2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Безопасная кровь" на 2003-2006 годы Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
3. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан при разработке проектов республиканского бюджета на очередной финансовый год подавать заявки в Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан на включение программы в финансирование за счет средств республиканского бюджета.
4. Контроль за ходом реализации программы и целевым использованием выделяемых бюджетных средств возложить на отдел социального развития, здравоохранения, труда и занятости населения Аппарата Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Премьер-министр
Республики Башкортостан |
Р.И.Байдавлетов |
Руководитель Аппарата
Кабинета Министров
Республики Башкортостан |
Ф.М.Казакбаев |
Республиканская целевая программа
"Безопасная кровь" на 2003-2006 годы
(одобрена постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 25 октября 2002 г. N 316)
О принятии Программы см. также постановление Государственного Собрания Республики Башкортостан от 30 ноября 2002 г. N ГС-822
Паспорт
Наименование программы | "Безопасная кровь" на 2003-2006 годы. |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы |
Указ Президента Республики Башкортостан от 28 декабря 2001 года N УП-652 "Об объявлении 2002 года Годом здоровья в Республике Башкортостан" Постановление Кабинета Министров от 10 июля 2001 года N 157 "О Концепции развития и рефор- мирования системы здравоохранения и медицинской науки в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы и на период до 2010 года и плане мероприя- тий по ее реализации" Закон Республики Башкор- тостан от 30 июля 1998 года N 179-з "О донорст- ве крови и ее компонентов". |
Государственный заказ- чик |
Министерство здравоохранения Республики Башкор- тостан. |
Основные исполнители | Министерство здравоохранения Республики Башкор- тостан Республиканская станция переливания крови. |
Разработчик | Министерство здравоохранения Республики Башкор- тостан Республиканская станция переливания крови. |
Сроки реализации про- граммы |
2003-2006 годы. |
Цель и задачи програм- мы |
Заготовка компонентов и препаратов крови Повышение инфекционной безопасности трансфузи- онных сред Усовершенствование системы контроля качества. |
Источники и объем фи- нансирования |
Республиканский бюджет - 38555,3 тыс. рублей. |
Система контроля за исполнением программы |
Общий контроль за реализацией программы осуще- ствляется отделом социального развития, здраво- охранения, труда и занятости населения Аппарата Кабинета Министров Республики Башкортостан. |
I. Введение. Состояние проблемы
Трансфузионная медицина является одной из важнейших отраслей отечественного здравоохранения и медицинской науки. Для нее характерна тесная связь со всеми направлениями практической медицины, особенно хирургии, реаниматологии и акушерства, а также сочетание клинической и производственной деятельности. В последние годы в связи с увеличением интенсивности лечебного процесса значение трансфузиологии возросло, и в настоящее время она является важнейшим звеном современной медицины, особенно медицины катастроф и неотложных состояний. Методы трансфузионной терапии характеризуются высокой эффективностью при лечении многих заболеваний и занимают ведущее место в комплексе мероприятий по ликвидации последствий массовых поражений населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах мирного и военного времени.
Сегодня в сферу деятельности службы крови помимо изготовления компонентов и препаратов крови входят также процессы коррекции водно-электролитного баланса, дезинтоксикации организма с помощью экстракорпоральных методов очищения крови, трансплантации костного мозга и многое другое.
В последние годы отмечается рост потребности лечебно-профилактических учреждений в компонентах и препаратах донорской крови (эритроцитная масса, плазма, концентрат тромбоцитов, криопреципитат и др.), но организация и качество оказания трансфузиологической помощи в Республике Башкортостан не соответствуют современным требованиям.
