Оглавление
Введение
В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан обращаюсь с ежегодным Посланием к Государственному Собранию. В нашей стране происходят важные политические события, имеющие огромное значение для будущего республики. Сегодня необходимо объективно оценить сделанное, проанализировать итоги последнего десятилетия, ставшего поворотным в истории страны, выстроить долгосрочную стратегию нашего дальнейшего прогресса.
Опыт Башкортостана свидетельствует, что за истекшее десятилетие вместе с самостоятельностью регионы обрели ответственность за свою судьбу. Никогда, за всю нашу историю, так кардинально не обновлялись экономика и социальная сфера. Несмотря на все трудности, мы можем уверенно говорить, что люди каждодневно ощущают заметные перемены в своей жизни. Секрет успеха в том, что все мы почувствовали себя хозяевами нашей земли, ответственными за ее настоящее и будущее. Пройденный за эти годы путь не был простым. Мы двигались вперед в условиях затяжного кризиса и крайней нестабильности общественно-политической ситуации в стране. Республика осуществляла политику созидания, строя суверенное демократическое государство в составе России, проводя взвешенные экономические реформы, решая сложные социальные вопросы. Мы сознательно отказались от некоторых методов реформ. В результате удалось избежать наиболее разрушительных их проявлений, сохранить свой экономический потенциал и постепенно перейти к экономическому росту. Правильной оказалась и твердая линия сохранения важнейших социальных достижений, активного строительства дорог, школ, больниц, жилья, газификации и благоустройства населенных пунктов.
Этот год знаменует собой начало нового этапа в истории развития России и нашей республики. В современных условиях глобализации политических и социально-экономических процессов, изменения геополитических и геоэкономических реалий каждая страна, каждый регион должны стремиться соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к нам время. И от того, какие мы выберем ориентиры, насколько настойчиво и активно будем добиваться выполнения поставленных целей, участвовать во внутригосударственных и мировых процессах, во многом зависит будущее Башкортостана.
Задачи, которые мы призваны решать в этот период, и рассматриваются в Послании 2000 года Государственному Собранию Республики Башкортостан.
I. Объединить усилия власти и общества для продолжения
преобразований
Несомненно, текущий год - рубежный год нашего развития. Мы надеемся, что он будет ознаменован усилением роли и авторитета государственной власти и формированием основных направлений нашего развития в условиях дальнейшего обновления Российской Федерации.
В этом году исполняется десять лет со дня провозглашения Башкортостаном Декларации о государственном суверенитете. Этот документ во многом определил становление государственности республики, ее новую роль в составе Российской Федерации. Страна вступает в новый этап развития. Несмотря на все имеющиеся трудности, мы видим реальные перспективы динамичного роста экономики и повышения уровня жизни народа. Выборы Президента Российской Федерации продемонстрировали, что люди с пониманием относятся к изменениям политики государства в сторону усиления его роли в регулировании общественной жизни. Но они не хотят восстановления тоталитарного государства. Многие воспринимают действия федеральной власти как попытку навести порядок, прежде всего в самих структурах федеральной власти, сделать ее авторитетной и ответственной за все, что происходит в нашем обществе. Нас долго лихорадило от ошибок и просчетов, допущенных в ходе реформ. Недостаточный учет нужд и желаний наших граждан, попытки заменить опыт и культуру народа чуждыми ему зарубежными образцами обустройства общественной жизни нанесли серьезный вред россиянам. Сегодня есть уверенность, что федеральная власть совместно с регионами выработает верный политический курс. За это и голосовали наши избиратели. Президентом Российской Федерации В.В.Путиным сформулированы основные задачи внешней и внутренней политики на ближайшие годы. Они учитывают не только новые возможности улучшения жизни людей, но и возникшие проблемы. Президент подчеркивает, что ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета страны, опирающуюся на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ, и осуществляемую исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. Эта стратегия должна базироваться на принципах патриотизма, государственности и социальной солидарности.
Определяя новые задачи нашего развития, мы, несомненно, должны глубоко осмыслить те изменения, которые произошли и продолжают происходить в политическом устройстве страны. Ясно одно: и в центре, и в регионах мы должны постепенно находить ту оптимальную форму взаимодействия государственной власти и общества, которая отвечает сложившемуся в России жизненному укладу. Как не было и нет двух одинаковых государств, так нет и двух полностью идентичных демократий: каждая страна по-своему уникальна. Глубоко убежден, что главным критерием дальнейшего развития государственности России должен быть принцип стабильности и устойчивости развития. Это - общемировая тенденция. В соответствии с ней конкретные механизмы и формы реализации взаимоотношений государства и общества, центра и регионов, власти и граждан должны быть обязательно адаптированы к российской почве. Историческая практика показала, что попытки унификации территорий, форм организации политической и социальной жизни, национальных культур и традиций, как правило, терпят провал. И мы на своем примере видим, что именно опора на собственный опыт и потенциал позволила нам добиться устойчивого развития и сохранения стабильности в обществе.
Главной отличительной особенностью нашей деятельности за истекший период было и остается также стремление решать противоречия, возникающие во взаимоотношениях с федеральным центром, исключительно на договорной основе. Считаю, что эти принципы надо сохранить и в будущем. Именно поэтому мы отвергаем попытки некоторых политических сил так называемым революционным путем решать накопившиеся проблемы, подменить кропотливую работу по укреплению авторитета государственной власти интересами сиюминутной выгоды. Под лозунгом укрепления государственности таким путем разрушается общественное согласие, возникшее в результате создания современного типа демократических и федеративных отношений в России. Не позиция регионов, выступающих за эволюционное политическое развитие и учет интересов общества при проведении федеральной и региональной политики, улучшение условий жизни наших граждан, а попытки унитаризации России, восстановления командной системы взаимоотношений могут привести к расшатыванию устоев ее государственности. Позиция Президента Российской Федерации по этому вопросу позволяет надеяться, что такого варианта развития событий удастся избежать. Я согласен с его словами, что страна исчерпала свой лимит на политические и социально-экономические потрясения и катаклизмы. Только равнодушные, безразличные к судьбе нашего многострадального общества политические силы могут провоцировать очередную революцию. Под какими бы лозунгами - коммунистическими, национально-патриотическими или радикально-либеральными - она не развернулась, очередную крутую ломку общественной жизни страна не выдержит. Терпение и способность народа к выживанию, равно как и к созиданию, находятся на пределе.
В новых условиях по-прежнему актуальной остается та истина, что Россия сильна своими регионами. На федеральной власти лежит большая ответственность за судьбу страны в целом, а регионы решают повседневные вопросы жизнеобеспечения миллионов граждан. Централизация общественной жизни и унитаризм давно изжили себя, и поэтому в условиях динамичной экономики, процессов регионализации только повышение роли субъектов Федерации способно привести к успеху реформ, реальному повышению качества жизни наших граждан, устойчивому развитию общества. Мировой опыт, недавняя этническая трагедия в Косово показывают, что любые попытки повернуть объективный ход истории вспять обречены на неудачу. Расширение самостоятельности, укрепление правового статуса субъектов Федерации на договорных началах - единственно верное направление исторического прогресса.
В условиях России важным стабилизирующим фактором продолжают оставаться договорные отношения центра и регионов. В прошлом году мы торжественно отметили 5-летие Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, ставшего логическим продолжением процесса обновления федеративных отношений, юридически закрепившего опыт взаимодействия республики с федеральными органами. На его основе был заключен не один десяток соглашений, показавших свою жизненность. Сейчас политический климат в России быстро меняется. В этих условиях одной из основных задач органов государственной власти является разработка целостной концепции дальнейшего государственно-политического развития Башкортостана. В ней должны быть объективно отражены наши достижения за последние годы, четко определены важнейшие приоритеты дальнейшего развития. Этот документ должен стать основой для конкретных целевых программ по совершенствованию всех сторон государственной и общественной жизни.
В рамках этой работы нам необходимо внести изменения в нашу Конституцию и добиваться неукоснительной реализации ее основных принципов. Мы знаем, что формирование законодательства Башкортостана и России шло не всегда синхронно. Немало разночтений в федеральной и республиканской Конституциях. Нам предстоит преодолеть эти разногласия. Но это отнюдь не означает отказа от наших достижений. Согласование интересов Федерации и региона - процесс ответственный, здесь любое необдуманное решение способно привести не к разрешению противоречий, а к их обострению. Успех в этой ответственной работе зависит, прежде всего, от слаженности усилий органов государственной власти, обязанных защищать интересы республики и ее народа.
