Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 сентября 2001 г. N 247 "Об утверждении Программы развития банковской системы Республики Башкортостан на период до 2003 года"

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел финансовой и налоговой политики Аппарата Кабинета Министров Республики Башкортостан.

Премьер-министр

Республики Башкортостан

Р.И.Байдавлетов

 

Руководитель Аппарата

Кабинета Министров

Республики Башкортостан

Ф.М.Казакбаев

 

Программа
развития банковской системы Республики Башкортостан
на период до 2003 года
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 27 сентября 2001 г. N 247)

 

Содержание

 

Введение

 

Программа развития банковской системы Республики Башкортостан разработана в соответствии с пунктом 3.2.1 мероприятий среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 4 февраля 2000 года N УП-102, Заявлением Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу*, а также пунктом 15 постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 апреля 2000 года N 86 "Об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан в 1999 году и задачах на 2000 год".

Программа развития банковской системы Республики Башкортостан представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых прежде всего самими кредитными организациями, их учредителями при государственной поддержке, и имеет целью формирование стабильно функционирующей конкурентоспособной банковской системы, адекватной уровню экономического развития республики, с учетом современных потребностей экономики и перспективных изменений экономической среды.

В соответствии со стратегическими целями реформирования российской банковской системы дальнейшее развитие банковской системы Республики Башкортостан должно осуществляться в направлении укрепления ее устойчивости, повышения качества выполнения банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции, укрепления доверия к банковской системе со стороны инвесторов и вкладчиков.

В разработке Программы приняли участие представители министерств и ведомств, администраций районов и городов республики, Национального банка Республики Башкортостан и кредитных организаций республики.

I. Основные проблемы развития банковской системы
Республики Башкортостан

 

Основными проблемами, сдерживающими развитие банковского сектора экономики и снижающими эффективность предоставляемых банками услуг, являются следующие:

относительная недостаточность капитала банковской системы;

краткосрочность и дороговизна ресурсной базы;

недостаточное развитие сети банковских учреждений на территории республики;

высокие риски активных операций и невысокая рентабельность операций кредитования;

недостаточно широкий спектр предоставляемых банковских услуг;

невысокое доверие к банковской системе со стороны клиентов банков и населения.

 

1. Относительная недостаточность капитала банковской
системы

 

Одним из препятствий для дальнейшего развития банковской деятельности в республике, роста объемов банковских операций (особенно для осуществления долгосрочных инвестиций) является недостаток капитала кредитных организаций. Соотношение совокупного банковского капитала к валовому региональному продукту по состоянию на 1 января 2001 года составило лишь 2,6%, что ниже аналогичного показателя в целом по Российской Федерации (3,7%).

Достигнутый на 1 января 2001 года уровень капитала республиканских банков в реальном выражении (с учетом инфляции) равен лишь 81% его докризисного уровня (по состоянию на 1 августа 1998 года), а доля собственных средств в ресурсах банковской системы по состоянию на 1 января 2001 года снизилась до 19% против 24% на 1 января 2000 года и 33,7% на 1 августа 1998 года. При этом отмечался более низкий темп роста собственного капитала республиканских банков (41% за 2000 год), чем в целом по Российской Федерации (60%). В структуре уставного капитала кредитных организаций 86,3% составили средства государства, за счет которых в основном и обеспечивалось укрепление капитала банковской системы Республики Башкортостан.

Недостаточность собственных средств (капитала) кредитных организаций снижает их надежность и возможности для осуществления крупных финансовых вложений, привлечения крупных инвесторов и кредиторов в целях взаимовыгодного сотрудничества, сдерживает стимулирование накоплений населения в виде вкладов в банках, особенно возможности привлечения их на более длительные сроки.

Дальнейшее наращивание капитала, помимо направления на эти цели прибыли кредитных организаций, возможно посредством участия в уставном капитале как средств государства, так и предприятий различных форм собственности. При этом кредитные организации должны сохранить преимущественно статус универсальных банков.

По экспертным оценкам, стихийная рекапитализация негосударственных банков (без участия государства в этом процессе) до нормального, среднеразвитого по мировым меркам состояния потребует 30-40 лет. Учитывая то, что Концепцией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года и среднесрочной программой структурной перестройки экономики Республики Башкортостан предусматривается переход к устойчивому экономическому росту (до 10% в год), возможности республиканских кредитных организаций по стабильному обеспечению экономических субъектов банковскими услугами могут оказаться недостаточными.

