Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 24 мая 2001 г. N 107
"О комплексной программе "Экологическая безопасность
Республики Башкортостан" на 2001-2005 годы"
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 марта 2004 г. N 47 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях дальнейшего совершенствования системы управления охраной окружающей среды, рационального использования бюджетных средств, направляемых на выполнение природоохранных задач, Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Экологическая безопасность Республики Башкортостан" на 2001-2005 годы.
2. Министерству финансов Республики Башкортостан обеспечить финансирование программы за счет средств республиканского бюджета, направляемых на выполнение природоохранных мероприятий.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Комплексная программа
"Экологическая безопасность Республики Башкортостан"
на 2001-2005 годы
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 24 мая 2001 г. N 107)
Содержание
1. Паспорт комплексной программы "Экологическая
безопасность Республики Башкортостан" на 2001-2005 годы
Название программы |
"Экологическая безопасность Республики Башкортостан". |
Государственный заказчик |
Государственный комитет Республики Башкортостан по ох- ране окружающей среды. |
Основная цель программы |
Улучшение состояния окружающей среды Республики Баш- кортостан и обеспечение безопасности для здоровья граждан. |
Сроки реализа- ции программы |
2001-2005 годы. |
Основные про- граммные меро- приятия и под- программы |
Развитие и совершенствование нормативной правовой базы и экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования; совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения населения; реализация природоохранных мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды; совершенствование механизма государственного управле- ния и контроля в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; реализация мероприятий, направленных на снижение воз- действия диоксинов и родственных им соединений на ок- ружающую среду и здоровье населения; формирование рынка экологических работ и услуг. |
Исполнители программы |
Министерства и ведомства, государственные комитеты, организации, учреждения и предприятия Республики Баш- кортостан. |
Объемы и источ- ники финансиро- вания |
Общие затраты на реализацию программы в 2001-2005 го- дах составят 3226,6 млн. рублей, в том числе: 772,6 млн. рублей - за счет бюджетных средств Респуб- лики Башкортостан; 2454 млн. рублей - за счет средств предприятий и дру- гих источников финансирования. Затраты на реализацию программы в 2001 году за счет бюджетных средств Республики Башкортостан составят 121 млн. рублей. |
Ожидаемые ко- нечные резуль- таты реализации программы |
В результате выполнения программы ожидается: сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих ве- ществ в окружающую среду; создание условий для внедрения экологически чистых технологий и производств, малозатратных и безинвести- ционных мероприятий в области охраны окружающей среды и природопользования; развитие правовой базы и экономического механизма ох- раны окружающей среды и природопользования; развитие системы непрерывного экологического воспита- ния и образования населения; привлечение общественности к участию в решении эколо- гических проблем. |
2. Состояние окружающей среды и основные экологические
проблемы Республики Башкортостан
2.1. Атмосферный воздух
В 2000 году общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составил 1265,7 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 540 тыс. тонн, от передвижных - 725,7 тыс. тонн. Уменьшение общего объема выбросов по отношению к 1996 году составило 10%.
Проблемы в области охраны атмосферного воздуха, требующие решения:
экологизация автотранспорта;
оснащение источников выбросов загрязняющих веществ эффективными установками очистки;
техническое перевооружение основных производственных фондов;
внедрение ресурсосберегающих и природоохранных технологий.
2.2. Водные ресурсы
В последние годы наблюдалась устойчивая тенденция уменьшения объема сброса сточных вод в водные объекты. Так, в 2000 году по отношению к 1996 году произошло уменьшение объема сброшенных сточных вод на 4,8%. Общий объем сброшенных в водные объекты сточных вод в 2000 году составил 615 млн. кубометров, в том числе загрязненных - 455 млн. кубометров (74%).
Основные проблемы в области охраны водных объектов, требующие решения:
повышение эффективности работы действующих очистных сооружений и строительство новых;
технологическое перевооружение и реконструкция существующих промышленных производств;
внедрение оборотных и бессточных систем водоснабжения промышленных объектов;
строительство систем канализации и очистки коммунальных стоков населенных пунктов в сельской местности;
уменьшение влияния поверхностного стока за счет осуществления природоохранных мероприятий и выноса из водоохранных зон источников загрязнения.
2.3. Земельные ресурсы
Анализ состояния земельных ресурсов свидетельствует о том, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов республики превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Наряду с агрогенными видами загрязнения почв негативными факторами деградации почв являются техногенные загрязнения и нарушение почвенного покрова.
Для предотвращения дальнейшей деградации земель необходимо:
проведение полного комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий с учетом зональных особенностей;
проведение инвентаризации земель, загрязненных химическими веществами (нефтепродуктами и нефтепромысловыми водами), а также обследование и картирование земель, загрязненных тяжелыми металлами, с разработкой рекомендаций по их дальнейшему использованию;
осуществление утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению ядохимикатов.
2.4. Растительный мир
Растительный мир, включая леса, является естественным природным фактором, оказывающим влияние на климат и в целом на экологическое равновесие. Растительный мир республики включает в себя более 1700 видов высших растений, относящихся к 125 семействам. Возросшая антропогенная нагрузка на растительный покров привела к утрате его биологической устойчивости, снижению продуктивности, обеднению видового состава и запасов растительных ресурсов.
Для сохранения биологического разнообразия и растительного мира необходимо:
развивать систему мониторинга растительного мира;
внедрять неистощительное управление лесными ресурсами;
реализовывать меры по сохранению крупных массивов девственных и малонарушенных лесов, по предотвращению лесных пожаров, массовых заболеваний и загрязнения лесов;
проводить научные исследования в области сохранения растительного разнообразия.
