Руководствуясь статьей 14 Закона Республики Башкортостан "О республиканских органах исполнительной власти Республики Башкортостан", постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
2. Кабинету Министров Республики Башкортостан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
3. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Башкортостан |
М.Рахимов |
Уфа, Дом Республики
26 февраля 2002 года
N УП-93
Положение
о Министерстве труда и социальной защиты населения
Республики Башкортостан
(утв. Указом Президента Республики Башкортостан
от 26 февраля 2002 г. N УП-93)
1. Общие положения
1.1. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Минтруд РБ) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции единую государственную политику в области труда и социальной защиты населения на территории республики.
1.2. Минтруд РБ осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов Республики Башкортостан, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Республики Башкортостан, а также в соответствии с настоящим Положением.
1.3. Минтруд РБ осуществляет свою деятельность под общим руководством Президента Республики Башкортостан и непосредственным руководством и контролем Кабинета Министров Республики Башкортостан.
1.4. Минтруд РБ взаимодействует в установленном порядке с республиканскими и местными органами государственной власти, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а также с другими федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, относящимся к его компетенции.
1.5. Минтруд РБ обеспечивается необходимым для его деятельности имуществом, материально техническими средствами, оборудованием, организует учет материальных и денежных средств и осуществляет контроль за их использованием.
Решение о закреплении имущества за Минтрудом РБ принимается Кабинетом Министров Республики Башкортостан или уполномоченным им органом.
Имущество, закрепленное за Минтрудом РБ в установленном законом порядке, находится в его оперативном управлении.
1.6. Образование, реорганизация и упразднение Минтруда РБ осуществляются Президентом Республики Башкортостан.
1.7. Минтруд РБ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях Республики Башкортостан, печать с изображением Государственного герба Республики Башкортостан и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
1.8. Местонахождение Минтруда РБ: Республика Башкортостан, город Уфа.
2. Основные задачи
2.1. Основными задачами Минтруда РБ являются осуществление мер по практической реализации основных направлений государственной политики в области труда и социальной защиты населения на территории республики, разработка предложений и реализация мероприятий по решению комплексных проблем социального развития, повышению уровня жизни и доходов населения, организации социального обслуживания населения, совершенствованию оплаты и организации труда, развитию социального партнерства, улучшению условий и охраны труда, соблюдению государственных гарантий, предусмотренных законодательством о труде и социальной защите населения.
3. Основные функции
Минтруд РБ в соответствии с законодательством и возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
3.1. В области комплексных проблем социального развития:
3.1.1. Проводит анализ и оценку положения, тенденций развития в сфере труда и социальной защиты населения, разрабатывает и вносит в вышестоящие органы предложения по основным направлениям государственной политики в указанных областях.
3.1.2. Представляет в Кабинет Министров Республики Башкортостан доклады о положении дел в области труда и социальной защиты населения и предложения по прогнозам социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.
3.1.3. Проводит разработку и согласование с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти проектов программ, направленных на обеспечение социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и иных социально незащищенных категорий населения, улучшение условий и охраны труда, организует выполнение указанных программ и контроль за целевым использованием средств, выделенных на их реализацию.
3.1.4. Участвует в пределах своей компетенции в реализации федеральных целевых программ, федеральных законов и отдельных федеральных мероприятий социальной защиты населения.
3.1.5. Осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности министерств, государственных комитетов, ведомств, администраций районов и городов, организаций в области труда и социальной защиты населения.
3.1.6. Участвует в проведении мониторинга в сфере труда и социальной защиты населения.
3.2. В области повышения уровня жизни и доходов, социальной защиты населения:
3.2.1. Вносит предложения в вышестоящие органы по усилению адресности при оказании социальной поддержки населению, участвует в работе по расчету и обоснованию потребительской корзины и величины прожиточного минимума.
3.2.2. Организует предоставление отдельных видов льгот определенным категориям граждан в соответствии с законодательством.
3.2.3. Осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, предоставлением льгот и компенсаций, установленных законодательством для отдельных категорий граждан.
3.2.4. Реализует меры по организации и развитию государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
3.2.5. Выполняет функции государственной службы по делам ветеранов.
3.2.6. Участвует совместно с заинтересованными органами в разработке и осуществлении мер, направленных на решение проблемы детской безнадзорности, профилактики социального сиротства. Оказывает содействие становлению и развитию сети, координирует деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
3.2.7. Осуществляет организационно-методическое руководство работой по назначению и выплате пособий гражданам, имеющим детей.
