Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 5 ноября 2002 г. N 329 "О Концепции промышленной политики в Республике Башкортостан на 2003-2008 годы"

2. Органам исполнительной власти Республики Башкортостан использовать основные положения Концепции при разработке программ развития отраслей промышленности.

Премьер-министр
Республики Башкортостан

Р.И.Байдавлетов

 

Руководитель Аппарата
Кабинета Министров
Республики Башкортостан

Ф.М.Казакбаев

 

Концепция
промышленной политики в Республике Башкортостан на 2003-2008 годы
(одобрена постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 5 ноября 2002 г. N 329)

 

Введение

 

Концепция разработана в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О промышленной политике в Республике Башкортостан".

Концепция является основой промышленной политики на 2003-2008 годы. Назначение Концепции - оценить состояние и тенденции развития промышленности республики, определить цель и задачи промышленной политики, приоритетные направления развития промышленности и ее отраслей, предложить механизм реализации промышленной политики.

В Концепции изложены основные меры государственной поддержки и стимулирования, содержание мониторинга промышленной политики, принципы построения программ развития отраслей промышленности.

1. Оценка состояния и тенденции развития промышленного
комплекса республики

 

Промышленность является ведущей отраслью экономики республики. Доля промышленности в объеме ее валового регионального продукта (далее - ВРП) с 1997 года неуклонно растет и в 2000 году составила 43,7%. В настоящее время в промышленности занято 392 тысячи человек. Доля промышленности в налоговых поступлениях в бюджет составляет более 60%. Показатели, наиболее полно характеризующие промышленный комплекс республики, представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Основные показатели промышленности

 

Показатели 1995 1998 1999 2000 2001
Валовой региональный продукт, млн.
рублей

39436

64188

111519

160751

нд
доля промышленности, % 40,7 33,9 38,9 43,7 нд
Объем промышленной продукции, млн.
рублей

37880

46038

89032

141792

157059
Индекс физического объема продукции, в
% к 1990 г.

61,2

53,6

57,1

61,9

65,8
Инвестиции в основной капитал, млн.
рублей

3023

3698

6024

12587

18979*
доля промышленности в общих инвес-
тициях, %

41,0

38,9

40,6

38,9

46,4
Рентабельность реализованной продукции
(работ, услуг), %

23,5

3,3

32,2

28,6

22,1
Степень износа основных фондов, % 56,7 58,4 58,2 56,9 54,3
Среднегодовая численность ППП, тыс.
человек

474

407,7

399,4

405,4

392,2
Среднегодовая численность ППП, в % к
1990 г.

88,5

76,1

74,6

75,7

73,2
Коэффициент текущей ликвидности, % 112,3 88,2 106,1 124,2 125,9
Коэффициент автономии, % 68,6 58,3 59,0 60,2 61,9
Доля промышленности в налоговых пос-
туплениях в бюджет, %

40,5

55,2

66,3

73,1

64,3
Доля промышленности в общем объеме за-
долженности в бюджет, %

52,2

58,5

60,0

54,6

55,3
Доля затрат на оплату труда в структу-
ре затрат на производство и реализацию
продукции, %


7,7


11,0


9,2


10,0


13,9
Доля экспорта в объеме промышленной
продукции, %

15,4

28,6

39,0

44,1

41,3

 

* - данные без налога на добавленную стоимость.

 

Анализ экономической ситуации в республике показал, что с 1990 по 1998 год наблюдалось непрерывное сокращение объема промышленного производства. Спад носил системный характер и затронул все отрасли промышленности. В ходе рыночных преобразований объем промышленного производства сократился почти в 2 раза. Основными причинами сокращения промышленного производства стали такие общероссийские проблемы, как:

высокая инфляция, которая привела к замене денежных расчетов бартером;

рост взаимных долгов и неплатежей, увеличение задолженности в бюджет, задолженности по заработной плате;

сближение уровня внутренних и мировых цен, которое привело к увеличению доли импортной продукции на внутреннем рынке;

снижение платежеспособного спроса, которое обусловило сокращение производства потребительских товаров.

Динамика производства по отраслям промышленности существенно различалась: наибольший спад производства наблюдался в машиностроении и металлообработке, легкой промышленности, наименьший спад производства был отмечен в электроэнергетике, цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, промышленности строительных материалов, пищевой промышленности. Индексы физического объема промышленного производства по годам представлены в таблице 2.

