В целях проведения единой бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики Государственное Собрание Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить основные направления денежно-кредитной политики Республики Башкортостан на 2000 год.
2. Определить, что приоритетными направлениями денежно-кредитной политики Республики Башкортостан на 2000 год являются:
- создание условий для направления финансовых средств в приоритетные отрасли и сферы экономики;
- обеспечение экономики республики денежными средствами в объеме, достаточном для нужд экономики, принятие мер по смягчению инфляционных процессов;
- закрепление устойчивости платежной системы Республики Башкортостан, обеспечивающей непрерывность денежных расчетов;
- дальнейшее совершенствование банковской системы Республики Башкортостан.
3. Кабинету Министров Республики Башкортостан, Национальному банку Республики Башкортостан Центрального банка Российской Федерации обеспечить гибкое использование всех денежно-кредитных инструментов, эффективное регулирование денежного обращения, качественное развитие финансовых рынков, совершенствование банковской системы, валютного регулирования и контроля, стимулирование увеличения объемов кредитных вложений в отрасли экономики Республики Башкортостан.
Председатель
Государственного Собрания
Республики Башкортостан |
К.Толкачев |
Уфа,
20 ноября 1999 года
N ГС-105
Основные направления денежно-кредитной политики
Республики Башкортостан на 2000 год
О ходе реализации денежно-кредитной политики
на территории Республики Башкортостан в 1999 году
В соответствии с постановлением Государственного Собрания Республики Башкортостан N ГС-159 от 9 декабря 1998 года основными направлениями денежно-кредитной политики на территории Республики Башкортостан на 1999 год являлись:
Постановление Государственного Собрания Республики Башкортостан от 9 декабря 1998 г. "Об основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Башкортостан на 1999 год" имеет номер ГС-459, а не ГС-159, возможно допущена опечатка
- создание условий для направления финансовых средств на развитие экономики;
- обеспечение экономики республики денежными средствами;
- обеспечение непрерывности расчетов и устойчивости платежной системы Республики Башкортостан;
- дальнейшее совершенствование структуры банковской системы Республики Башкортостан.
Выполнение основных направлений денежно-кредитной политики на территории Республики Башкортостан в 1999 году характеризовалось следующими особенностями.
1. Создание условий по направлению финансовых средств
на развитие экономики
Несмотря на серьезные потрясения банковской системы страны в результате финансово-экономического кризиса в 1998 году и сохранение высоких кредитных рисков из-за низкой платежеспособности предприятий и организаций, объемы кредитов, выданных банками реальному сектору экономики за январь-август 1999 года, составили 9995,4 млн.руб. или на 46,1 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Возросло участие банков в финансировании инвестиционных проектов. При этом коммерческие банки предлагали услуги по подготовке инвестиционных проектов и бизнес-планов и их представлению инвесторам и кредиторам. За восемь месяцев 1999 года было фактически профинансировано 304 проекта на общую сумму 1350,6 млн.руб. (в 3,4 раза больше, чем в прошлом году), в том числе за счет кредитов банков - 12 процентов (6 проектов).
Для решения задачи по выбору приоритетных секторов народного хозяйства для финансирования Кабинетом Министров Республики Башкортостан в рамках Программы структурной перестройки экономики подготовлен перечень инвестиционных проектов, финансируемых за счет республиканского бюджета и других источников. Находится на стадии согласования проект постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан, в котором предусматривается создание условий для кредитования экономики. Вместе с тем в настоящее время можно говорить лишь о начале формирования действенной программы развития приоритетных отраслей.
В целях снижения кредитного риска для банков при кредитовании производства велась работа по созданию необходимой законодательной базы. Национальным банком Республики Башкортостан Центрального банка Российской Федерации (далее - Национальный банк Республики Башкортостан) в Кабинет Министров Республики Башкортостан направлен проект Закона Республики Башкортостан "О государственных гарантиях кредитным организациям, осуществляющим кредитование субъектов малого предпринимательства" (для дальнейшего внесения в Государственное Собрание Республики Башкортостан).
