Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 23 февраля 2001 г. N 38
"Об утверждении Программы защиты прав потребителей
в Республике Башкортостан на 2001-2003 годы"
25 сентября 2001 г., 2 августа 2002 г., 16 мая 2003 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25 сентября 2001 г. N 245 в преамбулу настоящего постановления внесены изменения
Во исполнение комплексной Программы по реализации в 2000-2001 годах основных положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию "Время решительных действий (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)" и в целях реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", совершенствования механизма защиты прав потребителей, координации действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу защиты прав потребителей в Республике Башкортостан на 2001-2003 годы.
2. Рекомендовать главам администраций районов и городов Республики Башкортостан разработать местные программы по защите прав потребителей.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Программа
защиты прав потребителей в Республике Башкортостан
на 2001-2003 годы
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 23 февраля 2001 г. N 38)
2 августа 2002 г., 16 мая 2003 г.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 мая 2003 г. N 118 в Паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
Наименование Программы |
Программа защиты прав потребителей в Республике Баш- кортостан на 2001-2003 годы (далее - Программа). |
Основание для принятия решения о разработке Программы |
Постановление Кабинета Министров Республики Башкорто- стан от 21 августа 2000 г. N 254 "Об утверждении комплексной Программы по реализации в 2000-2001 годах основных положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию "Время реши- тельных действий (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)". |
Основной разра- ботчик Программы |
Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан. |
Цели Программы | Обеспечение эффективности защиты прав и интересов по- требителей на основе взаимодействия органов государ- ственной власти, в компетенцию которых входят вопросы защиты прав потребителей, правоохранительных органов, местных органов государственной власти в районах и городах Республики Башкортостан, органов местного са- моуправления, общественных объединений потребителей; создание условий для реализации потребителями своих законных прав и интересов. |
Срок реализации Программы |
2001-2003 годы. |
Перечень основ- ных мероприятий |
Развитие и укрепление системы защиты прав потребите- лей; организация правозащитной деятельности; реализация прав потребителей в области обеспечения качества и безопасности товаров (работ, услуг); развитие нормативной базы; пропаганда положений законодательства о защите прав потребителей и обеспечение информационности потреби- телей; повышение правовой культуры населения в области защи- ты прав потребителей; осуществление контроля за соблюдением законодательст- ва о защите прав потребителей. |
Исполнители ос- новных мероприя- тий Программы |
Межведомственная комиссия по защите прав потребителей при Кабинете Министров Республики Башкортостан; Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан; Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан; Министерство по делам гражданской обороны и чрезвы- чайным ситуациям Республики Башкортостан; Министерство здравоохранения Республики Башкортостан; Министерство внешнеэкономических связей и торговли Республики Башкортостан; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Респуб- лики Башкортостан; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан; Министерство народного образования Республики Башкор- тостан; Министерство печати и массовой информации Республики Башкортостан; Государственная жилищная инспекция Республики Башкор- тостан; Управление Государственной инспекции по торговле, ка- честву товаров и защите прав потребителей Министерст- ва экономического развития и торговли Российской Фе- дерации по Республике Башкортостан; Центр стандартизации, метрологии и сертификации Рес- публики Башкортостан; Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Башкортостан; Башкортостанская таможня Приволжского таможенного уп- равления Государственного таможенного комитета Рос- сийской Федерации; местные органы государственной власти в районах и го- родах Республики Башкортостан; Республиканский фонд обязательного медицинского стра- хования Республики Башкортостан; Государственное бюро товарных экспертиз Республики Башкортостан; Некоммерческая организация в виде некоммерческого партнерства "Орган по сертификации услуг"; Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан; общественные объединения потребителей. |
Ожидаемые конеч- ные результаты реализации Программы |
Повышение эффективности действующей системы защиты прав потребителей; формирование у населения навыков грамотного поведения по вопросам защиты прав потребителей; повышение уровня социальной защиты населения; сокращение поступления на рынок опасных и недоброка- чественных товаров (работ, услуг). |
Контроль за ис- полнением Про- граммы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Межве- домственная комиссия по защите прав потребителей при Кабинете Министров Республики Башкортостан. |
Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы защиты прав потребителей в Республике Башкортостан на 2001-2003 годы являются обеспечение эффективности защиты прав и интересов потребителей на основе взаимодействия органов государственной власти, в компетенцию которых входят вопросы защиты прав потребителей, правоохранительных органов, местных органов государственной власти в районах и городах Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, создание условий для реализации потребителями своих законных прав и интересов.
