По-видимому, в предыдущем абзаце допущены опечатки. Программа утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 20 июня 2001 г. N 139 и следует читать: "федеральной программой "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг."
1. Утвердить прилагаемую программу "Информатизация системы образования Республики Башкортостан и развитие республиканской образовательной информационной среды (РОИС) на 2002-2006 годы".
2. Расходы по реализации программы производить за счет смет расходов учреждений образования в пределах средств, утверждаемых в республиканском бюджете и бюджетах районов и городов по разделу "Образование" на соответствующий год.
3. Министерству образования Республики Башкортостан направлять проекты, реализуемые в рамках данной программы, на экспертизу в Правительственную комиссию Республики Башкортостан по информатизации в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 17 июня 2002 года N 188.
Премьер-министр
Республики Башкортостан |
Р.И.Байдавлетов |
Руководитель Аппарата
Кабинета Министров
Республики Башкортостан |
Ф.М.Казакбаев |
Программа
"Информатизация системы образования Республики
Башкортостан и развитие республиканской образовательной
информационной среды на 2002-2006 годы"
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 31 декабря 2002 г. N 386)
Паспорт Программы
/-----------------------------------------------------------------------\
|Основание для | Постановление Кабинета Министров Республики Башкорто-|
|принятия решения| стан от 20 июня 2000 г. N 139 "Об утверждении комп- |
|о разработке | лексной Программы по реализации основных направлений |
|Программы | и положений Послания Президента Республики Башкорто- |
| | стан Государственному Собранию "К рубежам устойчивого|
| | развития (О положении в республике и основных направ-|
| | лениях ее дальнейшего развития)". |
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Слова "от 20 июня 2000 г." следует читать: "от 20 июня 2001 г."
|----------------+------------------------------------------------------|
|Государственный | Кабинет Министров Республики Башкортостан (КМ РБ). |
|заказчик | |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Разработчики | Министерство образования Республики Башкортостан (МО |
| | РБ), |
| | Академия наук Республики Башкортостан (АН РБ), |
| | Башкирский республиканский центр новых информационных|
| | технологий (РЦНИТ), |
| | Башкирский институт развития образования (БИРО). |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Сроки реализации| 2002-2006 годы. |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Основные этапы | Создание, проектирование и развертывание республикан-|
|реализации и | ской образовательной информационной среды (РОИС), ин-|
|система програм-| тегрированной в российское и мировое информационное |
|мных мероприятий| пространство на базе единого образовательного порта- |
| | ла. |
| | Создание условий для разработки электронных учебных |
| | материалов и средств поддержки учебного процесса. |
| | Повышение квалификации и профессиональная переподго- |
| | товка педагогических, административных и инженерно- |
| | технических кадров в области новых информационных |
| | технологий; организация системы дистанционного обуче-|
| | ния и консультирования преподавателей и учащихся |
| | учебных заведений различного уровня. |
| | Обеспечение образовательных учреждений компьютерной |
| | техникой, средствами телекоммуникаций, лицензионно |
| | чистыми и сертифицированными программными продуктами,|
| | мебелью и средствами психофизиологической и эргономи-|
| | ческой поддержки пользователей. |
| | Налаживание работы инфраструктуры сервисной службы и |
| | эффективного ее функционирования. |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Исполнители | Министерство образования Республики Башкортостан, |
| | образовательные и научные учреждения, |
| | предприятия различных форм собственности. |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Источники финан-| Финансирование работ предполагается осуществлять за |
|сирования | счет смет расходов учреждений образования в пределах |
| | средств, утверждаемых в республиканском бюджете и |
| | бюджетах районов и городов по разделу "Образование" |
| | на соответствующий год. |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Система органи- | Система организации контроля за исполнением Программы|
|зации контроля | определяется Министерством образования Российской Фе-|
|за исполнением | дерации, Министерством экономического развития и тор-|
|Программы | говли Российской Федерации и Министерством финансов |
| | Российской Федерации, Министерством образования и Ми-|
| | нистерством финансов Республики Башкортостан. |
\-----------------------------------------------------------------------/
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
принятия Программы (концептуальная часть)
1. Введение
Настоящая Программа разработана в целях выполнения мероприятий комплексной Программы по реализации основных направлений и положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию "К рубежам устойчивого развития (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 20 июня 2000 года N 139, и в целях интеграции с федеральной программой "Развитие единой информационной образовательной среды (РОИС) на 2002-2006 гг."