Основным направлением увеличения банковского капитала должно стать активное привлечение дополнительных инвесторов в лице предприятий различных форм собственности - клиентов банков. Для этого кредитные организации на основе анализа существующей клиентской базы, банковских операций и перспектив их расширения первоначально должны определиться с сектором (отраслью) экономики, потребность в банковских услугах которого будет этими кредитными организациями удовлетворяться, что должно быть отражено в бизнес-планах кредитных организаций, утверждаемых учредителями банка. Впоследствии, в соответствии с согласованными действиями сторон, предприятия и при необходимости государство увеличивают капитал банков, а банки, в свою очередь, предоставляют полный набор банковских услуг.

2. Краткосрочность и дороговизна ресурсной базы

 

Коммерческие банки, располагая преимущественно краткосрочными ресурсами, ограничены в своих возможностях осуществлять долгосрочные инвестиции и могут предоставлять предприятиям кредиты в основном для пополнения оборотных средств. Так, в 2000 году отношение долгосрочных кредитов к инвестициям в основной капитал составило 22%, что значительно ниже, чем в экономически развитых странах. В структуре ресурсов банковской системы средства, привлеченные на срок свыше 1 года, на 1 января 2001 года составили 16% (по Российской Федерации - 8%), а средства, размещенные на срок более 1 года, - 23% (по Российской Федерации - 31%), т.е. часть долгосрочных активов банковская система республики вынуждена покрывать за счет краткосрочных обязательств. В результате такая ситуация может привести к снижению ликвидности банков, а потребность в долгосрочных активах не будет покрываться долгосрочными пассивами.

Кроме того, удовлетворение потребности производственной сферы в заемных денежных средствах связано со стоимостью привлекаемых ресурсов, которая, в свою очередь, зависит от уровня доходов предприятий и населения, а также от внутрипроизводственных расходов коммерческих банков и степени развитости и регулирования денежно-кредитного рынка. По состоянию на 1 января 2001 года процентные ставки по наиболее дорогим ресурсам, привлекаемым у населения на срок свыше 1 года, составили 21%, а на срок от одного месяца до шести месяцев - 11%-18%. В результате дороговизна долгосрочных ресурсов увеличивает расходы кредитных организаций и делает их менее привлекательными как для кредитных организаций, так и для предприятий.

В то же время существуют расходы, величину которых можно оптимизировать и тем самым достичь снижения уровня процентных ставок. К ним, в частности, относятся заработная плата, расходы на аренду служебных помещений и линий связи, содержание автотранспорта, помещений, охрана, реклама, представительские расходы, расходы на командировки и др.

Особое место в структуре этих расходов занимают расходы на аренду помещений государственного нежилого фонда. Для кредитных организаций, обслуживающих сельские районы и арендующих такие служебные помещения, высокий уровень арендной платы не соответствует уровню получаемых доходов и ведет к нерентабельной деятельности их филиалов и дополнительных офисов. Это вынуждает кредитные организации оптимизировать их сеть путем сокращения нерентабельных подразделений, что, в свою очередь, негативно отражается на качестве и доступности банковских услуг в сельской местности.

Первым шагом на пути повышения привлекательности функционирования банковской системы на селе и оптимизации расходов кредитных организаций и их подразделений, обслуживающих предприятия и организации агропромышленного комплекса, явилось постановление Государственного Собрания Республики Башкортостан от 28 мая 2001 года N ГС-476 "Об управлении и распоряжении государственным имуществом, находящимся на территории Республики Башкортостан", в соответствии с которым для банковских учреждений в сельской местности были существенно уменьшены коэффициенты, используемые для расчета размера арендной платы за пользование объектами государственного нежилого фонда. В дальнейшем необходимо более активно использовать этот механизм в практике деятельности банков на селе.

3. Недостаточное развитие сети банковских учреждений
на территории республики

 

Несмотря на проводимые мероприятия по реструктуризации и оптимизации сети банковских учреждений, в республике ощущается недостаточность развития сети банковских учреждений. По состоянию на 1 января 2001 года на территории республики действовало 14 кредитных организаций, 72 филиала (в т.ч. 42 филиала Башкирского отделения Сбербанка России), 141 дополнительный офис, 736 операционных касс, 67 пунктов обмена иностранной валюты. Всего количество банковских учреждений составило 1030 единиц против 1077 единиц на начало 2000 года, т.е. уменьшилось на 47 единиц.

