Введение
Послание Государственному Собранию Республики Башкортостан отражает наше видение положения дел в общественно-политической, социально-экономической и культурно-духовной сферах жизни общества. Этот документ содержит концепцию развития республики на текущий год и ближайшую перспективу, основные направления деятельности органов государственной власти по реализации стоящих перед нами задач.
В нем, в отличие от прежних Посланий, где основное внимание уделялось преодолению кризисных явлений, главный упор сделан на углубление позитивных тенденций в экономической и социальной областях.
Несмотря на имеющиеся трудности, можно уверенно говорить о положительных переменах в жизни граждан республики. Удалось добиться улучшения целого ряда социальных показателей. Росту реальных доходов населения способствовали сокращение задолженности по выплате заработной платы, повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, индексация пенсий и увеличение размеров компенсационных выплат малоимущим группам населения.
Огромный социально-экономический и духовный потенциал, созданный нашим народом за все предыдущие годы, дает нам основание с оптимизмом смотреть в будущее, выстраивать научно обоснованную стратегию дальнейших действий. На пережитом опыте рыночных преобразований мы убедились в том, что только опираясь на свои силы, инициативу граждан, можно решать задачи повышения благосостояния населения, развития народного хозяйства республики, осознали, что в новых условиях только собственным трудом можно создать основы благополучия каждого из нас, процветания родного Башкортостана и всей России.
Мы постепенно восстанавливаем утраченные традиции уважения достоинства человека, деловой активности и предприимчивости, любви к ближнему и терпимости к чужому мнению. Демократические институты становятся органичной частью нашей жизни. Свобода слова, мысли, совести, вероисповедания из деклараций превратились в неизменные атрибуты окружающей нас действительности.
В то же время мы понимаем, что решение главных задач еще впереди. Создан только каркас рыночных отношений. Значительная часть населения пока живет за чертой бедности. Снизилась мотивация к труду в сфере производства. Сложный переломный этап переживает сельское хозяйство. Но это все - неизбежные проблемы, связанные с переходом к новому типу общества.
Мы не сомневаемся, что справимся с поставленными задачами. Залогом тому - успешное претворение в жизнь всего намеченного нами в предыдущие годы.
В соответствии со статьей 86 Конституции Республики Башкортостан обращаюсь к народу и Государственному Собранию с Посланием "К рубежам устойчивого развития (О положении в республике и программе дальнейших действий)".
I. Сильная государственная власть и гражданское общество
- гарантии поступательного развития республики
Завершившийся в 2000 году XX век стал одним из самых сложных и противоречивых в истории нашей страны. Это был век гражданской и двух мировых войн, неисчислимых бедствий и жертв в период коллективизации и массовых репрессий. Но, вместе с тем, это был век великих побед и исторических свершений. Мы не забудем славную весну 1945 года. Мы помним, что именно в уходящем столетии первыми вышли в космос.
Это был и век национального самоопределения башкирского народа, становления нашего родного Башкортостана как государства в составе Российской Федерации, небывалого развития в республике науки и культуры ее народов.
Произошедшие в конце столетия перемены кардинально изменили облик России. В прошлом осталась одна из сверхдержав мира с мощнейшим военным потенциалом и планово-командной экономикой. Но мы еще не построили другую страну - богатую и благополучную.
Минувший год останется в нашей памяти и как год первой в истории России демократичной смены политического лидера. С новым Президентом мы связываем надежды на развитие страны как цивилизованного демократического федеративного государства. Динамизм происходящих изменений нас обнадеживает. Стали более четкими акценты во внутренней и внешней политике. Провозглашена и осуществляется доктрина укрепления вертикали власти. Необходимость нового этапа реформ, по мнению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, связана, прежде всего, с нерешенностью вопросов государственного устройства, политической нестабильностью, несоответствием регионального законодательства федеральному, что, в свою очередь, снижает эффективность экономических преобразований.
Важными составляющими этой политики стали создание федеральных округов, изменение порядка формирования верхней палаты парламента России, принципов организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления, бюджетных взаимоотношений центра и регионов.
Наша республика как составная часть Российской Федерации не может стоять в стороне от процессов, происходящих в стране. Поэтому проведение координированного с политической линией Президента Российской Федерации курса становится важнейшей задачей всех органов государственной власти Башкортостана.
Мы располагаем самой развитой системой договорных связей с федеральными органами власти. Эти отношения, установленные еще в 1919 году, закреплены в Декларации о государственном суверенитете России и Декларации о государственном суверенитете Башкортостана, Федеративном договоре и приложении к нему от Республики Башкортостан, Конституции России и Конституции Башкортостана, Договоре от 3 августа 1994 года о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий.
Системный кризис государственности, о котором много говорят сегодня, не связан со сложившимся типом государственного устройства России. Главной его причиной является несовершенство демократических институтов, незавершенность процессов разграничения предметов ведения и полномочий разных уровней государственной власти и местного самоуправления. Попытки повернуть страну вспять, к унитарной модели государства, пересмотреть сложившийся конституционно-договорный характер федеративных отношений, нарушить устоявший баланс политических сил могут только обострить существующие в России проблемы.
Вот уже почти семь лет не умолкают дискуссии вокруг договоров о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, ставится под сомнение конституционность договорной практики. Думаю, что Президент Российской Федерации В.В.Путин как гарант Конституции поставил окончательную точку в этом вопросе, назвав в своем письме Государственному Собранию Республики Башкортостан Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года главным правовым актом, характеризующим взаимоотношения Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Отстаиваемая нами модель строительства федерации, базирующаяся на разграничении полномочий, не только доказала свою жизнеспособность, но и является единственно возможной, оптимальной для России. Договор заложил очень перспективную политико-правовую форму взаимодействия между органами власти Башкортостана и России. Свидетельством тому является начавшийся в 2000 году процесс согласования законодательства республики с нормами этого Договора.
Продолжение курса политических и экономических реформ в республике настоятельно потребовало прежде всего внесения поправок в Конституцию Башкортостана. Все эти годы она определяла основные направления нашего поступательного развития. Поэтому обновленная Конституция вобрала в себя все то положительное, что было накоплено в процессе государственного строительства за последнее десятилетие. Наш законодатель в процессе согласования внимательно учел произошедшие изменения, развил богатый потенциал нашей Конституции, включив Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан в качестве составной части Основного Закона.
Понимая значимость для республики единого правового пространства страны, мы поддержали инициативы федерального центра по наведению порядка в этой сфере. Более того, мы самостоятельно, еще в начале прошлого года, начали процессы согласования республиканского законодательства с федеральным. Эта работа не имеет ничего общего с кампанейщиной, формальной унификацией региональных и федеральных правовых актов. В ее ходе не должна выхолащиваться суть и специфика республиканского законодательства.
Подлинное укрепление федеративной и демократической государственности в России может происходить только путем одновременного повышения эффективности работы и взаимной ответственности на всех уровнях, при четком разграничении предметов ведения и компетенции. Важность этого обстоятельства для нашего федеративного государства подчеркнул в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В.Путин, сказав: "При этом хочу еще раз напомнить - и тем, кто принимает законы, и тем, кто следит за их исполнением, - нам необходимо отказываться не только от вторжения в федеральную компетенцию, но и от необоснованных попыток федеральных структур вмешиваться в сферу исключительной компетенции регионов. Очень важный тезис, абсолютно согласен в этом с региональными лидерами".
Смысл изменений в формах взаимоотношений органов государственной власти регионов и федеральных органов власти должен заключаться не в простом подчинении одних другим и не в возврате к административно-командным методам управления, а в поиске оптимальных путей взаимодействия всех уровней власти в рамках Конституции страны с учетом ранее заключенных договоров и соглашений.
Введение института полномочных представителей Президента России в федеральных округах стало одним из важных звеньев административной реформы. Мы поддержали их учреждение, полагая, что это поможет решить назревшие проблемы межрегиональной экономической интеграции, комплексного развития территорий, финансирования совместных экономических проектов субъектов Федерации. Есть основания надеяться, что они станут реальной опорой регионов в этих областях деятельности.
При решении стоящих перед нами задач мы исходим из того, что Республика Башкортостан - это политически стабильный, экономически самодостаточный субъект Российской Федерации, обладающий в соответствии с российской Конституцией всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Федерации. Совершенствуя свою государственность, взаимоотношения с федеральными органами власти, мы стремимся построить в Башкортостане демократическое правовое государство, выражающее и защищающее интересы его многонационального народа. Это - самая важная наша задача. В то же время - это и шаг к укреплению России, вклад в ее становление как цивилизованного, пользующегося международным авторитетом, демократического государства.