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Программа утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 20 июня 2001 г. N 139
Программа базируется на решениях органов государственной власти России, касающихся вопросов информатизации: "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов" (одобрена решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г., N Пр-1694), "Концепция правовой информатизации России" (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 477). Сфера действия Программы определена и разработана в соответствии с Законами Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации"; "Об участии в международном информационном обмене", а также рядом федеральных целевых и отраслевых программ<*>.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. "Концепция правовой информатизации России" утверждена Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966
Отличительной чертой современного этапа развития образовательной системы является качественная модернизация всех основных ее компонентов. Интенсивное инновационное обновление образования невозможно без широкого применения новейших информационных технологий. Информатизация образования становится не только феноменом педагогической реальности, но и профессионально-ценностной ориентацией, неотъемлемой характеристикой, пронизывающей все стороны деятельности большинства субъектов сферы образования.
В условиях современного динамичного развития общества, усложнения технической и социальной инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как материальные и энергетические ресурсы. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и внешнем рынках.
Сегодня в республике есть все предпосылки для ускорения процесса информатизации образования как ведущего фактора информатизации общества в целом. Практически в каждом звене системы образования накоплена научно-методическая информация для формирования банков обмена с другими звеньями, в районах и городах республики созданы web-узлы Интернет, позволяющие осуществить этот обмен на практике. Большинство отделов образования, а также многие школы имеют компьютерную технику, достаточную для этой работы.
Таким образом, в республике назрела необходимость координации целей и задач компьютеризации и информатизации системы образования. С одной стороны, процесс компьютеризации в основном идет в направлении накопления компьютерной техники и ее использования для решения узких задач, с другой стороны, перед образованием республики сегодня поставлены масштабные задачи участия в реализации федеральных программ "Электронная Россия", "Информационная система учебного книгоиздания", "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг." #
Отправными точками в этой работе являются компьютеризация учреждений образования и создание РОИС.
Появление новых источников информации требует создания районных, городских и республиканских медиацентров, задача которых - предоставление информации на всех видах носителей. Медиацентры в соответствии с целевой республиканской Программой "Компьютеризация образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2001-2005 гг." создаются во всех учреждениях сферы образования, на всех уровнях - от республиканского (медиацентр Министерства образования Республики Башкортостан) до школьного (школьные медиацентры). Базой для создания медиацентров районного уровня в составе районных центров педагогической информации (РЦПИ) могут служить информационно-прокатные центры.
Необходимость принятия Программы "Информатизация системы образования Республики Башкортостан и развитие республиканской образовательной информационной среды на 2002-2006 годы" диктуется, прежде всего, тем, что общероссийская концепция информатизации сферы образования предлагает смещение центра этой работы в регионы.
В этой ситуации Республика Башкортостан должна найти свои ориентиры в области информатизации важнейших сфер общества в целом и образования в частности. При этом гармоничное сочетание государственных интересов республики с общероссийскими в контексте мировых тенденций позволит успешнее решать масштабные задачи, которые обозначены в программных документах Республики Башкортостан.
2. Анализ состояния информатизации образования РБ
Работа по информатизации сферы образования Республики Башкортостан начата задолго до принятия федеральной Программы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 годы". С 1998 года действует медиацентр Научно-информационно-методического центра Управления народным образованием (НИМЦ УНО) администрации г. Уфы, в 1999 году создан Центр информатизации образования (ЦИО) в Башкирском институте развития образования. На базе Башкирского республиканского учколлектора функционирует Региональный информационный центр (РИЦ) учебного книгоиздания. Активно ведутся работы по созданию республиканской образовательной информационной среды (РОИС), которая объединит органы управления образованием и образовательные учреждения республики в единую систему с включением в образовательную информационную систему России.
