Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Конституцию Республики Башкортостан (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1994, N 4 (22), ст. 146) изменения и дополнения, изложив ее в следующей редакции:
"Конституция Республики Башкортостан
Преамбула
Мы, многонациональный народ Республики Башкортостан, соединенные общей судьбой на своей земле,
принимая во внимание, что Башкортостан в XVI веке добровольно, на договорной основе, присоединился к России и Башкирская автономная республика была образована в 1919 году в составе РСФСР на основе Соглашения Центральной Советской Власти России с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии в результате реализации права башкирской нации на самоопределение,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации, а также Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан,
учитывая результаты республиканского референдума 25 апреля 1993 года, подтвердившего договорный характер отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации,
основываясь на Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан",
свидетельствуя уважение к правам и свободам человека и гражданина, всех народов,
сознавая ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
заявляя о решимости создать демократическое правовое государство,
принимаем в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Башкортостан.
Раздел первый
Основы конституционного строя Республики Башкортостан
Статья 1
Республика Башкортостан является демократическим правовым суверенным государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Названия государства "Республика Башкортостан" и "Башкортостан" равнозначны.
Суверенитет Республики Башкортостан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Республика Башкортостан самостоятельно определяет и проводит внутреннюю политику и участвует в пределах своих полномочий в международных отношениях.
Территория и статус Республики Башкортостан не могут быть изменены без ее согласия.
Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки.
Республика Башкортостан имеет свою Конституцию и законодательство. Законы Республики Башкортостан, принятые по предметам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, обладают верховенством на всей территории Республики Башкортостан.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Республике Башкортостан. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Башкортостан как государства.
Статья 3
Единственным источником государственной власти в Республике Башкортостан является ее многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан и Конституцией Российской Федерации.
Присвоение полномочий государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов власти в не предусмотренном Конституцией Республики Башкортостан порядке, создание новых или параллельных структур власти являются антиконституционными и влекут ответственность по закону.
Статья 4
Республика Башкортостан имеет свое гражданство.
Все граждане Республики Башкортостан являются одновременно гражданами Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации и гражданство Республики Башкортостан является единым.
Вопросы гражданства Республики Башкортостан регулируются федеральным законом и законом Республики Башкортостан.
Статья 5
Республика Башкортостан является полноправным субъектом Российской Федерации. Республика Башкортостан входит в состав Российской Федерации на добровольной и равноправной основе.
Отношения между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами государственной власти Российской Федерации определяются Конституцией Республики Башкортостан, Конституцией Российской Федерации и Договором о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан, иными двусторонними договорами и соглашениями.
Статья 6
Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная, исполнительная и судебная власти в Республике Башкортостан самостоятельны.
На территории Республики Башкортостан обеспечивается единство государственной власти.
Статья 7
Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республики Башкортостан, местные органы государственной власти в районах и городах Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан.
Статья 8
В Республике Башкортостан признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Статья 9
В Республике Башкортостан признаются и обеспечиваются равной защитой все формы собственности.
Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение имущества в общественных интересах может производиться только на основе закона и при условии полной компенсации.
Право собственности не может осуществляться в ущерб общественным интересам.
Статья 10
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Башкортостан как основа жизни и деятельности ее многонационального народа.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами республики, являющимися достоянием ее многонационального народа и находящимися в собственности Республики Башкортостан, регулируются законодательством Республики Башкортостан и соглашениями с федеральными органами государственной власти.
Статья 11
Государственная собственность Республики Башкортостан является достоянием ее многонационального народа.
В государственной собственности Республики Башкортостан находятся имущество государственных предприятий, учреждений и организаций, культурные и исторические ценности, средства республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан.
В государственной собственности Республики Башкортостан могут находиться средства производства, предприятия промышленности, транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса, другие предприятия и иное имущество, необходимое для осуществления задач Республики Башкортостан.
Владение, пользование и распоряжение государственной собственностью осуществляется в соответствии с законодательством Республики Башкортостан, а также с законодательством Российской Федерации по вопросам, переданным по Договору в ведение Российской Федерации.
Республика Башкортостан участвует в управлении имуществом, переданным Российской Федерации для выполнения федеральных задач.
Статья 12
Республика Башкортостан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Республике Башкортостан охраняется труд и здоровье людей; определяется прожиточный минимум; устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечивается поддержка семье, материнству, отцовству, детству, инвалидам и пожилым; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 13
В Республике Башкортостан признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
В Республике Башкортостан признается многопартийность.
Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Республики Башкортостан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 14
Республика Башкортостан - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Религия и религиозные объединения отделены от государства. Религиозные объединения равны перед законом.
Статья 15
Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Башкортостан. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Башкортостан, не должны противоречить Конституции Республики Башкортостан.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Башкортостан и законы Республики Башкортостан.
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Статья 16
Общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры Республики Башкортостан в области международной деятельности являются составной частью ее правовой системы. Если договором Республики Башкортостан в области международной деятельности установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила договора.
Республика Башкортостан может участвовать в межгосударственных объединениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Международная деятельность Республики Башкортостан основывается на признании принципов уважения государственного суверенитета и равенства всех стран, неотъемлемого права на самоопределение, равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права.
Статья 17
Защита суверенитета Республики Башкортостан и ее территориальной целостности относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
Республика Башкортостан участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности Российской Федерации, оснащении ее Вооруженных Сил.
