Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 14 июля 2000 г. N 204
"Об утверждении Республиканской программы развития
сельской школы на 2000-2004 годы"
6 февраля 2003 г.
Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу развития сельской школы на 2000-2004 годы.
2. Реализацию мероприятий, предусмотренных программой, осуществлять за счет смет расходов учреждений, министерств, госкомитетов и ведомств в пределах средств, утвержденных в республиканском и местных бюджетах на соответствующий финансовый год.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Республиканская программа развития сельской школы
на 2000-2004 годы
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 14 июля 2000 г. N 204)
6 февраля 2003 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 февраля 2003 г. N 44 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
Наименование Программы: |
Республиканская программа развития сельской школы на 2000-2004 годы. |
Заказчик: | Министерство образования РБ. |
Разработчик: | Башкирский институт развития образования. |
Исполнители: | Министерство образования РБ, Министерство финансов РБ, Министерство здравоохранения РБ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ, Госкомитет РБ по молодежной политике, Академия наук Республики Башкортостан, Фонд государственного социального страхования РБ, ГТРК "Башкортостан", Администрации районов республики. |
Источники финансирования: |
Республиканский и местные бюджеты, собственные сред- ства образовательных учреждений, средства внебюджет- ных фондов, спонсорская помощь, а также иные источ- ники финансирования в соответствии с законодательст- вом. |
Система контроля за исполнением: |
Межведомственная комиссия по реализации программы. |
Сроки реализации Программы: |
2000-2004 гг. |
Содержание
Введение. Обоснование необходимости принятия Республиканской
программы развития сельской школы на 2000-2004 годы
1. Общая характеристика Программы
2. Состояние и основные проблемы сельской школы
3. Развитие сельской школы: цели, задачи и принципы
4. Основные направления развития сельской школы
5. Механизмы реализации Программы
Введение.
Обоснование необходимости принятия Республиканской
программы развития сельской школы на 2000-2004 годы
Республиканская программа развития сельской школы на 2000-2004 гг. (далее - Программа) определяет цели, задачи и принципы развития образования в сельской местности Республики Башкортостан. Она намечает общие направления качественного обновления содержания, методов, форм организации обучения и воспитания. В ней также представлен комплекс мероприятий, связанных с реализацией Программы развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг.
Необходимость принятия Программы обусловлена следующим:
- уровень общего образования в сельской местности в целом заметно ниже городского;
- Программа развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг., определяя общие цели, задачи и направления развития образования на селе, не учитывает специфичных особенностей районов республики;
- развитие сельской школы сегодня требует поддержки со стороны государства и гражданского общества, их участия в решении проблем образования на селе.
Данная Программа предусматривает преодоление отставания в развитии сельской школы, усиление роли системы образования в процессах социально-экономического развития Республики Башкортостан.
1. Общая характеристика Программы
Программа определяет и представляет общие принципы и механизмы осуществления комплекса мер, направленных на всестороннее развитие сельской школы. Она связана с Программой развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг.
Цели, содержание и важнейшие направления развития образования в сельской местности определены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Башкортостан "Об образовании".
Основной целью Программы является подъем сельской школы на качественно новый уровень, отвечающий образовательным и социальным требованиям современного общества.
Достижение данной цели реализуется путем решения следующих задач Программы:
- определение приоритетных направлений, основных идей и принципов развития сельской школы;
- определение механизмов решения поставленных задач.
Программа предусматривает обновление содержания, улучшение организации и управления образовательными процессами; она исходит из необходимости развития созидательных, творческих способностей школьника в процессе непрерывного образования.
2. Состояние и основные проблемы сельской школы
В настоящее время одна треть населения республики проживает в сельской местности. На начало 1999-2000 учебного года в 2736 сельских общеобразовательных учреждениях обучаются 179820 человек. Из них в 3 общеобразовательных школах-интернатах - 847 учащихся; в 7 коррекционных школах-интернатах - 765; в 6 детских домах - 482; в 8 гимназиях - 4726; в 12 лицеях - 3748.
Каждая четвертая школа на селе - малокомплектная. Таких школ в целом по республике 682 (24,9%). Это вызвано рядом причин: значительной удаленностью населенных пунктов друг от друга, неудовлетворительным состоянием дорог, недостаточностью или отсутствием пассажирских автотранспортных средств для перевозки детей, а также спадом рождаемости населения в последние десять лет.