Для этого на республиканском уровне при МО РБ создан, как центральное звено РОИС, Центр информатизации Республики Башкортостан и в его составе медиацентр МО РБ с официальным образовательным сервером Башкортостана (www.mnorb.ru):
медиацентр поддерживает функционирование сайта МО РБ, на котором постоянно публикуются официальная информация, новости образовательного сервера Башкортостана, информация основных отделов Министерства;
через медиацентр идут основные информационные потоки по Единому государственному экзамену (ЕГЭ);
медиацентр также обеспечивает автоматизацию централизованного сбора заявок на федеральный комплект учебников и учебно-методическую литературу;
на базе медиацентра создается банк данных электронных образовательных программ и продуктов;
медиацентр осуществляет координацию создания региональной подсистемы ИАИС РФ.
На муниципальном уровне создаются медиацентры РЦПИ, (районных центров педагогической информации), активно ведется работа по созданию школьных медиацентров, для этого все школы обеспечены современными компьютерами, во все отделы образования республики направлены комплекты компьютерного оборудования.
Данный проект финансировался на паритетных началах Правительством Республики Башкортостан и Министерством образования Российской Федерации. Кроме того, действует республиканская Программа "Компьютеризация общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан на 2001-2005 годы". В результате реализации этих программ уровень компьютеризации значительно повысился. Так, если в ноябре 2000 г. школы имели 2000 современных компьютеров, то на 1 января 2002 года - около 9 тысяч.
В настоящее время активно функционирует экспериментальная модель РОИС на базе медиацентров образовательных учреждений ряда районов и городов республики. Для работы в экспериментальных точках подготовлены сертифицированные специалисты (региональные тьюторы), которые обучались в рамках проекта "Интернет-образование" в Москве. Тьюторские точки республиканской экспериментальной площадки по отработке модели РОИС получили самое современное компьютерное и телекоммуникационное оборудование, а региональные тьюторы ведут на местах обучение учителей-предметников и организуют сетевой обмен.
Для дальнейшего поступательного развития РОИС необходимо решение следующих первоочередных проблем:
обеспечение свободного и недорогого доступа учреждений образования республики к Интернет;
создание образовательного портала, объединяющего информационные образовательные ресурсы;
развитие узлов Интернет в вузах, ссузах, школах;
подготовка и переподготовка профессиональных кадров, особенно в сельской местности;
информационное наполнение РОИС на основе оперативного обмена нормативной, управленческой, учебной, научной, программно-методической, кадровой и финансово-хозяйственной и иной информацией в системе дистанционного обучения и консультирования.
Без государственной поддержки решение вышеперечисленных проблем не представляется возможным. Поэтому в настоящее время необходимо принять Программу "Информатизация системы образования Республики Башкортостан и развитие республиканской образовательной информационной среды на 2002-2006 годы".
II. Основные цели, направления, приоритеты и задачи
реализации Программы
Цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности, в подготовке человека к полноценной жизни в информационном обществе путем повышения качества образования на основе применения новейших информационных технологий.
В соответствии с целью в приоритетном порядке выделены следующие основные направления реализации Программы:
1) Интеграция РОИС в единую информационную среду России.
В качестве основных задач данного направления необходимо выделить следующие:
создание республиканской образовательной информационной среды, в которой должны быть представлены МО РБ, районные и городские отделы образования, вузы, ссузы, общеобразовательные учреждения республики и другие заинтересованные ведомства и организации;
упорядоченное и целенаправленное оснащение субъектов РОИС компьютерной и телекоммуникационной техникой для обеспечения материальной базы функционирования медиацентров;
организационное, нормативно-правовое, методическое, кадровое и финансовое обеспечение деятельности субъектов РОИС;
создание региональной подсистемы ИАИС РФ сферы образования для информатизации научных и научно-методических исследований;
решение организационно-правовых и технических вопросов информационной безопасности и комплексной защиты данных в информационных системах;
совершенствование системы методического, консалтингового и координационного обеспечения для унификации и решения задач информатизации образования и дистанционного обучения;
реорганизация системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие РОИС на основе передового мирового опыта и современных тенденций развития информационных технологий, средств телекоммуникаций и технологий обучения.
2) Развитие технологий открытого образования.
На базе РОИС, интегрированной в единое информационное образовательное пространство, становится возможным создание системы дистанционного образования (СДО), реализующей принцип "Образование для всех".
