Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 29 июня 2000 г. N 185
"О комплексной программе "Кадры системы образования
Республики Башкортостан" на 2000-2003 годы"
6 февраля 2003 г.
В целях обеспечения реформирования системы образования, развития и совершенствования кадрового потенциала образовательных учреждений, повышения престижа и авторитета учителя и улучшения условий его труда Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Кадры системы образования Республики Башкортостан" на 2000-2003 годы.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 февраля 2003 г. N 44 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Министерству образования Республики Башкортостан обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных комплексной программой "Кадры системы образования Республики Башкортостан" на 2000-2003 годы.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Комплексная программа "Кадры системы образования
Республики Башкортостан" на 2000-2003 годы
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 29 июня 2000 г. N 185)
6 февраля 2003 г.
Содержание
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 февраля 2003 г. N 44 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
Даты принятия ре- шения о разработке программы, ее ут- верждения (наиме- нование и номер нормативного акта) |
Программа развития образования в Республике Башкор- тостан на 1999-2003 годы, одобренная постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 года N 49. |
Государственный заказчик-координа- тор |
Министерство образования Республики Башкортостан. |
Основные разработ- чики программы |
Министерство образования Республики Башкортостан, Башкирский государственный педагогический универси- тет. |
Цели и задачи программы |
Личностное, профессиональное становление и квалифи- кационный рост педагогических кадров. Профессиональное взаимодействие субъектов образова- тельной системы. Стимулирование инновационной, поисковой, творчес- кой, профессиональной деятельности педагогических кадров. Взаимодействие специалистов Профессионально-педаго- гического образования на структурных уровнях систе- мы образования. |
Сроки и этапы реа- лизации программы |
2000-2003 годы. |
Перечень основных мероприятий |
Нормативно-правовое обеспечение системы непрерывно- го профессионально-педагогического образования. Организация и управление подготовкой, переподготов- кой и повышением квалификации педагогических кадров республики. Подготовка программно-учебно-методического обеспе- чения системы непрерывного профессионально-педаго- гического образования. Социальная защита педагоги- ческих кадров. |
Ожидаемые конечные результаты реали- зации программы |
Сокращение сроков подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием. Повышение качества теоретической и практической подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Мониторинг распределения педагогических кадров по специальностям в структурных подразделениях системы образования республики. Переориентация педагогических учебных заведений на подготовку специалистов по остродефицитным специ- альностям. Обеспечение более тесной связи научно-педагогичес- ких работников и преподавателей педагогических учебных заведений республики, формирование единого поля научно-педагогических исследований. |
Система организа- ции контроля по исполнению про- граммы |
Контроль выполнения программы осуществляет Минис- терство образования Республики Башкортостан. Система контроля предусматривает: - ежегодный аналитический отчет о педагогических кадрах по утвержденным показателям органов управ- ления народным образованием городов (районов) республики, педагогических учебных заведений, подведомственных Министерству народного образова- ния Республики Башкортостан; - ежегодное рассмотрение на заседании коллегии ито- гов анализа отчетов; - систематическое обсуждение хода выполнения про- граммы на республиканских совещаниях начальников органов управления народным образованием городов (районов) республики. |
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 февраля 2003 г. N 44 в настоящий раздел внесены изменения
Введение
Процесс перехода общества к рыночной модели развития требует быстрой адаптации специалистов к новым социокультурным и экономическим условиям, перепрофилирования их деятельности. Особое место в данном процессе занимает система непрерывного профессионально-педагогического образования (СНППО), которая является системой поэтапного становления и развития субъектов профессионально-педагогической деятельности различных специализаций, уровня и квалификации, т.е. той поддерживающей социокультурной средой, где создаются благоприятные условия для профессионально-личностного роста, стимулирования инновационной, творческой, профессиональной деятельности, профессионального взаимодействия.
Отличительной чертой СНППО является ее гуманистическая направленность - обращение к личности как высшей социальной цели-ценности, установка на подготовку специалистов с высокими интеллектуальными и духовными качествами, создание условий для развития в каждом педагоге свободной, созидающей, творческой личности. Одним из условий реализации гуманистической направленности является создание условий для выбора и реализации педагогами собственной образовательной траектории, содержания, темпа профессионально-личностного становления в рамках педагогической школы, системы переподготовки, повышения квалификации и профессиональной деятельности. На смену единообразию функционирования высших и средних педагогических учебных заведений приходит многоуровневая модель профессионального образования, ориентированная на предоставление специалисту широких возможностей для интенсивной профессионально-личностной самореализации.
Процесс формирования СНППО затрагивает все основные стороны деятельности среднего, высшего, послевузовского профессионального образования, отделов Министерства образования Республики Башкортостан и управлений образованием в (районных) городских администрациях и выявляет новые перспективы повышения квалификации, работы с педагогическими кадрами. В частности, источником проектирования СНППО становятся как потребности учреждений образования в педагогических кадрах, социальный заказ, так и специфические запросы самих педагогов, желающих повысить квалификацию.