Обязанности органов государственной власти Республики Башкортостан, общественных объединений, должностных лиц и граждан Республики Башкортостан по обеспечению безопасности и укреплению обороноспособности Российской Федерации, правила призыва на военную службу и ее несения военнослужащими определяются федеральным законом и законом Республики Башкортостан.
Статья 18
Республика Башкортостан отвергает насилие и войну как средства разрешения споров между государствами и народами.
В Республике Башкортостан пропаганда войны запрещается.
Статья 19
Положения настоящего раздела Конституции составляют основы конституционного строя Республики Башкортостан и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Башкортостан.
Раздел второй
Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Глава I
Общие положения
Статья 20
В Республике Башкортостан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя Республики Башкортостан, разжигания расовой, национальной, социальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.
Статья 21
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 22
Все равны перед законом и судом.
Равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 23
Перечисление в Конституции Республики Башкортостан основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В Республике Башкортостан не могут быть приняты законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Глава II
Гражданство
Статья 24
Граждане Российской Федерации обладают на территории Республики Башкортостан правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан.
Граждане Республики Башкортостан не могут быть лишены своего гражданства или права изменить его.
Статья 25
Гражданин Республики Башкортостан может иметь также гражданство другого государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Наличие у гражданина Республики Башкортостан иного гражданства не умоляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства Республики Башкортостан и гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Проживание гражданина Республики Башкортостан за пределами Республики Башкортостан не прекращает его гражданства.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Республики Башкортостан правами и несут обязанности наравне с гражданами Республики Башкортостан, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации.
Статья 26
Право убежища в Республике Башкортостан иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан.
Глава III
Гражданские и политические права граждан
Статья 27
Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
Республика Башкортостан стремится к полной отмене смертной казни. Смертная казнь, впредь до ее отмены, может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни и только по приговору суда.
Статья 28
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 29
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Законность задержания проверяется в судебном порядке.
Статья 30
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании закона и в судебном порядке.
Статья 31
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить гражданам Республики Башкортостан возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 32
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.
Обыск допускается на основании решения суда. В случаях, не терпящих отлагательства, возможен иной, установленный законом порядок производства обыска, предусматривающий обязательную последующую проверку судом законности обыска.
Статья 33
Каждый, кто законно находится на территории Республики Башкортостан, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Каждый имеет право свободно выезжать за пределы Республики Башкортостан и беспрепятственно возвращаться в Республику Башкортостан.
Статья 34
Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них.
Каждый имеет право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 35
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.
Статья 36
Граждане Республики Башкортостан вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Государство гарантирует реализацию права на указание своей национальной принадлежности. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на свободный выбор языка общения, на пользование родным языком, обучение и воспитание на родном языке.
Статья 37
Республика Башкортостан признает и гарантирует равные права на сохранение и развитие языков всех народов, проживающих на ее территории, создает возможности для их свободного развития.
Правовой статус языков определяется законом Республики Башкортостан.
Статья 38
Граждане Республики Башкортостан имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане Республики Башкортостан имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В выборах Президента Республики Башкортостан, депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан и в референдуме Республики Башкортостан вправе участвовать граждане Республики Башкортостан, находящиеся за ее пределами.
Статья 39
Граждане Республики Башкортостан имеют равный доступ к государственной службе.
Порядок приема на государственную службу, ее прохождения, классификации должностей и специальных званий, освобождения от должности, а также другие вопросы государственной службы регулируются законодательством Республики Башкортостан.
Статья 40
Граждане Республики Башкортостан имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 41
Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.
Деятельность общественных объединений на территории Республики Башкортостан регулируется законом Республики Башкортостан и федеральным законом.
Статья 42
Каждый имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Глава IV
Экономические, социальные и культурные права и свободы
Статья 43
В Республике Башкортостан признается и гарантируется право частной собственности.
Граждане Республики Башкортостан вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения с соблюдением условий, установленных законом.
Право наследования гарантируется законом.
Статья 44
Граждане Республики Башкортостан имеют право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
На территории Республики Башкортостан допускается предпринимательская деятельность иностранных граждан и организаций, лиц без гражданства. Условия и порядок этой деятельности, включая гарантии прав иностранных инвесторов, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан.
Статья 45
Республика Башкортостан защищает права потребителя, поддерживает деятельность обществ в защиту этих прав и иные формы их охраны.
Потребитель имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему производителями товаров, торговыми, сервисными, рекламными и иными организациями.
Статья 46
Труд свободен. Граждане Республики Башкортостан имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом в соответствии с прожиточным минимумом, а также право на защиту от безработицы.
Республика Башкортостан содействует полной занятости населения, осуществляет программы профессионального обучения и подготовки работников с учетом социальных потребностей и их личных способностей, гарантирует выплату пособий по безработице.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом Республики Башкортостан способов их разрешения, включая право на забастовку.
Статья 47
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральными законами и законами Республики Башкортостан продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и производств.
Статья 48
Семья, материнство, отцовство, детство, старость находятся под защитой Республики Башкортостан.
Брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов.
Забота о детях, их воспитание, содержание - равное право и обязанность родителей. Труд по воспитанию детей является основанием для социального обеспечения.
Дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей. Республика Башкортостан обеспечивает содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям.
Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
Статья 49
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Республике Башкортостан финансируются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Статья 50
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом.
Статья 51
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом и должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
В Республике Башкортостан поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.
Статья 52
Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Республика Башкортостан ведет и поощряет жилищное строительство, создает условия для реализации права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 53
Каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, внешкольного, общего и начального профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее и среднее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Республика Башкортостан устанавливает республиканские государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 54
Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Республика Башкортостан обеспечивает сохранение и защиту интеллектуального и художественного наследия, приумножение культурных ценностей, сохранение и развитие культуры башкирского народа, национальных культур других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, создание своих национально-культурных объединений.
Глава V
Гарантии прав и свобод
Статья 55
В Республике Башкортостан гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 56
В Республике Башкортостан гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина.
Решения, действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 57
Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Статья 58
В Республике Башкортостан гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 59
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Статья 60
Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 61
Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом.
Законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Статья 62
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
В Республике Башкортостан каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 63
Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию на основании закона, который не опубликован официально для всеобщего сведения.
Глава VI
Обязанности
Статья 64
Каждый, находящийся на территории Республики Башкортостан, обязан соблюдать Конституцию Республики Башкортостан и законы Республики Башкортостан, Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, уважать права и свободы, честь и достоинство других лиц.
Незнание закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.
Статья 65
В Республике Башкортостан каждый обязан беречь природу, сохранять ее богатства и окружающую среду, гуманно относиться к животному и растительному миру.
Граждане-землепользователи обязаны бережно относиться к земле, повышать ее плодородие.
Статья 66
В Республике Башкортостан каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом или основанными на законе решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 67
Граждане Республики Башкортостан в соответствии с установленным федеральными законами и законами Республики Башкортостан порядком несут гражданскую обязанность участвовать в осуществлении правосудия.
Статья 68
Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Республики Башкортостан. Граждане Республики Башкортостан несут военную службу в соответствии с законом Республики Башкортостан и федеральным законом.
Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина Республики Башкортостан, а также в иных установленных законом случаях, она может быть заменена альтернативной гражданской службой.
Статья 69
В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя республики в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия.
Чрезвычайное положение на всей территории Республики Башкортостан и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом и законом Республики Башкортостан.
Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54 Конституции Российской Федерации и статьями 27, 28, 30 (часть первая), 31, 35, 44 (часть первая), 52 (часть первая), 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 (части первая, вторая) Конституции Республики Башкортостан.
Раздел третий
Государственное устройство Республики Башкортостан
Глава VII
Организация государственной власти
1. Государственное Собрание Республики Башкортостан
Статья 70
Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан является высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Башкортостан.
Статья 71
Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из двух Палат - Палаты Представителей и Законодательной Палаты.
Порядок формирования Палаты Представителей и избрания депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан определяется законом Республики Башкортостан.
Статья 72
Государственное Собрание Республики Башкортостан формируется (избирается) сроком на четыре года.
Государственное Собрание Республики Башкортостан собирается на свое первое заседание на пятнадцатый день после формирования (избрания). Президент Республики Башкортостан может созвать заседание Государственного Собрания Республики Башкортостан ранее этого срока.
Первое заседание Государственного Собрания Республики Башкортостан открывает старейший по возрасту член Палаты Представителей или депутат Законодательной Палаты.
Статья 73
В Палату Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан входят по два представителя от каждого района (района в городе) и города республики, не имеющего районного деления. Количественный состав депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан устанавливается законом Республики Башкортостан.
Членом Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан, депутатом Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан может быть гражданин Республики Башкортостан, достигший 21 года.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Палаты Представителей и депутатом Законодательной Палаты. Депутат Законодательной Палаты не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 74
Член Палаты Представителей и депутат Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан имеют право:
1) внесения законопроектов и предложений об их разработке;
2) запроса к любому органу или должностному лицу Республики Башкортостан; орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, должны дать ответ на заседаниях Государственного Собрания Республики Башкортостан, его Палат, комитетов и комиссий в установленный законом срок;
3) выступления на заседаниях Палат, комитетов, комиссий;
4) выдвижения кандидатур на выборные должности в Палатах, комитетах, комиссиях;
5) постановки вопросов о вызове любого должностного лица, гражданина в Палаты, комитеты, комиссии;
6) участия в образовании и деятельности фракций и групп;
7) на иные действия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан.
Статья 75
Члены Палаты Представителей и депутаты Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан обладают неприкосновенностью.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Прокурора Республики Башкортостан соответствующей Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан на основании заключения ее комиссии, специально образуемой для данного случая.
Член Палаты Представителей и депутат Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан не могут быть привлечены к ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие их статусу.
Статья 76
Законодательная Палата - постоянно действующий законодательный орган Республики Башкортостан.
Депутаты Законодательной Палаты работают на профессиональной постоянной основе. Депутат Законодательной Палаты не может находиться на государственной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Заседания Палаты Представителей проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.
Члены Палаты Представителей освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления их деятельности в Государственном Собрании, Палате Представителей, комитетах и комиссиях, а также для выполнения иных полномочий.
Статья 77
Палата Представителей и Законодательная Палата заседают, как правило, раздельно.