Говоря о согласовании республиканского и федерального законодательства, нельзя забывать о том, что подавляющее большинство законов республики были приняты раньше федеральных. Сама жизнь требовала скорейшего правового урегулирования многих сфер общественных отношений. Поэтому сегодня, когда говорят о противоречиях между федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, часто хотят представить виновниками российские регионы, прежде всего республики, хотя на деле причиной тому является зачастую неудовлетворительная, медленная работа российского парламента. Мы на протяжении многих лет создавали собственную систему законодательства. В нее вошли 16 кодексов и более 400 законов. И это не набор произвольных законов и других нормативных актов, а гармоничная, основанная на нашей Конституции, Договоре с Россией и последующих соглашениях, правовая система. Наша позиция - совершенствовать правовую сферу России, безусловно, нужно, но делать это надо вдумчиво и поэтапно. В позиции некоторых федеральных ведомств наблюдается формально-юридический подход в решении вопроса гармонизации федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. А к чему это приведет, будут ли в результате этого учитываться национальные, территориальные, социальные условия регионов, не нарушит ли это существующую стабильность в российской глубинке - это таких "новаторов" не волнует. Еще раз хочу подчеркнуть, что создание единого правового поля в Российской Федерации - это, образно говоря, дорога с двусторонним движением. Не только в регионах, но и на уровне Федерации необходимо обновлять законодательную базу, приводить ее в соответствие с реалиями времени при учете специфики регионов. И в этом процессе, убежден, наши депутаты должны занимать более активную позицию.
Многие разночтения возникли из-за разности подходов к правовому статусу субъектов Федерации, к их полномочиям, содержащимся в Федеративном договоре, Конституции Российской Федерации и двусторонних Договорах. Кроме того, необходимым условием согласования федерального законодательства и законодательства субъектов России является устранение коллизий в самой Конституции Российской Федерации, а также между Конституцией и федеральными законами. Без наведения порядка на этом уровне согласовать законодательство будет очень трудно.
В отстаивании наших конституционных завоеваний важная роль отводится Государственному Собранию - Курултаю. Он является высшим представительным и единственным законодательным органом республики. Именно Курултай олицетворяет самостоятельный статус Башкортостана, суверенитет его многонационального народа. Это накладывает на него большую ответственность, особенно сегодня, когда защита интересов республики, ее правового статуса выходит на передний план. Созданный механизм разрешения противоречий посредством парламентских процедур позволяет сохранять в обществе социально-политическую стабильность, не давая конфликтам приобрести форму открытого противостояния. В этом смысле в условиях нашей многонациональной республики Государственное Собрание играет исключительно важную роль. Эта роль особенно рельефно должна проявляться в рамках взаимодействия нашего парламента с Федеральным Собранием, Президентом и Правительством Российской Федерации. Являясь представителями многонационального народа Башкортостана, депутаты вправе активнее заявлять о своей позиции в отношении политики центра, предлагать приемлемые инициативы по реформированию федеративных отношений.
Сегодня все более становится очевидной консолидация федеральной власти вокруг нового Президента России В.Путина, пользующегося поддержкой большинства россиян. Уже первые его шаги придали динамизм не только политическому, но и законодательному процессу. Сейчас обсуждается целый ряд законодательных инициатив российского Президента по установлению единой вертикали власти, унификации законодательства, реформированию федеративной системы. Однако неоднозначное отношение к предлагаемым инициативам со стороны различных политических сил свидетельствует о том, что для достижения необходимого согласия потребуется немало усилий всех ветвей власти, центра и регионов. Эта ситуация накладывает на республиканские органы власти, в том числе и на законодателей, особую ответственность. Я согласен с нашими депутатами, что система законодательства каждой республики, каждого субъекта - составная, неразрывная часть законодательной системы России в целом. Поэтому надо вести речь о соотношении федерального законодательства и законодательства субъектов, определении сфер правового регулирования, относящихся к Федерации и к республикам. Я поддерживаю предложение о четком определении двух уровней предметов ведения: федерального и регионального. Тогда во многом исчезнет разброс мнений в толковании многих нормативных правовых актов, станет более ясной система взаимоотношений центра и субъектов Федерации, для последних откроется возможность полнее осуществлять правовое регулирование в пределах своей компетенции и с учетом региональной специфики. Поддерживая инициативы российского Президента, мы исходим из того, что федерализм - единственно возможная форма государственного устройства в условиях России. Несмотря на сложности становления, он доказал свою жизнеспособность.
В наших отношениях с федеральным центром за последние десять лет была найдена их оптимальная модель. Моя позиция как Президента Башкортостана состоит в том, что интересам обеих сторон отвечает закрепленный и подтвержденный жизнью принцип - Башкортостан развивается как демократическое правовое государство в составе федеративной России. Мы всегда поддерживали и поддержим все начинания центральной власти, которые будут способствовать возрастанию мощи России и ее регионов. Со своей стороны мы считаем, что повышение авторитета республики как внутри Российской Федерации, так и на международной арене, укрепление ее экономического потенциала, сохранение межнационального согласия, защита прав, свобод и безопасности наших граждан будут способствовать возрождению России как государства, занимающего лидирующие позиции на международной арене и вызывающего чувство гордости у всех его народов.
Результаты выборов в федеральные, республиканские и местные органы власти, референдумов показали, что проводимая нами политика пользуется весомой поддержкой населения Башкортостана, что она соответствует его интересам, направлена на защиту прав и свобод человека, способствует развитию нашего экономического потенциала, социальной сферы и сохранению культурной самобытности. Приоритеты дальнейшей социально-политической консолидации нашего общества должны основываться на:
реализации демократических, закрепленных в Конституции, Декларации о государственном суверенитете и договорах, принципов разделения полномочий между республикой и Российской Федерацией;
обеспечении прав и свобод граждан;
создании правового государства;
закреплении позитивных тенденций в развитии всех социально-политических и экономических процессов.
В предыдущих Посланиях особый акцент постоянно делался на ключевой роли Кабинета Министров республики в осуществлении социально-экономических преобразований. Хочу еще раз подчеркнуть, что Кабинет Министров является главным звеном исполнительной власти, которое несет ответственность за осуществление реформ. Правительство в последние годы проводило свою деятельность в обстановке политической и общественной стабильности. Поэтому многие его решения диктовались, прежде всего, логикой социально-экономической целесообразности, вытекающей из стратегии развития республики. В результате мы избежали многих ошибок, своевременно создали условия для экономического роста и продолжения экономических преобразований. Доверие и поддержка самостоятельной, инициативной работы Кабинета Министров становится, как показывает практика, надежным залогом эффективного государственного управления, решения базовых экономических задач. Кабинету Министров необходимо продолжить совершенствование механизмов государственного регулирования экономики. Содержание этой работы заключается не в подмене рыночных отношений государственным администрированием, а в целенаправленной корректировке отрицательных проявлений рынка. У нас накоплен опыт регулирования рынка, введения его в прогнозируемые рамки. Сегодня действуют 26 республиканских программ по различным направлениям развития экономики и усиления социальной защиты населения, имеющих принципиально важное значение для развития ключевых отраслей и обеспечения надежной защиты граждан от издержек рыночных реформ.
Важной задачей Кабинета Министров является работа по оптимизации государственных расходов. Следует укрепить финансовый контроль в системе исполнительной власти, повысить ответственность за незаконное и нецелевое использование государственных средств. Необходимо продолжать работу по совершенствованию механизмов взаимодействия Кабинета Министров с администрациями районов и городов. Надо самым внимательным образом рассматривать инициативы и предложения местных администраций в области развития территорий. Это тем более важно, что в последнее время усилия республиканских органов власти по устранению диспропорций в уровне социально-экономического развития районов, их государственная поддержка явно снизили у ряда местных руководителей стимулы к обеспечению их финансовой самодостаточности. Необходимо также добиваться разумного разграничения и законодательного закрепления не только бюджетных доходов, но и бюджетных полномочий между республиканским и местным уровнями власти.
