В целях защиты прав потребителей, совершенствования организационной и правовой основ государственной системы контроля за безопасностью и качеством товаров на потребительском рынке республики Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности потребительских товаров и услуг.
2. Министерствам и ведомствам Республики Башкортостан совместно с главами администраций районов и городов разработать мероприятия для формирования республиканской программы "Качество и безопасность потребительских товаров, работ и услуг на 2002-2005 годы" и представить в Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан до 1 мая 2001 г.
3. Центру стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан совместно с Государственным комитетом Республики Башкортостан по промышленной политике разработать республиканскую программу "Качество и безопасность потребительских товаров и услуг на 2002-2005 годы" и представить для рассмотрения в Кабинет Министров Республики Башкортостан до 1 октября 2001 г.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Концепция
государственного регулирования в области обеспечения
качества и безопасности потребительских товаров и услуг
(одобрена постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 21 февраля 2001 г. N 36)
1. Введение
Развитие потребительского рынка товаров и услуг является важнейшим направлением экономических и социальных преобразований в Республике Башкортостан. За годы реформ на потребительском рынке в основном созданы условия для свободного обращения товаров и услуг, использования рыночных механизмов удовлетворения потребительского спроса, заложены основы формирования рыночной инфраструктуры и конкурентной среды.
Вместе с тем проблемы удовлетворения потребительского спроса различных категорий и групп населения на качественные и безопасные товары и услуги решены не полностью. На республиканский потребительский рынок продолжают поступать значительные объемы некачественной и опасной для здоровья граждан и окружающей среды продукции - как отечественной, так и импортной.
Как свидетельствуют результаты проверок, проведенных контролирующими органами в 2000 году, 78 процентов предприятий республики выпускали (реализовывали) продукцию ненадлежащего качества. Наибольшее количество нарушений отмечено при проверке качества продуктов питания, продукции легкой промышленности (швейных, трикотажных изделий, обуви, товаров детского ассортимента). За 2000 год из оборота было изъято более 2000 партий опасных продовольственных товаров.
Основная причина появления на потребительском рынке некачественных и опасных товаров (услуг) - отсутствие у большинства отечественных товаропроизводителей и предприятий сферы обслуживания реальной возможности выпускать конкурентоспособные по качеству товары (использование устаревших технологий, низкое качество комплектующих изделий, отсутствие постоянных поставщиков сырья и комплектующих), мотивации к повышению качества товаров (услуг). Кроме того, на многих предприятиях ослаблен производственный контроль за качеством и безопасностью выпускаемой продукции, ощущается нехватка квалифицированных специалистов.
Продвижение многих товаров от производителя до потребителя осуществляется в несколько этапов, путем их неоднократной перекупки, что осложняет определение степени ответственности изготовителя и продавца за качество и безопасность товара. Ослаблен контроль качества товаров, осуществляемый в оптовой и розничной торговле.
Совершенствование законодательства в сфере защиты потребительского рынка от некачественных и опасных товаров (услуг) должно способствовать повышению ответственности производителя за качество продукции.
Сложившаяся модель государственного регулирования, ориентированная на выявление некачественных и опасных товаров, в большинстве своем уже находящихся в обращении, не может быть перспективной. Стратегическим направлением государственной политики по обеспечению безопасности и качества продукции (услуг) должно стать предотвращение производства опасной и недоброкачественной продукции.
На сегодняшний день обеспечение качества и безопасности товаров (услуг) невозможно без действенного государственного контроля и надзора. Для повышения эффективности контроля и надзора необходимо провести ряд изменений структурного и организационного характера. Так, в связи с резким увеличением численности субъектов хозяйственной деятельности соответственно должно возрасти и количество государственных инспекторов.
Наиболее заметно отсутствие действенного государственного контроля и надзора за качеством платных услуг населению, в первую очередь новых их видов (образовательных, медицинских, туристических, финансовых и других).
С учетом особенностей современного этапа развития общества должны формироваться приоритетные направления государственной политики в области качества, определяться среднесрочные и стратегические задачи и сфере государственного контроля и надзора.
2. Цель и задачи Концепции
Целью Концепции является определение основных направлений государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности товаров, находящихся в обращении на потребительском рынке республики, и услуг, оказываемых населению (далее - товары и услуги), с учетом особенностей экономических и социальных преобразований в Республике Башкортостан.