Палаты собираются совместно для заслушивания посланий и докладов Президента Республики Башкортостан, посланий Конституционного Суда Республики Башкортостан, докладов Кабинета Министров Республики Башкортостан, выступлений представителей других государств, а также для рассмотрения иных вопросов в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан.
Статья 78
Государственное Собрание Республики Башкортостан избирает Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Председатель Государственного Собрания ведет заседания Государственного Собрания и ведает его внутренним распорядком.
Государственное Собрание Республики Башкортостан образует комитеты и комиссии, осуществляет по вопросам своего ведения парламентский контроль, проводит парламентские слушания и расследования.
Государственное Собрание Республики Башкортостан принимает регламент и постановления по вопросам организации и процедуры своей деятельности.
Статья 79
К ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан относятся:
1) принятие Конституции Республики Башкортостан, внесение в нее изменений и дополнений;
2) принятие законов Республики Башкортостан, внесение в них изменений и дополнений;
3) определение совместно с Президентом Республики Башкортостан внутренней и внешней политики Республики Башкортостан;
4) решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Башкортостан;
5) определение административно-территориального устройства Республики Башкортостан; образование новых районов и городов, их наименование и переименование;
6) утверждение республиканского бюджета и осуществление контроля за его исполнением; установление доходов, поступающих на образование бюджета Республики Башкортостан; решение вопросов финансового, кредитного и таможенного регулирования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Башкортостан;
7) установление порядка организации и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти Республики Башкортостан, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления; правовое регулирование деятельности общественных объединений на территории Республики Башкортостан;
8) обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории Республики Башкортостан; осуществление законодательного регулирования отношений собственности, организации управления экономикой и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений;
9) избрание Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан;
10) дача согласия Президенту Республики Башкортостан на назначение Премьер-министра Республики Башкортостан;
11) решение вопросов о доверии Президенту Республики Башкортостан и об отставке Президента Республики Башкортостан;
12) решение вопроса о доверии Кабинету Министров Республики Башкортостан;
13) принятие решения о проведении республиканского народного голосования (референдума);
14) назначение сроков формирования Палаты Представителей и выборов депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан, назначение выборов Президента Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, назначение членов Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;
15) избрание Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Башкортостан;
16) согласование назначения Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, его заместителей, членов Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан, судей Верховного Суда Республики Башкортостан, председателей и судей районных судов; избрание председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Башкортостан, мировых судей Республики Башкортостан;
17) согласование назначения Председателя Арбитражного суда Республики Башкортостан, его заместителей, судей Арбитражного суда;
18) согласование назначения Прокурора Республики Башкортостан;
19) назначение Председателя Государственного контрольного комитета Республики Башкортостан;
20) назначение Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека;
21) ратификация и денонсация договоров Республики Башкортостан в области международной деятельности;
22) учреждение государственных наград Республики Башкортостан, установление специальных званий, классных чинов, почетных званий Республики Башкортостан;
23) утверждение указа Президента Республики Башкортостан о чрезвычайном положении, вводимом при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом и законом Республики Башкортостан;
24) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан.
Компетенция Палаты Представителей и Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан определяется законом о Государственном Собрании Республики Башкортостан.
Статья 80
Государственное Собрание Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает законы и постановления.
Статья 81
Для обеспечения деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан образуется Секретариат. Положение о Секретариате Государственного Собрания Республики Башкортостан, его структура и штатное расписание утверждаются Государственным Собранием Республики Башкортостан.
2. Президент Республики Башкортостан
Статья 82
Главой Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан.
Президент Республики Башкортостан выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции Республики Башкортостан и законов Республики Башкортостан, а также договоров и соглашений Республики Башкортостан в области международной деятельности, защищает суверенитет Республики Башкортостан, экономические и политические интересы Республики Башкортостан.
Президент как глава Республики Башкортостан является ее высшим должностным лицом, представляющим Республику Башкортостан вне республики и в международных отношениях.
Статья 83
Президентом Республики Башкортостан может быть избран гражданин Республики Башкортостан, не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Башкортостан. Квалификационные требования по владению государственными языками Республики Башкортостан устанавливаются законом Республики Башкортостан.
Президент Республики Башкортостан избирается на пять лет. Продолжительность пребывания одного и того же лица в должности Президента Республики Башкортостан устанавливается законом о Президенте Республики Башкортостан.
Статья 84
Президент Республики Башкортостан избирается гражданами Республики Башкортостан на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном законом Республики Башкортостан.
Статья 85
При вступлении в должность Президент Республики Башкортостан приносит народу следующую присягу:
"Торжественно клянусь верно служить многонациональному народу Республики Башкортостан, укреплять и защищать ее суверенитет, строго следовать Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня народом обязанности Президента Республики Башкортостан".