Учитывая масштабы и сложность стоящих перед республикой задач, необходимо определить наши приоритеты. Усилия всех органов государственной власти, местного самоуправления, всех граждан должны быть направлены на решение не только сегодняшних проблем, но и достижение стратегических целей.
За прошедшие годы мы сумели обеспечить нормальную работу важнейшего политического института нашего общества - двухпалатного Государственного Собрания Республики Башкортостан. Это - парламент современного типа, который выражает и формирует волю многонационального народа, представляет интересы районов и городов, социальных групп населения, позиции политических партий и общественных движений, ведет активную и квалифицированную законотворческую деятельность.
Следует подчеркнуть, что в переломные моменты современной истории республики ее высший законодательный и представительный орган всегда играл важную, решающую роль. Верховным Советом БАССР 11 октября 1990 года была провозглашена Декларация о государственном суверенитете Башкортостана в составе России. Именно Полномочная делегация наших депутатов настояла на подписании Федеративного договора с приложением к нему от Республики Башкортостан. Так было и при совместном определении политико-правовых основ двустороннего Договора с Российской Федерацией. Неоценима роль нашего парламента в разработке и принятии Конституции Республики Башкортостан 1993 года и ее новой редакции в 2000 году.
В труднейшие годы коренных реформ общественной жизни и общероссийского кризиса, при решении сложнейших вопросов государственно-правового статуса республики, налаживании отношений с федеральным центром, определении нашей позиции в сфере развития федеративных отношений, регулировании насущных проблем социально-экономического развития в новых условиях мы всегда слышим авторитетный и ответственный голос депутатского корпуса - выражение общенародной воли.
Именно благодаря эффективной работе профессионального парламента мы смогли преодолеть трудные годы начала российских преобразований. Опираясь на своевременно подготовленную усилиями нашего парламента новую правовую базу, мы смогли обеспечить оптимальный режим реформирования общества, сохранить природные ресурсы и производственный потенциал, не допустить расхищения государственной собственности, осуществлять социальную поддержку населения, развивать науку, искусство и культуру и занять одно из ведущих мест среди субъектов Российской Федерации.
Можно с полным основанием сказать, что сегодня, благодаря согласованной, инициативной и результативной работе Государственного Собрания и всех других органов власти, Башкортостан представляет собой регион, который не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность населения, но и активно, благотворно влияет на все важнейшие процессы политического, социально экономического и духовно-культурного развития Российской Федерации в целом.
В истекшие годы совершенствовались формы организации и деятельности высшего представительного органа власти, накоплен опыт работы по дальнейшему развитию законодательства.
В условиях новых политических реалий в России роль республиканского парламента возрастает. Только Государственное Собрание может в законодательной форме отстаивать интересы и позиции республики, всех ее граждан в вопросах развития федеративных отношений, согласования республиканского и федерального законодательства.
В соответствии с положениями новой редакции Конституции республики должны измениться функции, содержание работы народных избранников, предметы ведения Законодательной Палаты и Палаты Представителей. С учетом того, что в Законе "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан" полномочия депутатов Палаты Представителей сохранены до окончания срока, на который они были избраны, законодательное оформление ее реорганизации можно будет осуществить уже в текущем году. Этот шаг придаст больший динамизм процессу законотворчества, усилит роль членов Палаты Представителей в решении вопросов взаимодействия республиканских и местных органов государственной власти.
Одной из нерешенных задач остается повышение уровня взаимодействия Государственного Собрания с Федеральным Собранием Российской Федерации. Здесь большую помощь и поддержку могут оказать депутаты Государственной Думы от Республики Башкортостан. Представляя граждан республики в высшем законодательном органе страны, они должны отстаивать и защищать интересы населения Башкортостана, использовать свой высокий статус для поддержки законодательных инициатив нашего парламента в Государственной Думе.
По мере усложнения и возрастания масштабов решаемых задач повышается роль Кабинета Министров Республики Башкортостан. Говоря об этом, мы не должны забывать, какими ограниченными возможностями он обладал в условиях административно-командной системы и каким он стал сегодня.
Кабинет Министров республики - это орган, наделенный Конституцией Республики Башкортостан правами самостоятельного решения вопросов по оптимальному использованию природных ресурсов, огромного производственного потенциала Башкортостана, организации работы тысяч государственных предприятий и учреждений.
Он координирует мероприятия, связанные с социальной защитой малоимущих слоев населения. Им осуществляется регулирование сложнейших процессов развития здравоохранения, науки, образования и культуры, создания материально-технической базы для духовного прогресса республики, удовлетворения национально-культурных запросов ее народов.
Кабинет Министров проводит большую работу по соблюдению законности и общественного порядка, обеспечению прав и свобод граждан и их безопасности.
Осуществляя постоянное управление этими жизненно важными для республики процессами, регулируя основные направления общественного развития, наше Правительство в целом справляется со своими обязанностями.
Но время ставит перед нами все новые и новые задачи. Следует постепенно преодолевать чисто ведомственный подход к государственному управлению, более широко и решительно используя рыночные механизмы. При этом, разумеется, текущий контроль, организация деятельности предприятий и учреждений в русле общих ориентиров остаются неотъемлемой частью работы Правительства.
Особое внимание следует обратить на вопросы привлечения инвестиций, обновления основных фондов и внедрения современных технологий, расширения рынков сбыта продукции и повышения эффективности работы предприятий всех форм собственности, усиления роли научной, инновационной составляющих экономического развития, обеспечения комплексного характера государственной политики в духовно-культурной сфере.
В республике обеспечена надежная вертикаль исполнительной власти, включающая в себя органы исполнительной власти районов и городов. При этом они тесно взаимодействуют с местными представительными органами государственной власти - городскими и районными Советами. В новой редакции Конституции уточнена роль местных органов государственной власти. Мы исходим из того, что в условиях нашей республики наиболее оптимальной моделью государственного устройства является организация государственной власти на уровне районов и городов с одновременным развитием местного самоуправления в селах, поселках, жилых поселениях в городах республиканского значения.
В связи с этим возникла необходимость подготовки и принятия закона о местных органах государственной власти Республики Башкортостан. Это потребует, в свою очередь, законодательного разграничения на два уровня государственной собственности, уточнения используемого сегодня в республиканском законодательстве понятия "муниципальная собственность" и решения целого ряда других вопросов, связанных с имущественными отношениями городов и районов.
В Башкортостане найден баланс во взаимоотношениях между органами государственной власти республики и органами местного самоуправления. Мы сознательно не форсировали введение выборности глав администраций районов и городов в угоду политической конъюнктуре. В условиях переходного периода это позволило сохранить управляемость социально-экономическими процессами, способствовало конструктивному взаимодействию между органами власти всех уровней. Главное в этом вопросе - обеспечение нормальной жизнедеятельности района или города, решение каждодневных насущных проблем населения. Право граждан на самоуправление, по мере создания социально-экономических условий для его осуществления, будет реализовано на всей территории Республики Башкортостан.
Однако сегодня самоуправление не может существовать без всесторонней поддержки государства и соответствующей материальной базы. С этой целью необходимо ускорить принятие закона республики о финансовых основах местного самоуправления и соответствующих подзаконных правовых актов.
Постепенно обретает свое лицо и судебная власть, укрепляется ее материальная база. В республике возводится одно из лучших в России зданий для Верховного Суда, практически решен вопрос обеспечения приспособленными помещениями районных и городских судов. Вводится институт мировых судей, в первом полугодии текущего года должно закончиться комплектование местных судов судьями этого нового уровня судебной власти. Вместе с тем надо признать, что в общественном сознании авторитет судебной ветви власти еще невысок. Авторитет государства в глазах населения в немалой степени зависит от того, насколько человек, имеющий полномочия вершить суд от его имени, вызывает уважение и доверие.
Независимость судей не должна восприниматься как отсутствие всякой ответственности за принимаемые решения. Поэтому мы поддерживаем инициативы Президента Российской Федерации по укреплению судебной власти. Установление возрастных ограничений, сменяемости руководителей судов всех уровней, повышение роли органов судейского сообщества - все эти обсуждаемые сегодня предложения неоднократно направлялись нами в федеральные органы власти. Убежден, что реформа судебной системы назрела и не терпит отлагательства.