Таблица 2

 

Индексы физического объема промышленного производства

 

                                                 (в % к предыдущему году)
Отрасли промышленности 1990 1995 1998 1999 2000 2001
Промышленность - всего 100,0 100,3 96,8 106,5 108,4 106,3
Электроэнергетика 99,7 102,9 95,9 101,0 103,1 100,4
Топливная промышленность 95,9 108,4 95,1 94,4 105,8 105,6
нефтедобывающая 94,8 94,3 95,6 94,9 96,2 97,7
нефтеперерабатывающая 96,8 111,9 94,7 94,2 116,5 109,9
угольная 83,6 51,5 39,0 38,3 - 35,9
Черная металлургия 100,8 112,5 111,3 113,6 117,7 100,2
Цветная металлургия 96,3 105,7 103,7 117,8 100,8 100,4
Химическая и нефтехимическая 96,3 110,0 98,2 146,0 113,6 94,9
химическая 96,3 106,5 102,0 207,3 129,7 94,4
нефтехимическая 96,2 114,6 94,5 134,2 107,5 96,4
Машиностроение и металлообработка 104,0 95,3 99,6 150,3 112,3 124,2
Лесная, деревообрабатывающая и цел-
люлозно-бумажная
96,2 103,0 101,0 106,8 101,1 94,0
Промышленность стройматериалов 105,5 100,5 100,1 103,0 107,3 104,8
Легкая промышленность 102,3 77,0 95,6 117,1 128,6 96,8
Пищевая промышленность 101,1 94,7 103,6 102,9 99,2 103,8
Медицинская промышленность 106,6 100,8 96,8 156,3 114,6 114,9

 

После экономического кризиса августа 1998 года обеспечен рост объема промышленного производства, вызванный девальвацией рубля и ее последствиями - ростом экспорта и увеличением импортозамещения. В целом по промышленности рост к предыдущему году составил в 1999 году - 6,5%, в 2000 - 8,4%, в 2001 - 6,3%. В результате увеличилась доля промышленности в ВРП, налоговых поступлениях в бюджет, снизилась доля убыточных предприятий. В 1999-2000 годах рост производства достигнут практически во всех основных отраслях промышленности - в черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, машиностроении и металлообработке, легкой промышленности, стекольной и фарфоро-фаянсовой, медицинской промышленности. Однако в 2001 году отмечается замедление темпов промышленного развития по сравнению с 2000 годом, объемы производства снизились в химической и нефтехимической, легкой промышленности.

В результате рыночных преобразований произошли изменения и в отраслевой структуре промышленности. Как видно из данных, приведенных в таблице 3, за период с 1990 по 2001 год возросла доля электроэнергетики и топливной промышленности, снизилась доля машиностроения и металлообработки, химии и нефтехимии, лесопромышленного комплекса, а также ряда других отраслей. Основная часть объемов остается сосредоточенной в четырех крупных отраслях: топливной, химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке, электроэнергетике.

Таблица 3

 

Отраслевая структура промышленного производства

 

Отрасли промышленности 1990 1995 1998 1999 2000 2001
Промышленность, всего 100 100 100 100 100 100
Электроэнергетика 5,9 11,6 14,4 9,4 8,8 10,4
Топливная промышленность 17,5 32,8 33,0 40,0 44,6 38,8
нефтедобывающая 5,0 11,4 11,7 16,7 20,5 17,2
нефтеперерабатывающая 12,1 21,2 21,2 23,3 24,1 21,6
угольная 0,4 0,2 0,1 0,02 0,00 0,00
Черная металлургия 2,4 1,8 2,2 1,7 1,9 1,9
Цветная металлургия 1,3 1,7 2,2 3,5 2,6 2,1
Химическая и нефтехимическая 16,9 21,9 13,3 15,5 15,9 15,7
химическая 6,6 6,1 6,6 8,1 8,5 8,6
нефтехимическая 10,3 15,8 6,7 7,4 7,4 7,1
Машиностроение и металлообработка 28,3 10,8 11,7 11,9 10,4 13,8
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлоз-
но-бумажная
2,8 1,5 1,8 1,6 1,3 1,6
Промышленность стройматериалов 2,4 3,5 4,1 2,6 2,1 2,2
Легкая промышленность 7,7 2,1 2,3 1,6 1,5 1,5
Пищевая промышленность 9,1 8,1 9,9 8,2 6,6 7,5
Медицинская промышленность 0,9 0,6 1,0 0,9 1,1 1,1

 

Несмотря на положительные тенденции в развитии промышленности, промышленный комплекс остается недостаточно конкурентоспособным, что вызвано постепенным сокращением действия благоприятных внешнеэкономических факторов, недостаточной конкурентоспособностью продукции и рядом других причин.