В целях развития финансового лизинга, как одного из инструментов направления финансовых ресурсов кредитных организаций на формирование основных средств предприятий, принят Закон Республики Башкортостан "О развитии лизинговой деятельности в Республике Башкортостан" от 16 июня 1999 года N 7-з. На стадии согласования находится проект постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан "Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной гарантии лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность в виде лизинга". Этой же цели служат разработанные Национальным банком Республики Башкортостан методические рекомендации для кредитных организаций по осуществлению лизинговых операций.
В то же время на сегодняшний день не удалось добиться коренных сдвигов в финансировании реального сектора экономики. Решить эту задачу невозможно одними только региональными механизмами денежно-кредитной политики. Для этого необходимы координированные усилия всех органов государственной власти и управления, качественное повышение уровня управления производством.
2. Обеспечение экономики денежными средствами
Национальным банком Республики Башкортостан в 1999 году обеспечивался контроль за денежным оборотом в республике. Сумма денег, находящихся в обороте (выраженных денежным агрегатом M2), увеличилась за январь-август на 18,2 процентов и на 1 сентября 1999 года составила 10,3 млрд.руб. В номинальном выражении среднемесячный прирост составил 2,1 процента против 0,7 процента прошлого года. В результате показатель монетизации валового регионального продукта, определяемый отношением регионального денежного оборота к ВРП и характеризующий степень насыщенности экономики денежными средствами, по итогам 8 месяцев 1999 года составил 12,6 процента, на 0,3 процентных пункта превысив аналогичный показатель соответствующего периода прошлого года.
В 1999 году был обеспечен значительный (в 8 раз) рост положительного сальдо межрегиональных платежей, составившего 648,9 млн.руб. Это явилось прямым следствием роста внутреннего производства в экспортоориентированных и импортозамещающих отраслях республики - химической, нефтехимической, машиностроении, легкой и медицинской промышленности.
Задача вовлечения в денежный оборот сбережений населения выполняется за счет привлечения средств в депозиты кредитных организаций. За январь-август остатки вкладов населения в кредитных организациях возросли на 35,6 процентов и составили 4,1 млрд.руб. против 3,0 млрд.руб. на начало года.
В результате реализации Указа Президента Республики Башкортостан "О мерах по усилению контроля за наличным денежным оборотом в Республике Башкортостан" N УП-62 от 5 февраля 1999 года заметно улучшилась кассовая дисциплина. За период действия Указа значительно (на 55,7 процента) возросли поступления торговой выручки в кассы банков по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Обеспечивался контроль за движением валютных средств по внешнеторговым операциям.
Национальным банком Республики Башкортостан совместно с кредитными организациями обеспечивался бесперебойный и регулярный завоз в регионы республики купюр нужного достоинства в необходимых объемах; проводилась активная работа по выявлению и изъятию из обращения фальшивых денежных знаков. Результатом этого явилось отсутствие перебоев в выдаче наличных денег расчетно-кассовыми центрами и кредитными организациями в 1999 году.
В то же время полному решению задачи обеспечения экономики денежными средствами по-прежнему препятствуют такие общеэкономические проблемы, как высокий уровень миграции наличных денег за пределы республики из-за недостаточной насыщенности республиканского потребительского рынка товарами необходимого качества, значительная доля бартера и денежных суррогатов.
3. Совершенствование системы денежных расчетов
В рамках решения задачи дальнейшего развития системы электронных расчетов в режиме реального времени Национальным банком Республики Башкортостан был осуществлен переход расчетно-кассовых центров Республики Башкортостан на централизованную обработку информации. Внедрена региональная автоматизированная банковская информационная система РАБИС-2. Тем самым в республике полностью завершилось формирование современной системы электронных расчетов, охватывающей как внутрирегиональные, так и межрегиональные платежи.