2.5. Животный мир
Животный мир республики включает в себя 77 видов млекопитающих, 287 видов птиц, 10 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных, 42 вида рыб, 132 вида ракообразных, 15 тысяч видов насекомых, 121 вид моллюсков. Значительное негативное влияние на животный мир республики оказывают такие антропогенные факторы, как концентрированные рубки лесов, осушение заболоченных территорий на больших площадях, применение ядохимикатов с нарушением установленных правил, загрязнение территорий и акваторий нефтепродуктами, общее загрязнение окружающей среды, браконьерство. Все это приводит к уничтожению среды обитания большинства видов животных и тем самым к резкому сокращению их численности.
Для сохранения животного мира необходимо:
усилить охрану объектов животного мира с целью восстановления их численности;
разработать и осуществить мероприятия, направленные на сохранение и рациональное использование ресурсов животного мира;
совершенствовать систему оценки, учета и лицензирования пользования ресурсами животного мира.
2.6. Радиационная обстановка
В республике более чем 150 предприятий осуществляют деятельность с применением источников ионизирующего излучения. На территории республики размещается ряд крупных радиационно-опасных объектов - "Кама-I", "Кама-II" и Грачевское месторождение нефти НГДУ "Ишимбайнефть", спецкомбинат "Радон" по захоронению радиоактивных отходов.
Актуальна проблема загрязнения окружающей среды радионуклидами естественного происхождения как результат деятельности предприятий добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности (нефтедобыча, переработка, добыча руд и т.д.). В отходах предприятий этих отраслей промышленности уровень мощности эквивалентной дозы может превышать фоновые значения в 10-100 раз.
В целом радиационная обстановка остается стабильной. Радиационный фон составляет 5-17 мкР/час, что является естественным фоном для нашего региона.
Для поддержания радиационной обстановки в республике на безопасном уровне необходимо:
создать систему государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
создать и обеспечить функционирование республиканской системы радиационного мониторинга и системы контроля радиационной обстановки на предприятиях, в организациях и учреждениях;
провести эколого-гигиеническое обследование территорий, объектов, групп риска населения, подверженных повышенному уровню облучения природными радионуклидами;
осуществить реабилитационные мероприятия на территориях и объектах с установленным высоким уровнем содержания радона и других природных радионуклидов.
2.7. Особые виды воздействия на окружающую среду
В рамках республиканской программы "Диоксин" были проведены широкомасштабные исследования содержания диоксинов в воде, почве, снеге, пищевых продуктах, крови, жировых тканях человека и грудном молоке. Установлено, что содержание диоксинов в окружающей среде и биосредах не превышает значений, характерных для индустриальных стран Европы и США. Выявлены основные источники образования диоксинов и родственных им соединений на территории республики.
На следующем этапе работы по снижению негативного воздействия супертоксикантов на окружающую среду необходимо:
продолжить исследования по определению степени загрязнения окружающей среды супертоксикантами и выявлению источников загрязнения;
осуществить реабилитацию территорий, загрязненных диоксинами, и ликвидацию источников их поступления в окружающую среду;
разработать мероприятия по снижению воздействия супертоксикантов на окружающую среду и здоровье населения.
3. Цели и задачи программы
Целью программы является улучшение состояния окружающей среды и снижение влияния факторов загрязнения окружающей среды на здоровье населения.
Эти цели планируется достичь путем совершенствования существующей системы управления охраной окружающей среды и природопользованием с применением опыта и подходов, апробированных в Российской Федерации и странах Организации Экономического Сотрудничества и Развития, по следующим направлениям:
реструктуризация промышленного производства, вывод из эксплуатации устаревших производств и оборудования, внедрение экологически чистых технологий и производств;
развитие нормативно-правовой базы и экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования;
совершенствование экологического мониторинга, расширение информационного обеспечения;
совершенствование экологического образования, воспитания и просвещения, а также привлечение общественности к решению экологических проблем.
Основными задачами программы являются:
поэтапная стабилизация экологической обстановки и достижение нормативных показателей общей техногенной нагрузки в соответствии с требованиями законодательства;
нормализация экологической ситуации в городах и районах, отнесенных к территориям с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией, и принятие неотложных мер по реабилитации здоровья населения, проживающего в них;
осуществление комплексной переработки сырья и техногенных образований, утилизация отходов производства и потребления;
организация системы непрерывного экологического воспитания и образования населения республики;
установление действенного контроля за производственной деятельностью особо опасных в экологическом отношении предприятий;
создание механизма стимулирования работ по охране окружающей среды и производству экологически чистой продукции;
совершенствование системы платежей за загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов;
внедрение экологически чистых производств и систем управления производством.
Стратегическим направлением в достижении цели является создание условий для внедрения экологически чистых технологий и производств, ресурсо- и энергосбережения, замены носителей энергии и сырья более экологичными на основе активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности в области охраны окружающей среды.
4. Способы достижения целей и задач программы
Достижение целей программы обеспечивается реализацией следующих задач:
увеличение инвестиций в природоохранную деятельность;
приведение в действие экономических и финансовых механизмов;
развитие нормативного правового обеспечения;
активизация экологического воспитания и образования населения;
развитие структуры управления охраной окружающей среды и природопользованием.
