Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 июня 2000 г. N 185 "О комплексной программе "Кадры системы образования Республики Башкортостан" на 2000-2003 годы"

2. Министерству народного образования Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных комплексной программой "Кадры системы образования Республики Башкортостан" на 2000-2003 годы.

Премьер-министр

Р.И.Байдавлетов

 

Управляющий Делами

И.У.Забиров

 

Комплексная программа "Кадры системы образования
Республики Башкортостан" на 2000-2003 годы
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 29 июня 2000 г. N 185)

 

Содержание

 

Паспорт

 

Даты принятия ре-
шения о разработке
программы, ее ут-
верждения (наиме-
нование и номер
нормативного акта)
Программа развития образования в Республике Башкор-
тостан на 1999-2003 годы, одобренная постановлением
Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26
февраля 1999 года N 49.
Государственный
заказчик-координа-
тор
Министерство народного образования Республики Баш-
кортостан.
Основные разработ-
чики программы
Министерство народного образования Республики Баш-
кортостан,
Башкирский государственный педагогический универси-
тет.
Цели и задачи
программы
Личностное, профессиональное становление и квалифи-
кационный рост педагогических кадров.
Профессиональное взаимодействие субъектов образова-
тельной системы.
Стимулирование инновационной, поисковой, творчес-
кой, профессиональной деятельности педагогических
кадров.
Взаимодействие специалистов Профессионально-педаго-
гического образования на структурных уровнях систе-
мы образования.
Сроки и этапы реа-
лизации программы
2000-2003 годы.
Перечень основных
мероприятий
Нормативно-правовое обеспечение системы непрерывно-
го профессионально-педагогического образования.
Организация и управление подготовкой, переподготов-
кой и повышением квалификации педагогических кадров
республики.
Подготовка программно-учебно-методического обеспе-
чения системы непрерывного профессионально-педаго-
гического образования. Социальная защита педагоги-
ческих кадров.
Ожидаемые конечные
результаты реали-
зации программы
Сокращение сроков подготовки специалистов с высшим
педагогическим образованием.
Повышение качества теоретической и практической
подготовки, переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров.
Мониторинг распределения педагогических кадров по
специальностям в структурных подразделениях системы
образования республики.
Переориентация педагогических учебных заведений на
подготовку специалистов по остродефицитным специ-
альностям.
Обеспечение более тесной связи научно-педагогичес-
ких работников и преподавателей педагогических
учебных заведений республики, формирование единого
поля научно-педагогических исследований.
Система организа-
ции контроля по
исполнению про-
граммы
Контроль выполнения программы осуществляет Минис-
терство народного образования Республики Башкорто-
стан.
Система контроля предусматривает:
- ежегодный аналитический отчет о педагогических
кадрах по утвержденным показателям органов управ-
ления народным образованием городов (районов)
республики, педагогических учебных заведений,
подведомственных Министерству народного образова-
ния Республики Башкортостан;
- ежегодное рассмотрение на заседании коллегии ито-
гов анализа отчетов;
- систематическое обсуждение хода выполнения про-
граммы на республиканских совещаниях начальников
органов управления народным образованием городов
(районов) республики.

 

Введение

 

Процесс перехода общества к рыночной модели развития требует быстрой адаптации специалистов к новым социокультурным и экономическим условиям, перепрофилирования их деятельности. Особое место в данном процессе занимает система непрерывного профессионально-педагогического образования (СНППО), которая является системой поэтапного становления и развития субъектов профессионально-педагогической деятельности различных специализаций, уровня и квалификации, т.е. той поддерживающей социокультурной средой, где создаются благоприятные условия для профессионально-личностного роста, стимулирования инновационной, творческой, профессиональной деятельности, профессионального взаимодействия.

Отличительной чертой СНППО является ее гуманистическая направленность - обращение к личности как высшей социальной цели-ценности, установка на подготовку специалистов с высокими интеллектуальными и духовными качествами, создание условий для развития в каждом педагоге свободной, созидающей, творческой личности. Одним из условий реализации гуманистической направленности является создание условий для выбора и реализации педагогами собственной образовательной траектории, содержания, темпа профессионально-личностного становления в рамках педагогической школы, системы переподготовки, повышения квалификации и профессиональной деятельности. На смену единообразию функционирования высших и средних педагогических учебных заведений приходит многоуровневая модель профессионального образования, ориентированная на предоставление специалисту широких возможностей для интенсивной профессионально-личностной самореализации.

Процесс формирования СНППО затрагивает все основные стороны деятельности среднего, высшего, послевузовского профессионального образования, отделов Министерства народного образования Республики Башкортостан и управлений образованием в (районных) городских администрациях и выявляет новые перспективы повышения квалификации, работы с педагогическими кадрами. В частности, источником проектирования СНППО становятся как потребности учреждений образования в педагогических кадрах, социальный заказ, так и специфические запросы самих педагогов, желающих повысить квалификацию.