Для достижения поставленной цели Правительство Республики Башкортостан предусматривает осуществление следующих первоочередных мер:
выработка (на основе исследований проблем качества и единой оценки качества товаров) рекомендаций по повышению качества товаров (услуг);
практическое применение опыта работы и рекомендаций международных организаций по государственному регулированию качества товаров (услуг), системы экспертной оценки качества и безопасности товаров;
координация работы по подготовке специалистов в области управления качеством;
создание рабочих групп из числа ученых и специалистов для проведения технической экспертизы предлагаемой к выпуску продукции;
анализ экспортного потенциала республики, проведение маркетинговых исследований продукции стран - потенциальных экспортеров, изучение их требований к качеству продукции;
организация работы по оценке технического состояния предприятий и конкурентоспособности выпускаемой продукции с целью определения целесообразности осуществления проектов, разрабатываемых предприятиями;
поддержка предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию, и подготовка их систем качества и продукции к сертификации в соответствии с международными нормами и правилами;
анализ состояния испытательной базы промышленности республики с целью аккредитации испытательных центров в соответствии с международными нормами и правилами;
усиление государственного регулирования в области обеспечения безопасности товаров (услуг) для жизни и здоровья человека, окружающей среды и имущества потребителей;
совершенствование механизмов экономического регулирования в области обеспечения качества товаров (услуг);
создание и развитие системы информатизации и информационных услуг в сфере обеспечения качества и безопасности товаров (услуг);
просвещение населения по вопросам качества и безопасности товаров (услуг);
обеспечение государственной поддержки общественных объединений граждан по защите прав потребителей.
3. Усиление государственного регулирования в области
обеспечения качества и безопасности товаров и услуг
Одним из главных направлений государственного регулирования в области качества и безопасности товаров (услуг) является развитие и расширение нормативно-правовой базы. В целях реализации этой задачи необходимо осуществление следующих основных мероприятий:
проведение анализа законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, разработка на их основе законодательства Республики Башкортостан в области регулирования отношений в сфере обеспечения качества и безопасности товаров (услуг);
разработка законопроектов, устанавливающих общие и специальные требования в сфере производства и оборота товаров (услуг);
создание механизма реализации принятых нормативных актов;
внесение предложений по совершенствованию федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере производства и оборота товаров (услуг), налогообложения.
Необходимо предусмотреть завершение работы по внесению изменений и дополнений в законодательство Республики Башкортостан по защите прав потребителей, а также разработку новых нормативных правовых актов о качестве и безопасности товаров для детей, о маркировке продукции, о безопасности технических средств, об оценке и подтверждении соответствия продукции (услуг) установленным требованиям, о государственном контроле на потребительском рынке.
Одной из форм государственного регулирования, направленного на защиту прав и интересов граждан, является лицензирование отдельных видов деятельности в сфере производства и оборота товаров (услуг), представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и окружающей среды.
Необходимо усилить контроль в сфере производства и оборота товаров (услуг), которые могут представлять наибольшую опасность, а именно:
пищевая и парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии, товары для детей и инвалидов, услуги общественного питания, отдельные виды бытовых, строительных и других услуг.
Усилению государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности товаров (услуг) должно способствовать развитие системы государственной регистрации новой отечественной и впервые ввозимой на территорию Российской Федерации и Республики Башкортостан пищевой продукции.
В процессе государственной регистрации проводится оценка качества и безопасности пищевой продукции, а также способности производителя (поставщика) выпускать продукцию гарантированного качества и безопасную для жизни и здоровья человека. Особое внимание уделяется начальному этапу производства пищевой продукции (постановке новой продукции на производство) и заключению контрактов на поставку продукции по импорту.
Совершенствование системы государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью товаров (услуг) является важной составляющей государственного регулирования в данной сфере. Основными направлениями развития и повышения эффективности государственного контроля и надзора на потребительском рынке республики являются приведение организационной структуры, материально-технической базы, системы управления, функций, полномочий органов государственного надзора и контроля, организации их деятельности в соответствие с изменениями, произошедшими в стране как в экономической и социальной сферах, так и в сфере управления.