Повышение эффективности природоохранной деятельности на предприятиях республики достигается за счет:
внедрения механизма возвратности средств, направляемых на природоохранную деятельность;
стимулирования снижения негативного воздействия деятельности предприятий на окружающую среду;
создания условий для внедрения на предприятиях малозатратных и безинвестиционных природоохранных мероприятий;
увеличения объемов инвестиций, направляемых на реализацию природоохранных мероприятий "двойной выгоды", дающих как коммерческий, так и экологический эффект;
развития рынка товаров и услуг в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Совершенствование экономических и финансовых механизмов в сфере охраны окружающей среды достигается путем:
установления системы платежей за загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов на основе принципа возмещения общественно необходимых затрат на восстановление окружающей среды;
увеличения объема средств, направляемых на охрану окружающей среды и использование природных ресурсов;
повышения эффективности использования финансовых средств, направляемых из бюджета республики на выполнение природоохранных мероприятий;
создания системы экологического страхования, в т.ч. обязательного для объектов повышенной экологической опасности.
Развитие нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования достигается путем:
совершенствования системы экологического нормирования и экологического контроля;
создания нормативно-правовой базы, стимулирующей привлечение инвестиций в экологически эффективные проекты и мероприятия;
совершенствования нормативно-методического обеспечения природоохранной деятельности.
Совершенствование системы экологического воспитания и образования населения, подготовка и переподготовка кадров в области охраны окружающей среды, привлечение общественности к решению экологических проблем достигается путем:
систематической профессиональной экологической подготовки и переподготовки руководителей и специалистов промышленных предприятий, органов исполнительной власти республики, осуществляющих государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды;
развития системы непрерывного экологического образования населения, начиная с дошкольного возраста;
материально-технического обеспечения деятельности органов исполнительной власти республики, осуществляющих государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды;
создания условий для широкого участия неправительственных экологических организаций и общественности в решении экологических проблем республики.
Совершенствование действующей структуры управления охраной окружающей среды и природопользованием планируется осуществить путем:
координации деятельности органов исполнительной власти республики, осуществляющих государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды;
повышения роли местных органов государственной власти в районах и городах Республики Башкортостан в решении проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования.
5. Финансовое и организационное обеспечение программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, внебюджетных источников, а также средств предприятий, учреждений и организаций.
За счет средств республиканского бюджета финансируются следующие мероприятия:
разработка проектов нормативных правовых актов и методических документов;
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, имеющих программное значение;
внедрение природоохранных технологий, строительство природоохранных объектов республиканского значения;
проведение мероприятий в зонах с неблагоприятной экологической обстановкой, зонах экологического бедствия, ликвидация последствий аварий, связанных с загрязнением окружающей среды, республиканского значения.
Объем ежегодного финансирования программы за счет средств республиканского бюджета определяется в соответствии с ежегодно принимаемыми законами Республики Башкортостан о бюджете.
Объемы ежегодного финансирования за счет средств республиканского бюджета формируются в соответствии с планируемыми годовыми затратами, необходимыми для реализации соответствующих мероприятий, предусмотренных республиканской программой "Экологическая безопасность Республики Башкортостан" на 2001-2005 годы, с учетом доходной части бюджета.
Общие затраты на реализацию программы за счет средств всех источников финансирования составят 3226,6 млн. рублей, в том числе за счет бюджетных средств - 772,6 млн. рублей. Затраты на реализацию программы в 2001 году за счет средств республиканского бюджета составят 121 млн. рублей.
Объемы финансирования республиканской программы
"Экологическая безопасность Республики Башкортостана"
на 2001-2005 годы
Источник финансирования | Объем финансирования (млн. рублей) | |||||
всего | в том числе по годам: | |||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Бюджетные средства | 772,6 | 121 | 142,2 | 159 | 171,8 | 178,6 |
Средства предприятий и другие источники финансирования |
2454,0 |
397 |
461,5 |
517 |
528,5 |
550,0 |
Всего: | 3226,6 | 518 | 603,7 | 676 | 707,0 | 728,6 |
Финансирование мероприятий программы за счет бюджетных средств осуществляется через государственного заказчика - Государственный комитет Республики Башкортостан по охране окружающей среды.
Государственный заказчик обеспечивает финансовыми ресурсами программные мероприятия в пределах установленного бюджетного финансирования, привлекает и использует иные источники финансирования (частные инвестиции, международную финансовую, техническую и гуманитарную помощь), контролирует использование финансовых средств строго по целевому назначению на основе заключаемых договоров.
Государственный заказчик осуществляет общую координацию работ и контроль за реализацией программы.
Государственный заказчик обеспечивает:
нормативно-правовое, научно-методическое, информационное и организационное сопровождение выполнения проектов и мероприятий программы;
утверждение технических заданий по отдельным проектам и контроль за ходом выполнения этапов заданий и показателей по срокам, содержанию и финансовым затратам;
отбор исполнителей программных мероприятий на конкурсной основе в установленном законодательством порядке;
приемку работ по разделам программы.
Реализация программы "Экологическая безопасность Республики Башкортостана" на 2001-2005 годы осуществляется в координации с федеральными, отраслевыми и республиканскими программами в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
6. Социально-экономический эффект
В результате реализации мероприятий программы предусматривается создать условия для повышения уровня экологической безопасности Республики Башкортостан, а также получить социально-экономический эффект, выражаемый как в сокращении прямых и косвенных экономических потерь общества, так и в улучшении состояния окружающей среды и здоровья населения республики.
Программа позволит объединить усилия министерств, ведомств и заинтересованных организаций на республиканском и местном уровнях для решения приоритетных проблем экологической безопасности, привлечь необходимые финансовые ресурсы и повысить отдачу инвестируемых в экологическую безопасность средств.