Благодаря этому значительно ускорилось прохождение средств через расчетную сеть, резко снизился удельный вес почтовых и телеграфных платежей в общем количестве расчетных документов по межрегиональным платежам - до 4,8 процента против 21,8 процентов в аналогичном периоде 1998 года.
В результате расширения сферы применения системы электронных расчетов общий объем платежей за 8 месяцев текущего года увеличился на 74,2 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 60,0 млрд.руб.
В 1999 году была выполнена задача поддержания необходимого уровня ликвидности кредитных организаций для бесперебойного прохождения платежей клиентов через банки. Об этом свидетельствует положительный финансовый результат деятельности банковской системы, а также отсутствие задержек платежей клиентов по вине кредитных организаций, составляющих лишь 0,1 процента от общей суммы неплатежей.
В рамках решения задачи развития надежной сети банковских учреждений для расчетно-кассового обслуживания бюджетов и бюджетных организаций в республике близится к завершению работа по переводу бюджетных счетов на расчетно-кассовое обслуживание в уполномоченные кредитные организации - агенты Кабинета Министров Республики Башкортостан, в которых установлен постоянный контроль за прохождением платежей по счетам бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. За прошедший период в уполномоченные банки переведено более 1000 счетов. В частности, все накопительные счета бюджетов и государственных внебюджетных фондов, ранее находившиеся на расчетно-кассовом обслуживании в открытом акционерном обществе Коммерческий Агропромышленный банк "Башкирия", переведены в уполномоченные банки.
В целях развития современных форм безналичного обслуживания платежей хозяйствующих субъектов Национальный банк Республики Башкортостан и кредитные организации республики продолжают работу по выполнению Программы развития системы безналичных расчетов в Республике Башкортостан с применением пластиковых карт, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 мая 1998 года N 102.
Продолжалась работа по сокращению масштабов неплатежей предприятий и организаций, которая осуществлялась посредством зачета взаимной задолженности с использованием в расчетных операциях электронных платежей, векселей. Несмотря на это, общая сумма неплатежей по Республике Башкортостан за восемь месяцев выросла на 8,6 процента и составила 83,8 млрд.руб.
4. Дальнейшее совершенствование банковской системы
республики
Первоочередной задачей на 1999 год являлось преодоление последствий финансового кризиса и сохранение устойчивости и ликвидности банковской системы, гарантирование вкладов клиентов в кредитных организациях.
К середине 1999 года банковской системой республики в основном обеспечена ликвидность и устойчивость банковской системы.
Фактически сформированный уставный капитал кредитных организаций по итогам 8 месяцев возрос с начала года на 34 процента и составил 1472,9 млн.руб., совокупные активы возросли с начала года на 47 процентов и составили 29,7 млрд.руб. На 42 процента увеличились ресурсная база и вложения кредитных организаций.
По итогам работы за 8 месяцев 1999 года банковской системой получена прибыль в размере 326,3 млн.руб. С начала года покрыто убытков на сумму 273,6 млн.руб. В итоге величина отрицательного финансового результата с учетом убытков прошлых лет сократилась в 3,8 раза.
В ходе последовательной реструктуризации кредитных организаций в настоящее время в республике сформирована банковская система с тремя опорными банками: открытое акционерное общество Республиканский инвестиционно-кредитный банк "Башкредитбанк", открытое акционерное общество "Социнвестбанк", Башкирский банк Сберегательного банка России.
В рамках защиты интересов вкладчиков и клиентов кредитных организаций Национальным банком Республики Башкортостан осуществлялся контроль за соблюдением законодательных актов и требований Банка России о гарантиях сохранения сбережений населения. В основном решается проблема возврата вкладов населения банками с отозванной лицензией.