Кроме того, педагогическая школа нуждается и в повышении качества подготовки специалистов в сфере ценностно-целевых, содержательно-технологических и рефлексивно-оценочных компонентов образовательного процесса, разработки новых организационных форм, методов и методик подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров с учетом достижений психолого-педагогической науки. Качество подготовки выпускников школ, определяющее качество знаний абитуриентов и студентов педагогических колледжей и институтов, во многом зависит от личностно-профессиональной подготовленности учительских кадров. Изменить ее в лучшую сторону можно только силами самих педагогов, причем субъектов СНППО всех уровней (школьных учителей, специалистов педагогической школы, системы повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров, включая и технические вузы). Таким образом, профессионально-педагогическое сообщество является полностью субъектом процесса изменения собственных качественных характеристик.
В данных условиях принципиально важным представляется:
- диагностика сегодняшнего состояния СНППО Республики Башкортостан на разных уровнях;
- определение перспектив развития СНППО РБ;
- определение путей и условий интеграции всех компонентов СНППО в единую структуру, подчиненную одной системообразующей цели, их вертикальной и горизонтальной координации;
- формирование системы контроля и оценки эффективности СНППО.
Главной целью комплексной программы "Кадры системы образования Республики Башкортостан" на 2000-2003 годы является изучение и решение проблем органов управления народным образованием Республики Башкортостан, педагогических коллективов школ и внешкольных учреждений, научно-исследовательских лабораторий институтов, педагогических вузов, училищ, колледжей по подготовке и переподготовке педагогических кадров, созданию благоприятной социально-профессиональной среды для их жизнедеятельности и педагогической работы в современных рыночных условиях.
Постоянное овладение новыми знаниями и профессиональными навыками является непременным условием сохранения квалификации педагога и должно обеспечиваться государственной системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Только сочетание компетентности и мобильности делает переподготовку и повышение квалификации адекватными общественным запросам и потребностям самой личности.
Смена сложившейся структуры и содержания профессионально-педагогического образования потребует интеграции деятельности различных типов и видов учебных заведений, создания учебно-методических комплексов ("школа-вуз", "школа-ссуз"), учебных заведений типа колледжей (профессиональная школа при вузе), лицеев, обеспечивающих активную профориентацию, допрофессиональную подготовку, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и создание условий для освоения новых и смежных педагогических специальностей и передовых педагогических технологий.
Программа предусматривает необходимые изменения в сфере образования, связанные с формированием новой генерации педагогических кадров, способных успешно решать учебно-воспитательные задачи и обеспечивать реализацию инновационных процессов.
В программе определены основные направления работы органов государственной власти и управлений народным образованием Республики Башкортостан, связанные с воспроизводством педагогических кадров и созданием условий для их успешной деятельности. По сути, программа предусматривает спектр правовых, научных, образовательных и организационных мер, обеспечивающих успешное функционирование педагогического образования и педагогической деятельности.
Программа включает в себя следующие разделы:
1. Анализ обеспеченности общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами.
2. Методологические основы формирования СНППО.
3. Становление СНППО в Республике Башкортостан.
4. Основные мероприятия по реализации комплексной программы "Кадры системы образования Республики Башкортостан" на 2000-2003 годы.
1. Анализ обеспеченности общеобразовательных учреждений
педагогическими кадрами
Важнейшей стратегической задачей Программы развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг. является разработка единой комплексной структуры кадрового обеспечения системы образования на основе глубокого анализа тенденций, складывающихся в сфере педагогического образования.
На начало 2000 года в Республике Башкортостан функционировало 3259 общеобразовательных школ, в них обучались 689675 учащихся. Количество учителей и руководителей, работающих в этой сфере образования, составило 67670 человек. Подготовкой педагогических кадров занимаются 4 высших и 15 средних специальных педагогических учебных заведений.
Общая численность педагогических кадров в системе общего среднего образования за период с 1980 по 1999 год увеличилась в 1,62 раза. С 1980 по 1984 годы количество учителей неуклонно сокращалось. Сокращение за этот период составило 1509 человек. В 1985-1989 годах количество учителей значительно возросло. Общий рост за этот период составил 7811 человек (2,2 раза). За год в среднем численность педагогических кадров увеличивалась на 1562 человека. В последующие 5 лет эта тенденция сохранялась. Общий приток педагогических кадров в сферу образования за этот период составил 11457 человек (рост в 1,26 раза). В среднем увеличение численности педагогов за этот период составило 2291 человек в год. В 1995-1999 годах темпы роста численности педагогических кадров несколько сократились (рост в 1,1 раза). Таким образом, численность учителей в сфере образования увеличивается, хотя и неравномерно, с тенденцией в последние три года к замедлению темпов роста. При этом различна динамика изменения численности педагогов в городе и селе. В целом темпы увеличения численности педагогических кадров в городе были выше, чем в сельской местности. Так, с 1995 года их общая численность в городе увеличилась в 1,2 раза, тогда как в селе в 1,05 раза.