В 2000 году количество действующих на территории Республики Башкортостан кредитных учреждений (кредитных организаций и филиалов без учета дополнительных офисов и операционных касс) в расчете на 100 тыс. человек составило 2,6 единицы, в расчете на 100 предприятий - 3,8 единицы. Это самые низкие показатели среди шести областей и республик Уральского региона. В среднем по этим территориям указанные показатели составили соответственно 3,1 и 5,6 единицы.

Недостаточность обеспечения банковскими услугами в районах республики усугубляется свертыванием филиальной сети отдельными банками. В частности, в результате отзыва лицензии на осуществление банковских операций у Агропромышленного банка "Башкирия" в отдельных районах республики часть его филиалов была закрыта, а остальные были преобразованы в филиалы и дополнительные офисы других кредитных организаций. В настоящее время отмечается укрупнение филиальной сети Башкирского отделения Сберегательного банка России путем преобразования филиалов в дополнительные офисы.

Кроме того, относительно небольшое количество кредитных организаций, а также доминирующее положение отдельных кредитных организаций затрудняют доступ на рынок финансовых услуг другим банкам и оказывают негативное влияние на общие условия предоставления банковских услуг, что не способствует развитию добросовестной конкурентной среды.

В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 1999 года N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" не допускаются соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой либо с региональными органами исполнительной власти и с любыми юридическими лицами, если такие действия могут привести к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе при установлении процентных ставок, при разделении рынка финансовых услуг по территориальному принципу, по видам предоставляемых услуг и т.д.

С целью наиболее полного удовлетворения потребностей народно-хозяйственного комплекса и населения республики в банковских услугах целесообразно определить минимальную потребность отдельных районов и городов республики в различных видах банковских услуг в соответствии с их экономическим потенциалом, более эффективно осуществлять оптимизацию существующей банковской сети (размещение филиалов, дополнительных офисов, операционных касс) с максимальным использованием денежных ресурсов на развитие экономики республики.

Первым шагом к решению этой проблемы является формирование банка с широкой сетью подразделений. Этот банк должен быть максимально приближен к потребителям банковских услуг на селе и ориентирован на комплексное кредитно-финансовое обслуживание населения и предприятий сельских районов республики, в том числе на удовлетворение потребностей сельчан в расчетных услугах, в кредитах.

4. Высокие риски активных операций и невысокая
рентабельность операций кредитования

 

В совокупных активах кредитных организаций активы, взвешенные с учетом риска и принимаемые для расчета норматива достаточности капитала банков, по состоянию на 1 января 2001 года составили 36%. Хотя в их структуре только 6,4% относятся к наиболее рискованной группе кредитных вложений, рентабельность кредитных операций по состоянию на 1 января 2001 года составила лишь 2,4%, а доходы по кредитным операциям оказались в 3 раза ниже доходов, полученных от операций с иностранной валютой.

В 2000 году кредиты, предоставленные реальному сектору экономики, выросли в 2,8 раза по сравнению с предыдущим годом (в целом по Российской Федерации - на 89%), но их объемы значительно ниже потребностей предприятий для пополнения их оборотных средств и увеличения инвестиций в основной капитал. Так, например, для покрытия просроченной кредиторской задолженности предприятий, на конец 2000 года составившей 58,9 млрд.руб., необходима сумма, равная объему выданных кредитов в целом за истекший год (58,1 млрд.руб.); для полного обновления основных производственных фондов экономики республики, износ которых составил на конец 2000 года 43%, необходимо более 160 млрд.руб., тогда как долгосрочные кредиты составили лишь 5,4 млрд.руб.

Среди основных причин высокой рискованности активных операций банков и невысокой рентабельности кредитных операций - наличие большого удельного веса убыточных предприятий в республике (39% по итогам 2000 года) и значительных объемов просроченной задолженности по платежам. С целью финансового оздоровления предприятий Правительством Республики Башкортостан принимаются активные меры по их реформированию, которые направлены в первую очередь на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности этих предприятий. В дальнейшем этот процесс должен быть продолжен, поскольку он является одним из механизмов снижения рискованности операций банков при взаимодействии предприятий реального сектора и банковской системы республики.

