город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя И.А.Адигамова, судей Л.Ш.Гумеровой, Е.Л.Слепнева, А.Г.Хабибулина,
с участием гражданина Ф.С.Галиахметова, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд Республики Башкортостан, постоянного представителя Государственного Собрания Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Н.Ф.Зиганшина, а также приглашенных на заседание Полномочного Представителя Президента Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Ф.Р.Муратшина, Полномочного представителя Кабинета Министров Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Л.И.Рахматуллиной, Министра юстиции Республики Башкортостан В.И.Спеле, Председателя Арбитражного суда Республики Башкортостан Ф.М.Сафина, Начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Р.Х.Кильмякова, первого заместителя Прокурора Республики Башкортостан Ф.Г.Байкова, главного советника Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С.А.Юлчурина, помощника Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека В.А.Ефименко,
руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 123 Конституции Республики Башкортостан, пунктом 2 статьи 3, статьями 37, 74, 103, 104 и 106 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
рассмотрел в открытом заседании дело о конституционности части пятой статьи 37, части первой статьи 55, части первой статьи 56 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Ф.С.Галиахметова на нарушение конституционных избирательных прав граждан Республики Башкортостан нормами Кодекса Республики Башкортостан о выборах, устанавливающими требование собственноручного внесения в подписной лист данных избирателем и предусматривающими обязательный порядок создания кандидатами собственных избирательных фондов для финансирования избирательной кампании.
Заслушав сообщение судьи - докладчика А.Г.Хабибулина, объяснения представителей сторон, заключение эксперта - кандидата философских наук Н.Ф.Алтыновой, выступления приглашенных в заседание,
исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. Часть пятая статьи 37 Кодекса Республики Башкортостан о выборах предусматривает, что избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи (с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа), и кандидатом.
Часть первая статьи 55 и часть первая статьи 56 Кодекса Республики Башкортостан о выборах предусматривают обязательный порядок создания кандидатами собственных избирательных фондов для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку данных кандидатов.
2. Регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "в"), а их обеспечение и защита, в том числе и избирательных прав, - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б"). Данное положение закреплено и в Конституции Республики Башкортостан (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4). Одним из способов такой охраны прав и свобод является законодательное закрепление возможности их реализации в Федеральном законе от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме, а также права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также в органы местного самоуправления (часть первая статьи 1), имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (часть вторая статьи 1).
3. Статьи 105 и 107 Конституции Республики Башкортостан закрепляют принцип равного избирательного права.
В соответствии со статьей 38 Конституции Республики Башкортостан граждане Республики Башкортостан имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть первая), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть вторая). Закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, Конституция Республики Башкортостан непосредственно не определяет порядок его реализации. Как следует из ее статьи 38 (части первая, вторая и третья), регулирование избирательного права и определение тем самым его конкретного содержания, в частности, установление порядка выборов - компетенция законодателя. Однако, осуществляя такое регулирование, законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных принципов и норм, в том числе относящихся к условиям и пределам допустимых ограничений прав и свобод граждан.
Именно свободные выборы и референдум, согласно части третьей статьи 3 Конституции Республики Башкортостан, являются высшим и непосредственным выражением власти народа. Из названных положений во взаимосвязи со статьей 22 Конституции Республики Башкортостан, гарантирующей равенство всех перед законом и судом, а также равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, вытекает, что конституционное право граждан Республики Башкортостан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления должно осуществляться на основе равного избирательного права.
Этот вывод корреспондирует положениям Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, устанавливающей, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, и воля народа должна находить свое выражение на периодических и нефальсифицированных выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права (пункты 1 и 3 статьи 21), а также Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (пункт "b" статьи 25).
4. Законодательство Республики Башкортостан, регламентирующее вопросы выдвижения и регистрации кандидатов, определяет, что регистрация должна производиться на основе представленных кандидатом документов. Их перечень установлен Кодексом Республики Башкортостан о выборах. Одним из условий регистрации кандидата является предоставление необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.
Часть пятая статьи 37 Кодекса Республики Башкортостан о выборах определяет, что избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи.
Кодекс Республики Башкортостан о выборах установил прямую обязанность проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах (статья 38). При этом недостоверными считаются подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на день выборов, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел либо органа местного самоуправления, удостоверяющей этот факт; подписи избирателей без указания всех необходимых данных (сведений); подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе. Подпись признается подложной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя признать подпись в подписном листе собственной. Указанный протокол заверяется подписями не менее чем трех членов избирательной комиссии.
