2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, администрациям Давлекановского, Белебеевского, Буздякского, Альшеевского районов передать в установленном порядке Национальному парку "Аслы-Куль" земли, входящие в границы зон строгой охраны, заказного режима и экологической стабилизации, согласно утвержденной Схеме генерального плана организации Национального парка "Аслы-Куль".
3. Дирекции Национального парка "Аслы-Куль" на основании Схемы генерального плана организации Национального парка "Аслы-Куль" разработать карту-схему землепользования в границах Национального парка, генеральный план, совмещенный с проектом детальной планировки рекреационного центра "Алга".
4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Первый зам. Премьер-министра |
В.П.Лесунов |
Управляющий Делами |
Н.З.Гафаров |
Положение о Национальном парке "Аслы-Куль"
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 17 июня 1997 г. N 121)
I. Общие положения
1. Национальный парк "Аслы-Куль" создан постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 13 января 1993 г. N 15.
2. Национальный парк "Аслы-Куль" (далее - национальный парк) является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, территория и акватория которого включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.
В своей деятельности национальный парк руководствуется Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан и Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Земля, вода, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, предоставляются в пользование национальному парку на правах, предусмотренных действующим законодательством.
4. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальному парку только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
5. Общая площадь земель в границах национального парка составляет 47,5 тыс.га. Национальный парк располагается на землях Давлекановского, Буздякского, Белебеевского и Альшеевского административных районов. Из общей площади парка 17,7 тыс.га занято лесами.
В границы национального парка включаются территории других землепользователей без изъятия из хозяйственной деятельности. Национальный парк имеет исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального, республиканского бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
6. Охранная (буферная) зона вокруг Национального парка "Аслы-Куль" может быть создана на основе водосборной площади озера Аслы-Куль.
II. Основные задачи Национального парка "Аслы-Куль"
На национальный парк возлагаются следующие основные задачи:
а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
б) сохранение историко-культурных объектов;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
е) осуществление экологического мониторинга;
ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
III. Управление Национальным парком "Аслы-Куль"
Территория Национального парка "Аслы-Куль" относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения и является собственностью Республики Башкортостан.
Управление национальным парком осуществляется Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Директор национального парка в соответствии с законами, действующими в Республике Башкортостан, настоящим Положением и другими нормативными актами руководит деятельностью парка и полностью несет за нее ответственность, обеспечивает выполнение возложенных на парк задач.
IV. Режим особой охраны территории Национального парка "Аслы-Куль" и обеспечение его соблюдения
На территории национального парка устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом его природных, историко-культурных и иных особенностей. В соответствии с этим на территории национального парка выделяются следующие функциональные зоны (в границах парка).
1. Зона строгой охраны
Определяющая функция этой зоны - восстановление и сохранение в естественном состоянии всего разнообразия природно-территориальных комплексов национального парка, включая характерные и уникальные сообщества растений и животных.
Зона строгой охраны выполняет главную функцию сохранение контрольных эталонов природных сообществ и динамики их естественного развития, необходимых для определения характера и степени воздействия антропогенных факторов на природную среду.
В зоне строгой охраны запрещается любая хозяйственная деятельность, за исключением специальных мероприятий, в минимальной степени нарушающих естественные динамические процессы и способствующих поддержанию равновесия между ценозами.
В зоне строгой охраны разрешается научно-исследовательская деятельность.
С учетом состояния природных комплексов установлены следующие участки строгой охраны.
1. Каменистые степи по северному берегу озера Аслы-Куль.
В данной зоне запрещается осуществлять лесопосадки, заготовку лекарственных и декоративных растений.
2. Участок заболоченных лесов и лугов на западном берегу озера Аслы-Куль между деревней Бурангулово и бывшей деревней Игенчеляр.
Ежегодное сенокошение возможно не ранее августа, после обсеменения большинства растений и окончания гнездования птиц.
3. Комплекс степной и лесной растительности на южном берегу озера Аслы-Куль (кв. 26 Давлекановского лесничества).
