Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 30 мая 2000 г. N 143
"Об утверждении Положения о проведении энергетических обследований
в Республике Башкортостан"
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 января 2010 г. N 13 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 года N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению", в целях оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и снижения затрат на топливо и энергообеспечение Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о проведении энергетических обследований в Республике Башкортостан.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Положение
о проведении энергетических обследований в Республике Башкортостан
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 30 мая 2000 г. N 143)
Термины и определения
В настоящем Положении используются следующие термины и определения:
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
топливно-энергетический ресурс (ТЭР) - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть использован в перспективе; совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в хозяйственной деятельности;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потерь энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
рациональное использование ТЭР - такое использование ТЭР, при котором обеспечивается наибольший народнохозяйственный# эффект при существующем уровне техники и технологий с учетом ограничения по экологическим, социальным и другим условиям;
потенциал энергосбережения - количество ТЭР, которое можно сберечь в результате реализации технологически возможных и экономически оправданных мер, направленных на эффективное их использование, вовлечения в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии при условии сохранения или снижения технологического воздействия на окружающую среду;
энергетический паспорт потребителя ТЭР - нормативный документ, содержащий показатели эффективности использования ТЭР, потребляемых в процессе хозяйственной деятельности объектами производственного назначения независимо от форм собственности, а также содержащий энергосберегающие мероприятия с учетом энергетического баланса;
энергоаудитор - юридическое лицо (кроме государственных надзорных органов), осуществляющее энергетические обследования (энергоаудиты) потребителей ТЭР и имеющее лицензию на производство этих работ;
расточительное расходование энергетических ресурсов - расход ТЭР с превышением проектных, отраслевых, заводских и технологических норм, несоблюдением действующих правил эксплуатации, из-за бесхозяйственности и некомпетентности обслуживающего персонала.
1. Общие положения
1.1. Энергетические обследования проводятся в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 года N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" и настоящим Положением.
1.2. Положение о проведении энергетических обследований в Республике Башкортостан (далее - Положение) устанавливает порядок проведения энергетических обследований потребителей ТЭР во всех сферах экономики Республики Башкортостан, рекомендует последовательность подготовки, проведения и оформления результатов обследований.
1.3. Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективности использования потребителями ТЭР (электрической и тепловой энергии, природного и попутного газов, твердого и жидкого топлива, нефти и продуктов ее переработки), проверки состояния и эффективности работы оборудования, потребляющего энергоресурсы, состояния учета производства и потребления ТЭР, правильности разработки и использования нормативов и тарифов потребляемых энергоресурсов, выявления фактов расточительства и непроизводительных расходов, определения возможностей снижения затрат на топливо- и энергообеспечение.
1.4. Положение распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от форм собственности, их филиалы, использующие ТЭР для производства продукции (услуг), - потребители ТЭР, а также на организации, осуществляющие энергетические обследования.
2. Организации, проводящие энергетические обследования
2.1. Общее руководство и координацию работ по проведению энергетических обследований потребителей ТЭР в Республике Башкортостан осуществляет Управление "Башкиргосэнергонадзор".
2.2. Проведение энергетических обследований потребителей ТЭР в Республике Башкортостан осуществляют следующие организации:
Управление "Башкиргосэнергонадзор";
организации (юридические лица) независимо от форм собственности, имеющие право на выполнение этих работ (далее - энергоаудиторы).
В отдельных случаях, по разрешению Управления "Башкиргосэнергонадзор", энергетические обследования могут проводить сами потребители ТЭР с соблюдением требований настоящего Положения.
2.2.1. Управление "Башкиргосэнергонадзор" проводит энергетические обследования потребителей ТЭР, независимо от форм собственности, в порядке надзора за эффективностью использования ими энергетических ресурсов (выявление нерационального, непроизводительного и расточительного расходования ТЭР, обоснованных нормативов расхода энергии, выполнение мероприятий по энергосбережению).
По результатам обследования инспектор Управления "Башкиргосэнергонадзор" выдает потребителю ТЭР акт энергетического обследования и предписание по устранению выявленных недостатков, обязательное для исполнения.
Обследования потребителей ТЭР являются обязательными и проводятся не реже одного раза в 3 года.
Обследования потребителей ТЭР при годовом использовании ими ТЭР в объеме более 6 тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива проводятся Управлением "Башкиргосэнергонадзор" по плану, согласованному с Кабинетом Министров Республики Башкортостан и утвержденному Госэнергонадзором России.
