Кабинет Министров Республики Башкортостан отмечает, что агропромышленный комплекс республики является важнейшей отраслью народного хозяйства и призван обеспечить ее продовольственную безопасность.
В республике сохранен производственный потенциал аграрного сектора.
В целях активизации реформирования предприятий агропромышленного комплекса Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Принять к сведению информацию заместителя Премьер-министра Республики Башкортостан Минеева М.И. об итогах работы агропромышленного комплекса республики за 2000 год и задачах на 2001 год.
Одобрить представленную Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан концепцию реформирования агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2001-2005 годы (далее - Концепция).
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан совместно с администрациями районов и городов:
разработать и осуществить дополнительные меры по обеспечению производства конкурентоспособных продуктов питания, активному продвижению продукции, произведенной в Республике Башкортостан, на продовольственные рынки других регионов Российской Федерации, разработать и внедрить систему мер, обеспечивающих материальную заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечных результатах производства;
разработать и осуществить меры по энергоресурсосбережению путем внедрения передовых технологий, учета энергоносителей, использования альтернативных источников энергии в сельскохозяйственном производстве;
принять меры по расширению сети машинно-технологических станций;
в течение 10 дней представить в Кабинет Министров Республики Башкортостан среднесрочную программу реформирования агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2001-2005 годы, разработанную на основе настоящей Концепции;
обеспечить сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства в достаточном количестве племенным молодняком с высоким генетическим потенциалом;
совместно с Министерством внешних связей и торговли Республики Башкортостан и Государственным комитетом Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью принять меры по привлечению инвесторов, способных в течение 2-3 лет оказать действенную помощь в организации качественной и глубокой переработки сельскохозяйственного сырья;
совместно с Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан и администрациями районов и городов принять меры по экономическому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий;
обеспечить эффективное использование государственных средств, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса;
совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан:
разработать и внести до 1 марта 2001 года в Кабинет Министров Республики Башкортостан предложения по государственной поддержке агропромышленного комплекса в 2001 году;
разработать программу реструктуризации задолженности предприятий агропромышленного комплекса в республиканский бюджет.
3. Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан внести до 1 июня 2001 года предложения по строительству предприятий по переработке маслосемян подсолнечника в южной и рапса - в северной зонах республики при условии их экономической целесообразности.
4. Министерству внешних связей и торговли Республики Башкортостан:
разработать и осуществлять мероприятия по защите экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Башкортостан и продвижению на внутренний и внешний рынки сельскохозяйственной продукции, произведенной на предприятиях агропромышленного комплекса республики;
содействовать проведению федеральных, межрегиональных и республиканских ярмарок, выставок товаров отечественного производства в Республике Башкортостан и за рубежом, расширить круг их участников;
обеспечить организацию оптовых рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия в городах и районных центрах республики.
5. Государственному комитету Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству:
продолжить проведение государственной кадастровой оценки земель, определить степень использования земель; неиспользуемые или неэффективно используемые земли передать в установленном порядке реформируемым сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам;
совместно с администрациями районов и городов обеспечить завершение до 2003 года залужения деградированной пашни на площади 120 тыс.га.
6. Государственному комитету Республики Башкортостан по промышленной политике и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан до 1 июля 2001 года внести предложения по организации производства на машиностроительных и ремонтных предприятиях республики прицепного и навесного оборудования, инвентаря и других средств малой механизации для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.
7. Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, администрациями районов и городов:
совершенствовать работу по управлению государственными пакетами акций акционерных обществ агропромышленного комплекса, принять меры по привлечению инвесторов;
осуществить меры по подготовке внешних управляющих для предприятий агропромышленного комплекса.
8. Администрациям районов и городов:
в течение 2001-2002 годов завершить работу по приемке в установленном порядке жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, находящихся на балансе предприятий агропромышленного комплекса, в муниципальную собственность;
обеспечить эффективную поддержку крестьянским (фермерским), а также личным подсобным хозяйствам;
оказывать за счет средств местных бюджетов материальную поддержку молодым специалистам агропромышленного комплекса, принимать меры по закреплению их на производстве.
9. Правлению Башпотребсоюза обеспечить увеличение объемов закупок сельскохозяйственной продукции и сырья у крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.
10. Государственному комитету Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию:
совместно с Башкирской академией государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, Башкирским государственным аграрным университетом, Башкирским институтом переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса Республики Башкортостан обеспечить качественную подготовку и повышение квалификации специалистов агропромышленного комплекса;
совместно с Академией наук Республики Башкортостан до 1 апреля 2001 года разработать и внести предложения в Кабинет Министров Республики Башкортостан по научному обеспечению реформирования агропромышленного комплекса республики на 2001-2005 годы.
11. Министерству печати и массовой информации Республики Башкортостан, Государственной телерадиовещательной компании "Башкортостан" обеспечить регулярное освещение достижений агропромышленного комплекса и пропаганду положительных изменений в жизни сельского населения.
12. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Башкортостан Минеева М.И.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Концепция
реформирования агропромышленного комплекса Республики
Башкортостан на 2001-2005 годы
(одобрена постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 23 февраля 2001 г. N 39)
Концепция реформирования агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2001-2005 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 4 февраля 2000 года N УП-102 "Об утверждении среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан". В ней определены основные направления реформирования отраслей сельского хозяйства, сельскохозяйственных предприятий, предприятий перерабатывающей промышленности и обслуживания.
Целью реформирования агропромышленного комплекса являются адаптация сельскохозяйственных производителей к рыночным условиям, развитие различных форм хозяйствования, создание рыночной инфраструктуры.
Основными задачами Концепции являются:
- реформирование и финансовое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий;
- создание равных экономических условий для всех участников рынка - сельхозтоваропроизводителей;
- достижение рентабельной работы сельхозтоваропроизводителей;
- подготовка экономических и правовых условий для концентрации земли и капитала в руках эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- совершенствование системы государственной поддержки агропромышленного комплекса;
- создание системы кредитования и страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- осуществление мер по регулированию продовольственного рынка и созданию рыночной инфраструктуры;
- повышение эффективности управления агропромышленным комплексом;
- реструктуризация кредиторской задолженности предприятий агропромышленного комплекса;
- создание новых экономических условий для обеспечения сельхозтоваропроизводителей средствами производства.
Основные направления Концепции реформирования
агропромышленного комплекса
Земельные отношения
Главным направлением реформы земельных отношений должен стать переход от административного к экономическому перераспределению земли. Это направление предусматривает:
- проведение государственной кадастровой оценки земель всех категорий в целях дальнейшего совершенствования налогообложения, развития арендных отношений и ипотечного кредитования;
- установление договорных отношений между землепользователями и собственниками;
- совершенствование законодательной базы с целью расширения использования института аренды земли и создания механизма залога, обеспечения рыночного оборота сельскохозяйственных земель;
- применение санкций и поощрений по отношению к землепользователям с учетом показателей использования земли;
- постепенное перераспределение земли в пользу более эффективных собственников;
- оформление и выдача свидетельств на право собственности имущественных паев и земельных долей.
Развитие финансово-кредитной системы в агропромышленном
комплексе
Главное направление развития финансово-кредитной системы в агропромышленном комплексе - это создание системы финансирования, налогообложения сельскохозяйственных предприятий с учетом сезонности сельскохозяйственного производства, для чего потребуется осуществление следующих мер:
- восстановление устойчивого денежного обращения в расчетах;
- создание фонда льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей;
- завершение передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры села в муниципальную собственность и соответствующим ведомствам;
- реструктуризация кредиторской задолженности предприятий агропромышленного комплекса;
- реализация акций предприятий перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса на торгах в целях привлечения инвесторов и пополнения бюджета республики.
Важным направлением является разработка порядка предоставления дотаций и субсидий, предусматривающего следующие меры:
- сохранение дотирования племенного животноводства, ветеринарии, элитного семеноводства, финансирования программ поддержки эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей, передовых технологий;
- создание при поддержке государства системы страхования сельхозтоваропроизводителей, возмещение ущерба в случае стихийных бедствий в целях стабилизации их финансового положения.
Реформирование отраслей растениеводства и животноводства
Эффективное функционирование агропромышленного комплекса республики может быть обеспечено при следующих объемах производства:
зерна - 3,2-3,6 млн. тонн в год;
сахарной свеклы - 1,1-1,2 млн. тонн в год;
подсолнечника - 100-120 тыс. тонн;
кормов - 30-35 центнеров кормовых единиц на одну условную голову скота;
картофеля - 800-900 тыс. тонн;
овощей - 280-300 тыс. тонн.
Повышение устойчивости производства продовольственного зерна, сахарной свеклы, подсолнечника предусматривается осуществлять путем формирования крупных специализированных зон товарной продукции на базе хозяйств Предуральской, Зауральской степных и части Южной лесостепной зон, что позволит полнее использовать благоприятные природно-климатические условия этих зон.
Хозяйства Северной и Северо-восточной зон специализируются на производстве озимой ржи, фуражного зерна, пивоваренного ячменя, картофеля и рапса.
В ближайшие 5-6 лет в отрасли растениеводства целесообразно сохранить коллективные формы организации производства с целью эффективного использования машинно-тракторного парка, внедрения интенсивных технологий.
В целях обеспечения производства мяса в объеме 360-400 тыс. тонн в год, молока - 1700-1900 тыс. тонн необходимо:
сохранить численность крупного рогатого скота в пределах 1,7-1,8 млн. голов, в том числе коров 700-730 тыс. голов; свиней 650-700 тыс. голов; лошадей 150-170 тыс. голов; птицепоголовья 14 млн. голов;
повысить продуктивность за счет совершенствования племенной работы и кормовой базы, позволяющих получить от одной коровы не менее 2500 кг молока в год (в перспективе - более 3000 кг), средне-сдаточный вес крупного рогатого скота - от 400 до 420 кг, свиней 100-110 кг.
В производстве животноводческой продукции должна возрасти доля личных подсобных хозяйств, что даст возможность поэтапно реформировать общественное животноводство.