В республике создана сеть общеобразовательных школ-интернатов, предназначенных для оказания социальной поддержки детям из многодетных, малообеспеченных семей. Количество этих образовательных учреждений возросло с 22 в 1993 году до 31 на начало 1999-2000 учебного года. 18 школ-интернатов дают наряду с общим образованием начальное профессиональное образование. В связи с ростом детской безнадзорности и сиротства администрации городов и районов создают муниципальные специализированные учреждения - центры временного пребывания детей, центры социально-психологической помощи детям и семье, приюты и т.п. В республике создано 12 учреждений для временного содержания детей, где в 1999 году нашли приют около 320 несовершеннолетних.
Количество сельских дошкольных образовательных учреждений всех министерств и ведомств сократилось в 1999 году до 1345; численность детей в них составляет 44,9 тыс., тогда как реальное количество мест для дошкольников значительно больше - 61,7 тыс. В сельской местности воспитанием в дошкольных учреждениях охвачено менее половины детей до 7 лет - всего 40,2%.
В республике имеется 252 учреждения дополнительного образования (в их числе 56 спортивных школ), в них занимаются 178,8 тыс. детей. В сельской местности таких учреждений - 74 (68288 учащихся). 26,3% от общего числа учащихся заняты художественным творчеством; 8,2% - техническим творчеством; 40,8% - спортом; 6,1% - туризмом и краеведением.
Во всех районах республики действуют центры творчества для детей и юношества. Около 7% сельских школьников получают дополнительное образование непосредственно в общеобразовательных школах. Доля средств, выделяемых на содержание учреждений дополнительного образования, составляет 35% бюджета всей системы народного образования республики. Тем не менее материальная, научно-методическая, информационная база сельских учреждений дополнительного образования требует значительного улучшения.
Обучение сельскохозяйственным специальностям осуществляется в 50 профессиональных училищах и 6 сельских лицеях. Растет количество инновационных учреждений аграрного профиля.
Численность педагогических работников в целом по республике в период с 1980 по 1999 год увеличилась более чем на 50%. Причем в городе темпы ее роста выше, чем в сельской местности.
В 1999-2000 учебном году в сельских общеобразовательных учреждениях всех типов и ступеней работало 36626 учителей, из них с высшим образованием - 24531 (67,0%), неполным высшим - 1007 (2,7%), средним специальным - 10267 (28%), общим средним - 821 (2,2%) человек. Высшее образование имеют 82,2% учителей родного языка; 96,8% - математики, физики, информатики; 82,2% - английского, французского, немецкого языков; 27,7% - музыки; 43,0% - ИЗО, черчения; 38,0%- физической культуры; 38,7% - трудового обучения.
Кадровый состав в сельских школах укомплектован не полностью. По состоянию на 1 октября 1999 года имелось 296 вакантных должностей; в частности, не хватало 57 учителей английского языка. К началу 1998-99 учебного года в сельские общеобразовательные учреждения было направлено 1786 молодых специалистов с высшим образованием. Из них лишь 441 человек (24,7%) явился на работу по направлению. В 1999-2000 учебном году к педагогической работе привлечено 1008 учителей-пенсионеров. Для полного удовлетворения потребностей сельской школы в педагогических кадрах понадобится несколько лет.
Решение этой проблемы невозможно без улучшения социальных и жилищно-бытовых условий педагогических работников. Сегодня далеко не во всех районах сельские учителя, особенно молодые специалисты, обеспечены жильем.
На нынешнем этапе есть большие различия в состоянии материально-технической базы отдельных сельских образовательных учреждений. С одной стороны, функционируют современные школы-комплексы, имеющие компьютерные классы, учебно-производственные участки, теплицы, пасеки, автомобильно-тракторный парк, сельскохозяйственное оборудование, мастерские и т.д., с другой - еще есть школы, находящиеся в ветхих и аварийных зданиях, не отвечающих современным требованиям. В сельской местности республики в 1999-2000 учебном году насчитывалось 218 аварийных школьных зданий. Тем не менее в них обучается 17945 школьников. В том числе в 65 начальных школах - 1343, в 93 основных - 6757, в 60 средних - 9845 учащихся.
