Главное в нашей государственной политике сегодня - сочетание сильной исполнительной вертикали государственной власти с продуманным и последовательным развитием демократических институтов гражданского общества.
Сохранение управляемости в экономике, механизмов регулирования сложных общественных процессов позволяет целенаправленно привлекать инвестиции, обновлять производственные фонды и социальную инфраструктуру, вырабатывать и осуществлять последовательные меры по обеспечению благоприятных условий для труда и быта людей, более высокого уровня социальной и культурно-духовной жизни.
Страна постепенно становится на путь стабилизации политического, социально-экономического и духовного развития. Достигнута определенная консолидация общества и власти. Возрастает международный авторитет России.
С нынешним руководством Российской Федерации мы связываем надежды на дальнейшее ее развитие как демократического федеративного правового государства, в котором воплотится в жизнь принцип: сильные регионы - сильное государство. Основной фактор преодоления кризисных явлений и сохранения стабильности, залог продолжения преобразований - ответственное и разумное разделение компетенции между всеми уровнями власти, являющееся, как отметил в своем Послании Президент Российской Федерации В.В.Путин, ключевой задачей.
Мы все помним: именно благодаря совместным усилиям центра и регионов в непростых условиях удалось не только сохранить единое российское государство, но и заложить основу новой федерации на принципах народовластия и должной степени самостоятельности ее субъектов, закрепить баланс экономических и политических интересов регионов и страны в целом. Без преувеличения можно сказать, что федерализм в его нынешнем состоянии буквально выстрадан всеми народами России.
Современный статус республики основан на правовых актах Российской Федерации и Республики Башкортостан. Однако отсутствие исторического опыта согласования законодательства, пробелы и противоречия в правовом поле осложняют работу региональных и федеральных органов государственной власти, затрудняют активную деятельность в экономической и других сферах общественной жизни. Поэтому мы последовательно содействуем укреплению единого правового пространства страны. В Конституции Российской Федерации, по существу, заложены два принципа построения федерации - конституционный и конституционно-договорный, что предусмотрено третьим пунктом статьи 11. Однако в согласительной работе пока принимается в расчет лишь первый принцип. Надеемся, что федеральный законодатель здесь также проявит готовность прислушаться к голосу региональных органов государственной власти, которые накопили немалый законотворческий опыт.
Согласование федерального и регионального законодательства - важнейший фундамент формирования демократического государства. Это постоянный процесс, требующий кропотливой работы как в центре, так и на местах, поскольку законодательство Российской Федерации представляет целостную систему, включающую и правовые акты ее субъектов. Исходя из этого, мы внесли изменения в Конституцию Республики Башкортостан.
На новой конституционной основе были отменены или усовершенствованы более ста законов. При этом сохранены принципиальные правовые положения, вытекающие из конституционно-договорного статуса Башкортостана в составе Российской Федерации. Как справедливо подчеркнул в своем Послании В.В.Путин, договорная практика в нашей федерации - явление конституционное и легитимное.
На нынешнем этапе федеративная реформа связана, прежде всего, с укреплением вертикали исполнительной власти. С этой целью были созданы федеральные округа, введен институт полномочных представителей Президента Российской Федерации. Наша республика стала одним из инициаторов налаживания конструктивного диалога с новыми федеральными органами. Установились рабочие отношения с полномочным представителем Президента в Приволжском федеральном округе. Сегодня важно четко уяснить функции новых органов власти и, соответственно, роль региональных властных структур, не допустить нарушения баланса, достигнутого между федеральным центром и регионами. Укрепление вертикали власти мы рассматриваем как средство обеспечения эффективной работы федеральных органов, а не как инструмент вмешательства в компетенцию регионов.
В соответствии с Конституцией России и Конституцией республики, вне предметов ведения и полномочий Российской Федерации, а также сферы совместного ведения, Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти. Это выражается в самостоятельном формировании органов государственной власти республики, решении важнейших вопросов жизнеобеспечения ее многонационального народа. В результате созданы и функционируют действенные институты государственной власти, постепенно формируется система местного самоуправления.
