Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 января 2003 г. N 27 "О подпрограмме реформирования, стабилизации и развития отраслей животноводства Республики Башкортостан на 2003-2005 годы"

2. Рекомендовать администрациям районов и городов:

разработать мероприятия по реализации подпрограммы реформирования, стабилизации и развития отраслей животноводства;

при формировании бюджетов предусматривать в установленном порядке выделение средств на реализацию мероприятий подпрограммы.

3. Министерству экономики Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан ежегодно при формировании прогноза централизованных капитальных вложений предусматривать финансовые средства на реализацию мероприятий подпрограммы.

Установить, что мероприятия подпрограммы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджетов всех уровней, а также прогноза централизованных капитальных вложений.

4. Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан обеспечить выполнение подпрограммы реформирования, стабилизации и развития отраслей животноводства Республики Башкортостан на 2003-2005 годы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Башкортостан Ш.Х.Вахитова.

Премьер-министр

Республики Башкортостан

Р.И.Байдавлетов

 

Руководитель Аппарата

Кабинета Министров

Республики Башкортостан

Ф.М.Казакбаев

 

Подпрограмма
реформирования, стабилизации и развития отраслей
животноводства Республики Башкортостан на 2003-2005 годы
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 27 января 2003 г. N 27)

 

Паспорт

 

/-----------------------------------------------------------------------\
|Полное наименование   | Подпрограмма реформирования, стабилизации и    |
|программы             | развития отраслей  животноводства Республики на|
|                      | 2003-2005 годы Башкортостан                    |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Основание для разра-  | Постановление Кабинета Министров Республики    |
|ботки                 | Башкортостан от 28 апреля 2001 года N 91 "О    |
|                      | среднесрочной программе реформирования агропро-|
|                      | мышленного комплекса Республики Башкортостан на|
|                      | 2001-2005 годы"                                |                                                                      |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Период и этапы реали- | 2003-2005 годы                                 |
|зации программы       |                                                |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Основные задачи, меро-| Стабилизация и развитие отраслей животноводства|
|приятия программы     |                                                |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Объем финансирования  | 458,9 млн.руб.                                 |
|до 2005 года          |                                                |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Объем необходимых фи- |                                                |
|нансовых ресурсов на  |                                                |
|весь период реализации|                                                |
|программы             |                                                |
|2003 год              | 235,7 млн.руб.                                 |
|2004 год              | 223,2 млн.руб.                                 |
|2005 год              |                                                |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные    | В 2005 году довести в общественном секторе:    |
|результаты программы  | молочную продуктивность коров до 3000 кг;      |
|                      | производство молока - до 885 тыс. тонн;        |
|                      | производство  молока на душу  населения - до   |
|                      | 388 кг;                                        |
|                      | производство мяса на душу населения-до 97,5 кг |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Разработчики программы| Министерство сельского хозяйства Республики    |
|                      | Башкортостан,                                  |
|                      | Башплемпредприятие,                            |
|                      | БНИИСХ,                                        |
|                      | администрации районов                          |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Заказчик программы    | Министерство сельского хозяйства Республики    |
|                      | Башкортостан                                   |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Основной исполнитель и| Министерство сельского хозяйства Республики    |
|соисполнители програм-| Башкортостан,                                  |
|мы                    | Башплемпредприятие,                            |
|                      | БНИИСХ,                                        |
|                      | администрации городов и районов                |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Контроль за реализа-  | Министерство сельского хозяйства Республики    |
|цией программы        | Башкортостан,                                  |
|                      | администрации городов и районов                |
\-----------------------------------------------------------------------/

Состояние отрасли животноводства

 

За последние годы в отрасли животноводства Республики Башкортостан произошли процессы, вызвавшие существенные изменения в объемах, темпах и структуре производства продукции по формам хозяйствования и в их ресурсном потенциале.

За 9 лет надой молока на корову на сельхозпредприятиях снизился с 2595 кг до 2164 кг, или на 17%. Одновременно произошло сокращение поголовья коров. В большинстве хозяйств себестоимость молока выше реализационной цены.

