеркивать сильные стороны региона и готовность государственной власти и предпринимателей к деловому сотрудничеству.
В качестве основного информационного материала выступает Паспорт региона (или Инвестиционный путеводитель), включающий весь комплекс необходимых сведений (от закрепленных за Регионом полномочий по самостоятельному ведению инвестиционной деятельности до класса имеющихся гостиниц и номеров телефонов конкретных должностных лиц).
Паспорт Региона может служить основанием и для разработки других документов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, например "Рейтинговой книги Республики Башкортостан".
Паспорт Региона должен включать следующие сведения статистического, информационного, аналитического и рекламного характера.
Общие сведения:
население, территория, местоположение, история развития, исторические личности - уроженцы Республики Башкортостан, религиозные традиции и т.д.;
иллюстративные материалы (карты, характеризующие расположение республики, фотографии, графики и т.д.).
Сведения о природных ресурсах:
количественные и качественные характеристики имеющихся природных ресурсов (разведанные, доказанные и прочие запасы);
степень освоения и перспективы развития.
Социально-экономическая ситуация:
доходы населения, занятость, квалификация рабочей силы и интеллектуальный потенциал;
демографические сведения (национальный состав, рождаемость, смертность, миграция и т.д.);
криминогенная обстановка и преступность;
экологические сведения.
Политическая ситуация:
краткая информация об основных политических партиях и движениях, результаты федеральных и региональных выборов.
Макроэкономические показатели:
бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов республики за предыдущий год, бюджет (проект бюджета) на предстоящий год;
количественные и качественные макроэкономические показатели (национальный доход, валовой региональный продукт, задолженность, дотационность, соотношение государственного и частного секторов и т.д.).
Сведения по отраслям:
промышленный потенциал;
научный потенциал;
банковская и финансовая сферы;
прочие отрасли.
Законодательная база:
краткая характеристика государственного (административно-территориального) устройства Башкортостана и основных нормативных документов (Конституции, законов);
регулирование отношений Республики Башкортостан с федеральным центром;
характеристика законодательства в области экономики с выделением ключевых моментов;
действующие договоры и соглашения с иностранными государствами, а также отдельными территориями - штатами, землями, графствами и т.д. - в их составе.
Внешнеэкономическая деятельность:
данные об участии региона и отдельных экономических субъектов в международных, федеральных и региональных экономических программах и проектах;
документы и сведения, относящиеся к участию республики в региональных и межрегиональных ассоциациях.
Инвестиционная деятельность:
установленные инвестиционные приоритеты;
наиболее важные инвестиционные проекты Региона;
проекты, находящиеся в стадии реализации;
прорабатываемые проекты;
отношения с международными и региональными организациями, финансовыми институтами.
Экономическая политика:
стратегические цели развития;
одобренные и разрабатываемые концепции и программы с кратким изложением основных положений.
Сведения об органах управления:
организационная структура;
перечень ключевых министерств, комитетов и ведомств, а также государственных организаций, имеющих отношение к инвестиционной деятельности, их полномочия и сфера деятельности;
краткие сведения о высших руководителях республики.
Полезные сведения:
климатические условия с разбивкой при необходимости по временам года;
перечень рекомендуемых гостиниц с краткой характеристикой;
учреждения культуры и отдыха (театры, филармония, рестораны, клубы и т.д.);
расписание рейсов самолетов и прочее.
Подготовка и распространение подобного рода документов не рассматривается как коммерческий проект, их первая и основная цель - привлечь внимание к республике возможно большего числа партнеров и показать им наиболее сильные аспекты развития Башкортостана.
Поэтому Паспорт региона, являясь в большей степени рекламно-информационным материалом, распространяется бесплатно.
Вместе с тем можно рассмотреть и проработать вариант "коммерциализации" Паспорта региона за счет размещения на его страницах рекламы местных компаний и распространения части тиража за плату.
8. Справочник предприятий
Для ведущих предприятий Республики Башкортостан также можно создать комплект презентационных материалов, предназначенных для работы с инвесторами. За основу можно взять Справочник, составляемый Межведомственным аналитическим центром (г. Москва). Этот справочник рассылается потенциальным инвесторам по 300 адресам (ведущим банкам, финансовым корпорациям и т.д.) как внутри России, так и за рубежом.