Сегодня в целом по Республике Башкортостан число учащихся, приходящихся на одного учителя, равняется 11,07, тогда как по Российской Федерации этот показатель составляет 13,9. Причем в городе он в 1,8 раза выше, чем в сельской местности.
Анализ вакансий педагогических кадров в общеобразовательных школах Республики Башкортостан за 1993-1999 годы показал, что их число не превышало 6,8% по отношению к общей численности работающих учителей. Основную долю вакансий в 1999 году составляли должности учителей английского языка - 83, родного языка - 76, русского языка - 37, математики - 32, музыки и пения - 30. Всего вакантных должностей в текущем 1999-2000 учебном году - 448.
С учетом сегодняшних тенденций изменения численности педагогических кадров и существующей системы подготовки и переподготовки кадров вакансии учителей родного языка будут заполнены в течение приблизительно семи лет; английского языка - пяти лет.
За исследуемый период практически не произошло серьезных изменений в качественном составе педагогических кадров. Медленно, но неуклонно увеличивается количество учителей с высшим образованием. Но вместе с тем процент учителей, не имеющих специального педагогического и высшего образования, остается еще высоким, хотя и сокращается. При этом если в 5-11 классах доля учителей с высшим образованием по основным предметам составляет 91,1%, то в начальном звене - 45,2%. Более того, в сельской местности процент учителей с высшим образованием еще ниже - 72,0%. Из них только 88,5% учителей пятых-одиннадцатых классов и 39,0% учителей начальных классов. По этому показателю Республика Башкортостан отстает от Российской Федерации.
Сегодня остро стоят также вопросы изменения структуры педагогических кадров по возрасту и полу. За последние годы четко обозначилась тенденция сокращения числа молодых учителей со стажем педагогической деятельности до 5 лет. Значительную часть составляет группа педагогов со стажем от 10 до 20 лет (62%). В 1999/2000 учебном году доля учителей, находящихся в пенсионном возрасте, составляла 5,3% от числа работающих учителей, т.е. практически каждый 19-й учитель - пенсионер.
Состав педагогических кадров в значительной степени феминизирован, что приводит, во-первых, к усвоению воспитанниками феминной модели поведения как доминирующей и, во-вторых, обуславливает репродуктивный характер педагогического труда и затрудняет внедрение инноваций в сферу образования.
2. Методологические основы формирования СНППО
В Послании Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова Государственному Собранию "Энергию преобразований - на решение жизненно важных проблем Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)" утверждается, что будущее Башкортостана, духовно-культурный и социально-экономический прогресс нашего общества в значительной степени зависят от состояния системы образования и воспитания. При разработке общеобразовательной государственной доктрины необходимо исходить из того, что образование выступает в качестве важнейшего фактора интеграции республики в общероссийское и международное интеллектуально-духовное пространство.
Для определения приоритетов развития СНППО в Республике Башкортостан необходимы:
- осмысление современных тенденций развития мировой и российской образовательных систем в целом и систем профессионального образования в частности;
- оценка современного состояния системы народного и педагогического образования Республики Башкортостан;
- определение ведущих идей, направлений реформирования СНППО Республики Башкортостан с прогнозированием перспективных целей, содержания, технологий, спектра востребованных в ближайшем будущем педагогических специальностей и т.д.;
- технологичное описание главной цели-ценности СНППО, определяющей модель педагога-профессионала как системную совокупность качеств, поддающихся диагностированию, описанию, прогнозированию и последующему мониторингу в ходе профессионально-педагогической деятельности.
Современный этап общественного, социокультурного развития характеризуется особым вниманием к миру человека, личностно-ориентированными тенденциями в культуре в целом и в образовании в частности. Образование в наши дни становится для человека ведущим средством освоения культуры и одновременно способом развития творческих способностей, социальной и профессиональной самореализации.
Для развития образовательной системы Республики Башкортостан исходным пунктом должно стать представление о необходимости гуманизации и гуманитаризации целей, содержания и форм образования, постепенный отказ от жесткой ориентации на исключительное обслуживание потребностей общества и производства, ориентация на предоставление услуг, в рамках которых образовательная деятельность включается в целостный мир личности, становится средством ее самореализации.
Задачи построения личностно-ориентированного образования, приоритетами которого являются такие ценностные категории, как человек, человеческая жизнь, культура, свобода, саморазвитие, соответствуют месту и функциям образования среди других глобальных ценностей человеческого бытия.
Успешность реализации данных ценностей во многом определяется активным участием в этом процессе учителя, в основу деятельности которого должны быть положены соответствующие социальные и профессиональные аксиологические императивы. Процесс гуманизации предполагает реконструкцию целей, содержания, технологий подготовки, переподготовки и повышения квалификации современного учителя и воспитателя в системе непрерывного педагогического образования, где акцент с внешнего формирования (научения, просвещения) переносится на развитие человекосозидательного потенциала.