Система государственного контроля и надзора на потребительском рынке должна полностью исключить административную, экономическую и функциональную зависимость органов госнадзора от органов отраслевого, межотраслевого, регионального хозяйственного управления.
Статус, права, обязанности, ответственность и государственная защита должностных лиц контролирующих органов должны быть закреплены соответствующими законодательными актами.
Важным направлением развития государственного контроля и надзора на потребительском рынке должна стать разработка и введение общих требований к организации и проведению контрольной деятельности, положения о разграничении функций контролирующих и надзорных органов, их взаимодействии и координации.
Необходимо совершенствование нормативных документов, регламентирующих процедуры контроля, унифицирующих порядок проведения проверок и обследований, регламентирующих оформление их результатов, разработку предложений и предписаний по устранению выявляемых нарушений.
Принципиально важным является четкое разграничение функций и сфер деятельности контролирующих и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, которое позволит решить важную задачу совершенствования государственного контроля и надзора на потребительском рынке, исключить широко распространенное в настоящее время дублирование деятельности различных контролирующих органов. При определении их полномочий целесообразно исходить из целей и предмета деятельности контролирующих и надзорных органов, которые могут быть сгруппированы в несколько основных блоков:
надзор за технической безопасностью, соблюдением технических требований по обеспечению электробезопасности, травмобезопасности, пожаробезопасности, конструктивной и строительной безопасности, государственный надзор в области стандартизации (вопросы безопасности товаров и услуг), государственный пожарный надзор (вопросы пожарной безопасности товаров и услуг), государственный архитектурный и строительный надзор (вопросы конструктивной безопасности строительных товаров и услуг), государственный надзор за безопасностью транспортных средств (вопросы технической безопасности автомототранспортных средств, морских и речных транспортных средств);
надзор за медико-биологической безопасностью, соблюдением санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований;
надзор за экологической безопасностью, соблюдением требований экологических правил и норм;
надзор за качеством товаров (услуг), соблюдением требований государственных стандартов к качеству, оценка и подтверждение соответствия продукции (услуг), сертификация систем качества и производств, метрологический контроль и надзор.
Требуется установление государственного контроля и надзора за соблюдением требований при оказании бытовых, коммунальных, туристических, строительных, медицинских, фармацевтических, образовательных, правовых и финансовых услуг.
Важным направлением государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности товаров (услуг) является развитие системы оценки и подтверждения соответствия товаров (услуг) требованиям к качеству и безопасности. Созданная в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" система сертификации является важным элементом государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, поступающих на потребительский рынок, защиты прав потребителей от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов.
Однако в связи с осуществлением экономических реформ в Российской Федерации, интеграцией в мировую систему торговли действующая система сертификации требует серьезной корректировки. В ближайшие годы необходимо осуществить меры по переходу на систему оценки и подтверждения соответствия качества и безопасности товаров (услуг), которая включает:
переход на преимущественное декларирование (подтверждение) изготовителем (поставщиком, исполнителем) соответствия товара (услуги) установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой установленным требованиям может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации;
введение процедур обязательной оценки и подтверждения соответствия товара (услуги) установленным требованиям не только по показателям безопасности, но и по показателям качества;
переход на обязательную сертификацию товаров (услуг), а также систем качества и производств в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
переход от обязательной сертификации товаров и услуг по показателям их безопасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества потребителей к проведению обязательной (государственной) сертификации только тех товаров (услуг), которые представляют наибольшую опасность для жизни и здоровья человека;
государственную поддержку развития добровольной сертификации как формы стимулирования продвижения на рынок высококачественных товаров (услуг).
4. Совершенствование механизмов государственного регулирования
в области обеспечения качества товаров и услуг
В условиях развитых рыночных отношений качество товаров и услуг в основном формируется под воздействием конкурентной среды на потребительском рынке. Однако на начальном этапе формирования таких отношений роль государства в создании эффективных экономических механизмов обеспечения качества товаров и услуг имеет существенное значение. Одним из таких механизмов является применение дифференцированной льготной налоговой политики в части региональных налогов.