Аналитический справочник по предприятиям:
наименование предприятия (полное, сокращенное, адрес, реквизиты связи);
история (дата образования, направления и цели деятельности, достигнутые успехи и этапы развития, реализация или участие в успешных проектах);
бизнес (области и направления деятельности, положение в отрасли, региональный или федеральный монополист, основные характеристики продукции, используемые лицензии, патентозащищенность, сертифицированность, анализ рынков сбыта, совместные предприятия, партнеры: основные поставщики, финансово-кредитная сфера, юридические компании, консалтинговые и маркетинговые компании);
структура капитала (уставный капитал, количество акций, номинал, основные акционеры, численность акционеров, выплаты дивидендов, биржи, в листинг которых включены акции);
финансовые показатели (за три последних года приводятся данные баланса, выручка от реализации продукции, платежи в бюджет, особенности налогообложения);
собственность (здания, сооружения, производственная инфраструктура, оборудование, интеллектуальная собственность, доля в других предприятиях, филиалы и дочерние предприятия, собственность в других странах);
менеджмент (список руководителей предприятия, состав совета директоров);
служебная информация (адрес и реквизиты связи);
оценка инвестиционной привлекательности.
9. База данных инвестиционных проектов
Предполагается сбор всех инвестиционных предложений, имеющихся в республике, независимо от стадий их проработки (от бизнес-идей до готовых проектов) и профиля инициаторов проектов (правительство, муниципальные власти, компании, предприятия, предприниматели).
На этой же стадии проводится предварительный отсев тех проектов, которые являются нереальными.
Последующая работа с предложениями будет состоять в их сортировке и группировке:
по отраслям;
по объему запрашиваемых инвестиций;
по срокам реализации и окупаемости;
по профилю инициаторов;
по степени проработанности и т.д.
По итогам этой работы осуществляется комплексный анализ полученного списка не только на предмет складывающейся картины инвестиционных потребностей республики, но и с точки зрения возможных источников финансирования, степени готовности, окупаемости и эффективности для экономики и социальной сферы.
На основании соответствующих критериев выбираются наиболее приоритетные проекты, разработку которых необходимо будет начать в первую очередь. При этом основными критериями отбора в порядке убывания могут быть:
коммерческая эффективность;
важность для экономики Республики;
ситуация на соответствующем рынке;
обеспеченность ресурсами;
степень вероятности быстрого привлечения средств;
степень проработанности проекта.
Могут быть проведены определенная предварительная корректировка и адаптация проектов с учетом вышеупомянутых критериев в ходе разработки (доработки) проектов.
База данных является эффективным инструментом, который позволяет развивать и корректировать инвестиционную стратегию региона, владеть полной информацией об инвестиционных возможностях и строить на новой основе отношения с потенциальными инвесторами и партнерами.
В этой связи для удобства представления партнерам можно разработать презентационный вариант базы данных на компакт-дисках или дискетах.
В то же время создание базы данных предполагает ее постоянное обновление и корректировку, а также мониторинг и анализ результатов реализации инвестиционных проектов.
10. Региональные центры проектного финансирования
Целесообразно построить работу в республике по подготовке специалистов таким образом, чтобы обученные кадры не были "распылены" по разным предприятиям и организациям. Имеет смысл сформировать небольшую постоянно действующую команду специалистов, которая смогла бы автономно обрабатывать в последующем заказы на бизнес-планы и другие аналитические документы, исходящие от предприятий.
В качестве варианта решения предлагается создание региональных центров проектного финансирования (далее - ЦПФ или Центр) в качестве самостоятельных юридических лиц, действующих на принципах самоокупаемости. Такой Центр организован при Институте социально-экономических исследований УНЦ РАН совместно с администрацией города Уфы.
Основной стратегической целью создания ЦПФ является стимулирование инвестиций в экономику Региона путем разработки и представления партнерам бизнес-планов конкретных проектов, выполненных в соответствии с современными стандартами проектного финансирования.
На последующих этапах перечень выполняемых работ будет дополняться услугами в сопредельных областях, связанных с инвестиционной деятельностью, - юридические и консультативные услуги местным предприятиям и иностранным партнерам, проявляющим интерес к республике. Соответственно, целесообразно постепенное превращение ЦПФ в структуры, выходящие за рамки одного лишь проектного финансирования.
Основу деятельности ЦПФ составит разработка бизнес-планов инвестиционных проектов по заявкам Кабинета Министров РБ, министерств и ведомств, администраций городов и районов, предприятий различных форм собственности, нуждающихся в привлечении финансовых средств, и иных заинтересованных сторон.
Одновременно ЦПФ создадут и будут управлять базой данных проектов, вносить изменения и дополнения по мере проработки конкретных проектов.
