город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя И.А.Адигамова, судей Л.Ш.Гумеровой, Е.Л.Слепнева, А.Г.Хабибулина,
с участием гражданина Ф.Ш.Янгуразова, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд Республики Башкортостан, а также приглашенных на заседание Полномочного Представителя Президента Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Ф.Р.Муратшина, постоянного представителя Государственного Собрания Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Н.Ф.Зиганшина, Полномочного представителя Правительства Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Л.И.Рахматуллиной, заместителя Прокурора Республики Башкортостан В.Ю.Мальцева, судьи Верховного Суда Республики Башкортостан З.Х.Осетровой, Министра юстиции Республики Башкортостан В.И.Спеле, помощника Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека В.А.Ефименко, главного советника Аппарата Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С.А.Юлчурина, начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Р.Х.Кильмякова, заместителя Министра экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан З.Х.Акбашевой, Председателя Башкирской республиканской организации российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса Б.Н.Воробьева, заместителя Председателя Уфимского городского Совета А.С.Баранова, первого заместителя Главы администрации города Уфы В.В.Федорова, начальника Управления транспорта и связи администрации города Уфы А.С.Канцефарова,
руководствуясь пунктом 5 части первой статьи 106 Конституции Республики Башкортостан, подпунктом "д" пункта 2 статьи 3, статьями 34, 74, 103, пунктом "а" статьи 104 и статьей 106 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Положения о конкурсе владельцев автобусов на получение права работы в городе Уфе на городских и пригородных коммерческих автобусных маршрутах, утвержденного пунктом 2 Решения сессии Уфимского городского Совета от 25 декабря 2001 года "О порядке организации пассажирских перевозок в г. Уфе на городских и пригородных автобусных маршрутах юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями", в части установления оценочного показателя бесплатной перевозки льготных категорий граждан на коммерческих маршрутных автобусах.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Ф.Ш.Янгуразова и других индивидуальных предпринимателей (всего 12 человек) на нарушение их конституционных прав и свобод указанным оценочным показателем конкурса.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемая в жалобе норма.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Е.Л.Слепнева, объяснения сторон, заключения экспертов - кандидата экономических наук Р.М.Сафуанова, кандидатов юридических наук Э.А.Кагировой и А.М. Хасанова,
исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. 25 декабря 2001 года Уфимский городской Совет принял Положение о конкурсе на получение права работы в городе Уфе на городских и пригородных коммерческих автобусных маршрутах (далее - Положение о конкурсе), предусматривающее перечень показателей, при выполнении которых владельцы автобусов (микроавтобусов) получают право осуществлять пассажирские перевозки на одном из городских маршрутов.
Положение о конкурсе устанавливает в качестве одного из оценочных показателей бесплатную перевозку льготных категорий граждан. По мнению заявителей, указанный показатель умаляет их конституционные права и законные интересы в сфере оказания транспортных услуг.
Согласно пункту "а" статьи 104 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" жалоба на нарушение нормативным актом местного органа государственной власти Республики Башкортостан конституционных прав и свобод допустима, если обжалуемый акт затрагивает конституционные права и свободы граждан и применен в конкретном деле заявителей (протокол заседания городской конкурсной комиссии от 21 февраля 2002 года).
Решение Уфимского городского Совета от 25 декабря 2001 года принято в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения в автобусных перевозках, развития городской маршрутной сети и обеспечения безопасности пассажирских перевозок на основании Федеральных законов "О безопасности дорожного движения", "О лицензировании отдельных видов деятельности", Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава автомобильного транспорта РСФСР, а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации (в частности, Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами).
По смыслу вышеназванных федеральных нормативных правовых актов нормальное функционирование рынка транспортных услуг требует четкой организации управления деятельностью по перевозке пассажиров. Для этого в городе Уфе определена общая линия пассажирского транспорта и обслуживающих ее маршрутов, принимаются меры по созданию условий для работы владельцев транспортных средств и обеспечению между ними добросовестной конкуренции, защите прав потребителей. Именно в целях упорядочения движения автомобильного транспорта общего пользования и определения предельного количества автобусов, необходимых для перевозки пассажиров по утвержденным городским маршрутам, в частности, проводится конкурс среди претендентов на обслуживание маршрутов (приложение N 2 к Решению Уфимского городского Совета от 25 декабря 2001 года). Порядок предоставления права перевозки пассажиров на определенных маршрутах предусматривает оценку в баллах состояния транспортного средства, соблюдения требований по безопасности дорожного движения, условий ранее заключенных договоров с администрацией города, условий лицензирования, организации и проведения технического обслуживания и ремонта автобуса и перевозку пассажиров в соответствии со списком льготных категорий граждан. Владелец автобуса приобретает право обслуживать выигранный по конкурсу конкретный автобусный маршрут, наиболее привлекательный с точки зрения его протяженности ("короткий" или "длинный"), насыщенности маршрута подвижным составом, схемы движения, объема пассажиропотока и других обстоятельств. Маршрут открывается с соблюдением требований, установленных пунктами 4.6, 4.15-4.19 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 8 января 1997 года (с изменениями от 18 июля 2000 года).