Речь идет, по сути, не только о развитии демократических институтов и ценностей, призванных стать основой политической культуры общества, но и укреплении навыков работы в условиях сильной государственной власти.
В непростых условиях переходного периода мы смогли обеспечить правовое регулирование обновляющейся общественной жизни. Эффективная работа высшего представительного и законодательного органа Башкортостана - Государственного Собрания - Курултая, выражающего интересы всех социальных слоев населения, позволила реализовать основной принцип демократии - участие народа в решении важнейших вопросов общественного развития.
Заслугой нашего парламента, его депутатов является и то, что при строгом обеспечении конституционного принципа разделения государственной власти удалось добиться эффективного и конструктивного взаимодействия и сотрудничества всех ее ветвей, что позволяет последовательно проводить курс на всесторонний прогресс Башкортостана.
В арсенале Государственного Собрания имеются все необходимые политико-правовые механизмы для дальнейшего укрепления государственности Республики Башкортостан. Проявляя законодательную инициативу, оно должно также активнее участвовать в федеральном законотворческом процессе.
Ныне особое значение в депутатской работе приобретает не только эффективная законотворческая, но и более активная представительская деятельность, выражение интересов районов и городов, избирателей, всего народа Башкортостана.
Особая роль в организации государственного управления, основанного на новых принципах, принадлежит Кабинету Министров Республики Башкортостан. Сегодня он имеет значительные полномочия и ресурсы для проведения эффективной экономической политики, развития производственного потенциала, решения социальных проблем. В целом Правительство справляется со своими обязанностями, но жизнь ставит перед ним качественно иные задачи.
В современных условиях Кабинет Министров становится основным центром прогнозирования и планирования, разработки программно-целевых подходов к организации хозяйственной жизни. Он призван быть главным проводником рыночных реформ, государственной политики в социально-гуманитарных областях.
В обеспечении эффективного функционирования государственной власти важное место занимают ее местные органы.
Местные органы государственной власти разрабатывают собственные программы по основным направлениям развития районов и городов. В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан принят Закон "О местных органах государственной власти в районах и городах Республики Башкортостан". С вступлением в силу этого закона обеспечена надежная правовая основа для решения важнейших задач на местном уровне. В дальнейшем предстоит повысить эффективность их деятельности, улучшить взаимодействие с другими органами государственной власти и муниципальными образованиями.
Вопросы развития системы местного самоуправления постоянно находятся в центре внимания руководства республики. В ходе ее формирования следует шире использовать возможность делегирования полномочий органов государственной власти муниципалитетам, с передачей им необходимых материальных и финансовых ресурсов. В этих целях необходимо дальнейшее развитие законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях, на что обращено особое внимание в Послании Президента Российской Федерации.
Одним из необходимых условий устойчивого развития республики является формирование гражданского общества, позволяющего оптимально сочетать интересы граждан и государства. Важнейшим его институтом являются политические партии. Процесс их становления протекает трудно и противоречиво, они еще не в полном объеме выполняют свои прямые социальные и политические функции.
Сейчас создаются общефедеральные, организационно развитые партийные структуры, способные вести эффективный диалог между властью и обществом. В связи с этим встает задача поддержки позитивных процессов партийного строительства, отстаивания интересов республики в политической жизни страны.
Важное место в решении экономических, духовных и культурных проблем, выражении интересов различных социальных и профессиональных групп занимают некоммерческие организации. Органы государственной власти призваны всемерно содействовать повышению их роли в общественном развитии.
В Башкортостане функционируют более 400 различных общественных объединений, которые все более активно участвуют в решении проблем воспитания, оказания социальной помощи, сохранения национальных традиций и культуры. Необходимо на всех уровнях власти совершенствовать систему взаимодействия с ними, шире привлекать их к решению насущных проблем населения.
Важное значение в развитии общества играют средства массовой информации. Ныне в Башкортостане насчитывается свыше 500 печатных и электронных средств информации, в том числе государственных, ведомственных и частных. Они ведут большую работу по формированию общественного мнения, способствуют прозрачности деятельности властных структур.
Актуальной задачей для прессы и сегодня остается объективное освещение всех сторон социально-экономической и политической жизни. Новые возможности в этом направлении открывает развитие спутникового и кабельного телевидения в республике.