7. Перечень основных программных мероприятий
комплексной программы "Экологическая безопасность
Республики Башкортостан" на 2001-2005 гг.
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки испол- нения |
Ожидаемые результаты |
1. | Мероприятия, направленные на разви- тие и совершенствование нормативной правовой базы и экономического ме- ханизма охраны окружающей среды и природопользования |
2001- 2005 |
|
1.1. | Разработка соглашений по охране ок- ружающей среды, рациональному ис- пользованию природных ресурсов и сохранению биоразнообразия между органами исполнительной власти Рос- сийской Федерации и Правительством Республики Башкортостан |
2001- 2002 |
Разграничение функций органов исполнительной власти России и орга- нов исполнительной власти Республики Баш- кортостан |
1.2. | Разработка соглашений между основ- ными природопользователями и орга- нами исполнительной власти респуб- лики по вопросам охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и сохранения биоразнообразия |
2001- 2003 |
Юридическое оформление взаимных обязательств органов исполнительной власти республики и предприятий |
1.3. | Разработка концепции стратегическо- го и оперативного управления состо- янием окружающей среды на террито- рии республики |
2001- 2002 |
Создание основ научно- го управления состоя- нием окружающей среды |
1.4. | Разработка нормативных правовых ак- тов и методических материалов, рег- ламентирующих развитие экологичес- кого образования: - концепция организации непрерывно- го экологического образования в республике; - порядок обязательной экологичес- кой подготовки специалистов, зани- мающихся вопросами охраны окружаю- щей среды; - методические материалы (програм- мы, пособия, игры, фильмы и т.д.); - положение о системе информацион- ной поддержки образования населения в области охраны окружающей среды |
2001- 2005 |
Создание механизма уп- равления экологическим образованием республи- ки |
1.5. | Разработка нормативных документов по внедрению в республике институ- тов экологического аудита и эколо- гического страхования |
2001- 2003 |
Создание правовой базы по внедрению институ- тов экологического ау- дита и экологического страхования |
1.6. | Разработка методик по оценке степе- ни экологической опасности объектов окружающей среды республики, ее анализ и прогноз, в том числе: - зонирование территории республики по степени экологической опасности; - разработка методики комплексного анализа земель, расположенных во- круг промышленных городов, и других потенциальных источников загрязне- ния окружающей среды с разработкой мероприятий по их реабилитации или консервации; - разработка рекомендаций по опре- делению оптимального соотношения угодий по зонам республики и антро- погенной нагрузке; - разработка методик по учету, ох- ране и рациональному использованию ресурсов животного мира и по расче- ту ущерба, наносимого ему хозяйст- венной деятельностью; - разработка методик оценки эколо- гической и социально-экономической эффективности инвестиционных проек- тов в области охраны окружающей среды |
2001- 2005 |
Создание правовой базы по оценке экологичес- кого состояния терри- тории республики |
1.7. | Разработка нормативных правовых ак- тов, регламентирующих осуществление государственного экологического контроля, в том числе: - порядка ограничения и приостанов- ления функционирования предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с нарушениями экологи- ческого законодательства; - порядка, регламентирующего вопро- сы соблюдения радиационной безопас- ности; - методики оценки воздействия диок- синов и родственных им соединений на состояние здоровья населения |
2001- 2005 |
Создание правовой базы по совершенствованию государственного эко- логического контроля |
2. | Мероприятия, направленные на совер- шенствование системы экологического образования, воспитания и просвеще- ния |
2002- 2005 |
|
2.1. | Создание и пополнение информацион- ного банка данных по экологическому образованию, воспитанию и просвеще- нию |
2002- 2005 |
Банк данных об органи- зациях, осуществляющих экологическое образо- вание и воспитание |
2.2. | Обеспечение подготовки и переподго- товки кадров в области экологичес- кого образования и воспитания |
2002- 2005 |
Подготовка и перепод- готовка кадров в об- ласти экологического образования и воспита- ния |
2.3. | Оказание методической помощи по внедрению системы непрерывного эко- логического образования в республи- ке |
2002- 2005 |
Нормативно-методичес- кое обеспечение |
2.4. | Установление и развитие контактов с субъектами Российской Федерации, международными организациями, фон- дами и зарубежными странами по во- просам экологического образования, воспитания и просвещения |
2002- 2005 |
Обмен опытом в области охраны окружающей сре- ды и внедрение положи- тельного опыта в рес- публике |
2.5. | Проведение городских, районных и республиканских конференций по эко- логическому образованию |
2002- 2005 |
Проведение конференций |
2.6. | Создание постоянно действующей пе- редвижной методической выставки по экологическому образованию |
2002- 2005 |
Формирование экологи- ческого мировоззрения у населения |
2.7. | Организация уголков природы, птичь- их столовых, экологических троп, экологических лабораторий для до- школьных, образовательных и других учреждений и организаций |