Сложной остается криминогенная ситуация. Борьба с преступностью - это прежде всего защита безопасности населения, обеспечение здорового нравственного, делового климата в обществе. С этими задачами мы справимся, только объединив усилия правоохранительных органов и общественности. Одним из главных направлений работы органов власти республики должно стать восстановление системы профилактики правонарушений, правового просвещения и воспитания граждан.
Важнейшим условием становления и развития гражданского общества является оптимальное сочетание интересов граждан и государства. Важная роль в этом процессе принадлежит партиям, общественным объединениям и движениям.
В республике в настоящее время зарегистрировано 12 партий и более 400 различных общественных объединений. В то же время в Башкортостане, как и во всей России, процесс их активного включения в общественную жизнь затягивается, что серьезно тормозит становление гражданского общества.
Мы считаем, что граждане должны иметь реальную возможность отстаивать и выражать свои взгляды и интересы.
К сожалению, формирование политических партий в стране идет сложно. Главная причина здесь - незрелость гражданского общества, отсутствие соответствующих традиций и политической культуры. Несмотря на созданные правовые и организационные условия, политические партии еще не стали дееспособными субъектами политического процесса. Малочисленные, не имеющие весомой социальной базы партии и объединения в большинстве случаев представляют корпоративные интересы отдельных группировок.
В этой связи чрезвычайно важна инициатива Президента России, внесшего проект Федерального закона "О политических партиях". Основной смысл его сводится к созданию условий для формирования в стране полноценных партий, широко представленных в регионах страны и ведущих постоянный диалог с властью и избирателями.
Нам также предстоит обновить законодательство в этой важной сфере, что поможет республиканским партиям стать подлинными институтами народного представительства, реализации политических прав граждан, подготовки авторитетных политических лидеров.
Необходимо обеспечить конструктивное взаимодействие с региональными отделениями общероссийских политических партий, в первую очередь - партий, имеющих фракции в Государственной Думе. Для их более активного участия в законотворческой деятельности на республиканском и федеральном уровнях считаю целесообразным создать при Государственном Собрании консультативный Совет этих партий и объединений.
Прошедший 2000 год во многом был этапным в работе, направленной на наиболее полное удовлетворение национально-культурных запросов наших народов. Велась планомерная реализация закона о языках народов республики, увеличилось количество школ с преподаванием на родных языках, регулярно проводились национальные праздники, фестивали и конкурсы. Более конструктивным стало взаимодействие органов власти с национально-культурными объединениями. Об этом свидетельствует проведение съезда Ассамблеи народов Башкортостана, который наглядно продемонстрировал совпадение позиций органов государственной власти и национально-культурных объединений практически по всем вопросам национальной политики.
Мы надеемся, что национальные движения будут использовать все свои возможности для развития языков и культур, сохранения дружбы и сотрудничества, возрождения народных традиций.
Сегодня на первый план выходят задачи координации всего комплекса мероприятий по национально-культурному развитию народов республики. Кабинету Министров республики с учетом новых условий следует внести предложения по совершенствованию проводимой органами государственной власти Башкортостана национальной политики.
Также важны и актуальны задачи формирования у людей правовой и политической культуры, ценностных ориентиров и нравственных основ, обеспечения преемственности между поколениями. Сама жизнь выдвигает на передний план эти очень серьезные вопросы. Их решению должна способствовать и принятая недавно российским правительством государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". Кабинету Министров необходимо разработать собственную программу мероприятий в этой области.
Особое значение приобретает развитие духовной сферы. Надо признать, что долгое время, решая проблемы политики и экономики, мы не уделяли данной стороне жизни должного внимания. Лишь в последние годы была осознана важность государственного подхода к этой сфере. Мы не сможем двигаться вперед, если не сумеем возродить морально-нравственные ценности, мировоззренческие основы нашего общества, дать новый импульс его культурно-духовному обновлению.
В условиях, когда народы России возрождают свои духовные традиции и ценности, все более важную роль в этом процессе играют религиозные организации. Исторически сложилось так, что у нас в республике в обстановке веротерпимости соседствуют мусульманская, христианская и другие религии.
За прошедшие годы нам удалось преодолеть идеологию воинствующего атеизма, исправить многие его негативные последствия. Развернуто массовое строительство и реставрация культовых зданий, открываются духовные учебные заведения, издается и распространяется религиозная литература.
Уверен, что государственные органы и далее будут развивать сотрудничество с такими важными институтами гражданского общества, как религиозные организации и конфессии. Это позволит сохранить атмосферу межнационального и межрелигиозного согласия, развивать благотворные исторические традиции и духовные ценности народов Башкортостана.
Проведение системной информационно-разъяснительной работы с населением должно стать одним из приоритетных направлений деятельности Кабинета Министров, всех министерств и ведомств, местных органов государственной власти. Думаю, что создание в администрациях районов и городов информационно-аналитических служб позволит улучшить координацию деятельности в этой области, оживить массовую работу с людьми в трудовых коллективах, учебных заведениях и по месту жительства.
Наша политика в этой сфере должна включать разработку законодательных актов, государственных программ и социально значимых проектов, выделение ресурсов на их реализацию, определение методов контроля. Следует ускорить работу по подготовке Комментария к обновленной Конституции республики. Это нужно для того, чтобы не только специалисты, но и все наши граждане знали, понимали и умели защищать свои конституционные права и свободы. Все это будет способствовать созданию эффективной системы работы с населением и воспитанию подрастающего поколения.
Важно, чтобы идеалы, ориентиры и ценности, связанные с обновлением общественной жизни, были востребованы людьми. Система воспитания должна содействовать строительству гуманного общества, основанного на принципах устойчивого развития и стабильности, обеспечивающего возможности для реализации потенциала каждого человека.
В решении задач формирования граждан нового Башкортостана, удовлетворения информационных потребностей нашего многонационального народа большое место отводится средствам массовой информации. На сегодняшний день у нас зарегистрировано и выходит 393 издания самой различной направленности. Укрепилась их материальная база, расширились способы и методы воспроизводства информации. Газеты и журналы печатаются на башкирском, русском, татарском, марийском, чувашском и удмуртском языках. Однако остаются проблемы содержания и низкого уровня полиграфического исполнения республиканских газет и журналов. В текущем году учредителям наших печатных изданий необходимо обеспечить кардинальное повышение качества выпускаемой в республике печатной продукции до уровня лучших российских и региональных изданий.
В республике значительное внимание уделяется развитию Государственной телерадиовещательной компании "Башкортостан". Для увеличения объемов вещания на языках наших народов на всей территории республики необходимо ускорить создание спутникового канала. Следует также в кратчайшие сроки решить вопрос об образовании в составе ГТРК "Башкортостан" республиканской государственной компании.
В условиях глобализации общественных процессов особое значение имеет информатизация. С учетом стремительного прогресса информационных и коммуникационных технологий, последних достижений в сфере производства средств связи и компьютерной техники непременным условием конкурентоспособности республики в мировом сообществе становится развитие информационных технологий.
Без внедрения новой техники и систем связи в сферы государственного управления, производства, науки и образования невозможно осуществить полноценную интеграцию Башкортостана в мировое информационное пространство. В этой связи нам необходимо определить приоритеты и задачи в области информационной политики, конкретизировать основные направления деятельности органов государственной власти по информатизации республики. Пристального внимания требуют модернизация и развитие телекоммуникационной инфраструктуры.
Кабинету Министров необходимо разработать концепцию государственной информационной политики и долгосрочную программу информатизации Республики Башкортостан.
Главным результатом проводимых в республике масштабных преобразований стало формирование эффективно действующей системы государственной власти, пользующейся доверием и поддержкой большинства башкортостанцев. Полновластие народа, демократические принципы организации общественной жизни служат надежной основой продвижения Республики Башкортостан по пути дальнейшего его укрепления как цивилизованного правового государства в составе Российской Федерации.
II. От стабилизации - к устойчивому экономическому росту
Развитие экономики Башкортостана, входящего в единый народно-хозяйственный комплекс России, в прошедшем году происходило на фоне роста валового внутреннего продукта и промышленного производства, снижения уровня инфляции в стране.
Истекший год в целом характеризовался дальнейшим улучшением социально-экономической и финансовой ситуации в республике. Это нашло отражение в позитивной динамике большинства макроэкономических показателей: продолжался рост валового регионального продукта и объемов промышленного производства, увеличились инвестиции в основной капитал, возросли поступления доходов в бюджет, снизилась задолженность по заработной плате, наблюдалось устойчивое повышение реальных доходов и потребления населением товаров и услуг, сократился уровень безработицы.
Особенностью Башкортостана является то, что в нем вот уже несколько лет реализуется модель социально-экономического развития, учитывающая специфику республики.
