город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя И.А.Адигамова, судей Л.Ш.Гумеровой, Е.Л.Слепнева, А.Г.Хабибулина,
с участием гражданина Е.Н.Марасанова, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд Республики Башкортостан, а также приглашенных на заседание постоянного представителя Государственного Собрания Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Н.Ф.Зиганшина, Полномочного представителя Кабинета Министров Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Л.И.Рахматуллиной, заместителя Прокурора Республики Башкортостан Ф.Г.Байкова, судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Н.М.Кондрашовой, первого заместителя Председателя Арбитражного суда Республики Башкортостан Ф.Х.Харисова, Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека Ч.Б.Газизова, главного советника Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С.А.Юлчурина, заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Р.С.Раяновой, заместителя министра юстиции Республики Башкортостан Н.М.Галеевой, начальника отдела законодательства и правовой экспертизы Министерства юстиции Республики Башкортостан А.А.Галина,
руководствуясь пунктами 3 и 4 части первой статьи 123 Конституции Республики Башкортостан, частью первой, подпунктом "б" части второй и частью восьмой статьи 3, частью первой и пунктом "а" части второй статьи 37, статьями 44, 74, 87, 88, 89, 103, пунктом "а" статьи 104 и статьей 106 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных положений пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил", пункта 4 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 июля 1998 года N 152 "О дальнейшем упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Е.Н.Марасанова на нарушение положений Конституции Республики Башкортостан.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемые в жалобе положения указанных постановлений Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Е.Л.Слепнева, объяснения сторон, заключение экспертов - доктора медицинских наук, профессора Р.А.Давлетшина, кандидатов юридических наук Е.М.Тужиловой-Орданской и А.М.Хасанова, выступление приглашенного в заседание председателя Башкирского республиканского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов М.С.Муллагалямова,
исследовав предоставленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. В Конституционный Суд Республики Башкортостан обратился гражданин Марасанов Е.Н. с жалобой на несоответствие статьи 22 и части второй статьи 23 Конституции Республики Башкортостан правовых норм, содержащихся в подпунктах 5, 6, 8, 14 и 31 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" (далее - Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186) и пункте 4 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 июля 1998 года N 152 "О дальнейшем упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 июля 1998 года N 152). По мнению заявителя, данные постановления в частях, регламентирующих предоставление ветеранам льгот по отдельным видам медицинского, транспортного и коммунального обслуживания, нарушают права граждан. Он считает, что в вышеуказанных постановлениях Кабинет Министров Республики Башкортостан вышел за пределы своих полномочий, определенных Конституцией Республики Башкортостан.
Указанное Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 г. N 186, касающееся установления предельного размера оказания ветеранам услуги по зубному протезированию и периодичности предоставления ветеранам услуг по зубному и челюстно-лицевому протезированию и ограничения права ветеранов на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси), на день их рассмотрения в Конституционном Суде Республики Башкортостан признаны утратившими силу.
Таким образом, оспариваемые положения постановлений Кабинета Министров Республики Башкортостан рассматриваются Конституционным Судом во взаимосвязи конституционных норм, законов Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года N ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" (далее - Закон Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года N ВС-25/38), от 31 октября 1996 года N 52-з "О Кабинете Министров Республики Башкортостан - Правительстве Республики Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан от 31 октября 1996 года N 52-з), от 8 января 2002 года N 288-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" (далее - Закон Республики Башкортостан от 8 января 2002 года N 288-з) и постановлений Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 декабря 2000 года N 374 "Об утверждении Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой в размере 50 процентов" (далее - Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 декабря 2000 года N 374), от 19 июня 2001 года N 135 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан" (далее - Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 июня 2001 года N 135).
2. К полномочиям Кабинета Министров Республики Башкортостан, в соответствии со статьей 49, пунктом 5 части третьей статьи 94, статьей 95 Конституции Республики Башкортостан и пунктом 4 части второй статьи 12 Закона Республики Башкортостан от 31 октября 1996 года N 52-з "О Кабинете Министров Республики Башкортостан - Правительстве Республики Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан от 31 октября 1996 года N 52-з), относятся координация разработки и реализации государственных программ, направленных на организацию охраны здоровья населения, обеспечение поддержки наименее социально защищенных групп населения, реализация социальных гарантий граждан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 утверждено Положение о порядке предоставления ветеранам лекарственных средств и изделий медицинского назначения, льгот в их оплате (подпункт 5 пункта 1) и Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой в размере 50 процентов (подпункт 31 пункта 1).