При реформировании образовательной системы Республики Башкортостан в качестве основных могут рассматриваться следующие инструментальные идеи:
демократизации - культивирование свободы выбора путей достижения образовательных целей и отказ от чрезмерной централизации управления образовательными системами; возможность моделирования обучающих и воспитательных программ, максимально учитывающих специфические запросы отдельных сообществ, регионов, национальных государственных образований; возможность формирования индивидуальных образовательных траекторий и т.д.;
системности - интеграция всех компонентов образовательной среды в единую структуру, подчиненную общей цели;
непрерывности - построение целостного процесса, единой социокультурной и профессиональной среды, способствующей становлению и развитию функционально-личностных характеристик субъектов образования в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
технологичности - преодоление стихийности, субъективности, слабой результативности педагогических воздействий в пользу введения нормативно достижимых предельно конкретных, технологично заданных педагогических целей и задач;
общечеловеческих ценностей - отказ от следования идеологическим, политическим, локальным, сиюминутным установкам и нормативам, построение целевых, содержательно-технологических, оценочно-рефлексивных компонентов образовательного процесса с позиции непреходящих универсальных мета-ценностей.
Ведущими теоретическими положениями СНППО являются:
- ориентация на актуальные и перспективные потребности общества и производства, опережающий характер развития;
- максимальное приближение образовательного процесса к условиям профессиональной деятельности, изучение общекультурной и предметной информации в контексте будущей профессии;
- вариативность и гибкость форм, методов и средств профессиональной подготовки педагогов;
- гуманитаризация и гуманизация содержания и технологий профессионального образования, реализация не только обучающих функций образовательного процесса профессиональной школы (информирование будущего специалиста, его просвещение), но и воспитательных (становление его личностных, профессионально-ценностных характеристик, мировоззрения, общей и профессиональной культуры);
- преемственность профессиональной подготовки и переподготовки с учетом имеющегося образовательного потенциала субъектов профессиональной деятельности;
- профессиональная мобильность как возможность обновления профессионального опыта и смены профессий, обусловленная динамизмом социально-профессиональной ситуации;
- способствование профессиональной и социальной адаптации, реабилитации временно и длительно не работающих лиц и т.д.
Принципиально важным является достижение личностной ориентации СНППО, т.е. ориентации, прежде всего, на актуальные образовательные потребности личности в процессе ее конструктивного саморазвития, самоопределения, самореализации, подход к непрерывному образованию как созданию личностью собственного профессионального, социокультурного опыта.
Основной целью СНППО является создание для специалистов поддерживающей социокультурной среды, которая рассматривается в нескольких аспектах:
профессионально-личностного становления и последующего роста;
профессионального взаимодействия субъектов образовательной системы;
стимулирования инновационной, поисковой, творческой, профессиональной деятельности;
взаимодействия специалистов профессионально-педагогического образования с образовательными учреждениями всех уровней;
развития инновационных образовательных проектов, создания инновационного профессионального опыта и корпуса его носителей;
кадровой поддержки социокультурных инноваций.
В целом СНППО должна предоставить педагогам возможность выбора широкого спектра образовательных услуг и условий для профессиональной самореализации.
Ключевыми категориями для характеристики субъекта СНППО и его профессионально-педагогической деятельности являются категории: квалификация и компетентность.
Квалификация - объем и содержание усвоенных профессиональных знаний и умений, соответствующих определенной ступени СНППО (начальное, среднее, высшее и т.д.), закрепленные квалификационным документом (дипломом, удостоверением, сертификатом и т.д.).
Компетентность - степень фактической готовности, педагогического мастерства как качества актуализируемой профессиональной деятельности на уровне навыков, наработанных (в том числе и авторских) образовательных технологий, методов, приемов, организационных форм и т.д.
Профессиональная компетентность субъекта СНППО состоит из трех блоков, определяющих основные стороны профессионально-педагогической деятельности учителя-воспитателя:
педагогическое мышление - профессионально-личностная психологическая позиция, педагогическое мировоззрение (ценностные профессиональные установки, потребности и мотивы, устойчивая система отношений к себе как субъекту педагогической профессии, ребенку как предмету педагогической заботы, коллегам, педагогической деятельности и педагогическому процессу как особому развивающему взаимодействию, профессиональная самооценка, уровень профессиональных притязаний и т.д.);
профессионально необходимые психолого-педагогические, научно-предметные и общекультурные знания - глубокие и разносторонние гуманитарные знания о философских, социально-исторических, экономических, правовых, психолого-физиологических, педагогических и других аспектах бытия Человека, предоставляющие возможность для становления подлинного субъекта педагогической культуры, носителя антропологического знания, педагогической теории (педагогической философии, аксиологии, культурологии, социологии и т.д.), позволяющие не только описывать и рефлексировать актуальное содержание педагогической действительности в соответствии с теоретическими моделями, но и активно его изменять, преобразовывать, прогнозируя результаты собственной профессионально-педагогической деятельности;
профессионально-педагогические умения - способность осуществлять педагогическую деятельность, владение технологиями обучения и воспитания - профессиональными умениями по педагогическому диагностированию, прогнозированию, целеполаганию, планированию, организации педагогического взаимодействия, оценке и анализу; владение навыками педагогической техники - техникой общения (коммуникативное, актерское и ораторское мастерство, умение располагать к себе партнера по общению, диагностировать его состояние, продуктивно его корректировать и т.д.) и техникой предметной деятельности (методика преподавания учебного предмета или организации воспитательного процесса, навыки работы с техническими средствами обучения).
