2. Управлениям экономики, народного образования, здравоохранения, социальной политики, культуры, по делам молодежи, комитету по физкультуре и спорту администрации г. Уфы обеспечить выполнение мероприятий по городской программе "Образование и здоровье" на 2001-2005 гг.
3. Финансовому управлению администрации г. Уфы обеспечить финансирование мероприятий программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2001-2005 гг.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по гуманитарным вопросам.
Председатель Уфимского городского Совета |
Р.С.Нугуманов |
Приложение
к решению Уфимского
городского Совета
Республики Башкортостан
от 24 октября 2001 г.
Городская программа
"Образование и здоровье"
Уфа-2001
Содержание
Паспорт
городской программы "Образование и здоровье"
Наименование Про- граммы |
Городская программа "Образование и здоровье" на 2001-2005 гг. |
Дата и номер при- нятия решения о Программе |
Решение сессии XIII созыва Уфимского городского Со- вета N ____ от ______________. |
Заказчик Программы | Администрация г. Уфы. |
Основной разработ- чик Программы |
Управление народного образования администрации г. Уфы, Управление здравоохранения администрации г. Уфы. |
Цель и задачи Про- граммы |
Создание для детей и подростков здоровой среды в образовательных учреждениях. |
Сроки реализации Программы |
2001-2005 гг. |
Основные исполни- тели Программы |
Управление народного образования администрации г. Уфы, Управление здравоохранения администрации г. Уфы, Управление по социальной политике администрации г. Уфы, Комитет по физической культуре и спорту администра- ции г. Уфы, Управление по делам молодежи администрации г. Уфы, Государственное учреждение центр санэпиднадзора в г. Уфе, Образовательные учреждения. |
Объем и источники финансирования |
Общий объем необходимых финансовых средств для реализации Программы в (тыс.руб.): 2001 г. - 10570,0, 2002 г. - 10570,0, 2003 г. - 10570,0, 2004 г. - 10570,0, 2005 г. - 10570,0. |
Ожидаемые конечные результаты реали- зации Программы |
Укрепление и сохранение здоровья детей и подрост- ков, профилактика заболеваний. |
Контроль за испол- нением Программы |
Постоянная комиссия по гуманитарным вопросам Уфим- ского городского Совета. |
I. Состояние вопроса и обоснование необходимости
Программы
Перспективы социального и экономического развития города, обеспечения оптимального уровня жизни, развития науки и культуры достигаются на основе сохранения и поддержания здоровья населения, в том числе подрастающего поколения.
По отчетным данным Министерства здравоохранения РБ и управления здравоохранения администрации города, на начало 2001 года были здоровы 19657 школьников (14%), более 70 тыс. (50%) имели функциональные отклонения, 49 тыс. (35%) - хронические заболевания.
Было установлено, что за период обучения в школе в 5 раз возрастает частота нарушений функций органов зрения, в 5 раз - нарушений осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств, в 3 раза - патология органов пищеварения.
По оценке специалистов, при непринятии срочных мер в 2001 году будут здоровыми менее 4% выпускников образовательных учреждений города.
Результаты профилактических медицинских осмотров детей свидетельствуют о том, что при поступлении в 1-й класс только у 19% детей отмечается первая группа здоровья, количество детей, имеющих хроническую патологию, составляет 25%.
По данным исследований, проведенных кафедрой детских болезней БГМУ, у школьников г. Уфы нарушение осанки и плоскостопие встречается у 39% мальчиков и 31% девочек.
Отмечается тенденция снижения уровня физического развития школьников. Из числа учащихся образовательных учреждений г. Уфы, занимающихся физической культурой, к специальной медицинской группе отнесены 6072 ученика (5%), к подготовительной группе - 15% учащихся. Значительная часть учащихся, отнесенных к основной группе по физической культуре, не справляется с нормативами комплекса ГТО. Все большее число выпускников - юношей не пригодны к службе в ВС.
Одной из многих причин складывающейся ситуации является отсутствие спортивного инвентаря и оборудования или его несоответствие современным требованиям.
Особого внимания требует организация полноценного школьного питания. В 2000-2001 учебном году организованным питанием было охвачено 60% школьников.
По статистическим данным среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды.
Необходима целенаправленная политика по охране здоровья детства, профилактике заболеваний в период обучения в образовательных учреждениях, по формированию у детей и подростков активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья, по образованию педагогов и родителей в области здоровья.