Изготовление качественного товара требует больших затрат, что временно может определять высокую цену товара, поэтому в целях обеспечения оптимального для потребителя соотношения "качество/цена товара" целесообразно применение льготного налогообложения прибыли изготовителей товаров в пределах сумм, подлежащих зачислению в республиканский и местные бюджеты, на период освоения и постановки продукции на серийное производство. Эти меры послужат реальной поддержкой отечественного товаропроизводителя и окажут положительное воздействие на увеличение объемов производства, снижение издержек производства и, в конечном счете, будут способствовать снижению цены товара.
Льготное налогообложение должно применяться в первую очередь в отношении жизненно важных и необходимых товаров (услуг), например, составляющих минимальную потребительскую корзину или видов продукции, выпуск которых целесообразно стимулировать для вытеснения с потребительского рынка аналогичной импортной продукции.
В решении задачи обеспечения качества и безопасности товаров и услуг на внутреннем потребительском рынке приоритетное значение имеют меры по защите экономических интересов Республики Башкортостан при регулировании внешнеторговой деятельности, особенно в отношении импорта товаров.
В связи с этим в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан при осуществлении внешней торговли должны применяться процедуры по введению специальных защитных мер, направленных на предотвращение поступления на потребительский рынок республики некачественных и опасных импортных товаров. С другой стороны, целесообразно применение системы регулирования, стимулирующей импорт качественных товаров, не имеющих отечественных аналогов, а также импортного сырья, комплектующих и современного технологического оборудования. Такие меры должны способствовать выпуску качественной отечественной продукции и развитию добросовестной конкуренции на товарных рынках. В комплексе мер экономического регулирования необходим системный анализ адекватности затрат, относимых на себестоимость продукции, задаче обеспечения производства и реализации качественной и безопасной продукции. Данные этого анализа служат основанием для внесения, при необходимости, корректив в планы развития производства с учетом внедрения на всех этапах производства и оборота продукции систем производственного контроля и управления качеством.
Развитие производства конкурентоспособных по качеству и безопасности отечественных товаров должно осуществляться в условиях создания благоприятной инвестиционной государственной политики.
На современном этапе необходимо проведение анализа эффективности использования иностранных капиталовложений в производство отечественных потребительских товаров, гарантом по которым выступало и выступает государство, анализа результатов продажи предприятий иностранным инвесторам, деятельности предприятий по производству потребительских товаров с участием иностранного капитала.
Для обеспечения гарантированного качества товаров (услуг) необходимо использовать экономические методы государственного регулирования, стимулирующие выпуск новой высококачественной продукции. Наряду с мерами стимулирующего характера в реализации задач экономического регулирования деятельности по обеспечению качества товаров (услуг) должны получить применение методы ограничительного характера. Так, необходимо ужесточение конкурсных требований и условий в отношении качества и безопасности товаров, поставляемых для государственных нужд, создание эффективно действующей системы пересмотра и отказа в предоставлении льгот и преференций в отношении некачественных товаров и услуг, приостановления и аннулирования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, сертификатов соответствия.
5. Государственное регулирование информационного обеспечения
в сфере качества и безопасности товаров и услуг
Решение задачи улучшения информационного обеспечения в сфере качества и безопасности товаров (услуг) предусматривается посредством создания республиканской информационной системы, содержащей сведения о качестве и безопасности товаров (услуг) и включающей государственную и негосударственную, в том числе общественную, компоненту.
Государственную компоненту должны составлять специализированные системы мониторинга качества и безопасности товаров (услуг), осуществляемого уполномоченными республиканскими органами исполнительной власти. Эти системы основываются на базах данных федеральных и республиканских статистических наблюдений, государственной регистрации, лицензирования и сертификации, а также государственного контроля и надзора.
Негосударственную компоненту составляют: информация о качестве и безопасности товаров и услуг, предоставляемая изготовителями (поставщиками, исполнителями) товаров (услуг) в процессе совершения сделок или распространения предложений о продаже товаров, оказании услуг, и систематизированная информация о качестве и безопасности товаров (услуг), распространяемая в специальных изданиях профессиональными объединениями изготовителей, а также общественными организациями по защите прав потребителей.
Информационный фонд республиканской информационной системы должен представлять собой систематизированные данные наблюдений за качеством и безопасностью товаров (услуг), нормативно-справочные материалы, сведенные в единые регистры и базы данных, обеспеченные комплексом интегрированных совместимых и программно-технических средств.
