В целях дальнейшего развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан, совершенствования управления здравницами и более полного удовлетворения потребностей населения в санаторно-курортном лечении постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан.
2. Кабинету Министров Республики Башкортостан совместно с Фондом государственного социального страхования Республики Башкортостан:
2.1. В срок до 1 сентября 2000 года разработать Программу развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан на 2001-2010 годы, предусмотрев:
- создание экономических механизмов стимулирования развития и реформирования санаторно-курортных учреждений, в том числе путем привлечения инвестиций и введения дополнительных платных услуг;
- меры по улучшению материально-технической базы, модернизации, реконструкции и капитальному ремонту зданий санаторно-курортных учреждений;
- усиление государственного регулирования отрасли через совершенствование системы лицензирования санаторно-оздоровительной деятельности, использования природно-лечебных ресурсов, сертификации услуг санаторно-курортных учреждений, их аттестации и аккредитации независимо от организационно-правовой формы;
- создание регионального кадастра природных лечебных ресурсов республики, меры по их сохранению и рациональному использованию;
- совершенствование порядка реализации путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования, обеспечив преимущественное оздоровление граждан Республики Башкортостан с определением категорий лиц, имеющих право на первоочередное получение льготных путевок;
- дальнейшее развитие детских оздоровительных учреждений, обеспечение их современным медицинским оборудованием, необходимыми лекарственными средствами и полноценным питанием;
- меры по активизации научно-исследовательской работы, подготовке и повышению квалификации кадров в области санаторно-курортного дела.
2.2. В двухмесячный срок внести в Государственное Собрание Республики Башкортостан проект закона, определяющий право собственности на санаторно-курортные учреждения и дома отдыха, находящиеся на территории Республики Башкортостан.
2.3. Провести инвентаризацию используемых не по назначению баз отдыха, профилакториев республиканских учреждений, предприятий (организаций) и рассмотреть вопрос о целесообразности их передачи в ведение Фонда государственного социального страхования Республики Башкортостан для расширения сети санаториев типа "Мать и дитя".
3. Кабинету Министров Республики Башкортостан:
3.1. До 1 июня 2000 года образовать при Кабинете Министров Республики Башкортостан Межведомственную комиссию по координации деятельности министерств, ведомств, организаций, участвующих в разработке и реализации Программы развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан на 2001-2010 годы.
3.2. До 1 октября 2000 года разработать и внести на рассмотрение Государственного Собрания Республики Башкортостан законопроекты о выделении дотаций здравницам на частичное возмещение расходов на коммунальные услуги, об установлении льготного налогообложения (в части налогов, зачисляемых в республиканский и местный бюджеты) для учреждений санаторно-курортной системы и привлечении средств Фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан для реабилитации отдельных категорий больных в санаторно-курортных учреждениях.
3.3. Рассмотреть возможность индексации расходов детских санаториев на питание и лечение из республиканского бюджета.
3.4. Разрешить администрациям детских санаториев в случае недофинансирования из бюджета осуществлять реализацию до 40 процентов путевок по договорам с физическими и юридическими лицами в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов.
4. Администрациям районов и городов республики принять меры по сохранению и развитию муниципальных детских санаториев и укреплению их материально-технической базы.
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Башкортостан.
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Башкортостан |
М.Рахимов |
Уфа, Дом Республики
6 мая 2000 года
N УП-252
Концепция
развития санаторно-курортной системы Республики
Башкортостан
Введение
Концепция развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан (далее - Концепция) разработана во исполнение Посланий Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан и в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О природных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах в Республике Башкортостан". Она определяет стратегические задачи и основные направления государственной политики в области развития санаторно-курортного дела в Республике Башкортостан.
Главная цель Концепции - создание современного, конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса, основанного на полном и эффективном использовании природных лечебных факторов республики в интересах социального и экономического развития Башкортостана.