Служба крови республики серьезно отстает от мирового уровня, снижаются ее производственная деятельность, готовность к оказанию медицинской помощи в повседневной лечебной практике и в экстремальных ситуациях. В настоящее время почти все учреждения службы крови республики испытывают значительные трудности, связанные с недостатком финансирования, что не позволяет расширить материально-техническую базу, произвести в срок необходимый ремонт и переоборудование, расширить число доноров. Объем заготовки компонентов и препаратов крови не обеспечивает потребности лечебно-профилактических учреждений. В недостаточном объеме производятся антигемофильные препараты, не в полной мере обеспечивается вирусная безопасность донорской крови и ее компонентов.
II. Цель программы
Цель программы - наиболее полное обеспечение безопасными и качественными трансфузионными средами потребностей лечебно-профилактических учреждений Республики Башкортостан. Для этого служба крови нуждается, прежде всего, в организационно-структурных и материально-технических преобразованиях. Правительство Республики Башкортостан и Башкирская республиканская организация Российского Общества Красного Креста своим активным участием должны способствовать дальнейшему развитию службы крови и трансфузионной медицины. Учреждения службы крови должны быть оснащены современным оборудованием и аппаратурой для использования новых технологических методов заготовки крови и ее лабораторного и иммунологического исследования. Изготовление компонентов и препаратов крови должно соответствовать международным требованиям и стандартам.
Специального и постоянного внимания заслуживают вопросы организации и деятельности Службы крови при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.
Важным аспектом является контроль правильности использования гемотрансфузионных сред и препаратов в лечебно-профилактических учреждениях.
Дальнейшее развитие и модернизация Службы крови потребует создания единой автоматизированной информационно-аналитической системы, которая должна охватить все процессы деятельности центров крови от момента комплектования, исследования и типирования доноров до заготовки, контроля качества и безопасности продукции.
Решение этих задач необходимо начинать уже сегодня, так как положение с трансфузионной безопасностью требует неотложных мероприятий. Несмотря на все сложности, нужны незамедлительные действия, направленные на выведение производственной и клинической трансфузиологии на уровень международных требований и стандартов.
Стратегическими задачами службы крови и трансфузиологии являются улучшение качества обследования доноров, разработка системы профилактики посттрансфузионных осложнений, развитие материально-технической базы учреждений службы крови, внедрение новых технологий, разработка новой инструктивной и нормативно-технической документации, внедрение автоматизации и вычислительной техники в учреждениях службы крови.
III. Основные направления
1. Обеспечение исполнения Закона Республики Башкортостан "О донорстве крови и ее компонентов".
2. Совершенствование и формирование новых хозяйственно-экономических методов управления службой крови, укрепление связей с лечебно-профилактическими учреждениями республики.
3. Совершенствование и повышение эффективности изготовления компонентов и препаратов крови с применением новых перспективных технологий.
4. Создание комплексной системы контроля качества продукции на всех этапах технологического процесса переработки крови, начиная с момента сбора и заканчивая выдачей в лечебно-профилактические учреждения республики.
5. Участие в территориальных научно-практических программах по трансплантации органов и тканей.
6. Совместная научно-практическая работа с кафедрами Башкирского государственного медицинского университета.
IV. Задачи на 2003-2006 годы
1. Заготовка компонентов и препаратов крови
1.1. Проведение совместно с Республиканским Обществом Красного Креста и Республиканским Центром медицинской профилактики организационной работы по агитации и пропаганде безвозмездного донорства среди населения с использованием различных методов санитарно-просветительной работы и привлечением средств массовой информации с обращением особого внимания на пропаганду аутодонорства компонентов крови как одного из важнейших способов повышения безопасности трансфузионной терапии.
1.2. Совершенствование автоматизированной системы регистрации и учета донорских кадров, организация единого донорского центра.
1.3. Увеличение объема заготовки донорской крови и ее компонентов.
1.4. Увеличение объема заготовки криопреципитата, концентрата тромбоцитов, иммунной плазмы.
1.5. Расширение ассортимента плазмы с лечебным титром антибактериальных и антивирусных антител.
1.6. Увеличение запаса донорской крови редких групп в отделе долгосрочного хранения клеток крови (банк крови).