Республиканская информационная система должна быть открытой для пользователей и включать профессионально-отраслевую составляющую по видам и группам однородной продукции и услуг.
Всемерную поддержку со стороны органов управления и средств массовой информации должна получить деятельность по распространению информации о качестве и безопасности товаров (услуг) как их изготовителями, так и общественными объединениями граждан, основанная на результатах производственного контроля и общественных экспертиз качества товаров и услуг.
Информация о некачественных и опасных товарах и услугах должна получить распространение в виде различных форм контррекламы.
6. Государственное регулирование в области образования и просвещения
по вопросам обеспечения качества и безопасности товаров
и услуг
Повышение уровня профессионального образования и просвещения населения по вопросам обеспечения качества и безопасности товаров (услуг) должно осуществляться посредством:
изучения проблем качества, управления качеством в системе общего и профессионального образования по соответствующим специальностям и включения их в образовательные программы, программы последипломного образования;
подготовки специальной учебной и методической литературы и пособий;
включения требований по оценке знаний в области обеспечения качества и безопасности товаров (услуг) при аттестации, аккредитации, сертификации должностных лиц и специалистов, установлении обязанностей работников, занятых на работах по изготовлению (выполнению) товаров (услуг), при лицензировании отдельных видов деятельности;
распространения знаний по вопросам качества среди населения через средства массовой информации.
7. Государственное стимулирование в области обеспечения
качества и безопасности товаров и услуг
Приоритетными направлениями дальнейшего развития системы государственного стимулирования в области обеспечения качества и безопасности товаров и услуг должны стать:
выявление лучших отечественных товаров, их изготовителей и исполнителей услуг при проведении российских и республиканских конкурсов в области качества;
установление приоритетности выполнения требований к качеству и безопасности товаров при выявлении претендентов на присвоение звания "Поставщик продукции для государственных нужд";
учреждение знака "Башкирское качество", присваиваемого лучшим образцам потребительских товаров, производимых в Республике Башкортостан;
награждение государственными наградами лиц за вклад в обеспечение качества товаров (услуг);
установление обязательности распространения информации о лучших товарах, их изготовителях и исполнителях услуг.
8. Государственная поддержка объединений граждан и общественных
движений
Государственная поддержка объединений граждан и общественных движений в защиту прав потребителей осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и другими законодательными актами. Меры государственной поддержки направлены на развитие их деятельности по определению качества товаров (услуг), доведению до потребителей достоверной, объективной информации о качестве товаров, поступающих на потребительский рынок, о качестве оказываемых услуг.
В перспективе целесообразно расширение полномочий объединений граждан и общественных движений в области контроля качества товаров и услуг, взаимодействия с органами государственного контроля и надзора. Потребительские организации вправе самостоятельно или вместе с уполномоченными государственными органами проводить проверки соблюдения прав потребителей и требований законодательства при реализации товаров (услуг).
9. Реализация положений Концепции
Реализация основных положений Концепции должна осуществляйся через систему программных мер в два этапа:
1-й этап - разработка первоочередных мероприятий, предусмотренных Концепцией;
2-й этап - реализация республиканской программы "Качество и безопасность потребительских товаров и услуг на 2002-2005 годы".
Эта программа должна интегрировать элементы других целевых программ ("Программа развития торговой отрасли Республики Башкортостан на 1999-2004 годы", "Программа стабилизации производства и оборота спирта этилового из пищевого сырья и алкогольной продукции в Республике Башкортостан на 1999-2002 годы" и другие).
Реализация положений Концепции должна осуществляться республиканскими органами исполнительной власти с участием общественных объединений потребителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция разработана в целях защиты прав потребителей, совершенствования организационной и правовой основ государственной системы контроля за безопасностью и качеством товаров на потребительском рынке.
Целью концепции является определение основных направлений государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности товаров, находящихся в обращении на потребительском рынке, и услуг, оказываемых населению. Определены задачи, механизм реализации вышеуказанной концепции.
Концепция содержит порядок государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, регулирование в области образования и просвещения по вопросам обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, определяет государственную поддержку объединений граждан и общественных движений в защиту прав потребителей.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 21 февраля 2001 г. N 36 "О Концепции государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности потребительских товаров и услуг"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 62 (24792) от 3 апреля 2001 г.