В республике на селе работают 43 музея и 1520 сельских библиотек (общее число всех школьных библиотек Башкортостана - 1750). Из них 37 - детские библиотеки Министерства культуры Республики Башкортостан. Однако многие библиотеки не имеют возможности пополнять свои фонды и ремонтировать помещения.
Администрации районов принимают меры по обеспечению развития сельской школы, отвечающего национальным и социальным особенностям района. Полученные учащимися сельскохозяйственные знания и умения во многих районах закрепляются практикой в пришкольных учебно-производственных хозяйствах - пчеловодческих, животноводческих, полеводческих, садоводческих и др. Сельские школы ориентируют выпускников на применение полученных знаний на практике, помогают им осуществить осознанный выбор будущей профессии.
Районные органы управления образованием особое внимание уделяют вопросам обеспечения прав граждан на образование, разработке местных компонентов содержания образования, осуществлению мер по расширению образовательных услуг на селе, социальной защите педагогических работников.
Органы управления образованием с 1999-2000 учебного года создают необходимые условия для реализации общеобразовательными школами нового республиканского Базисного учебного плана, в содержании вариативной части которого отражена специфика общественной практики села: фермерское хозяйство, огородничество, садоводство, пчеловодство, птицеводство, животноводство, народные промыслы, переработка сельскохозяйственной продукции, культура земледелия, техническое обслуживание и эксплуатация сельскохозяйственной техники.
Однако уровень и качество образования на селе не вполне отвечают современным требованиям. Есть ряд профессионально-педагогических и социально-экономических проблем, сдерживающих развитие как сельской школы, так и сельской общественной, производственной практики.
К первым относятся:
- слабое научно-методическое и программно-информационное обеспечение сельской школы;
- нехватка педагогических кадров по гуманитарным учебным дисциплинам, низкая квалификация, недостаточность учебной нагрузки учителей ввиду их узкой предметной специализации;
- неэффективность действующего механизма управления сельской школой: низкая оперативность, отсутствие мониторинга состояния образовательных учреждений, зачастую некомпетентность их руководителей и руководителей органов управления образованием на местах.
В числе социально-экономических проблем прежде всего следует отметить:
- закрытие ряда учреждений дошкольного образования;
- рост числа школ, требующих капитального ремонта;
- слабую материально-техническую базу многих сельских школ;
- существенное сокращение учебного времени школьников в связи с их участием в сезонных сельскохозяйственных работах;
- ограниченные возможности получения дополнительного образования учащимися в сфере культуры и искусства;
- отсутствие в большинстве сельских школ медицинских и стоматологических кабинетов.
Следует также отметить и факторы, содействующие развитию сельской школы:
- стабильность и устойчивость детского сообщества внутри и вне школы;
- наличие более широких, чем в городе, возможностей для индивидуализации обучения и воспитания школьников, развития их творческого потенциала;
- участие детей в производительном труде и тесная связь образовательного процесса с жизнью села;
- особое положение учителя, нередко совмещающего в силу необходимости функции психолога, юриста, социолога, консультанта и оказывающего помощь ученикам и их родителям в сложных жизненных ситуациях; традиция особо уважительного отношения односельчан к учителю.
Анализ образовательной деятельности сельской школы позволяет выявить наиболее важные и специфические для нее характеристики:
1) общекультурная, социально-ориентирующая, просветительская направленность обучения в сельской школе, ее богатый потенциал во внедрении и реализации регионального компонента образования, основывающегося на традициях "малой родины", этнопедагогики;
2) значительная консервативность и инертность сельской школы в овладении новейшими достижениями образовательной науки и использовании их на практике;
3) ярко выраженная направленность сельской школы на реализацию личностного подхода к ученику;
4) более тесная, чем в городе, связь школы с общественностью в системе образовательных отношений "заказчик-исполнитель", оценка качества деятельности школы по нравственным качествам ее воспитанников, активному их участию в экономической и социальной жизни села.
3. Развитие сельской школы: цели, задачи и принципы
Ориентиром для определения конечной цели деятельности сельского образовательного учреждения должна стать модель выпускника школы. Интегративная и многомерная, она включает в себя наиболее важные, базовые характеристики личности, отражая ступени ее образования (дошкольное, основное и полное общее, начальное профессиональное и дополнительное):
- владение научными основами мировоззрения и современными способами взаимодействия человека с природой;
- умение творчески пользоваться полученными знаниями в условиях динамично реформирующегося общества;
- законопослушность и гражданская активность;
- патриотизм, приверженность и служение гуманистическим идеалам;
- трудовая активность.