2002- 2005 |
Формирование экологи- ческого мировоззрения у населения, включая детей |
2.8. | Организация и проведение республи- канских экологических конференций, конкурсов, слетов и олимпиад |
2002- 2005 |
Проведение конферен- ций, конкурсов, слетов и олимпиад |
2.9. | Издание книг, пособий, атласов по вопросам экологического образова- ния, воспитания и просвещения |
2002- 2005 |
Учебно-методические и информационно-просве- тительские издания |
2.10. | Выпуск республиканских экологичес- ких газет "Табигат" и "Подрост" |
2002- 2005 |
Регулярное информиро- вание населения об экологической ситуации |
3. | Мероприятия, направленные на улуч- шение состояния окружающей среды и снижение негативного воздействия на нее |
2001- 2005 |
|
3.1. | Природоохранные мероприятия, имею- щие общереспубликанское значение (определяются на конкурсной основе исходя из сложившейся экологической ситуации в республике) |
2001- 2005 |
Снижение уровня загря- знения окружающей сре- ды |
3.2. | Природоохранные мероприятия, на- правленные на снижение негативного воздействия на атмосферный воздух, включающие: - оснащение источников выбросов со- временными газопылеулавливающими устройствами; - снижение уровня загрязнения ат- мосферного воздуха выбросами про- мышленных предприятий за счет внед- рения малоотходных и ресурсосбере- гающих технологий; - использование газа в качестве мо- торного топлива для автотранспорт- ных средств; - производство присадок и добавок к моторному топливу, позволяющих сни- зить поступление загрязняющих веще- ств от передвижных источников в воздушный бассейн; - внедрение мероприятий по исключе- нию из производства и потребления озоноразрушающих веществ |
2001- 2005 |
Снижение уровня загря- знения атмосферного воздуха |
3.3. | Природоохранные мероприятия, на- правленные на снижение сбросов за- грязненных стоков в водные объекты республики, включая: - проектирование, строительство или реконструкцию очистных сооружений; - строительство оборотных систем водоснабжения; - внедрение ресурсо- и энергосбере- гающих технологий |
2001- 2005 |
Снижение уровня загря- знения водных объектов |
3.4. | Природоохранные мероприятия, на- правленные на восстановление при- родных комплексов и экосистем в промышленных и сельскохозяйственных районах, включая: - комплекс агротехнических, гидро- технических и лесомелиоративных ме- роприятий; - природоохранные мероприятия, на- правленные на сохранение и повыше- ние плодородия почв, предотвращение загрязнения земель тяжелыми метал- лами и другими химическими вещест- вами |
2001- 2005 |
Восстановление нару- шенных природных эко- систем |
3.5. | Природоохранные мероприятия, на- правленные на обеспечение радиаци- онной безопасности в республике |
2001- 2005 |
Уменьшение радиацион- ного воздействия на окружающую среду |
3.6. | Мероприятия, направленные на сохра- нение биологического разнообразия, включая: - создание сети особо охраняемых природных территорий, соответствую- щей мировым нормативам; - осуществление комплексных мер по охране редких и исчезающих видов животных и растений; - проведение охранных и биотехни- ческих мероприятий по обогащению угодий, улучшению условий обитания и воспроизводства животных; - проведение лесо-, охотустройства ботанических и зоологических заказ- ников |
2001- 2005 |
Сохранение биологичес- кого разнообразия |
4. | Мероприятия, направленные на совер- шенствование механизма государст- венного управления и контроля в об- ласти охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопас- ности |
2001- 2005 |
|
4.1. | Внедрение механизма предоставления льгот предприятиям и организациям, осуществляющим природоохранные ме- роприятия, выпускающим экологически чистую продукцию (товары, работы и услуги), производящим природоохран- ное оборудование и приборы |
2001- 2005 |
Создание благоприятных условий для выпуска экологически чистой продукции |
4.2. | Внедрение институтов экологического аудита и экологического страхования на территории республики; совершенствование системы государ- ственного аналитического контроля; повышение эффективности государст- венного экологического контроля; долевое участие в материально-тех- ническом оснащении инфраструктур государственной системы управления охраной окружающей среды |
2001- 2005 |
Повышение эффективнос- ти государственного управления и контроля |
4.3. | Проведение кадастровой оценки ре- сурсов животного мира и раститель- ных ресурсов республики |
2001- 2005 |
Кадастр ресурсов жи- вотного мира и расти- тельных ресурсов рес- публики |
4.4. | Развитие межрегионального сотрудни- чества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Участие в реализации региональных, межрегиональных и федеральных про- ектов и программ в области охраны окружающей среды и обеспечения эко- логической безопасности |
2001- 2005 |
Участие в межрегио- нальных конференциях, симпозиумах и т.д. |
5. | Мероприятия, направленные на сниже- ние воздействия диоксинов и родст- венных им соединений на окружающую среду и здоровье населения |
2001- 2005 |
|
5.1. | Разработка и реализация мероприя- тий, направленных на снижение диок- синового загрязнения республики и защиту окружающей среды и населения от суперэкотоксикантов |
2001- 2005 |
Уменьшение воздействия диоксинов на окружаю- щую среду |