Ежегодное сенокошение возможно не ранее августа, после обсеменения основных видов трав.
4. Участок крупноковыльных степей на восточном склоне хребта Ташлы-Тау.
Для защиты и сохранения степей возможен регулируемый выпас лошадей в количестве 100 голов в течение 10-15 дней в первой половине июня.
Важной задачей в зоне строгой охраны является восстановление ценных природных комплексов, нарушенных интенсивной хозяйственной деятельностью - заготовками леса, гидромелиорацией, перевыпасом, торфоразработками, строительством и т.д.
Разрешается ограниченное организованное посещение туристами отдельных участков по специально оборудованным маршрутам под надзором работников парка.
2. Зона заказного режима
Основная цель - обеспечение условий сохранения природных объектов. В пределах зоны допускаются проведение научно-исследовательской деятельности, строго регулируемое рекреационное пользование. Зона заказного режима занимает большую часть территории парка и подразделяется на:
зону заказного режима на суше;
зону заказного режима в акватории озера Аслы-Куль.
1. Зона заказного режима на суше
Зона формируется на основе существующего Усень-Ивановского заказника и водоохранных зон озера Аслы-Куль и рек Чермасан, Асли-Удряк, Усень, Шарлама, Тюлянь и других.
Полной охране подлежат сосновые леса на Белебеевской возвышенности. Подлежат охране липняки, включающие в травяном ярусе охраняемый вид - лазурник трехлопастный, а также редкие виды растений: ковыль красивейший, ковыль перистый, лилия кудреватая, венерин башмачок настоящий и другие.
В зоне заказного режима исключаются рубки главного пользования. Проводятся санитарные рубки и рубки ухода. В связи с накоплением перестойных осиновых насаждений, пораженных ложным трутовиком, должна проводиться реконструкция насаждений. После вырубки производится посадка сеянцев ценных пород (лиственница, сосна) или посев желудей.
В зоне заказного режима разрешается:
ограниченный организованный туризм по специально оборудованным маршрутам, со стоянками для отдыха без ночлега, под надзором работников национального парка; предусматриваются ограничения по числу посетителей, по территории и по времени года;
любительский сбор дикоросов на специально выделенных участках, который осуществляется по платным разрешениям администрации парка (за исключением населения, постоянно проживающего на территории национального парка);
сенокошение на специально выделенных участках.
В зону заказного режима, формируемую на основе водоохранных зон озера Аслы-Куль и водотоков на территории парка, входят сельхозугодья, используемые в качестве пашен и пастбищ. В этой зоне рекомендуется осуществить следующие мероприятия:
залужение пашен;
перевод пастбищ в сенокосы;
залесение на отдельных участках;
вынос всех сельхозпредприятий за границы водоохранных зон;
закрытие существующих кладбищ с изысканием новых территорий для их размещения.
Одной из главных задач является охрана животного мира на этой территории.
По данным учета, проведенного лесной охраной Белебеевского лесхоза за 1993 год, в Усень-Ивановском заказнике обитают лоси, косули, кабаны, зайцы, выявлено 8 глухариных токов и 4 тетеревиных. В местах концентрации копытных, водоплавающих и хищных птиц, в районе глухариных токов предлагается выделить участки фаунистического покоя с сезонным ограничением рекреационного и хозяйственного использования.
Для улучшения защитных и гнездовых условий обитателей леса при лесозаготовительных и лесовосстановительных работах рекомендуется выполнять следующее.
1. Рубки ухода и санитарные рубки проводить во второй половине лета и осенью, когда размножение большинства животных заканчивается.
2. При рубках ухода сохранять подлесок, отдельные дуплистые деревья для гнездования лесных птиц.
3. Оставлять "некоси" (участки некошеных трав) в местах сосредоточения обитателей леса.
4. Для улучшения кормовой базы необходимо закладывать кормовые поля. Для этого целесообразно использовать небольшие участки прогалин, квартальных просек, берега лесных болот.
5. Размещать кормовые площадки в изреженном чистом лесу.