Для достижения этих целей необходимо решение комплекса задач во взаимосвязи с экономическими и правовыми реформами и развитием конкуренции.
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение координации действий органов государственной власти, в компетенцию которых входят вопросы защиты прав потребителей;
- принятие мер по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам защиты прав потребителей;
- повышение качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой местными товаропроизводителями;
- повышение уровня квалификации специалистов служб по защите прав потребителей;
- развитие системы обучения граждан основам защиты прав потребителей;
- развитие систем правовой помощи потребителям;
- разрешение в добровольном порядке изготовителями, исполнителями, продавцами большинства конфликтных ситуаций;
- оптимизация расходования средств, направляемых на обеспечение защиты прав потребителей;
- недопущение продажи потребителям товаров и оказания услуг, опасных для их здоровья и имущества;
- поддержка общественного движения потребителей.
Состояние защиты прав потребителей в Республике Башкортостан
Организационную основу государственной политики по защите прав потребителей составляет сформированная в соответствии с законодательством республиканская система защиты прав потребителей, которую образуют: Межведомственная комиссия по защите прав потребителей при Кабинете Министров Республики Башкортостан, Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, органы государственной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг), местные органы государственной власти в районах и городах Республики Башкортостан, общественные объединения потребителей. В настоящее время во всех администрациях районов и городов республики созданы органы по защите прав потребителей. Вместе с тем в сельской местности не уделяется должного внимания обеспечению защиты прав потребителей, в связи с чем необходимо принятие организационных мер по созданию соответствующих структур в органах местного самоуправления (поссоветах, сельсоветах).
В Республике Башкортостан общественное движение потребителей представляют 11 общественных объединений. Наиболее активно работают Белебеевское общество по защите прав потребителей. Городское общество потребителей г. Уфы, Стерлитамакское городское общество потребителей. Создание условий для дальнейшего развития общественного движения потребителей позволит гражданам более эффективно реализовывать свои законные права и интересы.
Обеспечение безопасности товаров (работ, услуг) - основополагающая задача в области защиты прав потребителей. Применение мер по недопущению на потребительский рынок опасной и недоброкачественной продукции является одной из функций органов государственной власти, осуществляющих контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг).
Сложившаяся система контроля за безопасностью товаров, увеличение количества проверок, проводимых различными котрольно-надзорными органами, не могут обеспечить качественного сдвига в обеспечении безопасности продукции. Необходимо совершенствование законодательной базы с целью четкого разграничения функций этих органов, координации их действий, усиления ответственности изготовителей, исполнителей, продавцов за качество выпускаемой и реализуемой ими продукции, услуг, повышение защищенности рынка и потребителей от проникновения опасных, недоброкачественных и поддельных товаров.
Особую актуальность приобретает развитие досудебных форм разрешения споров, связанных с нарушением прав потребителей, ввиду длительных сроков рассмотрения дел по защите прав потребителей в судах общей юрисдикции.
Проводимая широкомасштабная пропаганда законодательства о защите прав потребителей и разъяснительная работа среди предпринимателей и населения позволяет разрешать большинство споров между потребителями и рыночными контрагентами без применения административной или судебной процедуры.
В республике проводится работа по внедрению обучения основам законодательства по защите прав потребителей в школах, гимназиях, колледжах и других учебных заведениях.
Вместе с тем для обеспечения действенности государственной политики в области защиты прав потребителей требуется сохранение старых и разработка новых организационных подходов, укрепление республиканской системы защиты прав потребителей. Реализация Программы позволит решить эти задачи.
Приоритетные направления развития государственной
политики в области защиты прав потребителей
Формирование приоритетных направлений развития государственной политики в области защиты прав потребителей должно осуществляться во взаимосвязи с проводимыми экономическими и правовыми реформами и развитием конкуренции.
Приоритетными направлениями развития государственной политики в области защиты прав потребителей должны стать:
- укрепление и развитие действующей республиканской системы защиты прав потребителей, предусматривающие повышение эффективности взаимодействия и координации действий органов государственной власти, организацию защиты прав потребителей на уровне местного самоуправления и создание условий для активизации работы республиканского общества потребителей;
- обеспечение прав потребителей на безопасность и качество реализуемых товаров посредством развития рыночных механизмов в экономике на основе конкуренции хозяйствующих субъектов;
- совершенствование законодательства о защите прав потребителей;
- судебная защита, предусматривающая оказание потребителям правовой помощи, обобщение судебной практики;
- совершенствование организации обучения основам законодательства о защите прав потребителей в общеобразовательных учреждениях, вузах, техникумах и других учебных заведениях, проведение ежегодных олимпиад и конкурсов учащихся на знание законодательства о защите прав потребителей;
- обеспечение потребителей информацией, поступающей от органов государственной власти, общественных объединений потребителей, пропаганда правовых знаний в области защиты прав потребителей через средства массовой информации, издание специальной и популярной литературы, создание и развитие консультационных центров для граждан на базе органов по защите прав потребителей при администрациях районов и городов.