Основные задачи этого направления:
разработка научно-методического и нормативно-правого обеспечения СДО;
разработка и внедрение программно-методических комплексов для дистанционного обучения;
запуск системы дистанционного образования педагогических работников по отдельным специальностям с использованием сетевых ресурсов.
3) Применение информационных технологий в управлении образовательными структурами.
Данное направление в рамках функционирования ИАИС РФ системы образования предполагает решение задач совершенствования образовательного процесса на базе новейших информационных технологий путем внедрения:
единых форм учета и отчетности в управленческой и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений;
системы образовательного мониторинга;
автоматизированных систем аттестации педагогических кадров.
4) Совершенствование предметной области "информатика" как основы информатизации общества.
Несмотря на значительное расширение сферы предметной области "информатика", существует множество проблем, связанных с ее преподаванием в средней школе: неоправданный уклон в сторону программирования, отсутствие достаточной вариативности в методиках преподавания информатики, недостаток учебной и методической литературы, низкий уровень оснащения средствами вычислительной техники, проблемы преемственности различных видов образования и их доступности.
В начальном звене предстоит решить задачи, связанные с несоблюдением медицинских норм, использованием неподходящего оборудования, низкой квалификацией учителей информатики, подменой процесса обучения компьютерными играми, остаточным принципом предоставления компьютерной техники младшим школьникам.
Общепризнанной стала точка зрения о том, что школьную информатику следует переориентировать от остающейся пока основной программистской направленности на более глубокое изложение информатики как фундаментальной научной дисциплины и практическое освоение учащимися современных компьютерных информационных технологий.
5) Интеграция новых информационных технологий в образовательный процесс.
Преподавание информатики должно организовываться в неразрывной связи с математическими, естественнонаучными# и гуманитарными предметами. В связи с этим необходимо решение следующих задач:
преподавание информатики как метапредмета с упором на общепользовательскую подготовку и подготовку в области Интернет-технологий;
подготовка и повышение квалификации учителей-предметников, распространение передового опыта и освоение новых методик преподавания в соответствии с новыми образовательными стандартами;
разработка учебников и учебных пособий нового поколения с использованием автоматизированных приложений по всем предметам Базисного учебного плана;
определение критериев и методик оценки результатов внедрения новейших информационных технологий в другие предметные области.
III. Система программных мероприятий и основные этапы
реализации Программы
Определение основных этапов реализации Программы является условным, без обозначения приоритетности, т.к. поэтапный подход к решению задач информатизации значительно снижает эффективность этого процесса. Наиболее целесообразным, как показывает опыт, является комплексный подход к осуществлению процесса информатизации. Таким образом, Программа предполагает реализацию следующих этапов:
создание РОИС, интегрированной в единое информационное пространство;
разработка электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса;
повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров;
обеспечение образовательных учреждений средствами информатизации;
организация сервисной службы.
1. Развитие Республиканской образовательной
информационной среды - РОИС
Функционирование РОИС поддерживается сетью медиацентров, созданных в рамках целевой республиканской Программы "Компьютеризация общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан на 2001-2005 годы".
Медиацентр - многопользовательский программно-технический комплекс, выполняющий функции электронного центра коммуникационных услуг с предоставлением пользователям информационного и коммуникационного сервиса (электронной почты, базы данных, фондов медиатек и т.д.) и являющийся основной организационной структурой РОИС.
Этапы создания РОИС:
1) Создание и функционирование организационных структур РОИС - медиацентров в составе субъектов РОИС разного уровня:
Первый уровень - республиканский. В него входят: головной медиацентр в Министерстве образования Республики Башкортостан, медиацентры Центра информатизации образования Башкирского института развития образования, Республиканского информационного центра Башучколлектора; Республиканского центра дистанционного обучения; медиацентры вузов.
Второй уровень - муниципальный. В его основе - медиацентры РЦПИ при отделах образования районов и городов.
Третий уровень - уровень учреждений образования. В него входят медиацентры кабинетов информатики или отдельных структур информационно-методического и сервисного назначения.