В настоящее время в республике уровень производства молока и молочных продуктов на душу населения оказался ниже рекомендуемых норм и в 2000 году составил 363 кг. В связи с вышеизложенным становится актуальной проблема увеличения производства молока и молочных продуктов.

За период реформ произошли существенные изменения в объеме и структуре производства мяса. Во всех категориях хозяйств в 2000 году объем производства мяса составил 213 тысяч тонн (в убойном весе), или 52 кг в расчете на душу населения, что меньше на 31 кг уровня 1990 года.

Из всех отраслей животноводства только отрасль птицеводства сохранила позиции по производству мяса. В настоящий период мощности всех предприятий ГУСП "Башптицепром" позволяют производить 21 тысячу тонн мяса птицы, до 750 млн. штук яиц в год и реализовать населению республики 8-10 млн. голов молодняка птицы. Производство яиц на душу населения в 2000 году в республике составило 287 штук. Однако рост производства продукции сдерживается изношенностью технологического оборудования, низкой обеспеченностью белковыми кормовыми добавками.

Цели подпрограммы

 

В Республике Башкортостан обеспечение населения животноводческой продукцией в основном осуществляется за счет собственного производства. За последнее десятилетие во всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота сократилось на 28 процентов, в том числе коров на 13 процентов. Основное сокращение произошло в общественном секторе. На сельхозпредприятиях поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 42%, в том числе коров - на 30%, свиней - на 62, овец - на 94, лошадей - на 51%. Низкой остается продуктивность скота и птицы. В личных подсобных хозяйствах поголовье крупного рогатого скота возросло на 9%, в т.ч. коров - на 15%, свиней - на 45%. Снизилось поголовье овец и коз на 47%, птиц - на 5%.

В связи с этим основной целью подпрограммы является обеспечение продовольственной безопасности Республики Башкортостан за счет стабилизации поголовья сельскохозяйственных животных и повышения их продуктивности во всех категориях хозяйств.

1. Производство продукции животноводства

 

1.1. Производство молока

 

Уровень потребностей населения республики в молокопродуктах определяется в первую очередь наличием необходимого поголовья коров и молочной продуктивностью.

Основные цели:

доведение продуктивности коров в общественном секторе к 2005 году до 3000 кг молока, в пригородных хозяйствах - до 3500 кг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

а) создание прочной кормовой базы за счет увеличения посевов бобовых трав, приготовления полнорационных комбикормов. Ежегодно заготавливать на 1 условную голову скота 35-36 ц.к.ед., в том числе на зимовку - 24-25 ц.к.ед;

б) повышение качества племенной работы путем направленного выращивания ремонтных телок.

При этом необходимо:

обеспечить получение среднесуточного привеса ремонтных телок на уровне 650-700 граммов;

довести живую массу 1 головы крупного рогатого скота на конец периода выращивания до 380-400 кг; обеспечить получение не менее 90 телят от 100 коров; довести охват искусственным осеменением коров до 80-90% в общественном и до 100% в частном секторе, не менее 50% коров - осеменением быками-улучшателями;

до 2005 года открыть 789 пунктов искусственного осеменения коров личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Для более полного обеспечения населения республики животноводческой продукцией, повышения экономической эффективности ее производства и создания конкурентоспособного производства в рыночных условиях необходимо перепрофилировать, реформировать убыточные животноводческие фермы.

Рекомендуется на данных фермах внедрять технологию мясного скотоводства. Возможна передача убыточных ферм частным лицам с правом последующего выкупа или передача скота членам коллектива на подворье на основе договора с хозяйством.