5.2. | Проведение научно-исследовательских работ по определению наличия супер- экотоксикантов в окружающей среде с установлением источников их образо- вания, разработкой и реализацией мер по уменьшению их воздействия на человека |
2001- 2005 |
Комплекс мер по умень- шению воздействия ди- оксинов на окружающую среду и человека |
6. | Мероприятия, направленные на форми- рование рынка экологических работ и услуг |
2001- 2005 |
|
6.1. | Создание предприятий по предостав- лению различных работ и услуг при- родоохранного назначения |
2001- 2005 |
Развитие рынка работ и услуг природоохранного назначения |
6.2. | Создание и расширение сети специа- лизированных фирм, проводящих эко- логический аудит |
2001- 2005 |
Внедрение системы эко- логического аудита |
6.3. | Проведение конкурсов, тендеров на разработку и внедрение природоох- ранных технологий, осуществление природоохранных мероприятий и науч- но-исследовательских и конструктор- ских работ в области охраны окружа- ющей среды и обеспечения экологи- ческой безопасности |
2001- 2005 |
Выбор оптимальных ре- шений по реализации природоохранных меро- приятий на конкурсной основе |
7. | Финансирование по мероприятиям про- граммы |
2001- 2005 |
Улучшение состояния окружающей среды и обеспечение безопасно- сти для здоровья граж- дан |
N п/п |
Наименование мероприятий |
Источники финансиро- вания |
Объемы финансирования, млн.руб. | |||||
всего | в том числе по годам: | |||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||||
1. | Мероприятия, на- правленные на развитие и со- вершенствование нормативной пра- вовой базы и экономического механизма охраны окружающей среды и природопользо- вания |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
11,5 11,5 - |
1,8 1,8 - |
2,1 2,1 - |
2,3 2,3 - |
2,6 2,6 - |
2,7 2,7 - |
1.1. | Разработка со- глашений по ох- ране окружающей среды, рацио- нальному исполь- зованию природ- ных ресурсов и сохранению био- разнообразия между органами исполнительной власти Российс- кой Федерации и Правительством Республики Баш- кортостан |
- | - | - | - | - | - | - |
1.2. | Разработка со- глашений между основными приро- допользователями и органами ис- полнительной власти республи- ки по вопросам охраны окружаю- щей среды, раци- онального ис- пользования при- родных ресурсов и сохранения биоразнообразия |
- | - | - | - | - | - | - |
1.3. | Разработка кон- цепции стратеги- ческого и опера- тивного управле- ния состоянием окружающей среды на территории республики |
Бюджетные средства |
0,5 | 0,2 | 0,3 | - | - | - |
1.4. | Разработка нор- мативных право- вых актов и ме- тодических мате- риалов, регла- ментирующих раз- витие экологи- ческого образо- вания: - концепция ор- ганизации непре- рывного экологи- ческого образо- вания в респуб- лике; - порядок обяза- тельной экологи- ческой подготов- ки специалистов, занимающихся во- просами охраны окружающей сре- ды; - методические материалы (про- граммы, пособия, игры, фильмы и т.д.); - положение о системе информа- ционной поддерж- ки образования населения в об- ласти охраны ок- ружающей среды |
Всего, в т.ч.: - - бюджетные средства - |
1,0 - - 1,0 - |
0,1 - - 0,1 - |
0,15 - - 0,15 - |
0,2 - - 0,2 - |
0,25 - - 0,25 - |
0,3 - - 0,3 - |
1.5. | Разработка нор- мативных доку- ментов по внед- рению в респуб- лике институтов экологического аудита и эколо- гического стра- хования |
- | - | - | - | - | - | - |
1.6. | Разработка мето- дик по оценке степени экологи- ческой опасности объектов окружа- ющей среды рес- публики, ее ана- лиз и прогноз, в том числе: - зонирование территории рес- публики по сте- пени экологичес- кой опасности; - разработка ме- тодики комплекс- ного анализа зе- мель, располо- женных вокруг промышленных го- родов, и других потенциальных источников за- грязнения окру- жающей среды с разработкой ме- роприятий по их реабилитации или консервации; - разработка ре- комендаций по определению оп- тимального соот- ношения угодий по зонам респуб- лики и антропо- генной нагрузке; - разработка ме- тодик по учету, охране и рацио- нальному исполь- зованию ресурсов животного мира и по расчету ущер- ба, наносимого ему хозяйствен- ной деятельно- стью; - разработка ме- тодик оценки экологической и социально-эконо- мической эффек- тивности инвес- тиционных проек- тов в области охраны окружаю- щей среды |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства бюджетные средства бюджетные средства бюджетные средства бюджетные средства |
8,0 1,3 2,4 1,5 1,8 1,0 |
1,3 0,2 0,4 0,2 0,3 0,2 |
1,5 0,25 0,5 0,2 0,35 0,2 |
1,6 0,25 0,5 0,3 0,35 0,2 |
1,8 0,3 0,5 0,4 0,4 0,2 |
1,8 0,3 0,5 0,4 0,4 0,2 |
1.7. | Разработка нор- мативных право- вых актов, рег- ламентирующих осуществление государственного экологического контроля, в том числе: - порядка огра- ничения и приос- тановления функ- ционирования предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельно- сть с нарушени- ями экологичес- кого законода- тельства; - порядка, рег- ламентирующего вопросы соблюде- ния радиационной безопасности; - методики оцен- ки воздействия диоксинов и род- ственных им сое- динений на сос- тояние здоровья населения |
Всего, в т.ч.: - бюджетные средства бюджетные средства |
2,0 - 0,5 1,5 |
0,3 - 0,1 0,2 |
0,35 - 0,1 0,25 |
0,4 - 0,1 0,3 |
0,45 - 0,1 0,35 |
0,5 - 0,1 0,4 |