2) Обеспечение субъектов РОИС средствами информатизации: сервер, модем, маршрутизатор, концентратор, сетевая карта, источник бесперебойного питания, подведенный канал связи для обеспечения доступа к информационным ресурсам, размещенным в локальной, региональной и глобальной сетях для применения таких телекоммуникационных сервисов, как электронная почта, обмен сообщениями в режиме реального времени, видео-, аудиоконференции, передача голосовых сообщений, цифровая телефония и другие сервисы.
3) Организационно-правовое, методическое и кадровое обеспечение деятельности субъектов РОИС:
разработка положений, инструкций и иных нормативных документов;
разработка методических рекомендаций по информационному наполнению каналов РОИС.
4) Организация процесса функционирования РОИС:
организация на базе медиацентра МО РБ центрального информационного сервера - официального образовательного сервера Республики Башкортостан;
создание информационных каналов коллективного пользования;
разработка единых форм и протоколов информационного обмена;
формирование банка данных в медиацентрах субъектов РОИС всех уровней;
сбор, анализ и представление педагогической информации в сети Интернет;
разработка единообразной структуры представления данных;
внедрение системы мониторинга как инструментария управления образованием;
выработка стратегии процедурных действий.
Предполагаемые сроки выполнения работ:
2003 год - проведение республиканского эксперимента по отработке модели РОИС;
2004 год - разработка ГИС, передача системы в эксплуатацию;
2005-2006 год - сопровождение системы, актуализация данных.
2. Создание условий для разработки электронных учебных
материалов и средств поддержки учебного процесса
Для эффективного использования компьютерной техники при преподавании предметов в рамках учебного процесса на всех уровнях образования необходима разработка соответствующих программно-методических комплексов (ПМК), в состав которых должны входить мультимедийные учебники и пособия, методические указания для учащихся и учителей, обновляемые электронные средства поддержки учебного процесса (новые версии учебных программ, базы данных иллюстративных, справочных, тестовых материалов и т.д.), размещаемые в Интернет и вызываемые при работе с обучающими и контролирующими программами.
Учитывая востребованность ПМК, особенно ориентированных на учителя общеобразовательной школы, необходимо:
привлечение различных специалистов (педагогов, программистов, дизайнеров, сценаристов, психологов и других) для создания интерактивных конкурентоспособных образовательных ресурсов (от текстовых до мультимедийных);
разработка документации для введения дополнительной номинации "Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в обучении" в республиканском конкурсе "Учитель года";
разработка критериев и типовой структуры образовательных web-сайтов образовательных учреждений всех видов: школ, учреждений дополнительного образования и учреждений профессионального образования;
разработка нормативной и методической документации для организации ежегодного республиканского Конкурса информационных образовательных ресурсов "Магариф.ru".
3. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
кадров в области новых информационных и телекоммуникационных
технологий
Для успешного внедрения средств информационных технологий в учебный процесс необходимо, чтобы преподаватели владели этими технологиями. В целях организации повышения квалификации кадров в рамках этого направления формируются программы обучения следующих категорий работников в области новых информационных и телекоммуникационных технологий:
административно-управленческого персонала, включающего руководителей и специалистов местных (муниципальных) органов управления образованием, руководителей методических служб, директоров общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального, среднего основного и профессионального образования;
по общеобразовательным учреждениям: учителей-предметников, учителей информатики, инженерно-технического персонала;
по учреждениям начального профессионального образования: преподавателей-предметников, преподавателей информатики, инженерно-технического персонала;
по образовательным учреждениям среднего профессионального образования: преподавателей-предметников, преподавателей информатики, инженерно-технического персонала;
по специальным (коррекционным) учреждениям: руководителей, учителей начальных классов; практических психологов.
4. Оснащение образовательных учреждений средствами
информатизации
В рамках Программы предполагается создание аппаратно-программных обучающих комплексов, включающих в себя компьютеры и программно-методические средства обучения для различных уровней образования и по различным предметным областям. Минимально необходимый уровень оснащения учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, а также лабораторий и кабинетов специальных (профилирующих) дисциплин может быть аналогичен уровню оснащения учреждений среднего общего образования.