Общая модель дополняется специфическими, необходимыми для жизни на селе, характеристиками. Школа готовит своего выпускника:
к жизни, помогая ему адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям, ориентируя его на активное участие в жизни села;
к культурному землепользованию, охране окружающей среды, использованию наукоемких технологий в аграрном производстве;
к сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в сельских условиях;
к осознанному выбору профессии с учетом настоящей и будущей потребности республики и района в кадрах;
к продолжению образования, самообразованию, постоянному саморазвитию, формируя устойчивую мотивацию жизненного успеха.
Выпускник сельской школы - это человек, который знает и ценит культурно-историческое наследие народов республики, любит свой родной край, готов создавать новые материальные и духовные ценности.
Базовые характеристики сельской школы определяются задачами реализации модели ее выпускника.
В развитии сельской школы в Республике Башкортостан одной из ключевых становится задача гуманизации образования и гуманитаризации его содержания.
Развитие сельской школы определяют следующие общие принципы:
1) принцип демократизации - свобода в выборе методов и средств достижения образовательных целей, отказ от чрезмерной централизации управления деятельностью сельской школы, возможность моделировать обучающие и воспитательные программы, отражающие специфические запросы отдельных районов;
2) принцип системности - интеграция основных компонентов образовательной среды в общую структуру, подчиненную единой системообразующей цели; их вертикальная и горизонтальная координация в целях преодоления эклектичности, повышения эффективности образования;
3) принцип непрерывности - построение целостного непрерывного образовательного процесса, включающего все периоды образования - от дошкольного до профессионального в рамках единой социокультурной среды;
4) принцип технологичности - введение нормативно определенных, конкретных, реально достижимых педагогических целей и задач; выделение этапов и условий успешности педагогических процессов благодаря повышению объективности, диагностичности, прогностичности.
В реализации содержания, методов, организации развития образования на селе наиболее актуальны следующие основные принципы.
Программно-целевой принцип
Этим принципом определяется стратегия развития образования на селе, исходящая из целостной программы социально-экономического развития конкретного района, в которой намечены среднесрочные и долгосрочные цели, задачи, направления развития и содержание экономической, социальной и культурной жизни деревень и сел. Содержание непрерывного образования в сельской школе - от дошкольного до начального профессионального - должно быть направлено на реализацию социального заказа на воспроизводство общества.
Наряду с фундаментальностью содержание образования в сельской школе должно иметь и прикладную направленность, ориентируя на профессии, актуальные в условиях конкретного района.
Принцип школоцентризма
Согласно этому принципу сельская школа в своей деятельности выполняет также функции центра социальной и психолого-педагогической помощи развивающейся личности ребенка.
В сельских условиях, в отличие от городских, нет многообразия детских культурных центров; возможности получить дополнительное образование в учебных заведениях Министерства культуры Республики Башкортостан у сельских ребят ограничены. В то же время сельская школа сильна своей образовательной практикой. И это делает ее значимым фактором жизнедеятельности села, способным влиять на решение его насущных проблем.
Школоцентризм на селе выражается в полной или частичной передаче функций учреждений дошкольного, дополнительного и начального профессионального образования школе, в расширении образовательных функций педагогического коллектива. Работа в специальных дневных группах дошкольной подготовки, в различных кружках, студиях, секциях, мастерских должна выполняться педагогами в соответствии с их профессионально-творческими возможностями за дополнительную плату во второй половине рабочего дня. При успешном решении этих задач сельские образовательные учреждения могут стать школой полного дня.
Принцип опорных школ
Отдаленность сельских школ от методических центров республики затрудняет обновление научно-методического, информационного их обеспечения. Поэтому возникает необходимость создания в районах Республики Башкортостан опорных школ Башкирского института развития образования, которые выполняли бы функции территориально-кустовых методических и информационных центров.
Роль опорной школы может выполнять образовательное учреждение, располагающее необходимым составом квалифицированных учителей-методистов, способных возглавить предметные районные методические объединения (РМО) и обеспечить взаимодействие с методическими службами районного, городского, республиканского уровней. Опорные школы становятся базой для запуска системы дистанционного (очно-заочного) повышения квалификации сельских учителей.