Перечень предприятий, годовое потребление ТЭР которыми составляет менее 6 тысяч тонн условного топлива, подлежащих обязательным энергетическим обследованиям, определяется Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
2.2.2. Энергоаудиторы проводят углубленные энергетические обследования (энергоаудиты) потребителей ТЭР с целью выявления потерь энергоресурсов в натуральном и стоимостном выражении с разработкой энергетических паспортов (на энергоустановки, здания, цеха, предприятия в целом), энергетических балансов; разрабатывают мероприятия по снижению затрат на топливо и энергообеспечение, определяют потенциал энергосбережения, сроки окупаемости затрат на энергосберегающие мероприятия. Объем энергетического обследования определяется техническими условиями заказчика на договорной основе.
По результатам обследования энергоаудитор представляет потребителю ТЭР отчет по форме, утвержденной Управлением "Башкиргосэнергонадзор", и рекомендации по снижению потребления ТЭР в виде бизнес-плана (бизнес-предложения).
Один экземпляр отчета энергоаудитор передает в Управление "Башкиргосэнергонадзор".
2.2.3. Энергоаудитор должен отвечать следующим требованиям:
- обладать правами юридического лица;
- иметь необходимое инструментальное, приборное и методологическое оснащение;
- располагать квалифицированным и аттестованным персоналом;
- иметь опыт выполнения работ в соответствующей области деятельности;
- иметь лицензию на проведение энергетических обследований;
- быть аккредитованным в Управлении "Башкиргосэнергонадзор".
2.2.4. Энергоаудитор информирует Управление "Башкиргосэнергонадзор" о проводимых и предстоящих энергетических обследованиях потребителей ТЭР.
3. Виды энергетических обследований
3.1. Существует шесть видов энергетических обследований потребителей ТЭР:
- предпусковое и предэксплуатационное;
- первичное;
- периодическое (повторное);
- внеочередное;
- локальное;
- экспресс-обследование.
3.2. Перед пуском и вводом в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющего оборудования Управление "Башкиргосэнергонадзор" проводит предпусковое и предэксплуатационное обследование с целью проверки соответствия монтажа и наладки требованиям государственных стандартов и СНиП по показателям энергоэффективности.
По результатам обследования принимается решение о пуске или вводе в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющего оборудования.
3.3. Управление "Башкиргосэнергонадзор" и энергоаудиторы имеют право проводить первичное, периодическое (повторное), внеочередное, локальное и экспресс-обследования.
3.4. При первичном обследовании производится оценка эффективности использования ТЭР (оцениваются эффективность работы оборудования, использующего ТЭР, состояние учета используемых ТЭР, отчетности по их использованию, проверяется анализ затрат на топливо- и энергообеспечение и т.д.).
Результаты обследования вносятся в энергетический паспорт потребителя ТЭР установленного образца.
3.5. При периодическом (повторном) обследовании проверяется выполнение ранее выданных предписаний (рекомендаций), оцениваются динамика потребления ТЭР и удельных затрат на выпуск продукции (энергоемкость, стоимость ТЭР в общих материальных затратах производства и др.).
По результатам обследования вносятся изменения в энергетический паспорт потребителя ТЭР.
3.6. Внеочередное обследование потребителей ТЭР проводится по решению Управления "Башкиргосэнергонадзор" или органов исполнительной власти в случаях, если по ряду косвенных признаков (увеличение общего и удельного потребления ТЭР, себестоимости продукции и топливной составляющей в ней, выбросов в атмосферу и т.д.) возникли предположения о резком снижении эффективности использования ТЭР; если результаты обследования, проведенного энергоаудитором, вызывают сомнения в их достоверности.
3.7. Локальное и экспресс-обследования носят ограниченный по объему времени характер. При этом производится оценка эффективности использования либо одного из видов ТЭР (электрическая и тепловая энергия, твердое топливо или газ), либо по отдельной группе агрегатов, либо по отдельным показателям эффективности.
3.8. Результаты энергетического аудита не могут являться основанием для применения санкций по отношению к потребителю ТЭР, за исключением случаев, определенных действующим законодательством.
4. Методики проведения энергетических обследований
4.1. Управление "Башкиргосэнергонадзор" проводит энергетические обследования по методикам, утверждаемым Госэнергонадзором России.
4.2. Энергоаудиторы и потребители ТЭР проводят энергетические обследования либо по методикам, применяемым в органе Госэнергонадзора России, либо самостоятельно разрабатывают методики проведения энергетических обследований, согласовывая их с Управлением "Башкиргосэнергонадзор".