Прошедший год продемонстрировал действенность проводимой в республике национально-культурной политики. Возросло число школ с преподаванием на родных языках, регулярно проводятся национальные праздники, фестивали и конкурсы. Опыт решения проблем национально-культурного развития в республике высоко оценил во время своего визита в Башкортостан Президент Российской Федерации В.В.Путин.
В июне текущего года на втором Всемирном курултае башкир предстоит обсудить не только задачи дальнейшего развития башкирского народа, но и языков и культур всех народов Башкортостана, укрепления межнационального согласия.
В духовной жизни общества велика роль религиозных организаций. В республике мирно сосуществуют мусульманская, христианская и другие конфессии. Межконфессиональное сотрудничество, сложившееся в нашем крае, является залогом общественной стабильности, благотворным примером для других регионов. Убежден, что и в будущем государственные органы и религиозные организации приложат все усилия для сохранения мира и согласия.
Развитие общества и эффективное государственное управление невозможны без объективной информационно-статистической базы. В текущем году всем органам власти и местного самоуправления следует обеспечить на должном уровне подготовку и проведение Всероссийской переписи населения.
Необходимо продолжить государственную политику всесторонней информатизации, подготовить ее научную концепцию. Предстоит разработать и реализовать республиканскую программу на 2002-2010 годы в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия".
Решение современных задач социального и экономического развития, совершенствование организации и функционирования государственной службы должны обеспечиваться системной работой по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров от рабочего до министра, рационального использования их потенциала. Новый этап общественных преобразований требует программно-целевого подхода к решению кадровых вопросов.
Администрации Президента, Кабинету Министров Республики Башкортостан предстоит, в соответствии с нашими реальными потребностями, разработать комплексную программу работы с кадрами на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Для решения этой задачи необходимо объединить усилия министерств, ведомств, администраций районов и городов, образовательных учреждений, предприятий и других организаций.
Мы убеждены, что ответственность, профессионализм, качество и эффективность управления, объединение усилий органов государственной власти с инициативами населения в решении общественных проблем позволят вывести республику на новые рубежи развития по пути демократии, экономического и социального прогресса.
Поставленные на 2001 год задачи в области социально-экономического развития Башкортостана в целом выполнены. Это нашло отражение в динамике большинства макроэкономических показателей. Продолжался рост валового регионального продукта и объема промышленного производства, продукции сельского хозяйства, значительно увеличились инвестиции в основной капитал, возросли поступления доходов в бюджет. Темпы инвестиций в основной капитал, реальные располагаемые денежные доходы и потребление товаров населением росли опережающими темпами по отношению к валовому региональному продукту.
Вместе с тем, не все проблемы еще решены. Недостаточная конкурентоспособность республиканских товаропроизводителей привела к увеличению импорта товаров. Сохраняется существенная неравномерность инвестиционной активности в различных отраслях экономики. Нуждаются в выравнивании темпы роста производительности труда и реальных доходов населения.
Сегодня перед нами стоит задача определения и использования новых факторов экономического развития. Устойчивый рост возможен лишь при достижении кардинальной модернизации производства, наращивании рыночного сектора экономики с одновременным повышением эффективности государственного управления.
Основным направлением промышленной политики должно стать создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий и отраслей путем их реформирования, развития экономически эффективных производств.
В целях технического перевооружения производства, внедрения современных технологий, применения перспективных материалов, совершенствования структуры предприятий следует продолжить работу по широкому привлечению инвестиций во все отрасли экономики. Кабинету Министров необходимо внедрить систему мониторинга промышленной политики.
Для стимулирования инновационной деятельности следует разработать комплекс мер, направленный на развитие наукоемких производств, выпускающих конечный продукт с высокой долей добавленной стоимости.
Особого внимания требует расширение внутриреспубликанской межотраслевой кооперации и интеграции производства. Огромное значение приобретают всеобщее ресурсосбережение, дальнейшее внедрение энергосберегающих технологий.
Исполнительным органам всех уровней власти важно более настойчиво решать задачи финансового оздоровления хозяйствующих субъектов, сокращения количества убыточных предприятий.