В Башкортостане, согласно его Конституции, государственная власть осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Судебную власть республики представляют Конституционный Суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, местные суды. С принятием Закона Республики Башкортостан "О мировых судьях" в республике в настоящее время вводится также институт мировых судей. Однако нынешняя система судоустройства России фактически отстраняет республики от участия в формировании органов судебной власти. Это может сломать сложившийся баланс законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также деформировать существующий, но еще не устоявшийся в полной мере механизм судопроизводства. Кроме того, данная схема возрождает в худшем виде свойственную тоталитарному обществу модель судебной системы. Наша позиция в этом вопросе остается неизменной: в рамках достигнутых соглашений республика должна иметь право на создание собственной судебной системы, входящей в единую судебную систему России. В связи с началом нового этапа развития страны особую значимость приобретает деятельность Конституционного Суда республики, являющегося высшим судебным органом защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека. Он должен играть ключевую роль в законотворческой и правоприменительной практике в новых условиях, служить основой для формирующегося правового поля республики.
Достижение эффективности деятельности государства требует активной работы государственных институтов по укреплению законности и правопорядка. Необходимо жестко подавлять преступность и коррупцию, оперативнее принимать законы, обеспечивающие их профилактику. Основной задачей, стоящей перед правоохранительными органами, является защита прав и свобод граждан. Она может быть решена только при совместной работе этих органов и всех властных структур. Повышение эффективности деятельности МВД, прокуратуры и суда, усиление парламентского и судебного контроля над чиновниками, повышение правовой культуры граждан - вот основные направления деятельности по обеспечению основ защиты прав и безопасности личности.
Принцип разграничения полномочий предполагает деление публичной власти на государственную и местную. Органичное сочетание этих двух видов обеспечивает согласованное взаимодействие государственного управления и общественной инициативы в решении круга вопросов местного значения. Вместе с тем требует решения проблема законодательного обеспечения функционирования органов местного самоуправления, механизма формирования их финансово-экономической базы. Для этого необходимо законодательно определиться с источниками доходов и принципами формирования бюджетов разных уровней, ускорить принятие закона о финансовых основах местного самоуправления в Республике Башкортостан. Существующую систему местного самоуправления необходимо дополнить территориальным общественным самоуправлением, основанным на самоорганизации граждан по месту их жительства и способствующим воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества органов власти и населения.
Требует изменений и сложившееся административно-территориальное устройство, которое должно способствовать комплексному социально-экономическому развитию республики, созданию благоприятной среды и условий для проживания людей, удовлетворению материально-бытовых и национально-культурных потребностей граждан. Хотя в соответствии с действующим Законом "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан" многие районные центры подходят под статус городов районного значения, они все еще продолжают оставаться селами и поселками. Поэтому необходимо постепенно приводить статус этих населенных пунктов в соответствие с действующим законодательством.
Рост масштабов и сложности задач в области государственного строительства требует дальнейшего совершенствования системы работы с кадрами. В республике создана программа профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки государственных служащих, расширяется обучение специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях, в том числе по конкурентоспособным специальностям. При работе с кадрами мы исходим из того, что новый корпус государственных служащих должны составить не просто квалифицированные специалисты, а люди, обладающие широким кругозором, деловыми и высокими нравственными качествами. Надо приближать к практике учебные планы высших учебных заведений, где ведется обучение по специальности "государственное и муниципальное управление". Целесообразно, чтобы в дальнейшем учебно-производственная деятельность студентов строилась не на основе свободного соглашения между вузом и государственным органом, а носила плановый характер.
Сегодня впервые за годы преобразований мы можем говорить о переломном этапе развития демократических принципов государства. Решить эту задачу органы власти без надежного партнера в лице общества не могут. Поэтому поддержка процесса формирования и укрепления гражданских институтов, воспитание ответственности и самостоятельности - приоритетная задача власти. Гражданское общество у нас пока еще находится в зачаточном состоянии, причем процесс его формирования идет чрезвычайно трудно. Но власть может и обязана способствовать созданию условий, благоприятных для гражданской самоорганизации, установлению подлинно партнерских отношений с институтами гражданского общества - такими, как партии, профсоюзы, средства массовой информации, общественные организации.
Органам власти необходимо поднять на качественно новый уровень работу по изучению проблем населения и их практическому решению. Мы обязаны учитывать конструктивные предложения граждан для совершенствования своей дальнейшей деятельности на основе усиления связи с общественностью, проведения постоянного мониторинга общественного мнения, активизации работы со средствами массовой информации.
Политические партии и общественные организации - важнейшие механизмы представительства общественных интересов. Их количество в республике из года в год увеличивается. Однако влиятельным элементом политического процесса они еще не стали. Для этого надо усилить взаимодействие власти со структурами гражданского общества.
Одним из важнейших элементов системы взаимодействия власти и общества являются средства массовой информации, которые активно участвуют в обсуждении общественно-политических проблем. Государственным органам следует более тесно и плодотворно взаимодействовать со средствами массовой информации, более действенно реагировать на их выступления и решать общественные проблемы, поднимаемые ими.
Органы власти активно взаимодействуют с национально-культурными объединениями. В республике принят целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на решение задач национально-культурного развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина. Завершена работа над программой "Народы Башкортостана". Принята Государственная программа сохранения, изучения и развития языков народов Башкортостана. Готовятся программы по государственной поддержке и совершенствованию деятельности национальных гимназий и лицеев, а также по изучению, возрождению и развитию фольклора народов республики. Органам государственной власти, администрациям районов и городов необходимо и впредь проявлять больше инициативы и оказывать поддержку проведению мероприятий, направленных на развитие самодеятельного творчества, а также культурных акций, национальных праздников и конкурсов. Это будет сплачивать народы многонационального Башкортостана, содействовать их взаимопониманию и взаимообогащению культур. От этого в конечном итоге зависят межнациональное согласие, благополучие, мир и спокойствие в нашем общем доме.
Формирование демократического правового Башкортостана неразрывно связано с осуществлением комплекса мер по укреплению и развитию прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества. Существенный вклад в эти процессы должны внести и негосударственные формирования, прежде всего политические партии и общественные объединения. За прошедший год в Башкортостане были образованы региональные отделения общероссийских движений "Отечество", "Вся Россия", "Единство", которые смогли завоевать доверие граждан и показать высокие результаты на выборах в Государственную Думу Российской Федерации. Важным итогом избирательной кампании стало то, что наши граждане отдали свои голоса за кандидатов, обладающих большим профессиональным и жизненным опытом, болеющих за судьбу Башкортостана и России. Таким образом, начало нового этапа в развитии республики обусловлено многими факторами, среди которых основную роль играют политические, социально-экономические и международные реалии. Все это мы обязаны учесть при разработке новой стратегии развития Башкортостана.
II. Закрепить позитивные тенденции в развитии экономики
Мы завершаем переходный этап реформ. Несмотря на переживаемые трудности, республика имеет реальные перспективы обеспечения динамичного роста экономики и повышения уровня жизни народа. Нам удалось сохранить производственные мощности в ключевых отраслях. Созданы базовые институты многоукладной экономики, основные элементы рынков товаров, услуг, капитала и труда. С учетом специфики республики осуществлены мероприятия по приватизации, выработаны механизмы управления государственной собственностью. Сформирована устойчивая финансовая система, обеспечивающая удовлетворение потребностей государства и располагающая эффективным механизмом исполнения бюджетов.
Обнадеживают итоги развития экономики в 1999 году. Объем валового регионального продукта составил 102,7 млрд. рублей. Индекс физического объема в промышленном производстве составил 106,5 процента. Возросли налоговые поступления в бюджет и отчисления во внебюджетные фонды. Увеличилось количество прибыльно работающих предприятий. Таким образом, достигнута главная цель, обозначенная в прошлогоднем Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию, - возобновление экономического роста. В сельском хозяйстве, несмотря на неблагоприятные погодные условия, выращен и собран хороший урожай зерновых, сахарной свеклы и других культур, достаточный для создания необходимых запасов продовольствия и сырья.
На новом этапе социально-экономического развития перед республикой стоят не менее сложные задачи, решение которых должно обеспечить переход экономики Башкортостана к устойчивому экономическому росту и повышению на этой основе уровня жизни населения. Прежде всего предстоит решить важнейшие проблемы в сфере производства. Это - содействие дальнейшему сокращению количества убыточных предприятий, просроченной задолженности по обязательным платежам и заработной плате, повышению эффективности производства. Перечисленные проблемы характерны для предприятий сельского хозяйства, строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также для таких отраслей промышленности, как лесная, легкая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, промышленность строительных материалов.