Низкая конкурентоспособность продукции во многом определяется состоянием основных фондов. Высокая степень износа основных фондов - около 55%, устаревшие технологии и, как следствие, высокая энерго- и ресурсоемкость производств ограничивают технологические возможности промышленных предприятий. Наиболее сложная ситуация сложилась в топливном комплексе - 56,9%, в химической и нефтехимической отрасли - 58,4%, электроэнергетике - 56,6%, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 54,2%, черной металлургии - 50,8%, в машиностроении и металлообработке - 51,3%. Предприятия вынуждены эксплуатировать производственные фонды, отслужившие нормативный срок, что ведет к ограничению возможности дальнейшего наращивания объемов производства за счет более полной загрузки мощностей, которые используются в среднем по промышленности на 50-60%.

Обновление основных фондов явно недостаточно: в 1999 году обновление основных фондов составило 4,3% общей стоимости основных фондов, в 2000 году - 5,8%, в 2001 году - 9,7%. Низкие темпы обновления основных фондов связаны с низкой инвестиционной привлекательностью предприятий, недостатком инвестиций. Основным источником инвестиций по-прежнему остаются собственные средства предприятий. В структуре инвестиций в основной капитал ведущее место занимают топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, пищевая промышленность.

С 1999 года улучшается финансовое состояние предприятий, коэффициент текущей ликвидности увеличился со 106,1% в 1999 году до 125,9% в 2001 году. Повысилась и финансовая устойчивость предприятий, коэффициент автономии вырос с 59% в 1999 до 62% в 2001 году. Все отрасли промышленности обеспечили положительный финансовый результат.

В 2001 году более 60% налоговых платежей составила доля предприятий промышленности. На долю топливной промышленности приходилось 34,1% налоговых платежей, второе место по объему налоговых платежей занимают машиностроение и металлообработка - 8,4%, третье место - пищевая промышленность - 6,6%. Остается высоким уровень задолженности промышленных предприятий в бюджет - 55,3% в общем объеме.

Внешнеторговый оборот республики в 2001 году составил 2550 млн. долларов США, что ниже уровня 2000 года на 11,4%. Объем экспорта составил 2221,8 млн. долларов США, что на 14% ниже уровня 2000 года. Сокращение произошло за счет продукции топливно-энергетического комплекса вследствие снижения цен на нефть.

В республиканском экспорте удельный вес продукции топливно-энергетического комплекса составил 75,4%, продукции нефтехимического комплекса - 15,1%, доля машиностроительной продукции составила 7%. Высокий удельный вес продукции топливно-энергетического комплекса в структуре экспорта обусловливает зависимость экономики республики от таких факторов, как мировые цены на энергоносители и валютный курс рубля. Причина сырьевой ориентации экспорта заключается в недостаточной конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей промышленности.

Объем импорта составил 329 млн. долларов США и по сравнению с 2000 годом увеличился на 7%. В структуре импорта преобладает машиностроительная продукция - 42%, минеральные продукты, топливо - 26%, химические продукты - 11,2%. Одной из проблем импортозамещения является незащищенность внутреннего рынка, вызванная унификацией импортного тарифа, недостатками таможенного администрирования.

Сокращение численности занятых в промышленном производстве происходило меньшими темпами, чем спад производства, что привело к снижению производительности труда. Вместе с тем это позволило, в основном, сохранить высококвалифицированные кадры и частично решить проблему занятости населения. Наиболее социально значимыми отраслями являются машиностроение и металлообработка - 30,8% численности промышленно-производственного персонала в промышленности, топливная - 13,4%, химическая и нефтехимическая - 10,2%, электроэнергетика - 7,6%, пищевая промышленность - 9,2%.