3. Становление СНППО в Республике Башкортостан
СНППО - это комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организованное и скоординированное решение задач профессиональной подготовки учителей с учетом их актуальных и перспективных потребностей, стремления к самообразованию; единое пространство подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
На сегодняшний день подготовкой и переподготовкой педагогических кадров в республике занимаются 9 педагогических колледжей, 5 училищ, 1 техникум и 4 педагогических вуза (Башкирский государственный университет, Башкирский государственный педагогический университет, Стерлитамакский государственный педагогический институт, Бирский государственный педагогический институт) и Башкирский институт развития образования. Однако в их деятельности возникают несоответствия и противоречия. Поэтому необходимо создание единого пространства профессионально-педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, что, в свою очередь, требует определения общей концепции подготовки учителя, отражающей интеграцию подходов, приоритетов, содержательную и технологическую преемственность образовательных процессов вышеперечисленных субъектов.
В этой связи предстоит работа по использованию новых технологий подготовки и переподготовки учителя, обеспечивающих готовность педагога к работе в изменяющихся условиях на основе разнообразия образовательных программ, учебников, учреждений.
Создание единого пространства профессионально-педагогического образования, включающего профессиональный отбор, обучение, переподготовку педагогических кадров, позволяет обеспечивать ступенчатость и непрерывность подготовки учителей, гибкое и оперативное реагирование на спрос образовательного рынка, ликвидировать дублирование содержания учебного материала и осуществлять концентрацию научно-педагогического и учебно-методического потенциала.
Основной единицей функционирования СНППО является учебно-методический комплекс, в состав которого входят специализированные педагогические классы школ, лицеев и гимназий, педагогические училища, колледжи и вузы.
Создание учебно-методического комплекса является средством социальной адаптации выпускников, повышения их конкурентоспособности на рынке педагогического труда. В свою очередь, это предполагает создание единых кафедр и факультетов, советов по научной, учебно-методической работе.
Комплекс может быть дополнен педагогической лабораторией по повышению квалификации педагогических кадров и базовой экспериментальной школой.
Комплексы (полные или неполные) создают условия для успешной реализации многоуровневости, многоканальности и вариативности подготовки и переподготовки педагогических кадров в республике.
Интеграция образовательных процессов различных учебных заведений, готовящих учителей, приводит к значительному экономическому выигрышу:
- сокращаются сроки подготовки специалистов с высшим образованием;
- улучшается качество профессионально-педагогической подготовленности выпускников педагогических институтов за счет того, что вуз пополняется студентами, имеющими четкую и стабильную профессиональную ориентацию;
- повышается качество теоретической и практической подготовки за счет увеличения сроков пребывания студентов в едином образовательном пространстве;
- появляется возможность мониторинга движения педагогических работников в школах республики, переориентации педагогических учебных заведений на открытие остродефицитных специальностей;
- укрепляется связь научно-педагогических кадров и преподавательских коллективов педагогических учебных заведений республики, формируется единое поле научно-педагогических исследований.
Расширяются возможности и новых альтернативных форм образования - дистантного, экстерного и др.
Успешность профессионально-педагогической подготовки кадров образования зависит от эффективности профориентационной работы. Создание и развитие педагогических классов позволит решить задачу педагогической ориентации школьников благодаря проведению комплекса соответствующих психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий.
В последнее время четко прослеживается тенденция к переориентации деятельности педагогических училищ на инновационный режим педагогического колледжа. Подготовка ведется по профессиональным программам базового и повышенного уровня. Изменяется система управления деятельностью колледжа, в состав которой включаются коллективы преподавателей вуза и учителей колледжа, руководители кафедр, руководители научной работой учащихся.
Существенные изменения происходят в системе высшего педагогического образования. Действующая парадигма "социальный заказ - подготовка специалиста" сменяется новой: "образовательная потребность - образовательные услуги". Содержание высшего профессионального образования дифференцируется по уровням, направлениям, специальностям, усиливается его гуманистическая направленность. В результате качественных преобразований, происходящих в высшей школе, наряду с многоуровневой и многоступенчатой подготовкой специалистов вводится модель высшего образования, ориентированная на предоставление личности широких возможностей для выбора.