 

Таблица 1

 

Основные показатели подпрограммы реформирования,
стабилизации и развития отраслей животноводства
Республики Башкортостан на 2002-2005 годы

 

Показатели Ед.изм. Годы
2003 2004 2005
Поголовье КРС - всего тыс.гол. 977 1003 1030
в т.ч. коров тыс.гол. 220 220 220
Производство молока тыс.тонн 519 543 660
Среднегодовой надой молока от 1
коровы
кг 2360 2471 3000

 

В современных условиях основным фактором достижения высоких темпов генетического улучшения популяций и стад сельскохозяйственных животных является внедрение искусственного осеменения маточного поголовья семенем производителей с высокой племенной ценностью.

К 2005 г. необходимо обеспечить искусственным осеменением все маточное поголовье хозяйств при доле улучшателей в племенных хозяйствах не менее 40%, в товарных - 25%. Для решения этой задачи расходы на селекцию производителей и осеменение животных в хозяйствах должны частично возмещаться из средств федерального и республиканского бюджетов.

Следует шире использовать систему лизинговых поставок животных, так как при сложившемся финансовом положении хозяйств это единственная реальная возможность качественного преобразования племенного ядра.

Организация воспроизводства, ветеринарное и селекционное обслуживание, обеспечение молодняком животных личных подсобных хозяйств должна возлагаться на республиканскую племенную службу на тех же основаниях, что и общественный сектор, и осуществляться на приемлемой для населения договорной основе. К 2005 г. не менее 85% маточного поголовья личных подсобных хозяйств должно осеменяться искусственно.

1.2. Производство мяса

 

При стабильном поголовье крупного рогатого скота рост производства говядины будет обеспечиваться за счет повышения его продуктивности. К 2005 году намечается произвести на начальную голову 100 кг. При этом валовое производство говяжьего мяса в живом весе будет составлять 110 тысяч тонн.

Необходимо предусмотреть и государственную поддержку животноводческих комплексов по производству мяса. Это поможет смягчить негативные последствия диспаритета цен, обеспечить ритмичную работу комплексов, тем самым полнее использовать потенциал высокой продуктивности при откорме скота на комплексах, где продуктивность на треть выше, чем на обычных фермах.

В Республике Башкортостан во всех категориях хозяйств числится более 730 тысяч коров. Имеется возможность без ущерба молочному скотоводству ежегодно скрещивать с быками мясных пород 100 тысяч голов, или 13 процентов.

С учетом научных разработок и практики развитие мясного скотоводства в республике планируется осуществлять по следующим направлениям:

увеличение числа племенных ферм и численности мясного скота в них;

повышение классности животных в стадах и качества продаваемого молодняка;

завоз высокоценных племенных животных из лучших племенных хозяйств России и зарубежья;

проведение промышленного скрещивания низкопродуктивных коров и сверхремонтных телок с производителями мясных пород;

создание товарных мясных стад из двух и трехпородных помесей;

укрепление кормовой базы, способной обеспечить кормами мясной скот согласно научно обоснованным нормам.

К 2005 году планируется дополнительно создать четыре племенных завода и семь племенных ферм. Численность коров в племенных хозяйствах будет доведена до 3660 голов, или 21% к общему поголовью маточного стада, за счет ускоренного качественного преобразования стад на основе завоза племенного молодняка из ведущих племенных заводов и репродукторных ферм Российской Федерации, а также более полной реализации и повышения генетического потенциала сельскохозяйственных животных в племенных хозяйствах, укрепления материально-технической базы отрасли.

В целях повышения экономической эффективности мясного скотоводства в рамках внутрихозяйственной реструктуризации целесообразно внедрять семейный, арендный подряд или выделять отдельные звенья в виде обществ с ограниченной ответственностью.

1.3. Свиноводство

 

На свинотоварных фермах намечается внедрить поточную систему производства свинины, которая позволит повысить эффективность использования производственных помещений и средств механизации, создать наиболее благоприятные условия содержания производственных групп животных, получить высокие показатели продуктивности, ликвидировать сезонность производства мяса, добиться полного заполнения маточников как самых энергоемких помещений на каждой ферме, для чего необходимо иметь на основную свиноматку 2-3 головы проверяемых свинок.

