Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития медицинской промышленности в Республике Башкортостан.
2. Республиканским органам исполнительной власти организовать работу по реализации Концепции развития медицинской промышленности в Республике Башкортостан.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Концепция
развития медицинской промышленности в Республике
Башкортостан
(одобрена постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 22 декабря 1999 г. N 387)
I. Введение
Медицинская промышленность - одна из социально значимых отраслей, включающая производство фармацевтических субстанций, готовых лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения.
Изменения в экономической и политической ситуации в стране привели к резкому сокращению производства. Так, с 1991 г. по 1998 г. общий объем выпуска продукции медицинского назначения сократился в 2-3 раза, в том числе фармацевтических субстанций, составляющих основу медицинской промышленности, - в 3 раза, при этом полностью прекращено производство 158 наименований лекарственных средств. Предприятия, выпускающие готовые лекарственные средства, перешли в основном на переработку импортных фармацевтических субстанций.
За этот период бюджетное финансирование капитальных вложений в медицинскую промышленность уменьшилось в 19 раз, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - в 15 раз, что значительно снизило возможность разработки и внедрения передовых технологий, современного оборудования, проведения технического перевооружения производств и реконструкции предприятий.
Спад производства и финансово-экономическая нестабильность медицинской промышленности отрицательно сказались на положении с лекарственным обеспечением. По сравнению с 1990 г. сокращены объемы производства противоопухолевых препаратов на 89,6%, антибиотиков - на 73,9%, противотуберкулезных препаратов - на 65,3%. На фармацевтическом рынке отсутствуют отечественные препараты для лечения заболеваний щитовидной железы, иммунодепрессивных средств, генно-инженерного инсулина. Удельный вес готовых лекарственных средств отечественного производства в общем объеме их потребления в России в 1998 г. составил около 30%. Доля производства отечественных фармацевтических субстанций в объеме выпуска лекарственных средств снизилась с 36 до 7%, что привело к зависимости от зарубежных поставщиков. В результате иностранные фармацевтические фирмы получили возможность увеличения объемов реализации продукции на российском рынке, создав тем самым конкуренцию отечественной продукции.
Потребность учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности в отечественной медицинской технике и технологическом оборудовании удовлетворяется на 45%, в том числе по медицинским инструментам - на 35%, приборам и аппаратам - на 51%, лабораторной технике - на 16%. Импорт медицинской техники вырос в 4-5 раз.
В условиях экономического кризиса, резкого снижения курс рубля по отношению к американскому доллару многие зарубежные производители, не имея гарантий по погашению задолженности и уверенности в оплате, приостановили поставку лекарств и изделий медицинского назначения на условиях товарного кредитования и перешли на их продажу только по предоплате.
В результате на внутреннем фармацевтическом рынке из-за повышения цен возник дефицит ряда лекарственных средств, а многие импортируемые лекарства не имеют международно признанной клинической ценности.
Таким образом, сложившаяся ситуация с обеспечением населения лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения остается сложной и является источником социальной напряженности. Она непосредственно сказывается на состоянии рынка лекарственных средств и медицинского обслуживания в Республике Башкортостан.
Реализация Концепции позволит более эффективно, с меньшими затратами улучшить обеспечение системы здравоохранения и населения Республики Башкортостан продукцией медицинского назначения и выйти на мировой рынок.
II. Государственная политика в сфере обеспечения
лекарственными средствами, аппаратурой и оборудованием
Охрана здоровья граждан гарантируется Конституцией Республики Башкортостан, Кодексом Республики Башкортостан об охране здоровья граждан и другими нормативными правовыми актами.
Объем фармацевтического рынка Республики Башкортостан в 1997 г. оценивался в 60 млн. долларов в год, что составляло до 2% от общероссийского рынка. В 1998 г. российский фармацевтический рынок сократился на 22%, и эта ситуация не могла не затронуть рынок нашей республики.
В создавшихся условиях требуется государственная поддержка производителей лекарств.
С учетом производственных возможностей отрасли, а также ограниченности финансовых ресурсов в Федеральной целевой программе "Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года" определены приоритетные направления развития производства жизненно важных лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения. В связи с этим на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 478 "Об утверждении перечня жизненно необходимых важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, прибыль от реализации которых, полученная предприятиями всех организационно-правовых форм, выпустившими эти лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не подлежит налогообложению" (с изменениями и дополнениями) утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В целях обеспечения государственного контроля за установлением цен на лекарственные средства постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 347 и Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 сентября 1999 года N 282 введена государственная регистрация отпускных цен производителей на лекарственные средства.