Неотложных мер требует процесс совершенствования структуры собственности, развитие корпоративного управления. Кабинету Министров следует обеспечить более эффективное использование государственной собственности, активнее пользоваться правом инициирования продажи государственных пакетов акций с целью привлечения перспективных инвесторов, своевременно принимать меры по упорядочению взаимоотношений между собственниками, менеджерами и персоналом.
Совершенствование структуры экономики республики диктует необходимость преобразования строительного комплекса. Надо преодолеть такие негативные явления, как недостаточная загрузка производственных мощностей при общем росте числа строительных организаций, старение производственных фондов и нецелевое использование амортизационных отчислений, неудовлетворительное качество и несоблюдение нормативных сроков строительства, низкая производительность труда, неконкурентоспособность, просчеты в организации строительного процесса, в проектных решениях.
Кабинету Министров необходимо ускорить разработку и реализацию программы реформирования строительного и дорожного комплексов республики, обратив особое внимание на создание в отрасли здоровой конкурентной среды, развитие системы подрядных торгов, производство и применение современных строительных материалов. Следует изменить функции ряда управленческих структур строительного комплекса, разработав и утвердив порядок прогноза централизованных капитальных вложений, с обязательным проведением государственной экспертизы проектно-сметной документации, усилив, таким образом, контроль за целевым использованием государственных инвестиций.
В жилищно-коммунальном хозяйстве на первый план выходит задача внедрения рыночных принципов работы и реализация целенаправленного комплекса мер по энергоресурсосбережению. Администрации районов и городов должны завершить работу по разграничению функций заказчика и подрядчика, продолжить приватизацию и акционирование муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ремонтных и других предприятий. Как сказал в своем Послании Федеральному Собранию В.В.Путин, главной целью реформы жилищно-коммунального хозяйства должно стать улучшение качества услуг при уменьшении затрат на них. Задачу повышения тарифов необходимо решать только при условии создания конкурентной среды в этой сфере.
Жизненно важным для республики сектором экономики является сельское хозяйство. Стратегическая цель его развития должна быть направлена на переход от снижения объемов сельскохозяйственного производства к стабилизации и росту. Нужны дополнительные меры по развитию производства техники для сельского хозяйства, дальнейшему подъему перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса (АПК).
Роль АПК в обеспечении республики продовольствием и сырьем повышается. Реформы здесь имеют смысл только при реальной экономической отдаче. Важно обеспечить сочетание комплекса мер по проведению структурной перестройки отрасли с последовательным возрастанием платежеспособного спроса. Назрела необходимость перевода системы государственной поддержки села на программно-целевые методы с разумным протекционизмом. Кабинету Министров пора вплотную заняться вопросами реформирования АПК, использования экономических, рыночных методов управления развитием сельского хозяйства.
Необходим экономический механизм, стимулирующий интеграционные процессы в АПК и формирование межотраслевых комплексов, которые становятся важными рычагами стимулирования сельскохозяйственного производства.
Требует дальнейшей оптимизации определение сырьевых зон, включая индивидуальный сектор, с учетом запросов потребителя в области производства и сбыта. Слабо развиты пока кредитные кооперации в аграрном секторе. В комплексном решении социальных проблем села растет значение потребительской кооперации, которая должна обеспечить наиболее полное использование своего потенциала в экономических интересах пайщиков.
Государственную политику в сфере земельных отношений надо ориентировать на рациональное использование земли как важнейшей составляющей национального богатства. С этой целью предстоит завершить создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и на ее базе - государственного учета объектов недвижимости. Следует и дальше совершенствовать порядок платежей за землю и процедуру регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и недвижимое имущество.
Более целенаправленной должна стать государственная политика стимулирования предпринимательской деятельности, особенно в строительстве, АПК и жилищно-коммунальной сфере. Для этого важно решение комплекса вопросов по рациональному регулированию и целенаправленной поддержке малого и среднего бизнеса. В районах и городах необходимо усилить меры по их развитию, по снижению административной нагрузки, недопущению необоснованных проверок. Следует создать здоровый деловой климат для добросовестного предпринимателя. Предпринимательство надо рассматривать как одну из основ обеспечения социально-экономического благополучия населения.