Другим направлением снижения рискованности операций банков и усиления их взаимодействия с предприятиями является программа Банка России "Мониторинг предприятий", осуществляемая на территории республики Национальным банком Республики Башкортостан.

Основной целью программы мониторинга является повышение информационной открытости предприятий и на этой основе - создание условий для увеличения объемов кредитования реального сектора экономики. Суть мониторинга состоит в получении непосредственно от руководителей предприятий оперативной, неискаженной информации о текущей ситуации и прогнозных ожиданиях по основным вопросам, определяющим благополучие хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики: конъюнктура рынка, инвестиционная активность и финансовое состояние.

В настоящее время в программе мониторинга Банка России участвует свыше 10 тысяч предприятий по всей России, а в Республике Башкортостан - свыше 230 предприятий. Только за текущий год по республике количество привлеченных к участию в мониторинге предприятий возросло в 2 раза, в т.ч. по промышленным предприятиям - в 1,7 раза.

Участие предприятий в данной программе позволит выявить их спрос на денежные ресурсы и путем обеспечения информационной прозрачности предприятий облегчит им доступ к финансовым ресурсам банков. С другой стороны, в рамках реализации этой программы руководители министерств, ведомств и отдельных предприятий республики смогут получать информацию о характере имеющихся проблем и принимать соответствующие решения.

В дальнейшем мониторинг предприятий должен быть продолжен, поскольку он позволяет повысить информационную прозрачность предприятий, оперативно отслеживать экономическую конъюнктуру и снизить кредитные риски.

5. Недостаточно широкий спектр предоставляемых банковских
услуг

 

В настоящее время кредитными организациями республики предоставляется ограниченный перечень банковских услуг. В их числе традиционными являются расчетно-кассовое обслуживание клиентов, кредитные операции, депозитные операции, операции с иностранной валютой и ценными бумагами, которые классифицируются по группам в зависимости от сроков, категории клиентов, целевого назначения операций, валюты осуществления операций.

Но кредитные организации недостаточно активно внедряют в практику новые виды обслуживания клиентов и населения, в том числе операции по лизингу, ипотеке, различным видам срочных сделок с ценными бумагами, по использованию в расчетах пластиковых карт, консалтинговые услуги, формы комиссионного обслуживания клиентов; недостаточно развито комплексное обслуживание предприятий и населения в сельских районах; недостаточно используются возможности привлечения долгосрочных кредитных ресурсов банков, зарегистрированных за пределами республики, и банков-нерезидентов для финансирования приоритетных республиканских программ. Например, удельный вес лизинговых операций в доходных активах банковской системы на 1 января 2001 года составил лишь 0,002%.

Для более полного удовлетворения потребностей предприятий и населения в банковских услугах во всех районах и городах республики, увеличения доли денежных расчетов, проходящих через банковскую систему, предстоит расширить сеть подразделений банков на территории всей республики, что будет способствовать внедрению комплексного банковского обслуживания населения и предприятий на селе, реформированию агропромышленного комплекса республики. Расширение сети банковских учреждений в районах и городах республики предполагается в результате исполнения бизнес-планов кредитными организациями, участвующими в реализации прилагаемых мероприятий по развитию банковской системы в среднесрочной перспективе.

6. Невысокое доверие к банковской системе со стороны
клиентов банков и населения

 

В результате неоднократных финансово-экономических кризисов в переходный период сложился определенный стереотип отношения к банковской системе, проявляющийся в невысоком доверии к банковскому бизнесу. Кризис доверия к банковской системе прежде всего приводит к снижению ее ресурсной базы в результате оттока вкладов населения и сокращает сроки привлечения ресурсов. Так, по итогам 2000 года в структуре сбережений населения доля сбережений во вкладах составляет лишь около 18%, а наличных денег на руках - 63%, т.е. значительная часть доходов населения находится вне банковского оборота. Даже несмотря на то, что за 2000 год вклады населения по банковской системе республики выросли на 55% и превысили темп роста в целом по Российской Федерации (40%), отношение вкладов населения к его денежным доходам достигло по итогам года лишь 11%, что ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (12,4%). В настоящее время вклады населения в кредитных организациях республики восстановлены на 95% от их докризисного уровня, а по Российской Федерации в целом - на 68%.