Сегодня основным инструментом, направленным на реализацию этих целей, является среднесрочная программа структурной перестройки экономики, утвержденная в начале текущего года. Для закрепления позитивных тенденций, проявившихся в 1999 году, предстоит продолжить формирование и реализацию в республике промышленной политики, основанной на Законе Республики Башкортостан "О промышленной политике", "Концепции промышленной политики", на нормативных правовых актах, регламентирующих использование ее отдельных инструментов. Главными задачами здесь остаются поиск путей для создания благоприятных условий деятельности, правового и экономического стимулирования и государственной поддержки предприятий, обеспечивающих существенный рост производства, осваивающих прогрессивные технологии, выпуск наукоемкой, высокотехнологичной продукции, наращивающих экспортные поставки и активно привлекающих отечественные и зарубежные инвестиции для развития и обновления производств.
Учитывая ведущую роль топливно-энергетического комплекса в экономике, приоритетной задачей является повышение надежности и эффективности его функционирования. Для этого предстоит найти оптимальное решение таких проблем, как:
- поиск дополнительных источников привлечения инвестиций;
- распределение ресурсов между предприятиями, стабилизация добычи нефти в республике и освоение новых месторождений в других регионах;
- повышение загрузки мощностей нефтепереработки и нефтехимии за счет привлечения давальческого сырья и создания стратегических союзов с нефтедобывающими компаниями, имеющими дефицит перерабатывающих мощностей.
В области энергетики приоритетными задачами должны стать:
- решение проблемы неплатежей;
- реализация программы энергосбережения;
- внедрение альтернативных источников получения электроэнергии.
Важным направлением реформирования энергетики является создание эффективного механизма регулирования цен на электро- и теплоэнергию, совершенствование деятельности республиканской энергетической комиссии.
Для развития металлургического комплекса целесообразно предусмотреть ряд мероприятий по реконструкции Белорецкого комбината и развитию рудной базы предприятий цветной металлургии. В целях привлечения инвесторов надо обратить особое внимание на оптимизацию структуры собственности на предприятиях отрасли, в том числе путем продажи государственных пакетов акций.
Для обеспечения развития машиностроения следует разработать комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей различных отраслей экономики в прогрессивных видах оборудования, машин, приспособлений, средств автоматики и приборов. В целях повышения уровня технической оснащенности сельскохозяйственного производства и более полного использования потенциала машиностроительных предприятий республики большое внимание должно быть уделено проведению работ по созданию системы производства, ремонта и сервисного обслуживания техники для села. Важнейшие задачи развития машиностроения - увеличение выпуска высокотехнологичной и наукоемкой продукции, масштабная реструктуризация имущественного комплекса, вывод неэффективных мощностей и техническое перевооружение действующих производств в целях выпуска конкурентоспособной продукции.
Программа развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности должна охватить мероприятия по совершенствованию деятельности лесопромышленных предприятий, упорядочению финансовых потоков, улучшению снабжения их сырьем, созданию дилерской сети по продвижению продукции в другие регионы, активизацию работы малых лесопильных производств, приближенных к сырьевой базе и потребителям. Надо обратить особое внимание на перепрофилирование нерентабельных, убыточных и бесперспективных предприятий. Государственную поддержку целесообразно осуществлять преимущественно с целью создания межсезонных запасов древесины.
Для развития легкой промышленности важно оказание содействия предприятиям в продвижении их продукции на внешние рынки, помощи в решении вопросов поставок сырья. Особой заботы органов власти всех уровней требуют вопросы сохранения, возрождения и развития народно-художественных промыслов.
Преобразования в строительной сфере должны найти отражение в программе реформирования и структурной перестройки отрасли, предусматривающей совершенствование ее организационно-производственной структуры, финансовое оздоровление, обеспечение более высокого качества работ и услуг.
В республике постепенно создаются реальные предпосылки для эффективного использования потенциала агропромышленного комплекса. Разумные преобразования и государственная поддержка этой сферы позволили обеспечить рост валовой продукции сельского хозяйства. По общему объему производства сельскохозяйственной продукции Башкортостан вышел на второе место в Российской Федерации. Вместе с тем темпы и качество изменений в аграрном секторе нас пока не удовлетворяют. Основной путь его развития - интенсификация производства и прогрессивные изменения в структуре землепользования. Кабинету Министров предстоит завершить формирование сети машинно-технологических станций, обеспечивающих удовлетворение потребностей сельскохозяйственных предприятий в современной высокопроизводительной технике, предоставляемой преимущественно на лизинговой основе. Для более эффективного проведения реструктуризации этой отрасли следует организовать систему мониторинга состояния сельскохозяйственной техники и поиск рациональных вариантов обеспечения нужд сельских товаропроизводителей в оборудовании, минеральных удобрениях. Есть проблемы, которые требуют немедленного решения. Продолжает сокращаться объем производства животноводческой продукции, исчезают производства, основывающиеся на интенсивных технологиях. В этих условиях предметом особой заботы Министерства сельского хозяйства и продовольствия должно стать целенаправленное решение проблем животноводства преимущественно на основе рыночных инструментов. Актуальной становится также задача приведения форм деятельности коллективных хозяйств в соответствие с рыночными условиями.
При решении этих проблем надо учитывать, что село является сложной социально-экономической системой, которая, кроме производственных, выполняет экологические, рекреационные, социокультурные и другие функции. Одной из причин медленного реформирования агропромышленного комплекса является отсутствие притока молодых энергичных, грамотных, исповедующих новые - рыночные идеи специалистов в сельское хозяйство. Поэтому первостепенной задачей должна стать активная кадровая политика, стимулирующая их закрепление на селе. В целях решения указанных задач Кабинету Министров необходимо ускорить разработку программы реформирования агропромышленного комплекса, нацеленной на рост товарности и повышение эффективности сельскохозяйственных и обслуживающих предприятий.
Сложившаяся структура хозяйственного комплекса республики с преобладанием природоэксплуатирующих производств определяет необходимость принятия комплекса мер по сохранению окружающей среды, по своевременному ее воспроизводству. В настоящее время возросло значение лесов как фактора стабилизации экологической обстановки. В связи с этим республика нуждается в более эффективном управлении лесным фондом, осуществлении мер по улучшению породного и возрастного составов лесных насаждений. В целях улучшения использования лесного фонда надо расширять практику арендных отношений между его распорядителями и пользователями, продолжить реализацию государственных целевых программ, направленных на сохранение и воспроизводство лесов, обеспечение потребностей в лесной продукции.
Принятие новой редакции Кодекса Республики Башкортостан о недрах требует обновления нормативной правовой базы недропользования. В связи с чем необходимо принятие законов "О соглашениях о разделе продукции", "О концессиях". Кабинету Министров нужно завершить в текущем году работу по составлению государственной программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Для эффективного включения земли в экономический оборот важным представляется совершенствование и развитие законодательной базы земельных отношений, создание механизма передачи земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, а также определение порядка управления государственными и муниципальными землями, усиление государственного контроля за их использованием и охраной.
Организация внутренней торговли остается одним из важнейших направлений государственной политики. Современный потребительский рынок отличается высокой товарной насыщенностью. Практически отсутствует товарный дефицит. Вместе с тем в развитии торговой инфраструктуры еще имеются диспропорции. Совершенствование данной сферы связано с внедрением современных форм продажи товаров, дальнейшей универсализацией продовольственной торговли, созданием специализированных непродовольственных магазинов. Непосредственными организаторами, координаторами и исполнителями функций регулирования торговли должны стать органы местной власти. Качество и безопасность товаров и услуг на потребительском рынке должны быть обеспечены путем введения обязательной сертификации услуг розничной торговли и общественного питания.
В условиях снижения покупательной способности сельского населения необходимо активизировать роль потребительской кооперации. Жизнь ставит задачу восстановления подсобных хозяйств в сети потребительской кооперации как одного из источников повышения продовольственных ресурсов, организации системы заготовок сельскохозяйственной продукции в личных подворьях.
Требуются меры по улучшению государственного контроля за деятельностью монополий и регулирования их тарифной и ценовой политики. Проведение целенаправленной антимонопольной и конкурентной политики должно стать одним из приоритетных направлений деятельности Кабинета Министров.
В реализации потенциала республики немаловажное значение имеет развитие малого предпринимательства. Главной целью государственной поддержки предпринимательства является наращивание его доли в общем объеме производства товаров и услуг. Администрациям районов и городов совместно с Фондом развития предпринимательства, Ассоциацией организаций предпринимательства, их структурами на местах необходимо принять действенные меры по достижению поставленной цели.