II. Цели, задачи и основные направления реализации
Программы
Основными целями Программы являются:
- снижение уровня заболеваемости, профилактика заболеваний детей и учащихся в период обучения в образовательном учреждении;
- организация межведомственного взаимодействия учреждений образования, здравоохранения и других служб по охране здоровья детей и подростков;
- широкое образование и просвещение населения по вопросам охраны здоровья детей и подростков.
Для достижения целей Программы предполагается решение следующих задач:
- Мониторинг состояния здоровья детей в условиях образовательного учреждения.
- Создание ситуации заинтересованности детей дошкольного и школьного возраста в сохранении собственного здоровья.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Разработка и внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
- Адресная помощь детям, нуждающимся в реабилитации в период посещения образовательного учреждения.
- Организация полноценного школьного питания.
- Создание оптимальных условий для гармоничного физического развития учащихся.
Для реализации Программы "Образование и здоровье" необходимо выполнение подпрограмм: "Мониторинг", "Просвещение", "Здоровьесберегающие технологии", "Реабилитация детей дошкольного и школьного возраста", "Оздоровление образовательной среды".
Каждая подпрограмма предусматривает решение задач на муниципальном, районном и школьном уровнях.
Подпрограмма "Мониторинг" предполагает отслеживание и анализ влияния учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков, изучение информированности населения о состоянии здоровья детей и подростков города.
Подпрограмма "Просвещение" предполагает разработку программ по здоровьесбережению для детей, родителей и педагогов.
Подпрограмма "Здоровьесберегающие технологии" предполагает внедрение экспериментальных здоровьесберегающих технологий и методик в учебный процесс.
Подпрограмма "Реабилитация детей дошкольного и школьного возраста" предполагает использование ресурсов функционирующих учреждений различного типа и создание в образовательных учреждениях специальных структур для обеспечения реабилитации здоровья детей в период обучения в образовательном учреждении.
Подпрограмма "Оздоровление образовательной среды" охватывает круг вопросов, решение которых позволит создать условия для сохранения здоровья детей и подростков в образовательном учреждении.
III. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- обеспечить поддержку образовательных учреждений в решении проблем охраны здоровья детей и подростков;
- снизить уровень заболеваемости среди и детей и подростков в городе;
- создать единую городскую систему по обеспечению здоровьесбережения детей и подростков;
IV. Сроки реализации Программы
Программа реализуется поэтапно в 2001-2005 годы.
На первом этапе (2001-2003 гг.) предусматривается:
- материально-техническое оснащение и переоснащение учреждений народного образования;
- открытие в образовательных учреждениях оздоровительных центров, специализированных кабинетов, спортивных, тренажерных залов;
- создание системы переподготовки кадров для работы в образовательных учреждениях по здоровьесбережению учащихся.
На втором этапе (2003-2005 гг.) предусматривается:
- внедрение в работу образовательных учреждений прошедших экспертизу и апробацию на экспериментальных площадках новых технологий;
- создание в образовательных учреждениях системы профилактической реабилитационной работы с детьми и подростками.
V. Мероприятия по реализации Программы
N | Мероприятия | Сроки реализации |
Исполнитель |
5.1. | Разработка и утверждение городской программы "Образование и здоровье" |
2001 г. | Городской Совет депутатов, ГУНО |
5.2. | Материально-техническое оснащение и переоснащение ОУ на основании САНПиНов |
2001-2005 гг. |
Образовательные учреждения |
5.3. | Создание нормативно-правовой, ин- структивно-методической базы по проблемам охраны здоровья детей и подростков |
2001-2005 гг. |
ГУНО, ГУЗ, управление по со- циальной политике, управление по де- лам молодежи, комитет по физ- культуре и спорту, БГМУ, БГПУ |
Подпрограмма "Мониторинг" | |||
5.4. | Разработка и утверждение комплекса мероприятий по результатам углуб- ленного медосмотра и диспансериза- ции детей и подростков в ОУ |
2001 г., далее - ежегодно |
ГУЗ, ГУНО, детские поликлини- ки, ОУ |
5.5. | Анализ влияния на состояние здо- ровья детей и подростков новых пе- дагогических технологий, внедряе- мых в образовательную среду |