5. Устанавливаемые законодателем правила порядка сбора подписей и проверки достоверности подписей в подписных листах не должны искажать существо этого права, создавать необоснованные препятствия для его реализации, нарушать принцип равного избирательного права. Принцип равного избирательного права на данной стадии избирательного процесса предполагает юридическое равенство, равный правовой статус избирателей того избирательного округа, где выдвинут кандидат. Однако правовые последствия, предусмотренные оспариваемыми положениями, нарушают этот принцип, поскольку невозможность собственноручного внесения избирателем данных в подписной лист влечет за собой признание этих подписей недостоверными.
6. Кодекс Республики Башкортостан о выборах был принят Государственным Собранием Республики Башкортостан 1 сентября 1997 года, и порядок заполнения избирателем подписных листов был урегулирован в нем в соответствии с федеральным законодательством, в частности, действовавшим на тот момент Федеральным законом от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
Федеральный закон от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакциях от 30 марта 1999 года и от 10 июля 2001 года) в пункте 8 статьи 31 определяет, что избиратель, участник референдума ставит подпись в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подписи. Не исключая возможности собственноручного внесения избирателем данных в подписной лист, федеральный закон допускает, что данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, списка кандидатов, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Это нашло свое дальнейшее отражение в федеральных законах "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 года (часть четвертая статьи 44), "О выборах Президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 года (часть девятая статьи 36). Правовой акт субъекта Российской Федерации, в частности, Республики Башкортостан, регулирующий вопросы осуществления избирательных прав граждан, не должен противоречить Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". С принятием новой редакции Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (редакция от 30 марта 1999 года) Республика Башкортостан должна привести свою законодательную базу в соответствие с ним (статья 76, части 2 и 5 Конституции Российской Федерации). В Кодексе Республики Башкортостан о выборах должна быть предусмотрена возможность внесения данных избирателя в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов в случаях невозможности собственноручного внесения избирателем данных в подписной лист. Между тем, необходимые изменения в Кодекс Республики Башкортостан о выборах до настоящего времени внесены не были.
7. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан заявитель оспаривает конституционность положений части первой статьи 55 и части первой статьи 56 Кодекса Республики Башкортостан о выборах. По мнению заявителя, указанные положения Кодекса Республики Башкортостан о выборах нарушают принцип равенства прав и свобод человека и гражданина, в частности, ставя осуществление гражданином пассивного избирательного права в зависимость от его финансовой состоятельности, что противоречит положениям статьи 22 Конституции Республики Башкортостан.
Федеральный закон от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 10 июля 2001 года) устанавливает обязанность кандидатов создавать собственные избирательные фонды для финансирования собственной избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку данных кандидатов (статья 47).
Как следует из положений части первой статьи 55 и части первой статьи 56 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, при осуществлении гражданином своего пассивного избирательного права обязательным условием его реализации является создание кандидатами собственных избирательных фондов для финансирования избирательной кампании. Данные нормы не вводят новых условий порядка формирования избирательного фонда, не предусмотренных федеральным законом. Следовательно, условие обязательного создания кандидатами собственных избирательных фондов установлено Кодексом Республики Башкортостан о выборах походя из регламентации данной процедуры Федеральным законом от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Тем самым положения части первой статьи 55 и части первой статьи 56 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, оспариваемые в жалобе заявителем, не могут быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан, так как условия и порядок формирования кандидатами собственных избирательных фондов установлены федеральным законодателем и, таким образом, рассмотрение данных вопросов выходит за рамки подведомственности Конституционного Суда Республики Башкортостан. Для рассмотрения данного вопроса по существу заявитель может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах производство по делу в части, касающейся проверки конституционности положений части первой статьи 55 и части первой статьи 56 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 44 и пунктом "а" части первой статьи 104 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 72, статьями 73, 74, 75, 79 и 107 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Признать часть пятую статьи 37 Кодекса Республики Башкортостан о выборах в части, устанавливающей требование собственноручного внесения в подписной лист данных избирателем, за исключением подписи, не соответствующей статьям 22, 23 (часть третья) и 38 (часть вторая) Конституции Республики Башкортостан.
2. Прекратить производство по делу в части, касающейся проверки конституционности части первой статьи 55 и части первой статьи 56 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.
3. Согласно частям 1 и 2 статьи 79 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. На основании статьи 78 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан" и в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан".
Конституционный Суд Республики Башкортостан
N 18-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 5 февраля 2002 г. N 18-П "По делу о конституционности части пятой статьи 37, части первой статьи 55, части первой статьи 56 Кодекса Республики Башкортостан о выборах в связи с жалобой гражданина Галиахметова Фазлиахмета Садретдиновича"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 34 (25014) от 19 февраля 2002 г.; в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 6 (144), апрель 2002 г., ст. 402