Необходимо продолжить проведение действенной внешнеэкономической политики. Следует более эффективно использовать потенциал представительств Башкортостана для продвижения наших технологий, товаров и услуг на рынки других регионов, развивать практику создания совместных предприятий в приоритетных отраслях экономики, особенно в сельскохозяйственном машиностроении.
Нужна стратегия непрерывного повышения качества продукции до уровня международных стандартов как основы роста ее конкурентоспособности и поступательного развития производства. Система управления качеством продукции должна охватывать всю цепочку от производителя до потребителя. Актуальность этих вопросов возрастает в условиях подготовки к вступлению России во Всемирную Торговую Организацию. В этой связи соответствующим органам исполнительной власти необходимо активизировать свою деятельность по подготовке наших предприятий к работе по правилам данной организации.
Предстоит продолжить формирование эффективной отраслевой структуры на базе высоких технологий, вести целенаправленную работу по повышению культуры торговли и качества обслуживания. Надо ускорить процесс создания рациональной системы товародвижения - современных оптовых рынков, товарных бирж как основных элементов устойчивого снабжения населения качественными товарами.
Эффективным и необходимым инструментом экономического развития Башкортостана, средством межрегиональной и международной интеграции должна стать выставочно-ярмарочная система. Здесь более активную роль следует играть Торгово-промышленной палате республики.
Прошедший год был переходным в сфере финансовых и бюджетных отношений. Бюджет республики в целом выполнен.
Одной из важных задач бюджетной политики на текущий год является обеспечение финансирования возложенных на республиканские и местные органы государственной власти обязательств, достижение высокой эффективности государственных расходов.
Остается важной задачей завершение инвентаризации расходов бюджета с точки зрения эффективности и обоснованности вложения средств. Министерству финансов следует выработать единый подход к порядку выделения дотаций из бюджета республики, который должен стать основой при определении расходов местных бюджетов.
Одно из важных направлений бюджетной политики - государственная поддержка реформирующихся предприятий, приоритетных инвестиционных проектов. Ведущее место здесь должны занять менее затратные для бюджета формы ее предоставления, такие как субсидирование части процентных ставок по привлеченным банковским кредитам, проведение инвестиционных конкурсов.
Следует усилить и работу по возврату ранее выданных бюджетных кредитов. Эти средства могут стать реальным источником не только для финансирования расходов бюджета, но и для предоставления в будущем кредитов на развитие производства.
Необходимо продолжить мероприятия по сохранению высокого международного кредитного рейтинга Башкортостана, формированию ликвидного и стабильного рынка долговых обязательств, совершенствованию системы управления государственным долгом республики.
Усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента стимулирования экономического роста, увеличения реальных доходов населения остается приоритетным в условиях сокращения налогового бремени предприятий.
Значимым фактором роста экономики является дальнейшее развитие страхового рынка. Наличие в республике крупных предприятий топливной, химической и нефтехимической промышленности, электроэнергетики и машиностроения требует создания надежной системы страховой защиты их имущественных интересов, а также жизни и здоровья населения. Кабинету Министров Республики Башкортостан, администрациям районов и городов следует разработать меры, способствующие развитию наиболее важных направлений страхования. Это позволит снизить размер возможного ущерба, сопровождающего хозяйственную деятельность, повысить инвестиционную привлекательность республики.
Возрастающую роль в функционировании и развитии экономики играет банковский сектор. У нас сформирована сеть кредитных организаций, способных оказывать базовый набор банковских услуг, без задержек и потерь осуществлять расчеты между хозяйствующими субъектами, удовлетворять потребности в наличных деньгах, обеспечивать сохранность и возврат привлеченных средств. Продолжают расти объемы долгосрочного банковского кредитования, в том числе кредитов, предоставляемых на инвестиционные цели.
Однако кредитной активности банков по-прежнему препятствуют сохраняющиеся высокие кредитные риски в реальном секторе экономики. Не обеспечен оптимальный уровень конкуренции, продолжает сохраняться неравномерность распределения сети банковских учреждений и объемов предоставляемых банковских услуг. Не теряют своей актуальности вопросы стимулирования притока свободных денежных ресурсов населения, предприятий и иных организаций в банковскую систему республики. Особого внимания требует дальнейшее развитие ипотечного кредитования.