Актуальность разработки Концепции определяется высокой социальной значимостью санаторно-курортной системы, ее перспективностью в плане развития экономики, необходимостью комплексного подхода к решению задач ее развития.
Концепция является основой для разработки направленных на ее реализацию комплексных целевых программ, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.
I. Современное состояние санаторно-курортного дела
в Республике Башкортостан
Санаторно-курортное дело - деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей граждан в лечении, профилактике, реабилитации и отдыхе, создании и функционировании сети лечебно-профилактических учреждений, специализирующихся на применении в лечебной практике природных и преформированных факторов.
В системе сохранения здоровья, восстановления работоспособности и продления жизни населения санаторно-курортное лечение обретает особую важность. Установлена его высокая эффективность в профилактике и лечении многих заболеваний, в снижении в 2-3 раза временной и стойкой нетрудоспособности, от 2 до 6 раз числа обострений заболеваний у детей и взрослых.
Санаторно-курортная сеть республики включает 7 санаторно-курортных учреждений, в том числе такие известные на всю страну как "Янган-тау", "Красноусольск", "Юматово", 4 дома отдыха, 27 санаториев-профилакториев промышленных предприятий, 8 студенческих здравниц, подведомственных Фонду государственного социального страхования Республики Башкортостан. Детское население республики оздоравливается в 22 детских санаториях, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, для больных туберкулезом действуют 3 противотуберкулезных санатория, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации. Кроме того, санаторно-оздоровительная сеть республики располагает около 100 базами отдыха, санаториями-профилакториями, принадлежащими республиканским предприятиям. Лечебно-оздоровительные мощности, вышеперечисленных здравниц характеризуются следующими данными.
В семи санаторно-курортных учреждениях, подведомственных Фонду государственного социального страхования, коечная мощность по состоянию на 1 января 2000 года составляла 2651 место. При 21-дневном пребывании больных, объем санаторно-курортного лечения максимально составляет 43,5 тысяч человек в год. В 27 санаториях-профилакториях промышленных предприятий коечная мощность составляет 3265 мест и 575 мест в студенческих здравницах при объеме санаторно-курортного лечения в среднем 40 тысяч человек в год. Общая коечная мощность здравниц для взрослого населения - 6491 место.
В соответствии со сложившейся в настоящее время заболеваемостью потребность в санаторно-курортном лечении в Республике Башкортостан составляет 32 человека - взрослых на 1000 населения или ежегодно должны получать санаторно-курортное лечение не менее 128 тысяч взрослых лиц, что предполагает наличие в санаториях республики 8470 мест.
В 22 детских санаториях, функционирующих в системе здравоохранения, коечная мощность составляет 2420 мест, что обеспечивает оздоровление примерно 25 детей при нормативных показателях - 35-40 на 10 тысяч детского населения. В 1999 г. в республике санаторно-курортное лечение получили 20230 детей, что составило 25% от общего количества, нуждающихся в санаторном лечении. Коечная мощность противотуберкулезных санаториев составляет 1030 мест и практически обеспечивает имеющуюся потребность в оздоровлении данной категории лиц.
В ближайшей перспективе потребность в санаторно-курортном лечении еще более возрастет, поскольку изменения в экономической, экологической ситуации в стране привели к росту хронических заболеваний среди взрослых, подростков и детей. В то же время, при очевидном отставании обеспеченности нуждающихся в санаторно-курортном лечении, следует отметить отсутствие научно-обоснованной методики оценки потребности в нем в зависимости от уровня заболеваемости, профессиональных и возрастных характеристик населения, экологических особенностей республики.
Башкортостан сегодня имеет все необходимые предпосылки для значительного расширения сети санаторно-курортных учреждений. На его территории имеются свыше 50 уже известных источников минеральных вод, большие ресурсы целебных грязей, уникальные термальные пары и газы, кумыс, мед, 150 видов лечебных трав, целебный климат. Вместе с тем, по примерным оценкам известно, что в лечебных целях используется только 5% мощностей изученных минеральных вод. Контрольно-аналитические исследования и сертификация минеральных ресурсов для санаторно-курортной сети из-за отсутствия соответствующих лабораторий в республике проводятся за ее пределами.