Важнейшим индикатором состояния экономики остаются ее государственные и муниципальные финансы. Принятие Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации, других федеральных законов обуславливает необходимость обновления собственных нормативных правовых актов, существенного изменения основных принципов государственной бюджетной политики. Необходимо использовать все возможности для увеличения доходов за счет расширения налогооблагаемой базы, значительного сокращения количества предоставляемых льгот и повышения собираемости налогов. Кабинету Министров предстоит принять неотложные меры, направленные на сокращение недоимки по налогам и сборам в бюджеты всех уровней. Остается актуальной задача совершенствования бюджетных технологий для максимального сокращения различного вида зачетов как на республиканском, так и на местном уровнях. Кабинету Министров до конца года необходимо провести инвентаризацию невыполненных взаимных обязательств республиканского бюджета и налогоплательщиков, определить механизм ликвидации таких долгов. Требуется разработка нормативных правовых актов, регулирующих предоставление налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых и инвестиционных кредитов по обязательным платежам в бюджетную систему республики. Объективным основанием принятия решения об изменении срока уплаты налогов и сборов может быть только сезонный характер производства. В целях создания механизма пополнения оборотных средств таким предприятиям необходимо предусмотреть выделение бюджетных ссуд на создание межсезонных производственных запасов.
Важной задачей финансовой политики является увеличение бюджетных доходов от имущества, находящегося в собственности государства. Следует создать и вести реестр объектов государственной и муниципальной собственности. Необходимо впредь увеличивать масштабы рыночной оценки объектов недвижимости. На базе статистики регулярно проводить мониторинг и сравнительный анализ эффективности различных форм собственности.
С целью значительного улучшения использования ресурсов следует более эффективно распределять финансовые средства между различными уровнями бюджетной системы. Для этого необходимо четко определить приоритеты в экономической и социальной политике, ввести систему минимальных социальных стандартов. Должна быть обеспечена реалистичность заложенных на финансовый год объемов бюджетных поступлений по каждому району, городу и в целом по бюджетной системе республики. Это во многом зависит от правильной оценки экономического и налогового потенциала территорий. Определяя стандарты бюджетной обеспеченности, применяя меры по более прозрачному распределению имеющихся ресурсов, нужно добиваться расширения полномочий органов местной власти в финансовой и экономической сферах.
Одним из главных ориентиров бюджетной политики является финансовая самодостаточность районов и городов. Эта цель будет достигаться путем повышения заинтересованности органов местной власти в увеличении собственных доходов, формирования нормативной базы для обоснования бюджетных расходов. Мероприятия по повышению доходов местных бюджетов должны опираться на планы реформирования и реструктуризации предприятий районов и городов. Совершенствование бюджетного процесса в республике предполагает в первую очередь укрепление финансового контроля в системе исполнительной власти. Здесь важную роль будет играть система казначейского исполнения бюджета. Структурные преобразования в бюджетной сфере должны сопровождаться рационализацией расходов. Кабинету Министров предстоит пересмотреть действующий механизм предоставления финансовой помощи, особенно дотаций и компенсаций товаропроизводителям, предусмотрев их своевременный возврат.
Для обеспечения роста экономики республики важно дальнейшее развитие страхового рынка. Имеющиеся у нас страховые компании обладают еще низкими потенциальными возможностями по возмещению крупных рисков. Это обусловлено недостаточными размерами их уставных капиталов, отсутствием достаточных страховых резервов и слаборазвитой страховой инфраструктурой. Кабинету Министров следует разработать меры, способствующие расширению перечня видов страхования, созданию перестраховочного механизма и механизма страхования риска невозврата заемных средств, в том числе полученных в рамках зарубежных межбанковских кредитов и лизингового финансирования.
Эффективная структурная перестройка экономики невозможна без дальнейшего совершенствования денежно-кредитной системы республики. В целях повышения устойчивости банковской системы, оптимизации ее территориальной сети, повышения качества и снижения стоимости оказываемых услуг, необходимо осуществить управляемую реструктуризацию банковской сферы. Республиканская программа ее развития должна включать в себя мероприятия по укреплению сети системообразующих банков, оптимизации сети филиалов банков, повышению качества расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц, реструктуризации кредитного портфеля по срокам кредитования, формам собственности, отраслям экономики и способам обеспечения выданных ссуд, внедрению в банковскую практику новых форм обслуживания, повышению качества экономического и юридического консультирования хозяйствующих субъектов. Укрепление платежного оборота неразрывно связано с наведением порядка в валютных операциях, повышением эффективности контроля за полным и своевременным возвратом валютной выручки. Важно решить проблему обеспечения непрерывности расчетов и повышения устойчивости платежной системы. В этих целях следует увеличить объемы банковского оборота денежных средств и долю инкассируемой налично-денежной выручки. Кабинету Министров предстоит разработать меры по упрощению процедуры взаимозачетов между предприятиями, в том числе предусмотрев создание клиринговой системы. Целесообразно внедрить порядок контроля за обслуживанием счетов бюджетов всех уровней, надежным прохождением обязательных платежей через банковскую сеть.
Переход к устойчивому экономическому росту невозможен без создания условий для роста инвестиций в производство. Действенным инструментом государственной инвестиционной политики должен стать Бюджет развития Республики Башкортостан. Его необходимо предусмотреть уже при разработке бюджетного Послания на 2001 год. В целях привлечения частных инвестиций в реальный сектор экономики государство должно принять меры по формированию рынка эффективных инвестиционных проектов. Для привлечения средств населения следует создать систему гарантий надежности этих вложений под перспективные проекты.
Современный этап развития экономики требует принятия комплекса мероприятий, связанных с инновационной и научно-технической деятельностью. Немаловажным является внедрение в практику государственных заказов на научные исследования и научно-технические разработки, соответствующие приоритетам социально-экономического развития республики. Для активного внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ нужна программа формирования республиканской инновационной системы.
Важной задачей является формирование и функционирование системы управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности, создание государственного земельного кадастра, механизма ипотечного кредитования. Ее решению должно способствовать создание Единой государственной информационной системы по недвижимому имуществу. В целях эффективного включения имущества в экономический оборот следует продолжить работу над формированием целостной системы нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере.
Актуальной становится проблема стимулирования активности предприятий на рынке ценных бумаг. Результаты работы многих республиканских организаций делают их привлекательными для потенциальных инвесторов. Это требует внедрения системы мониторинга предприятий с целью раскрытия информации о финансовом состоянии эмитентов ценных бумаг, стимулирования их активности.
Наметившиеся позитивные тенденции в области внешнеэкономической деятельности требуют расширения установившихся контактов, повышения эффективности экспорта, совершенствования его структуры. Следует более последовательно добиваться либерализации внешнеэкономической деятельности на основе активной организационной работы по созданию совместных предприятий, торговых домов и филиалов республиканских предприятий, совершенствованию выставочно-ярмарочной деятельности, размещению информации о производимых товарах и оказываемых услугах в ведущих российских и зарубежных изданиях, формированию специализированной базы данных в этой области. Первостепенной задачей остается дальнейшее повышение координирующей роли Министерства внешних связей и торговли в организации и осуществлении деятельности республики на международной арене, определении приоритетных направлений экономического сотрудничества.
Назрела необходимость внесения определенных корректив в региональную экономическую политику. Важным моментом в этой области является разработка комплексных программ социально-экономического развития районов и городов, включающих мероприятия по развитию реального сектора экономики, росту налогового потенциала, эффективному использованию местных ресурсов. Для этого следует выявить проблемы, тенденции и приоритеты социально-экономического развития территорий, разработать мероприятия по активизации использования промышленного потенциала и повышению инвестиционной привлекательности.
Дальнейший рост экономики невозможен без расширения и совершенствования ее нормативно-правовой основы. Кабинету Министров необходимо своевременно обеспечивать формирование законодательной системы, соответствующей потребностям времени. Сегодня республика должна и может рассчитывать прежде всего на собственные силы и резервы, политическую волю руководства и стремление народа упорно трудиться. Только при этих условиях можно улучшить уровень и качество жизни всех слоев населения, обеспечить поступательное движение Башкортостана по пути реформ и общественного развития.