Многоуровневая система высшего образования состоит из трех уровней:
первый дает возможность получить документ о неполном высшем образовании;
второй - бакалавриат - квалификацию бакалавра;
третий предполагает обучение студента или в магистратуре, по окончании которой он получает квалификацию магистра, или получение специальности (продолжив обучение) в специалитете.
Новый вид высшего учебного заведения - педагогический университет - реально обеспечивает соединение научных исследований и практики подготовки кадров для сферы образования. Педагогический университет обеспечивает преемственность, непрерывность и открытость всей системы педагогического образования, реализует необходимое сочетание требований федеральной, региональной, а также мировой систем образования. Прерогативой университета на сегодняшний день является предоставление возможности студентам получить дополнительную квалификацию "преподаватель" (третий -уровень высшего профессионального образования) на базе бакалаврской подготовки.
В настоящее время в республике осуществляется подготовка специалистов по традиционным педагогическим специальностям, востребованным в различных образовательных учреждениях и учебных заведениях: дошкольных, общеобразовательных, лицеях, гимназиях, музыкальных и спортивных школах, средних профессионально-технических образовательных учреждениях, колледжах, высших учебных заведениях (институтах, университетах, академиях и т.д.).
При разработке направлений и содержания развития СНППО необходимо ориентироваться и на перспективные специальности. Для сферы образования Республики Башкортостан в настоящее время необходимо готовить кадры по следующим педагогическим специальностям:
социальный педагог, специалист по организации индивидуальной педагогической профилактической работы с детьми "группы риска" (сиротами, детьми из неполных, малообеспеченных семей, правонарушителями, склонными к наркомании, алкоголю и т.д.), специалист по моделированию и организации активно корректирующей позитивной воспитательной среды в микрорайонах, семьях и т.д.;
специалист по педагогической коррекции и социально-педагогической реабилитации, владеющий психотерапевтическими технологиями в русле идей гештальпсихологии, психоанализа, гуманистической психологии, организующий психолого-педагогическое консультирование, объединяющий усилия правоохранительных, медицинских, культурных, образовательных учреждений;
специалист по педагогическому мониторингу, организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о качестве деятельности педагогических систем и их субъектов, обеспечивающий непрерывное наблюдение за их состоянием и прогнозирование их развития;
специалист по педагогическому маркетингу и менеджменту-моделированию, по организации различных образовательных учреждений и структур, установлению и расширению их связей, рекламной деятельности, изучению социального заказа в обновлении содержания требуемых образовательных услуг;
специалист по организации летнего отдыха детей, развивающего педагогического взаимодействия в условиях стационарных летних оздоровительных лагерей, домов отдыха, санаториев и т.д. или в рамках отдельных целенаправленных педагогических проектов;
специалист по организации разносторонней досуговой творческой деятельности воспитанников в условиях внешкольных культурных учреждений (центрах творчества, студиях и т.д.);
специалист по семейному (домашнему) обучению и воспитанию - институт гувернеров, репетиторов и т.д.;
специалист по организации деятельности детских общественных объединений, как в условиях школы, так и вне ее;
специалист по профессиональному консультированию, профориентации, профдиагностике, построению для каждого субъекта профессиональной школы индивидуальной образовательной траектории, маршрута (институт тьюторов), специалист по групповому и индивидуальному консультированию учителей, родителей, осуществляющий помощь в решении социальных, профессиональных проблем;
специалист по психолого-педагогической реабилитации детей в медицинских учреждениях и т.д.
Полноценная профессиональная подготовка данных специалистов должна осуществляться как на основе базового профессионального образования, так и в рамках специально организованной системы дополнительных образовательных услуг (малых факультетов, Центров непрерывного педагогического образования, профессионально-педагогической переподготовки, отдельных обучающих программ - курсов-погружений, семинаров-тренингов и т.д.).
Требования к профессионально-педагогической подготовке специалистов по данным специальностям, направлениям деятельности должны соотноситься с общими универсальными требованиями к личностно-профессиональным характеристикам педагога, а сами образовательные услуги могут реализовываться как дополнительные. При этом важно, чтобы специалисты соответствовали требованиям Государственного образовательного стандарта профессионального образования по уровню теоретической и практической подготовки.
Неотъемлемой частью СНППО является система повышения профессиональной квалификации педагогических кадров на всех уровнях образовательного пространства, что связано с постоянным развитием науки и техники. Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров республики осуществляются БИРО и ФППК БГПУ, которые являются научными центрами реформирования образования, реализующими методологическое, научно-методическое, научно-информационное обеспечение процесса повышения квалификации педагогов.
