город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя И.Ш.Муксинова, судей Л.Ш.Гумеровой, В.Е.Сафонова, А.Г.Хабибулина,
с участием заявителей Р.А.Султановой и А.Д.Кускова и представителя Государственного Собрания Республики Башкортостан - заместителя руководителя Секретариата Государственного Собрания Республики Башкортостан по правовым вопросам А.В.Васенина, эксперта - доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин Академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, кандидата юридических наук В.Л.Усачева, а также приглашенных на заседание Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека Ч.Б.Газизова, министра юстиции Республики Башкортостан Ф.М.Сафина, заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан В.А.Акимова, начальника управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Прокуратуры Республики Башкортостан Ш.А.Ишмакова, председателя Комитета Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан по законодательству, государственному строительству и судебно-правовым вопросам Р.А.Шарипова, первого заместителя председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан Ф.Х.Харисова, члена Комитета Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан по законодательству, государственному строительству и судебно-правовым вопросам З.И.Еникеева, члена Комитета Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан по социальным вопросам, семье и материнству, охране здоровья Ф.Ш.Фартуковой, заместителя начальника государственно-правового управления Администрации Президента Республики Башкортостан А.Х.Юламанова, заведующей отделом правовой работы и административных органов Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан Л.И.Рахматуллиной, начальника правовой инспекции Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан В.А.Силантьева,
руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 134 Конституции Республики Башкортостан, пунктом "а" части 2 статьи 3, статьями 103, 104 и 106 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положения статьи 38 Закона Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 года "Об охране труда в Республике Башкортостан".
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан Р.А.Султановой и А.Д.Кускова о соответствии Конституции Республики Башкортостан положений статьи 38 Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан" от 5 ноября 1993 года.
Поскольку обе жалобы касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Республики Башкортостан, руководствуясь статьей 49 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", соединил данные дела в одном производстве. Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Г.Хабибулина, объяснения сторон, заключение эксперта, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. В жалобе, поступившей в Конституционный Суд Республики Башкортостан, заявительница Р.А.Султанова просит проверить соответствие Конституции Республики Башкортостан и Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан о 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" (далее - Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года) конституционность положения статьи 38 Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан".
Как следует из представленных материалов, ее муж Р.А.Султанов, являясь заместителем генерального директора акционерного объединения "Элеваторспецстрой", 12 декабря 1994 года выехал в служебную командировку в г. Тольятти сроком на 5 дней. 15 декабря 1994 года он следовал в качестве пассажира на служебной машине, и в результате дорожно-транспортного происшествия Р.А.Султанов получил телесные повреждения, от которых скончался в больнице. Согласно заключению комиссии, проводившей специальное расследование, несчастный случай с Р.А.Султановым подлежит учету по месту работы в "Элеваторспецстрое". В силу того, что муж Р.А.Султановой погиб при исполнении служебных обязанностей, она обратилась в суд с иском к "Элеваторспецстрою" о взыскании в ее пользу единовременного пособия в соответствии со статьей 38 Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан".
16 сентября 1997 года Орджоникидзевский районный суд г. Уфы решил взыскать с ответчика в порядке возмещения материального вреда пособие в размере 10 годовых заработков согласно статье 38 Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан". Данное решение было оставлено в силе постановлением Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 февраля 1998 года, которое исполнено не было.
По протесту Генерального прокурора Российской Федерации дело было рассмотрено 18 октября 1998 года в кассационном порядке Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Своим определением Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала несоответствующими# закону состоявшиеся по делу судебные постановления и отменила их. Из определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации следует, что статья 38 Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан" фактически регулирует гражданские правоотношения, вытекающие вследствие причинения вреда, то есть отношения, регулирование которых находится в ведении Российской Федерации. Поскольку предусмотренный статьей 38 Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан" размер единовременного пособия не соответствует размеру такого пособия, предусмотренного статьей 29 "Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей", и в федеральном законодательстве отсутствуют условия возможности его увеличения (соглашение сторон, коллективный договор), суд обязан принять решение в соответствии с "правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу".
Аналогичная правовая позиция изложена в жалобе, поступившей в Конституционный Суд Республики Башкортостан 11 мая 1999 года от гражданина А.Д.Кускова, действующего в защиту интересов семьи Коротковых.
Поводом для обращения послужили судебные постановления по иску семьи Коротковых к СПК "Труд" о взыскании предусмотренного статьей 38 Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан" единовременного пособия и компенсации морального вреда, причиненного несчастным случаем на производстве.
Решением 5 ноября 1998 года Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан со ссылкой на статью 38 Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан" частично удовлетворил иск.