III. Развитие образования и науки - основа будущего
Башкортостана
Одной из важнейших предпосылок социально-экономического и культурно-духовного прогресса Башкортостана является развитие его системы образования. Сегодня в стране разработаны основные концептуальные документы, определяющие главные направления ее дальнейшего развития. С учетом этой стратегии нам необходимо создать долгосрочную республиканскую программу развития образования до 2010 года. Приоритетное внимание при этом должно уделяться школе. Предполагаемый переход к 12-летнему обучению не означает механическое прибавление еще одного года. Это прежде всего обновление содержания образования и технологии обучения. Переход к новой структуре в системе среднего образования, которая будет проходить апробацию в нашей республике, потребует формирования научных, программно-методических основ ее реализации.
Нуждается в существенных изменениях и система подготовки педагогических кадров. В последнее время здесь происходят прогрессивные количественные и качественные изменения. За 10 лет численность учителей возросла почти на 30 процентов, 73 процента из них имеют высшее образование. Количество специальностей в педагогических училищах и колледжах увеличилось в 2 раза, введены новые специальности в вузах. Однако проблема обеспеченности кадрами все еще сохраняет свою актуальность. Во многих школах ощущается дефицит учителей по отдельным дисциплинам, не хватает также психологов и социальных работников. Хотя ежегодно значительная часть педагогов повышает свою квалификацию и проходит переподготовку, система их переобучения не в полной мере соответствует современным требованиям. В связи с переходом на государственные образовательные стандарты, активным внедрением инновационных педагогических технологий происходят позитивные изменения в содержании общего образования. Обучение становится все более вариативным, усиливается внимание к его развивающей функции, расширяется спектр образовательных услуг. Однако новаторство и инновации в школе допустимы при наличии определенных условий, когда имеется достаточная квалификация у педагогов и соответствующая материальная база. За всем этим необходим строгий контроль со стороны Министерства народного образования.
Особое место среди образовательных учреждений занимает сельская школа. Здесь значительно усилилось внимание к содержанию и качеству обучения, создаются региональные опорные комплексы, налаживается работа по переподготовке и повышению квалификации учителей, осуществляется целевой прием в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования в соответствии с потребностями регионов в педагогических кадрах. Для решения проблемы малокомплектных школ принята программа "Школьный автобус".
Требует дальнейшего улучшения материально-техническая база учебных заведений. В республике только в прошлом году построено 30 школ на 5175 ученических мест и 7 детских садов на 360 мест. Доля средств, выделяемых из бюджета на цели образования, ежегодно увеличивается. В этом году будет израсходовано в 1,7 раза больше финансовых ресурсов, чем в прошлом году. В соответствии с республиканской программой строительства школ взамен аварийных до 2005 года планируется сдать в эксплуатацию новые здания 163 образовательных учреждений. Для этого из республиканского бюджета будет выделено 1,19 млрд. рублей.
Важную роль в системе образования играет национальное образование. За последние 9 лет число школьников, изучающих башкирский язык, возросло в 4,6, татарский - более чем в 2,8, чувашский - в 1,6 раза. Ежегодно увеличивается численность учителей и количество кабинетов родных языков. Благодаря реализации республиканской целевой программы улучшается учебно-методическое обеспечение национального образования. Считаю важным и дальше продолжать работу по созданию необходимых условий для качественного преподавания родного языка, воспитания детей на основе традиций и культуры нашего многонационального народа. В этой связи, в первую очередь, следует активизировать процесс реализации Закона "О языках народов Республики Башкортостан" и соответствующей республиканской программы.
Отличительной особенностью отечественного образования является его неразрывная связь с воспитанием. Заботясь о судьбе подрастающих поколений, мы должны дать им высокие морально-нравственные ориентиры, прочную духовную опору. Важнейшим компонентом школьного обучения должно быть трудовое воспитание. Ведь в конечном итоге именно труд способствует активному формированию полноценной личности, раскрывает физические и творческие возможности человека, делает его в самом прямом смысле слова хозяином на своей земле. В последние годы существенно изменились условия жизни подрастающего поколения. Распад сложившихся нравственно-этических норм и традиций приводит к резкому снижению воспитательного воздействия семьи. Растет беспризорность детей. Увеличивается число необучающихся и неработающих подростков. Наблюдается тенденция роста детской преступности. Поэтому сегодня, как никогда, нам нужна эффективная государственная политика в сфере воспитания. Ее основой должна стать долгосрочная республиканская программа формирования гражданина нового Башкортостана. Являясь продолжением программы развития воспитания в системе образования России, она должна быть ориентирована на повышение общевоспитательной роли образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитательного процесса. Опережающими темпами следует развивать систему дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности, усилив их воспитательные функции.
В последние годы в республике повышается престиж профессионального образования. Мы располагаем одной из крупнейших в Российской Федерации сетью учебных заведений начального профессионального образования. Из года в год увеличивается количество высших и средних специальных учебных заведений. В прошлом году открыты Учалинский факультет Башкирского государственного университета, Туймазинское представительство Уфимского государственного авиационного технического университета, создаются филиалы вузов в Мелеузе, Белебее, Нефтекамске. Важное значение на современном этапе приобретают инновационные образовательные учреждения, включающие учебные заведения разных ступеней. Поэтому в республике опережающее развитие должны получить вузовские комплексы, объединяющие учреждения высшего, среднего, а в ряде случаев и начального профессионального образования. Необходимо сформировать государственный и муниципальный заказ на подготовку кадров в инновационных образовательных учреждениях, а также развивать подготовку управленческих и педагогических кадров для таких учебных заведений.
Особое внимание следует уделять работе с одаренными детьми и молодежью. В этом плане необходимо более тесное сотрудничество Министерства народного образования и Государственного комитета по науке, высшему и среднему профессиональному образованию. Говоря об этом, мы подразумеваем, что только совместными усилиями школы и вуза возможно решить проблемы качественной подготовки выпускников средней школы. Поэтому необходимо более широко применять практику договоров между школами и вузами, в соответствии с которыми вузовские преподаватели проводят занятия, оказывают помощь общеобразовательным учреждениям в методической работе. Для этих целей следует создать координационный совет по вопросам образования при Кабинете Министров.
Несмотря на то, что мы многое делаем для укрепления материально-технической базы учреждений профессионального образования, из-за недостаточного федерального финансирования они практически не имеют возможностей для обновления лабораторного оборудования, повышения квалификации преподавателей. Практически не пополняются библиотечные фонды. Сокращаются объемы учебно-производственной практики студентов, что не может не сказываться на уровне их профессиональной подготовки. Учитывая все это, правительство республики в текущем году на строительство 15 объектов высших и средних специальных учебных заведений федерального подчинения планирует выделить капитальные вложения в объеме 126 млн. рублей, что в 40 раз превышает объем средств, направляемых на эти цели из федерального бюджета. Однако и самим учреждениям образования необходимо активнее зарабатывать средства за счет предоставления дополнительных образовательных услуг, организации научной и производственной деятельности.
Проводимая государством в последнее время политика постоянного расширения возможностей получения молодежью высшего и среднего профессионального образования ставит во главу угла вопрос трудоустройства выпускников учебных заведений. В этих целях необходимо создать республиканскую систему мониторинга и прогнозирования изменения спроса на кадры различного профиля на рынке труда. Для решения проблемы трудоустройства выпускников вузов в сельской местности необходимо активнее использовать контрактную систему подготовки специалистов для села, в первую очередь, врачей и специалистов для аграрной сферы. Считаю необходимым также создание Ассоциации вузов республики с целью объединения их усилий по решению указанных проблем.
Одним из важнейших ресурсов наращивания социально-экономического и интеллектуального потенциала общества является наука. Несмотря на экономические трудности, ежегодно увеличиваются ассигнования на ее развитие. В текущем году на эти цели предусмотрено средств на 18 процентов больше, чем в прошлом году. Государственная поддержка научных организаций позволила нам сохранить ведущие научные школы, их кадровый потенциал, проводить фундаментальные и прикладные исследования. Вместе с тем для решения сложных социально-экономических задач, стоящих перед республикой, необходим переход к научно-инновационной политике, которая должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей реального сектора экономики. Важнейшим шагом на пути формирования развитой инфраструктуры инновационной деятельности могло бы стать создание специального инновационного агентства по изучению рыночного спроса на новые разработки, консультированию по вопросам развития наукоемкого бизнеса.
Сегодня по количеству ученых Башкортостан занимает одно из ведущих мест в России. Это положительный фактор развития науки. Однако, как показывает практика, научные исследования, диссертационные работы ученых пока еще слабо ориентированы на реальные нужды развития экономики, решение неотложных социальных проблем. Усиление практической направленности науки - важнейший резерв роста производственного потенциала республики. Приоритетное развитие науки и образования, интеграция научного, образовательного и производственно-хозяйственного потенциала республики должны стать решающими факторами социально-экономического и духовно-культурного обновления Башкортостана, повышения его конкурентоспособности на мировом рынке.