Ежегодно | ГУНО, ГУЗ, |
5.6. | Организация комплексной оценки ус- ловий обучения и воспитания детей и подростков (Приложение 1) |
2001-2002 гг. |
ГУНО, ГУЗ, ГУЦСЭН |
5.7. | Создание городского и районных банков данных о состоянии здо- ровья, условий обучения и воспита- ния учащихся |
2001 г. | ГУНО, ГУЗ, РУНО, детские поликлини- ки, ОУ |
5.8. | Разработка мероприятий по приведе- нию учебно-воспитательного процес- са в соответствие с целями и зада- чами Программы (Приложение 2) |
Ежегодно | ГУНО, РУНО, ОУ |
5.9. | Организация педагогического сопро- вождения "Медицинской карты здо- ровья учащегося" в образовательных учреждениях |
2001 г. | ГУНО, ГУЗ, ОУ, детские поликлини- ки |
Подпрограмма "Просвещение" | |||
5.10. | Разработка и внедрение в образова- тельный процесс программ по здо- ровьесбережению учащихся |
Ежегодно | ГУНО, ГУЗ |
5.11. | Создание экспертного совета по оценке программ |
2001 г. | ГУНО, ГУЗ |
5.12. | Распространение опыта городских ОУ, республиканского и международ- ного опыта по созданию здоровой образовательной среды |
2001-2005 гг. |
ГУНО, РУНО, ОУ |
5.13. | Организация курсов, семинаров, на- учно-практических конференций |
2001-2005 гг. |
ГУНО, ГУЗ |
Подпрограмма "Здоровьесберегающие технологии" | |||
5.14. | Создание сети городских экспери- ментальных площадок по внедрению здоровьесберегающих технологий |
2001-2005 гг. |
ГУНО, ГУЗ |
5.15. | Обеспечение и сопровождение дея- тельности городских эксперимен- тальных площадок |
2001-2005 гг. |
ГУНО, ГУЗ |
5.16. | Подготовка специалистов по исполь- зованию технологий и укомплектова- ние экспериментальных площадок штатами |
2001-2005 гг. |
ГУНО |
5.17. | Аттестация ОУ по итогам внедрения в образовательный процесс экспери- ментальных технологий |
2004 г. | ГУНО, ГУЗ |
Подпрограмма "Реабилитация детей дошкольного и школьного возраста" |
|||
5.18. | Открытие при ОУ оздоровительных центров, логопедических, стомато- логических, физиотерапевтических кабинетов, кабинетов психологичес- кой помощи и их оснащение. Открытие тренажерных залов ритми- ки. |
2001-2005 гг. |
ГУНО, ГУЗ, ОУ, детские поликлини- ки |
5.19. | Организация реабилитации детей, нуждающихся в оздоровлении в усло- виях образовательного учреждения |
2001-2005 гг. |
ГУНО, ГУЗ, ОУ, детские поликлини- ки |
5.20. | Организация в ОУ оздоровительной работы с детьми, отнесенными ко второй и третьей группе здоровья |
Ежегодно | ГУНО, РУНО, ГУЗ, ОУ |
5.21. | Обеспечение функционирования клас- сов выравнивания, классов компен- сирующего обучения, обучения на дому в соответствии с нормативными требованиями |
Ежегодно | ГУНО, ОУ |
Подпрограмма "Оздоровление образовательной среды" | |||
5.22. | Приведение учебных помещений ОУ, учебно-методического обеспечения в соответствие с нормативными требо- ваниями |
2001-2002 гг. |
ГУНО, ГУЦСЭН, ОУ |
5.23. | Организация смотров-конкурсов ме- дицинских кабинетов, учебных каби- нетов, спортивных залов, спортив- ных площадок, школьных столовых и т.д. |
2001-2005 гг. |
ГУНО, ГУЗ, ГУЦСЭН, комитет по физ- культуре и спорту |
5.24. | Разработка комплексного плана ме- дико-педагогических мероприятий по охране здоровья и улучшению среды обитания детей и подростков в ОУ |
Ежегодно | ГУНО, ГУЗ, ГУЦСЭН, комитет по физ- культуре и спорту |
5.25. | Обеспечение максимального охвата школьным питанием детей и учащих- ся. Внедрение диетпитания, витаминиза- ции |
2001-2005 гг. |
ГУНО, ОУ |
5.26. | Повышение качества школьного пита- ния за счет расширения ассортимен- та продуктов, форм обслуживания |
2001-2005 гг. |
ГУНО, ОУ |
5.27. | Обеспечение организованным питани- ем детей, нуждающихся в адресной социальной помощи |
2001-2005 гг. |
ГУНО, управление по со- циальной политике, ОУ |
5.28. | Осуществление компенсационных вы- плат для организации школьного пи- тания |
2001-2005 гг. |
ГУНО, управление по со- циальной политике |
5.29. | Обеспечение функционирования в ОУ спортивных залов и спортплощадок, спортивных кружков и секций, осна- щение их спорт. инвентарем и обо- рудованием |
2001-2005 гг. |
ГУНО, РУНО, ОУ, комитет по физ- культуре и спорту |
5.30. | Обеспечение соблюдения законода- тельства по охране здоровья уча- щихся и педагогических работников |
2001-2005 гг. |
ГУНО, ГУЗ, ОУ |
VI. Финансовое обеспечение Программы
Смета целевых расходов по годам и мероприятиям
тыс. рублей
N | Мероприятия | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