Предметом поставки в образовательные учреждения являются:
компьютерные классы (в т.ч. рабочие места преподавателя и ученика);
учебная техника (в соответствии с утвержденными перечнями минимально необходимого учебного оборудования);
программно-методические комплексы (компьютерные обучающие программы) по каждой учебной дисциплине;
специализированная мебель для учебных кабинетов и сетевых компьютерных классов;
средства психофизиологической и эргономической поддержки пользователей (очистители воздуха, ионизаторы, увлажнители и др.).
Основное предназначение компьютерного класса - проведение занятий по информатике, а также отдельных уроков по большинству школьных дисциплин. На базе компьютерного класса можно оборудовать кабинет-лекторий, оснащенный графо- и диапроекторами, отражательным экраном, набором плакатов и комплектов фолий) для всех дисциплин гуманитарного цикла, а также математики, безопасности жизнедеятельности и некоторых других. Кроме того, при соответствующем дооснащении программными средствами этот же компьютерный класс может играть роль лингафонного кабинета при изучении иностранных и родных языков.
Новое оборудование является новым инструментом для работы каждого учителя, создает новую среду, расширяет и изменяет методы и формы обучения. С учетом этого наиболее оптимальным является оснащение мультимедийного класса-лектория как кабинета гуманитарной информатики, который, в зависимости от потребности педагогического коллектива образовательного учреждения, может включать:
1) компьютерное оборудование: один компьютер для работы со средствами информатизации; сервер для расширения возможностей ранее установленных в образовательном учреждении компьютеров.
2) проекционное и мультимедийное оборудование: мультимедиа и графопроекторы, звуковая карта, колонки, микрофон, наушники, CD-ROM, цифровая видеокамера для использования электронных учебных материалов (электронные учебники и справочники, энциклопедии, видеофильмы, мультимедийные средства, средства тестирования учащихся, электронные лабораторные практикумы и другие).
3) периферийное оборудование и оргтехника: сканер, принтер, ксерокс для подготовки к урокам, разработки раздаточного материала, создания презентаций, слайдов и пр.
В настоящее время большинство вузов республики уже имеет значительное количество компьютерных классов с доступом в Интернет. Обеспеченность компьютерной техникой по количественным показателям достаточная. Поэтому основная задача, которую необходимо решать в этом направлении, - модернизация, автоматизация и развитие существующего учебного оборудования. Важнейшим здесь является сопряжение компьютерных и образовательных технологий путем обновления и автоматизации имеющегося лабораторного практикума, использования при обучении новых компьютерных образовательных продуктов на современных носителях, а также модернизация и компьютеризация инфраструктуры поточных лекционных аудиторий.
5. Организация сервисной службы
Для эффективной реализации Программы решающее значение имеет уровень организации сервисной службы. Это обусловлено высокой технической сложностью поставляемых средств телекоммуникаций, компьютерной техники и программного обеспечения, большим количеством потребителей и их территориальной удаленностью.
Необходимо сформировать инфраструктуру сервисного обслуживания:
республиканского уровня;
сети районных сервисных служб (на базе РЦПИ).
Исходя из требований международных стандартов серии ИСО 9000, сервисное обслуживание должно охватывать четыре последовательных стадии жизненного цикла продукции.
1) Монтаж и ввод в эксплуатацию.
Для установки компьютерной техники и программного обеспечения, объединения компьютерной техники в локальную сеть планируется привлечение преподавателей (по совместительству), прошедших обучение и ответственных за школьные медиацентры и кабинеты информатики, а также персонала РЦПИ.
2) Техническая помощь и обслуживание.
Для обслуживания компьютерной техники и программного обеспечения планируется использование преподавателей или инженерно-технического персонала РЦПИ, специально закрепленного за данным оборудованием.
Для технической и консультационной помощи на базе РЦПИ планируется организовать соответствующие службы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами (не менее 3-х человек), которые будут оказывать поддержку инженерно-техническому персоналу, обслуживающему компьютерные классы.
Для обслуживания республиканского и территориальных узлов РОИС необходимы высококвалифицированные специалисты в области телекоммуникаций и Интернет-технологий, которые должны оказывать техническую и консультационную помощь РЦПИ.