До сих пор отсутствует действенная система охраны природных лечебных ресурсов, контроля за их добычей и применением, разработкой и выполнением природоохранных мероприятий. Существует необходимость в составлении общего реестра всех имеющихся природных лечебных ресурсов с указанием степени их использования и экологической чистоты.
За последние пять лет за счет средств республиканского бюджета, Фонда государственного социального страхования, предприятий и собственных средств санаториев проведена значительная работа по строительству и реконструкции объектов санаторно-курортной системы, которая позволила улучшить комфортность и лечебную базу здравниц.
Вместе с тем, темпы развития материально-технической базы санаториев отставали от темпов роста потребности в санаторно-курортном лечении, в результате обеспеченность населения в нем за эти годы не улучшилась.
Из всех детских санаториев только 35% размещены в благоустроенных зданиях, остальные 65% расположены в приспособленных зданиях старой постройки, степень износа которых составляет от 55 до 90%.
В силу сложившейся в стране сложной социально-экономической ситуации финансирование туберкулезных санаториев, расположенных на территории Башкортостана, в течение ряда последних лет происходит не в полном объеме, что привело к ослаблению материально-технической базы этих здравниц, в частности, к сокращению поголовья кумысных кобылиц в их подсобных хозяйствах.
На недостаточно высоком уровне ведется научно-исследовательская деятельность по курортным технологиям, выявлению новых месторождений природных лечебных ресурсов и их эксплуатации. В Башкирском государственном медицинском университете и Академии наук Республики Башкортостан не созданы подразделения, специализирующиеся на изучении санаторно-курортного дела. Отсутствует и организация, координирующая научно-исследовательскую и лечебно-профилактическую деятельность в здравницах.
Отсутствие единой системы в кадровой политике замедляет реформирование отрасли в плане повышения уровня санаторно-оздоровительных и сервисных услуг, определяющих их конкурентоспособность. В санаторно-курортной системе, подведомственной Фонду государственного социального страхования, при обеспеченности кадрами в 100%, степень их аттестованности составляет в среднем 52,2%.
Правовая основа санаторно-курортной деятельности в республике определяется Конституцией Республики Башкортостан, Кодексом Республики Башкортостан "Об охране здоровья граждан", Законом Республики Башкортостан "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах в Республике Башкортостан". Вместе с тем многие вопросы санаторно-курортного дела пока недостаточно отрегулированы в нормативном правовом отношении. К ним относятся вопросы собственности санаторно-курортных организаций, учета, охраны, экологической экспертизы и эксплуатации природно-лечебных ресурсов, лицензирования и стандартизации лечебно-оздоровительной деятельности, механизма реализации санаторно-курортных услуг и т.д.
Органами, осуществляющими функции управления здравницами республики, являются Фонд государственного социального страхования РБ, Министерство здравоохранения РБ, Министерство здравоохранения РФ, другие юридические лица, имеющие на балансе санатории-профилактории, базы отдыха. Действующая ныне система управления санаторно-курортной системой республики требует усовершенствования. Остаются без достаточного внимания вопросы экономики, развития, научного и кадрового потенциала, существующего рынка санаторно-курортных услуг. Как адекватный инструмент государственного регулирования санаторно-курортной деятельностью, необходима разработка научно-обоснованных медико-экономических стандартов для лицензирования, сертификации и аккредитации здравниц с определением их категорий.
Таким образом, санаторно-курортная система Республики Башкортостан в настоящее время нуждается в оптимизации форм и методов работы, в том числе связанных с формированием рынка санаторно-курортных услуг, сопровождаемых интенсивным их вовлечением в экономический оборот.