п. 5.2 | Материально-техническое оснащение и переоснаще- ние ОУ в соответствии с САНПиНами |
5920,0 | 5920,0 | 5920,0 | 5920,0 | 5920,0 |
п. 5.13 | Организация и проведе- ние курсов, научно- практических конферен- ций |
10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
п. 5.18 | Открытие оздоровитель- ных центров, логопеди- ческих, физиотерапевти- ческих кабинетов в ОУ |
1480,0 | 1480,0 | 1480,0 | 1480,0 | 1480,0 |
п. 5.29 | Обеспечение функциони- рования спортзалов, ос- нащение спортинвентарем и оборудованием |
3160,0 | 3160,0 | 3160,0 | 3160,0 | 3160,0 |
Итого: | 10570,0 | 10570,0 | 10570,0 | 10570,0 | 10570,0 |
Объемы финансирования Программы на 2002-2005 гг. за счет средств городского и районных бюджетов будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов городского и районных бюджетов на соответствующий год.
VII. Контроль за исполнением Программы
К реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти города и районов г. Уфы, различные организации, службы и ведомства. Контроль за исполнением Программы осуществляет постоянная комиссия по гуманитарным вопросам Уфимского городского Совета.
Приложение 1
Критерии комплексной оценки условий воспитания и обучения
детей и подростков
1. Санитарная ситуация территории ОУ.
2. Набор, площади и оборудование помещений.
3. Внутренние системы водоснабжения, канализации и санитарное оборудование помещений зданий ОУ.
4. Световой режим.
5. Воздушно-тепловой режим.
6. Режим и организация учебно-воспитательного процесса.
7. Условия и организация физического воспитания.
8. Условия и организация питания.
9. Санитарно-противоэпидемический режим.
10. Организация медицинского обеспечения.
Приложение 2
Требования к режиму и организации учебно-воспитательного
процесса
1. Соответствие учебных программ, технологий, учебных планов, дневной и недельной нагрузки гигиеническим рекомендациям.
2. Длительность пребывания детей в ОУ.
3. Учет особенностей учебно-воспитательного процесса в ОУ.
4. Правильность составления расписания в течение дня и недели.
5. Продолжительность одного занятия.
6. Продолжительность и кратность занятий с использованием компьютера и других технических средств обучения.
7. Продолжительность перерывов между занятиями, условия и характер их организации.
8. Организация физкультурных пауз, уроков здоровья.
9. Длительность и содержание прогулок в ОУ.
10. Организация дополнительных и факультативных занятий.
11. Трудовое воспитание и обучение.
12. Кратность и продолжительность каникул.
13. Организация щадящего режима для детей с отклонениями в состоянии здоровья.
14. Профилактика травматизма.
15. Использование всех форм физического воспитания.
16. Секционная работа в школе, наличие дополнительных и нетрадиционных средств физического воспитания.
17. Организация закаливания.
18. Соответствие режима питания гигиеническим рекомендациям.
19. Медицинский контроль над питанием детей в ОУ.
Приложение 3
Образовательные технологии в системе образования города
1. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили.
2. Игровые технологии.
3. Проблемное обучение.
4. Технология коммуникативного обучения.
5. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
6. Технология Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
7. Технология уровневой дифференциации.
8. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей.
9. Технология индивидуализации обучения.
10. Технология программированного обучения.
11. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
12. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ.
13. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий.
14. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте.
15. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе.
16. Вальдорфская педагогика.
17. Технология мастерских.
18. Технология саморазвития (М.Монтессори).
19. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
20. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
21. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
22. Личностно-ориентированное развивающее обучение.
23. Технология саморазвивающего обучения.
24. Педагогические технологии авторских школ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение XIX сессии XXIII созыва Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 24 октября 2001 г. "О городской программе "Образование и здоровье" на 2001-2005 гг."
Текст решения официально опубликован не был