Указом Президента Республики Башкортостан от 31 мая 1999 г. N УП-340 "О мерах по регулированию цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и расширению их производства в Республике Башкортостан" Кабинету Министров Республики Башкортостан поручено разработать республиканскую целевую программу улучшения лекарственного обеспечения населения и расширения производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе импортозамещающих медикаментов из местных сырья и полуфабрикатов.
III. Производство лекарственных средств
В настоящее время ни одна страна мира не производит все необходимые лекарства и не ставит такой задачи. Поэтому при определении ассортимента следует руководствоваться потребностями населения республики и утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. При этом надо иметь в виду, что указанный перечень, во-первых, не является исчерпывающим и, во-вторых, доля импортных лекарственных средств в нем велика.
В связи с этим Министерству здравоохранения Республики Башкортостан и специализированному государственному производственному предприятию "Башфармация" необходимо разработать республиканский список жизненно важных лекарственных препаратов с включением в него максимального количества препаратов, производимых в республике.
Дополнительным и сравнительно экономичным путем увеличения выпуска лекарственных форм является создание в республике совместных с зарубежными инвесторами предприятий. В связи с этим при закупке импортных лекарств следует отдавать предпочтение фирмам, готовым к сотрудничеству в сфере производства лекарственных препаратов в республике.
Вместе с тем в республике имеются благоприятные условия для создания новых оригинальных лекарственных средств. Нефтехимическая и химическая промышленность располагает широким ассортиментом сырья и полупродуктов для синтеза лекарственных препаратов. Успешно функционируют академические и отраслевые научно-исследовательские институты, химические кафедры высших учебных заведений, где сосредоточен научный потенциал, способный внести существенный вклад в разработку новых лекарственных средств. Однако ведомственная и организационная разрозненность сил и средств ведет к удорожанию и увеличению сроков разработок лекарственных препаратов, что особенно ощутимо проявляется в условиях финансового дефицита. В целях ускорения разработки новых лекарственных средств целесообразно открыть в республике институт фармакологии. Положительный опыт организации таких институтов имеется в городах Волгограде, Томске и Санкт-Петербурге.
В настоящее время в Республике Башкортостан функционируют два крупнейших предприятия по изготовлению лекарственных средств. Открытое акционерное общество "УфаВИТА" выпускает витамины и фармацевтические препараты более 60 наименований, государственное унитарное предприятие "Иммунопрепарат" производит медицинские иммунобиологические препараты (вакцины, антитоксические сыворотки, бактериофаги), препараты из крови человека и лекарственные средства более 100 наименований. Кроме того, открытым акционерным обществом "Белебеевский молочный комбинат" освоено производство солевых растворов. В обществе с ограниченной ответственностью "Травы Башкирии" организовано производство лекарственных средств растительного происхождения, общество с ограниченной ответственностью "Бионорм" и производственно-коммерческое объединение "Прополис" развивают производство лекарственных средств и пищевых добавок из пчелиных продуктов.
Однако в республике отсутствует единая система медицинской индустрии. В связи с этим необходимо наращивание производственных мощностей средних и малых предприятий по выпуску и освоению широкого ассортимента лекарственных препаратов. В мировом сообществе, несмотря на успехи в области химии, давшей медицине много новых лекарственных средств, использование целебных растений приобретает все большие масштабы. С учетом опыта практической медицины необходимо принять меры по разработке и производству эффективных лекарственных средств на основе растительного сырья и биологически активных продуктов пчеловодства.
В этом плане интерес к апитерапии обусловлен, с одной стороны, большим набором природных соединений, производимых пчелами в результате жизнедеятельности, обладающих высокой физиологической активностью, с другой - повсеместностью обитания пчел и относительной простотой получения продуктов пчеловодства.
Для получения современных фитопрепаратов с более высокой фармакологической активностью и широким спектром действия необходимо создание галеновых фабрик, а учитывая то, что биологические запасы целебных растений на территории республики ограничены, существует необходимость создания плантаций в экологически чистых районах с использованием базы плодопитомников, опытных хозяйств Башкирского научно-исследовательского института сельского хозяйства, Башкирского государственного аграрного университета, Ботанического сада-института Уфимского научного центра Российской академии наук.
Для конструктивного решения проблемы развития медицинской промышленности Башкортостана необходимо, в первую очередь, развивать следующие направления.