Деятельность опорных школ рассматривается как основа совершенствования обучения и воспитания в сельских образовательных учреждениях.
Принцип диалога культур
Цели, содержание и методы развития школы на селе реализуются по принципу диалога культур: доминирует стратегия взаиморазвивающего межнационального общения и взаимодействия народов, что определяет воспитание искреннего интереса и уважительного отношения к народным традициям каждого из них. Образовательный процесс, осуществляемый на основе диалога культур, предполагает формирование у учащихся национального самосознания, понимания исторических и духовных истоков своего народа, но также и чувств интернационализма, умения понимать и принимать другую национальную культуру.
В ряду факторов, которые определяют особенности развития национальной сельской школы, можно указать на этническую и демографическую ситуацию того или иного села, территориально-географические особенности и природно-климатические условия района.
В деятельности национальной сельской школы имеет место известная специфика. Содержание образования в ней должно быть ориентировано на возрождение национальных традиций жизни села, и самую активную роль призван сыграть в этом учитель, умело вводящий региональный компонент в содержание образования, организующий системную самостоятельную работу учащихся по изучению истории родного края, села, семейной родословной.
Принцип политехнического характера образования
Деятельность образовательных учреждений, согласно этому принципу, включает обучение основам современных профессий. Их достаточно широкий спектр должен быть предложен школьнику с учетом его интересов и социального заказа на тех или иных сельских специалистов.
Принцип приоритетности воспитательных функций
Школа призвана формировать не только предметную, но и ценностную картину мира, развивая в ученике личностные, социально обусловленные качества, систему гуманистических ценностных ориентации. Роль сельской школы для ее воспитанников в этом особо значима, и потому в ней необходимы целенаправленная поддержка ребенка и сотрудничество с ним, специально организованные с учетом специфических условий сельской жизни. В преодолении негативного воздействия социальной среды целесообразно опираться на традиции этнопедагогики.
Сельская школа, следовательно, должна организовать воспитательную работу исходя из следующих требований:
- объединить усилия педагогической общественности, создав единую воспитательную систему с общими целями, задачами, приоритетами при разнообразии ее содержания, методов, организационных форм;
- освоить воспитательные технологии, основанные на диагностировании, прогнозировании изменения социально-педагогических характеристик классного коллектива и отдельных учащихся, оценке и анализе результативности воспитательной работы;
- развивать социальные качества учащихся в ходе коллективных творческих дел, направленных на реальное улучшение конкретных условий жизни самих школьников и их односельчан.
Важнейшей стороной воспитательной деятельности педагогического коллектива сельской школы должно стать профессиональное сопровождение (диагностика, коррекция) семейного воспитания; это предполагает, в частности, целенаправленную работу с родителями: родительский лекторий, собрания, индивидуальные консультации, посещение семей учащихся, проведение школьных (классных) мероприятий совместно с родителями и т.д.
Обозначенные принципы и специфика деятельности сельской школы определяют цели и задачи ее развития.
Главная цель - сделать сельскую школу центром социально-культурной и профессионально-педагогической поддержки развития нравственных, коммуникативных и предметно-функциональных качеств сельского школьника с тем, чтобы воспитать личность, способную к прогрессивному изменению социальной, культурной, профессиональной составляющих в жизнедеятельности селян на основе сочетания устоявшихся традиций и современных тенденций сельской жизни. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- сохранения и углубления фундаментальности образования;
- направленности сельского образования на насущные и перспективные потребности общества;
- построения образовательного процесса с учетом условий района и профессиональной занятости его населения в контексте социально-экономического развития республики и страны в целом;
- освоения современных технологий обучения и воспитания, обеспечивающих вариативность и гибкость форм, методов и средств учебной и учебно-производственной деятельности сельских школьников;
- гуманитаризации содержания и гуманизации образования, реализации единства обучающих и воспитательных функций образовательного процесса;
- преемственности общей и профессиональной подготовки сельского школьника;
- совершенствования материально-технической базы образования на селе с привлечением различных источников финансирования, оптимизации затрат на общее, дополнительное и профессиональное обучение;
- освоения сельской школой дополнительных функций с тем, чтобы предоставить желающим возможность обновления и обогащения профессиональных знаний, создать условия для профессиональной мобильности сельских жителей.