1.7. Полный переход на использование полимерных контейнеров при заготовке крови и обеспечение заготовки компонентов из каждой дозы цельной донорской крови.
1.8. Повышение интенсивности производства в целях сокращения времени пребывания доноров в операционной.
1.9. Совершенствование методов асептики и безопасности при проведении венепункций доноров и эксфузий донорской крови.
1.10. Обеспечение высокого качества выпускаемой продукции путем внедрения передовых технологий.
2. Профилактика распространения инфекций через продукты крови
2.1. Расширение перечня инфекций, на которые производится тестирование донорской крови.
2.2. Совершенствование качества обследования проб донорской крови за счет внедрения оборудования и тест-систем более высокого класса и степени надежности.
2.3. Сокращение сроков обследования проб донорской крови.
2.4. Строгий отбор донорских кадров - исключение из числа доноров лиц из групп риска.
2.5. Обеспечение вирусной безопасности препаратов крови увеличением сроков хранения (карантинное хранение).
2.6. Централизация карантинного хранения путем создания на базе РСПК, СПК г.г. Нефтекамска, Октябрьского, Стерлитамака и ОПК г.г. Сибая, Белорецка, с. Месягутово специализированных отделений карантинного хранения по территориальному принципу.
3. Система контроля качества
3.1. Участие в разработке комплекса методик и стандартов, регламентирующих требования к качеству входящих материальных ресурсов (сырья), технологических процессов и готовой продукции по всем видам производств (компонентов, препаратов крови, изосерологических стандартов, анализов и т.д.).
3.2. Приобретение соответствующих измерительных приборов, реактивов, упаковочных материалов для хранения промежуточного, готового и конечного продуктов - для гарантии эффективного и надежного контроля качества.
3.3. Оценка качества готовой продукции, входной контроль поступающего сырья и материалов, контроль за соответствием выполняемых производственных операций требованиям технологическим регламентов, правильной и четкой регистрацией процессов в протоколах, анализ причин несоблюдения технологических параметров и других ошибок.
V. Мероприятия и объемы финансирования республиканской
целевой программы "Безопасная кровь" на 2003-2006 годы
Программой предусматривается оснащение станций и отделений переливаний крови за счет средств республиканского бюджета следующим оборудованием для совершенствования заготовки и переработки крови:
Наименование оборудования |
Ориен- тиро- вочная цена (тыс.) |
Коли- чество |
Ориентировочная стоимость (в тыс.руб.) |
||||
всего | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |||
Центрифуга рефриже- раторная |
921 | 5 | 4605 | - | 1842 | 921 | 1842 |
Морозильные модули | - | 8 | 23790,3 | 23790,3 | - | - | - |
Аппарат для быстрого замораживания плазмы |
610 | 12 | 7320 | 7320 | - | - | - |
Плазмоэкстрактор | 2,95 | 10 | 30 | 9 | 6 | 9 | 6 |
Весы для взвешивания крови |
2,12 | 8 | 17 | - | 6,4 | 6,4 | 4,2 |
Тромбомиксер | 56 | 3 | 168 | - | 56 | 56 | 56 |
Автоклав для утили- зации использованных средств |
22 | 2 | 44 | 22 | 22 | ||
Автоклав для стери- лизации |
50 | 4 | 200 | - | 100 | 50 | 50 |
Размораживатель плазмы |
200,40 | 2 | 401 | - | 200,5 | 200,5 | - |
Биксы КСК-18,16 | 0,31 | 120 | 37 | 9,1 | 9,3 | 9,3 | 9,3 |
Сухожаровой шкаф | 12,35 | 10 | 123 | 24 | 24,8 | 37 | 37,2 |
Центрифуга лабора- торная |
15,8 | 7 | 111 | - | 32 | 48 | 31 |
Аппарат для цитафе- реза |
1459 | 1 | 1459 | - | - | - | 1459 |
ФЭК-1 | 50 | 5 | 250 | - | 100 | 100 | 50 |