Помимо бизнес-планов Центры по мере становления и накопления опыта будут расширять свою сферу деятельности за счет услуг, связанных с инвестиционным процессом:
консультации по инвестиционному и финансовому менеджменту;
поиск инвесторов;
оптимизация схем финансирования;
участие в выставках инвестиционных проектов;
юридические услуги;
аудит.
В настоящее время, как показывает предварительный анализ, отсутствует по сути и сама клиентская база, поскольку предприятия - инициаторы проектов в большинстве случаев не готовы или не имеют реальной возможности платить за подобного рода услуги.
Менеджерский состав не владеет современной методологией проектного финансирования. В свою очередь, незнание требований влечет непонимание того, насколько финансовый и рыночный анализ значим при принятии инвестором решения.
Помимо работы с клиентами ЦПФ изначально должен наладить тесные партнерские отношения с Администрацией Президента, Кабинетом Министров, министерствами и ведомствами, администрациями городов и районов, местными научными учреждениями, банками, установить контакты с финансовыми институтами Москвы и других регионов, а также по возможности с западными инвесторами.
Исходя из стратегической цели создания ЦПФ, государственная поддержка их деятельности может осуществляться в виде:
на этапе формирования - предоставления при необходимости льготного возвратного финансирования, обусловленного взаимными договорными обязательствами сторон;
на этапе становления - участия совместно с ЦПФ в формировании рынка проектного финансирования путем сочетания административных и экономических рычагов в работе с местными предприятиями - владельцами проектов, отвечающих интересам республики.
Договорные отношения с Администрацией Президента и Кабинетом Министров должны также предусматривать ответные обязательства ЦПФ - предоставление доступа к базам данных инвестиционных проектов, льготные тарифы на разработку бизнес-планов, финансируемых из государственных источников.
11. Выставка-презентация инвестиционных проектов
Выставка-презентация (далее - Выставка) призвана реализовать следующие мероприятия:
презентацию проектов, инициаторами которых являются предприятия Башкортостана;
проведение семинаров, посвященных анализу инвестиционного климата в республике и существующим возможностям для капитальных вложений;
знакомство партнеров с предприятиями - инициаторами проектов;
культурную программу.
Основной целью является привлечение иностранных и российских инвесторов к реализации проектов на территории Республики Башкортостан.
В рамках этой стратегической цели на каждом из этапов (подготовка, проведение выставки и подведение ее итогов) решались бы другие группы задач, имеющие самостоятельное значение.
Объемы инвестиций и качественные характеристики инвестиционного процесса в Республике Башкортостане, как правило, не соответствуют не только потенциальным, но и имеющимся уже сегодня возможностям. Помимо макроэкономических и политических причин в основе сдержанности партнеров лежит не в последнюю очередь отсутствие проектов, тщательно обоснованных и подготовленных на основе принятой в мировой практике методологии.
Оптимальным вариантом разрешения проблемы может стать проведение единого форума с участием местных компаний и потенциальных инвесторов, на котором будут представлены имеющиеся в республике проекты в требуемой форме.
Схема 2
/----------------------------------------------\
| Выставка-презентация инвестиционных проектов |
\----------------------------------------------/
/-----------------\
| Решаемые задачи |
\-----------------/
|
/------------------------+-------------------------\
| | |
/----------\ /------------\ /------------\
/----| На этапе | /-------| На этапе | /------| После |
| |подготовки| | | проведения | | | проведения |
| \----------/ | \------------/ | \------------/
| /--------------\ | /---------------------\ | /--------------------\
| |Систематизация| | |Знакомство инвесторов| | |Селекция перспектив-|
|- |имеющихся про-| |- |с экономикой и инвес-| |- | ных проектов для |
| |ектов и заявок| | |тиционными возможнос-| | |дальнейшей проработ-|
| \--------------/ | |тями Башкортостана | | | ки |
| /--------------\ | \---------------------/ | \--------------------/
| | Разработка | | /---------------------\ | /--------------------\
| | предваритель-| | |Представление партне-| |- |Анализ и обобщение |
|- | ных бизнес- | |- |рам конкретных проек-| | | итогов Выставки |
| |планов проек- | | | тов | | \--------------------/
| | тов | | \---------------------/ | /--------------------\
| \--------------/ | /---------------------\ | |Выработка рекоменда-|
| /--------------\ | | Установление контак-| | |ций для органов го- |
| |Повышение про-| \- | тов между местными | \- |сударственной власти|
| |фессионального| | предприятиями и | |по проведению инвес-|
\- |уровня местных| | партнерами | |тиционной политики |
| специалистов | \---------------------/ \--------------------/
\--------------/
Отбор проектов
Предполагается, что для обеспечения представительности и намечаемого международного характера Выставки в ней должны участвовать не менее 50-100 проектов, представляющих различные отрасли и сектора экономики и отличающихся по объемам и формам запрашиваемых инвестиций.