Кроме того, педагогическая школа нуждается и в повышении качества подготовки специалистов в сфере ценностно-целевых, содержательно-технологических и рефлексивно-оценочных компонентов образовательного процесса, разработки новых организационных форм, методов и методик подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров с учетом достижений психолого-педагогической науки. Качество подготовки выпускников школ, определяющее качество знаний абитуриентов и студентов педагогических колледжей и институтов, во многом зависит от личностно-профессиональной подготовленности учительских кадров. Изменить ее в лучшую сторону можно только силами самих педагогов, причем субъектов СНППО всех уровней (школьных учителей, специалистов педагогической школы, системы повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров, включая и технические вузы). Таким образом, профессионально-педагогическое сообщество является полностью субъектом процесса изменения собственных качественных характеристик.

В данных условиях принципиально важным представляется:

- диагностика сегодняшнего состояния СНППО Республики Башкортостан на разных уровнях;

- определение перспектив развития СНППО РБ;

- определение путей и условий интеграции всех компонентов СНППО в единую структуру, подчиненную одной системообразующей цели, их вертикальной и горизонтальной координации;

- формирование системы контроля и оценки эффективности СНППО.

Главной целью комплексной программы "Кадры системы образования Республики Башкортостан" на 2000-2003 годы является изучение и решение проблем органов управления народным образованием Республики Башкортостан, педагогических коллективов школ и внешкольных учреждений, научно-исследовательских лабораторий институтов, педагогических вузов, училищ, колледжей по подготовке и переподготовке педагогических кадров, созданию благоприятной социально-профессиональной среды для их жизнедеятельности и педагогической работы в современных рыночных условиях.

Постоянное овладение новыми знаниями и профессиональными навыками является непременным условием сохранения квалификации педагога и должно обеспечиваться государственной системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Только сочетание компетентности и мобильности делает переподготовку и повышение квалификации адекватными общественным запросам и потребностям самой личности.

Смена сложившейся структуры и содержания профессионально-педагогического образования потребует интеграции деятельности различных типов и видов учебных заведений, создания учебно-методических комплексов ("школа-вуз", "школа-ссуз"), учебных заведений типа колледжей (профессиональная школа при вузе), лицеев, обеспечивающих активную профориентацию, допрофессиональную подготовку, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и создание условий для освоения новых и смежных педагогических специальностей и передовых педагогических технологий.

Программа предусматривает необходимые изменения в сфере образования, связанные с формированием новой генерации педагогических кадров, способных успешно решать учебно-воспитательные задачи и обеспечивать реализацию инновационных процессов.

В программе определены основные направления работы органов государственной власти и управлений народным образованием Республики Башкортостан, связанные с воспроизводством педагогических кадров и созданием условий для их успешной деятельности. По сути, программа предусматривает спектр правовых, научных, образовательных и организационных мер, обеспечивающих успешное функционирование педагогического образования и педагогической деятельности.

Программа включает в себя следующие разделы:

1. Анализ обеспеченности общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами.

2. Методологические основы формирования СНППО.

3. Становление СНППО в Республике Башкортостан.

4. Основные мероприятия по реализации комплексной программы "Кадры системы образования Республики Башкортостан" на 2000-2003 годы.

1. Анализ обеспеченности общеобразовательных учреждений
педагогическими кадрами

 

Важнейшей стратегической задачей Программы развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг. является разработка единой комплексной структуры кадрового обеспечения системы образования на основе глубокого анализа тенденций, складывающихся в сфере педагогического образования.

На начало 2000 года в Республике Башкортостан функционировало 3259 общеобразовательных школ, в них обучались 689675 учащихся. Количество учителей и руководителей, работающих в этой сфере образования, составило 67670 человек. Подготовкой педагогических кадров занимаются 4 высших и 15 средних специальных педагогических учебных заведений.

Общая численность педагогических кадров в системе общего среднего образования за период с 1980 по 1999 год увеличилась в 1,62 раза. С 1980 по 1984 годы количество учителей неуклонно сокращалось. Сокращение за этот период составило 1509 человек. В 1985-1989 годах количество учителей значительно возросло. Общий рост за этот период составил 7811 человек (2,2 раза). За год в среднем численность педагогических кадров увеличивалась на 1562 человека. В последующие 5 лет эта тенденция сохранялась. Общий приток педагогических кадров в сферу образования за этот период составил 11457 человек (рост в 1,26 раза). В среднем увеличение численности педагогов за этот период составило 2291 человек в год. В 1995-1999 годах темпы роста численности педагогических кадров несколько сократились (рост в 1,1 раза). Таким образом, численность учителей в сфере образования увеличивается, хотя и неравномерно, с тенденцией в последние три года к замедлению темпов роста. При этом различна динамика изменения численности педагогов в городе и селе. В целом темпы увеличения численности педагогических кадров в городе были выше, чем в сельской местности. Так, с 1995 года их общая численность в городе увеличилась в 1,2 раза, тогда как в селе в 1,05 раза.

Сегодня в целом по Республике Башкортостан число учащихся, приходящихся на одного учителя, равняется 11,07, тогда как по Российской Федерации этот показатель составляет 13,9. Причем в городе он в 1,8 раза выше, чем в сельской местности.