2.1. Заявитель считает, что установленный Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 г. N 186 порядок обеспечения ветеранов лекарственными средствами по льготным рецептам ограничивает право ветеранов на приобретение лекарственных средств в других аптеках.
Конституция Республики Башкортостан гарантирует гражданам право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (статья 49).
Порядок льготного отпуска ветеранам лекарственных средств и изделий медицинского назначения установлен Законом Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года N ВС-25/38 (статьи 17-27).
В целях создания наибольших удобств в реализации прав ветеранов на льготное получение лекарств по рецептам врачей предусмотрено их прикрепление к аптекам по месту жительства. Согласно подпункту 5 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 г. N 186 определение сети аптек для постоянного обеспечения медикаментами ветеранов отнесено к полномочиям администраций городов и районов. При этом основным критерием выбора является наличие лицензий и сертификатов, позволяющее аптекам обеспечить всю номенклатуру лекарственных средств и лекарственных форм, изготовленных на их основе, отпускаемых на льготных условиях. Отношения между аптечными учреждениями и органами здравоохранения городов и районов устанавливаются на основе договоров, предусматривающих право медицинских служб местных органов власти осуществлять контроль за организацией льготного отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения, за наличием рекомендуемого перечня лекарственных форм, за своевременностью доставки нуждающимся ветеранам лекарств на дом. Возмещение этим аптекам стоимости лекарственных средств, приобретаемых ветеранами бесплатно или со скидкой, осуществляется из бюджетов городов и районов.
Таким образом, принятие Кабинетом Министров Республики Башкортостан в подпункте 5 пункта 1 Постановления от 19 сентября 1997 года N 186 правовой нормы, регулирующей порядок реализации льготного отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения ветеранам путем закрепления последних за определенными аптеками, связано с необходимостью наиболее полного удовлетворения потребностей ветеранов в охране здоровья и бесплатной медицинской помощи.
2.2. По мнению заявителя, определение Кабинетом Министров Республики Башкортостан Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой в размере 50 процентов, ограничивает лечащих врачей в выборе лекарственных средств, необходимых для лечения хронических заболеваний ветеранов. Рекомендуемые же современные и более эффективные препараты ветераны вынуждены приобретать без льгот, поскольку они не охватываются указанным Перечнем.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением ветеранам лекарственных средств и изделий медицинского назначения на льготных условиях, возможно только в пределах денежных сумм, направляемых на эти цели из бюджета, то есть носит ограниченный характер.
Обжалуемый подпункт 31 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 был отменен Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 декабря 2000 года N 374. Одновременно им утвержден расширенный Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой в размере 50 процентов.
Кроме того, Кабинет Министров Республики Башкортостан в подпункте 5 пункта 1 Постановления от 19 сентября 1997 года N 186 уполномочивает лечащих врачей в необходимых случаях, на основании решения комиссии по клинико-экспертной работе поликлинического учреждения, предоставлять право выписывать рецепты на любые лекарственные средства.
Таким образом, положения подпункта 5 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 и пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 декабря 2000 года N 374 обеспечивают возможность льготного отпуска ветеранам необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе и не входящих в Перечень.
3. Заявитель полагает, что Кабинет Министров Республики Башкортостан, установив размеры оплаты услуги, предоставляемой ветеранам по челюстно-лицевому протезированию, и ее периодичность, нарушил права ветеранов и вышел за пределы своей компетенции.
3.1. Законом Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года N ВС-25/38 (статьи 17-27) для всех категорий ветеранов установлена льгота в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме протезов из драгметаллов) в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства.
Кабинет Министров Республики Башкортостан в подпункте 6 пункта 1 Постановления от 19 сентября 1997 года N 186 определил порядок предоставления льготного зубопротезирования в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в зависимости от категорий ветеранов, тем самым вышел за пределы своих полномочий, определяемых статьей 95 Конституции Республики Башкортостан.
В ходе подготовки дела к рассмотрению в Конституционном Суде Республики Башкортостан Кабинет Министров Республики Башкортостан Постановлением от 19 июня 2001 года N 135 отменил действие оспариваемых положений Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 и предусмотрел возможность предоставления услуг по зубному протезированию всем категориям ветеранов бесплатно.
В связи с этим обстоятельством производство по делу в этой части подлежит прекращению.
3.2. Подпунктом 6 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 установлена периодичность оказания ветеранам услуг по зубному протезированию.
По смыслу статей 17-27 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года N ВС-26/38 ветераны имеют право на оказание льготной услуги по зубопротезированию по мере необходимости и в любое время.