Для того, чтобы участники Выставки легче ориентировались в имеющихся предложениях, перед проведением мероприятия может быть создана база данных инвестиционных проектов и заявок с целью ее распространения среди приглашенных.
Форма представления проектов
Предполагается, что отобранные проекты будут представлены в виде предварительных бизнес-планов, выполненных в соответствии со стандартными формами проектного анализа (включая такие инструменты, как дисконтированные денежные потоки "cash flows", чистая приведенная стоимость проекта "net present value", внутренняя норма рентабельности "internal rate of return"). Использование методологии, принятой в мировой практике, обеспечит сопоставимость любых проектов независимо от их отраслевой принадлежности или национальности инвестора.
Упомянутые бизнес-планы могут быть дополнены образцами продукции, фотографиями, проектной документацией и т.д. Предполагается, что в выставке будут участвовать:
иностранные участники (инвестиционные, сберегательные, страховые и иные фонды, банки, промышленные компании, консалтинговые фирмы);
международные финансовые институты;
местные предприятия - инициаторы проектов;
федеральное и республиканское правительства (представители Министерства экономики Российской Федерации, Госкомимущества Российской Федерации, Государственной инвестиционной корпорации и т.д.);
общественные предпринимательские организации, торгово-промышленные палаты;
прочие участники (представители ведущих банков и компаний).
Предполагается, что часть расходов на проведение Выставки можно будет компенсировать за счет средств предприятий и организаций, платы за участие со стороны приглашенных, доходов от размещения рекламы, предоставления дополнительных услуг участникам, продажи итоговых материалов выставки.
12. Залогово-страховые фонды и инвестиционно-финансовые
корпорации
В республике необходимо создать эффективные механизмы привлечения и защиты прямых иностранных и отечественных инвестиций путем развития рыночной инфраструктуры. Одним из перспективных механизмов такого рода являются региональные залогово-страховые фонды (далее по тексту "ЗСФ") и инвестиционно-финансовые корпорации (далее по тексту "ИФК"), призванные обеспечить:
привлечение, гарантии и возвратность внешних и внутренних кредитов в пределах стоимости аккумулируемых в них имущества и имущественных прав залогодателей;
возможность трансформации имеющихся в регионах малопривлекательных внутренних залоговых обязательств в высоконадежные внешние банковские гарантии для иностранных прямых инвестиций.
В соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" необходимо принять аналогичный республиканский закон, а также сформировать перечень месторождений полезных ископаемых и участков недр, разрабатываемых по соглашениям о разделе продукции.
Одним из возможных вариантов формирования залогового фонда является использование в качестве залога запасов полезных ископаемых. Залоговая цена месторождений полезных ископаемых определяется исходя из стоимости всех запасов промышленных категорий (А+В+С), за вычетом издержек производства. При этом в качестве залога могут быть использованы запасы месторождений, промышленная разработка которых в настоящее время не осуществляется.
12.1. Инвестиционно-финансовые корпорации
ИФК кроме перечисленных задач осуществляют:
распространение ценных бумаг ИФК на фондовых рынках;
рассмотрение предложений на предоставление концессий;
создание зарубежных представительств, осуществляющих страхование и перестрахование коммерческого риска иностранного инвестора.
ИФК выполняют следующие основные функции:
предоставляют гарантии и залоговые обязательства с использованием закрепленной в государственной, муниципальной и акционерной собственности акций, страхования и перестрахования коммерческого риска;
реализуют инвестиционные проекты на федеральном уровне или на уровне субъекта Федерации;
осуществляют работу с банками по обслуживанию кредитов под инвестиционные проекты.
Учредителями ИФК могут выступать правительственные органы, банки, страховые общества, промышленные предприятия.
Уставный капитал ИФК создается за счет передачи учредителями акций, недвижимости и финансовых ресурсов. Уставный капитал ИФК должен быть достаточен для страхования крупных инвестиций. В качестве залоговых гарантий предоставляются акции тех предприятий, в которые осуществляются инвестиции.