Анализ вакансий педагогических кадров в общеобразовательных школах Республики Башкортостан за 1993-1999 годы показал, что их число не превышало 6,8% по отношению к общей численности работающих учителей. Основную долю вакансий в 1999 году составляли должности учителей английского языка - 83, родного языка - 76, русского языка - 37, математики - 32, музыки и пения - 30. Всего вакантных должностей в текущем 1999-2000 учебном году - 448.

С учетом сегодняшних тенденций изменения численности педагогических кадров и существующей системы подготовки и переподготовки кадров вакансии учителей родного языка будут заполнены в течение приблизительно семи лет; английского языка - пяти лет.

За исследуемый период практически не произошло серьезных изменений в качественном составе педагогических кадров. Медленно, но неуклонно увеличивается количество учителей с высшим образованием. Но вместе с тем процент учителей, не имеющих специального педагогического и высшего образования, остается еще высоким, хотя и сокращается. При этом если в 5-11 классах доля учителей с высшим образованием по основным предметам составляет 91,1%, то в начальном звене - 45,2%. Более того, в сельской местности процент учителей с высшим образованием еще ниже - 72,0%. Из них только 88,5% учителей пятых-одиннадцатых классов и 39,0% учителей начальных классов. По этому показателю Республика Башкортостан отстает от Российской Федерации.

Сегодня остро стоят также вопросы изменения структуры педагогических кадров по возрасту и полу. За последние годы четко обозначилась тенденция сокращения числа молодых учителей со стажем педагогической деятельности до 5 лет. Значительную часть составляет группа педагогов со стажем от 10 до 20 лет (62%). В 1999/2000 учебном году доля учителей, находящихся в пенсионном возрасте, составляла 5,3% от числа работающих учителей, т.е. практически каждый 19-й учитель - пенсионер.

Состав педагогических кадров в значительной степени феминизирован, что приводит, во-первых, к усвоению воспитанниками феминной модели поведения как доминирующей и, во-вторых, обуславливает репродуктивный характер педагогического труда и затрудняет внедрение инноваций в сферу образования.

2. Методологические основы формирования СНППО

 

В Послании Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова Государственному Собранию "Энергию преобразований - на решение жизненно важных проблем Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)" утверждается, что будущее Башкортостана, духовно-культурный и социально-экономический прогресс нашего общества в значительной степени зависят от состояния системы образования и воспитания. При разработке общеобразовательной государственной доктрины необходимо исходить из того, что образование выступает в качестве важнейшего фактора интеграции республики в общероссийское и международное интеллектуально-духовное пространство.

Для определения приоритетов развития СНППО в Республике Башкортостан необходимы:

- осмысление современных тенденций развития мировой и российской образовательных систем в целом и систем профессионального образования в частности;

- оценка современного состояния системы народного и педагогического образования Республики Башкортостан;

- определение ведущих идей, направлений реформирования СНППО Республики Башкортостан с прогнозированием перспективных целей, содержания, технологий, спектра востребованных в ближайшем будущем педагогических специальностей и т.д.;

- технологичное описание главной цели-ценности СНППО, определяющей модель педагога-профессионала как системную совокупность качеств, поддающихся диагностированию, описанию, прогнозированию и последующему мониторингу в ходе профессионально-педагогической деятельности.

Современный этап общественного, социокультурного развития характеризуется особым вниманием к миру человека, личностно-ориентированными тенденциями в культуре в целом и в образовании в частности. Образование в наши дни становится для человека ведущим средством освоения культуры и одновременно способом развития творческих способностей, социальной и профессиональной самореализации.

Для развития образовательной системы Республики Башкортостан исходным пунктом должно стать представление о необходимости гуманизации и гуманитаризации целей, содержания и форм образования, постепенный отказ от жесткой ориентации на исключительное обслуживание потребностей общества и производства, ориентация на предоставление услуг, в рамках которых образовательная деятельность включается в целостный мир личности, становится средством ее самореализации.

Задачи построения личностно-ориентированного образования, приоритетами которого являются такие ценностные категории, как человек, человеческая жизнь, культура, свобода, саморазвитие, соответствуют месту и функциям образования среди других глобальных ценностей человеческого бытия.

Успешность реализации данных ценностей во многом определяется активным участием в этом процессе учителя, в основу деятельности которого должны быть положены соответствующие социальные и профессиональные аксиологические императивы. Процесс гуманизации предполагает реконструкцию целей, содержания, технологий подготовки, переподготовки и повышения квалификации современного учителя и воспитателя в системе непрерывного педагогического образования, где акцент с внешнего формирования (научения, просвещения) переносится на развитие человекосозидательного потенциала.