Важной проблемой остается низкий уровень качества менеджмента и маркетинга на предприятиях, не соответствующий современным условиям рыночной экономики. Не в полной мере используется научно-технический потенциал республики. Недостаточное развитие инновационной деятельности является причиной низкой доли наукоемкой продукции в общем объеме производства. Недостаток квалифицированных кадров является одним из сдерживающих факторов дальнейшего развития.

Остается высокой доля предприятий государственного сектора. К 2002 году в республике насчитывалось 297 крупных и средних предприятий государственного сектора, на их долю приходится около 26% объема промышленного производства. Почти треть предприятий государственного сектора убыточны. Удельный вес убытка предприятий госсектора в общей сумме убытка предприятий промышленности составил более 45%.

Объем производства малых предприятий составляет только 1,3% всей промышленной продукции, на них задействовано более 18 тысяч рабочих мест. Сдерживающим фактором развития малого бизнеса остается высокая капиталоемкость, длительная окупаемость производственных проектов по сравнению с другими секторами экономики.

Важной характеристикой уровня развития промышленности является экологическая эффективность производств. Основными загрязнителями атмосферы являются электроэнергетика, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, производителями отходов - предприятия горнодобывающего комплекса, химической и нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности. В последние десять лет отмечается устойчивая тенденция по уменьшению объемов выбросов и сбросов. Введены новые очистные установки, построены современные производства, позволившие сократить поступление загрязняющих веществ в окружающую среду. Вместе с тем в связи с высокой степенью износа оборудования, недостаточно эффективной работой очистных сооружений проблемы охраны окружающей среды остаются актуальными.

В сложившихся условиях становится особенно важным сохранение экономического роста на основе обновления техники и технологии, выпуска конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции, повышения эффективности и профессионализма управления, целенаправленного взаимодействия предприятий промышленности с органами государственной власти, эффективной промышленной политики.

2. Цель и основные задачи развития промышленности

 

Цель развития промышленности заключается в формировании на основе имеющегося потенциала современного высокотехнологичного промышленного комплекса, способного обеспечить производство конкурентоспособной продукции, стабильные налоговые поступления в республиканский бюджет, повышение уровня жизни населения.

Основными задачами развития промышленности Республики Башкортостан являются:

совершенствование управления на предприятиях, внедрение современных систем управления качеством, прогрессивных методов мотивации труда;

увеличение объема и ассортимента конкурентоспособной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках;

обеспечение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций в промышленность;

использование научно-технических разработок и новых результатов фундаментальных и прикладных исследований, внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий;

развитие сотрудничества с регионами Российской Федерации и зарубежными странами;

развитие инфраструктуры промышленности;

повышение экологической безопасности производств.

3. Приоритетные направления развития промышленности и ее отраслей

 

Реализация поставленной цели и задач, учитывая экономическую, социальную значимость, технологические и экологические критерии, будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям развития промышленности и ее отраслей.

 

3.1. Повышение конкурентоспособности предприятий

 

Повышение конкурентоспособности предприятий реализуется с помощью следующих мер:

совершенствование управления, использование современных методов и средств менеджмента;

создание центров финансового учета, выявление резервов сокращения затрат, снижение себестоимости продукции;

развитие маркетинга, проведение исследований товарных рынков, совершенствование ценовой политики предприятий;

реконструкция и модернизация предприятий, техническое перевооружение и диверсификация производств;

внедрение энергосберегающих технологий, развитие энергоаудита, энергетического консалтинга;

повышение качества продукции, внедрение современных систем управления качеством;

расширение номенклатуры и ассортимента импортозамещающей продукции;

совершенствование рекламной, выставочной деятельности предприятий, издание справочников промышленной продукции;

использование современных информационных технологий, оснащение аппаратными и программными средствами автоматизации и информатизации;

развитие кооперации между промышленными предприятиями и торговыми организациями;

создание аналитических, маркетинговых, венчурных фирм, проведение ими исследований в интересах развития предприятий, а также расширение консалтинговых и экспертных услуг.