Основой ее производственного потенциала остаются топливно-энергетический комплекс, химическая, нефтехимическая промышленность, машиностроение. Сегодня в республике перерабатывается каждая седьмая тонна российской нефти, выпускается более половины бутиловых и изобутиловых спиртов, половина кальцинированной соды и химических средств защиты растений, большая часть каустической соды, полиэтилена, синтетических смол и пластмасс.
В последние годы мы неизменно входим в первую десятку субъектов Российской Федерации по объему промышленного производства. Все большее развитие получают высокотехнологичные отрасли, производящие наукоемкую продукцию. Новейшие изделия машиностроительного комплекса пользуются спросом не только в республике и стране, но и экспортируются в такие государства, как Индия, Китай, Южная Корея, Малайзия.
С новым ассортиментом продукции выходят на рынок химические и нефтехимические заводы. Из региона, поставляющего сырье, мы постепенно превращаемся в экспортера конкурентоспособной продукции: современной техники, новых технологий, продуктов нефтепереработки и нефтехимии.
Высокий профессиональный потенциал башкирских нефтяников признан не только в российских нефтедобывающих регионах - Западной Сибири и Удмуртии. Сегодня они способны на уровне ведущих мировых компаний осваивать месторождения, оказывать инжиниринговые услуги и в зарубежных странах.
Сейчас в России много говорят о "проблеме 2003 года" - возможных техногенных катастрофах из-за крайней изношенности основных фондов. Такая опасность действительно существует, хотя в нашей республике вот уже 10 лет делается все для того, чтобы этих катастроф не допустить. Несмотря на финансовые трудности, мы направляем значительные инвестиции в основной капитал, обновляем и наращиваем производственные мощности.
Только за последние годы на Уфимском НПЗ введен в эксплуатацию комплекс Г-43-107, который позволил довести глубину переработки нефти до 72 процентов. В АО "Салаватнефтеоргсинтез" начало действовать производство бензола. Это дает возможность полнее загружать наши предприятия, увеличить экспорт продукции.
В АО "Каустик" модернизировано производство винилхлорида мощностью 135 тыс. тонн в год, в результате чего увеличен выпуск такой ценнейшей продукции, как каустическая сода.
В ОАО "Башнефтехим" успешно функционируют реконструированное производство гидрокрекинга и новый комплекс каталитического риформинга.
В 2000 году наметилась устойчивая тенденция опережающих темпов роста инвестиций в основной капитал по отношению к динамике валового регионального продукта и промышленного производства.
Введены в действие производственные мощности в электроэнергетике, топливной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, полиграфической промышленности, на транспорте, в связи, торговле и общественном питании, агропромышленном комплексе.
Проводя линию на техническое перевооружение и обновление производства, реконструкцию предприятий, в первую очередь топливно-энергетического комплекса, мы решаем важные задачи по увеличению выпуска новых видов продукции, необходимых для других отраслей и внешнего рынка, обеспечению экологической безопасности. Все это - инвестиции в будущее республики.
Достигнутое в прошлом году улучшение социально-экономической и финансовой ситуации происходило на фоне высокой инвестиционной активности, благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и внутренней социальной стабильности.
В этих условиях главная задача - закрепить тенденции устойчивого экономического роста на основе структурных преобразований реального сектора экономики и, как следствие, поднять благосостояние людей на качественно новый уровень.
Прежде всего, предстоит продолжить реализацию активной промышленной политики, стратегическим направлением которой является реформирование предприятий.
Первостепенными задачами дальнейшего реформирования предприятий и организаций в современных условиях являются: массовое структурное обновление и финансовое оздоровление отраслей экономики республики и переход на этой основе к прибыльной работе предприятий и организаций; ликвидация кредиторской задолженности; увеличение инвестиций в обновление основных производственных фондов; активизация инновационной деятельности; повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках; обеспечение "прозрачности" производственно-хозяйственной деятельности и финансовых результатов для потенциальных инвесторов.
В рамках реализации промышленной политики мы должны принять меры по обеспечению энергетической безопасности. Необходимы слаженные действия по решению проблемы неплатежей и задолженностей за использованные энергоносители и обеспечению своевременности расчетов предприятий энергетического комплекса с бюджетами всех уровней. Энергосберегающая деятельность должна рассматриваться как важнейшая составная часть государственной экономической политики. Надо активизировать работу по строительству альтернативных и нетрадиционных, более экономичных источников энергии. В этом году необходимо завершить формирование республиканской системы энергосбережения, предусматривающей разработку комплексной программы экономии топливно-энергетических ресурсов с подпрограммами по всем отраслям экономики, предприятиям и организациям.
Целенаправленная широкомасштабная работа по реконструкции и техническому перевооружению предприятий топливно-энергетического комплекса - наша приоритетная задача. Одним из важнейших направлений экономического развития также является повышение эффективности работы нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей. Сохранить нефтедобычу на достигнутом в прошлом году уровне можно за счет применения прогрессивных технологий и освоения новых месторождений за пределами республики.
Задачи приведения в соответствие с современными требованиями структуры нефтепереработки и ее адаптация к рыночным условиям также требуют неослабного внимания. В этих целях все усилия необходимо направить на реализацию мощного потенциала отрасли путем значительной активизации инновационной деятельности, освоения новых видов продукции, увеличения загрузки мощностей и глубины переработки нефти.
В ходе структурных преобразований необходимо создать условия для выпуска промышленными предприятиями более качественной продукции, доведения ее до уровня международных стандартов и перехода на этой основе от преимущественного экспорта сырья к экспорту готовой продукции.
Первоочередной задачей текущего периода должно стать развитие импортозамещения в машиностроении. Его продукция может удовлетворять потребности предприятий тяжелого, энергетического, транспортного, сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности страны.
Предприятиям машиностроения надо предоставить первоочередное право на получение кредитов, финансовых средств, а также на использование системы целевых налоговых льгот.
Необходимо добиться федерального финансирования проектов по вводу в действие крайне нужных стране производств, в частности, катализаторов для каталитического крекинга, поликарбонатов, игольчатого кокса, полиэфирных волокон и других.
Стратегическими направлениями промышленной политики являются расширение и совершенствование процессов реформирования и обеспечение финансового оздоровления предприятий и организаций.
Чрезвычайно важной составной частью этой работы является разносторонняя и повсеместная активизация инновационной деятельности. Только с переходом на этот режим развития можно рассчитывать на значительное повышение конкурентоспособности экономики.
Мы должны в ближайшие годы сформировать современный технологический уклад во всех отраслях реального сектора экономики. Основными задачами здесь являются активизация научно-исследовательских работ, эффективная реализация имеющегося инновационного потенциала с привлечением соответствующих инвестиций, коммерциализация исследований и переориентация деятельности научных организаций на потенциальных потребителей инноваций, формирование интегрированных структур, объединяющих науку с производством на взаимовыгодной основе.
Надо добиться того, чтобы инновационная деятельность в нашей республике приобрела системный характер. В этом плане мы вправе рассчитывать на гораздо большую отдачу от институтов Академии наук республики и внебюджетного инновационного фонда.
Рост производства и улучшение ценовой конъюнктуры способствовали увеличению экспорта. В то же время его сырьевая направленность ставит нас в зависимость от ситуации на мировых рынках. Мы должны формировать оптимальную структуру экспорта и импорта продукции с соблюдением баланса наших экономических интересов, потребностей товаропроизводителей и населения. Необходимо создать единую систему информационно-консультационной поддержки экспортеров.
Особое внимание в республике уделялось развитию аграрного сектора экономики. Однако проводимые на селе преобразования пока не привели к достижению поставленных целей. Большинство предприятий данной сферы производства не ориентированы на рынок, рыночная инфраструктура развита слабо, меры государственной поддержки не дают должной отдачи. Аграрная отрасль испытывает дефицит хозяйственных руководителей, способных работать в новых рыночных условиях.
Важнейшей задачей здесь является переход к научно обоснованной системе управления. Ее методы должны создавать условия, при которых сельхозпредприятие, фермер имели бы возможность работать прибыльно, обновлять основные фонды и технику, осваивать прогрессивные технологии. В сельском хозяйстве должны последовательно внедряться рыночные отношения.
Для стабилизации производства, его дальнейшего роста необходимо полнее использовать возможности аграрной науки и всего научного потенциала республики.