2. Зона заказного режима в акватории озера Аслы-Куль
Основная функция зоны - сохранение в заповедном режиме природного ландшафта и видового многообразия обитающих здесь водоплавающих птиц.
В зону включаются водные местообитания птиц в тростниковых зарослях восточной части озера, а также приозерные луговины в северной и юго-восточной частях озера.
В зоне запрещается рекреационная деятельность.
Трассы водных туристских маршрутов должны проходить вне зоны заказного режима. При организации центра водного туризма и парусного спорта в селе Янги-Турмыш необходимо учитывать влияние восточного участка зоны заказного режима на озере.
Использование моторных лодок и катеров на озере категорически запрещено. Любительский лов рыбы разрешается вне периода гнездования обитающих здесь птиц и в специально отведенных местах.
Хозяйственная деятельность направлена на сохранение природного комплекса, улучшение условий питания и воспроизводство фауны.
Для наблюдений за пролетом птиц и организации экологических и научных маршрутов рекомендуется организовать три наблюдательных пункта: один - на высоком юго-восточном берегу, другой - на низинном восточном, третий - на высоком берегу болота Берказан-Камыш.
3. Зона регулируемого рекреационного использования
Основные функции зоны: обеспечение условий для демонстрации посетителям разнообразия природных комплексов Приаслыкулья, памятников природы и материальной культуры с целью экологического просвещения населения и пропаганды идей охраны природы и культурного наследия; организация туристской деятельности.
С учетом указанных функций в ее состав включены территории менее ценные в природоохранном отношении, но обладающие значительными рекреационными ресурсами (особо живописные участки леса, благоприятные для рекреации, объекты познавательного туризма). К ним относятся леса I и II групп Давлекановского, Белебеевского, Буздякского и Альшеевского районов. С учетом их особенностей выделяются две подзоны:
подзона интенсивного использования;
подзона обслуживания посетителей.
1. Подзона интенсивного использования
Выполняет основные функции зоны регулируемого рекреационного использования. На территориях, включаемых в эту подзону, предусматриваются различные виды туристских (пешие, водные, конные, велосипедные, лыжные, автомобильные) и экскурсионных маршрутов. Все маршруты должны быть оборудованы местами отдыха и ночлега, смотровыми площадками, стоянками для автомобилей. На постоянно используемых туристских маршрутах размещаются туристские приюты, кемпинги, причалы для лодок.
Выделяются участки любительского сбора ягод и грибов, любительской рыбной ловли, которые осуществляются по путевкам администрации парка.
Рекреационная нагрузка на всех участках должна быть произведена в соответствии с экологической емкостью территории.
В подзоне интенсивного использования разрешается хозяйственная деятельность, необходимое дорожное и другое хозяйственное строительство, не нарушающее природоохранной и рекреационной ценности ландшафтов. На землях сельскохозяйственных предприятий вдоль туристских маршрутов и на площадках отдыха проводится необходимое благоустройство территории.
Лесохозяйственные мероприятия на нарушенных территориях направлены на содействие восстановлению коренной растительности путем проведения рубок ухода в молодняках. Проводятся санитарные рубки и очистка леса от хлама. Лесокультурные мероприятия проводятся с целью создания защитных посадок на нарушенных участках.
Разрешается сенокошение. Выпас скота запрещается.
2. Подзона обслуживания посетителей
Предназначена для размещения мест ночлега, кемпингов, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей.
В соответствии с проектируемой структурой рекреационного использования территории национального парка зона выделяется в виде отдельных участков, примыкающих к пунктам основного базирования.
В зоне организуется природоохранное просвещение посетителей национального парка (музеи, экологические тропы, информационные центры).
Хозяйственная деятельность ориентирована на максимальное удовлетворение потребностей посетителей парка в благоустроенном длительном и кратковременном отдыхе.
Подзона включает в себя территории главного рекреационного центра "Алга" и других рекреационных центров: Бурангулово, Кидрячево, Чермасан, Купоярово, Шестопаловка, Усень-Ивановское, центра горнолыжного спорта близ населенных пунктов Канлы-Туркеево, Ташлы.