3.2. Кадровое обеспечение

 

Реализация промышленной политики во многом зависит от качественного решения задачи ее кадрового обеспечения. Для этого предусматривается:

приведение структуры подготовки кадров в соответствие с текущими и перспективными потребностями промышленности;

вовлечение научного и интеллектуального потенциала Республики Башкортостан (НИИ, КБ) в процесс обучения и подготовки кадров;

формирование системы непрерывного образования и повышения квалификации рабочих по широкому спектру специальностей;

обеспечение профессионального уровня управления предприятиями - подготовка высококвалифицированных кадров в сфере менеджмента, маркетинга, управления персоналом;

целевая подготовка и переподготовка специалистов по приоритетным направлениям науки и техники.

3.3. Привлечение инвестиций в промышленность

 

Для реализации поставленной цели и задач промышленного развития необходимо привлечение инвестиций в промышленность. Для решения проблемы привлечения инвестиций важно обеспечить:

развитие корпоративного управления, совершенствование взаимоотношений между собственниками и менеджерами, обеспечение "прозрачности" финансово-экономической информации предприятий для их собственников, кредиторов и инвесторов;

привлечение средств путем эмиссии ценных бумаг;

развитие лизинга технологий и оборудования;

формирование системы инвестиционного проектирования;

создание совместных предприятий с иностранными партнерами;

развитие венчурного инвестирования, в том числе в сфере инновационной деятельности;

создание холдингов и финансово-промышленных групп.

 

3.4. Развитие инновационной деятельности

 

Развитие инновационной и научно-технической деятельности в промышленности включает проведение следующих мер:

развитие региональной инфраструктуры инновационной деятельности, инновационных фондов, инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов;

развитие технологического прогнозирования;

формирование и реализация инновационных программ, совершенствование системы экспертизы проектов, системы продвижения инновационных разработок в производство;

патентование за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;

внедрение средств автоматизированного проектирования (CAD), технологической подготовки производства (CAM), средств календарного планирования, планирования производственных ресурсов, учета хода производства (MRP/ERP), средств управления данными о продукте (PDM).

3.5. Развитие внешнеэкономической деятельности

 

В области расширения внешнеэкономической деятельности основными направлениями должны стать:

расширение экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего высокотехнологичной и наукоемкой продукции, машин и оборудования;

развитие сотрудничества с развивающимися странами, восстановление и развитие кооперации, а также технического содействия;

сертификация систем управления качеством предприятий в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000, создание участков сертификационных испытаний и организаций для сертификации;

участие предприятий в международных выставках, презентациях, формирование благоприятного имиджа промышленности на внешних рынках, использование мировых информационных систем для рекламы экспортного потенциала республики.

3.6. Повышение экологической безопасности производств

 

Для повышения экологической безопасности производств необходимо:

внедрение элементов экологического аудита и страхования;

проведение экспертизы экологической безопасности предприятий;

обеспечение соблюдения технологических требований;

внедрение средств автоматического контроля на источниках выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

 

3.7. Приоритетные направления развития отраслей промышленности

 

В топливном комплексе основные усилия необходимо сконцентрировать на создании надежной сырьевой базы, поддержании объемов добычи углеводородного сырья, в том числе за счет освоения новых месторождений за пределами республики, увеличении глубины переработки углеводородного сырья, а также использовании высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки сырья и продуктов переработки. В нефтедобывающей промышленности необходимо повышение эффективности геологоразведочных работ, разведочного бурения, совершенствование технологий разработки месторождений нефти, бурение горизонтальных скважин и боковых стволов, использование комбинированных технологических приемов добычи нефти, снижение технологических потерь углеводородного сырья. В нефтеперерабатывающей промышленности важнейшим направлением является дальнейшее повышение глубины переработки нефти и доли прогрессивных вторичных процессов, вывод из эксплуатации неэффективных установок, повышение качества продукции нефтепереработки в соответствии с действующими отечественными и международными стандартами.

Приоритетными направлениями в энергетике являются следующие:

повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, внедрение высокоэффективных энергосберегающих технологий и оборудования;

надежное удовлетворение потребностей экономики в электрической и тепловой энергии;

освоение гидроэнергетических ресурсов, строительство гидроэлектростанций в республике;

внедрение экономически эффективных парогазовых и газотурбинных установок, а также других установок, на возобновляемых источниках энергии;

проведение энергетической экспертизы проектов строительства новых и реконструкции действующих мощностей;

ликвидация перекрестного субсидирования для различных групп потребителей.