К началу рассмотрения дела в судебном заседании указанная норма была отменена подпунктом "а" пункта 6 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 2002 г. N 57 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 г. N 186 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" (далее - Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 2002 года N 57). Поэтому производство по делу в этой части подлежит прекращению.
4. По мнению заявителя, Кабинет Министров Республики Башкортостан лишил ветеранов, проживающих в городе, права на льготное обслуживание автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, а для ветеранов, проживающих в сельской местности, установил право бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования только в пределах своего района. Заявитель указывает, что установление различного размера льгот при проезде на автомобильном транспорте пригородного сообщения, а также лишение права ветеранов на бесплатное пользование маршрутным такси являются дискриминацией отдельных категорий ветеранов.
4.1. При принятии жалобы Марасанова Е.Н. к производству Конституционным Судом Республики Башкортостан правовые отношения по предоставлению льгот ветеранам на транспортное обслуживание регулировались Законом Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года N ВС-25/38 и Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186.
Статьями 17-27 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года N ВС-25/38 и подпунктом 8 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 г. N 186 предусматривалось, что ветераны, проживающие в сельской местности, имеют право бесплатного пользования услугами автотранспорта общего пользования только в границах административного района своего проживания, а ветераны, проживающие в городах, оплачивают свой проезд на этом виде транспорта в сельской местности полностью. В зависимости от категории ветеранов устанавливалась неодинаковая льготная оплата проезда на автомобильном транспорте пригородного сообщения.
В ходе подготовки дела к рассмотрению в Конституционном Суде Республики Башкортостан Государственным Собранием Республики Башкортостан приняты Закон Республики Башкортостан от 8 января 2002 г. N 288-з и Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 2002 г. N 57, установившие правовые нормы, предусматривающие предоставление ветеранам бесплатного проезда на всех видах городского автомобильного транспорта общего пользования (кроме такси), пригородных и междугородных маршрутов независимо от места жительства в пределах Республики Башкортостан. В связи с этим обстоятельством производство по делу в данной части подлежит прекращению.
4.2. Кабинет Министров Республики Башкортостан в подпункте 8 пункта 1 Постановления от 19 сентября 1997 года N 186 исключил такси из видов автомобильного транспорта общего пользования, на которые распространяются права ветеранов на льготный проезд.
Такси, как вид автомобильного транспорта, предназначено для удовлетворения потребностей в перевозке граждан в автомобилях повышенной комфортности по установленным маршрутам или маршрутам, определяемым по желанию пассажира, и за повышенную плату. В соответствии с Временными правилами пассажирских перевозок, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации от 29 сентября 1997 года, к маршрутным такси относится вид городского транспорта, осуществляющий перевозку пассажиров в автобусах особой малой и малой вместимости. Они используются как на городских, так и пригородных маршрутах. В подпункте 1 пункта 8 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 2002 г. N 57 к такси отнесены легковые такси и маршрутные такси (автобусы, работающие в режиме маршрутных такси), при поездке на которых льготы не предусматриваются.
Это связано с тем, что предельная стоимость проезда в легковых и маршрутных такси законодательно не установлена. Органы государственной власти республики не имеют возможности финансировать льготный проезд из бюджета на этом виде транспорта.
Следовательно, правовая норма, исключающая легковые и маршрутные такси из перечня транспортных средств, при пользовании которыми устанавливаются льготы для ветеранов, не умаляет их права, поскольку ветеранам предоставляется право бесплатного пользования любым другим видом пассажирского автомобильного транспорта общего пользования.
5. Заявитель считает, что при предоставлении льгот по оплате электроэнергии на основе действующих нормативов нарушаются права совместно проживающих ветеранов.
Кабинет Министров Республики Башкортостан в пункте 8 Постановления от 31 декабря 1997 года N 264 "О мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан", путем предоставления льгот и субсидий (компенсаций), определил меры социальной защиты малоимущих граждан, в том числе и ветеранов. Льготы и субсидии (компенсации) предоставляются ветеранам с учетом их заслуг при защите Отечества, безупречной военной службы и продолжительного добросовестного труда. В соответствии с действующим законодательством о ветеранах лица, имеющие особые заслуги перед Отечеством (Герои Советского Союза, Социалистического Труда, Герои России, полные кавалеры орденов Боевой и Трудовой Славы), имеют право на бесплатные коммунальные услуги. Инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица имеют право на льготу в оплате коммунальных услуг в размере 100 процентов от норматива потребления. Льготу в размере 50 процентов в пределах норматива потребления имеют следующие категории ветеранов: участники войны и приравненные к ним лица; ветераны боевых действий на территории других государств; военнослужащие последнего военного призыва; семьи погибших военнослужащих и умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны; лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях города Ленинграда в период блокады; лица, работавшие в тылу в годы войны; ветераны труда, которым присвоено звание "Ветеран труда".