При реформировании образовательной системы Республики Башкортостан в качестве основных могут рассматриваться следующие инструментальные идеи:

демократизации - культивирование свободы выбора путей достижения образовательных целей и отказ от чрезмерной централизации управления образовательными системами; возможность моделирования обучающих и воспитательных программ, максимально учитывающих специфические запросы отдельных сообществ, регионов, национальных государственных образований; возможность формирования индивидуальных образовательных траекторий и т.д.;

системности - интеграция всех компонентов образовательной среды в единую структуру, подчиненную общей цели;

непрерывности - построение целостного процесса, единой социокультурной и профессиональной среды, способствующей становлению и развитию функционально-личностных характеристик субъектов образования в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

технологичности - преодоление стихийности, субъективности, слабой результативности педагогических воздействий в пользу введения нормативно достижимых предельно конкретных, технологично заданных педагогических целей и задач;

общечеловеческих ценностей - отказ от следования идеологическим, политическим, локальным, сиюминутным установкам и нормативам, построение целевых, содержательно-технологических, оценочно-рефлексивных компонентов образовательного процесса с позиции непреходящих универсальных мета-ценностей.

Ведущими теоретическими положениями СНППО являются:

- ориентация на актуальные и перспективные потребности общества и производства, опережающий характер развития;

- максимальное приближение образовательного процесса к условиям профессиональной деятельности, изучение общекультурной и предметной информации в контексте будущей профессии;

- вариативность и гибкость форм, методов и средств профессиональной подготовки педагогов;

- гуманитаризация и гуманизация содержания и технологий профессионального образования, реализация не только обучающих функций образовательного процесса профессиональной школы (информирование будущего специалиста, его просвещение), но и воспитательных (становление его личностных, профессионально-ценностных характеристик, мировоззрения, общей и профессиональной культуры);

- преемственность профессиональной подготовки и переподготовки с учетом имеющегося образовательного потенциала субъектов профессиональной деятельности;

- профессиональная мобильность как возможность обновления профессионального опыта и смены профессий, обусловленная динамизмом социально-профессиональной ситуации;

- способствование профессиональной и социальной адаптации, реабилитации временно и длительно не работающих лиц и т.д.

Принципиально важным является достижение личностной ориентации СНППО, т.е. ориентации, прежде всего, на актуальные образовательные потребности личности в процессе ее конструктивного саморазвития, самоопределения, самореализации, подход к непрерывному образованию как созданию личностью собственного профессионального, социокультурного опыта.

Основной целью СНППО является создание для специалистов поддерживающей социокультурной среды, которая рассматривается в нескольких аспектах:

профессионально-личностного становления и последующего роста;

профессионального взаимодействия субъектов образовательной системы;

стимулирования инновационной, поисковой, творческой, профессиональной деятельности;

взаимодействия специалистов профессионально-педагогического образования с образовательными учреждениями всех уровней;

развития инновационных образовательных проектов, создания инновационного профессионального опыта и корпуса его носителей;

кадровой поддержки социокультурных инноваций.

В целом СНППО должна предоставить педагогам возможность выбора широкого спектра образовательных услуг и условий для профессиональной самореализации.

Ключевыми категориями для характеристики субъекта СНППО и его профессионально-педагогической деятельности являются категории: квалификация и компетентность.

Квалификация - объем и содержание усвоенных профессиональных знаний и умений, соответствующих определенной ступени СНППО (начальное, среднее, высшее и т.д.), закрепленные квалификационным документом (дипломом, удостоверением, сертификатом и т.д.).

Компетентность - степень фактической готовности, педагогического мастерства как качества актуализируемой профессиональной деятельности на уровне навыков, наработанных (в том числе и авторских) образовательных технологий, методов, приемов, организационных форм и т.д.

Профессиональная компетентность субъекта СНППО состоит из трех блоков, определяющих основные стороны профессионально-педагогической деятельности учителя-воспитателя:

педагогическое мышление - профессионально-личностная психологическая позиция, педагогическое мировоззрение (ценностные профессиональные установки, потребности и мотивы, устойчивая система отношений к себе как субъекту педагогической профессии, ребенку как предмету педагогической заботы, коллегам, педагогической деятельности и педагогическому процессу как особому развивающему взаимодействию, профессиональная самооценка, уровень профессиональных притязаний и т.д.);

профессионально необходимые психолого-педагогические, научно-предметные и общекультурные знания - глубокие и разносторонние гуманитарные знания о философских, социально-исторических, экономических, правовых, психолого-физиологических, педагогических и других аспектах бытия Человека, предоставляющие возможность для становления подлинного субъекта педагогической культуры, носителя антропологического знания, педагогической теории (педагогической философии, аксиологии, культурологии, социологии и т.д.), позволяющие не только описывать и рефлексировать актуальное содержание педагогической действительности в соответствии с теоретическими моделями, но и активно его изменять, преобразовывать, прогнозируя результаты собственной профессионально-педагогической деятельности;

профессионально-педагогические умения - способность осуществлять педагогическую деятельность, владение технологиями обучения и воспитания - профессиональными умениями по педагогическому диагностированию, прогнозированию, целеполаганию, планированию, организации педагогического взаимодействия, оценке и анализу; владение навыками педагогической техники - техникой общения (коммуникативное, актерское и ораторское мастерство, умение располагать к себе партнера по общению, диагностировать его состояние, продуктивно его корректировать и т.д.) и техникой предметной деятельности (методика преподавания учебного предмета или организации воспитательного процесса, навыки работы с техническими средствами обучения).