В подзоне размещаются объекты административного, рекреационного, культурно-бытового, производственного и жилищного назначения. Отсюда осуществляется руководство рекреационной, научной и хозяйственной деятельностью национального парка.
В рекреационных центрах начинаются и завершаются все туристские маршруты.
В пунктах основного базирования разрешается строительство, связанное с организацией отдыха и туризма. Строительство должно вестись только по индивидуальным проектам с учетом природоохранных требований. Планировочные и хозяйственные мероприятия направлены на формирование устойчивых к антропогенным воздействиям насаждений коренных пород с высокими средозащитными и эстетическими свойствами.
Сельскохозяйственные предприятия ограничивают хозяйственное использование территорий, примыкающих к подзоне обслуживания посетителей.
4. Зона традиционного экстенсивного природопользования
Для сохранения и развития традиционных для территории форм ведения хозяйства, связанных с неистощительным использованием возобновимых природных ресурсов (мелкоконтурное, экологически сбалансированное сельское хозяйство,любительское рыболовство, сбор сбор ягод и грибов, лекарственных трав), в размерах, обеспечивающих потребности местного населения и посетителей национального парка, создается зона традиционного экстенсивного природопользования.
В этой зоне осуществляется сельскохозяйственная деятельность, строительство транспортной и инженерно-коммуникационной сети, соответствующее природоохранным требованиям и не противоречащее задачам национального парка.
Режим использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной деятельности, определяется ограничением хозяйственной деятельности на этих территориях с учетом проектных рекомендаций (том V "Сельское хозяйство"). Режим использования этих территорий должен в дальнейшем уточняться в соответствии с рекомендациями научного отдела, создаваемого в структуре управления национальным парком.
С национальным парком согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка.
5. Зона охраны историко-культурных объектов
Одной из основных задач национального парка является задача сохранения исторического и культурного наследия. Бугульминско-Белебеевская возвышенность, на территории которой размещается Национальный парк "Аслы-Куль", с древнейших времен была зоной расселения различных оседлых и кочевых племен.
На территории парка находятся следующие памятники истории и культуры:
1. Аслы-Кульские курганы - историко-археологический памятник, расположенный в 500-600 м к северу от окраины деревни Алга (Давлекановский район); в 500 м от озера Аслы-Куль расположены курганы. В группе 9 насыпей, вытянутых цепочкой.
2. Канлы-Туркеевская стоянка (срубная культура, эпоха бронзы) находится в 1 км к юго-западу от д.Канлы-Туркеево (Буздякский район) на мысу, образованном ручьем - притоком реки Чермасан.
3. Тамга-Таш (Олотау) - историко-археологический памятник у д. Ташлы Альшеевского района. Каньон с большим количеством древнейших магических, а впоследствии родоплеменных знаков - "тамг".
Для регламентации хозяйственной и рекреационной деятельности на территориях размещения этих памятников определена зона охраны историко-культурных объектов.
Эта зона при дальнейшей проработке должна включать в себя несколько подзон с различным режимом использования в системе рекреации и хозяйственной деятельности на территории парка:
а) наиболее строгий режим имеют охранные зоны памятников истории и культуры.
Они определяются в соответствии с "Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры" N 33 от 24 января 1986 года Министерства культуры Российской Федерации.
В этих зонах запрещаются любые изменения в структуре и облике памятника и его исторического окружения, реконструктивные работы.
В эту зону входят прежде всего ландшафтное окружение древних археологических памятников, ландшафтное окружение памятников архитектуры.
б) зоны строгого регулирования строительства и ведения хозяйства.
Включают в себя территории исторических сел, исторических трактов, священных мест и объектов.
В зонах строгого регулирования запрещается: искажение исторической планировки, снос ценных исторических объектов, строительство новых зданий и сооружений без согласования с соответствующими службами, развитие производственных мощностей.
в) зоны археологических исследований и археологического надзора.
Включают территории, содержащие ценный культурный слой.
В этих зонах при проведении любых земляных работ обязательно должны привлекаться археологи с целью проведения археологического надзора.