Основное влияние на указанную тенденцию до сих пор оказывает отсутствие эффективной системы гарантирования сбережений населения в банках. Поэтому основным инструментом повышения доверия к банковской системе в целях привлечения сбережений населения должно являться создание системы защиты (гарантирования, страхования) вкладов.

Таким образом, существующие проблемы в развитии банковской системы, связанные с сохраняющимся тяжелым финансовым положением многих предприятий производственного сектора, а также с тенденциями развития денежно-кредитной сферы и денежно-кредитного регулирования в целом в стране, отражаются на эффективности предоставляемых банковских услуг и на деловой активности коммерческих банков на региональном рынке.

II. Цели и задачи Программы развития банковской системы
Республики Башкортостан

 

Цели Программы развития банковской системы Республики Башкортостан совпадают с основными стратегическими целями реформирования российской банковской системы и направлены на укрепление ее устойчивости; повышение эффективности деятельности банков по аккумулированию временно свободных денежных средств населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции, своевременное обеспечение экономики денежными средствами и осуществление расчетов между субъектами экономики; укрепление доверия к банковской системе со стороны инвесторов и вкладчиков.

Программа призвана осуществить поэтапный переход от экстенсивного развития банковской системы к интенсивному на базе наращивания в первую очередь капитала банков, обеспечения более эффективного участия банков в развитии реального сектора экономики.

Меры, которые предусмотрены в Программе, нацелены на:

создание условий для добросовестной банковской конкуренции;

активизацию участия банковской системы в кредитовании эффективно функционирующих субъектов экономики;

укрепление ресурсной базы банков;

развитие сети кредитных организаций;

расширение операций банков по привлечению и размещению средств;

увеличение капитала банковской системы;

снижение рисков банковской деятельности;

улучшение качества управления банками;

улучшение качества обслуживания населения и юридических лиц;

снижение издержек банковской деятельности;

привлечение иностранных инвестиций в банковский сектор республики.

Основным механизмом реализации Программы будут являться бизнес-планы кредитных организаций, предусматривающие мероприятия по наращиванию собственного капитала; по расширению их сети и спектра предоставляемых банковских услуг; по кредитованию реального сектора экономики; по комплексному обслуживанию населения и хозяйствующих субъектов во всех районах и городах республики и др. Подобные мероприятия предполагается в обязательном порядке включать в бизнес-планы кредитных организаций, имеющих государственную долю в уставном капитале.

Условием успешного реформирования банковской системы республики является проведение государством адекватной политики в данной сфере. Целью государственной политики в отношении банковской системы является обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой конкуренции.

Государственная политика в отношении банковской системы строится на сохранении и укреплении рыночных начал деятельности кредитных организаций и использовании преимущественно косвенных методов влияния на процессы, происходящие в банковской сфере.

Формами поддержки государством развития банковской системы республики при реализации Программы могут быть:

продолжение процесса реформирования предприятий и организаций, направленного на повышение их инвестиционной привлекательности и кредитоспособности, включая стимулирование и совершенствование процедуры раскрытия информации хозяйствующими субъектами о своем финансовом положении в целях повышения их информационной прозрачности для кредиторов и инвесторов;

использование действующих правовых инструментов (Залогового фонда Республики Башкортостан и др.) для гарантирования средств, вложенных в кредитные организации, увеличения объемов привлечения долгосрочных ресурсов и повышения доверия к банковской системе;

использование действующего механизма предоставления гарантий (поручительств) Кабинета Министров Республики Башкортостан для снижения рискованности операций кредитования и привлечения инвестиций в экономику республики;

уменьшение размера арендной платы для кредитных организаций, занимающих помещения государственного нежилого фонда;

субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков путем компенсации части уплаченных заемщиком процентов за пользование кредитом за счет средств государственного бюджета;

переход от финансирования отраслей экономики к кредитованию на возвратной основе через кредитные организации;

правовое обеспечение развития новых форм финансирования отраслей экономики (в первую очередь сельского хозяйства путем внедрения в хозяйственный оборот складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию);

участие государства в уставном капитале кредитных организаций. Вместе с тем в долгосрочной перспективе государственное участие в капитале кредитных организаций будет снижаться;

участие государства в реструктуризации системообразующих кредитных организаций;

поддержание равных условий для ведения банковского бизнеса всеми кредитными организациями независимо от формы собственности.