4. Основные направления развития сельской школы
Состояние системы образования и условия ее функционирования на селе позволяют обозначить приоритетные для нее направления развития.
Укрепление фундаментальности содержания образования
Необходимость освоения учащимися объема знаний в соответствии с новым Базисным учебным планом (1998 г.) при сокращении учебного времени осложняет выполнение учебных программ. В связи с этим перед системой общего образования встает не только задача интенсификации обучения основам наук. При обучении акцент должен быть сделан на взаимодействии различных (физических, химических, биологических и других) свойств и явлений мира, на формировании мировоззрения, дающего человеку возможность самостоятельно оперировать основами знаний.
Решение этой задачи может быть достигнуто путем обогащения содержания образования на селе - сельская школа может по-своему использовать вариативную часть учебного плана для развития способностей учащихся.
Ориентированность на сельскую практическую жизнь
Образование на селе должно быть ориентировано не только на сегодняшние составляющие аграрного производства: земледелие и животноводство, переработку продукции, - но и на достижение перспективных целей развития села, района. Необходимо учитывать: выпускник сельской школы - главная фигура экономики, будущей социальной и культурной жизни села.
Регионализация содержания образования
Развитие образования на селе связано с совершенствованием научно-методической базы в деле регионализации содержания образования. Республиканский компонент содержания общего образования, включающий основы знаний по географии и истории региона, отражающий диалог культур проживающих в Башкортостане народов, обретает для человека практическое значение тогда, когда отражает общественную практику региона, района, села, а не только России в целом.
Инноватика в сельской школе
Инноватика приобретает ключевую роль в обновлении образования на селе. Внедрение передовой теории и практики обучения и воспитания осуществляется благодаря:
- научно-методическому обеспечению сельской школы через районные опорные центры развития образования;
- эффективным технологиям обучения и воспитания;
- приобщению учителя и ученика к новым информационным технологиям самообучения;
- профессиональному развитию учителя, его творческому подходу к процессу обучения и воспитания.
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании
Необходим для развития уникальных личностных познавательных качеств школьника, стремления получить мировоззренческую общеобразовательную базу - основу творчества (в широком смысле). Сельская школа может и должна эффективно использовать возможности личностного подхода к каждому ученику.
Совершенствование критериев оценки качества образования
Развитие образования в сельской школе требует и обновления критериев оценки его качества, совершенствования механизмов диагностирования, прогнозирования и своевременной коррекции содержания, методов и форм образования. Необходимо разработать критерии для определения качества образования по его результатам. При таком подходе оценки уровня образованности лежат за пределами экзаменационных требований к учащимся и охватывают послешкольную профессиональную и социальную жизнь человека, в которой реализуются результаты педагогических процессов. Обновленные критерии должны содержать в себе не только педагогические, но и конкретные социологические требования к результатам образования.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 февраля 2003 г. N 44 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Механизмы реализации Программы
Механизмы реализации Программы предусматривают организационные, научно-методические, инновационно-технологические, материальные и финансовые условия ее осуществления.
Настоящая Программа как документ, определяющий общую стратегию и тактику развития сельской школы, требует конкретизации в виде районных программ развития образования, входящих в комплексные программы социально-экономического развития конкретных районов. Это позволит создать единую систему взаимодействия субъектов развития - органов государственной власти, администраций районов и общественности.
Для эффективной реализации настоящей Программы Министерство образования Республики Башкортостан и учреждения, принимающие участие в работе по развитию образования на селе, должны провести ряд целенаправленных мероприятий. Это мероприятия, которые способствовали бы активному обмену опытом в целях улучшения качества образования, выявлению нежелательных явлений в его развитии и их устранению, а также использованию позитивных достижений. В их числе могут быть межрайонные, республиканские совещания, научно-практические семинары и конференции, публикации, освещающие опыт развития образования на селе в средствах массовой информации.
Решающим фактором развития образования на селе сегодня может стать системная образовательная, научно-методическая и инновационная работа в сельских школах, в первую очередь - в опорных как центрах развития образования на селе. Чтобы реализовать комплекс образовательных инноваций в районных опорных школах и достаточно широко внедрить их во всех школах района, Башкирскому институту развития образования необходимо осуществить научно-методическое обеспечение развития всех ступеней непрерывного образования на селе по таким основным его направлениям, как совершенствование содержания образования, внедрение адаптированных к условиям сельской школы образовательных технологий, разработка эффективных механизмов управления развитием сельской школы.