II. Основные направления дальнейшего развития санаторно-курортной
деятельности в Республике Башкортостан
Долгосрочные стратегические цели развития санаторно-курортного комплекса требуют новых подходов к вопросам, определяющим стратегию и основные направления его реформирования, превращения в высокодоходный сектор экономики, выполняющий социальную задачу по оздоровлению населения, развитию и сохранению уникальных природных лечебных ресурсов Республики Башкортостан.
Формирование в Республике Башкортостан современного, высокоэффективного, конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса предполагает наличие:
- целостной системы законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, объединенных общей концепцией;
- четкого разграничения и координации действий государственных органов управления санаторно-курортной деятельностью;
- уникальных природных лечебных ресурсов, развитой санаторно-курортной сети различных форм собственности (государственной, частной, смешанной);
- ключевых элементов системы санаторно-курортной деятельности: спроса на санаторно-курортные услуги на внутреннем и международном рынках; наличие соответствующей материально-технической базы и квалифицированных кадров, обеспечивающих конкурентоспособность санаторно-оздоровительных услуг.
Основными задачами санаторно-курортной деятельности являются:
- полное удовлетворение потребностей населения в высококачественных санаторно-оздоровительных услугах;
- увеличение вклада санаторно-курортного комплекса в развитие социально-экономической сферы республики, повышения его роли в процессе воспроизводства трудовых ресурсов и в обеспечении занятости населения;
- дальнейшее развитие сети детских оздоровительных учреждений;
- сохранение и рациональное использование природных лечебных ресурсов санаторно-курортных учреждений, превращение их в системообразующие центры.
Приоритетными направлениями развития санаторно-курортного дела в Республике Башкортостан являются:
- совершенствование нормативной правовой базы развития санаторно-курортного дела, способствующей успешному функционированию всех видов санаторно-курортных учреждений различных организационно-правовых форм и видов собственности;
- формирование экономического механизма стимулирования развития санаторно-курортных учреждений республики и повышения уровня санаторно-оздоровительных и сервисных услуг;
- укрепление материально-технической базы санаторно-курортных учреждений, привлечение инвестиций в курортную отрасль путем предоставления государственных гарантий;
- восстановление, сохранение и рациональное использование природных лечебных ресурсов;
- усиление государственного регулирования отрасли через систему лицензирования санаторно-оздоровительной деятельности, сертификацию услуг, государственную аттестацию и аккредитацию санаторно-курортных учреждений всех организационно-правовых форм и видов собственности;
- выработка единой кадровой политики через систему профессиональной и последипломной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, сертификации, аттестации руководителей и специалистов курортного дела;
- научно-практическая разработка новых принципов экономического функционирования курортной отрасли, обеспечение ее современными лечебно-оздоровительными, спортивными, культурно-развлекательными и другими технологиями;
- разработка маркетинговой, рекламно-информационной политики, обеспечивающей продвижение санаторно-оздоровительных услуг на отечественном и международном рынках.
1. Совершенствование нормативной правовой базы санаторно-курортной
деятельности
В целях развития и совершенствования санаторно-курортной системы Республики Башкортостан необходимо подготовить следующие нормативные правовые акты:
- Закон Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах в Республике Башкортостан";
- Закон Республики Башкортостан "О социальном страховании в Республике Башкортостан";
- Закон Республики Башкортостан "О санаторно-курортном деле в Республике Башкортостан".
Дальнейшему законодательному регулированию подлежат:
- определение органа и порядка проведения государственной экспертизы планов развития курортной системы и эксплуатации природных лечебных ресурсов;
- лицензирование и сертификация санаторно-курортной деятельности по единым требованиям, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности лечебно-оздоровительных учреждений;
- учет и охрана природных лечебных ресурсов;
- вопросы предоставления льгот санаторно-курортным учреждениям, домам отдыха, санаториям-профилакториям, детским санаториям.
2. Совершенствование системы управления санаторно-курортным
делом
Успешное развитие санаторно-курортной отрасли напрямую связано с совершенствованием системы ее управления, основополагающим принципом которого должно стать организационное, методическое, правовое и информационное единство.