Концепция реформирования агропромышленного комплекса должна стать действенным инструментом принятия управленческих решений, целью которых является достижение всесторонней сбалансированности развития АПК. Практика показывает, что сегодня наиболее успешно может развиваться крупное товарное производство, обладающее способностью к эффективному освоению инвестиций, восприимчивостью к достижениям научно-технического прогресса.
Основные усилия до сих пор тратились на разработку общих, далеких от жизни программ развития агропромышленного комплекса, без учета специфики конкретного района, интересов сельхозтоваропроизводителя. Более того, меры, предпринимаемые правительством в области земельной, аграрной реформы, не сопровождались соответствующей информационной, консультационной и разъяснительной работой на местах, обучением кадров.
Сельскохозяйственное производство сегодня развивается на основе многоукладности и хозяйственной самостоятельности. Однако это пока не привело к существенному улучшению материального благосостояния сельчан, повышению уровня их доходов. Кабинету Министров Республики Башкортостан, главам администраций районов следует незамедлительно проанализировать ситуацию и принять конкретные меры по увеличению денежной составляющей оплаты труда работников сельского хозяйства.
Необходимо также создать организационно-правовые условия для интеграции на договорной основе личных подсобных хозяйств и сельхозтоваропроизводителей по вопросам производства, переработки и реализации продукции и сырья.
В 2001 году мы должны добиться перелома в реформировании сельского хозяйства. Экономическая заинтересованность, перевод аграрного производства на самоокупаемость могут стать действенными механизмами регулирования экономических отношений в этом самом большом секторе народного хозяйства.
Перспективы проводимых в настоящее время экономических реформ во многом зависят от состояния основных фондов, возможностей их обновления. Расширенное воспроизводство основных фондов является важнейшей задачей отрасли капитального строительства. В последние годы этот комплекс ощущает серьезный дефицит инвестиций, особенно в области производственного строительства, заметно выросло количество незавершенных объектов.
Кабинету Министров при утверждении прогноза централизованных капитальных вложений необходимо предусмотреть меры по первоочередному завершению строительства начатых объектов.
Надо сделать решительные шаги по созданию в отрасли конкурентной среды, продолжить развитие системы подрядных торгов на проектирование и строительство объектов, завершить переход на новую сметно-нормативную базу ценообразования, ликвидировать или изменить функции ряда управленческих структур. Для решения этих задач предстоит разработать программу реформирования капитального строительства и приступить к ее реализации.
Проведение прогрессивной технической политики в области строительства и реконструкции жилья, улучшение потребительских свойств жилых объектов, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, наращивание объемов жилищного строительства - все это приоритетные задачи строительного комплекса.
Дальнейший подъем экономики требует совершенствования транспортной инфраструктуры. Назрела необходимость разработки единой программы развития и реконструкции транспортной системы. Мы должны принять меры по обеспечению безопасности в этой сфере, созданию новой экологичной и энергосберегающей техники, реализации крупных проектов.
В условиях существенного сокращения финансирования дорожного строительства из республиканского бюджета необходимо изыскивать новые источники покрытия затрат на эксплуатацию и развитие дорожной сети.
В силу географических особенностей республики важное политическое и экономическое значение имеет развитие авиационного транспорта. Приоритетными здесь остаются вопросы пополнения парка воздушных судов, дальнейшее развитие аэропортового комплекса, наземной инфраструктуры, повышение безопасности полетов и качества обслуживания, открытие новых местных авиалиний.
Мы должны продолжить реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Надо совершенствовать механизм контроля за стоимостью предоставляемых жилищно-коммунальных услуг через развитие процессов демонополизации и создания конкурентной среды. Снижение себестоимости услуг становится одним из существенных резервов уменьшения бюджетных дотаций в этой сфере.
Экономическая стабилизация, положительная динамика денежных доходов населения оказали позитивное воздействие на развитие рынка товаров и услуг. Наблюдается увеличение объемов реализации продукции местного производства. В то же время зависимость от импорта остается значительной. Поэтому содействие товаропроизводителям в увеличении объемов продаж, в рекламировании и продвижении их продукции на рынки остается важнейшим направлением деятельности отрасли. Наша политика должна быть направлена на защиту прав потребителей, создание оптимальных условий для рентабельной деятельности субъектов оптовой и розничной торговли.
Потребительская кооперация, сохраняя приверженность кооперативным принципам, должна постепенно интегрироваться в рыночные условия. Кабинету Министров следует создать экономические и организационные возможности для сотрудничества предпринимателей и потребительской кооперации.
Одним из направлений работы системы потребкооперации может стать организация на территории республики межрайонных оптовых баз, отсутствие которых не позволяет в полной мере обеспечивать население и организации качественными товарами по доступной цене.
Огромный экономический потенциал заложен в малом бизнесе. Субъекты малого предпринимательства обеспечивают пополнение доходов в бюджет и занятость значительной части трудоспособного населения. Формирование предпринимательской культуры общества в условиях построения цивилизованных рыночных отношений является одной из важнейших долгосрочных стратегических задач государства. Отраслевые министерства и ведомства должны принимать активное участие в создании условий для развития на территории республики малых предприятий, их успешной производственно-хозяйственной деятельности. При этом вмешательство государства в экономическую жизнь не должно быть избыточным. Особенно это важно в отношении малого и среднего бизнеса, постепенно становящегося все более значимым сектором народного хозяйства. Мы обязаны создать оптимальный деловой климат для добросовестных предпринимателей.
В текущем году надо снять все административные "рогатки", мешающие созданию малых и средних предприятий прежде всего на начальных этапах их становления. Такой показатель, как семипроцентный вклад субъектов малого предпринимательства в валовой региональный продукт, не соответствует огромному природному, производственному, интеллектуальному потенциалу республики. Эта цифра значительно ниже, чем в целом по Российской Федерации.
В 2000 году на рынке платных услуг наметилась положительная тенденция роста спроса населения на бытовые, туристско-экскурсионные, медицинские, санаторно-оздоровительные услуги. Факторами торможения здесь являются недостаток собственных оборотных средств, средств на приобретение и обновление оборудования, внедрение новых технологий. Есть случаи изъятия помещений и перепрофилирования деятельности предприятий службы быта, остается низким уровень квалификации их работников, особенно в сельской местности. Сохраняет свою актуальность работа по дальнейшему повышению безопасности продукции и услуг.
Вопросы экономического развития непосредственно связаны с отношениями собственности, которые нуждаются в совершенствовании. Это становится особенно актуальным в свете положений новой редакции Конституции Республики Башкортостан о местных органах государственной власти, что требует более четкого разграничения республиканской и муниципальной собственности.
Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью следует оптимизировать работу по рассмотрению дел о несостоятельности предприятий, подготовке антикризисных управляющих и более эффективно организовать процессы санации и управления собственностью с учетом наших экономических интересов.
В условиях рыночной экономики необходимы завершение реформирования земельных отношений и создание эффективной системы землепользования, увеличение социального, инвестиционного, производительного потенциала земли. Государственная политика в этой области должна в первую очередь включать в себя проведение кадастровой оценки земель всех категорий для целей оптимизации налогообложения и вовлечения земельных участков в экономический оборот, создания в республике регулируемого земельного рынка и его инфраструктуры.
Основными направлениями деятельности исполнительных органов государственной власти республики в данном вопросе являются:
вовлечение в гражданский оборот земли и иной недвижимости;
обеспечение эффективности управления имущественно-земельным комплексом республики;
увеличение налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней.
Инвестиционный климат в Башкортостане должен стать более привлекательным для различных категорий инвесторов. Необходимо предпринять практические действия по развитию соответствующей инфраструктуры.
Предпочтительной формой привлечения инвестиций из-за рубежа остается создание на территории республики предприятий с участием иностранного капитала.
Следует более активно развивать связи с фирмами и компаниями зарубежных стран. Привлечение иностранных вложений в малый и средний бизнес, на предприятия агропромышленного комплекса, легкой, пищевой промышленности должно быть здесь приоритетной задачей.
В этом году целесообразно продолжить работу по получению международного рейтинга кредитоспособности республики.
В связи с изменением бюджетных отношений республики с федеральным центром министерствам и ведомствам предстоит наладить взаимодействие с соответствующими федеральными структурами для решения важнейших экономических вопросов. Надо создать новые эффективные механизмы финансирования республиканских социально-экономических программ, увеличения налогооблагаемой базы и повышения уровня собираемости налогов.
Принятие специальной программы развития банковской системы будет способствовать формированию конкурентоспособных кредитных учреждений. Важно также повышать роль государства в регулировании банковского сектора, завершении процесса финансового оздоровления и реструктуризации кредитных организаций, создании условий для восстановления полного доверия к банковской системе.