3. Становление СНППО в Республике Башкортостан

 

СНППО - это комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организованное и скоординированное решение задач профессиональной подготовки учителей с учетом их актуальных и перспективных потребностей, стремления к самообразованию; единое пространство подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

На сегодняшний день подготовкой и переподготовкой педагогических кадров в республике занимаются 9 педагогических колледжей, 5 училищ, 1 техникум и 4 педагогических вуза (Башкирский государственный университет, Башкирский государственный педагогический университет, Стерлитамакский государственный педагогический институт, Бирский государственный педагогический институт) и Башкирский институт развития образования. Однако в их деятельности возникают несоответствия и противоречия. Поэтому необходимо создание единого пространства профессионально-педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, что, в свою очередь, требует определения общей концепции подготовки учителя, отражающей интеграцию подходов, приоритетов, содержательную и технологическую преемственность образовательных процессов вышеперечисленных субъектов.

В этой связи предстоит работа по использованию новых технологий подготовки и переподготовки учителя, обеспечивающих готовность педагога к работе в изменяющихся условиях на основе разнообразия образовательных программ, учебников, учреждений.

Создание единого пространства профессионально-педагогического образования, включающего профессиональный отбор, обучение, переподготовку педагогических кадров, позволяет обеспечивать ступенчатость и непрерывность подготовки учителей, гибкое и оперативное реагирование на спрос образовательного рынка, ликвидировать дублирование содержания учебного материала и осуществлять концентрацию научно-педагогического и учебно-методического потенциала.

Основной единицей функционирования СНППО является учебно-методический комплекс, в состав которого входят специализированные педагогические классы школ, лицеев и гимназий, педагогические училища, колледжи и вузы.

Создание учебно-методического комплекса является средством социальной адаптации выпускников, повышения их конкурентоспособности на рынке педагогического труда. В свою очередь, это предполагает создание единых кафедр и факультетов, советов по научной, учебно-методической работе.

Комплекс может быть дополнен педагогической лабораторией по повышению квалификации педагогических кадров и базовой экспериментальной школой.

Комплексы (полные или неполные) создают условия для успешной реализации многоуровневости, многоканальности и вариативности подготовки и переподготовки педагогических кадров в республике.

Интеграция образовательных процессов различных учебных заведений, готовящих учителей, приводит к значительному экономическому выигрышу:

- сокращаются сроки подготовки специалистов с высшим образованием;

- улучшается качество профессионально-педагогической подготовленности выпускников педагогических институтов за счет того, что вуз пополняется студентами, имеющими четкую и стабильную профессиональную ориентацию;

- повышается качество теоретической и практической подготовки за счет увеличения сроков пребывания студентов в едином образовательном пространстве;

- появляется возможность мониторинга движения педагогических работников в школах республики, переориентации педагогических учебных заведений на открытие остродефицитных специальностей;

- укрепляется связь научно-педагогических кадров и преподавательских коллективов педагогических учебных заведений республики, формируется единое поле научно-педагогических исследований.

Расширяются возможности и новых альтернативных форм образования - дистантного, экстерного и др.

Успешность профессионально-педагогической подготовки кадров образования зависит от эффективности профориентационной работы. Создание и развитие педагогических классов позволит решить задачу педагогической ориентации школьников благодаря проведению комплекса соответствующих психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий.

В последнее время четко прослеживается тенденция к переориентации деятельности педагогических училищ на инновационный режим педагогического колледжа. Подготовка ведется по профессиональным программам базового и повышенного уровня. Изменяется система управления деятельностью колледжа, в состав которой включаются коллективы преподавателей вуза и учителей колледжа, руководители кафедр, руководители научной работой учащихся.

Существенные изменения происходят в системе высшего педагогического образования. Действующая парадигма "социальный заказ - подготовка специалиста" сменяется новой: "образовательная потребность - образовательные услуги". Содержание высшего профессионального образования дифференцируется по уровням, направлениям, специальностям, усиливается его гуманистическая направленность. В результате качественных преобразований, происходящих в высшей школе, наряду с многоуровневой и многоступенчатой подготовкой специалистов вводится модель высшего образования, ориентированная на предоставление личности широких возможностей для выбора.

Многоуровневая система высшего образования состоит из трех уровней:

первый дает возможность получить документ о неполном высшем образовании;

второй - бакалавриат - квалификацию бакалавра;

третий предполагает обучение студента или в магистратуре, по окончании которой он получает квалификацию магистра, или получение специальности (продолжив обучение) в специалитете.

Новый вид высшего учебного заведения - педагогический университет - реально обеспечивает соединение научных исследований и практики подготовки кадров для сферы образования. Педагогический университет обеспечивает преемственность, непрерывность и открытость всей системы педагогического образования, реализует необходимое сочетание требований федеральной, региональной, а также мировой систем образования. Прерогативой университета на сегодняшний день является предоставление возможности студентам получить дополнительную квалификацию "преподаватель" (третий -уровень высшего профессионального образования) на базе бакалаврской подготовки.