Механизм реализации и контроль за ходом исполнения Программы
Координацию действий исполнителей и контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет Межведомственная комиссия по защите прав потребителей при Кабинете Министров Республики Башкортостан.
Ожидаемые результаты
Реализация Программы будет способствовать повышению уровня социальной защищенности населения при приобретении и использовании им товаров (работ, услуг), сокращению материальных и моральных потерь из-за нарушения прав потребителей.
Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти, оптимизация их работы в сфере защиты прав потребителей позволит снизить бюджетные ассигнования на обеспечение защиты прав потребителей.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 мая 2003 г. N 118 в План мероприятий настоящей программы внесены изменения
План мероприятий
по реализации Программы по защите прав потребителей
в Республике Башкортостан на 2001-2003 годы
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки исполнения |
1. Укрепление и развитие республиканской системы защиты прав потребителей |
|||
1.1. | Содействие формированию при органах местного само- управления структур по за- щите прав потребителей: подготовка методических рекомендаций по созданию структур по защите прав потребителей при органах местного самоуправления |
Межведомственная комиссия по защите прав потребите- лей при Кабинете Минист- ров РБ; Министерство экономики и антимонопольной политики РБ; администрации районов и городов РБ |
2001 год |
1.2. | Содействие формированию в городах и районах респуб- лики общественных объеди- нений потребителей |
Межведомственная комиссия по защите прав потребите- лей при Кабинете Минист- ров РБ; органы государственного управления по государст- венной защите прав потре- бителей; администрации районов и городов РБ |
2001-2003 годы |
1.3. | Создание условий для акти- визации деятельности Баш- кирского республиканского общества потребителей, оказание содействия в ор- ганизации проведения рес- публиканской конференции общественных объединений потребителей |
Межведомственная комиссия по защите прав потребите- лей при Кабинете Минист- ров РБ; органы государственного управления по государст- венной защите прав потре- бителей; администрации районов и городов РБ; общественные объединения потребителей |
2001 год |
2. Организация правозащитной деятельности | |||
2.1. | Обеспечение защиты прав потребителей на досудебном этапе |
||
2.1.1. | Пресечение нарушений зако- нодательства о защите прав потребителей с целью раз- решения конфликта между продавцами, изготовителя- ми, исполнителями и потре- бителями в досудебном по- рядке |
Министерство экономики и антимонопольной политики РБ; Управление Государствен- ной инспекции по торгов- ле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономичес- кого развития и торговли Российской Федерации по РБ; Центр стандартизации, метрологии и сертификации РБ; Центр государственного санитарно-эпидемиологи- ческого надзора в РБ; Государственная жилищная инспекция РБ; администрации районов и городов РБ; Государственное бюро то- варных экспертиз РБ |
2001-2003 годы |
2.1.2. | Консультирование потреби- телей по вопросам реализа- ции законодательства о за- щите прав потребителей |
Министерство экономики и антимонопольной политики РБ; администрации районов и городов РБ; общественные объединения потребителей |
2001-2003 годы |
2.1.3. | Консультирование потреби- телей по вопросам стандар- тизации, метрологии и сер- тификации, соблюдения са- нитарных норм и правил, рассмотрение заявлений по- требителей по вопросам са- нитарного благополучия и качества продукции |
Центр государственного санитарно-эпидемиологи- ческого надзора в РБ; Центр стандартизации, метрологии и сертификации РБ |
2001-2003 годы |
2.1.4. | Организация консультацион- ных центров для граждан на базе органов по защите прав потребителей при ад- министрациях районов и го- родов |
Администрации районов и городов РБ |
2003 год |
2.2. | Судебная защита потребите- лей |
||
2.2.1. | Предъявление исков в суды в защиту неопределенного круга потребителей |
Органы государственного управления по государст- венной защите прав потре- бителей; администрации районов и городов РБ |
2001-2003 годы |
2.2.2. | Обеспечение исполнения су- дебных решений, принятых в интересах потребителей |
Главное управление Минис- терства юстиции Российс- кой Федерации по РБ |
2001-2003 годы |
2.2.3. | Обобщение судебной практи- ки по защите прав потреби- телей |
Органы государственного управления по государст- венной защите прав потре- бителей |
2001-2003 годы |