Актуальным является вопрос развития сети кредитных организаций, непосредственно приближенных к потребителям. Это необходимо для введения в практику новых форм обслуживания, повышения объемов безналичных расчетов, сокращения наличного оборота денежных средств и расширения налогооблагаемой базы, более полного удовлетворения потребностей предприятий и населения в банковских услугах во всех районах и городах республики.
Эффективных мер государственного регулирования требует и страховой рынок республики. Улучшение качества предоставляемых предприятиям и населению страховых услуг и расширение их перечня возможно за счет повышения устойчивости и конкурентоспособности действующих на территории республики организаций, концентрации их капитала, наращивания страховых резервов, развития системы социального страхования крупных рисков.
Дальнейшим этапом развития региональной политики должна стать реализация разработанных администрациями районов и городов программ социально-экономического развития территорий на 2001-2004 годы и их переход на финансовую самодостаточность. Актуальность вопроса эффективного целевого использования средств бюджетов всех уровней подчеркнута в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию.
Все это должно способствовать созданию комплекса условий, обеспечивающих повышение уровня жизни населения. Для этого необходимо совершенствовать экономическую базу районов и городов на основе перепрофилирования неликвидных или убыточных предприятий, обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции, создания новых производств на базе имеющихся сырьевых ресурсов.
При этом надо также сосредоточить усилия на повышении сбалансированности местных бюджетов, совершенствовании механизма их формирования, экономии бюджетных средств.
В условиях роста промышленного производства важнейшими задачами остаются снижение его неблагоприятного влияния на здоровье населения, улучшение экологической ситуации, сохранение биосферы, эффективное управление природоохранной деятельностью.
Существующие экономические механизмы охраны природы пока не создают действенных стимулов применения ресурсо- и энергосберегающих технологий и не обеспечивают получения достаточных средств от платежей за размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности в требуемых масштабах.
Необходимо разработать меры по рациональному использованию природных ресурсов, реформированию системы их учета и экономической оценки, совершенствованию системы платежей за нормативные и сверхнормативные сбросы и выбросы загрязняющих веществ.
Концептуальную основу комплексного решения вопросов охраны окружающей среды, увязанного с экономическим развитием, необходимо заложить в соответствующей республиканской программе.
Кроме вышеперечисленных, имеются и другие проблемы, которые нам предстоит решать в будущем.
Это - постепенное истощение собственных запасов углеводородного сырья, что ведет к серьезному дисбалансу между объемами нефтедобычи и мощностями нашего нефтеперерабатывающего комплекса.
Это - недостаточный, по современным стандартам, уровень развития инфраструктуры региона. Хотя мы и построили почти в два раза больше дорог, чем за предыдущее десятилетие, высокими темпами развивали системы телекоммуникаций и связь, но их общие объемы и особенно качество еще оставляют желать лучшего.
Это - состояние материально-технической базы сельского хозяйства, требующей срочного обновления.
К сожалению, мы до сих пор сталкиваемся с абсолютно неправильным представлением о том, что источником наших успехов якобы являются экономические привилегии, полученные от центра. В связи с этим еще раз хочу подчеркнуть: в течение последних десяти лет Башкортостан был и остается неизменным донором бюджетной системы России, одним из лидеров среди регионов по вкладу в федеральную казну. А та часть налогов, которая по соглашению с федеральными органами оставалась в республике, шла на финансирование федеральных программ, реализуемых на территории республики, а также на форсированное развитие социальной сферы, газификацию сел, строительство дорог, школ, больниц. Сейчас учреждения и программы федерального значения на территории Башкортостана финансируются из федерального бюджета.
Анализ экономического развития республики свидетельствует об определенных позитивных тенденциях, наметившихся в ходе реформ. Однако накопленный нами опыт показывает, что систему государственного регулирования экономики необходимо оптимизировать в соответствии с новыми принципами межбюджетных отношений с федеральными органами власти.
III. Через преобразования в социальной сфере - к
повышению качества жизни
В 2000 году органами государственной власти республики особое внимание уделялось решению проблем социальной сферы:
совершенствованию нормативно-правовой базы, поиску новых механизмов оказания социальной помощи, разработке и реализации приоритетных программ. Благодаря принятым мерам удалось почти на одну треть сократить задолженность по заработной плате, обеспечить своевременную выплату пенсий и пособий, достигнуть определенного роста денежных доходов и покупательной способности населения.
В текущем году мы должны закрепить имеющиеся положительные тенденции, наращивать усилия для достижения основных целей и ориентиров, связанных с улучшением условий жизни наших граждан.
Социальная сфера и впредь останется одним из главных объектов нашей государственной политики. Ее приоритетами являются совершенствование трудовых отношений и системы здравоохранения, улучшение социальной защиты малоимущих слоев населения, решение демографических проблем.
В целом мы можем отметить позитивные сдвиги в социально-трудовых отношениях. В прошлом году денежные доходы населения увеличились на 9,7%, а реальная заработная плата - на 26,8%. Этому способствовали повышение заработной платы работникам бюджетных организаций, индексация пенсий и компенсационных выплат, сокращение задолженности по выплате заработной платы в сфере производства.
В 2001 году одним из основных направлений социально-экономического развития республики является обеспечение дальнейшего роста заработной платы. Повышение уровня оплаты труда будет способствовать восстановлению стимулирующей функции заработной платы. Механизм формирования заработной платы должен ставить ее в зависимость от конечного результата, побуждать работника лучше трудиться, обеспечивая эффективность производства.
Вызывает серьезную озабоченность рост дифференциации заработной платы по различным отраслям народного хозяйства. Так, среднемесячная заработная плата работников в сельском хозяйстве составляет примерно четверть от заработной платы в промышленности. Предстоит также сократить разрыв в оплате труда работников бюджетной сферы и производственных отраслей. В этой связи Кабинету Министров следует осуществить комплекс мер по улучшению государственного регулирования в области заработной платы, используя для этого механизм Генерального соглашения между Правительством, объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов.
Актуальным представляется также вопрос о формировании позитивного отношения населения к общественно полезному труду. Уважение к людям труда, возрождение трудовой морали должны стать основополагающими принципами общественной жизни. Добрые традиции недавнего прошлого - прославление лучших работников, встречи молодежи с ветеранами труда, поощрение новаторов, изобретателей и рационализаторов должны занять достойное место в нашей жизни.
В прошлом году нам удалось закрепить позитивные тенденции в сфере занятости населения. Выросла численность работающих на предприятиях.
Политика на рынке труда должна быть направлена на обеспечение рациональной структуры занятости, дальнейшее сокращение безработицы, особенно среди женщин и молодежи, создание новых и сохранение существующих рабочих мест, восстановление и развитие системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров. Для решения этих задач необходимо усилить взаимодействие Министерства труда и социальной защиты населения с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Республике Башкортостан и его отделениями на местах.
Не менее значимыми остаются вопросы обеспечения необходимых условий труда. Из общего числа работников промышленности, транспорта, связи и строительства немалая часть трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Однако в некоторых организациях сокращаются службы и специалисты по охране труда, а на предприятиях малого и среднего бизнеса они практически отсутствуют.
Правительству совместно с Федерацией профсоюзов республики надо усилить контроль за деятельностью руководителей предприятий по вопросам обеспечения безопасных условий труда. В полном объеме должны быть реализованы и требования законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Все социальные проблемы в той или иной степени находят свое отражение в демографических процессах. Показатели рождаемости, смертности, продолжительности жизни населения выступают своеобразными индикаторами уровня социально-экономического развития общества. В связи с этим особую значимость приобретает подготовка к предстоящей Всероссийской переписи населения.
Несмотря на то, что демографическая ситуация в республике заметно лучше, чем в целом по России, тем не менее она вызывает определенную озабоченность. В прошлом году наблюдалось небольшое сокращение численности населения. Уменьшается рождаемость, растет смертность. Сложившийся уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Особо тревожит высокий уровень смертности мужчин в трудоспособном возрасте. Ухудшение демографической ситуации нельзя сводить только к условиям жизни. Пьянство, наркомания, курение и другие социальные недуги являются одними из основных причин ухудшения здоровья и преждевременной смертности.
В этой связи надо поддержать инициативу депутатов Законодательной Палаты о принятии закона по ограничению курения в общественных местах, стимулированию добровольного отказа от табакокурения. Мы должны побуждать граждан ценить и беречь собственное здоровье. Здоровье в рыночном обществе - категория экономическая. От него зависит собственное благополучие человека, благополучие его семьи.