Схема функционирования Инвестиционно-финансовой корпорации:
формирование уставного фонда Корпорации за счет передачи учредителями собственных акций, недвижимости и финансовых средств;
предложения по инвестиционным проектам;
договор о предоставлении залоговых гарантий в виде акций предприятия-залогодателя;
оплата предоставляемых услуг по кредитованию инвестиционных проектов;
получение кредита для реализации инвестиционного проекта;
банковское обслуживание инвестиционного проекта;
страхование коммерческого риска инвестиционных капиталовложений;
предоставление залоговых гарантий под акции, имущественные права корпорации;
привлечение иностранных инвестиций под обязательства Корпорации и условия перестрахования капиталовложений;
предоставление залоговых гарантий иностранным инвесторам;
страхование и перестрахование инвестиций через зарубежные страховые представительства Корпорации;
страхование инвестиций;
перестрахование инвестиций;
страхование коммерческого риска инвесторов;
перестрахование коммерческого риска иностранных инвестиций;
соглашения о страховых и перестраховочных операциях;
страховые и перестраховочные операции;
соглашения о банковском обслуживании инвестиционных проектов;
страхование и перестрахование инвестиций;
реализация инвестиционных проектов.
Особенностью ИФК в отличие от уже существующих государственных инвестиционных корпораций является их:
функциональное и финансовое сотрудничество с банковскими структурами;
осуществление залогового обеспечения, страхования и перестрахования коммерческого риска.
12.2. Залогово-страховые фонды
Основными задачами ЗСФ являются:
привлечение внешних и внутренних инвестиций в развитие экономики регионов, среднего и мелкого предпринимательства;
предоставление различного рода услуг, связанных с залогово-страховым обслуживанием инвестиционных программ (методических, информационных, консультативных, по поиску партнеров для участия в реализации инвестиционных и инновационных программ);
развитие связей с другими аналогичными отечественными и зарубежными структурами.
ЗСФ выполняют следующие основные функции:
обеспечивают экономические гарантии иностранных инвестиций на основе залога предоставляемых для этих целей имущества и имущественных прав;
осуществляют страхование юридических лиц от коммерческих и валютных рисков, а также страхование предметов залога;
формируют и обеспечивают функционирование механизма залога за счет переданного для эти целей имущества;
реализует право продажи переданного в их распоряжение имущества и имущественных прав в соответствии с действующим законодательством;
проводят экспертизу стоимости предназначенных к залогу имущества и имущественных прав.
Схема фукнционирования ЗСФ:
формирование уставного капитала;
залог имущества и имущественных прав;
оплата услуг Залогово-страхового фонда;
запрос на получение гарантий Залогово-страхового фонда;
оказание услуг членам Залогово-страхового фонда;
соглашение по страхованию кредитов с использованием залоговых операций;
договор о залоге имущественных прав Залогово-страхового фонда;
инвестиционные предложения;
получение кредитов под гарантии Залогово-страхового фонда;
банковское обслуживание инвестиционных проектов;
банковское обслуживание иностранных инвестиций;
иностранные инвестиции под условия перестрахования;
инвестиционные предложения;
договор о залоге имущественных прав Залогово-страхового фонда;
договор о перестраховании инвестиций;
страхование коммерческого риска инвестиций;
предоставление страховой премии;
договор о страховании иностранных инвестиций;
предоставление банковских гарантий;
передача активов Залогово-страховых фондов в доверительное управление;
реализация инвестиционных проектов.
ЗСФ могут создаваться в соответствии с действующим законодательством и решением соответствующих органов управления государственным имуществом в зависимости от прав собственности (федерального органа и его территориальных управлений - на федеральное имущество; региональной исполнительной власти - на имущество субъекта федерации; муниципальной исполнительной власти - на муниципальное имущество; учредителей акционерного ЗСФ - на имущество юридических лиц).
Средства ЗСФ формируются из денежных средств, имущества и имущественных прав учредителей и членов ЗСФ, которые могут быть предметом залога:
движимое и недвижимое имущество;
ценные бумаги;
право на получение определенной части доходов, части добываемых полезных ископаемых.
Органы управления
Высшим органом управления ЗСФ является совет ЗСФ, состоящий из председателя ЗСФ, его заместителей и членов, назначаемых федеральной или региональной исполнительной властью в соответствии с правом на закладываемое имущество и имущественные права.
Залоговые гарантии ЗСФ предоставляются его членам на преференциальных условиях (имущественное право на получение гарантий под конкретные инвестиционные проекты, льготный процент за услуги, больший размер участия ЗСФ в коммерческом риске и т.п.). ЗСФ обеспечивают экономические гарантии и защиту иностранных инвестиций в случаях национализации, реквизиции, конфискации и других аналогичных по юридическим последствиям событий. Права гарантий и защиту ЗСФ имеют иностранные инвесторы, получившие соответствующее обязательство (договор о залоге) ЗСФ. Компенсация (возмещение) осуществляется в валюте соответствующих инвестиций и в порядке, предусмотренном договором о залоге.