III. Краткая характеристика мероприятий Программы
развития банковской системы Республики Башкортостан

 

Мероприятия Программы сгруппированы в три раздела, каждый из которых нацелен на решение наиболее насущных проблем на каждом из этапов модернизации банковской системы республики.

1. Определение требований к оптимальной структуре банковской сети и объемам предоставляемых основных видов банковских услуг в республике. Мероприятия данного раздела направлены на разработку схемы оптимального размещения банковских учреждений для удовлетворения потребностей субъектов экономики в различных видах банковских услуг.

Исходя из этого, предусмотрены мероприятия по оценке экономического потенциала районов и городов республики; по оценке степени насыщенности банковскими учреждениями районов и городов республики; по оценке финансовых ресурсов в производственном секторе и секторе домашних хозяйств с целью определения возможностей формирования ресурсов банковских учреждений в отдельных районах и городах республики; по оценке спроса на различные виды банковских услуг и уровня конкуренции в банковском секторе; по определению необходимых объемов наращивания банковского капитала и ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий реального сектора экономики в заемных средствах.

Схема оптимального размещения банковских учреждений, построенная с учетом текущей и перспективной потребности в банковских услугах, должна быть утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан и содержать критерии для участия кредитных организаций в тендере на получение государственной поддержки. В их числе:

1) развитие территориальной сети кредитной организации, достаточной для обслуживания предприятий и населения на всей территории республики;

2) обеспечение предоставления банковских услуг для населения и хозяйствующих субъектов в регионах республики в соответствии со схемой оптимального размещения банковских учреждений;

3) обеспечение реализации кредитными организациями социально значимых программ в области развития ипотечного кредитования, потребительского кредитования, программ развития приоритетных отраслей экономики, внедрения пластиковых карт в обращение (международно сопоставимых, охватывающих всю территорию республики, способных реализовывать различные банковские проекты (зарплатные, пенсионные, расчетные и т.д.).

2. Разработка механизма реализации Программы развития банковской системы Республики Башкортостан. Мероприятия этого раздела предусматривают проведение среди кредитных организаций конкурса на участие в реализации Программы развития банковской системы Республики Башкортостан и получение государственной поддержки.

Специальным постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан предполагается определить механизм проведения данного конкурса.

Для участия в конкурсе предполагается разработка кредитными организациями бизнес-планов, которые должны содержать мероприятия по наращиванию собственного капитала; по специализации на обслуживании отдельных секторов (отраслей) экономики и соответствующему развитию филиальной сети; по расширению спектра предоставляемых банковских услуг; по кредитованию реального сектора экономики (по ипотечному кредитованию, кредитованию сельскохозяйственного производства, кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.); по комплексному обслуживанию населения и хозяйствующих субъектов во всех районах и городах республики.

3. Реализация Программы развития банковской системы Республики Башкортостан. В данном разделе предусматривается осуществление мероприятий по реструктуризации банковской системы в соответствии с Программой развития банковской системы Республики Башкортостан: оптимальное распределение сети кредитных организаций по всей территории республики, формирование трех основных групп кредитных организаций - универсальных, инвестиционных, специализированных, способных эффективно предоставлять банковские услуги на определенном сегменте рынка, и др.

Помимо этого в данном разделе предусматриваются также мероприятия, направленные на снижение кредитных рисков и развитие новых форм финансирования отраслей экономики с использованием ресурсов кредитных организаций.

Контроль за реализацией кредитными организациями бизнес-планов возлагается на отдел финансовой и налоговой политики Аппарата Кабинета Министров Республики Башкортостан.

IV. Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы
развития банковской системы Республики Башкортостан

 

Программа развития банковской системы Республики Башкортостан, разработанная в рамках среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан, должна стать очередным этапом в осуществлении перестройки банковской системы республики и ее адаптации к функционированию в условиях рыночной экономики. В результате ее осуществления должно быть сформировано ядро эффективно работающих кредитных организаций (из универсальных, инвестиционных и специализированных банков), способных без ощутимого риска для кредиторов и вкладчиков привлекать долгосрочные ресурсы субъектов экономики и осуществлять инвестиционное кредитование реального сектора экономики.