Границы зон охраны историко-культурных объектов включают три участка Алгинский, Канлы-Туркеевский и Ташлинский.
На всей территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам деятельности национального парка, в том числе:
а) разведка и разработка полезных ископаемых;
б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
г) предоставление на территории национального парка садоводческих и дачных участков;
д) строительство магистральных дорог и коммуникаций, а также строительство хозяйственных объектов, не связанных с функционированием национального парка и традиционным природопользованием.
На территории национального парка жилищно-гражданское строительство должно вестись только для местного населения. Не допускается расселение мигрантов в населенных пунктах парка;
е) рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национального парка, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;
з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров вне специально предусмотренных для этого мест;
и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
Лимиты посещения гражданами национального парка определяются администрацией парка на основании научно обоснованных норм использования территории в рекреационных целях.
Соблюдение режима национального парка обеспечивается службой его охраны (государственными инспекторами), в состав которой входят:
директор национального парка и его заместители;
руководители отделов, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны комплексов и их восстановления, лесничие, помощники лесничих;
мастера леса, охотоведы;
специалисты, ведающие вопросами организации рационального природопользования, лесники и егеря.
К охране территории национального парка могут привлекаться общественные инспекции. В вопросах обеспечения охраны администрация национального парка и ее службы взаимодействуют с государственными органами охраны водных ресурсов, рыбоохраны, охотнадзора и органами внутренних дел.
Государственным инспекторам по охране национального природного парка предоставлено право:
требовать от граждан и должностных лиц объяснения по поводу нарушения ими режима национального парка и природоохранного законодательства, включая охрану рыбных запасов, животного мира, водное, лесное, земельное законодательство, проверять у граждан и должностных лиц документы на право нахождения, проезда, природопользования, занятия хозяйственной и иной деятельностью на территории национального парка и его охранной зоны;
приостанавливать противоречащую природоохранному законодательству, режиму национального парка и его охранной зоны деятельность граждан и должностных лиц;
посещать любые предприятия, учреждения и организации, гидротехнические сооружения, суда и иные транспортные средства на территории национального парка и его охранной зоны для проверки соблюдения требований природоохранного законодательства;
изымать у нарушителей природоохранного законодательства продукцию и орудия незаконного природопользования, а также соответствующие документы в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры, доставлять лиц, совершивших эти правонарушения, в милицию;
предъявлять в установленном порядке иски предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам и их объединениям о возмещении ущерба, нанесенного природным и историко-культурным комплексам и объектам национального парка и его охранной зоны в результате экологических правонарушений.
На службу охраны национального парка возлагается осуществление мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. Перечень работников службы охраны национального парка, относимых к государственной лесной охране, утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Государственным инспекторам по охране национального парка органом, в ведении которого они находятся, выдается форменное обмундирование со знаками различия и нагрудный знак установленного образца.
Сотрудники службы охраны национального парка имеют право хранения и ношения огнестрельного оружия в соответствии с Табелем вооружения, утвержденным в установленном порядке.