Страхование
Имущество, средства и права, используемые ЗСФ в качестве залога для получения иностранного кредита, подлежат обязательному страхованию и перестрахованию. Страховая премия, определяемая в соглашении между ЗСФ и страховой компанией, полностью включается в стоимость кредита и выплачивается страховщику банком, предоставляющим кредит, в момент выдачи кредита заемщику при использовании имущества и имущественных прав ЗСФ в качестве залога (закладка) для привлечения иностранных инвестиций по договору залога (заклада) с иностранным инвестором. Государственная страховая компания обязана перестраховать не менее 85% объема привлекаемого кредита в крупных иностранных страховых компаниях.
Объемы и условия перестрахования кредитов, предоставляемых иностранными банками под залог имущества ЗСФ, а также конкретная иностранная страховая компания (компании), осуществляющая перестрахование, согласовываются государственным страховщиком в обязательном порядке с иностранным заемщиком.
Основой договора о залоге (закладе) между ЗСФ и банком-кредитором, с одной стороны, и соглашения между ЗСФ и страховщиком, с другой, являются условия передачи кредитору или страховщику прав собственности на используемое в качестве залога имущество. В случае полной или частичной невозвратности полученного кредита залогодержатели (кредитор или страховщик) совместно с ЗСФ в соответствии с подписными документами решают вопрос о порядке и условиях реализации заложенного имущества и компенсации понесенных убытков.
Трансформация залога
Возможно также использование механизма "трансформации" внутреннего залога ЗСФ под внешний залог или банковские гарантии на основе заключения договоров между ЗСФ и банком, который под залог имущества ЗСФ выступает гарантом или залогодателем для иностранного кредитора. Это позволяет аккумулировать залоговые обязательства членов ЗСФ, не представляющие большого интереса для иностранного кредитора, но приемлемые для отечественного банка, для иностранных кредитов в интересах членов ЗСФ для реализации маломасштабных и среднемасштабных инвестиционных проектов.
Реализация проекта
Практическая эффективность предложенного механизма в значительной степени будет зависеть от привлечения иностранных инвесторов, которые пока предпочитают прямые инвестиции с получением права распоряжения производимой продукцией в рамках реализуемых инвестиционных проектов.
Проработка проекта создания региональных ИФК и ЗСФ показала заинтересованность в них ряда международных организаций и банков, нуждающихся в надежной и гибкой инфраструктуре по привлечению, защите и обслуживанию инвестиционных проектов на территории Российской Федерации.
Уже проявляется практический интерес иностранных банков к:
получению в качестве залога при кредитовании закрепленной в федеральной, муниципальной и акционерной собственности акций;
привлечению под льготные проценты депозитов кредитуемых предприятий при обслуживании банками инвестиционных проектов;
получению в их распоряжение части производимой в результате инвестиционного проекта продукции и т.д.
Требуется более детальное изучение взаимоприемлемых механизмов участия банков в развитии рациональной инфраструктуры обеспечения инвестиционной деятельности в регионах с привлечением иностранного капитала.
Представляется целесообразным создать рабочую группу из представителей Аппарата Президента, Кабинета Министров, Академии наук и заинтересованных организаций для проработки механизма практической реализации проекта и решения вопросов организационного, нормативно-правового, финансового и информационного обеспечения.
13.Информационное обеспечение и взаимодействие с российскими и
международными деловыми центрами
Взаимодействие с инвесторами может осуществляться посредством поддержки деловых контактов с российскими и международными деловыми центрами. Целью такого взаимодействия являются:
поддержка отечественных предпринимателей при осуществлении внешнеэкономической деятельности в зарубежных странах;
укрепление контактов с деловыми и общественными кругами иностранных государств;
создание благоприятных условий для вхождения предпринимательских структур и регионов России в мировую экономическую систему.
При этом решаются следующие задачи:
содействие интеграции отечественного предпринимательства в мировую экономическую систему;
облегчение предприятиям и бизнесменам республики доступа к иностранным капиталам;
представление и защита за рубежом экономических интересов деловых кругов республики;
активное продвижение отечественных товаров на мировом рынке;
содействие официальным представительствам в проведении эффективной внешнеэкономической политики в соответствующих странах в интересах Республики Башкортостан;
участие в разработке предложений и переговорах по заключению международных договоров по вопросам внешнеэкономических связей.