В настоящее время в республике осуществляется подготовка специалистов по традиционным педагогическим специальностям, востребованным в различных образовательных учреждениях и учебных заведениях: дошкольных, общеобразовательных, лицеях, гимназиях, музыкальных и спортивных школах, средних профессионально-технических образовательных учреждениях, колледжах, высших учебных заведениях (институтах, университетах, академиях и т.д.).

При разработке направлений и содержания развития СНППО необходимо ориентироваться и на перспективные специальности. Для сферы образования Республики Башкортостан в настоящее время необходимо готовить кадры по следующим педагогическим специальностям:

социальный педагог, специалист по организации индивидуальной педагогической профилактической работы с детьми "группы риска" (сиротами, детьми из неполных, малообеспеченных семей, правонарушителями, склонными к наркомании, алкоголю и т.д.), специалист по моделированию и организации активно корректирующей позитивной воспитательной среды в микрорайонах, семьях и т.д.;

специалист по педагогической коррекции и социально-педагогической реабилитации, владеющий психотерапевтическими технологиями в русле идей гештальпсихологии, психоанализа, гуманистической психологии, организующий психолого-педагогическое консультирование, объединяющий усилия правоохранительных, медицинских, культурных, образовательных учреждений;

специалист по педагогическому мониторингу, организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о качестве деятельности педагогических систем и их субъектов, обеспечивающий непрерывное наблюдение за их состоянием и прогнозирование их развития;

специалист по педагогическому маркетингу и менеджменту-моделированию, по организации различных образовательных учреждений и структур, установлению и расширению их связей, рекламной деятельности, изучению социального заказа в обновлении содержания требуемых образовательных услуг;

специалист по организации летнего отдыха детей, развивающего педагогического взаимодействия в условиях стационарных летних оздоровительных лагерей, домов отдыха, санаториев и т.д. или в рамках отдельных целенаправленных педагогических проектов;

специалист по организации разносторонней досуговой творческой деятельности воспитанников в условиях внешкольных культурных учреждений (центрах творчества, студиях и т.д.);

специалист по семейному (домашнему) обучению и воспитанию - институт гувернеров, репетиторов и т.д.;

специалист по организации деятельности детских общественных объединений, как в условиях школы, так и вне ее;

специалист по профессиональному консультированию, профориентации, профдиагностике, построению для каждого субъекта профессиональной школы индивидуальной образовательной траектории, маршрута (институт тьюторов), специалист по групповому и индивидуальному консультированию учителей, родителей, осуществляющий помощь в решении социальных, профессиональных проблем;

специалист по психолого-педагогической реабилитации детей в медицинских учреждениях и т.д.

Полноценная профессиональная подготовка данных специалистов должна осуществляться как на основе базового профессионального образования, так и в рамках специально организованной системы дополнительных образовательных услуг (малых факультетов, Центров непрерывного педагогического образования, профессионально-педагогической переподготовки, отдельных обучающих программ - курсов-погружений, семинаров-тренингов и т.д.).

Требования к профессионально-педагогической подготовке специалистов по данным специальностям, направлениям деятельности должны соотноситься с общими универсальными требованиями к личностно-профессиональным характеристикам педагога, а сами образовательные услуги могут реализовываться как дополнительные. При этом важно, чтобы специалисты соответствовали требованиям Государственного образовательного стандарта профессионального образования по уровню теоретической и практической подготовки.

Неотъемлемой частью СНППО является система повышения профессиональной квалификации педагогических кадров на всех уровнях образовательного пространства, что связано с постоянным развитием науки и техники. Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров республики осуществляются БИРО и ФППК БГПУ, которые являются научными центрами реформирования образования, реализующими методологическое, научно-методическое, научно-информационное обеспечение процесса повышения квалификации педагогов.

Таким образом, становление СНППО в республике будет способствовать формированию новой генерации педагогических кадров, способных обеспечивать эффективное функционирование системы образования в Республике Башкортостан в новых социально-экономических условиях.

Основные мероприятия по реализации комплексной программы
"Кадры системы образования Республики Башкортостан"
на 2000-2003 годы

 