Задачей государственной важности остаются предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности населения и объектов экономики.
Особое значение на данном этапе приобретает комплексная экономическая оценка производственного и природного потенциала Башкортостана с использованием современных методов оценки национального богатства, параметров и факторов обеспечения устойчивого экономического развития. Социально-экономическая система должна гибко и адекватно реагировать на конъюнктуру мирового рынка, наиболее полно удовлетворять потребности и запросы отечественных товаропроизводителей и потребителей, обеспечить динамичный экономический рост в республике.
Последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечение доступности людям основных общественных благ являются определяющими направлениями социальной политики Башкортостана.
Экономический рост в 2001 году, принимаемые меры по усилению государственного регулирования заработной платы на федеральном и республиканском уровнях позволили обеспечить рост реальной заработной платы на 19,8 процента и реальных денежных доходов населения - на 11,8 процента. Увеличение заработной платы произошло во всех отраслях народного хозяйства и бюджетной сферы.
Учитывая, что основным источником повышения благосостояния населения является рост оплаты труда, главной задачей Правительства республики, министерств, ведомств, администраций районов и городов, работодателей и в текущем году остается повышение доходов от трудовой деятельности и стимулирующей функции заработной платы. В связи с этим Кабинету Министров Республики Башкортостан, объединениям работодателей, Федерации профсоюзов Республики Башкортостан необходимо добиваться включения обязательств Генерального соглашения по усилению государственного регулирования в области заработной платы в отраслевые соглашения и коллективные договоры. Расширение договорных начал в регулировании трудовых отношений будет способствовать соблюдению трудовых гарантий организациями всех форм собственности.
Сохранение определенной напряженности в вопросах своевременности выплаты заработной платы требует повышения финансовой дисциплины от руководителей предприятий, ужесточения их ответственности за выполнение своих обязательств, предусмотренных нормами нового Трудового кодекса Российской Федерации.
Прошедший год еще раз подтвердил, что созданное в республике законодательство о труде в основном позволяет успешно решать вопросы регулирования трудовых отношений. Вместе с тем, обновляя трудовое законодательство, необходимо сохранять действующие на уровне республики минимальные гарантии в сфере труда.
Ситуация на рынке труда в 2001 году характеризовалась относительной стабильностью. Увеличилась численность занятых в экономике, сократились объемы неполной занятости. Необходимо и дальше продолжать работу по обеспечению более полной и эффективной занятости граждан. Она должна быть направлена, прежде всего, на выявление скрытой безработицы, достижение сбалансированности рабочей силы и числа рабочих мест, содействие общественно-полезному труду и предпринимательству.
В связи с сохранением напряженной ситуации с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями Кабинету Министров Республики Башкортостан следует разработать четкий механизм взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и общественных объединений в решении всего комплекса проблем в области охраны труда. Согласно Закону Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан" главам администраций районов и городов необходимо решить вопросы финансового обеспечения служб охраны труда, разработать программы первоочередных мероприятий в этом направлении. Следует активизировать деятельность по аттестации рабочих мест, разработке и реализации на ее основе конкретных мер по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, оздоровлению работающих.
Предстоит продолжить работу по преодолению неблагоприятных демографических тенденций, связанных с недостаточным для воспроизводства населения уровнем рождаемости, низкой ожидаемой средней продолжительностью жизни, сокращением численности населения вследствие естественной убыли. В целях практической реализации положений Концепции долгосрочной демографической политики Башкортостана Правительству республики необходимо разработать реальный план действий.
Основной целью ежегодно принимаемой Программы социальной поддержки населения Республики Башкортостан является оказание адресной помощи тем категориям населения, которые объективно не могут обеспечить себе минимально необходимый уровень жизни. При внедрении ее новых видов и форм наряду с государственным финансированием и внебюджетными источниками следует шире привлекать благотворительные средства юридических и физических лиц.