Социальное самочувствие населения во многом связано с состоянием сферы здравоохранения. В прошлом году для укрепления системы медицинской помощи населению сделано немало. На нужды здравоохранения в республике были направлены значительные средства. Однако развитие его материальной базы должно идти параллельно с обязательным повышением эффективности работы лечебных учреждений. В рамках реформирования отрасли следует продолжить реорганизацию существующей структуры оказания медицинской помощи, развитие ее новых форм, оптимизацию ресурсного обеспечения. Государственные гарантии медицинского обслуживания должны сопровождаться совершенствованием системы бесплатного и льготного лекарственного обеспечения.
В республике сложилась тревожная ситуация по заболеваемости ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, наркоманией. С целью профилактики и предупреждения дальнейшего распространения этих социально опасных заболеваний следует объединить усилия учреждений здравоохранения, правоохранительных и других органов. Здесь должны быть приняты чрезвычайные, адекватные существующей ситуации, меры.
Органам здравоохранения необходимо активизировать работу по проведению профилактических и реабилитационных мероприятий, сокращению сроков восстановления здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных методов диагностики и лечения, расширения применения компьютерных технологий для более эффективного оздоровления населения.
Преобразования в отрасли следует осуществлять в рамках концепции и плана основных направлений развития и реформирования системы здравоохранения и медицинской науки, одобренных недавно на совещании медицинских работников республики, и на этой основе добиваться повышения качества и доступности медицинской помощи.
Оправдывает себя практика усиления внимания общества к отдельным проблемам социальной сферы. Так, объявление 2001 года Годом матери позволит сконцентрировать наши усилия на вопросах охраны и поддержки материнства. Отрадно, что общественность республики одобрила этот шаг и вместе с органами государственной власти принимает активное участие в решении имеющихся проблем.
Особо следует отметить важность продолжения работы по социальной защите многодетных матерей, созданию условий для полноценного развития и воспитания детей в многодетных семьях. У нас принят и действует закон о государственной поддержке многодетных семей, заслуги многодетных матерей отмечаются республиканской медалью "Материнская слава". А с начала текущего года отдельным категориям семей выплачивается дополнительное ежемесячное пособие: имеющим четырех детей - в размере одной тысячи рублей, имеющим пятерых и более - полторы тысячи рублей. В Год матери семьям, воспитывающим десять и более несовершеннолетних детей, за счет республиканского бюджета будут предоставлены микроавтобусы.
В области социальной защиты населения основным приоритетом остается обеспечение ее адресности. Реализация этого принципа требует ускорения принятия законов, регламентирующих вопросы прожиточного минимума и потребительской корзины, а также уточнения методик расчета прожиточного минимума и среднедушевого дохода населения.
Надо продолжать работу по внедрению новых механизмов социальной поддержки с учетом произошедших на федеральном уровне изменений в финансировании отдельных ее направлений. Следует активизировать работу по обеспечению финансирования из федерального бюджета расходов на реализацию законов о ветеранах, социальной защите инвалидов, выплат детских пособий и ряда других социальных льгот.
В текущем году необходимо расширять сеть детских социальных приютов, совершенствовать систему координации их деятельности и оказания им методической помощи. Для усиления правовых гарантий социального обеспечения детей-сирот Кабинету Министров необходимо подготовить проект закона о детских домах семейного типа и принять меры по социальной адаптации, решению жилищных проблем и трудоустройству детей, проживавших в детских домах и интернатах до совершеннолетия.
Обостряется проблема детской безнадзорности и беспризорности. Министерству внутренних дел, Министерству народного образования Республики Башкортостан, администрациям городов и районов необходимо активизировать работу по выявлению и регистрации беспризорных детей, своевременному оказанию им необходимой помощи.
В особом внимании нуждаются инвалиды, вопросы их реабилитации, восстановления социального статуса. В связи с этим необходимо развивать соответствующую индустрию, улучшать среду жизнедеятельности инвалидов и условия работы республиканского реабилитационного центра.
Под постоянным государственным контролем должна находиться реализация законодательства о ветеранах. Ветераны должны на деле ощущать поддержку соответствующих органов государственной власти, администраций городов и районов, местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций. В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию подчеркнута необходимость перехода к более эффективной системе накопления средств на старость. В этой связи нам следует принять активное участие в разработке и реализации пенсионной реформы, выработке новых принципов пенсионного законодательства.
Прошлый год в республике прошел под знаком Года молодежи, что еще раз подтвердило значимость государственной молодежной политики. Придавая большое значение роли молодого поколения в социально-экономическом развитии республики, мы не ликвидировали республиканский орган по делам молодежи, более того, придали ему высокий статус.
Реализуя Президентскую программу "Молодежь Башкортостана", удалось добиться положительных результатов в решении наиболее острых социальных, проблем молодежи. Молодые семьи получили льготные долгосрочные ссуды на завершение строительства жилья и приобретение квартир на общую сумму 37,4 млн. рублей. В два раза снизился уровень безработицы среди молодежи, открыты новые информационно-молодежные центры и службы социально-психологической помощи семье, детям и молодежи.
Основными задачами государственной молодежной политики являются активизация участия молодых граждан в общественных и социально-экономических преобразованиях, совершенствование системы трудового, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, усиление его социальной защищенности. Для успешного решения этих задач необходимо активизировать работу по кадровому обеспечению государственной молодежной политики. Это, несомненно, позволит эффективнее влиять на процессы, происходящие в молодежной среде, и стимулировать деятельное участие молодых граждан в трудовой и общественной жизни республики.
В целом в республике делается немало для повышения уровня благосостояния населения. Но поводов для самоуспокоения у нас нет. Только целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления позволит обеспечить дальнейший подъем уровня и качества жизни населения.
IV. Приоритеты образования, науки и культуры
Наращивание духовного потенциала народов Башкортостана является одним из главных направлений нашей политики.
Усилия органов государственной власти в сфере образования всегда были направлены на ее опережающее развитие, создание благоприятных условий для работы учителей, преподавателей высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений, оказание помощи студенчеству.
Последовательно проводилась работа по укреплению правовой и материально-технической базы, обновлению и совершенствованию форм, методов обучения и воспитания подрастающего поколения, сохранению доступности образования для всех категорий населения.
На новом этапе общественных преобразований меняются акценты в области образования: вся система образовательных учреждений должна работать на ускорение развития Республики Башкортостан, укрепление ее интеллектуального, творческого и профессионального потенциала. Поэтому Кабинету Министров надо взять под особый контроль разработку долгосрочной республиканской программы развития образования, предусматривающей более высокую степень интеграции всех звеньев системы образования и обеспечивающей условия для непрерывного обучения в течение всей жизни человека, начиная с детского возраста.
В этой связи развитие сети дошкольных образовательных учреждений, внедрение в их практику новых методик и программ, позволяющих осуществлять полноценную подготовку к школе каждого ребенка, - одна из самых актуальных задач. Для повышения эффективности системы дошкольного образования важным шагом становится создание инновационных комплексов "Начальная школа - детский сад".
Необходимо обеспечить высокое качество среднего образования. При этом очень многое зависит от того, как нам удастся в соответствии с современными требованиями реформировать структуру и содержание школьного образования и повысить на этой основе уровень знаний выпускников школ. К сожалению, перегруженность учебных планов не позволяет сегодня осуществлять вариативное обучение, учитывать индивидуальные особенности каждого школьника. Кроме того, увеличение учебной нагрузки наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье учащихся. Для изменения сложившейся ситуации необходимо пересмотреть многие устоявшиеся стереотипы в обучении детей.
В нашей многонациональной республике сформирована одна из самых развитых систем обучения на родных языках. В этом проявляется огромный потенциал нашей государственности, возможность самостоятельно обеспечивать удовлетворение образовательных потребностей всех народов Республики Башкортостан. Вместе с тем остро стоит проблема качества образования на национальных языках. Поэтому надо совершенствовать систему обучения на родных языках, поддерживать действующие и создавать новые образовательные учреждения, повышать уровень их научно-методического и кадрового обеспечения, расширять и укреплять сотрудничество Республики Башкортостан в этой сфере с другими субъектами Российской Федерации.
Самого пристального внимания требуют вопросы развития сельских школ, в которых сегодня обучается более 40 процентов всех школьников. Республиканскими органами исполнительной власти в этой области делается все возможное, но многое в решении непростых проблем школ в сельской местности зависит от совместных усилий районных органов государственной власти, местного самоуправления, учительских коллективов и родителей.