Ориентирами в химическом и нефтехимическом комплексе являются:

расширение производства ориентированных на экспорт и импортозамещающих видов продукции;

внедрение энергосберегающих и экологически чистых технологий;

техническое перевооружение, модернизация и реконструкция морально и физически устаревшего оборудования, завершение строительства новых производств.

Ключевыми направлениями в машиностроительном комплексе являются:

разработка и производство высокотехнологичного оборудования для технического перевооружения промышленности;

использование технологий двойного применения - изготовление газотурбинных энергоустановок; турбодетандеров и газоперекачивающих станций, производство установок малой и нетрадиционной энергетики;

современное станкостроение, изготовление станков с ЧПУ, робототехнических комплексов и гибких производственных систем, изготовление продукции на роторных и роторно-конвейерных комплексах, автоматических линиях;

развитие перспективных технологий - создание теплообменной аппаратуры, теплоизолирующей техники, винтовых насосных установок, малотоннажных установок по переработке нефти; гидромониторов, опытного оборудования для эксплуатации двух и трех скважин одним станком-качалкой, других технологий для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;

производство авиационной техники, изготовление приборов, агрегатов, вертолетов гражданской авиации;

производство автомобильной и вездеходной техники;

развитие сельскохозяйственного машиностроения.

В металлургическом комплексе приоритетным направлением является реконструкция и модернизация предприятий, ресурсо- и энергосбережение, расширение ассортимента и повышение качества продукции.

В черной металлургии - технологическое и техническое обновление производства, увеличение производства конкурентоспособной металлопродукции высокой степени переработки, освоение производства новых профилей проката.

В цветной металлургии - создание целостной цепи добывающего, обогатительного производств, ввод мощностей по добыче руды на строящихся подземных и открытых рудниках, разведка и разработка резервных месторождений, совершенствование технологии обогащения руд с целью улучшения комплексности использования сырья и улучшения качества концентратов, повышение передела производств.

В промышленности строительных материалов необходимы техническое перевооружение и модернизация производственной базы для обеспечения строительного комплекса качественными материалами и конструкциями, обеспечивающими долговечность и снижение затрат на капитальное строительство и эксплуатацию. Основными направлениями развития отрасли являются:

внедрение гибких технологий для производства строительных конструкций, позволяющих обеспечить снижение стоимости и повышение качества строительных материалов и изделий;

внедрение предприятиями отрасли автономных инженерных систем жизнеобеспечения;

производство железобетонных изделий для крупнопанельного домостроения, отвечающих современным теплотехническим требованиям;

производство эффективных видов утеплителей и оконных блоков для возведения зданий и сооружений, отвечающих современным теплотехническим требованиям.

Приоритетными направлениями развития легкой промышленности являются увеличение производства и расширение ассортимента продукции в соответствии с потребностями внутреннего рынка, внедрение новых технологий и современного оборудования, обеспечение условий для создания оптимальных схем ресурсного обеспечения производства и сбыта продукции.

В стекольной промышленности приоритетными направлениями являются освоение производства автомобильного и строительного безопасного стекла, использование технологий многослойных и однослойных покрытий различного назначения, расширение ассортимента стеклянной тары. В фарфоро-фаянсовой промышленности необходимо техническое переоснащение, развитие производства керамической плитки, повышение качества и расширение ассортимента посуды.

В медицинской промышленности основными направлениями должны стать обеспечение выпуска медицинской продукции для лечения наиболее распространенных заболеваний, производство импортозамещающей медицинской продукции, развитие производства субстанций лекарственных средств, создание дополнительных рабочих мест за счет обеспечения ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей и перепрофилирование ряда устаревших производств на выпуск более эффективных видов медицинской продукции, внедрение новых и усовершенствованных технологических процессов, оборудования, повышение эффективности научных исследований по разработке и освоению производства современных лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, новых видов сырья и материалов.

В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности необходимо развитие производства эффективной глубокой переработки древесины - организация переработки древесины в районах их заготовки - создание малых лесопильных предприятий, расширение использования технологий, обеспечивающих быструю смену ассортимента современной конкурентоспособной мебели, развитие ориентированных на экспорт производств, производства фанеры, древесно-стружечных и древесноволокнистых плит, продукции лесохимии - этилацетата и уксусной кислоты.

Приоритетные направления развития пищевой промышленности предусмотрены Концепцией реформирования агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2001-2005 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 23 февраля 2001 года N 39.