Российские деловые центры являются также каналами привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, помогают западным бизнесменам оперативно получать всю необходимую деловую и коммерческую информацию о российском рынке, его структуре и условиях ведения предпринимательской деятельности. По существу РДЦ становятся штаб-квартирами отечественного бизнеса за рубежом.
Одна из причин невысоких рейтингов инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан кроется в недостаточной информированности аналитических центров, рейтинговых агентств, потенциальных партнеров об условиях развития бизнеса в республике и потенциальных возможностях и перспективах развития экономики республики.
Республика Башкортостан совместно с региональными партнерами может выпускать международный информационно-аналитический журнал для представителей предпринимательских, финансово-промышленных и научных сфер. Издание будет способствовать налаживанию деловых связей между предпринимателями республики и других регионов России и зарубежных стран, созданию благоприятного имиджа Республики Башкортостан.
В журнале целесообразно помещать информацию о развитии экономики и науки, становлении рынка и рыночных отношений в республике и других регионах. Могут быть также представлены финансово-экономические, деловые, научные, информационно-справочные и рекламные материалы, а также информация о событиях в Республике Башкортостан, России и мире, даны практические советы, предложения и консультации по различным вопросам.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов на первом этапе прообразом такого журнала может служить иллюстрированный вкладыш "Инвестиционный Вестник" в выпускаемом журнале "Республика Башкортостан", распространяемый как вместе с журналом, так и отдельно.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 мая 2003 г. N 118 в раздел 14 настоящей Программы внесены изменения
14. Мероприятия по повышению инвестиционной
привлекательности Республики Башкортостан
NN п/п |
Наименование мероприятий |
Вид документа |
Срок испол- нения |
Исполнители | |||
Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности | |||||||
1. | Разработка проектов за- конов: |
||||||
О гарантиях частных ин- вестиций в Республике Башкортостан |
проект Закона |
2000 г. | Министерство экономики и антимонопольной политики Министерство финансов, Национальный банк |
||||
О соглашениях о разделе продукции |
1999 г. | Управление по геологии и использованию недр, Министерство юстиции, Государственный комитет по управлению государст- венной собственностью, Министерство экономики и антимонопольной политики |
|||||
Государственная поддержка отечественных товаропроизводителей | |||||||
2. | Разработка методики оценки зданий, сооруже- ний, оборудования, зем- ли, вкладываемых в ка- честве республиканской доли в уставные капита- лы предприятий с учас- тием иностранных инвес- тиций |
Проект постанов- ления КМ РБ |
III кв. 1999 г. |
Государственный комитет по управлению государст- венной собственностью, Министерство экономики и антимонопольной политики Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Министерство юстиции |
|||
3. | Использование залоговых форм привлечения иност- ранных и отечественных инвестиций, в том числе за счет республиканских ценных бумаг |
- " - | - " - | Государственный комитет по управлению государст- венной собственностью, Национальный банк, Министерство юстиции, Министерство внешних связей и торговли |
|||
4. | Разработка мер по защи- те прав инвесторов и акционеров, по предот- вращению правонарушений на фондовом и финансо- вых рынках |
Проекты норматив- ных актов |
1999 г. | Комиссия РБ по рынку ценных бумаг, Государственный комитет по управлению государст- венной собственностью |
|||
5. | Создание системы стра- ховой защиты инвесторов (фирмы, фонды) |
- " - | - " - | Министерство экономики и антимонопольной политики Министерство финансов |
|||
6. | Создание регионального центра проектного фи- нансирования (содейст- вия инвестициям) |
Проект постанов- ления КМ РБ |
- " - | Министерство экономики и антимонопольной политики Министерство внешних связей и торговли, Торгово-промышленная па- лата РБ, Институт социально-эко- номических исследований УНЦ РАН |
|||
7. | Создание системы стиму- лирования привлечения инвестиционных средств физических лиц, пенси- онных фондов, страховых компаний и др. |
- " - | 2000 г. | Министерство экономики и антимонопольной политики Министерство финансов, Министерство внешних связей и торговли, Национальный банк |
|||
8. | Упрощение системы ре- гистрации создаваемых совместных предприятий с участием иностранного капитала |
- " - | III кв. 1999 г. |
Министерство внешних связей и торговли, Государственная регист- рационная палата РБ |
|||
9. | Анализ состояния дел по привлечению инвестиций в зонах экономического благоприятствования "Кумертау" и "Агидель" |