В целях эффективного воспроизводства стада планируется:

создать на каждой ферме высокопродуктивное маточное поголовье с устойчивой наследственностью;

случку и опоросы проводить в соответствии с разработанной по каждой ферме поточной системой воспроизводства. На свинотоварных фермах и госплемзаводах вести "ручную случку", а на комплексах - только искусственное осеменение;

ввести учет использования свиноматок через технологический фильтр; содержание холостых и супоросных маток мелкогрупповое, кормление проверенными на токсичность кормами с влажностью 60-65 процентов, сбалансированными по всем питательным веществам.

Для замены малопродуктивных маток намечается организовать выращивание собственного ремонтного молодняка с доведением свинок к 9-месячному возрасту до условного веса 110-120 кг с последующим их осеменением.

В племенных хозяйствах намечается выращивание полноценного ремонтного молодняка, постоянное совершенствование откормочных и мясных качеств свиней путем откорма молодняка, полученного от межпородного скрещивания.

Кормовая база на обычных фермах должна обеспечивать получение среднесуточных привесов свиней до 500 граммов, на комплексах - 550-600 граммов.

Товарные хозяйства предстоит ориентировать в основном на получение поросят для реализации населению после отъема, мелкие фермы передавать в аренду или крестьянским (фермерским) хозяйствам с последующим выкупом на основе договора.

Намечается к 2005 году довести выход на 1 среднегодовую свиноматку до 14 деловых поросят и произвести 20-30 тысяч тонн свинины.

 

Таблица 3

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте постановления допущена опечатка. Вместо слов "Таблица 3" следует читать: "Таблица 2"

Поголовье свиней на конец года, тыс. голов

 

  2003 2004 2005
Все категории хозяйств 635 665 700
в т.ч. сельхозпредприятия 452 480 512
личные подсобные хозяйства 175,7 177,3 180
крестьянские (фермерские) хозяйства 7,3 7,7 8

1.4. Овцеводство

 

На 120 сельхозпредприятиях 34 районов республики содержится 59 тысяч голов овец, в том числе 27 тысяч овцематок.

За последние годы производство баранины стало выгоднее производства шерсти. Реализационная цена как шерсти, так и баранины составляет 25-30 рублей за килограмм, хотя на прирост 1 килограмма живой массы требуется 7-8 кормовых единиц, а шерсти - в 10-12 раз больше. Доход за счет годового настрига шерсти от 1 овцы в среднем составляет около 100 рублей, а от реализации одной головы приплода живой массой 35-40 кг - 700-800 рублей.

В то же время для сохранения ценного генетического потенциала овец шерстного направления (алтайская, советский меринос) планируется усилить работу по их разведению в племенных репродукторах и на заводах.

Развитие овцеводства в ближайшие годы намечается вести с использованием энергосберегающих технологий, позволяющих снизить себестоимость продукции овцеводства, и дальнейшей государственной поддержкой овцеводства, гарантированной закупкой шерсти и баранины по ценам, обеспечивающим положительную рентабельность.

 

Таблица 4

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте постановления допущена опечатка. Вместо слов "Таблица 4" следует читать: "Таблица 3"

Поголовье овец и коз на конец года, тыс. голов

 

  2003 2004 2005
Все категории хозяйств 703 710 720
в т.ч. сельхозпредприятия 64 70 75
личные подсобные хозяйства 632,9 633,9 638,8
крестьянские (фермерские) хозяйства 6,1 6,1 6,2

1.5. Коневодство

 

За последние годы, при некотором сокращении поголовья лошадей в общественном секторе, наблюдаются увеличение их в частном секторе и стабилизация в крестьянских хозяйствах.

Несмотря на некоторое снижение численности лошадей на сельхозпредприятиях, производством кумыса занимаются в 40 районах республики на более 200 предприятиях. За год производится 7,8 тысячи центнеров кумыса.