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Палаты Представителей и депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан, членов Кабинета Министров Республики Башкортостан и судей Конституционного Суда Республики Башкортостан, Верховного Суда Республики Башкортостан, Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Статья 86
Президент Республики Башкортостан:
1) обеспечивает права и свободы человека и гражданина Республики Башкортостан, суверенитет Республики Башкортостан, государственно-территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории;
2) обладает правом законодательной инициативы;
3) подписывает и обнародует законы Республики Башкортостан;
4) представляет не реже одного раза в год доклады Государственному Собранию Республики Башкортостан о положении в республике, обращается с посланиями к народу Республики Башкортостан и к Государственному Собранию Республики Башкортостан;
5) назначает Премьер-министра Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан;
6) образует и упраздняет министерства и государственные комитеты Республики Башкортостан; назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Республики Башкортостан;
7) руководит деятельностью Кабинета Министров Республики Башкортостан;
8) принимает отставку Кабинета Министров Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан;
9) опротестовывает самостоятельно или по заключению Конституционного Суда Республики Башкортостан действие на территории Республики Башкортостан актов государственных органов Российской Федерации, принятых по предметам ведения Республики Башкортостан и полномочий Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан;
10) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан: кандидатуры для избрания на должность Председателя, заместителя Председателя, судей Конституционного Суда Республики Башкортостан, а также вносит представления о прекращении их полномочий; кандидатуры для согласования назначения Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, Председателя Арбитражного суда Республики Башкортостан, их заместителей, членов Президиума, судей Верховного Суда Республики Башкортостан, судей Арбитражного суда Республики Башкортостан, председателей и судей районных судов; кандидатуры для избрания председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Башкортостан, мировых судей; кандидатуру для согласования назначения Прокурора Республики Башкортостан;
11) назначает Председателя национального банка Республики Башкортостан;
12) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан кандидатуру для назначения на должность Председателя Государственного контрольного комитета Республики Башкортостан;
13) принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности в Республике Башкортостан;
14) формирует и возглавляет Совет безопасности Республики Башкортостан, статус которого определяется законом Республики Башкортостан;
15) назначает и освобождает глав администраций районов и городов;
16) издает указ о чрезвычайном положении при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом и законом Республики Башкортостан;
17) представляет Республику Башкортостан в отношениях с Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также в международных отношениях;
18) участвует от имени Республики Башкортостан в решении вопросов, предусмотренных Договором с Российской Федерацией, назначает и отзывает представителей Республики Башкортостан при органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также в иностранных государствах и международных организациях;
19) решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Башкортостан и предоставления убежища в соответствии с законодательством Российской Федерации;
20) осуществляет право помилования граждан, осужденных судами Республики Башкортостан;
21) награждает государственными наградами Республики Башкортостан, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания Республики Башкортостан;
22) формирует Администрацию Президента Республики Башкортостан;
23) назначает членов Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;
24) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящей Конституцией, законом о Президенте Республики Башкортостан и другими законами Республики Башкортостан.
Статья 87
Полномочия Президента Республики Башкортостан не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти.
Статья 88
Президент Республики Башкортостан в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает указы и распоряжения, проверяет их исполнение.
Указы и распоряжения Президента Республики Башкортостан не могут противоречить Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан. Указы и распоряжения Президента Республики Башкортостан обязательны к исполнению на всей территории Республики Башкортостан.
Президент Республики Башкортостан вправе отменять решения руководителей органов исполнительной власти на территории Республики Башкортостан, если они противоречат Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан, а также освобождать от исполнения обязанностей руководителей органов исполнительной власти в случае нарушения ими законодательства Республики Башкортостан.
Статья 89
Личность Президента Республики Башкортостан неприкосновенна и охраняется законом.
В случае нарушения Президентом Республики Башкортостан Конституции Республики Башкортостан и законов Республики Башкортостан, а также данной им присяги Государственное Собрание Республики Башкортостан по заключению Конституционного Суда Республики Башкортостан вправе выразить недоверие Президенту Республики Башкортостан, принять постановление об его отрешении от должности и назначить выборы нового Президента Республики Башкортостан в порядке, установленном законом Республики Башкортостан.
Президент Республики Башкортостан может подать в отставку. Вопрос об отставке Президента решается Государственным Собранием Республики Башкортостан.
Статья 90
В случае отрешения Президента Республики Башкортостан от должности, отставки Президента Республики Башкортостан, а также в случае смерти Президента Республики Башкортостан в период до избрания нового Президента полномочия Президента Республики Башкортостан исполняет Премьер-министр Республики Башкортостан, а если это невозможно - Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан.
3. Кабинет Министров Республики Башкортостан
Статья 91
Кабинет Министров Республики Башкортостан - Правительство Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан.
Статья 92
Кабинет Министров Республики Башкортостан формируется Президентом Республики Башкортостан. Премьер-министр Республики Башкортостан назначается Президентом Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан. Заместители Премьер-министра Республики Башкортостан, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств Республики Башкортостан назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Республики Башкортостан.
По представлению Премьер-министра Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан может включить в состав Правительства Республики Башкортостан руководителей других органов и организаций Республики Башкортостан.
Члены Кабинета Министров Республики Башкортостан не могут быть депутатами Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан, представительных органов местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 93
Вновь образованный Кабинет Министров Республики Башкортостан представляет на рассмотрение Президента Республики Башкортостан и Государственного Собрания Республики Башкортостан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
Кабинет Министров Республики Башкортостан не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Государственным Собранием Республики Башкортостан.
Предложения о доверии Кабинету Министров Республики Башкортостан может внести группа в составе не менее 30 членов Палаты Представителей и депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан. Вопрос о доверии Кабинету Министров Республики Башкортостан может поставить перед Государственным Собранием также Президент Республики Башкортостан. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Палаты Представителей и большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан.
В случае принятия Государственным Собранием Республики Башкортостан решения о недоверии Кабинету Министров Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан распускает Правительство Республики Башкортостан путем принятия указа об отставке Кабинета Министров Республики Башкортостан.