Приоритетными направлениями в данной сфере являются:
- усиление координации деятельности всех организаций и ведомств в развитии санаторно-курортного дела. Для реализации данного направления требуется создание соответствующей Межведомственной комиссии при Кабинете Министров Республики Башкортостан;
- создание Центра восстановительной медицины и курортологии при Фонде государственного социального страхования Республики Башкортостан для осуществления непосредственного управления научно-исследовательской, организационной и маркетинговой деятельностью по развитию санаторно-курортного дела республики;
- усиление поддержки санаторно-курортных учреждений со стороны государства при одновременном повышении эффективности контроля за их деятельностью, в том числе путем предоставления налоговых льгот промышленным предприятиям, содержащим и развивающим санатории-профилактории;
- разработка механизмов стимулирования и повышения экономической эффективности санаторно-курортной деятельности, в том числе путем разделения трех составляющих санаторно-курортного обслуживания: лечебно-диагностического процесса, проживания и питания, дифференциации услуг по срокам пребывания отдыхающих, стоимости и уровню сервиса в зависимости от категорий здравниц.
3. Сохранение, развитие и рациональное использование природных
лечебных ресурсов
В целях сохранения, развития и рационального использования природных лечебных ресурсов необходимо:
- составить региональный их кадастр с выделением ресурсов, применяемых в санаторно-курортном лечении;
- разработать технологические схемы эксплуатации месторождений лечебных ресурсов, отвечающих законодательно установленным требованиям защиты окружающей среды и пользования недрами;
- совершенствовать систему лицензирования природных лечебных ресурсов для использования в лечебно-профилактических целях;
- усилить контроль за качеством используемых природных лечебных ресурсов как в санаторно-курортной системе, так и при организации промышленного розлива минеральных вод и целебных грязей для реализации в торговой сети;
- провести дополнительные поисково-разведочные работы на территориях здравниц, на базе источников минеральных вод и лечебных грязей расширить действующие и создать новые здравницы.
Перспектива развития и использования природных лечебных ресурсов республики зависит от комплексного решения поставленных задач и создания материально-технической базы для расширения санаторно-курортного комплекса Башкортостана.
4. Развитие материально-технической базы санаторно-курортной
отрасли
Развитие сети лечебно-оздоровительных организаций является важной составной частью социально-экономической политики. В этой связи назрела необходимость включения санаторно-курортного дела в перечень основных направлений структурной перестройки экономики.
Приоритетными направлениями в развитии материально-технической базы санаторно-курортных учреждений являются:
- расширение коечного фонда и повышение уровня материально-технической базы действующих санаториев, санаториев-профилакториев, домов отдыха;
- создание новых санаторно-курортных учреждений в Белорецком, Аскинском, Хайбуллинском, Баймакском, Абзелиловском и Альшеевском районах;
- организация межрайонных домов отдыха в местностях с лечебным климатом и кумысопроизводством;
- создание при санаториях мини-заводов по розливу минеральных вод, расфасовке лечебных грязей и производству на их основе изделий медицинского назначения;
- развитие кумысоделия и кумысолечения в здравницах, расширение производства сухого кобыльего молока, кумысных заквасок, организация производства детского питания на основе сухого кобыльего молока, создание лабораторий для контроля за качеством произведенной продукции;
- улучшение материальной базы и совершенствование работы центров досуга в здравницах.
Развитие материально-технической базы санаторно-курортных учреждений должно осуществляться на основе бизнес-планов и программ развития, разрабатываемых самими учреждениями совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями, администрациями городов и районов Республики Башкортостан. Бизнес-планы и программы развития санаторно-курортных учреждений должны предусматривать увеличение объемов и расширения перечня видов услуг, улучшение качества обслуживания, укрепление материально-технической базы с привлечением бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
5. Совершенствование подготовки специалистов для санаторно-курортной
системы
Проблема повышения качества подготовки специалистов для санаторно-курортной системы по курортологии и физиотерапии в настоящее время приобретает особую важность. Современные подходы к подготовке врачей с учетом сложившейся медико-демографической, социально-экономической, экологической ситуации требуют пересмотра вопросов преподавания курортологии, физиотерапии и других профилактических дисциплин как на додипломном этапе обучения студентов, так и при последипломной специализации, повышении квалификации врачей и средних медицинских работников.