Башкирский институт развития образования - в сотрудничестве с высшими и средними педагогическими учебными заведениями республики, а также другими учреждениями среднего и высшего профессионального образования, Академией наук Республики Башкортостан - должен решать следующие задачи:
- научно-методологическое, программно-методическое и информационное обеспечение инновационных процессов в районных опорных центрах развития образования;
- научно-методическое руководство через опорные центры процессом поэтапного внедрения инноваций в школы района;
- организация интенсивной и оперативной обратной связи с сельскими школами, вступившими в инновационный режим работы (частично или комплексно);
- осуществление дистанционного повышения квалификации сельских работников образования.
Обновление сельской школы может во многом опираться также на инновационно-технологическое обеспечение процессов саморазвития:
а) упорядочение профессиональной деятельности сельского учителя;
б) самостоятельность и непрерывность повышения квалификации работников образования;
в) интенсивный обмен, взаимообогащение опытом инновационной деятельности.
Развитие образования на селе по обозначенным в Программе направлениям требует соответствующего его финансирования. Для рационального использования финансовых ресурсов в рамках программно-целевого планирования необходимо определить круг приоритетных аспектов развития, не требующих значительных затрат, и мероприятий, которые невозможно провести без необходимой финансовой поддержки.
Финансирование программы осуществляется за счет средств республиканского, местных бюджетов, собственных средств образовательных учреждений, средств внебюджетных фондов, спонсорской помощи.
5.1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности
образовательных учреждений села
1. Разработка проектов типовых положений "Об образовательном учреждении", "Об инновационном образовательном учреждении" с учетом сельских национально-региональных особенностей и их утверждение.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан
2. Разработка положений, определяющих статус школьного профессионального образования, и соответствующих документов, выдаваемых школой.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан
3. Разработка нового Положения о базовых предприятиях.
2000-2004 гг.,
БИРО, Министерство образования Республики Башкортостан,
Минсельхозпрод
4. Создание проекта Положения о правовой основе финансово-хозяйственной деятельности сельской школы, предусматривающего возможности расширения источников финансирования, использования для этого пришкольных земельных участков и средств производства.
2000-2004 гг.,
Минсельхозпрод, Министерство образования Республики Башкортостан
5. Разработка и утверждение Положения о сельских опорных школах. Положения о заместителе директора по научно-методической работе в сельской инновационной школе.
2000-2004 гг.,
БИРО, Министерство образования Республики Башкортостан
5.2. Программно-методическое обеспечение
1. Организация мониторинга общего и профессионального образования на селе.
2000-2004 гг.,
БИРО, Министерство образования Республики Башкортостан
2. Разработка и внедрение в образовательный процесс нового Базисного учебного плана, учебных программ, содержащих региональные компоненты образования.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан, БИРО, БГПУ
3. Выполнение исследовательской работы по определению оптимального соотношения федерального, республиканского и школьного компонентов содержания образования в сельских школах.
2000-2004 гг.,
БИРО, педвузы, педучилища
4. Разработка научно-методических рекомендаций по созданию программы развития образования в районе.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан, БИРО
5. Разработка пакета учебных программно-методических документов и материалов, обеспечивающих развитие инновационных образовательных процессов в сельской школе.
2000-2004 гг.,
БИРО, БГПУ, БГУ
6. Организация работы постоянно действующих республиканских, зональных, районных семинаров-практикумов, педагогических лабораторий по изучению, апробации и внедрению новых технологий проектирования и осуществления образовательных процессов в сельской школе.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан, БИРО
7. Разработка программ школьных интегрированных курсов, обеспечивающих выполнение базисных учебных планов и способствующих развитию экологической, экономической, правовой культуры учащихся.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан, БИРО, вузы, АН РБ
8. Разработка программно-методического обеспечения преемственности содержания, методов и организационных форм дошкольного, общего среднего, начального профессионального и дополнительного образования в сельском образовательном учреждении.