На владельцев автобусов (микроавтобусов) возлагается обязанность обеспечить соответствие водителей основным и дополнительным квалификационным требованиям по их надежности и предъявлять на каждое автотранспортное средство лицензионную карту. Организация перевозок, согласно пункту 1.5 Положения об организации в городе Уфе городских и пригородных коммерческих автобусных маршрутов юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями, осуществляется на принципах самофинансирования и самоокупаемости (приложение N 1 к Решению Уфимского городского Совета от 25 декабря 2001 года). Таким образом, названным Решением Уфимского городского Совета не предусматривается возможность выполнения регулярных перевозок пассажиров по государственным заказам, частично или полностью финансируемых за счет средств городского бюджета. Из этого следует, что предписания местных органов государственной власти Республики Башкортостан, касающиеся предоставления перевозчиками льгот по оплате проезда отдельным категориям лиц без компенсации выпадающих в этом случае их доходов, могут носить только рекомендательный характер, что не исключает возможности предоставления таких льгот по усмотрению владельца автобусов.
Итоги конкурса подводятся исходя из суммирования оценочных показателей. Как показывает анализ, в Положении о конкурсе текстуально воспроизводится часть лицензионных требований и условий, предъявляемых к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров на коммерческой основе автомобильным транспортом, а также конкретизированы нормы Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами.
В силу федеральных предписаний соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения и безопасности перевозок пассажиров являются основными критериями для подведения итогов конкурса.
Между тем, на оспариваемый заявителями оценочный показатель бесплатной перевозки пассажиров приходится более одной трети суммы баллов конкурса и, по сути, он имеет решающее значение для отбора победителей и выдачи им паспорта на заявленный маршрут. По итогам конкурса между конкурсантом и Управлением транспорта и связи администрации города Уфы заключается договор, содержащий особое условие, в силу которого предприниматель обязуется безвозмездно осуществлять перевозку льготных категорий граждан. Однако на судебном заседании заинтересованные лица показали, что после заключения договора о работе на выигранном маршруте не предусматриваются контроль за соблюдением оспариваемого условия конкурса, учет и отчетность по нему.
Уфимский городской Совет, принимая в пределах своей компетенции решение о конкурсном порядке предоставления права пассажирских перевозок, должен был установить оценку в баллах каждого показателя, исходя из степени его значимости для организации пассажирских перевозок и, прежде всего, основных условий, обеспечивающих безопасность дорожного движения, соблюдение графиков движения, культуру и качество обслуживания граждан.
Следовательно, при прочих равных условиях, в частности, если в представленных для участия в конкурсе документах отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии преимущества в части соблюдения федеральных требований, исполнении налоговых обязанностей, инвестиций в развитие маршрутной сети и других обстоятельств, этот показатель, исходя из принципа равных прав претендентов, может быть использован в качестве лишь дополнительного критерия оценки участников конкурса. Допустимость названного показателя обусловливается также введением для перевозчиков обязанности оснастить каждый автобус учетными документами, подтверждающими количество пассажиров, которые использовали названные льготы.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 72, статьями 73, 74, 75, 90 и 107 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Признать Положение о конкурсе владельцев автобусов на получение права работы в городе Уфе на городских и пригородных коммерческих автобусных маршрутах, утвержденное пунктом 2 Решения Уфимского городского Совета от 25 декабря 2001 года "О порядке организации пассажирских перевозок в г. Уфе на городских и пригородных автобусных маршрутах юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями", в части установления оценочного показателя бесплатной перевозки льготных категорий граждан на коммерческих маршрутных автобусах, с учетом выявленного в настоящем Постановлении смысла, не противоречащим Конституции Республики Башкортостан.
Исходя из сформулированной в настоящем Постановлении правовой позиции, оценочный критерий бесплатной перевозки льготных категорий граждан подлежит пересмотру в установленном порядке.
2. На основании части первой и второй статьи 79 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. На основании статьи 78 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан" и в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан".
Конституционный Суд Республики Башкортостан
N 21-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 4 января 2003 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности Положения о конкурсе владельцев автобусов на получение права работы в городе Уфе на городских и пригородных коммерческих автобусных маршрутах в части установления оценочного показателя бесплатной перевозки льготных категорий граждан на коммерческих маршрутных автобусах в связи с жалобой Янгуразова Фаниля Шамильевича и других собственников автобусов"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 14 (25246) от 23 января 2003 г.; в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 4 (160), март 2003 г., ст. 207