IV. Полное раскрытие человеческого потенциала - главная
цель социальной политики
Динамичный рост экономики, ее глубокая структурная, институциональная и технологическая модернизация выступают основой социального прогресса. В сфере социальных преобразований ключевыми направлениями нашей деятельности должны стать создание экономических условий, позволяющих трудоспособной части населения самостоятельно обеспечивать приемлемый уровень доходов и потребления, доступность общественно необходимого объема и качества медицинских и бытовых услуг, адресная защита тех его групп, которые нуждаются в государственной поддержке.
В прошедшем году в области социальной защиты предпринимались значительные усилия для предотвращения снижения уровня жизни граждан Республики Башкортостан. В рамках Программы социальной поддержки населения, предусматривающей комплекс мер по защите малоимущих граждан, в 1999 году на выплату социальных пособий было направлено более 112 млн. рублей, что почти в два раза превышает соответствующую сумму, предусмотренную в бюджете Республики Башкортостан. В целом расходы на реализацию этой Программы за счет всех источников финансирования составили более 3,6 млрд. рублей. В дальнейшем нужно активизировать работу по адресной социальной поддержке населения. Этот принцип остается неизменным - государственную помощь должны получать преимущественно нетрудоспособные граждане.
Прошедший год еще раз подтвердил правильность нашего курса, направленного на первоочередное решение актуальных проблем детства. Зримым его результатом является ликвидация задолженности по выплате ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, составлявшей на начало 1999 года более 540 млн. рублей. В целях оказания материальной помощи многодетным семьям из республиканского бюджета выделено 15,5 млн. рублей для приобретения учащимся школьно-письменных принадлежностей и школьной формы. Улучшена организация летнего оздоровительного отдыха детей и подростков. На эти цели направлено 52,5 млн. рублей, что дало возможность организовать отдых 324 тыс. школьников. Главным же итогом Года ребенка явилось усиление внимания к этой сфере не только государственных структур, но и общественности. В ходе проведения республиканской благотворительной акции по материальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домам ребенка, детским домам, школам-интернатам, детским санаториям, приютам оказана материальная помощь на сумму более 18 млн. рублей.
Руководителям министерств и ведомств, органам местной власти необходимо и в дальнейшем уделять проблемам детства постоянное внимание, прежде всего детям-инвалидам, детям из многодетных и неполных семей, детям безработных родителей. Следует активизировать работу по развитию институтов приемной и патронажной семьи, попечительства и опекунства над детьми-сиротами. Нужно усилить внимание к вопросам их трудоустройства и обеспечения жильем. В связи с обострением в последние годы проблемы социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних целесообразно создать во всех городах и районных центрах приюты.
Особого внимания требует проблема здоровья подрастающего поколения. Решение этой проблемы является задачей не только системы здравоохранения, но и школы и семьи. Мы даем детям знания в различных областях, однако не обучаем не менее важному - быть здоровыми. Органы государственной власти должны настойчиво добиваться реализации Президентской программы "Дети Республики Башкортостан", республиканской целевой программы "Охрана здоровья детей и подростков в Республике Башкортостан" и иных программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства.
В связи с объявлением 2000 года Годом молодежи на повестку дня встают и вопросы социальной адаптации молодого поколения, реализации Президентской программы "Молодежь Башкортостана". Важнейшей задачей текущего года является разработка новых подходов в области молодежной политики. Главное внимание необходимо сосредоточить на целенаправленном формировании у молодых людей гражданских качеств, освоении социокультурного опыта предыдущих поколений. Юноши и девушки должны быть ориентированы не на иждивенчество, а прежде всего на возможности самореализации, активного участия в осуществляемых преобразованиях. В этой связи особое внимание следует уделять проблеме занятости. Одной из первоочередных задач должно стать создание республиканского центра содействия трудовой занятости молодежи и его филиалов в районах и городах, а также поддержка трудовых инициатив молодых людей, в том числе в области малого и среднего бизнеса. В Год молодежи необходимо активизировать работу по дальнейшему совершенствованию законодательной базы, обеспечивающей благоприятные условия для полноценной жизнедеятельности юношей и девушек и, в первую очередь, молодых семей и специалистов.
Общероссийская тенденция уменьшения численности населения впервые коснулась и нас. Миграционный потенциал пополнения исчерпан. В условиях ухудшения демографической ситуации нужна продуманная система стимулирования рождаемости, повышения продолжительности жизни. Кабинету Министров надо взять под особый контроль разработку государственной долгосрочной программы демографической политики в Республике Башкортостан.
В текущем году наша страна отметила 55-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Мы в неоплатном долгу перед ветеранами, которые отстояли свободу и независимость нашей Родины, своим героическим трудом подняли из руин города и села. Надо не только помнить об этом, но и делать все от нас зависящее для создания достойных условий их жизни.
Башкортостан одним из первых среди регионов Российской Федерации погасил задолженность по выплате пенсий. В соответствии с Законом Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" предоставляются льготы и выплачиваются компенсации 760 тыс. ветеранов войны и труда, в том числе более 40 тыс. инвалидов и участников войны. За 1999 год в республике оказана помощь ветеранам на сумму более 472 млн. рублей.
Необходимо добиваться дальнейшего повышения уровня социальной защищенности пожилых людей, в том числе значительного увеличения объемов предоставляемых им льгот в оплате лекарственных препаратов. Это нам под силу, так как расходы на льготное лекарственное обеспечение ветеранов в бюджете 2000 года по сравнению с предыдущим годом значительно увеличены.
Важнейшим направлением нашей деятельности является активизация работы по развитию сети стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов. Надо рассмотреть возможность перепрофилирования неработающих профилакториев. Заслуживает внимания опыт создания социальных домов для постоянного проживания пенсионеров и инвалидов с предоставлением им дополнительных социальных гарантий при передаче принадлежащего им жилья в муниципальную собственность.
Наряду с принятием мер по укреплению государственной пенсионной системы, правительству надо изучить накопленный другими регионами опыт развития негосударственных форм пенсионного обеспечения населения, в том числе профессиональных пенсионных систем отдельных организаций и отраслей экономики. Однако в этом вопросе необходимо придерживаться очень взвешенной, продуманной позиции.
Очевидно, назрела потребность в разработке комплексной программы социальной поддержки инвалидов. Нужно создать им соответствующие условия для применения знаний и опыта, расширять практику формирования государственного заказа для предприятий, использующих труд инвалидов, оказать реальную поддержку их общественным объединениям и инициативам. В целях совершенствования государственной политики в сфере реабилитации инвалидов считаю необходимым организационно усилить это направление работы Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Продолжается работа по совершенствованию механизмов регулирования социально-трудовых отношений. Особое место при этом отводится Генеральному соглашению между Кабинетом Министров, объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов. Наш опыт показывает, что в рамках социального партнерства удается решать многие наболевшие вопросы. О конструктивности этой формы взаимодействия свидетельствует то обстоятельство, что в прошедшем году не зарегистрировано ни одного факта коллективного трудового спора в форме забастовки или длительной остановки работы.
В то же время систему социального партнерства пока нельзя назвать совершенной. В частности, остаются невыполненными обязательства многих работодателей по своевременной выплате заработной платы своим работникам. Правительству республики надо обеспечить действенный контроль за выполнением установленного порядка регулирования оплаты труда на государственных и муниципальных предприятиях, принять меры по ликвидации задолженности по оплате труда. В целом же надо отметить, что в результате комплекса мер организационного и финансового характера размер задолженности по заработной плате существенно уменьшился. Вовремя получают оплату за свой труд учителя и другие работники бюджетной сферы. В целях усиления социальной защищенности работников бюджетной сферы в Республике Башкортостан с 1 марта 1999 года тарифные ставки были повышены в 1,5 раза. При этом, в отличие от большинства других субъектов России, в республике были сохранены компенсационные выплаты. Однако очевидно, что сегодняшний уровень заработной платы некоторых категорий бюджетников не обеспечивает достойную жизнь. В связи с этим Кабинету Министров надо и в дальнейшем изыскивать возможности повышения уровня оплаты труда работников образования, культуры, здравоохранения.