Органам государственной власти всех уровней, предприятиям и учреждениям необходимо продолжить работу по своевременному и полному удовлетворению прав и гарантий ветеранов, установленных законодательством. Наряду с расширением сети реабилитационных центров предстоит активнее решать вопросы социальной адаптации и трудоустройства инвалидов.
Неослабного внимания требуют проблемы беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Кабинету Министров, местным органам государственной власти, органам местного самоуправления необходимо создать республиканский банк данных по безнадзорным детям, социальным сиротам, расширить сеть пунктов их социальной реабилитации.
Несмотря на принимаемые меры, сохраняется острота проблемы защиты граждан от преступных посягательств. Растет преступность, вызывает тревогу ситуация с незаконным оборотом наркотиков и масштабы вовлечения в их потребление детей и молодежи. Обеспечение общественной безопасности настоятельно требует дальнейшего наращивания совместных усилий органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных, судебных и контролирующих органов.
В связи с объявлением в Республике Башкортостан 2002 года Годом здоровья особое внимание органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и учреждений должно быть уделено укреплению физического, нравственного и духовного здоровья ее граждан. В числе мероприятий Года здоровья нужно предусмотреть разработку и начало реализации рассчитанной на длительный период комплексной целевой программы по формированию здорового образа жизни населения. Главное место в ней должно отводиться пропаганде культа здоровья, борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением, воспитанию у населения, и прежде всего у юного поколения, ответственного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья как важнейшей жизненной ценности и государственного достояния.
Кабинету Министров Республики Башкортостан, администрациям районов и городов, муниципальным образованиям следует добиваться безусловной реализации и всех ранее принятых программ в области здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма.
Важнейшими задачами остаются снижение неблагоприятного влияния экологических факторов на здоровье населения, эффективное управление природоохранной деятельностью. Принятую в 2001 году республиканскую комплексную программу "Экологическая безопасность Республики Башкортостан" на период до 2005 года необходимо конкретизировать в соответствующих программах районов и городов.
Приоритетной целью реформирования здравоохранения в текущем году является повышение доступности для населения медицинской помощи. Министерству здравоохранения, администрациям районов и городов необходимо обеспечить сбалансированность объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской и лекарственной помощи с возможностями бюджетов, продолжить структурные преобразования в системе здравоохранения и внедрение новых медицинских технологий.
Повышению эффективности использования бюджетных средств должно способствовать более концентрированное использование государственных инвестиций. Предстоит осуществить переход на подушевой принцип финансирования здравоохранения на всех этапах движения финансовых средств отрасли.
Одно из ведущих мест в оздоровлении наших граждан должен занимать туризм. Выгодное географическое положение, уникальная природа и богатая культура являются надежной основой для развития внутреннего и въездного туризма в Башкортостане. Кабинету Министров Республики Башкортостан, местным органам государственной власти необходимо направить усилия на более действенное использование потенциально эффективных направлений туристско-рекреационной деятельности - культурно-познавательного, экологического, спортивно-оздоровительного и водного туризма.
За последние годы принят комплекс мер по повышению массовости занятий физической культурой и спортом. Оказана целевая государственная поддержка физкультурно-спортивным обществам "Спартак", "Динамо" и "Буревестник". С участием этих обществ, а также республиканских комитетов профсоюзов возобновлено проведение отраслевых спартакиад трудящихся и членов их семей. Эту деятельность следует продолжить и в дальнейшем.
Особого внимания требует дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы государственной молодежной политики. Ее задачами являются поддержка молодых семей в строительстве и приобретении жилья, организация занятости и отдыха молодежи, создание центров и объединений по работе с подрастающим поколением. Необходимо ускорить принятие Закона "О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан".
В духовной сфере основной задачей остается наиболее полное удовлетворение культурных потребностей всех народов, населяющих нашу республику, развитие их родных языков. Предстоит разработать и утвердить Концепцию Государственной национальной политики Республики Башкортостан, завершить разработку Программы "Народы Башкортостана", принять дальнейшие меры по реализации Закона "О языках народов Республики Башкортостан".
Министерству культуры и национальной политики необходимо повысить уровень проведения культурно-массовых мероприятий, улучшить работу по оказанию сельским клубам, паркам культуры и отдыха и другим учреждениям методической и практической помощи в организации досуга граждан.