Земли национального парка состоят из следующих зон:
1. | Зона строгой охраны | 4300 га |
2. | Зона заказного режима, всего в том числе: |
15300 га |
на суше | 15000 га | |
в акватории | 300 га | |
3. | Зона регулируемого рекреационного использования, всего в том числе: |
6000 га |
подзона интенсивного использования | 5700 га | |
из них водные пространства (озеро Аслы-Куль - 2400 га) | 2700 га | |
подзона обслуживания посетителей (рекреационные центры) | 300 га | |
4. | Зона традиционного экстенсивного природопользования, всего в том числе: |
21900 га |
сельхозугодья | 21200 га | |
под постройками и дорогами | 700 га | |
Всего в границах национального парка | 47500 га |
Экспликация земель, передаваемых Национальному парку "Аслы-Куль"
Наименование хозяйств | Всего | Из всего | |||||
с/х угодий га |
в том числе: | прочих земель, га |
Аква- тория озера |
||||
пашни, га |
сено- косов га |
пастбищ га |
|||||
Давлекановский район | |||||||
Колхоз "Дружба" | 3040 | 2058 | 634 | 155 | 1269 | 982 | - |
Колхоз "Аслы-Куль" | 1670 | 1564 | 620 | 323 | 621 | 106 | - |
Колхоз "Колос" | 360 | 322 | 38 | - | 284 | 38 | |
АО "Ивановка" | 400 | 127 | 41 | - | 86 | 273 | - |
Давлекановский лесхоз | 3850 | 300 | - | 100 | 200 | 3550 | - |
Акватория озера | 2400 | - | - | - | - | - | 2400 |
Итого: | 11720 | 4371 | 1333 | 578 | 2460 | 4949 | 2400 |
Белебеевский район | |||||||
Колхоз "Авангард" | 84,2 | 81,3 | 59,9 | - | 21,4 | 2,9 | - |
Колхоз "Память Лени- на" |
219,5 | 218,2 | 205,1 | 5,5 | 7,6 | 1,3 | - |
Колхоз им. Советской Армии |
83,0 | 82,4 | 25,9 | - | 56,5 | 0,6 | - |
Совхоз "Заветы Ильи- ча" |
62,0 | 61,0 | 51,7 | - | 9,3 | 1,0 | - |
Усень-Ивановская сельская администра- ция |
9,0 | 8,0 | - | - | 8,0 | 1,0 | - |
Завод "Автонормаль" (шламоотвал) |
18,8 |
- |
- |
- |
- |
18,8 |
- |
Итого: | 476,5 | 450,9 | 342,6 | 5,5 | 102,8 | 25,6 | - |
Альшеевский район | |||||||
Колхоз "Союз" | 480 | 300 | 18 | - | 282 | 180 | - |
Буздякский район | |||||||
Совхоз "Матросовский" | 80 | 80 | 15 | 52 | 13 | - | - |
Всего: | 12756,5 | 5201,9 | 1708,6 | 635,5 | 2857,8 | 5154,6 | 2400 |
V. Особенности правового положения Национального парка "Аслы-Куль"
1. Национальный парк является юридическим лицом, которое не имеет в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть является некоммерческой организацией и создается в форме природоохранного учреждения, финансируемого за счет бюджетов Российской Федерации и Республики Башкортостан.
2. Источниками получения национальным парком дополнительных средств, которыми он распоряжается в установленном порядке, являются:
а) просветительская, рекреационная,научная, рекламно-издательская и иная деятельность, не противоречащая возложенным на него задачам;
б) арендная плата, а также средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного природным комплексам и объектам,расположенным на территории национального парка;
в) реализация конфискованных в установленном порядке орудий охоты рыболовства и продукции незаконного природопользования;
г) сбор входной и въездной платы, платы за пользование сферой услуг и за экскурсионные работы;
д) безвозмездная помощь и благотворительные взносы.
3. Средства, полученные от штрафов,налагаемых в административном порядке за экологические правонарушения, а также взысканные по постановлениям должностных лиц национального парка, поступают в распоряжение национального парка и учитываются на отдельном балансе.
4. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов,ассоциаций и иных организаций,способствующих развитию национального парка.
5. Земельные участки в границах национального парка, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
6. Национальный парк, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах территории национального парка, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством.
7. Национальный парк вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения, использования и охраны символики национального парка устанавливается Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
8. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений и копий природных, историко-культурных объектов (за исключением находящихся в собственности религиозных объединений), расположенных на территории национального парка, ценностей из музейных фондов национального парка осуществляется с разрешения дирекции национального парка.
VI. Организация обслуживания посетителей Национального парка "Аслы-Куль"
1. Регулируемый туризм и отдых на территории национального парка осуществляется и соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.Лицензии выдаются дирекцией национального парка, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национального парка и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.
2. При наличии соответствующих лицензий ее владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекцией национального парка. Указанные договоры подлежат регистрации в Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан.
3. Владелец лицензии представляет на утверждение дирекции национального парка и Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан проектную документацию на все виды работ, осуществляемых им в соответствии с лицензией и договором об аренде.