посто- янно |
Министерство экономики и антимонопольной политики |
||||
Информационное обеспечение инвестиционного процесса | |||||||
10. | Разработка инвестицион- ного паспорта Республи- ки Башкортостан |
Паспорт | IV кв. 1999 г. |
Министерство экономики и антимонопольной политики Министерство финансов, Министерство внешних связей и торговли, Институт социально-эко- номических исследований УНЦ РАН |
|||
11. | Разработка справочника предприятий республики |
Справоч- ник |
1999 г. | Институт социально-эко- номических исследований УНЦ РАН, Государственный комитет по статистике |
|||
12. | Совершенствование ин- формационной системы инвестиционной деятель- ности: - создание и выпуск ин- формационно-аналитичес- кого журнала; - проведение выставки- презентации инвестици- онных проектов; - участие в международ- ных выставках, реклам- но-информационных кам- паниях |
Проект распоря- жения КМ РБ |
1999 г. | Институт социально-эко- номических исследований УНЦ РАН, Торгово-промышленная па- лата РБ, Министерство экономики и антимонопольной политики Министерство внешних связей и торговли |
|||
13. | Совершенствование базы данных инвестиционных проектов с проведением экспертного анализа |
посто- янно |
Министерство внешнеэко- номических связей и торговли, Министерство экономики и антимонопольной поли- тики, Торгово-промыш- ленная палата РБ, Институт социально-эко- номических исследований УНЦ РАН |
||||
14. | Создание при Торгово- промышленной палата РБ постоянно действующей выставки инвестиционных проектов, привлекаемых для иностранных и рос- сийских инвесторов |
Проект распоря- жения КМ РБ |
III кв. 1999 г. |
Торгово-промышленная па- лата РБ, Министерство экономики и антимонопольной политики Министерство внешних связей и торговли, Институт социально-эко- номических исследований УНЦ РАН |
|||
15. | Оказание методической помощи в подготовке ме- роприятий, технико-эко- номического обоснова- ния, бизнес-планов, проектов, способствую- щих притоку отечествен- ных и зарубежных инвес- тиций, в том числе обеспечивающих защиту прав инвесторов |
посто- янно |
Министерство внешнеэко- номических связей и торговли, Министерство экономики и антимонопольной поли- тики, Институт социаль- но-экономических иссле- дований УНЦ РАН |
||||
16. | Размещение и обновление в Internet Инвестицион- ного паспорта РБ, Спра- вочника предприятий РБ, базы данных инвестици- онных проектов РБ |
с 1999 года посто- янно |
Институт социально-эко- номических исследований УНЦ РАН |
||||
Финансовая база развития инвестиционной деятельности | |||||||
17. | Стабилизация ситуации на межбанковском рынке, повышение внутренней устойчивости коммерчес- ких банков (в том числе за счет их укрупнения, слияния, концентрации): - повышение нормы на- копления средств насе- ления и предприятий как фактор изменения струк- туры пассивов, а также как условие расширения долевого участия пред- приятий собственными средствами в финансиро- вании инвестиционных проектов; - развитие лизинговых схем кредитования, рас- сматриваемое в том чис- ле как один из способов решения проблемы залога (обеспечения кредита); - развитие межбанков- ского сотрудничества в области совместного кредитования наиболее эффективных инвестици- онных проектов; - развитие механизма гарантий по инвестици- онным кредитам, включая и развитие механизма предоставления государ- ственных гарантий ком- мерческим банкам, при- нимающим участие в фи- нансировании инвестици- онных программ, проек- тов, входящих в систему государственных приори- тетов |
Проекты постанов- лений КМ РБ |
1999- 2000 гг. |
Министерство финансов, Национальный банк, Министерство внешних связей и торговли |
|||
Развитие рынка ценных бумаг | |||||||
18. | Разработка комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг в РБ |
Проект постанов- ления КМ РБ |
III кв. 1999 г. |
Комиссия РБ по рынку ценных бумаг, Национальный банк, Министерство финансов, Государственный комитет по управлению государст- венной собственностью |
|||
19. | Разработка предложений по использованию госу- дарственных пакетов ак- ций предприятий респуб- лики с целью привлече- ния инвестиций в разви- тие производства |
- " - | - " - | Государственный комитет по управлению государст- венной собственностью, Министерство экономики и антимонопольной политики Министерство финансов, Министерство внешних связей и торговли |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 марта 1999 г. N 94 "О Программе повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 12 (96), август 1999 г., ст. 842
Текст программы официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 мая 2003 г. N 118
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 апреля 2003 г. N 97
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 2 августа 2002 г. N 229