3.2.8. Организует в соответствии с законодательством протезно-ортопедическую помощь населению.
3.2.9. Содействует развитию сети комплексных и специализированных государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, осуществляет координацию и методическое обеспечение их деятельности. Участвует совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти в разработке государственных стандартов в области социального обслуживания населения.
3.2.10. Участвует в разработке предложений по совершенствованию системы льгот и компенсаций, оказанию социальной помощи, предоставлению социальных услуг населению.
3.2.11. Осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью управлений социальной защиты населения администраций районов и городов.
3.2.12. Способствует оказанию благотворительной помощи нетрудоспособным и малообеспеченным гражданам, а также малообеспеченным семьям.
3.3. В области оплаты и организации труда:
3.3.1. Осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий по оплате труда.
3.3.2. Разрабатывает совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан предложения по организации оплаты труда работников организаций и учреждений, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.
3.3.3. Подготавливает предложения по повышению ставок и окладов работников бюджетной сферы и осуществляет контроль за применением Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.
3.3.4. Разрабатывает предложения по установлению межотраслевых соотношений тарифных ставок (окладов) работников предприятий и организаций, не относящихся к бюджетной сфере.
3.3.5. Разрабатывает рекомендации и оказывает методическую помощь организациям по вопросам совершенствования оплаты, организации и нормирования труда.
3.4. В области социального партнерства в трудовых отношениях:
3.4.1. Участвует в работе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в ведении переговоров, разработке и заключении соглашений между республиканскими органами исполнительной власти, соответствующими профсоюзами, иными представительными органами работников и объединениями работодателей, регистрирует отраслевые (тарифные) соглашения.
3.4.2. Организует проведение территориальными органами Минтруда РБ экспертизы и регистрации коллективных договоров, контроля за их выполнением.
3.4.3. Выполняет функции службы по урегулированию коллективных трудовых споров.
3.5. В области осуществления демографической политики:
3.5.1. В пределах своей компетенции совместно с республиканскими органами исполнительной власти, администрациями районов и городов принимает участие в разработке и реализации программ демографического развития.
3.6. В области улучшения условий и охраны труда:
3.6.1. Осуществляет в организациях, расположенных на территории республики, государственное управление охраной труда, а также оказывает им организационно-методическую помощь в разработке и реализации мер по улучшению условий и охране труда.
3.6.2. Разрабатывает и осуществляет меры по предупреждению и снижению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также подготовку предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.
3.6.3. Проводит государственную экспертизу условий труда, включающую контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.
3.6.4. Выдает в установленном порядке организациям и лабораториям разрешения на выполнение работ по изучению условий труда на рабочих местах.
3.7. В области совершенствования законодательства и осуществления контроля за его соблюдением:
3.7.1. Разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Башкортостан проекты законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Минтруда РБ.
3.7.2. В пределах своей компетенции дает разъяснения по применению законодательных и иных нормативных правовых актов.
3.7.3. Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, обобщает практику применения законодательства по вопросам, отнесенным к его ведению, анализирует причины нарушений законодательства и принимает меры по их устранению.
3.8. Минтруд РБ наряду с выполнением перечисленных функций:
3.8.1. Участвует в деятельности координационных и консультативных органов, образованных решениями органов государственной власти Республики Башкортостан.
3.8.2. Рассматривает обращения и заявления граждан, ведет их прием и принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
3.8.3. Дает заключения по проектам строительства новых и реконструкции действующих предприятий в части наличия и использования трудовых ресурсов, соответствия условий и охраны труда действующим нормативам. Участвует в формировании государственной политики в области градостроительства в целях обеспечения доступности для инвалидов и граждан пожилого возраста объектов социальной инфраструктуры.
3.8.4. Участвует в разработке и организует внедрение единых информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации по соответствующим направлениям деятельности Минтруда РБ.
3.8.5. Выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
3.8.6. Проводит кадровую политику в системе органов труда и социальной защиты населения, организует переподготовку и повышение квалификации работников.