Государственная политика и впредь должна быть направлена на обеспечение свободы творчества, создание необходимых условий для жизни и деятельности работников культуры.
Приоритетным остается развитие сферы образования как важнейшего условия дальнейшего реформирования общества и обеспечения конкурентоспособности нашей экономики. Главная задача здесь - модернизация образования с целью обеспечения его доступности, непрерывности и открытости, дальнейшего повышения качества обучения и воспитания учащихся.
Особое внимание необходимо уделять работе по созданию равных возможностей получения качественного образования для детей из различных социальных слоев населения. При этом важно сохранить бесплатное качественное образование для учащихся из семей с низким уровнем доходов. Министерству образования следует усилить контроль за соблюдением государственных гарантий получения гражданами республики общего образования в образовательных учреждениях.
Республиканская концепция информатизации сферы образования и программа развития республиканской образовательной информационной системы на период до 2006 года направлены на использование в образовательных учреждениях современных информационных технологий. Сегодня половина всех школ республики имеет кабинеты информатики и вычислительной техники, достаточно активно используются они в учреждениях профессионального образования. Министерству образования совместно с Башкирским институтом развития образования, советами ректоров вузов и директоров ссузов необходимо обеспечить совершенствование содержания и форм учебного процесса путем разработки новых электронных учебных материалов, развития дистанционного обучения, а также переподготовки педагогических и научно-педагогических кадров.
В республике созданы все условия для сохранения и всестороннего развития родных языков, свободы выбора и использования языка общения. В настоящее время в школах республики изучаются 15 родных языков. Свой родной язык осваивают до двух третей учащихся нерусской национальности. Однако следует активнее решать вопросы материально-технического оснащения национальных школ, кабинетов родных языков, создания обучающих компьютерных программ.
Одной из основных задач профессионального образования является повышение уровня его доступности, в особенности для сельского населения. В связи с этим администрациям районов и городов совместно с министерствами и ведомствами необходимо усилить внимание к целевой подготовке кадров для села и трудоустройству молодых специалистов. Для повышения их социальной защиты и закрепления на селе следует расширить нормативную правовую базу по обеспечению гарантий и предоставлению льгот выпускникам целевого приема.
Главной задачей научно-технической политики является реализация Концепции развития науки и инновационной деятельности, рассчитанной на период до 2005 года. Необходимо ускорить процесс формирования соответствующей республиканской инфраструктуры, активно развивать сеть инновационно-технологических центров в районах и городах.
Назрела настоятельная необходимость новых шагов в области международного научно-технического сотрудничества, направленных на выполнение совместных конкурентоспособных разработок и продвижение научной продукции на мировой рынок. Министерству промышленности, внешних связей и торговли совместно с Академией наук республики, Уфимским научным центром РАН и вузами следует в ближайшее время разработать соответствующую государственную программу.
Деятельность всех учреждений социально-культурной сферы должна осуществляться на основе рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Повышению эффективности социальной политики призвано способствовать и проведение смотра-конкурса "Башкортостан - за социальное благополучие".
Наша цель остается прежней - это процветающий, динамично развивающийся, демократический Башкортостан в составе России, где политические, экономические и социальные права человека надежно защищены государством, экономика стабильна и прибыльна, где власть эффективна и подконтрольна обществу, где царят мир, межнациональное и межконфессиональное согласие. Ее достижение возможно только при более активном взаимодействии с федеральными органами власти и поддержке руководства страны.
В 2002 году перед нами стоят новые задачи, открылись широкие горизонты созидания. В их основе - продолжение качественного обновления экономики, роста благосостояния граждан, укрепление физического и духовного здоровья нации, неуклонное повышение эффективности государственного управления. Для движения по пути устойчивого развития у нас есть все возможности.
Президент
Республики Башкортостан |
М.Рахимов |
Уфа, Дом Республики
20 апреля 2002 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию от 20 апреля 2002 г. "По пути устойчивого развития (О ситуации в республике и задачах на текущий год)"
Текст Послания опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 78 (25058) от 24 апреля 2002 г.