N
п/п
Мероприятия Срок
исполнения
Исполнители
Нормативно-правовое обеспечение. Концептуально-
стратегические основы СНППО
1. Анализ действующего республиканского
законодательства об образовании и под-
готовка перечня поправок к нему
2000-2003
гг.
Госсобрание РБ,
МНО РБ
2. Формирование единой государственной
политики в области педагогического об-
разования.
Разработка республиканской доктрины
педагогического образования
2000-2001
гг.
МНО РБ
3. Разработка пакета документов по реали-
зации комплексной программы "Кадры
системы образования Республики Башкор-
тостан" на 2000-2003 г.г.
2000-2001
гг.
МНО РБ,
БИРО
4. Создание единого педагогического обра-
зовательного пространства и норматив-
но-методического обеспечения его реа-
лизации
2000-2003
гг.
Госкомнауки РБ,
МНО РБ,
БИРО
5. Нормативно-правовое обеспечение введе-
ния договорных форм подготовки и пере-
подготовки педагогических кадров, в
том числе для труднокомплектуемых
сельских и национальных школ республи-
ки
2000-2003
гг.
Госкомнауки РБ,
МНО РБ
6. Разработка и утверждение Положения о
контрактной подготовке педагогических
кадров для школ республики
2000 г. Госкомнауки РБ,
МНО РБ
Организация и управление подготовкой, переподготовкой и
повышением квалификации педагогических кадров
1. Формирование банка данных педагогичес-
ких кадров РБ
2000-2003
гг.
МНО РБ
2. Создание постоянно действующей общест-
венной комиссии при МНО РБ по прогнозу
обеспечения педагогическими кадрами и
формированию социального заказа СНППО
2000 г. МНО РБ
3. Организация мониторинга движения педа-
гогических кадров различных специаль-
ностей в школах республики
2000-2001
гг.
Госкомнауки РБ,
МНО РБ
4. Комплексная оценка и формирование бан-
ка данных научно-педагогического по-
тенциала РБ
2000-2001
гг.
Госкомнауки РБ,
МНО РБ
5. Создание общей информационной сети уч-
реждений и органов управления народным
образованием, служб занятости.
Формирование единого банка информации,
информационного фонда образовательных
программ педагогического образования,
проектов в области кадровой политики
2000-2002
гг.
Госкомнауки РБ,
МНО РБ,
Минтруд РБ
6. Создание при МНО РБ Координационного
совета по СНППО
2000 г. Госкомнауки РБ,
МНО РБ,
вузы, ссузы
7. Создание в БИРО сектора педагогическо-
го образования
2000 г. БИРО
8. Внесение предложений по открытию на
базе педагогических институтов респуб-
лики отделений по переподготовке учи-
телей с отрывом от производства по
вторым и третьим специальностям, в том
числе по новым дисциплинам и интегри-
рованным курсам и остродефицитным спе-
циальностям
2000-2003
гг.
Вузы,
БИРО,
Госкомнауки РБ
9. Переподготовка и повышение квалифика-
ции преподавателей педагогических учи-
лищ и колледжей
2000-2003
гг.
БИРО,
вузы РБ
10. Повышение квалификации управленческих
кадров системы образования РБ
2000-2003
гг.
БИРО
11. Подготовка и переподготовка педагоги-
ческих кадров для работы в учреждениях
начального образования.
Рассмотреть возможность открытия инже-
нерно-педагогического факультета в од-
ном из вузов РБ
2000-2001
гг.
Госкомнауки РБ,
МНО РБ
12. Разработка Программы дистантного и
экстернатного обучения в системе под-
готовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров
2000-2003
гг.
БИРО,
вузы, ссузы
13. Формирование сети филиалов (семинаров)
БИРО по повышению квалификации педаго-
гических кадров в гг. Стерлитамак, Си-
бай, Туймазы, Бирск, с. Месягутово
2000 г. МНО РБ,
БИРО
14. Развитие аспирантуры и докторантуры по
подготовке научно-педагогических кад-
ров высшей квалификации
2000-2003
гг.
БИРО,
вузы РБ
15. Развитие сети дополнительного педаго-
гического образования по остродефицит-
ным педагогическим профессиям и специ-
альностям
2000-2003
гг.
МНО РБ,
БИРО,
вузы, ссузы РБ
16. Развитие сети педагогических классов,
центров довузовской подготовки и ин-
тернатов в районах и городах РБ.
Разработка нормативно-правового и про-
граммно-методического обеспечения их
деятельности
2000-2003
гг.
МНО РБ,
БИРО,
руно, гуно
17. Внесение предложений в Госкомнауки по
целевому приему в вузы и ссузы по спе-
циальностям: "Психолог", "Дефектолог",
"Социальный педагог", "Воспитатель с
правом обучения детей дошкольного воз-
раста иностранному языку", "Воспита-
тель с правом обучения детей дошколь-
ного возраста родному языку", "Специа-
лист по физическому воспитанию детей
дошкольного возраста", "Специалист по
эстетическому воспитанию детей до-
школьного возраста", "Экология", "Эко-
номика"
2000 г. МНО РБ,
Госкомнауки РБ,
вузы, ссузы РБ
18. Расширение подготовки национальных пе-
дагогических кадров для учреждений об-
разования республики
2000-2003
гг.
МНО РБ
19. Подготовка педагогических кадров для
работы в башкирских школах в других
регионах России и местах компактного
проживания башкир
2000-2003
гг.
МНО РБ
20. Проведение ежегодных республиканских
научно-теоретических и научно-практи-