4. Основные полномочия
4.1. Минтруд РБ в соответствии с законодательством и возложенными на него задачами имеет право:
вносить в установленном порядке на рассмотрение вышестоящих органов государственной власти Республики Башкортостан предложения по развитию сферы труда и социальной защиты населения, а также проекты нормативных правовых актов по указанным вопросам;
издавать приказы и инструкции по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательные для исполнения республиканскими органами исполнительной власти, администрациями районов и городов, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;
принимать в необходимых случаях совместные с другими республиканскими органами исполнительной власти решения;
вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия нормативных правовых актов и иных правовых актов республиканских министерств и ведомств, администраций районов и городов, коммерческих и некоммерческих организаций, противоречащих законодательству о труде, охране труда и социальной защите населения;
осуществлять в пределах своей компетенции государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
вносить в установленном законодательством порядке требования о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда;
предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде, о привлечении лиц, виновных в указанных нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
привлекать в установленном законодательством порядке руководителей и иных должностных лиц, не выполняющих требования законодательства о труде, к административной ответственности. Передавать в необходимых случаях материалы в соответствующие органы для рассмотрения вопроса о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
заслушивать отчеты руководителей организаций по вопросам, относящимся к его ведению;
разрабатывать организационно-методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к его компетенции;
запрашивать и получать в установленном порядке от республиканских органов исполнительной власти, администраций районов и городов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций;
использовать в установленном порядке финансовые и материально-технические ресурсы;
вносить предложения в Министерство труда и социального развития Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, а также запрашивать нормативные и методические материалы.
5. Организация деятельности
5.1. Минтруд РБ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Республики Башкортостан.
Министр имеет заместителей (один из которых первый), назначаемых и освобождаемых от должности Кабинетом Министров Республики Башкортостан по представлению министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
5.2. Министр:
осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Минтруда РБ и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минтруд РБ задач;
распределяет обязанности между заместителями министра;
производит в установленном порядке назначение на должность и освобождение от должности работников Минтруда РБ;
принимает по согласованию с главами администраций районов и городов решения об образовании, реорганизации и упразднении территориальных органов Минтруда РБ;
издает приказы и распоряжения в пределах своей компетенции, отменяет приказы и распоряжения нижестоящих органов и подведомственных организаций, противоречащие законодательству;
согласовывает в установленном порядке уставы подведомственных учреждений, заключает, изменяет и расторгает контракты с их руководителями;
производит в установленном порядке назначение на должность и освобождение от должности главных бухгалтеров подведомственных учреждений;
утверждает:
структуру и штатное расписание аппарата Минтруда РБ, Управления охраны труда, Государственной правовой инспекции труда в пределах установленных лимита численности и фонда оплаты труда;
штатное расписание и смету расходов подведомственных учреждений;
положения об отделах и службах центрального аппарата Минтруда РБ и его территориальных органах.
5.3. В состав Минтруда РБ входят центральный аппарат и территориальные органы труда, Управление охраны труда, Государственная правовая инспекция труда.
Кроме того, Минтруду РБ подведомственны Главное бюро медико-социальной экспертизы, стационарные учреждения социального обслуживания населения, государственное учреждение Республиканский реабилитационный центр инвалидов, государственное учреждение Республиканский социальный приют для детей и подростков, государственное учреждение Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда.
5.4. Минтруд РБ является главным распорядителем, распорядителем (получателем) бюджетных средств. Производит в установленном порядке финансирование деятельности подведомственных учреждений, а также целевых программ и мероприятий по социальной защите населения.
5.5. Финансирование расходов на содержание аппарата Минтруда РБ осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Башкортостан.
Смета расходов на содержание аппарата Минтруда РБ утверждается Кабинетом Министров Республики Башкортостан в пределах бюджетных ассигнований, установленных на его содержание.
5.6. Минтруд РБ осуществляет учет материальных и финансовых средств, находящихся в его распоряжении, а также внутриведомственный контроль за их использованием.
5.7. Для согласованного решения важнейших задач в Минтруде РБ образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, руководящих работников Минтруда РБ, а также руководителей и специалистов других министерств и ведомств.
Коллегия является совещательным органом и рассматривает важнейшие вопросы, входящие в компетенцию Минтруда РБ.
Состав и численность коллегии по представлению министра утверждаются Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются приказами министра.
В случае разногласий между министром и коллегией министр проводит свое решение, докладывая о возникших разногласиях в Кабинет Министров Республики Башкортостан. Члены коллегии, в свою очередь, вправе сообщить свое особое мнение Кабинету Министров Республики Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Башкортостан от 26 февраля 2002 г. N УП-93 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 5 (143), март-апрель 2002 г., ст. 332
Указом Президента Республики Башкортостан от 13 сентября 2003 г. N УП-532 настоящий Указ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента Республики Башкортостан от 4 декабря 2002 г. N УП-630