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Эта отрасль должна обеспечить экономически эффективную, своевременную и качественную переработку сырья, производство и реализацию конкурентоспособной продукции, своевременный расчет с сельхозтоваропроизводителями за полученные сырьевые ресурсы.
Необходимо провести реорганизацию всех предприятий молочной и мясной промышленности, передав их более эффективным собственникам.
Государственным унитарным предприятием "Башхлебопродукт" предусмотрено реформирование своих дочерних предприятий с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.
Механизация и обслуживание аграрного сектора
Предусматривается укрепление технической оснащенности предприятий агропромышленного комплекса.
Для решения этой задачи планируется:
- повысить эффективность использования имеющегося на сельскохозяйственных предприятиях машинно-тракторного парка;
- продолжить работу по созданию и совершенствованию деятельности машинно-технологических станций;
- наращивать производство сельскохозяйственной техники и запасных частей на предприятиях республики;
- повысить эффективность использования лизингового фонда за счет своевременного обеспечения возврата платежей.
Деятельность сельхозтоваропроизводителей должна быть направлена на внедрение энергосберегающих технологий, использование альтернативных источников энергии.
Усилия предприятий, обслуживающих агропромышленный комплекс, будут направлены на решение задач по созданию оптимальных условий для функционирования сельскохозяйственного комплекса, более полного и рационального использования имеющегося производственного потенциала, на формирование рынка услуг.
В целях сохранения и повышения плодородия почв необходимо совершенствовать организационные формы и методы агрохимического обслуживания.
Формирование рыночной инфраструктуры
Развитию агропромышленного комплекса будет способствовать создание рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия путем организации широкой сети предприятий оптовой и мелкооптовой торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием.
Важной частью деятельности предприятий оптовой торговли является организация маркетинговой службы.
Одним из основных инструментов регулирования рыночных отношений станет введение залоговых операций при закупке сельскохозяйственной продукции.
Широкое развитие должны получить ярмарки по оптовой и розничной продаже всех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также аукционная продажа племенных животных, шерсти и другого сельскохозяйственного сырья.
Меры государственной поддержки и регулирования развития
агропромышленного комплекса
Основными источниками финансирования развития материально-технической базы агропромышленного комплекса будут собственные средства предприятий в сочетании с эффективным использованием средств федерального бюджета, а также бюджетных и внебюджетных средств Республики Башкортостан, инвестиционных кредитов, средств коммерческих структур и частного капитала.
Основными направлениями государственной поддержки агропромышленного комплекса являются:
- реструктуризация кредиторской задолженности предприятий агропромышленного комплекса;
- создание фонда льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание государственной системы дотаций и субсидий, направленных на поддержку племенного дела в животноводстве, ветеринарии, элитного семеноводства, эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание при поддержке государства системы страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Социальное развитие села
Целями социальной политики на селе являются:
- дальнейшее улучшение уровня жизни сельского населения, обеспечение занятости населения;
- приоритетное развитие социальной сферы села (образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное строительство и газификация, строительство жилья).
Необходимо разработать и принять программу социального развития села.
Важной мерой является государственная поддержка развития личных подсобных хозяйств, предусматривающая:
- значительное расширение площади земельного участка, позволяющего увеличить производство сельскохозяйственной продукции, в том числе товарной;
- организацию производства и поставку сельскому населению технических средств для производства продукции растениеводства и животноводства;
- обеспечение потребности личных подсобных хозяйств в семенах, племенном молодняке скота и птицы, материальных средствах;
- организацию системы услуг в аграрном секторе;
- финансовую поддержку сельхозтоваропроизводителей путем выделения им льготных кредитов, страхования от стихийных бедствий.
Подготовка и повышение квалификации кадров
Основные направления подготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса нацелены на решение задач по совершенствованию системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Реформирование агропромышленного комплекса должно сопровождаться активной работой по разъяснению основных элементов реформы и аграрной политики на современном этапе и реализацией соответствующей кадровой политики.
Научное обеспечение
В ближайшие годы усилия научно-исследовательских, учебных, проектно-конструкторских институтов и организаций республики необходимо сосредоточить на разработке следующих проблем:
- формирование многоукладной экономики и рыночной инфраструктуры, совершенствование внутрихозяйственных производственно-экономических связей и отношений;
- обоснование и внедрение новых прогрессивных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
- расширение и повышение эффективности работ по селекции и семеноводству основных продовольственных и кормовых культур, обеспечивающих устойчивую и высокую урожайность, высокое качество продукции;
- разработка эффективных методов интенсификации селекционно-племенной работы в животноводстве, направленных на формирование ценных генотипов, устойчивое повышение продуктивности, снижение заболеваемости скота и птицы, улучшение качества продукции;
- разработка рекомендаций по государственному регулированию и поддержке развития агропромышленного комплекса, совершенствование финансово-кредитной политики и налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- разработка и реализация целевых программ для агропромышленного комплекса.
Необходимо повысить роль Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан в организации заказов на научно-технические разработки для агропромышленного комплекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 23 февраля 2001 г. N 39 "Об итогах работы за 2000 год и концепции реформирования агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2001-2005 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 47 (24777) от 13 марта 2001 г.; в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 6 (126), апрель 2001 г., ст. 447