ческих конференций по проблемам педа-
гогического образования
2000-2003
гг.
МНО РБ,
вузы, ссузы РБ,
руно, гуно
21. Организация и проведение конкурсов
профессионально-педагогического мас-
терства, в том числе конкурсов "Учи-
тель года", "Директор года"
2000-2003
гг.
МНО РБ,
БИРО,
руно, гуно,
Совет Федерации
профсоюзов РБ
Подготовка программно-учебно-методического обеспечения
СНППО
1. Разработка и внедрение регионального
компонента педагогического образования
2000-2002
гг.
Вузы, ссузы РБ
2. Разработка и внедрение сквозных учеб-
ных планов и программ в системе "пед-
колледж - педвуз"
2000-2001
гг.
Вузы, ссузы РБ
3. Создание учебно-методических комплек-
сов СНППО РБ
2000-2002
гг.
Вузы, ссузы РБ
4. Создание межрегиональных программ по
кадровому обеспечению национальных
школ
2000-2002
гг.
Вузы, ссузы РБ,
МНО РБ
5. Научно-методическое обеспечение инди-
видуализации и дифференциации СНППО,
переход на вариативное содержание пе-
дагогического образования
2000-2002
гг.
Вузы, ссузы РБ
6. Формирование системы подготовки и пе-
реподготовки специалистов в области
семейного образования и воспитания
2000 г. БИРО,
вузы, ссузы РБ
7. Формирование современных гибких про-
грамм подготовки и переподготовки пе-
дагогических кадров
2000-2002
гг.
Вузы, ссузы РБ,
БИРО
8. Участие в разработке программ стажи-
ровки преподавателей педагогических
вузов и ссузов в ведущих мировых и
российских научно-образовательных
центрах
2000-2001
гг.
Госкомнауки РБ,
МНО РБ,
БИРО
Социальная защита педагогических работников
1. Содействие выполнению Закона РБ "Об
образовании" и Программы развития об-
разования в Республике Башкортостан на
1999-2003 гг.
2000-2003
гг.
МНО РБ,
руно, гуно,
Совет Федерации
профсоюзов РБ
2. Разработка и реализация мер по соци-
альной защите педагогических работни-
ков при реорганизации или ликвидации
образовательных учреждений, обеспечи-
вающих гарантии Закона Республики Баш-
кортостан "О занятости населения в
Республике Башкортостан"
2000-2003
гг.
МНО РБ,
руно, гуно,
Совет Федерации
профсоюзов РБ
3. Пересмотр Положения об аттестации пе-
дагогических кадров с учетом обеспече-
ния их социальной защиты
2000 г. МНО РБ,
БИРО
4. Разработка и внедрение механизмов пе-
рехода на конкурсную форму трудовых
отношений в учреждениях образования
инновационного характера
2000-2003
гг.
МНО РБ,
руно, гуно,
Совет Федерации
профсоюзов РБ
5. В пределах бюджетных ассигнований фор-
мирование фондов для выплаты надбавок
за напряженность и высокое качество
работы в размере 10% к сумме средств,
направляемых на оплату труда, и для
выплаты премии и материальной помощи в
размере 2% и более к сумме средств,
направляемых на оплату труда.
Учет уровня профессиональной компе-
тентности при выплате надбавок
2000-2003
гг.
МНО РБ,
руно, гуно
6. Установление работникам с неблагопри-
ятными условиями труда дифференциро-
ванной доплаты в размере не менее 15%
по результатам аттестации рабочих мест
2000-2003
гг.
МНО РБ, руно,
гуно, Совет
Федерации
профсоюзов РБ
7. Выплата ежемесячной компенсации для
обеспечения педагогических работников
книгоиздательской продукцией и перио-
дическими изданиями в размере, предус-
мотренном действующим законодательст-
вом
2000-2003
гг.
МНО РБ,
руно, гуно,
Совет Федерации
профсоюзов РБ
8. Гарантирование педагогам права на пе-
реподготовку и повышение квалификации
1 раз в 5 лет
2000-2003
гг.
МНО РБ,
БИРО,
руно, гуно,
вузы, ссузы
9. Сохранение педагогическим работникам
сельской местности гарантий и льгот,
предусмотренных Законом РФ "О социаль-
ном развитии села", в том числе выпла-
ты единовременного пособия в размере
до 6-ти месячных окладов на хозяйст-
венное обзаведение выпускникам средних
и высших педагогических учебных заве-
дений в зависимости от формирования
доходной части бюджета
2000-2003
гг.
МНО РБ,
руно, гуно,
Совет Федерации
профсоюзов РБ
10. Выплата единовременного пособия работ-
нику народного образования в размере
месячного должностного оклада при вы-
ходе его на пенсию
2000-2003
гг.
МНО РБ,
руно, гуно,
Совет Федерации
профсоюзов РБ
11. Совершенствование системы поощрения
педагогических кадров на основе еже-
годного изучения материалов и опыта
работы органов управления народным об-
разованием
2000-2003
гг.
МНО РБ,
руно, гуно,
Совет Федерации
профсоюзов РБ
12. Пересмотр нормативных документов по
оплате труда преподавателей вузов и
ссузов в общеобразовательных школах
2000-2003
гг.
МНО РБ
13. Создание необходимых условий для твор-
ческой работы, быта и отдыха учителей
и других работников образовательных
учреждений
2000-2003
гг.
МНО РБ,
руно, гуно,
Совет Федерации
профсоюзов РБ

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 июня 2000 г. N 185 "О комплексной программе "Кадры системы образования Республики Башкортостан" на 2000-2003 годы"


Текст постановления официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 февраля 2003 г. N 44