2. | Мероприятия, на- правленные на совершенствова- ние системы эко- логического об- разования, вос- питания и прос- вещения |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
14,8 8,8 6,0 |
- - - |
2,8 1,8 1,0 |
3,0 2,0 1,0 |
3,5 2,0 1,5 |
3,5 2,0 1,5 |
2.1. | Создание и по- полнение инфор- мационного банка данных по эколо- гическому обра- зованию, воспи- танию и просве- щению |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
0,8 0,4 0,4 |
- - - |
0,2 0,1 0,1 |
0,2 0,1 0,1 |
0,2 0,1 0,1 |
0,2 0,1 0,1 |
2.2. | Обеспечение под- готовки и пере- подготовки кад- ров в области экологического образования и воспитания |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
2,25 0,85 1,4 |
- - - |
0,45 0,25 0,2 |
0,4 0,2 0,2 |
0,7 0,2 0,5 |
0,7 0,2 0,5 |
2.3. | Оказание методи- ческой помощи по внедрению систе- мы непрерывного экологического образования в республике |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
1,15 0,75 0,4 |
- - - |
0,25 0,15 0,1 |
0,3 0,2 0,1 |
0,3 0,2 0,1 |
0,3 0,2 0,1 |
2.4. | Установление и развитие контак- тов с субъектами Российской Феде- рации, междуна- родными органи- зациями, фондами и зарубежными странами по во- просам экологи- ческого образо- вания, воспита- ния и просвеще- ния |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
2,2 0,4 1,8 |
- - - |
0,5 0,1 0,4 |
0,5 0,1 0,4 |
0,6 0,1 0,5 |
0,6 0,1 0,5 |
2.5. | Проведение го- родских, район- ных и республи- канских конфе- ренций по эколо- гическому обра- зованию |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
1,4 1,2 0,2 |
- - - |
0,3 0,3 - |
0,3 0,3 - |
0,4 0,3 0,1 |
0,4 0,3 0,1 |
2.6. | Создание посто- янно действующей передвижной ме- тодической вы- ставки по эколо- гическому обра- зованию |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
0,8 0,4 0,4 |
- - - |
0,2 0,1 0,1 |
0,2 0,1 0,1 |
0,2 0,1 0,1 |
0,2 0,1 0,1 |
2.7. | Организация уголков природы, птичьих столо- вых, экологичес- ких троп, эколо- гических лабора- торий для до- школьных, обра- зовательных и других учрежде- ний и организа- ций |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
0,8 0,4 0,4 |
- - - |
0,2 0,1 0,1 |
0,2 0,1 0,1 |
0,2 0,1 0,1 |
0,2 0,1 0,1 |
2.8. | Организация и проведение рес- публиканских экологических конференций, конкурсов, сле- тов и олимпиад |
Бюджетные средства |
0,8 | - | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
2.9. | Издание книг, пособий, атласов по вопросам эко- логического об- разования, вос- питания и прос- вещения |
Бюджетные средства |
0,5 | - | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
2.10. | Выпуск республи- канских экологи- ческих газет "Табигат" и "Подрост" |
Бюджетные средства |
2,3 | - | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
3. | Мероприятия, на- правленные на улучшение состо- яния окружающей среды и снижение негативного воз- действия на нее |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
3072,5 654,9 2417,6 |
496,6 103,6 393,0 |
575,4 120,2 455,2 |
644,2 134,5 509,7 |
665,1 145,4 519,7 |
691,2 151,2 540,0 |
3.1. | Природоохранные мероприятия, имеющие общерес- публиканское значение (опре- деляются на кон- курсной основе исходя из сло- жившейся эколо- гической ситуа- ции в республи- ке) |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
1750,0 250,0 1500,0 |
280,0 40,0 240,0 |
330,0 45,0 285,0 |
367,5 52,5 315,0 |
385,0 55,0 330,0 |
387,5 57,5 330,0 |
3.2. | Природоохранные мероприятия, на- правленные на снижение нега- тивного воздей- ствия на атмос- ферный воздух, включающие: - оснащение ис- точников выбро- сов современными газопылеулавли- вающими устрой- ствами; - снижение уров- ня загрязнения атмосферного воздуха выброса- ми промышленных предприятий за счет внедрения малоотходных и ресурсосберегаю- щих технологий; - использование газа в качестве моторного топли- ва для авто- транспортных средств; - производство присадок и доба- вок к моторному топливу, позво- ляющих снизить поступление за- грязняющих веще- ств от передвиж- ных источников в воздушный бассе- йн; - внедрение ме- роприятий по ис- ключению из про- изводства и по- требления озоно- разрушающих ве- ществ |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
420,3 113,0 307,3 |
68,4 17,6 50,8 |
77,0 21,0 56,0 |
89,0 23,0 66,0 |
87,2 25,2 62,0 |
98,7 26,2 72,5 |
3.3. | Природоохранные мероприятия, на- правленные на снижение сбросов загрязненных стоков в водные объекты респуб- лики, включая: - проектирова- ние, строитель- ство или рекон- струкцию очист- ных сооружений; - строительство оборотных систем водоснабжения; - внедрение ре- сурсо- и энерго- сберегающих тех- нологий |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
423,1 67,3 355,8 |
69,1 10,3 58,8 |
78,4 12,4 66,0 |
90,2 13,2 77,0 |
89,4 15,4 74,0 |
96,0 16,0 80,0 |
3.4. | Природоохранные мероприятия, на- правленные на восстановление природных комп- лексов и экосис- тем в промышлен- ных и сельскохо- зяйственных рай- онах, включая: - комплекс агро- технических, гидротехнических и лесомелиора- тивных мероприя- тий; - природоохран- ные мероприятия, направленные на сохранение и по- вышение плодоро- дия почв, пре- дотвращение за- грязнения земель тяжелыми метал- лами и другими химическими ве- ществами |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
224,9 113,1 111,8 |
36,8 18,0 18,8 |
42,3 21,5 20,8 |
46,5 23,3 23,2 |