Таким образом, становление СНППО в республике будет способствовать формированию новой генерации педагогических кадров, способных обеспечивать эффективное функционирование системы образования в Республике Башкортостан в новых социально-экономических условиях.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 февраля 2003 г. N 44 в настоящий раздел внесены изменения
Основные мероприятия по реализации комплексной программы
"Кадры системы образования Республики Башкортостан"
на 2000-2003 годы
N п/п |
Мероприятия | Срок исполнения |
Исполнители |
Нормативно-правовое обеспечение. Концептуально- стратегические основы СНППО |
|||
1. | Анализ действующего республиканского законодательства об образовании и под- готовка перечня поправок к нему |
2000-2003 гг. |
Госсобрание РБ, республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием |
2. | Формирование единой государственной политики в области педагогического об- разования. Разработка республиканской доктрины педагогического образования |
2000-2001 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием |
3. | Разработка пакета документов по реали- зации комплексной программы "Кадры системы образования Республики Башкор- тостан" на 2000-2003 г.г. |
2000-2001 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, БИРО |
4. | Создание единого педагогического обра- зовательного пространства и норматив- но-методического обеспечения его реа- лизации |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, БИРО |
5. | Нормативно-правовое обеспечение введе- ния договорных форм подготовки и пере- подготовки педагогических кадров, в том числе для труднокомплектуемых сельских и национальных школ республи- ки |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием |
6. | Разработка и утверждение Положения о контрактной подготовке педагогических кадров для школ республики |
2000 г. | республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием |
Организация и управление подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации педагогических кадров |
|||
1. | Формирование банка данных педагогичес- ких кадров РБ |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием |
2. | Создание постоянно действующей общест- венной комиссии при МНО РБ по прогнозу обеспечения педагогическими кадрами и формированию социального заказа СНППО |
2000 г. | республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием |
3. | Организация мониторинга движения педа- гогических кадров различных специаль- ностей в школах республики |
2000-2001 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием |
4. | Комплексная оценка и формирование бан- ка данных научно-педагогического по- тенциала РБ |
2000-2001 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием |
5. | Создание общей информационной сети уч- реждений и органов управления народным образованием, служб занятости. Формирование единого банка информации, информационного фонда образовательных программ педагогического образования, проектов в области кадровой политики |
2000-2002 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, Минтруд РБ |
6. | Создание при МНО РБ Координационного совета по СНППО |
2000 г. | республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, вузы, ссузы |
7. | Создание в БИРО сектора педагогическо- го образования |
2000 г. | БИРО |
8. | Внесение предложений по открытию на базе педагогических институтов респуб- лики отделений по переподготовке учи- телей с отрывом от производства по вторым и третьим специальностям, в том числе по новым дисциплинам и интегри- рованным курсам и остродефицитным спе- циальностям |
2000-2003 гг. |
Вузы, БИРО |
9. | Переподготовка и повышение квалифика- ции преподавателей педагогических учи- лищ и колледжей |
2000-2003 гг. |
БИРО, вузы РБ |
10. | Повышение квалификации управленческих кадров системы образования РБ |
2000-2003 гг. |
БИРО, |
11. | Подготовка и переподготовка педагоги- ческих кадров для работы в учреждениях начального образования. Рассмотреть возможность открытия инже- нерно-педагогического факультета в од- ном из вузов РБ |
2000-2001 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием |
12. | Разработка Программы дистантного и экстернатного обучения в системе под- готовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров |
2000-2003 гг. |
БИРО, вузы, ссузы |
13. | Формирование сети филиалов (семинаров) БИРО по повышению квалификации педаго- гических кадров в гг. Стерлитамак, Си- бай, Туймазы, Бирск, с. Месягутово |
2000 г. | республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, БИРО |
14. | Развитие аспирантуры и докторантуры по подготовке научно-педагогических кад- ров высшей квалификации |
2000-2003 гг. |
БИРО, вузы РБ |
15. | Развитие сети дополнительного педаго- гического образования по остродефицит- ным педагогическим профессиям и специ- альностям |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, БИРО, вузы, ссузы РБ |
16. | Развитие сети педагогических классов, центров довузовской подготовки и ин- тернатов в районах и городах РБ. Разработка нормативно-правового и про- граммно-методического обеспечения их деятельности |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, БИРО |
17. | Внесение предложений в Госкомнауки по целевому приему в вузы и ссузы по спе- циальностям: "Психолог", "Дефектолог", "Социальный педагог", "Воспитатель с правом обучения детей дошкольного воз- раста иностранному языку", "Воспита- тель с правом обучения детей дошколь- ного возраста родному языку", "Специа- лист по физическому воспитанию детей дошкольного возраста", "Специалист по эстетическому воспитанию детей до- школьного возраста", "Экология", "Эко- номика" |
2000 г. | республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, вузы, ссузы РБ |