Организация обслуживания посетителей осуществляется в зонах, где размещаются главный рекреационный центр "Алга", вспомогательные рекреационные центры "Бурангулово" и "Усень-Ивановское", подцентры водного туризма "Янги-Турмыш", "Купоярово", подцентры конного туризма "Кидрячево", "Чермасан", оздоровительный центр кумысолечения "Кидрячево", центры обслуживания на туристских маршрутах "Моховое", "Северный Берег", "Курсаковские Вершины".
Всякое строительство объектов рекреации и аренда участков для обслуживания посетителей вне этих зон запрещается.
VII. Научно-исследовательская и просветительская деятельность в Национальном парке "Аслы-Куль"
1. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе.
2. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке проводится:
штатными сотрудниками научного отдела национального парка, по планам научно-исследовательских работ, утвержденным научно-техническим советом национального парка;
научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля на договорных началах по общим с национальным парком программам, согласованным с Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан.
3. В национальном парке для рассмотрения вопросов научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности создается научно-технический совет.
Состав научно-технического совета и положение о нем утверждаются Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан.
4. Планы лесохозяйственных, биотехнических, рекультивационных и реставрационных работ, а также мероприятия по регулированию численности диких животных на территории национального парка рассматриваются на заседаниях научно-технического совета.
5. Просветительская деятельность национального парка включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национального парка в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганда экологических знаний.
Для проведения научно-исследовательской и просветительской деятельности национального парка может быть создан экологический научно-исследовательский учебный центр. Этот центр должен быть одновременно базой подготовки высококвалифицированных кадров естествоиспытателей - геологов, географов, гидрогеологов, биологов, экологов широкого профиля; прохождения учебной практики с совмещением ее с научной работой, включающей мониторинг озера Аслы-Куль, болота Берказан-Камыш и всей геосистемы Приаслыкулья. Здесь же могут размещаться орнитологическая станция с наблюдательными пунктами, геохимлаборатория.
Для формирования центра выделяется территория в районе бывшей деревни Игенчеляр.
Программы исследований на ближайшие 10 лет создаются на основе рекомендаций группы ученых (том II книга 1, том VI).
VIII. Хозяйственная деятельность Национального парка "Аслы-Куль"
1. Хозяйственная деятельность национального парка направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановление, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
2. Развитие регулируемого туризма и отдыха в природных условиях осуществляется в соответствии с утвержденными проектными материалами путем предоставления национальным парком в аренду заинтересованным юридическим лицам земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений.
3. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и других объектов туристского сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляются заинтересованными государственными, кооперативными, общественными и частными предприятиями и учреждениями на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с национальным парком.
4. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, национальный парк может самостоятельно осуществлять эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета, при этом доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов национального парка.
В национальном парке предусматриваются территории на трех участках для размещения производственно-хозяйственных объектов: в районе деревни Шестопаловка, деревни Чермасан, села Усень-Ивановское, где осуществляется переработка древесины, производство пиломатериалов и столярных изделий, ремонт машин и механизмов, находятся гаражное хозяйство, пожарно-химические станции, вертолетные площадки, оборудование и механизмы для лесохозяйственных работ.
IX. Контроль за деятельностью Национального парка "Аслы-Куль"
Контроль за деятельностью парка осуществляется Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан и другими специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
Описание границ Национального парка "Аслы-Куль"
Западная граница
Граница проходит южнее села Усень-Ивановское по западной окраине лесного массива на западном склоне междуречья Усень-Илень. Далее на север она огибает с востока села Усень-Ивановское и переходит на западный (правый) берег реки Усень и тянется параллельно реке на удалении менее 1 км. У Соснового Бора граница приближается к реке на 150-200 м, а еще севернее - до 50 м, оставаясь на ее западном берегу и совпадая с опушкой лесного массива. Далее по проселочной дороге Усень-Ивановское-Клатаяк, включая верховья реки Клатаяк, граница обходит поселок Клатаяк с юго-востока в 200-300 м и вновь выходит на дорогу Клатаяк-Канлы-Туркеево.