3) Этапы после реализации оборудования (модернизации). Организация сервисного обслуживания в рамках Программы должна обеспечить послегарантийный ремонт и обслуживание аппаратно-программных комплексов, их модернизацию и учебно-методическую поддержку для адаптации в учебном процессе.
4) Утилизация.
Ремонт (или утилизация) оборудования должен проводиться за счет муниципальных (или внебюджетных) средств.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, внебюджетных средств.
Наиболее значительные расходы приходятся на 2003-2005 годы, когда запланирован интенсивный процесс разработки и тиражирования электронных учебных материалов и развертывания РОИС. На 2006 год планируется модернизация системного программного обеспечения, которую целесообразно провести централизованно в целях сохранения единства программного обеспечения и снижения расходов на эти цели.
Из средств бюджета Республики Башкортостан планируется финансировать мероприятия по частичному оснащению учебных заведений средствами информатизации, повышению квалификации педагогических кадров, поддержке РОИС, сервисному обслуживанию компьютерной техники.
Внебюджетные средства планируется использовать для создания электронных учебных материалов, подготовки и переподготовки кадров в области новых информационных технологий, развития телекоммуникационных средств, развертывания и поддержки РЦПИ.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования;
координационного плана совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
Органы исполнительной власти всех уровней, ответственные за выполнение Программы:
разрабатывают мероприятия подпрограмм с определением конкретных работ, необходимых затрат (с расчетами-обоснованиями) и источников их финансирования (раздельно по каждому источнику и по годам);
организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
при определении источников финансирования исходят из максимального привлечения внебюджетных средств, а также средств республиканского бюджета (в части реализации мероприятий, в которых они принимают участие);
обеспечивают контроль за реализацией указанных подпрограмм.
VI. Управление реализацией Программы и контроль за ходом
ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляется Научно-техническим советом по ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг." по Республике Башкортостан (далее именуется - Совет), созданным Государственным заказчиком и включающим представителей учреждений, являющихся основными разработчиками и исполнителями Программы. Государственный заказчик вместе с Советом контролирует выполнение Программы, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по ходу ее исполнения, ведет информационный банк данных.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Следует читать: "Развитие единой информационной образовательной среды на 2001-2005 гг."
VII. Ожидаемые результаты
1. В результате выполнения Программы будет создана и введена в эксплуатацию республиканская образовательная информационная среда, которая позволит создать:
систему доступа к глобальным образовательным ресурсам на всей территории республики;
республиканскую распределенную базу данных в системе образования республики на основе новых информационных технологий и обеспечить оперативное взаимодействие с субъектами единой информационной образовательной среды России;
региональную подсистему интегрированной автоматизированной информационной системы Российской Федерации (ИАИС РФ) сферы образования для информатизации научных и научно-методических исследований;
условия для развития технологии интерактивного дистанционного обучения;
условия для повышения качества, доступности и эффективности образования в сельской местности путем организации доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для сельской школы;
систему методической и информационной поддержки учебных учреждений всех уровней на базе центров педагогической информации, научно-методической поддержки образовательного процесса, обслуживания программно-аппаратных средств;
систему поиска одаренных детей и работы с ними на основе использования возможностей новых информационных технологий для организации работы ведущих преподавателей и ученых с одаренными детьми;
банки данных с тестовыми заданиями для сетевого тестирования и мониторинга образовательных программ и проектов разного уровня.
2. Реализация основных направлений Программы позволит модернизировать процессы информатизации научных и научно-методических исследований, управления образовательными структурами на базе новых информационных технологий, подготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии, и тем самым обеспечит формирование высокопрофессиональной, вооруженной новейшими технологиями и приобщенной к мировой духовной культуре, к культурно-историческим традициям наших народов, личности, понимающей свое место и роль своей будущей профессиональной деятельности в социально-экономическом и духовном развитии республики.
-----------------------
*
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
- Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 года N 630;
- Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65;
- Национальная доктрина образования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751;
- Программа компьютеризации общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан на 2001-2005 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 июля 2000 года N 197.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 декабря 2002 г. N 386 "Об утверждении программы "Информатизация системы образования Республики Башкортостан и развитие республиканской образовательной информационной среды (РОИС) на 2002-2006 годы"
Текст постановления официально опубликован не был