5. Требования к обследуемым потребителям ТЭР
5.1. Обследуемый Управлением "Башкиргосэнергонадзор" потребитель ТЭР обязан оказывать содействие в проведении обследования, а именно:
- обеспечить доступ персонала организации, проводящей обследование, к обследуемым объектам;
- предоставить собственный персонал для сопровождения энергоаудиторов и оказания помощи в проведении обследования;
- устанавливать режимы работы оборудования, необходимые для проведения измерений, если это не противоречит требованиям технологии и безопасности.
5.2. При проведении энергетического обследования потребитель ТЭР обязан назначить лицо, ответственное за его проведение, и представить:
- необходимую техническую и технологическую документацию (исполнительные схемы энергетических коммуникаций, данные о топливоиспользующем и энергетическом оборудовании, приборах учета ТЭР, режимные карты и т.д.);
- документы по хозяйственно-финансовой деятельности (отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы, тарифы, лимиты потребления, договоры на поставку ТЭР, данные о запасах топлива, данные об объемах потребления ТЭР на собственные нужды, отпущенных ТЭР другим потребителям, об их потерях и т.д.);
- статистическую отчетность потребителя ТЭР о выпуске продукции и использованных ТЭР в натуральном и стоимостном выражении;
- при периодическом (повторном) и внеочередном обследованиях - энергетический паспорт.
6. Финансирование энергетических обследований
6.1. Энергетические обследования потребителей в целях определения эффективности использования ими ТЭР проводятся Управлением "Башкиргосэнергонадзор" за счет средств, выделяемых на его содержание.
6.2. Энергетические обследования, проводимые энергоаудиторами в целях определения потенциала энергосбережения и его реализации, осуществляются за счет средств обследуемых потребителей ТЭР.
6.3. Финансирование энергоаудитов потребителей ТЭР, финансируемых из бюджетов и внебюджетных фондов, осуществляется в порядке, утверждаемом Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
7. Права и ответственность потребителей ТЭР и энергоаудиторов
7.1. В пределах срока, установленного в пункте 2.2.1 настоящего Положения, потребители ТЭР вправе самостоятельно определять дату проведения энергетического обследования, поставив в известность Управление "Башкиргосэнергонадзор", а также самостоятельно выбирать энергоаудитора.
7.2. В случае несоблюдения потребителем ТЭР сроков проведения энергетического обследования Управление "Башкиргосэнергонадзор" имеет право самостоятельно назначить энергоаудитора и дату проведения энергетического обследования данного потребителя.
7.3. Потребители ТЭР, своевременно проводящие энергетические обследования, имеют право на льготы, предусмотренные соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Республики Башкортостан.
7.4. Потребители ТЭР несут ответственность за несвоевременное проведение энергетических обследований в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
7.5. Управление "Башкиргосэнергонадзор" несет ответственность за качество проведенных им энергетических обследований в порядке, определяемом Положением об энергетических обследованиях, а энергоаудиторы - в порядке, предусмотренном договором и лицензией на проведение энергоаудита.
В случае неоднократного подтверждения низкого качества энергетических обследований, проведенных энергоаудиторами, они могут быть лишены лицензии на проведение этих работ.
7.6. Спорные вопросы по решениям должностных лиц Управления "Башкиргосэнергонадзор" или энергоаудиторов рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение устанавливает порядок проведения энергетических обследований потребителей ТЭР (топливно-энергетический ресур) во всех сферах экономики РБ, рекомендует последовательность подготовки, проведения и оформления результатов обследований. Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективности использования потребителями ТЭР (электрической и тепловой энергии, природного и попутного газов, твердого и жидкого топлива, нефти и продуктов ее переработки), проверки состояния и эффективности работы оборудования, потребляющего энергоресурсы, состояния учета производства и потребления ТЭР, правильности разработки и использования нормативов и тарифов потребляемых энергоресурсов, выявления фактов расточительства и непроизводительных расходов, определения возможностей снижения затрат на топливо- и энергообеспечение.
Положение распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от форм собственности, их филиалы, использующие ТЭР для производства продукции (услуг), - потребители ТЭР, а также на организации, осуществляющие энергетические обследования.
Существует шесть видов энергетических обследований потребителей ТЭР: предпусковое и предэксплуатационное; первичное; периодическое (повторное); внеочередное; локальное; экспресс-обследование.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 мая 2000 г. N 143 "Об утверждении Положения о проведении энергетических обследований в Республике Башкортостан"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 13 (115), сентябрь 2000 г., ст. 1028
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 января 2010 г. N 13 настоящее постановление признано утратившим силу