В ходе создания системы комплексного обслуживания необходимыми видами банковских услуг товаропроизводителей республики продолжилась оптимизация сети кредитных организаций в городах и районах республики. С минимальными потерями многочисленная клиентура открытого акционерного общества Коммерческий Агропромышленный банк "Башкирия" была переведена на обслуживание в открытое акционерное общество "Социнвестбанк", который развернул сеть своих дополнительных офисов на базе филиалов открытого акционерного общества Коммерческий Агропромышленный банк "Башкирия". Тем самым была сформирована группа Социнвест-Агро, состоящая из открытого акционерного общества "Социнвестбанк", его дочернего банка, страховой компании, осуществляющих работу с клиентами: переработчиками, системой торговли в сельской местности и малых городах.
Была продолжена работа по совершенствованию правовой базы банковской деятельности в Республике Башкортостан. Согласительной комиссией, созданной по распоряжению Президента Российской Федерации от 22 апреля 1999 года N 120-рп, были выработаны предложения по изменению Закона Республики Башкортостан "О банках и банковской деятельности в Республике Башкортостан". Постановлениями Государственного Собрания Республики Башкортостан от 11 марта 1999 года N ГС-504 и N ГС-505 были отменены утратившие силу указы Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан "Об организации безналичных расчетов в Республике Башкортостан", "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения".
Итоги развития экономики и денежно-кредитной сферы в 1999 году позволяют сделать ряд принципиальных выводов.
1. Банковская система в основном успешно преодолела последствия финансово-экономического кризиса 1998 года и в состоянии предоставлять хозяйствующим субъектам широкий спектр квалифицированных банковских услуг.
2. Некоторое оживление в производственной сфере республики способствовало увеличению объемов кредитования экономики.
3. В республике в 1999 году практически завершено формирование системы электронных расчетов, обеспечивающей полный охват внутрирегиональных и межрегиональных платежей.
4. Остаются нерешенными: проблема направления имеющихся денежных средств Республики Башкортостан в производственный сектор, проблема неплатежей.
5. Осуществление экономической и денежно-кредитной политики требует усиления координации органов законодательной и исполнительной властей, экономических органов управления и хозяйствующих субъектов Республики Башкортостан.
Основные направления денежно-кредитной политики
Республики Башкортостан на 2000 год и мероприятия
по ее реализации
Для закрепления наметившихся в 1999 году тенденций оживления экономики необходимы качественные изменения в самом общественном производстве. В этой связи основной задачей денежно-кредитной политики на предстоящий период становятся стимулирование дальнейшего оживления экономики, создание условий для перехода к экономическому росту. При этом не снимается с повестки дня необходимость сдерживания инфляционных процессов в экономике республики.
В решении этих задач Кабинет Министров Республики Башкортостан и Национальный банк Республики Башкортостан и в дальнейшем будут опираться на имеющиеся в их распоряжении региональные механизмы денежно-кредитной политики, к числу которых относятся кредитование экономики, обеспечение стабильности денежного обращения и бесперебойности расчетов, поддержание устойчивости банковской системы, и основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Башкортостан на 2000 год считают:
- создание условий для направления финансовых средств в приоритетные отрасли и сферы экономики в соответствии с утвержденной программой развития экономики;
- обеспечение экономики республики денежными средствами в объеме, достаточном для нужд экономики, принятие мер по смягчению инфляционных процессов;
- закрепление устойчивости платежной системы Республики Башкортостан, обеспечивающей непрерывность денежных расчетов;
- дальнейшее совершенствование структуры банковской системы Республики Башкортостан.
Для реализации указанных направлений денежно-кредитной политики Республики Башкортостан на 2000 год предлагается осуществить следующие мероприятия.
I. Создание условий для направления финансовых средств
в приоритетные отрасли и сферы экономики
Первостепенными задачами для реализации данного направления, имеющего стратегическое значение для экономики республики, являются:
1. Формирование целевых социально-экономических программ,
сосредоточение имеющихся финансовых ресурсов на их
финансирование
В настоящее время приоритетными для развития экономики считаются наиболее мобильные отрасли, обеспечивающие быструю отдачу вложенного капитала, насыщение рынка потребительскими товарами и услугами, выравнивание уровня социально-экономического развития регионов республики, широкий кумулятивный эффект по развитию смежных отраслей. К таковым относятся: агропромышленный комплекс, строительство жилья, легкая и пищевая промышленность и другие.