10 декабря 1998 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан указанное решение суда отменила, указав, что при рассмотрении дела суду первой инстанции следовало руководствоваться Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан определение кассационной инстанции от 10 декабря 1998 года отменено в части основания отмены решения Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 5 ноября 1998 года и оставлено без изменения в части направления дела на новое рассмотрение в тот же суд, который должен дать оценку требованию представителя истцов о взыскании единовременного пособия на основании Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан".
2. В соответствии со статьей 134 Конституции Республики Башкортостан и статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" Конституционный Суд Республики Башкортостан не вправе определять фактические основания, необходимые для принятия постановлений судов общей юрисдикции, и непосредственно проверять конституционность правовой позиции судов по вопросам судебной практики. По смыслу статей 133, 134 и 135 Конституции Республики Башкортостан конституционное судопроизводство не может использоваться как средство решения конкретных дел, заменяющее судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам. Не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Башкортостан и оценка соответствия законов Республики Башкортостан Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
3. Конституция Республики Башкортостан содержит исходные нормы о системе законодательства республики. Все они предопределены основополагающими документами о новом государственно-правовом статусе Республики Башкортостан, ее договорными отношениями с Российской Федерацией, содержанием Федеративного Договора и Приложения к Федеративному Договору от Республики Башкортостан, Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года. В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан республика имеет самостоятельную систему законодательства, обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений, кроме тех, регулирование которых добровольно передано Республикой Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации (статья 126). Исключительно важное значение имеют статьи 1, 2, 3, 4 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года. Положения о том, что республика обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории вне компетенции Российской Федерации и полномочий, переданных Республикой Башкортостан Российской Федерации, что их отношения определяются Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, Федеративным Договором, Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года и иными договорами и соглашениями, а также содержание статей 3, 4 и 5 Договора от 3 августа 1994 года позволяют более конкретно судить о предметах ведения республики в соответствии с ее статусом в составе Российской Федерации и о тех полномочиях, которые делегированы Республикой Башкортостан Российской Федерации.
Трудовые отношения в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года составляют предмет ведения Республики Башкортостан. На основе согласованного разграничения полномочий, закрепленного Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года, в республике приняты такие нормативно-правовые акты, как Трудовой кодекс Республики Башкортостан, Закон Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан" и другие регулирующие трудовые и связанные с ними иные отношения.
Осуществляя самостоятельное правовое регулирование и правоприменение, органы государственной власти республики должны исходить из того, что члены семьи пострадавшего в случае его смерти вследствие несчастного случая или профессионального заболевания имеют право на возмещение ущерба и единовременное пособие в соответствии с действующим законодательством (часть 4 статьи 26 Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан"). При этом условия назначения единовременного пособия предусматриваются в коллективном договоре (соглашениях по охране труда) - часть 3 статьи 38 Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан". К ведению органов государственной власти Республики Башкортостан относится в соответствии с частью первой статьи 8 Трудового кодекса Республики Башкортостан принятие обязательных для применения на всей территории республики законов и иных нормативных правовых актов по вопросам регулирования порядка заключения коллективных договорных соглашений, их регистрация, разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров и конфликтов, а также вопросы социального страхования и пенсионного обеспечения.
4. На основании пункта 3 статьи 4 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года согласование конституционного и текущего законодательства Республики Башкортостан и Российской Федерации осуществляется по процедуре согласования в порядке, предусмотренном Законом Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года "О действии законов и иных актов законодательства Российской Федерации на территории Республики Башкортостан" (в редакции от 18 декабря 1998 года), либо путем заключения дополнительных соглашений, направленных на реализацию положений Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года. Таким образом, для разрешения разногласий по вопросам применения положений трудового законодательства должны быть использованы согласительные процедуры между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1 и 2 статьи 72, статьями 74, 75, 77, 107 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Признать положение статьи 38 Закона Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 года "Об охране труда в Республике Башкортостан" соответствующим Конституции Республики Башкортостан и Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан".
2. Органам государственной власти Республики Башкортостан в пределах полномочий и в установленном законом порядке принять безотлагательные меры по согласованию трудового законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан.
3. Согласно частям первой и второй статьи 79 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" настоящее постановление является окончательным, не подлежит опротестованию и обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. На основании статьи 78 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" и Закона Республики Башкортостан "О порядке опубликования и вступления в силу Законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания Республики Башкортостан и его Палат" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Башкортостан, то есть в соответствующих республиканских газетах и в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан".
Конституционный Суд Республики Башкортостан
N 13-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 29 октября 1999 г. N 13-П "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Башкортостан и Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" статьи 38 Закона Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 года "Об охране труда в Республике Башкортостан"
Текст постановления опубликован в газете "Советская Башкирия - Известия Башкортостана", N 221 (24449) от 12 ноября 1999 г.