Северная граница
От поселка Канлы-Туркеево до поселка Ивановка около 5 км по проселочной дороге, далее по полосе лесопосадок юго-западного направления с высотными отметками 211,2 и 197,7 граница идет до грунтовой дороги юго-восточного направления и по ней на юго-восток через отметки 199,0 и 203,5 (севернее в 200 м отметки 204,0 на дороге Ивановка-Бурангулово) 3,5 км, после чего поворачивает на восток к отметке 219,3 и далее на юго-восток вдоль лесопосадок 2,3 км, затем - поворот на северо-восток на высотную отметку 248,4 и вновь вдоль лесопосадок на восток-юго-восток 1,87 км.
В 1,8 км юго-западнее совхоза "Давлекановский" и от высоты 269,0 в 0,5 км на северо-восток граница уходит на юг, образуя восточную границу, параллельно д. Федоровка, вытянутой меридионально, в 0,75 км западнее ее до полосы лесопосадок с с отметками 249,9-203,2. По этой полосе граница идет на восток-юго-восток 1,45 км, пересекает реку Юкалы и на восточном ее берегу в 250-300 м от реки вновь сворачивает на юг, совпадая с грунтовой дорогой Федоровка-Миловка. В западной части поселка Миловка граница пересекает реку Асли-Удряк и вдоль лесозащитной полосы тянется на восток (-1,7 км), вновь через высотные отметки 226,4 и 207,0 к птицеферме, западнее в 100 м от отметки 205,9 идет до грунтовой дороги Ново-Тавричанка - Большой Кулик-1.
Южная граница
От дороги Ново-Тавричанка - Большой Кулик-1 граница поворачивает на запад, огибает по северному берегу реку Тюлянь с севера деревню Большой Кулик-1 и, минуя поселок Малый Кулик-2,севернее в 200 м выходит на дорогу в деревню Микяшево, огибает деревню севернее отметки 222,7 на 500 м. В 500 м западнее кладбища деревни Микяшево граница поворачивает на юго-запад по просеке 4 восточнее отметки 322,5 на 600 м, далее по опушке леса до поселка Дубовка (севернее поселка Воздвиженка около отметки 412,9 на перекрестке дорог) и тянется (3 км) до отметки 407,7 (южнее Кузнецка). Она проходит по нижней части южного склона возвышенности, отгораживающей болото Берказан с юга. Далее на запад граница следует южнее отметки 411,4 в 150 м (юго-западнее поселка Кузнецк, по дороге в поселок Курсаковские Вершины (Вятка) совпадает с просекой до отметки 415,8 (на перекрестке просек), от которой уходит по просеке на юг, обходит западнее 100 м от пашен и Курсаковских Вершин по западной границе кладбища до отметки 403,7 (1 км южнее субширотной просеки с отметкой 411,6), далее по дороге Курсаковские Вершины - Верхне-Иленский. Северо-восточнее поселка Верхне-Иленский в 250-300 м граница несколько (на 250 м) склоняется к востоку, включая поселок Верхне-Иленский и 100-метровую полосу юго-восточнее пашен, пересекает дорогу и выходит на У-образное слияние дорог с отметкой 386,4, далее граница идет на юго-запад до проселочной дороге и выходит на грунтовую дорогу Щербаковский-Троицкий, минует последнюю в 100 м севернее центральной улицы, вновь выходит на грунтовую дорогу Троицкий-Соловьевский. В 100 м южнее отметки 390,5 и через отметку 383,0 идет на запад, отклоняясь постепенно к северу вдоль проселочной дороги к отметке 314,2 (в 900 м на северо-запад от отметки 383,0) и далее на северо-запад до впадения реки Илень в реку Усень.
-----------------
<*> Не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 17 июня 1997 г. N 121 Об утверждении Схемы генерального плана организации Природного парка "Аслы-Куль"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 8 августа 2011 г. N 274
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 13 мая 1999 г. N 135