В результате стабилизации экономического положения предприятий наметился ряд позитивных сдвигов в сфере занятости населения. По сравнению с началом прошлого года численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась более чем на 33 тыс. человек, а число обращений неработающих граждан в службы занятости уменьшилось почти в два раза. Сократились размеры неполной занятости, снизились темпы высвобождения работников, увеличились масштабы общественных работ. Однако по-прежнему актуальной остается проблема так называемой скрытой безработицы.
Система социально-трудовых отношений в условиях перехода к рыночной экономике требует постоянного внимания и ответственных решений, поскольку речь идет о главном - о правах и интересах граждан. Стабилизация и повышение уровня жизни населения, сокращение показателей бедности и уровня дифференциации доходов, обеспечение необходимых социальных гарантий каждому гражданину - вот стратегические задачи, от решения которых зависит благополучие людей. Эту работу следует вести в рамках республиканской среднесрочной программы совершенствования системы трудовых отношений, занятости и социальной защиты населения, разработка которой возлагается на правительство республики.
При проведении структурной перестройки отраслей бюджетной сферы должна быть ускорена разработка минимальных социальных нормативов. Для перехода к нормативному методу формирования бюджетных расходов на социальную сферу следует утвердить систему стандартов и натуральных норм расходов на содержание ее учреждений.
В республике проводится большая работа по улучшению системы медицинской помощи населению. Не допущено распространения особо опасных инфекций, расширяется применение передовых технологий, проводятся уникальные операции, разрабатываются новые лекарственные препараты, продолжается строительство лечебно-профилактических учреждений, укрепляется их материально-техническая база. Однако только государственное здравоохранение и медицинская наука, преимущественно ориентированные на лечение болезней, не могут существенно снизить уровень заболеваемости, травматизма и смертности населения. Следует коренным образом улучшить профилактическую работу. Надо более настойчиво бороться с алкоголизмом, наркоманией. Все более актуальной становится профилактика таких заболеваний, как венерические, туберкулез и другие. Необходимость совершенствования системы здравоохранения, ускорения ее адаптации к рыночным условиям требует разработки конкретной программы ее реформирования. Наиболее важные проблемы можно будет решить в рамках программы оптимизации деятельности системы обязательного медицинского страхования. Также надо обратить особое внимание на развитие санитарно-эпидемиологической службы, повысить ее роль в профилактике особо опасных и характерных для Уральского региона инфекций.
Предметом нашей постоянной заботы является санаторно-курортная система республики. Для улучшения оздоровления населения нужно продолжить реконструкцию существующей сети здравниц, реализовать концепцию дальнейшего развития этой системы.
В приобщении населения к здоровому образу жизни важная роль отводится физической культуре, спорту и туризму. В последние годы в этой сфере произошли положительные сдвиги. Укрепляется материальная база спортивных учреждений, пополняется отряд спортсменов международного класса, растут показатели представительства в сборных командах России. Вместе с тем, состояние здоровья детей, подростков и молодежи допризывного возраста вызывает серьезную озабоченность. В этой связи необходимо коренным образом улучшить содержание учебных программ физического воспитания учащихся, увеличить количество факультативных уроков физкультуры. Следует также расширить объемы оздоровительных мероприятий в учреждениях дополнительного образования. Притягательная сила спорта и туризма только усилится, если мероприятия будут яркими и зрелищными, получат распространение новые физкультурно-оздоровительные и туристские технологии, шире станут применяться нетрадиционные методики оздоровления. Для повышения эффективности работы необходимо обеспечить также модернизацию материальной базы физической культуры в соответствии с современными требованиями, оснащение ее необходимым инвентарем и оборудованием. Предстоит еще многое сделать, чтобы физическая культура, спорт и туризм заняли достойное место в жизни граждан, особенно молодежи, способствовали не только физическому развитию человека, но и оказывали благотворное воспитательное воздействие, вошли в быт каждой семьи. Нужно сформировать потребность людей в физической культуре, создать побудительные стимулы к здоровому образу жизни, активнее использовать возможности самодеятельного туризма в интересах полноценного отдыха и оздоровления населения.
В формировании гражданина нового Башкортостана, обеспечении высокого уровня его духовного, эстетического и нравственного развития, организации полноценного досуга важное место занимают культура и искусство. Необходимо отметить, что в последние годы в республике идут беспрецедентные по масштабам процессы культурного возрождения. Ярким примером того, что в наше сложное время мы активно обновляем материально-техническую базу этой сферы, закладываем реальные основы ее будущего, являются реконструкция здания Башкирского академического театра драмы им. М.Гафури и строительство здания Уфимского государственного татарского театра "Нур". Внимание к культуре - это признак цивилизованности общества. И именно государство несет ответственность за ее развитие. Поэтому бюджетное финансирование отрасли будет производиться в необходимом объеме и впредь. При этом основными задачами должны оставаться усиление поддержки ведущих учреждений культуры и искусства, творческих союзов писателей, композиторов, художников, архитекторов и театральных деятелей, охрана особо ценных объектов духовного наследия, восстановление и реставрация памятников истории и культуры Башкортостана. Вместе с тем, для сохранения и развития этой важнейшей сферы требуется более широкое привлечение внебюджетных средств. Необходимо создать дееспособные механизмы стимулирования благотворительности, увеличения доходов учреждений культуры от коммерческих мероприятий, расширения сети негосударственных учреждений. С учетом этого нужно уделять особое внимание дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы культуры. В серьезной перестройке нуждается система подготовки кадров для учреждений культуры и искусства. Нехватка высококвалифицированных специалистов в сельской местности и одновременно их избыток в городах требуют срочных мер по выправлению сложившейся ситуации.
Демократические преобразования в России, провозглашение государственности Республики Башкортостан создали новые условия для развития культур ее народов. За последние годы проведена большая работа по сохранению и возрождению национальных культур в нашей республике. Главной ее особенностью стало применение впервые среди субъектов Российской Федерации методов долговременного планирования в сфере развития национально-культурных отношений, что позволило целенаправленно и эффективно осуществлять государственную политику по обеспечению гарантий свободного развития всех народов, проживающих в Башкортостане, и дальнейшему укреплению межнационального согласия. Данная работа должна быть в центре внимания органов государственной и местной власти и в дальнейшем.
В предыдущем Послании была поставлена задача разработки комплексной программы развития культуры и искусства республики до 2005 года. Данная программа разработана и утверждена. Ее реализация должна находиться под постоянным контролем, стать одной из приоритетных задач работы по социально-культурному прогрессу Башкортостана.
Заключение
Народы Башкортостана - на пороге нового тысячелетия. Итоги пройденного нами пути, результатом которого стало создание основ правового демократического государства, обновление социально-экономической и политической жизни, позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. Накопленный экономический потенциал, набирающие силу позитивные тенденции свидетельствуют о начале нового этапа - этапа ускорения экономического и социального развития, дальнейшего прогресса в духовно-культурной сфере.
Нам есть чем гордиться - республика имеет богатые природно-сырьевые ресурсы, мощный производственный потенциал, развитую культуру, эффективную систему государственной власти, опыт, знания и умение людей трудиться и обустраивать свою жизнь. В условиях глобализации мировых, политических и экономических процессов, все возрастающего значения регионализма, формирования новых подходов в федеративном устройстве России необходимо с большей ответственностью относиться к определению стратегической линии развития Башкортостана. Адекватный ответ на требования времени, раскрытие потенциальных возможностей республики - это и будет нашим весомым вкладом в дело возрождения великой России как современного федеративного государства, достойного члена мирового сообщества.
Успехи в достижении намеченных на 2000 год целей в значительной степени будут зависеть от эффективности деятельности республиканских органов власти по реализации программ и мероприятий, изложенных в данном Послании. Выполнить эти задачи мы сможем только в условиях консолидации гражданского общества и власти вокруг идеи единого понимания принципов и путей развития родного Башкортостана. Мы должны нацеливать башкортостанцев на созидательный труд во имя будущего республики и на благо всей России.
Мы - хозяева нашей земли. Так сделаем все для ее процветания, для того, чтобы каждый наш соотечественник был счастлив, уверен в завтрашнем дне, любил и гордился своей родиной - Башкортостаном!
Президент
Республики Башкортостан |
М.Рахимов |
Уфа, Дом Республики
14 июля 2000 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию от 14 июля 2000 г. "Время решительных действий (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)"
Текст Послания опубликован в газете "Советская Башкирия - Известия Башкортостана", N 143 (24623) от 19 июля 2000 г.