1) Создание иммунобиологических и фармацевтических лекарственных препаратов:
- увеличение объема и расширение ассортимента продукции, внедрение новых технологий;
- анализ научного потенциала научно-исследовательских институтов, кафедр высших учебных заведений и их лабораторий по синтезу новых фармацевтических субстанций;
- изучение возможности использования имеющегося на нефтехимических и химических заводах ассортимента сырья и полупродуктов для получения фармацевтических субстанций;
- экспертиза всех химических предприятий с целью выявления отвечающих мировым стандартам условий проведения синтеза фармацевтических субстанций и их частичного перепрофилирования;
- использование сырьевой нефтехимической базы республики для производства применяемых в медицинской промышленности вспомогательных веществ, консервантов, ароматизаторов, красителей, полимерных упаковочных материалов.
2) Создание растительных лекарственных препаратов:
- корректировка сведений о запасах дикорастущего лекарственного сырья;
- создание системы заготовки дикорастущих лекарственных растений;
- стимулирование создания новых производств лекарственного сырья в экологически чистых районах республики;
- открытие галеновых фабрик, разработка современных лекарственных средств в виде гранул, капсул, аэрозолей и других, изготовление лекарственных препаратов из растительного сырья (фитопрепаратов);
- активизация разработки биотехнологических методов получения лекарственного растительного сырья.
3) Создание лекарств и пищевых биологически активных добавок на основе продуктов пчеловодства:
- анализ и инвентаризация продукции пчеловодства;
- стимулирование деятельности пчеловодов по сбору продукции для изготовления лекарственных средств;
- поддержка инициативы предприятий всех форм собственности в вопросах производства лекарственных средств и пищевых добавок из пчелиных продуктов.
4) Производство упаковочно-расфасовочных материалов:
- развитие мощностей упаковочно-расфасовочных производств;
- стимулирование малых и средних предприятий по производству специальной фасовочной и упаковочной продукции;
- расширение ассортимента изделий из медицинского стекла.
5) Создание стимулирующей системы налогообложения и предоставление целевых кредитов для предприятий, выпускающих сырье для производства фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств.
IV. Производство оборудования и изделий медицинского
назначения
С 1990 г. к разработке и производству медицинской техники начали подключаться конверсионные предприятия оборонного комплекса и других отраслей промышленности. Вклад их в общий объем производства медицинской техники ежегодно возрастал и в 1998 г. сравнялся с объемом производства специализированных предприятий медицинской промышленности. Однако научно-технический потенциал крупных предприятий машиностроительного и оборонного комплексов, технических высших учебных заведений не используется для выпуска оборудования и изделий медицинского назначения.
Несмотря на то, что рыночная стоимость отечественной медицинской техники в среднем в 3-5 раз ниже зарубежных аналогов, производимая в стране медицинская техника неконкурентоспособна. Необходимыми условиями развития и эффективного функционирования медицинской промышленности являются создание нового технологического фундамента для наращивания производства на основе высоких технологий, совершенствование налоговой и таможенной политики в целях поддержки отечественных производителей и сокращение сроков внедрения принципиально новых разработок.
При определении номенклатуры медицинской техники и оборудования, которые целесообразно производить в республике, следует исходить из технического уровня разработок, обеспечения стандартов диагностики и лечения наиболее распространенных и тяжелых заболеваний, а также степени оснащения лечебно-профилактических учреждений. Конкурентоспособность отечественной продукции должна обеспечиваться высокими качественными показателями и новизной потребительских свойств, отсутствием аналогов за рубежом.
В целях решения проблемы надежного технического обеспечения здравоохранения республики крайне важной становится задача создания современной ремонтно-технической базы, обеспечивающей эффективную эксплуатацию парка медицинской техники.
V. Механизмы реализации Концепции
Положения Концепции могут быть успешно реализованы только в рамках республиканской целевой программы развития медицинской промышленности в Республике Башкортостан (государственный заказчик работ по программе - Министерство здравоохранения Республики Башкортостан).
Исходя из анализа экономической ситуации, в Программе должны быть определены тактические (на период 2000-2001 гг.) и стратегические задачи (на период 2002-2005 гг.). Необходима увязка программных мероприятий республиканской программы и аналогичной федеральной программы.
Одним из важнейших вопросов политики Республики Башкортостан в области медицинской промышленности является выход республики на внешний рынок и прежде всего - стран Содружества Независимых Государств, что предполагает выпуск конкурентоспособной продукции, соответствующей международным стандартам надлежащей производственной практики (GMP).
Финансирование и кредитование капитальных вложений в развитие медицинской промышленности должны осуществляться за счет всех источников финансирования.
Для осуществления управления и контроля за реализацией программы развития медицинской промышленности в Республике Башкортостан необходимо создание современной системы информационного обеспечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 22 декабря 1999 г. N 387 "О Концепции развития медицинской промышленности в Республике Башкортостан"
Текст постановления официально опубликован не был