В секторальном разрезе приоритет должен быть отдан поддержанию дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в республике как наиболее мобильного сектора с точки зрения оборачиваемости средств и реакции на изменения конъюнктуры рынка.
2. Стимулирование инвестиционной деятельности кредитных
организаций
Расширять применение налоговых стимулов для использования средств в долгосрочных инвестициях.
3. Формирование общереспубликанского банка данных
об инвестиционных проектах
Разработать порядок конкурсного отбора инвестиционных проектов, определив в качестве главного критерия экономическую эффективность проекта. Создать при Кабинете Министров Республики Башкортостан постоянно действующий экспертный совет по оценке инвестиционных проектов с участием министерств, ведомств, предприятий. Усилить координацию экспертных советов в органах управления и в уполномоченных банках для облегчения экспертной оценки инвестиционных проектов и определения источников финансирования.
4. Снижение кредитного риска для банков при кредитовании
производства, особенно при долгосрочных вложениях средств
Создать систему государственных гарантий обеспечения обязательств по кредитам, предоставляемым на реализацию государственных программ поддержки приоритетных отраслей экономики, развития малого и среднего предпринимательства.
Создать систему коммерческого страхования кредитных рисков для всех участников инвестиционного процесса, предполагающего развитие сети отечественных и зарубежных страховых компаний.
В целях усиления гарантий возврата кредитов создать в республике единый центр аукционной торговли, в том числе заложенным и арестованным имуществом, на базе регионального отделения Федерального долгового центра.
5. Активное использование лизинговых операций, ипотечного и других видов кредитования для решения социально-экономических программ.
6. Расширение масштабов участия кредитных организаций в акционерном капитале предприятий, в формировании и развитии банковско-промышленных групп.
7. Создание условий, благоприятствующих привлечению инвестиций в республику, по использованию ее природно-климатических условий для развития туризма и других видов рекреационных услуг.
8. Организация банковской системой оперативного отслеживания и анализа экономической ситуации в республике в целях своевременной корректировки механизмов денежно-кредитного регулирования экономики.
II. Обеспечение экономики республики денежными средствами
в объеме, достаточном для нужд экономики, принятие мер
по смягчению инфляционных процессов
Приоритетными задачами по данному направлению являются:
1. Дальнейшее обеспечение положительного платежного
баланса республики
При определении промышленной политики в республике предусмотреть стимулирование развития импортозамещающих производств, увеличение объема и расширение ассортимента продукции, находящей сбыт за пределами республики, в том числе в ближнем и дальнем зарубежье.
В целях сокращения оттока наличных денег из республики необходимо целенаправленно работать по дальнейшему насыщению рынка собственной продукцией, развитию инфраструктуры оптовой и розничной торговли, особенно в приграничных районах республики.
2. Увеличение объема банковского оборота денежных средств
С целью увеличения доли инкассации торговой выручки усилить контроль со стороны кредитных организаций и налоговых органов за работой предприятий и организаций с денежной наличностью.
3. Вовлечение в денежный оборот средств населения
Продолжить работу по совершенствованию земельного законодательства с тем, чтобы шире практиковать продажу земельных участков гражданам под строительство.
Расширять ассортимент услуг по дополнительному привлечению средств населения в депозиты и вклады в кредитных организациях, развитию форм доверительного управления денежными средствами населения.
Развивать небанковские формы взаимного кредитования (кредитные союзы, общества взаимного кредитования), особенно в сельской местности.
4. Установление действенного контроля за эффективностью
внешнеторговых операций
Совершенствовать работу по внешнеэкономической деятельности, усилить контроль за обеспечением полной и своевременной репатриации валютной выручки от экспорта товаров, за соблюдением порядка покупки юридическими лицами-резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, за валютными операциями, связанными с движением капитала.