3. Реализация прав потребителей в области обеспечения качества и безопасности товаров (работ, услуг) |
|||
3.1. | Расширение сети органов по сертификации и испытатель- ных лабораторий для прове- дения сертификации |
Центр государственного санитарно-эпидемиологи- ческого надзора в РБ; Центр стандартизации, метрологии и сертификации РБ |
2001-2003 годы |
3.2. | Проведение мониторинга ка- чества и безопасности то- варов (услуг, работ) на потребительском рынке рес- публики для разработки конкретных предложений по предотвращению выпуска, реализации и ввоза в рес- публику товаров (оказания услуг), опасных для здо- ровья и жизни потребителей |
Центр государственного санитарно-эпидемиологи- ческого надзора в РБ; Управление Государствен- ной инспекции по торгов- ле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономичес- кого развития и торговли Российской Федерации по РБ; Башкортостанская таможня Приволжского таможенного управления Государствен- ного таможенного комитета Российской Федерации; Центр стандартизации, метрологии и сертификации РБ; Государственное бюро то- варных экспертиз РБ; Торгово-промышленная па- лата РБ |
2001-2003 годы |
3.3. | Обучение и повышение ква- лификации специалистов предприятий республики по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации на базе Центра стандарти- зации, метрологии и серти- фикации Республики Башкор- тостан через Башкирское представительство Академии стандартизации, метрологии и сертификации Госстандар- та России, Башкирское от- деление Российской акаде- мии проблем качества |
Центр стандартизации, метрологии и сертификации РБ |
2001-2003 годы |
3.4. | Создание системы оценки и снижения рисков для здо- ровья населения: - разработка методик и ор- ганизация работ по оценке и ранжированию товаров отечественного производст- ва по уровню их опасности для жизни и здоровья по- требителя; - разработка и реализация механизма экономического и административного воздей- ствия на предприятия с целью стимулирования вы- пуска товаров, обеспечива- ющих максимально возможную безопасность для здоровья потребителей |
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РБ; Управление Государствен- ной инспекции по торгов- ле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономичес- кого развития и торговли Российской Федерации по РБ; Центр стандартизации, метрологии и сертификации РБ; Центр государственного санитарно-эпидемиологи- ческого надзора в РБ; Управление ветеринарии при Министерстве сельско- го хозяйства и продоволь- ствия РБ |
2001-2003 годы |
3.5. | Проведение обязательной сертификации услуг общест- венного питания независимо от мест их предоставления (общедоступная сеть, до- школьные, учебно-образова- тельные, лечебно-профилак- тические и другие органи- зации) и введение обяза- тельной сертификации услуг розничной торговли |
Центр стандартизации, метрологии и сертификации РБ; Министерство внешнеэконо- мических связей и торгов- ли РБ; Некоммерческая организа- ция в виде некоммерческо- го партнерства "Орган по сертификации услуг" |
2001-2003 годы |
4. Развитие нормативной базы | |||
4.1. | Разработка предложений о внесении изменений и до- полнений в законодательст- во о защите прав потреби- телей |
Межведомственная комиссия по защите прав потребите- лей при Кабинете Минист- ров РБ; Министерство экономики и антимонопольной политики РБ |
2001-2003 годы |
4.2. | Подготовка методических рекомендаций по вопросам защиты прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования |
Республиканский фонд обя- зательного медицинского страхования РБ |
2001 год |
4.3. | Разработка Положения о по- рядке выдачи санитарно- эпидемиологического заклю- чения о соответствии видов деятельности санитарным правилам, нормам и гигие- ническим нормативам |
Центр государственного санитарно-эпидемиологи- ческого надзора в РБ |
2001 год |
5. Пропаганда положений законодательства о защите прав потребителей и повышение информированности потребителей в этой области |
|||
5.1. | Публикация в средствах массовой информации мате- риалов о защите прав по- требителей |
Межведомственная комиссия по защите прав потребите- лей при Кабинете Минист- ров РБ; Министерство печати и массовой информации РБ; органы государственного управления по государст- венной защите прав потре- бителей |
2001-2003 годы |
5.2. | Подготовка материалов для телепередач по вопросам защиты прав потребителей |
Органы государственного управления по государст- венной защите прав потре- бителей; администрации районов и городов РБ |
2001-2003 годы |
5.3. | Организация публикаций в средствах массовой инфор- мации в рамках Всемирного дня защиты прав потребите- лей (15 марта) |
