город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя И.А.Адигамова, судей Л.Ш.Гумеровой, В.Е.Сафонова, А.Г.Хабибулина,
с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Республики Башкортостан, З.И.Еникеева - депутата Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан, а также приглашенных на заседание Главного государственного федерального инспектора по Республике Башкортостан Р.З.Хамитова, Полномочного Представителя Президента Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Ф.Р.Муратшина, министра юстиции Республики Башкортостан Ф.М.Сафина, председателя Верховного суда Республики Башкортостан М.Г.Вакилова, и.о. председателя Высшего арбитражного Суда Республики Башкортостан Ф.Х.Харисова, заместителя прокурора Республики Башкортостан Ф.Г.Байкова, начальника управления правовой работы и административных органов Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан Л.И.Рахматуллиной, помощника уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека В.А.Ефименко,
руководствуясь частью 4 статьи 134 Конституции Республики Башкортостан, пунктом 4 статьи 3, статьями 37, 74, 112, 113, 114 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
рассмотрел в открытом заседании дело о толковании отдельных положений статей 1, 3 и 69 Конституции Республики Башкортостан.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан о толковании отдельных положений статей 1, 3 и 69 Конституции Республики Башкортостан.
Заслушав сообщение судьи - докладчика В.Е.Сафонова, объяснение представителя стороны, заключения экспертов - доктора юридических наук, профессора М.К.Маликова и кандидата юридических наук, доцента Л.А.Дольниковой, выступления приглашенных в заседание, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. В запросе депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан указывается, что обнаружилась неопределенность в вопросе о том, насколько положения статей 1, 3 и 69 Конституции Республики Башкортостан отражают статус республики как субъекта Российской Федерации.
2. Целью толкования указанных статей Конституции Республики Башкортостан, осуществляемого в соответствии со статьей 134 (часть 4) Конституции Республики Башкортостан Конституционным Судом Республики Башкортостан, является устранение неопределенности в понимании конституционных положений, обеспечение их надлежащего применения, соблюдения и использования. При этом Конституционный Суд Республики Башкортостан не затрагивает правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Определении от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан.
3. Суверенитет - свойство государственной власти, означающее право последней устанавливать свою компетенцию и принимать на основе закона соответствующие решения. Суверенитет реализуется через компетенцию государственной власти и ее полномочных органов по предметам их ведения.
Характер распределения властных функций между разными уровнями институтов государственной власти в федеративном государстве определяет реальные их права и следующие из них регулятивные возможности, объем и пределы полномочий.
4. Важнейшим принципом федеративного устройства Российской Федерации является равноправие ее субъектов (статья 5, части 1 и 4 Конституции Российской Федерации). Понятие "субъект федерации" обозначает общую природу всех входящих в Российское государство образований (и национально-территориальных, и собственно территориальных) - как равноправных и равнозначимых членов федерации.
Наличие в составе федерации государственных образований, основанных по национально-территориальному принципу, предопределяет специфику их правового статуса. Это характерно как для России, так и для иных федеративных государств.
Республики и автономные образования, как правило, формируются на национально-территориальной основе, другие субъекты федерации - края, области, города федерального значения - на административно-территориальной.
Статус республики в составе Российской Федерации определен в статьях 5 (части 1, 2, 4), 66 (части 1 и 5) и 68 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Республика - субъект Российской Федерации в соответствии со статьей 76 (часть 4) Конституции Российской Федерации осуществляет собственное правовое регулирование вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом вне указанных в части 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации предметов ведения закрепляется верховенство законодательства субъектов Российской Федерации.
Содержание категории "государство" включает:
а) определенный способ организации общества, основной элемент организации публичной политической власти;
б) совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и т.д.), действующих в масштабах страны или субъекта федерации;
в) основной участник международных отношений.
Всем вышеназванным признакам республика в составе Российской Федерации отвечает, представляя собой и определенный способ организации политической власти, и систему органов власти, наделенных легитимными полномочиями, она может также принимать участие в международных отношениях, хотя и в ограниченных пределах.
5. Особенностью современной конституционной модели российского федерализма является различие в статусе субъектов Российской Федерации, обусловленное также наличием внутрифедеративных договоров.
Статья 11 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. При этом по взаимному согласованию могут быть переданы различные по объему и содержанию полномочия.
6. Статья 73 Конституции Российской Федерации определяет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Конституционный Суд Российской Федерации в вышеупомянутых решениях от 7 и 27 июня 2000 года указал что признанием содержащихся в конституциях отдельных республик положений об их суверенитете не соответствующими Конституции Российской Федерации не затрагивается вся полнота государственной власти, которой обладает субъект Российской Федерации.
Положения статей 1, 3, 69 Конституции Республики Башкортостан нельзя рассматривать без взаимосвязи со статьями 3, 4, 5 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан", признающих государственность и особый статус Республики Башкортостан. По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации обладание всей полнотой государственной власти (за исключением полномочий Российской Федерации) означает признание совокупности суверенных прав Республики Башкортостан.
На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 72, статьями 73, 74, 75, 79 и 115 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Закрепленное статьями 1, 3 и 69 Конституции Республики Башкортостан понятие государственного суверенитета как ее неотъемлемого качественного состояния следует толковать как обладание Республикой Башкортостан всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусмотренной статьями 5 (часть 3), 73, 76 (часть 4) Конституции Российской Федерации.
По предметам исключительного ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Республики Башкортостан и Российской Федерации Республика Башкортостан осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие в пределах своих полномочий законов и иных нормативных правовых актов, обладающих верховенством на всей ее территории.
2. Согласно частям 1 и 2 статьи 79 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. На основании статьи 78 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Советская Башкирия - Известия Башкортостана", "Башкортостан", "Кызыл Тан" и в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан".
Конституционный Суд Республики Башкортостан
N 14-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 9 октября 2000 г. N 298 "О внесении изменения в Устав Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 декабря 1998 года N 307"
Текст постановления опубликован в газете "Советская Башкирия - Известия Башкортостана", N 199 (24679) от 7 октября 2000 г.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 июня 2011 г. N 192 настоящее постановление признано утратившим силу