При отставке Кабинета Министров Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан обязан сформировать в двухнедельный срок новое Правительство Республики Башкортостан.
Статья 94
Кабинет Министров Республики Башкортостан проводит выработанную Государственным Собранием Республики Башкортостан и Президентом Республики Башкортостан внутреннюю и внешнюю политику Республики Башкортостан.
Кабинет Министров Республики Башкортостан правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Республики Башкортостан, поскольку они не входят согласно Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан в компетенцию Государственного Собрания Республики Башкортостан и Президента Республики Башкортостан.
В пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Башкортостан:
1) осуществляет управление экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности для формирования и реализации механизмов регулирования рыночной экономики;
2) осуществляет меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного минимального размера оплаты труда и социального обеспечения;
3) организует разработку и исполнение республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан, а также осуществляет прогнозирование социально-экономического развития Республики Башкортостан;
4) осуществляет меры по развитию науки, техники и технологии, рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов;
5) осуществляет единую государственную политику, определяет объем и порядок поставок продукции (товаров) для государственных нужд, координирует разработку и реализацию государственных программ, направленных на сохранение и развитие культурных ценностей народов республики, удовлетворение культурных потребностей граждан, обеспечение и защиту конституционного права граждан на образование, преемственность и разнообразие форм образования, организацию охраны здоровья населения, обеспечение поддержки наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан, обеспечение устойчивого функционирования государственной службы занятости и рациональное использование трудовых ресурсов;
6) осуществляет меры по защите интересов Республики Башкортостан, охране общественного порядка, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности;
7) осуществляет руководство в сфере внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан;
8) осуществляет руководство органами исполнительной власти Республики Башкортостан;
9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан.
Статья 95
Кабинет Министров Республики Башкортостан на основе и во исполнение законов Республики Башкортостан, постановлений Государственного Собрания Республики Башкортостан, указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан, а также федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, принятых по предметам ведения Российской Федерации и по полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение. Постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан обязательны к исполнению на всей территории Республики Башкортостан.
Статья 96
Кабинет Министров Республики Башкортостан в пределах своей компетенции имеет право вносить предложения Президенту Республики Башкортостан об отмене постановлений и распоряжений глав администраций районов и городов.
Кабинет Министров Республики Башкортостан имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Республики Башкортостан, других подведомственных ему органов.
Статья 97
Кабинет Министров Республики Башкортостан объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Республики Башкортостан и других подведомственных ему органов.
Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти Республики Башкортостан руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Кабинету Министров Республики Башкортостан и Президенту Республики Башкортостан.
Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти Республики Башкортостан несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.
Статья 98
Структура Кабинета Министров Республики Башкортостан, компетенция, порядок деятельности и отношения Кабинета Министров Республики Башкортостан с другими органами государственной власти Республики Башкортостан, с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации определяются законом о Кабинете Министров Республики Башкортостан.
Глава VIII
Местное самоуправление
Статья 99
Местное самоуправление в Республике Башкортостан обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статья 100
Местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления населения (референдумы, собрания, сходы), а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с согласия их населения.
Статья 101
Органы местного самоуправления в соответствии с законом самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы государственной власти Республики Башкортостан содействуют местному самоуправлению.
Статья 102
Местное самоуправление в Республике Башкортостан гарантируется: самостоятельным определением структуры местного самоуправления; правом на судебную защиту и на компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан.
Принципы, организация и гарантии местного самоуправления устанавливаются законом Республики Башкортостан.
Статья 103
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти Республики Башкортостан.
Глава IX
Формирование (выборы) органов государственной власти
Республики Башкортостан и органов местного самоуправления
Статья 104
Формирование (выборы) органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с законами Республики Башкортостан.
Статья 105
Выборы проводятся по избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 106
Выборы от избирательных округов являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Башкортостан, достигшие 18 лет.
Не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Статья 107
Выборы являются равными. Каждый избиратель имеет один голос. Избирательные округа образуются, как правило, с равным числом избирателей.
Статья 108
Выборы являются прямыми.
Статья 109
Голосование на выборах является тайным. Контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 110
Организация и подведение итогов выборов осуществляются избирательными комиссиями. Вся их работа ведется открыто и гласно.
Статья 111
Гражданам Республики Башкортостан, собраниям избирателей, партиям, другим общественным объединениям гарантируются возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации "за" или "против" кандидата на собраниях и в средствах массовой информации.
Статья 112
Воспрепятствование гражданам Республики Башкортостан в реализации их избирательных прав, фальсификация результатов выборов и другие нарушения законов о выборах влекут ответственность в соответствии с законом.
Статья 113
Споры по поводу регистрации кандидатов, проведения и итогов выборов рассматриваются судом, решение которого является окончательным.
Глава X
Административно-территориальное устройство
Статья 114
Территория Республики Башкортостан целостна, едина, неделима, неотчуждаема.
Статья 115
Республика Башкортостан самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства республики.
Порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения поселений республики к городским и сельским населенным пунктам, а также иные вопросы административно-территориального устройства республики регулируются законом Республики Башкортостан.
Глава XI
Законодательство. Суды и правоохранительные органы
1. Система законодательства
Статья 116
Республика Башкортостан имеет самостоятельную систему законодательства.