Итого: | 38555,3 | 31152,4 | 2399 | 1459,2 | 3544,7 |
Приложение
к республиканской целевой программе
"Безопасная кровь" на 2003-2006 годы
Перечень
приобретаемого по городам и районам оборудования для
развития Службы крови Республики Башкортостан
Станция, отделение переливания крови |
Морозильный модуль -40 град. С |
Быстрозамораживатель | ||||||
1 | 2 | |||||||
Годы | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
РСПК | 2 | 3 | ||||||
Стерлитамак | 1 | 2 | ||||||
Октябрьский | 1 | 2 | ||||||
Нефтекамск | 1 | 2 | ||||||
Белорецк | 1 | 1 | ||||||
Дуванский | 1 | 1 | ||||||
Сибай | 1 | 1 | ||||||
Всего: | 8 | 12 | ||||||
Ориентировочная стои- мость в (тыс.руб.) |
23790,3 | 7320 |
Станция, отделение переливания крови |
Лабораторная центрифуга | Сухожаровой шкаф | ||||||
3 | 4 | |||||||
Годы | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
РСПК | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | |
Всего: | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | |
Ориентировочная стои- мость (в тыс.руб.) |
32 | 48 | 31 | 24 | 24,8 | 37 | 37,2 |
Станция, отделение переливания крови |
Плазмоэкстрактор | Аппарат для цитафереза | ||||||
5 | 6 | |||||||
Годы | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
РСПК | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | |||
Всего: | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | |||
Ориентировочная стои- мость (в тыс.руб.) |
9 | 6 | 9 | 6 | 1459 |
Станция, отделение переливания крови |
Быстроразмораживатель | Центрифуга рефрижераторная |
||||||
7 | 8 | |||||||
Годы | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
РСПК | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
Всего: | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
Ориентировочная стои- мость (в тыс.руб.) |
200,5 | 200,5 | 1842 | 921 | 1842 |
Станция, отделение переливания крови |
Автоклав для стерилизации | Автоклав для утилизации использованных систем |
||||||
9 | 10 | |||||||
Годы | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
РСПК | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Всего: | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Ориентировочная стои- мость (в тыс.руб.) |
100 | 50 | 50 | 22 | 22 |
Станция, отделение переливания крови |
Весы для взвешивания крови |
Тромбомиксер | ||||||
11 | 12 | |||||||
Годы | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
РСПК | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Всего: | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Ориентировочная стои- мость (в тыс.руб.) |
6,4 | 6,4 | 4,2 | 56 | 56 | 56 |
Станция, отделение переливания крови |
Биксы КСК-18, 16 | ФЭК-1 | ||||||
13 | 14 | |||||||
Годы | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
РСПК | 30 | 30 | 30 | 30 | 2 | 2 | 1 | |
Всего: | 30 | 30 | 30 | 30 | 2 | 2 | 1 | |
Ориентировочная стои- мость в (тыс.руб.) |
9,1 | 9,3 | 9,3 | 9,3 | 100 | 100 | 50 |
Станция, отделение переливания крови |
в ценах 2001 г. (тыс.руб.) | Источник финансирования |
15 | 16 | |
РСПК | 19213,3 | Республиканский бюджет |
Стерлитамак | 5120 | Республиканский бюджет |
Октябрьский | 4036 | Республиканский бюджет |
Нефтекамск | 4036 | Республиканский бюджет |
Белорецк | 2050 | Республиканский бюджет |
Дуванский | 2050 | Республиканский бюджет |
Сибай | 2050 | Республиканский бюджет |
Всего: | 38555,3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25 октября 2002 г. N 316 "О республиканской целевой программе "Безопасная кровь" на 2003-2006 годы"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 17 (155), ноябрь-декабрь 2002 г., ст. 1216