III. Закрепление устойчивости платежной системы
Республики Башкортостан, обеспечивающей непрерывность
денежных расчетов
Первоочередными задачами в этой сфере являются:
1. Увеличение в расчетах денежной составляющей
Осуществлять работу по постепенному выводу из оборота неденежных форм расчетов, в частности, использовать для этой цели опыт других регионов по применению в расчетах складских свидетельств, а также изучить возможности капитализации кредиторской задолженности предприятий.
2. Разработка мероприятий по совершенствованию системы
зачетов взаимной задолженности участников хозяйственного
оборота
Новые возможности в повышении эффективности проводимых в народном хозяйстве республики взаимозачетов может дать включение в механизм их осуществления республиканского и местных бюджетов.
3. Продолжить осуществление мероприятий, предусмотренных
республиканской Программой развития системы безналичных
платежей в Республике Башкортостан, используя вексельную
и электронную формы расчетов, а также пластиковые карты
Осуществлять дальнейшее совершенствование системы проведения расчетов с применением пластиковых карт; расширять сеть организации торговли с использованием пластиковых карт.
4. Осуществление постоянного контроля за своевременностью
перечисления средств в бюджет и в государственные
внебюджетные фонды
В решении этой задачи помимо общих мер надзора за деятельностью кредитных организаций особое внимание уделить банкам - уполномоченным агентам Кабинета Министров Республики Башкортостан; контролю за обслуживанием счетов бюджетов всех уровней, а также государственных федеральных территориальных внебюджетных фондов; своевременному прекращению денежных расчетов через проблемные банки.
IV. Дальнейшее совершенствование банковской системы
Республики Башкортостан
Основными задачами в данной сфере являются:
1. Завершение реструктуризации банковской системы,
повышение ее финансовой устойчивости
В этих целях необходимо:
- завершить создание сети системообразующих банков;
- продолжить работу по оптимизации структуры банковской сети республики на основе обеспечения свободной конкуренции крупных, средних и мелких банков;
- совместно с собственниками кредитных организаций принимать меры по санации банков, операции которых создали реальную угрозу интересам клиентов и кредиторов;
- продолжить наращивание собственного капитала банков как за счет собственных средств кредитных организаций, так и за счет средств учредителей и других хозяйствующих субъектов республики;
- проводить дальнейшие мероприятия по укреплению доверия к банкам со стороны населения в целях привлечения их сбережений;
- совершенствовать методы надзора за операциями кредитных организаций на финансовых рынках и своевременного применения мер воздействия к нарушителям действующего законодательства.
2. Развитие кредитными организациями видов оказываемых
ими банковских услуг и специализации банковской
деятельности
Решение этой двуединой задачи предполагает оптимизацию структуры банковской сети в городах и районах республики, обеспечение товаропроизводителей и населения необходимыми им банковскими услугами.
3. Защита интересов вкладчиков и клиентов кредитных
организаций
Совершенствовать методы надзора за соблюдением кредитными организациями законодательных актов о гарантиях сохранения сбережений населения, обеспечивать строгий контроль за полнотой и своевременностью раскрытия банками информации, предусмотренной законодательством, жестко пресекать случаи недобросовестной рекламы.
4. Дальнейшее совершенствование правовой базы банковской
деятельности в Республике Башкортостан
Продолжить работу по совершенствованию законодательства, регламентирующего банковскую деятельность, по приведению республиканских нормативных актов, регулирующих банковский механизм денежно-кредитных и финансовых отношений, в соответствие с федеральным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания Республики Башкортостан от 20 ноября 1999 г. N ГС-105 "Об основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Башкортостан на 2000 год"
Текст постановления опубликован в газете "Советская Башкирия - Известия Башкортостана", N 235 (24463) от 2 декабря 1999 г.