Прежде всего нам надо решить проблему дефицита учительских кадров на селе. Одним из путей решения этого вопроса является увеличение целевого приема в педагогические вузы и колледжи по тем специальностям, по которым в сельских школах не хватает педагогов. Мы должны обеспечить право детей на получение качественного образования независимо от места проживания.
Предстоит продолжить реформирование системы начального профессионального образования. Она должна быть гибкой и способной оперативно перестраиваться, как того требуют рыночные условия. Следует сосредоточить внимание на повышении качества образования, предусмотрев обновление материально-технической базы профессиональных училищ и лицеев, переход на новые педагогические технологии и интегрированные методы обучения, а также введение новых специальностей по народным промыслам и декоративно-прикладному искусству.
Одним из важных компонентов сферы подготовки кадров является система среднего профессионального образования. Сегодня республика в состоянии обеспечить себя специалистами среднего звена практически для всех отраслей. Вместе с тем требуется переориентировать работу техникумов и колледжей с учетом потребностей наукоемких и высокотехнологичных производств, предприятий и учреждений. Для этого Государственному комитету по науке, высшему и среднему профессиональному образованию следует разработать программу целевой подготовки научно-педагогических кадров по новым специальностям как в самой республике, так и в центральных вузах Российской Федерации.
Происходящие в обществе преобразования обуславливают необходимость изменения содержания высшего профессионального образования. Высшие учебные заведения должны выпускать востребованных на рынке труда специалистов, обеспечивать переподготовку и повышение квалификации руководителей, специалистов, государственных служащих. Для решения стоящих в современных условиях новых задач следует рассмотреть целесообразность создания университетских комплексов, которые могли бы объединить одно- или многопрофильные учреждения общего среднего и профессионального образования всех уровней.
Сегодня, как никогда, актуальна проблема информатизации системы образования. Соответствующие предпосылки для этого у нас имеются. Реализуются федеральная и республиканская программы компьютеризации общеобразовательных учреждений. Однако для того, чтобы придать этой работе системность, надо принять долгосрочную государственную программу информатизации всей сферы образования Республики Башкортостан.
Актуальной общественной задачей является организация воспитательной работы с учащейся молодежью. В предыдущих Посланиях определена главная ее цель - формирование гражданина нового Башкортостана. Это является важнейшим направлением работы каждого учителя и преподавателя. Формировать нужно в первую очередь убеждения, что невозможно без соответствующей идейной основы. Ее главным содержанием должно быть воспитание любви к своей республике, стране, своему народу.
Укрепление государства, экономической базы общества неразрывно связано с развитием науки. В нашей республике ее поддержка осуществляется на государственном уровне. Ежегодно увеличиваются объемы финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований и ведущих научных школ. В текущем году из республиканского бюджета на эти цели будет выделено значительно больше средств, чем в предыдущем. Поэтому мы вправе ожидать повышения качества проводимых исследований и их значимости для республики. Необходимо поднять уровень научного обеспечения вопросов государственного строительства, расширять связи науки с практикой, усилить ее роль в технологическом обновлении производственного комплекса республики.
Следует продолжить работу по модернизации материально-технической базы научных организаций и высших учебных заведений, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств. Необходимо осуществить комплекс государственных мер, направленных на поддержку молодых ученых. Кабинету Министров совместно с Академией наук Республики Башкортостан и Уфимским научным центром Российской академии наук следует внести предложения по усилению их социальной защищенности. Для привлечения в науку и поощрения талантливой молодежи надо уже в этом году учредить специальные республиканские премии в области науки и техники.
За последние годы многое было сделано для того, чтобы республика стала одним из культурных центров страны. В Башкортостане сформировался уникальный евразийский сплав самобытных культур всех народов, столетиями проживающих вместе на одной земле.
Традицией стали международные, общероссийские и республиканские фестивали оперного искусства "Шаляпинские вечера в Уфе", балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, симфонической и хоровой музыки, тюркоязычных театров "Туганлык", Международный Аксаковский праздник и другие.
В республике расширяется сеть учреждений культуры. В текущем году будет продолжено строительство комплекса Башкирского академического театра драмы им. М.Гафури, нового здания Уфимского государственного татарского театра "Нур". Будет проведена реконструкция зданий Национального молодежного театра, Государственного художественного музея им. М.В.Нестерова и Театра танца театрального объединения г. Стерлитамака. Вместе с тем нуждаются в особом внимании и государственной поддержке учреждения культуры в сельской местности.
Следует продолжить работу по дальнейшему развитию художественного самодеятельного творчества, поиску народных талантов. Явлением в культурной жизни республики должен стать стартовавший в начале текущего года фестиваль-эстафета народного творчества "Здравствуй, XXI век".
В государственной поддержке нуждаются массовые библиотеки. В прошлом году значительно возрос объем централизованных средств, выделяемых на обновление их книжного фонда. Для улучшения их деятельности необходимо создание республиканской компьютеризированной информационно-библиотечной системы.
В целях развития кинематографии целесообразно разработать и принять комплексную программу ее становления в Республике Башкортостан. Учитывая возрастающий интерес населения к киноискусству, следует продолжить реконструкцию действующих кинотеатров, оснащение киносети современной проекционной, звуковоспроизводящей техникой.
В решении общегосударственной задачи формирования духовно и физически здорового человека существенную роль играют физическая культура, спорт и туризм. В последние годы физкультурно-спортивное движение динамично развивается. Весомы достижения спортсменов Башкортостана на крупнейших международных и всероссийских соревнованиях. Блестящего успеха добились представители республики в составе национальной сборной команды России на Параолимпийских играх в Сиднее.
Повышение значения физической культуры, спорта и туризма в деле оздоровления и всестороннего развития нашего населения должно стать важнейшим направлением деятельности не только республиканских, но и местных органов государственной власти. В целях обеспечения массовости физкультурно-спортивной работы следует возродить былую славу таких спортивных обществ, как "Спартак", "Динамо", "Труд", "Урожай" и "Буревестник", оказывая им всестороннюю поддержку.
В связи с возрастанием роли туризма в организации досуга наших граждан особое внимание необходимо уделять развитию республиканского рынка туристско-экскурсионных услуг, формированию инфраструктуры отдыха и оздоровления населения, соответствующей богатейшему рекреационному потенциалу уникальной природы Башкортостана.
Формулируя задачи органов государственной власти республики в сфере духовной жизни общества, мы исходим из того, что последовательная работа, направленная на развитие образования и науки, культуры и искусства, физической культуры, спорта и туризма, будет важным вкладом в прогресс Башкортостана.
Заключение
2000 год стал для нашей республики годом начала подъема экономики, улучшения условий жизни населения, новых достижений в сфере культуры, духовной жизни общества. Сложившиеся за последние годы социально-политическая стабильность, межнациональный мир, отсутствие религиозного экстремизма являются надежной основой устойчивого прогресса Башкортостана, перспективы которого раскрыты в представленном Послании Государственному Собранию.
Дальнейшее развитие Башкортостана как демократического правового государства немыслимо без повышения эффективности работы всех уровней власти, качественного совершенствования институтов гражданского общества, активизации огромного социального потенциала, консолидации всех здоровых сил во имя решения масштабных созидательных задач.
Сегодня будущее нашей страны зависит от того, насколько каждый гражданин будет честно и инициативно исполнять свой долг, ответственно и добросовестно трудиться во имя процветания республики и всей России.
Экономический рост, качественное улучшение условий жизни, развитие духовной среды общества - все это может быть достигнуто только неустанным трудом всех башкортостанцев. Формирование новой трудовой морали становится одним из главных условий нашего успешного движения вперед.
Мы строим демократическое государство с развитой рыночной экономикой, высокой степенью социальной защищенности граждан, способствующее расцвету самобытной духовной культуры народов. Наша главная задача - опираясь на поддержку проводимой в республике государственной политики большинством населения, используя уникальный созидательный потенциал всех ее народов, обеспечить устойчивый общественный прогресс, добиться качественного улучшения жизненного уровня каждого жителя Башкортостана. В этом - высокий смысл всей нашей деятельности, напряженного труда во имя процветания нашего родного Башкортостана, возрождения силы и могущества великой Родины - России.
Президент
Республики Башкортостан |
М.Рахимов |
Уфа, Дом Республики
7 апреля 2001 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию от 7 апреля 2001 г. "К рубежам устойчивого развития (О положении в республике и программе дальнейших действий)"
Текст Послания опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 72 (24802) от 14 апреля 2001 г.