 

4. Механизм реализации промышленной политики

 

Реализация промышленной политики и ее успех во многом зависят от эффективного взаимодействия предприятий промышленности с органами государственной власти, учреждениями науки, российскими и зарубежными инвесторами. Достижение поставленной цели во многом зависит от повышения профессионального уровня и эффективности государственного управления в промышленности, государственной поддержки предприятий.

Основой механизма развития промышленного производства должны стать программы развития отраслей промышленности.

 

4.1. Основные меры государственной поддержки и стимулирования

 

Прямые меры государственной поддержки предусматривают:

инвестиции в уставный капитал эффективных предприятий, имеющих стабильный или развивающийся рынок, возможность расширения производства;

целевое бюджетное кредитование модернизации технологий, освоения производства высокотехнологичной продукции, продукции с длительным циклом изготовления;

финансирование актуальных НИОКР, патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции.

Основными косвенными мерами государственной поддержки должны стать:

предоставление государственных гарантий инвесторам, в том числе гарантий на закупку высокотехнологичного оборудования и иной наукоемкой продукции (технологий, ноу-хау);

повышение эффективности управления государственным имуществом, совершенствование системы представления интересов государства в органах управления акционерных обществ;

организационно-правовая поддержка реорганизации и реструктуризации градообразующих предприятий;

расширение сотрудничества с международными организациями, в том числе с ЮНИДО, в реализации промышленной политики;

развитие банковской деятельности в сфере экспортно-импортного кредитования предприятий;

поддержка в проведении экспортоориентированными предприятиями международной сертификации их производств и продукции;

содействие предприятиям, участвующим в российских, международных тендерах.

Меры стимулирования развития промышленности:

информационная поддержка в освоении продукции, совершенствовании рекламной, выставочной деятельности представительствами Республики Башкортостан;

сотрудничество с субъектами Российской Федерации, зарубежными странами в продвижении продукции промышленных предприятий;

совершенствование системы подбора, подготовки, переподготовки, аттестации, заключения контракта с директорами государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием;

совершенствование системы государственных закупок, в том числе внедрение системы электронных торгов;

развитие инфраструктуры инновационной деятельности;

поддержка республиканских и местных структур, способствующих развитию малого бизнеса.

4.2. Ресурсное обеспечение промышленной политики

 

Основными ресурсами реализации промышленной политики являются:

средства, предусмотренные федеральными и республиканскими целевыми программами;

собственные средства предприятий;

привлеченные инвестиции - инвестиции собственников, средства внебюджетных фондов, банковские кредиты, кредиты по линии международных банков и организаций;

средства республиканского бюджета Республики Башкортостан и бюджетов районов и городов;

промышленный лизинг;

иные источники финансирования.

 

4.3. Критерии выбора приоритетов для государственной поддержки

 

При оказании государственной поддержки субъектам промышленной деятельности приоритетными являются следующие критерии:

доля производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции;

устойчивое финансово-экономическое состояние предприятия, в том числе уровень оборачиваемости и рентабельности;

отсутствие задолженности в бюджет и внебюджетные фонды;

сохранение и увеличение числа рабочих мест.

В качестве важнейшего условия при оказании государственной поддержки должен рассматриваться объем собственных инвестиционных ресурсов предприятия, его собственников, а также такие принципы, как срочность, возвратность государственной поддержки, объем ранее оказанной государственной поддержки и эффективность ее использования.

4.4. Мониторинг промышленной политики

 

Мониторинг промышленной политики заключается в контроле за реализацией Концепции промышленной политики в Республике Башкортостан на 2003-2008 годы, выполнением программ развития отраслей промышленности в Республике Башкортостан и предусматривает исследование и прогнозирование тенденций развития промышленности, оценку проблем в различных отраслях промышленности, оценку эффективности мероприятий промышленной политики, прогнозирование ожидаемых результатов.

Мониторинг промышленной политики осуществляется органами исполнительной власти Республики Башкортостан с участием предприятий и включает в себя:

мониторинг и анализ деятельности предприятий, отраслей промышленности и всей промышленности в целом, рейтинговые оценки предприятий и отраслей;

мониторинг товарных рынков по схемам "спрос - предложение", "ввоз - вывоз" товаров, сырья, материалов, оборудования;

систему реестров предприятий и организаций промышленности (стратегически важных, федерального значения, градообразующих, ориентированных на экспорт, бюджетонаполняющих и др.);

банк данных инвестиционных и инновационных проектов;

справочники промышленной продукции, бюллетени по новой технике и технологиям.