Результатом дальнейшего реформирования банковской системы должно явиться существенное повышение ее роли в экономике республики, а также ее приближение по основным макроэкономическим параметрам банковской деятельности к международным стандартам.

В результате реализации данной Программы и переориентации деятельности банков на обслуживание реального сектора экономики ожидается наращивание капитала и активов банков, что позволит достичь увеличения доли кредитов в совокупных банковских активах с 31% в 2000 году до 40-41% в 2003 году, отношения совокупного капитала банковской системы к валовому региональному продукту - с 2,6% до 5%, активов к валовому региональному продукту - с 33% до 38-39%.

 

* - Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу одобрено на заседании Совета директоров Центрального банка Российской Федерации 6 апреля 2001 года и заседании Правительства Российской Федерации 13 апреля 2001 года (Российская газета, N 79 (2691), 24 апреля 2001 года).

 

Приложение

к Программе развития банковской системы

Республики Башкортостан на период до 2003 года

 

Мероприятия по реализации Программы развития банковской
системы Республики Башкортостан на период до 2003 года

 

N
п/п
Наименование мероприятий Основные исполнители Форма
организа-
ционно-
распоряди-
тельного
документа
Сроки
испол-
нения
1. Определение требований к оптимальной структуре
банковской сети и объемам предоставляемых основных видов
банковских услуг в республике
1.1. Разработка схемы оптималь-
ного размещения банковских
учреждений для удовлетво-
рения потребностей субъек-
тов экономики Республики
Башкортостан в банковских
услугах с учетом требова-
ний антимонопольного зако-
нодательства
Отдел финансовой и
налоговой политики
Аппарата КМ РБ
Национальный банк
РБ
Министерство эконо-
мики и антимоно-
польной политики РБ
Государственный ко-
митет РБ по промыш-
ленной политике
Кредитные организа-
ции
Проект
постанов-
ления КМ
РБ
I кв.
2002 г.
1.2. Разработка проекта поста-
новления Кабинета Минист-
ров Республики Башкорто-
стан об утверждении крите-
риев конкурса на участие
кредитных организаций в
реализации Программы раз-
вития банковской системы
Республики Башкортостан на
период до 2003 года и по-
лучение государственной
поддержки, в том числе:
по достаточности террито-
риальной сети;
по объемам и условиям уве-
личения капитала, по соот-
ветствию величины собст-
венных средств масштабам
деятельности и принятым
рискам;
по привлечению средств в
уставный капитал;
по развитию комплекса пре-
доставляемых банковских
услуг;
по специализации на обслу-
живании отдельных секторов
(отраслей) экономики;
по расширению операций по
привлечению и размещению
средств, кредитованию эко-
номики, эмиссии ценных бу-
маг;
по специализации на от-
дельных видах банковских
услуг;
по расширению расчетов с
использованием пластиковых
карт
Отдел финансовой и
налоговой политики
Аппарата КМ РБ
Национальный банк
РБ
Министерство эконо-
мики и антимоно-
польной политики РБ
Проект
постанов-
ления КМ
РБ
I кв.
2002 г.
2. Разработка механизма реализации Программы развития
банковской системы Республики Башкортостан
2.1. Разработка проекта поста-
новления Кабинета Минист-
ров Республики Башкорто-
стан "Об утверждении усло-
вий и механизма проведения
среди кредитных организа-
ций конкурса на участие в
реализации Программы раз-
вития банковской системы
Республики Башкортостан и
получение государственной
поддержки"
Отдел финансовой и
налоговой политики
Аппарата КМ РБ
Национальный банк
РБ
Кредитные организа-
ции
Проект
постанов-
ления КМ
РБ
II кв.
2002 г.
2.2. Разработка кредитными ор-
ганизациями бизнес-планов
для конкурса на участие в
реализации Программы раз-
вития банковской системы
Республики Башкортостан и
получение государственной
поддержки, подготовленных
в соответствии с критерия-
ми, утвержденными Кабине-
том Министров Республики
Башкортостан, и содержащих
мероприятия по:
наращиванию собственного
капитала, в т.ч. путем ка-
питализации прибыли;
развитию филиальной сети;
специализации на обслужи-
вании отдельных секторов
(отраслей) экономики;
расширению операций по
привлечению и размещению
средств, в т.ч. путем
эмиссии ценных бумаг и
т.д.;
расширению спектра предо-
ставляемых банковских ус-
луг;
кредитованию экономики, в
т.ч. по ипотечному креди-
тованию, кредитованию
сельскохозяйственного про-
изводства, кредитованию
субъектов малого и средне-
го предпринимательства и
предприятий, производящих
экспортоориентированную
продукцию;
комплексному кредитно-фи-
нансовому обслуживанию
предприятий и населения во
всех районах и городах
республики и т.д.
Кредитные организа-
ции
Бизнес-
планы
кредитных
организа-
ций
II кв.
2002 г.
2.3. Проведение конкурса на
участие в реализации Про-
граммы развития банковской
системы Республики Башкор-
тостан и определение по
итогам конкурса очереднос-
ти и форм получения госу-
дарственной поддержки
Конкурсная комиссия Решение
конкурсной
комиссии
III кв.
2002 г.
2.4. Разработка проекта поста-
новления Кабинета Минист-
ров Республики Башкорто-
стан "Об оказании государ-
ственной поддержки кредит-
ным организациям, участву-
ющим в реализации Програм-
мы развития банковской
системы Республики Башкор-
тостан"
Отдел финансовой и
налоговой политики
Аппарата КМ РБ
Министерство финан-
сов РБ
Национальный банк
РБ
Министерство эконо-
мики и антимоно-
польной политики РБ
Проект
постанов-
ления КМ
РБ
III кв.
2002 г.
3. Реализация Программы развития банковской системы
Республики Башкортостан
3.1. Выполнение бизнес-планов
кредитными организациями,
участвующими в реализации
Программы развития банков-
ской системы Республики
Башкортостан
Кредитные организа-
ции
  2002-
2003
гг.
3.2. Разработка мер по оказанию
государственной поддержки
кредитным организациям,
участвующим в реализации
Программы развития банков-
ской системы Республики
Башкортостан
Отдел финансовой и
налоговой политики
Аппарата КМ РБ
Министерство финан-
сов РБ
Министерство эконо-
мики и антимоно-
польной политики РБ
Государственный ко-
митет РБ по управ-
лению государствен-
ной собственностью
Закон РБ о
республи-
канском
бюджете
Республики
Башкорто-
стан на
соответст-
вующий
год,
проект
постанов-
ления КМ
РБ
в тече-
ние
срока
дейст-
вия
Про-
граммы
3.3. Разработка мер по оказанию
государственной поддержки
системообразующим кредит-
ным организациям при реа-
лизации мероприятий по их
оздоровлению и реструкту-
ризации в целях обеспече-
ния необходимого комплекса
банковских услуг хозяйст-
вующим субъектам республи-
ки
Отдел финансовой и
налоговой политики
Аппарата КМ РБ
Министерство финан-
сов РБ
Министерство эконо-
мики и антимоно-
польной политики РБ
Государственный ко-
митет РБ по управ-
лению государствен-
ной собственностью
Проект
постанов-
ления КМ
РБ
в тече-
ние
срока
дейст-
вия
Про-
граммы
3.4. Осуществление Национальным
банком Республики Башкор-
тостан мониторинга пред-
приятий в целях повышения
информационной прозрачнос-
ти предприятий и снижения
кредитных рисков
Национальный банк
РБ
Кредитные организа-
ции
Соглашение
о сотруд-
ничестве
по реали-
зации про-
граммы
"Монито-
ринг пред-
приятий"
в тече-
ние
срока
дейст-
вия
Про-
граммы
3.5. Внедрение в хозяйственный
оборот складских свиде-
тельств на сельскохозяйст-
венную продукцию в целях
развития новых форм финан-
сирования отраслей эконо-
мики и снижения кредитных
рисков
Министерство сель-
ского хозяйства и
продовольствия РБ
Министерство эконо-
мики и антимоно-
польной политики РБ
Национальный банк
РБ
Проект
постанов-
ления КМ
РБ
IV кв.
2002 г.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 сентября 2001 г. N 247 "Об утверждении Программы развития банковской системы Республики Башкортостан на период до 2003 года"

 

Текст постановления (без программы) опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", 17 (137), ноябрь-декабрь 2001 г., ст. 1324