Приоритетными направлениями развития системы законодательства Республики Башкортостан являются: конституционное законодательство; законодательство, обеспечивающее развитие экономических отношений и иных, связанных с ними, отношений; законодательство, обеспечивающее рациональное использование и надежную охрану природной среды; законодательство, обеспечивающее эффективное управление социально-экономическим и социально-культурным развитием; законодательство, обеспечивающее эффективную деятельность правоохранительных и судебных органов республики; договоры и соглашения Республики Башкортостан в области международной деятельности.
Статья 117
Республика Башкортостан осуществляет собственное правовое регулирование по предметам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Законы Республики Башкортостан, принятые по предметам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, обладают верховенством на всей территории Республики Башкортостан.
Федеральные законы, принятые по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан и Договором о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, обязательны на территории Республики Башкортостан.
В случае противоречия между законом Республики Башкортостан, принятым в соответствии с частью второй настоящей статьи, и федеральным законом действует закон Республики Башкортостан.
Статья 118
Право законодательной инициативы принадлежит Палате Представителей, Законодательной Палате, членам Палаты Представителей, депутатам Законодательной Палаты, комитетам и комиссиям палат, Президенту Республики Башкортостан, Кабинету Министров Республики Башкортостан, Конституционному Суду Республики Башкортостан, Верховному Суду Республики Башкортостан, Арбитражному суду Республики Башкортостан, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, Федерации профсоюзов Республики Башкортостан.
Законопроекты о введении или отмене налогов, частичном или полном освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств Республики Башкортостан, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета, могут быть внесены при наличии заключения Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Статья 119
Законы Республики Башкортостан принимаются Законодательной Палатой в установленном законом порядке.
Полномочия Палаты Представителей в законодательном процессе определяются законом.
Статья 120
Закон Республики Башкортостан, принятый Государственным Собранием Республики Башкортостан, направляется в семидневный срок Президенту Республики Башкортостан для подписания и обнародования.
Президент Республики Башкортостан подписывает и обнародует закон либо отклоняет его.
Если Президент Республики Башкортостан в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то Законодательная Палата и Палата Представителей в установленном законом порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет принят в прежней редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательной Палаты и большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Палаты Представителей, он подлежит подписанию Президентом Республики Башкортостан в течение семи дней и обнародованию.
Процедура обнародования законов определяется законом Республики Башкортостан.
2. Судебная власть
Статья 121
Правосудие в Республике Башкортостан осуществляется только судом.
Судебную власть в Республике Башкортостан осуществляют: Конституционный Суд Республики Башкортостан, Верховный Суд Республики Башкортостан, Арбитражный суд Республики Башкортостан, районные суды и мировые судьи.
Организация, полномочия и порядок деятельности судов в Республике Башкортостан определяются федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
Статья 122
Судебная власть в Республике Башкортостан самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.
Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Статья 123
Конституционный Суд Республики Башкортостан в целях защиты конституционного строя Республики Башкортостан, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции Республики Башкортостан на всей ее территории рассматривает дела о конституционности:
1) договоров Республики Башкортостан в области международной деятельности;
2) договоров между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;
3) законов Республики Башкортостан и нормативных правовых актов Государственного Собрания Республики Башкортостан;
4) нормативных правовых актов Президента Республики Башкортостан, Кабинета Министров Республики Башкортостан и иных органов исполнительной власти Республики Башкортостан;
5) нормативных правовых актов местных органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления;
6) иных дел, если они предусмотрены законом и не противоречат юридической природе Конституционного Суда Республики Башкортостан.
Конституционный Суд Республики Башкортостан решает вопросы об антиконституционности политических партий, ограничении их деятельности, запрещении и роспуске.
Конституционный Суд Республики Башкортостан дает заключения о соответствии Конституции Республики Башкортостан:
1) действий и решений Президента Республики Башкортостан, а также иных должностных лиц Республики Башкортостан, если согласно Конституции Республики Башкортостан неконституционность их действий и решений служит основанием для отрешения от должности или приведения в действие иного специального механизма их ответственности;
2) ратифицированных или вступивших в силу без ратификации договоров Республики Башкортостан в области международной деятельности.
Конституционный Суд Республики Башкортостан дает общеобязательное толкование Конституции Республики Башкортостан.
Конституционный Суд Республики Башкортостан дает заключения об утрате, в том числе временной, Президентом Республики Башкортостан способности исполнять свои обязанности.
Акты, признанные Конституционным Судом Республики Башкортостан неконституционными, утрачивают силу. Решения Конституционного Суда Республики Башкортостан вступают в силу немедленно после их провозглашения, являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат.
Статья 124
Верховный Суд Республики Башкортостан осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции в Республике Башкортостан.
Статья 125
Арбитражный суд Республики Башкортостан - судебный орган по разрешению экономических споров и рассмотрению иных дел, отнесенных законом к его компетенции.
Статья 126
Судьями в Республике Башкортостан могут быть граждане Республики Башкортостан, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Законом Республики Башкортостан могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Республики Башкортостан.
Судья в Республике Башкортостан не вправе быть депутатом, членом Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан, принадлежать к политическим партиям и движениям, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 127
Судьи несменяемы.
Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
Статья 128
Судьи неприкосновенны.
Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом законом.
Статья 129
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом.
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Граждане Республики Башкортостан участвуют в осуществлении правосудия в порядке, установленном законом.
Статья 130
Финансирование судов производится в соответствии с законом и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.
3. Прокуратура
Статья 131
Надзор за точным и единообразным исполнением Конституции Республики Башкортостан, действующих на территории Республики Башкортостан законов всеми министерствами, государственными комитетами и другими органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями, должностными лицами, а также гражданами на территории Республики Башкортостан осуществляется Прокурором Республики Башкортостан и подчиненными ему прокурорами.
Статья 132
Прокурор Республики Башкортостан назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Президентом Республики Башкортостан и Государственным Собранием Республики Башкортостан.
Статья 133
Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в соответствии с законом, подчиняясь Прокурору Республики Башкортостан.
Полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Республики Башкортостан определяются законом.
4. Адвокатура и нотариат
Статья 134
Адвокатура в Республике Башкортостан представляет собой независимое профессиональное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.
В Республике Башкортостан разрешается частная адвокатская деятельность.
Организация и порядок деятельности адвокатуры регулируются законом Республики Башкортостан и федеральным законом.
Статья 135
Нотариат в Республике Башкортостан призван обеспечить в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства.
Совершение нотариальных действий в Республике Башкортостан возлагается на нотариусов. Нотариусы могут заниматься частной практикой или работать в государственных нотариальных конторах.
Организация и порядок деятельности нотариатов определяются законом Республики Башкортостан и федеральным законом.
Раздел четвертый
Финансы и бюджет
Статья 136
Бюджетная система Республики Башкортостан состоит из республиканского бюджета, бюджетов районов, городов, местных бюджетов и внебюджетных фондов.
Принципы организации бюджетной системы Республики Башкортостан определяются федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
Статья 137
Республика Башкортостан проводит единую бюджетно-финансовую, налоговую, денежно-кредитную и ценовую политику, координируемую с соответствующей политикой Российской Федерации на договорной основе.
Статья 138
Республиканский бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан ежегодно принимаются Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Бюджеты всех уровней формируются ежегодно в соответствии с бюджетным законодательством Республики Башкортостан.
Статья 139
Органы местного самоуправления самостоятельно принимают местные бюджеты в пределах своей компетенции в соответствии с бюджетным законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Статья 140
Республика Башкортостан устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в бюджет Республики Башкортостан в соответствии с федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
Статья 141
Организации и физические лица вносят налоги и сборы в бюджетную систему Республики Башкортостан в соответствии с федеральными законами и законами Республики Башкортостан о налогах и сборах.
Статья 142
Банковскую систему в Республике Башкортостан составляют национальный банк Республики Башкортостан, а также иные банки.
Правовой статус национального банка Республики Башкортостан определяется федеральным законом и законом Республики Башкортостан.
Раздел пятый
Государственные символы и столица Республики Башкортостан
Статья 143
Республика Башкортостан имеет свой Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн - официальные символы, выражающие суверенитет Республики Башкортостан, самобытность и традиции народа Башкортостана.
Статья 144
Государственный герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю "Башкортостан".
В цветном изображении Государственного герба Республики Башкортостан памятник Салавату и орнамент - золотистого, цветок курая - зеленого, восходящее Солнце - светло-золотистого цвета, лучи Солнца - желтого, фон между памятником и орнаментом - белого, внутренняя и наружная окружности - темно-золотистого цвета.
Статья 145
Государственный флаг Республики Башкортостан представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос: верхняя полоса синего цвета, средняя белого и нижняя зеленого цвета. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков.
Статья 146
Государственным гимном Республики Башкортостан является торжественная мелодия "Республика" на музыку Фарита Идрисова.
Статья 147
Столицей Республики Башкортостан является город Уфа. Статус столицы устанавливается законом Республики Башкортостан.
Раздел шестой
Обеспечение стабильности Конституции. Порядок ее
изменения и дополнения
Статья 148
Стабильность Конституции Республики Башкортостан обеспечивается особым порядком ее изменения и дополнения, особой процедурой пересмотра отдельных конституционных положений.
Статья 149
Предложения об изменениях и дополнениях Конституции Республики Башкортостан могут вносить:
не менее одной трети членов Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан;
не менее одной трети депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан;
Президент Республики Башкортостан;
Конституционный Суд Республики Башкортостан.
Статья 150
Предложения об изменениях и дополнениях положений разделов первого и шестого Конституции Республики Башкортостан рассматриваются Государственным Собранием Республики Башкортостан лишь после поддержки их пятьюдесятью тысячами избирателей.
Изменение и дополнение положений разделов второго, третьего, четвертого, пятого Конституции Республики Башкортостан производится решением Государственного Собрания Республики Башкортостан в общем порядке.
Статья 151
Законы Республики Башкортостан о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан считаются принятыми, если они прошли три чтения и приняты большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательной Палаты и большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Если в течение года после внесения предложения об изменении и дополнении Конституции Республики Башкортостан Государственное Собрание Республики Башкортостан не принимает соответствующий закон, предложение считается отклоненным и не может быть возобновлено в течение года после его отклонения.
Процедура внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан определяется Законом Республики Башкортостан "О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Республики Башкортостан от 3 ноября 2000 г. N 94-з "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.