2000-2004 гг.,
БГПУ, БГУ, БИРО
9. Совершенствование деятельности районных методических объединений на базе опорных школ БИРО в ходе интенсивного консультирования, проведения научно-практических конференций, семинаров, практикумов с привлечением широкого круга учителей.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан, БИРО
10. Совершенствование содержания и технологий подготовки педагогических кадров по смежным специальностям для сельских школ.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан, педвузы
5.3. Кадровое обеспечение
1. Определение потребности сельских образовательных учреждений в высококвалифицированных специалистах на 2000-2004 гг. и ее учет при приеме абитуриентов на соответствующие факультеты вузов.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан
2. Содействие в организации целевого приема в педагогические вузы по остро востребованным на селе специальностям: "иностранный язык", "психолог", "социальный педагог", "музыкальный работник" и др.
2000-2004 гг.,
БГПУ, СГПИ, БирГПИ, Министерство образования
Республики Башкортостан
3. Организация и систематическое проведение курсов повышения квалификации для практических работников образования в сельской местности по проблематике, актуальной для района, а также с целью освоения современных инновационных технологий и методик, содержания и форм экспериментальной деятельности.
2000-2004 гг.,
БИРО, учебно-консультационные
центры и опорные школы БИРО
4. Открытие спецфакультетов переподготовки и получения дополнительных специальностей для сельских учителей на базе Башкирского института развития образования.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан, БИРО
5. Открытие в сельских районах социально-психологических центров помощи детям, родителям, практическим работникам образования.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан,
Госкомитет РБ по молодежной политике
6. Разработка и внедрение технологии дистанционного обучения (повышения квалификации) по всем основным направлениям для совершенствования содержания и технологии обучения, воспитательной работы педработников сельских образовательных учреждений.
2000-2004 гг.,
БИРО
7. Поощрение сельских учительских династий, помощь их представителям в получении профессионально-педагогического образования.
2000-2004 гг.,
администрации районов, территориальные органы
управления образованием
5.4. Информационно-методическое обеспечение
1. Создание Республиканской образовательной информационной системы (РОИС) с подключением сельских школ к серверу Башкирского института развития образования для обмена оперативной информацией.
2000-2004 гг.,
администрации районов, БИРО, Министерство образования
Республики Башкортостан
2. Подготовка и издание ежегодного бюллетеня "Инноватика в сельской школе".
2000-2004 гг.,
БИРО
3. Создание картотеки "Сельская школа" в информационно-педагогическом банке БИРО в целях обобщения и распространения передового педагогического опыта.
2000-2004 гг.,
БИРО
4. Организация и проведение ежегодной научно-практической конференции "Современная сельская школа: проблемы и пути развития".
2000-2004 гг.,
БИРО
5. Обеспечение школьных и детских библиотек в сельских районах художественной литературой для учебно-программного и внеклассного чтения.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан,
издательство "Китап"
6. Расширение связей сельской школы со средствами массовой информации, открытие образовательных рубрик в районных и республиканских периодических изданиях.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан,
Министерство печати и массовой информации РБ
7. Организация цикла телепередач о проблемах сельской школы в республике, о путях их решения.
2000-2004 гг.,
ГТРК "Башкортостан",
БИРО, Министерство образования Республики Башкортостан,
Министерство печати и
массовой информации РБ
8. Разработка и внедрение учебно-методических аудио-, видеопособий, материалов для дистанционного самообразования (текстовых, плакатных и т.д.).
2000-2004 гг.,
БИРО, издательство "Китап"
5.5. Материально-техническое обеспечение
1. Дальнейшее совершенствование материально-технической базы сельских образовательных учреждений в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, санитарно-гигиенических норм.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан,
администрации районов
2. Осуществление мер, направленных на обеспечение сельских школ современным учебным оборудованием, в том числе компьютерной техникой.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан,
администрации районов
3. Осуществление мер, направленных на создание и функционирование базовых лагерей в экологически чистых районах республики для организации отдыха сельских детей, их трудового и физического воспитания.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан
4. Осуществление мер, направленных на открытие учебно-производственных участков (вязальный цех, мини-пекарня, механический, столярный цехи, мастерская и др.) в структуре сельских школ.
2000-2004 гг.,
Министерство образования Республики Башкортостан,
администрации районов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 14 июля 2000 г. N 204 "Об утверждении Республиканской программы развития сельской школы на 2000-2004 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 февраля 2003 г. N 44