В целях увеличения поголовья лошадей и производства кумыса Кабинетом Министров Республики Башкортостан принято постановление от 31 ноября 2000 года N 311 "О Программе развития коневодства в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы". Планируется доведение поголовья лошадей во всех категориях хозяйств к 2005 году до 170 тыс. голов и годового объема производства кумыса до 9-10 тысяч центнеров.

ГАРАНТ:

По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату постановления следует читать: "31 октября 2000 года"

Таблица 5

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте постановления допущена опечатка. Вместо слов "Таблица 5" следует читать: "Таблица 4"

Поголовье лошадей на конец года, тыс. голов

 

  2003 2004 2005
Все категории хозяйств 159 164 170
в т.ч. сельхозпредприятия 92 96 101
личные подсобные хозяйства 65,3 66,2 67,2
крестьянские (фермерские) хозяйства 1,7 1,8 1,8

1.6. Птицеводство

 

В состав ГУСП "Башптицепром" входят 35 предприятий птицеводческого направления, которые в 2002 году произвели 639,5 млн. яиц, 15,9 тыс. тонн мяса птицы и реализовали населению республики 9 млн. голов молодняка птицы.

Улучшение сохранности и жизненности птицы, диагностики ее заболеваний на современном уровне позволит уменьшить падеж с 6 и более процентов до 2-2,5 процента.

Намечаются переработка производимой продукции, особенно мяса птицы, до готовых к употреблению изделий, упаковка в соответствующем фирменном стиле и реализация в собственной оптовой и мелкооптовой сети, что обеспечит конкурентоспособность производимых продуктов птицеводства.

 

Таблица 6

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте постановления допущена опечатка. Вместо слов "Таблица 6" следует читать: "Таблица 5"

Поголовье птицы всех возрастов на конец года, тыс. голов

 

  2003 2004 2005
Все категории хозяйств 13659 13830 14000
в т.ч. сельхозпредприятия 5952,1 6122 6292
личные подсобные хозяйства 7680 7680 7680
крестьянские (фермерские) хозяйства 26,9 27,5 28

 

Таблица 7

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте постановления допущена опечатка. Вместо слов "Таблица 7" следует читать: "Таблица 6"

Производство яиц, млн.шт.

 

  2003 2004 2005
Все категории хозяйств 1211 1225 1240
в т.ч. сельхозпредприятия 774 787 800
личные подсобные хозяйства 434,5 435,5 437,5
крестьянские (фермерские) хозяйства 2,5 2,5 2,5

1.7. Пчеловодство

 

В отрасли пчеловодства намечается проводить целенаправленную работу по восстановлению и сохранению башкирской популяции среднерусской породы пчел с дальнейшим выделением ее в самостоятельную породу.

Планируется восстановление ликвидированных и открытие новых матковыводных пасек, ведущих чистопородное разведение пчел, с ежегодной реализацией до 25 тысяч маток, что, в свою очередь, позволит предприятиям организовать до 5 тысяч пчелиных пакетов.

 

Таблица 8

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте постановления допущена опечатка. Вместо слов "Таблица 8" следует читать: "Таблица 7"

Количество пчелосемей на конец года, тыс.семей

 

  2003 2004 2005
Все категории хозяйств 209 210,6 212
в т.ч. сельхозпредприятия 61 61,6 62
личные подсобные хозяйства 143 144 145
крестьянские (фермерские) хозяйства 5 5 5

 

Таблица 9

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте постановления допущена опечатка. Вместо слов "Таблица 9" следует читать: "Таблица 8"

Производство меда (товарного), тонн

 

  2003 2004 2005
Все категории хозяйств 3840 3886 3925
в т.ч. сельхозпредприятия 780 793 800
личные подсобные хозяйства 2940 2970 3000
крестьянские (фермерские) хозяйства 120 123 125

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 января 2003 г. N 27 "О подпрограмме реформирования, стабилизации и развития отраслей животноводства Республики Башкортостан на 2003-2005 годы"

 

Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 5 (161), март-апрель 2003 г., ст. 275