Стержневой фигурой санаторно-курортной системы является врач-курортолог. В современных условиях это должен быть врач общей практики, обучавшийся в интернатуре, получивший первичную специализацию по профессии, тематическое усовершенствование, а также имеющий сертификат врача-специалиста по профилю и прошедший процедуру аттестации. Данный врач - специалист должен быть хорошо подготовлен и обучен курортному делу. Для этого необходимо:
- создать кафедру курортологии и восстановительной медицины при институте последипломного образования Башкирского государственного медицинского университета с использованием баз санаториев и курортов с целью подготовки и переподготовки, повышения квалификации врачей-курортологов и врачей, осуществляющих отбор и направление больных и отдыхающих в санатории;
- организовать циклы специализации, усовершенствования и повышения квалификации детских врачей по физиотерапии и курортологии на базе института последипломного образования Башкирского государственного медицинского университета;
- обеспечить издание учебников, учебных пособий, компьютерных обучающих программ по восстановительной медицине и курортологии;
- организовать подготовку среднего и младшего медицинского персонала для санаторно-курортной сети, их переподготовку, повышение квалификации, аттестацию в медицинских училищах и колледжах;
- предусмотреть обучение медицинского и обслуживающего персонала санаторно-курортных учреждений иностранным языкам в зависимости от маркетинговых исследований;
- внедрить систему обучения кадров санаторно-курортных учреждений технологии сервиса, соответствующей современным требованиям и уровню лучших зарубежных здравниц.
6. Развитие лечебной, научно-исследовательской и методической
деятельности
Повышение эффективности оздоровления в учреждениях санаторно-курортной системы во многом зависит от качества предоставляемых лечебных услуг, а также развития научно-методической деятельности. С целью совершенствования управления организационно-методической, научно-исследовательской и лечебно-практической деятельностью в здравницах республики необходимо создать на базе имеющихся подразделений Фонда государственного социального страхования Республики Башкортостан Центр восстановительной медицины и курортологии, что позволит:
- определить научно-обоснованную потребность в санаторно-курортном лечении в здравницах республики в соответствии с региональной патологией и структурой заболеваемости;
- усилить научно-исследовательскую работу по разработке методов объективизации и критериев эффективности санаторно-курортного лечения различных заболеваний с использованием современных методов исследования;
- увеличить объем фундаментальных исследований по изучению механизма действия естественных курортных и преформированных факторов при лечении различных заболеваний;
- провести исследования по организации рационального использования потенциала санаториев-профилакториев и оптимизации процесса лечения в них лиц с факторами риска и профессиональной патологией с применением курортных и преформированных факторов;
- включить санаторно-курортное лечение как неотъемлемую часть в медицинские программы профилактики, лечения и реабилитации больных среди детского и взрослого населения;
- с учетом современных достижений отечественной и зарубежной науки, в том числе курортологии, пересмотреть основные положения показаний и противопоказаний к направлению на санаторно-курортное лечение в здравницы республики;
- улучшить качество лечебно-профилактического процесса в санаторно-курортной сети путем внедрения высоких медицинских технологий в области курортологии с разработкой медико-экономических стандартов диагностики и лечения;
- создать научно-производственную, контрольно-аналитическую, в том числе по технологии питания, лаборатории при Центре восстановительной медицины и курортологии;
- совершенствовать систему подготовки кадров, информационно-маркетинговой службы.
Развитие лечебной, научно-методической деятельности в санаторно-курортной сфере, связанной с функциями Центра восстановительной медицины и курортологии, предполагает привлечение средств республиканского бюджета и Фонда государственного социального страхования Республики Башкортостан.