18. | Расширение подготовки национальных пе- дагогических кадров для учреждений об- разования республики |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием |
19. | Подготовка педагогических кадров для работы в башкирских школах в других регионах России и местах компактного проживания башкир |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием |
20. | Проведение ежегодных республиканских научно-теоретических и научно-практи- ческих конференций по проблемам педа- гогического образования |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, вузы, ссузы РБ |
21. | Организация и проведение конкурсов профессионально-педагогического мас- терства, в том числе конкурсов "Учи- тель года", "Директор года" |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, БИРО, Совет Федерации профсоюзов РБ |
Подготовка программно-учебно-методического обеспечения СНППО |
|||
1. | Разработка и внедрение регионального компонента педагогического образования |
2000-2002 гг. |
Вузы, ссузы РБ |
2. | Разработка и внедрение сквозных учеб- ных планов и программ в системе "пед- колледж - педвуз" |
2000-2001 гг. |
Вузы, ссузы РБ |
3. | Создание учебно-методических комплек- сов СНППО РБ |
2000-2002 гг. |
Вузы, ссузы РБ |
4. | Создание межрегиональных программ по кадровому обеспечению национальных школ |
2000-2002 гг. |
Вузы, ссузы РБ, республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием |
5. | Научно-методическое обеспечение инди- видуализации и дифференциации СНППО, переход на вариативное содержание пе- дагогического образования |
2000-2002 гг. |
Вузы, ссузы РБ |
6. | Формирование системы подготовки и пе- реподготовки специалистов в области семейного образования и воспитания |
2000 г. | БИРО, вузы, ссузы РБ |
7. | Формирование современных гибких про- грамм подготовки и переподготовки пе- дагогических кадров |
2000-2002 гг. |
Вузы, ссузы РБ, БИРО |
8. | Участие в разработке программ стажи- ровки преподавателей педагогических вузов и ссузов в ведущих мировых и российских научно-образовательных центрах |
2000-2001 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, БИРО |
Социальная защита педагогических работников | |||
1. | Содействие выполнению Закона РБ "Об образовании" и Программы развития об- разования в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг. |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, Совет Федерации профсоюзов РБ |
2. | Разработка и реализация мер по соци- альной защите педагогических работни- ков при реорганизации или ликвидации образовательных учреждений, обеспечи- вающих гарантии Закона Республики Баш- кортостан "О занятости населения в Республике Башкортостан" |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, Совет Федерации профсоюзов РБ |
3. | Пересмотр Положения об аттестации пе- дагогических кадров с учетом обеспече- ния их социальной защиты |
2000 г. | республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, БИРО |
4. | Разработка и внедрение механизмов пе- рехода на конкурсную форму трудовых отношений в учреждениях образования инновационного характера |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, Совет Федерации профсоюзов РБ |
5. | В пределах бюджетных ассигнований фор- мирование фондов для выплаты надбавок за напряженность и высокое качество работы в размере 10% к сумме средств, направляемых на оплату труда, и для выплаты премии и материальной помощи в размере 2% и более к сумме средств, направляемых на оплату труда. Учет уровня профессиональной компе- тентности при выплате надбавок |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием |
6. | Установление работникам с неблагопри- ятными условиями труда дифференциро- ванной доплаты в размере не менее 15% по результатам аттестации рабочих мест |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, Совет Федерации профсоюзов РБ |
7. | Выплата ежемесячной компенсации для обеспечения педагогических работников книгоиздательской продукцией и перио- дическими изданиями в размере, предус- мотренном действующим законодательст- вом |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, Совет Федерации профсоюзов РБ |
8. | Гарантирование педагогам права на пе- реподготовку и повышение квалификации 1 раз в 5 лет |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, БИРО, вузы, ссузы |
9. | Сохранение педагогическим работникам сельской местности гарантий и льгот, предусмотренных Законом РФ "О социаль- ном развитии села", в том числе выпла- ты единовременного пособия в размере до 6-ти месячных окладов на хозяйст- венное обзаведение выпускникам средних и высших педагогических учебных заве- дений в зависимости от формирования доходной части бюджета |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, Совет Федерации профсоюзов РБ |
10. | Выплата единовременного пособия работ- нику народного образования в размере месячного должностного оклада при вы- ходе его на пенсию |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, Совет Федерации профсоюзов РБ |
11. | Совершенствование системы поощрения педагогических кадров на основе еже- годного изучения материалов и опыта работы органов управления народным об- разованием |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, Совет Федерации профсоюзов РБ |
12. | Пересмотр нормативных документов по оплате труда преподавателей вузов и ссузов в общеобразовательных школах |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием |
13. | Создание необходимых условий для твор- ческой работы, быта и отдыха учителей и других работников образовательных учреждений |
2000-2003 гг. |
республиканский и территориаль- ные органы уп- равления образо- ванием, Совет Федерации профсоюзов РБ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 июня 2000 г. N 185 "О комплексной программе "Кадры системы образования Республики Башкортостан" на 2000-2003 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 февраля 2003 г. N 44