Нормативы потребления отдельных видов коммунальных услуг (водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и других), учитываемые при расчете этих льгот, установлены пунктом 4 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 июля 1998 года N 152 с учетом научно обоснованных критериев физиологических потребностей в них человека.
Источниками средств, направляемых на выплату льгот и субсидий (компенсаций) ветеранам, являются средства местного бюджета, средства организаций и средства, получаемые от повышения ставок оплаты жилья и тарифов на коммунальные услуги для предприятий и организаций.
Договор энергоснабжения между энергоснабжающей организацией и потребителем является основанием оплаты электроэнергии. В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании договора оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В зависимости от категории ветеранов и на основе нормативов государство предоставляет часть потребляемой электроэнергии бесплатно или со скидкой. Все другие лица оплачивают электроэнергию по ее фактическому потреблению полностью.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 установлен порядок предоставления ветеранам войны, труда и Вооруженных Сил льгот по оплате электроэнергии на основе нормативов. При предоставлении одинаковой льготы двум совместно проживающим ветеранам - членам семьи в размере 50 процентов устанавливается норматив потребления электрической энергии в размере 90 кВт.ч, исходя из основного норматива потребления на одного абонента в размере 80 кВт.ч на потребление электроэнергии всеми бытовыми приборами, независимо от количества проживающих, и на каждого следующего члена семьи норматива потребления только на цели освещения - 10 кВт.ч.
Следовательно, гражданину Марасанову Е.Н. и его жене, имеющим право на одинаковую льготу в размере 50 процентов, государством предоставляется бесплатно электроэнергия в размере 45 кВт.ч.
Суммирование льгот, как этого требует заявитель, в оплате электроэнергии данных совместно проживающих ветеранов как республиканским законодательством, так и Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не предусматривается.
Таким образом, установление порядка в оплате электрической энергии путем расчета нормативов потребления электроэнергии согласуется с конституционным принципом справедливости и равенства граждан, а обжалуемое положение подпункта 14 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186, касающееся предоставления ветеранам льгот в оплате электроэнергии, соответствует Конституции Республики Башкортостан.
Исходя их вышеизложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 72, статьями 73, 74, 75, 90 и 107 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Признать соответствующим Конституции Республики Башкортостан:
- пункт 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" (подпункт 5) в части установления порядка отпуска ветеранам лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предоставляемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой в размере пятидесяти процентов;
- подпункт 8 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" в части исключения легкового и маршрутного такси из видов автомобильного транспорта, на который распространяется льготный проезд ветеранов;
- подпункт 14 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" в части установления порядка предоставления ветеранам войны, труда и Вооруженных Сил льгот по оплате электроэнергии;
- пункт 4 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 июля 1998 года N 152 "О дальнейшем упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", установивший нормативы потребления коммунальных услуг для населения, учитываемые при расчете субсидий (компенсаций).
2. Прекратить производство по делу о проверке конституционности:
- подпункта 6 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" в части установления предельного размера оказания ветеранам услуги по зубному протезированию, в связи с отменой данной правовой нормы Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 июня 2001 года N 135 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан";
- подпункта 6 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" в части установления периодичности предоставления ветеранам услуг по зубному и челюстно-лицевому протезированию, в связи с отменой данной правовой нормы Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 2002 г. N 57 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 г. N 186 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил";
- подпункта 8 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" в части ограничения права ветеранов на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси), в связи с принятием Закона Республики Башкортостан от 8 января 2002 года N 288-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" и принятого во исполнение его Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 2002 г. N 57 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 г. N 186 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил", установивших право бесплатного проезда ветеранов на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межреспубликанских) независимо от места жительства ветеранов.
3. На основании части первой и второй статьи 79 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. На основании статьи 78 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл тан" и в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан".
Конституционный Суд Республики Башкортостан
N 19-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 2 апреля 2002 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 186 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" и пункта 4 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 июля 1998 года N 152 "О дальнейшем упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" в связи с жалобой гражданина Марасанова Евгения Николаевича"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 70 (25050) от 12 апреля 2002 г.; в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 8 (146), май-июнь 2002 г., ст. 535