Органы государственного управления по государст- венной защите прав потре- бителей; администрации районов и городов РБ |
ежегодно, март |
5.4. | Организация информирования населения, заинтересован- ных органов о нормах зако- нодательства о защите прав потребителей путем издания и распространения памяток, буклетов и плакатов |
Органы государственного управления по государст- венной защите прав потре- бителей; администрации районов и городов РБ |
2001-2003 годы |
6. Повышение правовой культуры населения в области защиты прав потребителей |
|||
6.1. | Введение в учебные планы и программы профессиональных училищ и профессиональных лицеев курса "Защита прав потребителя" |
Министерство народного образования РБ |
2001 год |
6.2. | Проведение семинаров по обобщению опыта работы преподавателей по предмету "Основы законодательства о защите прав потребителей" |
Межведомственная комиссия по защите прав потребите- лей при Кабинете Минист- ров РБ |
ежегодно |
6.3. | Организация конкурсов сре- ди учащихся общеобразова- тельных учреждений на луч- шую работу (реферат) на знание основ законодатель- ства о защите прав потре- бителей |
Министерство народного образования РБ |
ежегодно |
6.4. | Проведение республиканско- го конкурса по основам знания положений законода- тельства о защите прав по- требителей среди учащихся общеобразовательных учреж- дений и учреждений началь- ного профессионального об- разования |
Министерство народного образования РБ |
2001-2002 годы |
6.5. | Подготовка команды Респуб- лики Башкортостан для участия во Всероссийском турнире школьных компаний (по основам знания положе- ний законодательства о за- щите прав потребителей) |
Министерство народного образования РБ |
2001-2003 годы |
6.6. | Проведение семинаров для председателей городских, районных комиссий, специа- листов по защите прав по- требителей Республики Баш- кортостан с привлечением представителей органов го- сударственного управления по государственной защите прав потребителей и других заинтересованных сторон |
Межведомственная комиссия по защите прав потребите- лей при Кабинете Минист- ров РБ; органы государственного управления по государст- венной защите прав потре- бителей |
Один раз в полугодие |
7. Осуществление контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей |
|||
7.1. | Организация проверок вы- полнения требований зако- нодательства о защите прав потребителей по вопросу предоставления полной и достоверной информации о товарах (работах, услугах) продавцами (изготовителя- ми, исполнителями) |
Министерство экономики и антимонопольной политики РБ; Центр стандартизации, метрологии и сертификации РБ; Управление Государствен- ной инспекции по торгов- ле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономичес- кого развития и торговли Российской Федерации по РБ; администрации районов и городов РБ |
2001-2003 годы |
7.2. | Организация проверок соб- людения правил обязатель- ной сертификации товаров (работ, услуг), требований государственных стандар- тов, лицензионных условий, предъявляемых к отдельным видам деятельности |
Центр стандартизации, метрологии и сертификации РБ; Центр государственного санитарно-эпидемиологи- ческого надзора в РБ; Управление Государствен- ной инспекции по торгов- ле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономичес- кого развития и торговли Российской Федерации по РБ; лицензирующие органы |
2001-2003 годы |
7.3. | Анализ договоров, заключа- емых жилищно-коммунальными предприятиями и естествен- ными монополиями с потре- бителями, в целях выявле- ния условий, ущемляющих права потребителей |
Министерство экономики и антимонопольной политики РБ; Министерство жилищного- коммунального хозяйства РБ; Государственная жилищная инспекция РБ; администрации районов и городов РБ |
2001-2003 годы |
7.4. | Принятие мер по устранению нарушений законодательства о защите прав потребителей в отношении продавцов, из- готовителей, исполнителей |
Органы государственного управления по государст- венной защите прав потре- бителей |
По мере выявления нарушений |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 23 февраля 2001 г. N 38 "Об утверждении Программы защиты прав потребителей в Республике Башкортостан на 2001-2003 годы"
Текст постановления (без программы) опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 6 (126), апрель 2001 г., ст. 446
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 мая 2003 г. N 118
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 2 августа 2002 г. N 229
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25 сентября 2001 г. N 245