49,0 25,0 24,0 |
50,3 25,3 25,0 |
3.5. | Природоохранные мероприятия, на- правленные на обеспечение ра- диационной безо- пасности в рес- публике |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
198,8 91,5 107,3 |
33,3 14,5 18,8 |
37,9 17,1 20,8 |
39,7 18,5 21,2 |
42,4 20,4 22,0 |
45,5 21,0 24,5 |
3.6. | Мероприятия, на- правленные на сохранение био- логического раз- нообразия, вклю- чая: - создание сети особо охраняемых природных терри- торий, соответ- ствующей мировым нормативам; - осуществление комплексных мер по охране редких и исчезающих ви- дов животных и растений; - проведение ох- ранных и биотех- нических меро- приятий по обо- гащению угодий, улучшению усло- вий обитания и воспроизводства животных; - проведение ле- со-, охотустрой- ства ботаничес- ких и зоологи- ческих заказни- ков |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
55,0 19,6 35,4 |
8,6 2,8 5,8 |
9,8 3,2 6,6 |
11,3 4,0 7,3 |
12,1 4,4 7,7 |
13,2 5,2 8,0 |
4. | Мероприятия, на- правленные на совершенствова- ние механизма государственного управления и контроля в об- ласти охраны ок- ружающей среды и обеспечения эко- логической безо- пасности |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
92,6 77,6 15,0 |
14,3 12,3 2,0 |
16,8 14,3 2,5 |
18,9 15,9 3,0 |
20,7 17,2 3,5 |
21,9 17,9 4,0 |
4.1. | Внедрение меха- низма предостав- ления льгот предприятиям и организациям, осуществляющим природоохранные мероприятия, вы- пускающим эколо- гически чистую продукцию (това- ры, работы и ус- луги), произво- дящим природоох- ранное оборудо- вание и приборы |
- | - | - | - | - | - | - |
4.2. | Внедрение инсти- тутов экологи- ческого аудита и экологического страхования на территории рес- публики; совершенствова- ние системы го- сударственного аналитического контроля; повышение эффек- тивности госу- дарственного экологического контроля; долевое участие в материально- техническом ос- нащении инфраст- руктур государ- ственной системы управления охра- ной окружающей среды |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
74,1 65,6 8,5 |
11,6 10,6 1,0 |
13,8 12,3 1,5 |
15,1 13,5 1,6 |
16,6 14,6 2,0 |
17,0 14,6 2,4 |
4.3. | Проведение када- стровой оценки ресурсов живот- ного мира и рас- тительных ресур- сов республики |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
12,2 9,0 3,2 |
1,7 1,2 0,5 |
1,9 1,4 0,5 |
2,5 1,8 0,7 |
2,7 2,0 0,7 |
3,4 2,6 0,8 |
4.4. | Развитие межре- гионального со- трудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Участие в реали- зации региональ- ных, межрегио- нальных и феде- ральных проектов и программ в об- ласти охраны ок- ружающей среды и обеспечения эко- логической безо- пасности |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
6,3 3,0 3,3 |
1,0 0,5 0,5 |
1,1 0,6 0,5 |
1,3 0,6 0,7 |
1,4 0,6 0,8 |
1,5 0,7 0,8 |
5. | Мероприятия, на- правленные на снижение воздей- ствия диоксинов и родственных им соединений на окружающую среду и здоровье насе- ления |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
25,9 20,8 5,1 |
3,8 3,3 0,5 |
4,6 3,8 0,8 |
5,3 4,3 1,0 |
5,9 4,6 1,3 |
6,3 4,8 1,5 |
5.1. | Разработка и ре- ализация меро- приятий, направ- ленных на сниже- ние диоксинового загрязнения рес- публики и защиту окружающей среды и населения от суперэкотокси- кантов |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
11,7 9,8 1,9 |
1,7 1,5 0,2 |
2,1 1,8 0,3 |
2,4 2,0 0,4 |
2,7 2,2 0,5 |
2,8 2,3 0,5 |
5.2. | Проведение науч- но-исследова- тельских работ по определению наличия супер- экотоксикантов в окружающей среде с установлением источников их образования, разработкой и реализацией мер по уменьшению их воздействия на человека |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
14,2 11,0 3,2 |
2,1 1,8 0,3 |
2,5 2,0 0,5 |
2,9 2,3 0,6 |
3,2 2,4 0,8 |
3,5 2,5 1,0 |
6. | Мероприятия, на- правленные на формирование рынка экологи- ческих работ и услуг |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
11,3 - 11,3 |
1,5 - 1,5 |
2,0 - 2,0 |
2,3 - 2,3 |
2,5 - 2,5 |
3,0 - 3,0 |
6.1. | Создание пред- приятий по пре- доставлению раз- личных работ и услуг природоох- ранного назначе- ния |
- | - | - | - | - | - | - |
6.2. | Создание и рас- ширение сети специализирован- ных фирм, прово- дящих экологи- ческий аудит |
Средства предприятий и организа- ций |
11,3 | 1,5 | 2,0 | 2,3 | 2,5 | 3,0 |
6.3. | Проведение кон- курсов, тендеров на разработку и внедрение приро- доохранных тех- нологий, осуще- ствление приро- доохранных меро- приятий и науч- но-исследова- тельских и кон- структорских ра- бот в области охраны окружаю- щей среды и обеспечения эко- логической безо- пасности |
- | - | - | - | - | - | - |
7. | Финансирование по мероприятиям программы: |
Всего, в т.ч.: бюджетные средства средства предприятий и организа- ций |
3226,6 772,6 2454,0 |
518,0 121,0 397,0 |
603,7 142,2 461,5 |
676,0 159,0 517,0 |
707,0 171,8 528,5 |
728,6 178,6 550,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 мая 2001 г. N 107 "О комплексной программе "Экологическая безопасность Республики Башкортостан" на 2001-2005 годы"
Текст постановления (без программы) опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 10 (130), июль 2001 г., ст. 756
Текст программы официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 марта 2004 г. N 47 настоящее постановление признано утратившим силу