Для обеспечения комплексного подхода к мониторингу промышленной политики необходимо создание единой республиканской базы данных, формируемой из различных информационных источников - органов исполнительной власти Республики Башкортостан, промышленных предприятий и иных источников.

Кабинет Министров Республики Башкортостан осуществляет координацию деятельности по мониторингу промышленной политики и определяет основного разработчика системы мониторинга промышленной политики.

4.5. Принципы построения программ развития отраслей промышленности

 

Программы развития отраслей промышленности разрабатываются в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О промышленной политике в Республике Башкортостан".

Основные принципы построения программ развития отраслей промышленности.

Системность. Предусматривает рассмотрение проблем с учетом причин их возникновения, поиск нескольких возможных вариантов их решения и выбор оптимального, научную обоснованность применяемых методов анализа, определение круга исполнительных органов и общественных организаций, привлекаемых к решению проблем, ответственность за принимаемые рекомендации и решения.

Комплексность. Означает необходимость взаимосвязанности программ развития отраслей в целом, мероприятий программы развития отдельной отрасли промышленности, обеспечение взаимодействия всех исполнителей.

Целенаправленность. Означает целевой характер и адресное (селективное) предоставление мер государственной поддержки, целевую направленность программных мероприятий.

Эффективность. Предусматривает достижение высоких экономических показателей планируемых мероприятий, включает коммерческую, бюджетную, социальную эффективность.

5. Этапы реализации Концепции

 

Реализация Концепции промышленной политики Республики Башкортостан предусматривает два этапа:

краткосрочный этап (2003-2004 годы);

среднесрочный этап (2005-2008 годы).

Каждый из этапов предполагает достижение определенного уровня значения показателей, характеризующих как степень промышленного развития, так и ряд макроэкономических индикаторов, отражающих состояние экономики и согласующихся с темпами и пропорциями социально-экономического развития республики в целом.

 

5.1. Краткосрочный этап (2003-2004 годы)

 

Реализация данного этапа предполагает:

сохранение устойчивого роста объемов промышленного производства;

расширение номенклатуры производства продукции конечного потребления;

развитие ориентированных на экспорт производств;

разработка программ развития отраслей промышленности;

создание и внедрение системы мониторинга промышленной политики;

формирование сети инвестиционных фондов развития промышленности, маркетинговых и экспертно-аналитических центров;

создание системы информационной инфраструктуры.

5.2. Среднесрочный этап (2005-2008 годы)

 

В среднесрочной перспективе планируется:

обновление, модернизация и техническое перевооружение основных фондов промышленных предприятий;

развитие республиканской инновационной системы инновационных фондов, инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов, технопарков;

освоение производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции;

повышение качественных параметров экономического развития промышленности;

увеличение удельного веса промышленного производства Республики Башкортостан в структуре промышленного производства России;

повышение уровня жизни населения.

Заключение

 

Концепция промышленной политики в Республике Башкортостан на 2003-2008 годы является основой инструментария реализации Закона Республики Башкортостан от 6 декабря 1999 года N 38-з "О промышленной политике в Республике Башкортостан", содержит характеристику промышленного комплекса республики, определяет приоритетные направления развития промышленности и ее отраслей, предусматривает механизм реализации промышленной политики.

На основе Концепции будут разработаны программы развития отраслей промышленности Республики Башкортостан.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Концепция является основой промышленной политики на 2003-2008 годы. Назначение Концепции - оценить состояние и тенденции развития промышленности республики, определить цель и задачи промышленной политики, приоритетные направления развития промышленности и ее отраслей, предложить механизм реализации промышленной политики. В Концепции изложены основные меры государственной поддержки и стимулирования, содержание мониторинга промышленной политики, принципы построения программ развития отраслей промышленности. На основе Концепции будут разработаны программы развития отраслей промышленности Республики Башкортостан.

 

 

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 5 ноября 2002 г. N 329 "О Концепции промышленной политики в Республике Башкортостан на 2003-2008 годы"

 

Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 18 (156), декабрь 2002 г., ст. 1262