7. Организация маркетинга санаторно-курортных услуг
В целях наиболее полного удовлетворения потребностей в оздоровлении населения, лечении и реабилитации больных различными высокоэффективными видами санаторно-курортного лечения на основе рационального использования богатейших природных лечебных факторов Республики Башкортостан необходимо:
- создать систему маркетинга и менеджмента по изучению конъюнктуры рынка курортных услуг, их рекламы, каналов их реализации, а также определения экономически оптимальных направлений развития курортов и видов курортной деятельности;
- повысить эффективность системы маркетинга - отделов маркетинга Центра восстановительной медицины и курортологии, санаторно-курортных учреждений в области организации и управления производственной, сбытовой (путевки) и торговой (изделия и продукты натуротерапии, изготовляемых на базе лечебных факторов курортов - минеральные воды, фасованная грязь и т.д.) деятельности, ориентированной на требования рынка по удовлетворению потребностей населения в диагностических, оздоровительных, лечебных и профилактических услугах;
- совершенствовать порядок реализации путевок на санаторно-курортное лечение, обеспечив преимущественное оздоровление граждан Республики Башкортостан;
- обеспечить спрос состоятельной части населения и зарубежных граждан на отдых и курортное лечение в условиях, удовлетворяющих разнообразные, в том числе самые высокие потребности во время пребывания на курорте;
- систематизировать информационно-издательскую деятельность санаториев и курортов, подготовить и издать информационные письма, методические рекомендации, монографии, а также популярные издания для населения по санаторно-курортному лечению.
III. Механизмы реализации Концепции
Основополагающие положения Концепции должны составлять основу разрабатываемого Закона Республики Башкортостан "О санаторно-курортном деле в Республике Башкортостан".
Для реализации Концепции необходимо также разработать и принять:
- Программу развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан на 2001-2010 годы, бизнес-планы и программы развития санаторно-курортных учреждений;
- государственные стандарты и положение о сертификации санаторно-оздоровительных и других видов услуг в санаторно-курортных организациях;
- положение о сертификации и аттестации руководителей и специалистов всех уровней и направлений курортного дела;
- положение об аттестации и государственной аккредитации санаторно-курортных учреждений, домов отдыха;
- единую научно-учебную программу подготовки, усовершенствования руководителей и специалистов отрасли;
- программу издательско-рекламной деятельности и маркетинга по популяризации республиканских здравниц и продвижению санаторно-оздоровительных услуг на внутреннем и международном рынках.
Решение задач, предусмотренных Концепцией, должно способствовать дальнейшему улучшению нормативной правовой и материально-технической базы лечебно-оздоровительных учреждений, усилению государственной поддержки и оптимальному регулированию деятельности санаторно-курортных организаций республики, что в значительной степени повысит их эффективность в оздоровлении населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития санаторно-курортной системы разработана в целях создания современного, конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса, основанного на полном и эффективном использовании природных лечебных факторов в интересах социального и экономического развития.
Основными задачами санаторно-курортной деятельности являются: полное удовлетворение потребностей населения в высококачественных санаторно-оздоровительных услугах; увеличение вклада санаторно-курортного комплекса в развитие социально-экономической сферы, повышения его роли в процессе воспроизводства трудовых ресурсов и в обеспечении занятости населения; развитие сети детских оздоровительных учреждений; сохранение и рациональное использование природных лечебных ресурсов санаторно-курортных учреждений, превращение их в системообразующие центры.
Концепция содержит положения о развитии лечебной, научно-исследовательской и методической деятельности; подготовки специалистов для санаторно-курортной системы; сохранения, развития и рационального использования природных лечебных ресурсов.
Указ Президента Республики Башкортостан от 6 мая 2000 г. N УП-252 "О мерах по развитию санаторно-курортной системы Республики Башкортостан"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован в газете "Советская Башкирия - Известия Башкортостана", N 94 (24574) от 10 мая 2000 г.; в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 10 (112), июль 2000 г., ст. 781